Практика показывает, что на Украине два тюремных срока – пропуск в президентское кресло. После возбуждения второго уголовного дела шансы Юлии Тимошенко занять первый пост в стране стремительно растут.
При всем желании не получится сказать, что второе уголовное дело, возбужденное в отношении Юлии Тимошенко, "раскололо" экспертное сообщество. По сути, единственными адвокатами украинских правоохранителей выступают члены Партии регионов. Все остальные политологи, включая тех, кто еще совсем недавно считал, что в первом судебном процессе над Тимошенко политический заказ соседствует с реальной виной экс-премьер-министра, сегодня в открытую говорят о политической расправе.
Напомним, что в отношении уже осужденной Юлии Тимошенко украинские власти возбудили еще одно уголовное дело — по факту растраты госсредств в особо крупных размерах в 1990-е годы. Речь идет о долге в $405 млн, которые задолжала Министерству обороны России возглавляемая Тимошенко корпорация "Единые энергетические системы Украины". Именно ЕЭСУ в период 1995-1996 годов была крупнейшим импортером природного газа из России и государств Средней Азии.
Возбуждение этого дела в отношении Тимошенко (вслед за "газовым") вызывает недоумение – есть ли хоть какая-то логика в действиях украинского режима? Реальное положение дел явно не в пользу правоохранителей. Срок давности по уголовному делу ЕЭСУ уже истек. В соответствии с прежним украинским Уголовным кодексом (действие которого распространяется на инкриминируемое Тимошенко преступление) спустя 10 лет никакой спор хозяйствующих субъектов расследоваться не может. При этом, как заявил один из лидеров БЮТ Андрей Сенченко, никогда во взаимоотношениях ЕЭСУ и Министерства обороны России не было госгарантий со стороны Украины – а значит, украинское государство не может быть ответчиком по этому делу.
"Кстати, уголовное преследование Юлии Тимошенко, инициированное экс-президентом Украины Леонидом Кучмой по этому делу, было закрыто Верховным судом Украины на рубеже 2004-2005 года полным составом судей с формулировкой "за отсутствием состава преступления". И, если на то пошло, то любые письма, даже написанные министром обороны РФ Сердюковым, не являются вновь открывшимся обстоятельством", — отметил Сенченко.
Возбуждение второго дела против Тимошенко, с точки зрения российского политолога Андрея Окары, обусловлено желанием украинской власти не допустить освобождения лидера БЮТ, если Европа добьется амнистии экс-премьера по первому уголовному делу.
С такой оценкой соглашаются самые разные украинские политологи, многих из которых сложно назвать единомышленниками — например, Михаил Погребинский, и Вадим Карасев. И в этих совпадающих комментариях сквозит как четкое понимание того, что второе дело – это лишь политический заказ украинского режима, так и ощущение того, что на алтарь политической конъюнктуры кладется репутация всего государства.
По мнению Вадима Карасева, возбудив второе уголовное дело против Тимошенко, власть надеется зародить в общественном сознании мысль о газовом сговоре Тимошенко с россиянами в 2009 году. "Реанимируя дела давно минувших дней, власть добивается также реанимации мнения о том, что Тимошенко, подписывая договор в 2009 году, была под давлением аргументов российской стороны по поводу деятельности ЕЭСУ и дел Минобороны РФ", — отметил Карасев. Иначе говоря, пестуется мысль о том, что долги Тимошенко перед россиянами сделали ее более уступчивой на переговорах с российским премьером.
Карасев также не исключает, что власть, связанная по рукам и ногам реакцией Европы на приговор ЮВТ, стремится подстелить себе соломки на случай, если декриминализация статьи Тимошенко выведет ее из тюрьмы на свободу. "Новое следствие дает очередной повод задержать Тимошенко в СИЗО. Ну или же оно оттянет период ее новой политической активизации, связанной с избирательной кампанией и поездками за границу… Судите сами: или завтра Тимошенко выпускают, и она встречается с Меркель, Баррозу, Путиным, или же ее выпускают, и вместо этого начинают таскать на новые допросы", — отмечает Карасев.
Любопытно и то, что само письмо главы российского военного ведомства Анатолия Сердюкова украинскому премьер-министру Николаю Азарову, в котором поднимается тема старого долга корпорации Тимошенко, написано с полным нарушением иерархической субординации. Ну не может министр одной страны писать письмо главе правительства другой! Не его это уровень – по правилам, письмо Азарову должен был писать Путин. То, что этого не произошло, может свидетельствовать о том, что Кремль подтолкнул Киев к заведомо невыгодному решению (возбудить уголовное дело против ЮВТ), при этом не связав самого Владимира Путина никакими обязательствами. И теперь он с полным правом может высказывать недоумение новым судебным иском к украинской "газовой принцессе".
Но "регионалам" и впрямь нелегко. Отсутствие стратегического мышления завело их в тупик, выхода из которого пока не видно. Как полагает киевский политолог Юрий Романенко, Банковую подвела абсолютно неадекватная оценка ситуации, в которой они оказались в связи с первым уголовным делом Тимошенко. "Россия уже открестились от всей этой ситуации. Европа еще не комментировала, но с учетом их позиции по первому уголовному делу, реакцию нетрудно предугадать. И самое главное – что ведь действительно нет никаких дополнительных выгодооприобретений для власти от второго уголовного дела Тимошенко", — отмечает эксперт.
Возможно, украинский режим воспринимает всю большую мировую политику через призму своей привычки "разруливать ситуации" на Донбассе. То, что логика существования международной дипломатии сложнее привычной схемы коррупционного междусобойчика, плохо укладывается у них в голове.
Не исключено также, что "регионалы" не хотят, чтобы Тимошенко соскочила с крючка, если ЕС все же продавит декриминализацию статьи, по которой она была осуждена. Об этом, в частности, говорит главный редактор телеканала ТВi Виталий Портников, по мнению которого ЮВТ уготована роль заложницы режима – ее свобода будет находиться в прямой зависимости от благополучия исхода переговоров Киева и Брюсселя.
Единственные, кто противоречит общему хору экспертных оценок, – это сами "регионалы". Так, например, один из функционеров Партии регионов Вадим Колесниченко поспешил заявить, что вся критика со стороны экспертного сообщества по поводу возбуждения властью второго уголовного дела против Тимошенко оплачивается деньгами БЮТ. Конечно, никто и не ждал, что он будет заступаться за Тимошенко. Однако как минимум можно было ожидать риторики из серии "у нас свободная страна, и каждый имеет право на собственное мнение". Но, как говорится, "маемо, що маемо".
Главный вывод из сложившейся ситуации прост. Вольно или невольно украинский режим делает из Юлии Тимошенко жертву и повышает ее электоральные шансы, попутно подливая бензин на угли тлеющего уже давно общественного недовольства. С точки зрения здравого смысла идеальным способом расправиться с Тимошенко было бы просто не замечать ее – сразу после победы Виктора Януковича на президентских выборах. Тем более, что вся социология показывала стремительное снижение ее популярности. Но простые решения требуют политической дальнозоркости. А это именно то качество, которым Партия регионов похвастаться не может.