Украинской власти доселе никогда не удавалось так разьярить американцев. Не простых, которым больше интересно, что будет с экономикой США, а очень непростых. Наверное, если бы Янукович во время встречи тет-а-тет просто нагрубил Обаме с указанием направления движения, эффект был бы меньшим. Теперь на капитолийских холмах будущее Украины поставили в зависимость от исхода дела Тимошенко. Нет, не «европейское», а будущее. Да и дело не столько в самой Юлии Владимировне, которая стала символом произвола режима, — украинские власти плюнули Западу в лицо. Я бы остерег от радости за «проявление сильной позиции» сторонников пророссийского вектора — Москва свой плевок тоже получила. Просто те, кто привык дразнить львов в зоопарке, не поняли, что в прериях лучше вести себя поаккуратнее. Но что случилось, то случилось. «Санкция» — полгода назад это слово в американской столице никто даже и не думал произнести всерьез. Теперь оно звучит на каждой встрече и едва ли не при каждом упоминании Украины. Ясно, что из-за приговора Тимошенко, но не только из-за него.

Во-первых, в Вашингтоне любят анализировать и умеют делать прогнозы. Потому прошлое разыскиваемого ФБР Семена Могилевича не вселяет им оптимизма относительно возможных будущих поступков его партнеров из украинского правительства и ближайшего окружения Януковича. После разговоров о судьбе Юлии Владимировны и, очевидно, определенных обещаний от украинских визави высокого уровня, а также после увиденного результата суда власти США озаботились высокообогащенным ураном в Украине. Особенно настораживает нежелание Украины передать уран не до ядерного саммита в Корее, как того очень хочет Обама, а попытка оттянуть торжественный момент до 2014—2015 года. Американцы считают это недоразумение «техническим моментом», но уже видно — это дипломатическое объяснение. Близкие к Белому дому эксперты, которые могут говорить больше, чем кадровые служащие, уже не уверены, что новый украинский режим не начнет торговать тем, чем нельзя с теми, с кем нельзя. Сегодня прямых сигналов нет, но поведение официального Киева заставляет Вашингтон сомневаться в предсказуемости действий Януковича и, тем более, компании. И если тут, не приведи Господь, появятся сигналы, то последствия можно увидеть на примере бывших клептократических режимов. Почва уже готова.

Во-вторых, как заметил Збигнев Бжезинский, экономика и выгоды — это хорошо, но Запад все-таки зиждется на демократических ценностях, которыми торговать явно не готов. Приговор Тимошенко, откровенное издевательство над Луценко и Иващенко, преследование оппозиции на всех уровнях — все это будет в совместном письме к президенту Украины от сенаторов и конгрессменов обеих партий. Если кто-то хочет понять, о чем пишут — прочитайте заявление Белого дома после позора в Печерском суде, усильте тон и получите настроение документа. Пока он не отправлен — цитировать нельзя. Но эпистолярным жанром в Капитолии ограничиваться не собираются — вскоре будут слушания с резолюцией сената. И то, что там вряд ли обойдется без слова «санкции», уже ясно. Точно так же ясно, что вводить ограничения для всей Украины США не хотят. Понимают: одно дело — страна, другое — ее временное руководство. Поэтому предпочитают перейти к точечным ударам вместо ковровых бомбежек.

Потенциальные санкции, о характере которых идут вполне серьезные беседы, можно даже классифицировать. Одни предполагают отказ от предоставления финансовой помощи государственным структурам. Именно государственным — общественные организации скорее могут рассчитывать на поддержку своих программ. То есть речь идет о переориентации, что в очередной раз показывает понимание разницы между украинским обществом и властью. Да и, собственно, зачем давать деньги впустую? Яркий пример — помощь в разработке антикоррупционного законодательства. Сколько экспертов задействовали, парламентский комитет по всему миру возили опыт перенимать, конференции, семинары… Летом 2009-го антикоррупционный пакет принял парламент и подписал президент. Законы называли едва не лучшими в Европе. Но с приходом новой власти все отменили. И борьба с коррупцией пропала, и помощь на борьбу с ней оказалась ненужной. Так зачем усердствовать, если можно подсобить тем, кто действительно нуждается? Ведь законопроекты могут разрабатывать и общественные организации, чтобы потом, когда решения в Верховной Раде будет принимать не сборище кнопкодавов, можно было бы не терять времени.

Другой вид обсуждаемых санкций — болезненный для определенных личностей. Причем список этих личностей (с обоснованием их включения в оный) оппозиция передала американской стороне уже на этой неделе. В нем — представители высшего руководства — как страны, так и Генпрокуратуры, министры, следователи липовых дел против Тимошенко, Луценко и прочих, прокуроры, судьи, чиновники, составлявшие фальшивые документы и «экспертные» заключения, а также безмерно жестокие сотрудники пенитенциарной системы. Всего — около 70 фамилий. Естественно, еще рано говорить о том, что в «черный список» попадут все. Но у многих — шансы есть, и немалые. Более того, этот список может перенять Европа, поэтому для тех фигурантов, которые «в Америку не собираются», болезненным ударом может стать запрет на морские ванны Лазурного берега, парижские рестораны и лондонские бутики. Но и это тоже не все. Совсем избранные могут стать объектами специальных расследований. Поводов хватает. Связь с Могилевичем, например, вполне подходит, особенно учитывая недавний декрет Обамы о борьбе с мафией. Да и это не все — американцы не хотят раньше времени раскрывать свои карты. И какие козыри они могут вынуть?

Очень неприятным для Януковича может быть и повышенное внимание Вашингтона к парламентским выборам в Украине, явно заметное за год до оных. Внимание не только к будущему закону об этих выборах, в честности которого американцы очень сомневаются. Сомнения и в том, что сами выборы будут проведены честно. Именно осенью 2012-го внимание к украинским событиям будет максимальным, о чем говорилось прямым текстом.

Представители украинской власти, которые на этой неделе побывали в Вашингтоне на ежегодной конференции по вопросам Украины, заметно переживали. Друзей у них теперь нет. Как сказал один известный конгрессмен, представителям и демократов, и республиканцев очень сложно защищать украинскую власть. И что теперь Януковичу крайне сложно будет балансировать между Вашингтоном, Брюсселем и Москвой — сам у себя украл гироскоп. А значит и пространство для маневров крайне ограничено. Мол, не слышите предостережений — готовьтесь к самым неприятным последствиям. С другой стороны, США, вопреки стереотипам, вовсе не собираются толкать Украину в российские объятия. Белый Дом и госдеп потребовали освободить Тимошенко. Америка верит, что у Януковича рацио возьмет верх над эмоцио.

Воспользуется ли украинская власть любезно предоставленной паузой — есть сомнения. Привыкая сидеть в бульдозере, она не особо обращает внимание на движение вокруг. И на то, что есть более сильные механизмы. Собственно, и сделать-то Януковичу нужно не так много — выполнить обещания и перестать бороться с личными фобиями за счет страны. Другое дело, что эта задача по плечу лишь сильному человеку. Умный до такого не довел бы.