Власть подредактирует социальные гарантии и многомиллиардную социальную задолженность так, как ей это выгодно,— это лишь вопрос времени. Ведь любая власть понимает только язык силы. Но сила состоит не в том, чтобы с акциями протеста выходили относительно немногочисленные чернобыльцы и афганцы, пытаясь защитить свои абсолютно законные социальные льготы. Сила в том, чтобы все украинские граждане реально осознали, чем в действительности занимаются их политические избранники и чью выгоду они блюдут. И затем сделали соответствующие выводы.

Характер последних уличных протестов чернобыльцев, пытающихся отстоять свои социальные гарантии, а также реакция нынешней власти на эти акции ярко проиллюстрировали будущее социальной сферы в Украине. С одной стороны, проблемы чернобыльцев и их коллег по несчастью — воинов-афганцев — не находят ощутимого отклика со стороны остальных украинских граждан. С другой стороны, регионалы уже начали обвинять этих людей в провокациях — мол, власть идет им на уступки, а тем все мало. Ситуация уже складывается таким образом, что нынешняя власть все равно додавит нужный ей вариант упразднения социалки и социальной задолженности — любыми средствами.

Но на самом деле — «і» неоднократно писали об этом в последние месяцы — регионалы ни на какие уступки не идут. Они подпольно и тихо давят свою линию, чтобы в итоге платить социалку в как можно меньшем объеме, а текущую социальную задолженность в размере более 100 млрд. грн. подрезать в как можно большем объеме. А такой расклад уже больно задевает интересы всех украинских граждан, большинство из которых, кажется, совершенно не понимают, что сегодня происходит в социальной сфере и чем мотивируются в своих протестах чернобыльцы и воины-афганцы. И это при том, что нынешние события вокруг социалки — фактически ключ к пониманию истинной сути власти в Украине. Причем понимание будет настолько хорошим, что вполне может повлиять на результат любых общенациональных выборов в стране.

Главный парадокс заключается в том, что социальную тему, которую сами же регионалы могли сделать чуть ли не флагманом избирательной кампании 2012 г., они же умудрились обратить против самих себя. Создается стойкое впечатление, что в социальной сфере нынешняя власть преследует только одну цель — нам все, а им ничего. Постановка задачи именно в таком ракурсе вынудила регионалов проводить глобальные социальные преобразования подпольно и втихую, тщательно маскируя масштабную отмену социальных льгот и социальной задолженности под скромное намерение выполнять требования Европейского суда по правам человека. Это, в свою очередь, подразумевает, что никто не собирался и не собирается достигать открытого компромисса с обществом в социальной сфере. Иными словами, никто не собирается открыто и публично предложить украинским гражданам покрыть хотя бы часть социальных выплат и выплатить хотя бы часть социального долга — к примеру, через выпуск соответствующих гособлигаций. А взамен добиться от украинского общества согласия на то, чтобы социальные гарантии были приведены в посильное для государственного бюджета состояние, а заведомо нереальная социальная задолженность обнулилась.

И предпосылки для такого диалога с обществом у регионалов были. Ведь заведомо невыполнимое социальное законодательство, а также многомиллиардный объем социального долга — это вина не только нынешней власти (хотя и ее тоже), но и не меньшая вина многих ее предшественников во власти. Можно было бы открыто заявить, кто и под какие общенациональные выборы проталкивал через парламент тот или иной заведомо невыполнимый социальный закон. После этого можно было бы продемонстрировать соотношения доходов госбюджета и с текущим объемом социальных гарантий, и с актуальным уровнем социальной задолженности. А после этого заявить о себе как о реформаторах и радетелях народного блага, для которых благополучие украинских граждан — не пустой звук. И особенно — в социальной сфере. И если бы граждане вместо фантомных социальных миллиардов гривень, которые им ни одна властная команда физически дать не сможет, получили бы в свои руки вполне реальную и осязаемую синицу в руке, то в такой ситуации вполне можно было бы рассчитывать и на политические дивиденды.

Но, как уже говорилось выше, регионалы избрали иной путь — через законопроекты, в названиях которых ни слова не говорится о социалке, они пытаются взять в свои руки и оперативное управление размерами всех социальных гарантий, и инструменты для фактического обнуления социальной задолженности. Последний из этих законопроектов под номером 9127 содержит в себе норму, изымающую из социальных законов конкретные параметры социальных гарантий и наделяющую Кабмин правом вручную и на свое усмотрение задавать эти самые параметры. Благодаря этому у граждан как бы остаются социальные гарантии по закону, но на совершенно законном основании размер этих гарантий будет равен, допустим, нулю. Или, если того потребуют интересы грядущих парламентских выборов, данным гарантиям можно будет придать временный денежный характер.

В любом случае то, что никакого открытого компромисса с украинским обществом не будет и что упомянутая выше инициатива любыми средствами будет додавлена до конца, регионалы уже четко продемонстрировали две недели назад. Именно тогда комитет Верховной Рады по правосудию, возглавляемый регионалом Сергеем Киваловым, умопомрачительным образом внес изменения в уже одобренную этим же комитетом сравнительную таблицу к законопроекту №9127. О реальной сути этих изменений не знала не то что оппозиция — информацией об этом владели всего несколько высокопоставленных лиц из рядов нынешней власти. Но благодаря этим изменениям законопроект №9127, который на всех углах и во весь голос позиционировался как уступка чернобыльцам и воинам-афганцам, нес в себе исключительно реализацию описанной выше схемы — Кабмин получал безоговорочное право управлять размерами социалки на неограниченный временной период.

В этой связи, вероятно, излишне задавать вопрос, чьи интересы намерены блюсти пребывающие у власти регионалы — исключительно свои собственные или в том числе и общественные. Тут актуальнее другое — если они осуществляют такие шаги даже в социальной сфере, то есть ли вещи, на которые они вообще не будут способны во имя своей выгоды. Но за украинских граждан ответы на эти вопросы никто давать не будет.

Начиная с прошлой недели, в СМИ прокатилась информация: Кабинет Министров ждут потрясения. Президент лично принял участие в заседании КМУ 2 ноября, и, как сообщает наш источник на Банковой, произойдет это ради того, чтобы принять принципиальные кадровые решения.

Уже известно, что в зоне риска оказались: министр образования Дмитрий Табачник, министр обороны Михаил Ежель, министр культуры Михаил Кулиняк и министр здравоохранения Александр Анищенко. Кроме того, потерять должность может министр финансов Федор Ярошенко, проверка деятельности которого длится уже второй месяц.

Как ни крути, но главой правительства в Украине, согласно Конституции, является все-таки Премьер-министр. И как бы ни были близки Николай Янович и Виктор Федорович, но все-таки не укладывается в голове, что перестановки в КМУ могут состояться без ведома премьера.

Более того, раз уж эти перестановки неизбежны, то нет ли в них личного интереса Азарова? Разберемся подробней.

Начнем с того, что, несмотря на декларируемое командное единство, между Президентом и премьером идет далеко «несоциалистическое» соревнование: играют вроде бы на одной доске, а шахматы находятся на разных позициях.

К примеру, Дмитрий Табачник (министр семьи, молодежи, спорта, образования и науки) и Александр Анищенко (министр здравоохранения), очевидно, являются безусловными «фигурами» Президента. Странно, но именно они чаще всего являются излюбленными мишенями для критики со стороны премьера.
С другой стороны, Федор Ярошенко, министр финансов, - это явная креатура Азарова. И к нему как раз чаще всего предъявляет претензии Президент Украины. Оставим в стороне вопрос, почему Азаров из последних сил спасает Ярошенко (ссылаясь чуть ли не на пожелания МВФ). Речь сейчас не об этом, а о том, кого из министров, не ходящих в фаворитах у Николая Яновича, премьер хотел бы выжить из правительства.

Сразу скажем: претензии можно найти к работе любого министра (кроме узкой группы неприкасаемых вице-премьеров). В СМИ можно найти массу публикаций о том, что министр обороны Ежель не просто провалил реформу армии – он к ней даже не приступал.

Общеизвестна также и любовь украинских студентов, абитуриентов, школьников и их родителей к министру образования Табачнику.

Но почему-то не они, а министр здравоохранения Анищенко стал мишенью придирок со стороны премьера.
Если определение «придирок» кажется вам слишком эмоциональным, то давайте обратимся к фактам.
В последнее время Николай Азаров регулярно ездит по стране, причем почти каждая из таких поездок заканчивается теми или иными «открытиями» несовершенства и, соответственно, показательными громкими заявлениями. То, к примеру, Главу правительства удивит факт маленьких зарплат у педагогов, то новость о проблемах приватизации общежитий, а то и недостаточное внимание правительства к сфере новейших технологий…

Ну и, понятное дело, в здравоохранении таких «открытий» (которые вообще-то свидетельствуют не столько о принципиальности премьера, сколько о его неумении наладить обратную связь с подчиненными) Николай Азаров тоже сделал немало.

Так, совсем недавно ему вдруг «стало известно», что некоторые категории больных не получают лекарств. Одна из публикаций в газете «Факты» о том, что для больного гемофилией ребенка искали лекарства всем миром (кстати, нашли и спасли), вызвала бурю негодования и требование «наказать виновных», иначе «у самого министра здравоохранения голова полетит с плеч». Это, конечно, хорошо, что Глава правительства так лично переживает за детей, но…

…Но неужели Николай Янович не в курсе, что до недавнего времени государство обеспечивало лекарствами больных гемофилией лишь на 14% и поэтому 86% нуждающихся просто не могли получить препараты за государственный счет? Или, что вакцины закупались всего на 40-60% от потребностей страны? А может, Премьер-министр впервые услышал, что в больницах нет медикаментов (на них выделяют 5-7 грн. на одного больного в день), или о том, что деньги на ремонт помещений медицинских учреждений не поступают из госбюджета?

С момента прихода к власти нового Президента, в стране сменилось три министра здравоохранения. И о том, что ситуация вокруг медицинской отрасли сложилась достаточно напряженная, спорить не приходиться.
До сей поры именно министр здравоохранения Александр Анищенко с завидной регулярностью «дежурит по раздачам» на заседаниях Кабинета Министров. Причем, стороннему наблюдателю порою очень трудно понять, за что премьер так «жалует» министра: закупили препараты для больных гемофилией не на 14%, а на 60% от потребностей – плохо, купили российскую вакцину и при этом сэкономили деньги – снова плохо. Напрашивается вопрос: а что же все-таки для премьера хорошо?
Если принять во внимание то, что наиболее жаркие баталии между министром и его непосредственным начальником возникали именно из-за поставок вакцин и лекарств от гемофилии, то придется упомянуть и некоего Петра Багрия, небезызвестного фармацевтического магната. Информированные источники свидетельствуют, что при министре Анищенко якобы были нарушены именно его интересы…

Еще раз подчеркнем: Министерство здравоохранения – действительно одна из самых проблемных точек в правительстве. Где еще можно было наблюдать такую чехарду назначений?

И вот что любопытно: из трех сменивших друг друга министров (Мытник, Емец, Анищенко) только Мытник не попадал под «обстрел» со стороны премьера. А почему?

Зиновий Мытник Азарову «достался в наследство» еще от правительства Юлии Тимошенко. Главное контрольно-ревизионное управление Украины засвидетельствовало ряд нарушений в действиях руководства Министерства здравоохранения в 2009 году, к которым не мог не иметь никакого отношения тогдашний замминистра Мытник, впоследствии занявший пост руководителя министерства в 2010-м. Речь идет о том, что под его руководством тендерный комитет в огромных количествах закупал антигриппозный «Тамифлю» по ценам в разы выше рыночных, а так же не менее скандальные машины скорой помощи «Опель-Комбо», которые до сих пор не перевезли ни одного пациента. Да-да, те самые «Опели», которые сейчас «шьют» Юлии Тимошенко. И тот самый «Тамифлю», о котором в свое время не писал только очень ленивый журналист.

И вот что смешно: у Николая Азарова претензий к Мытнику не было. Странно?

Сменщиком Мытника стал Илья Емец. Он продержался в кресле совсем недолго: с 21 декабря 2010 г. по 13 мая 2011 г. То есть, около 5 месяцев. И был уволен за то, что «не справился с внедрением реформ правительства в сфере здравоохранения». Хотя, после встречи Емца с Януковичем, отзывы Президента о талантливом хирурге кардинально отличались от «оценок», выставленных министру Азаровым.
Итоги подведем. Азаров «утопил» Емца, «топит» Анищенко, но был очень лоялен к Мытнику. Почему?
Вспомним о Петре Багрие. Злые языки нашептывают, что сын Николая Азарова якобы имеет кое-какое отношение к данному предпринимателю. Слухам можно верить, можно не верить, но…

Но почему именно министерство здравоохранения вызывает такой нездоровый интерес со стороны Премьер-министра?

Об увольнениях в Кабинете министров поговаривали с весны этого года. Причем не кого-то из министров, а пророчили, что правительство и вовсе "обезглавят", то есть "уйдут" премьер-министра Николая Азарова. Политологи почти единогласно заявляли, мол, премьер уйдет в начале нового политического сезона, однако Николай Янович продолжает работать и не верит слухам. И медиа, и самих чиновников "расшевелила" новость конца прошлой недели о том, что Президент Украины примет участие в расширенном заседании правительства и, по всей вероятности, "поднимет" с насиженных кресел пятерых людей из команды: министра образования Дмитрия Табачника, министра обороны Михаила Ежеля, министра культуры Михаила Кулиняка, министра здравоохранения Александра Анищенко и министра финансов Федора Ярошенко, проверка деятельности которого длится уже второй месяц.

Интрига, впрочем, длилась недолго. Предварительно "раздав на орехи" в том числе и двум из трех вышеупомянутых министров, Виктор Янукович посоветовал всем членам команды исполнительной власти: "Кто не выдерживает, должен уйти или заняться работой, которая полегче. Лучше добровольно. Я против того, чтобы мы людей, как говорится, за недостатки били, мы должны иметь авангард, сильный и мощный, который будет тянуть вперед".

Однако, как "шепчут" источники в Кабмине и Администрации Президента (АП) – кадровые перестановки таки будут.

Не можешь – учить не будут

Почему возможны увольнения в столь сплоченной ранее "команде"? Меняются группы влияния? Разочарование? Скорее всего, – непрофессионализм. По-другому пояснить неспособность или нежелание проводить пропагандируемые главой государства реформы в стране назвать нельзя. Хотя Виктор Янукович считает, что это первое – неспособность. По его словам, "люди оказались неготовыми к настолько сложным заданиям".

"Не все из упомянутых мной приоритетов национального плана реализованы. Главная причина заявленных приоритетов в том, что власть оказалась недостаточно готовой к внедрению реформ", - отметил глава государства.

И второй факт, который явно не понравился Президенту – "молчание ягнят". Виктор Янукович возмущен тем, что чиновники не могут объяснить всю суть и необходимость проведения реформ.

При этом Президент попросил Кабмин "говорить людям правду". "Мы должны говорить правду людям, что в прошлые годы было принято огромное количество популистских законов. Мы это с вами знаем, или нет, Николай Янович?", - спросил Янукович, повысив голос.

"Мы знаем авторов этих законов? Что же вы молчите, нам же надо говорить правду! Приняли законы, а для того, чтобы их выполнить, нужно иметь 5 бюджетов. А где эти 5 бюджетов взять?", - сказал Президент с недовольством.

"Разбор полетов" завершился удачным приземлением

После слов Виктора Федоровича министры "подали голос". Президент Украины во время заседания Кабинета министров послушал отчеты министров, главы правительства Николая Азарова, спикера Верховной Рады (ВР) Владимира Литвина. Сперва отчитались первый вице-премьер – министр торговли и экономического развития Андрей Клюев, вице-премьер-министр – министр труда и социальной политики Сергей Тигипко. Их глава государства воспринял спокойно и особых замечания к работе не делал.

Далее пошли министры в "зоне риска". Стоит признать, что тревога в их голосе ощущалась, несмотря на то, что еще перед заседанием они отшучивались и называли увольнения не более чем просто сплетнями. Министр здравоохранения Александр Анищенко первым получил "на орехи". Во время его выступления Президент продемонстрировал недовольство его работой: "Почему от этого (неэффективной работы – ред.) должны страдать другие люди? Почему вы все делаете под палку. Есть ли у нас надежда, что мы будем иметь порядок в области здравоохранения?". После этого в зале повисла немая пауза, длившаяся около 10 секунд, и Янукович, вздыхая, ответил Анищенко: "Хорошо, садитесь. Трудно с вами разговаривать".

Следующим пошел министр образования Дмитрий Табачник. Ему Янукович поставил несколько вопросов, в частности о системе высшего образования и ее реформировании. Сразу же после главы образовательного ведомства к трибуне вышел министр финансов Федор Ярошенко. Он, между прочим, вызвал наибольший ажиотаж, поскольку накануне в прессе опубликовали информацию о том, что Азаров заступился за министра и грозился уйти сам, если его подопечного "уйдут".

Однако, добравшись до микрофона и заполучив внимание зала, Николай Азаров жестко раскритиковал работу главы Минюста Александра Лавриновича, министра регионального развития, строительства и ЖКХ Анатолия Близнюка, министра здравоохранения Александра Анищенко, министра образования и науки, молодежи и спорта Дмитрия Табачника и главы Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Украины Владислава Каськива.

По его словам, все они, как один, работают "недостаточно эффективно". К примеру, камень в огород Минюста был брошен среди прочего и потому, что подчиненные г-на Лавриновича так и не наладили механизм регистрации предпринимателей с помощью электронной почты.

Руководству Минздрава "влетело" за то, что до сих пор не разработаны медицинские стандарты предоставления первичной медицинской помощи. Определены только темы для разработки стандартов. "Пять месяцев срок пребывания вас в должности более чем достаточен, чтобы в своей сфере навести порядок, - сказал Николай Азаров, обращаясь к министру здравоохранения Анищенко. – Дожили до того, что Президент вынужден публично объявить выговор члену Кабинета министров. Это вообще для правительства ЧП".

Министр обороны, по словам главы правительства, вообще занят личными конфликтами: "Состояние дел в армии нисколько не улучшилось. Жилье военнослужащим не строится, оборонный заказ не выполняется, а министр всю энергию тратит на скандалы. То тендер срывает, то наладить питание солдат не может, то выясняет отношения с начальником Генштаба – кто главнее".

"Коллеги, я не хочу никого обидеть, но и нельзя терпеть подобную ситуацию в министерствах и в регионах на местах. Я получаю много жалоб от людей… Посмотрите на свою работу глазами людей, вы же работаете для них", - сказал глава правительства.

Несмотря на столь откровенное и критическое заявление премьера, Президент оставил всех на своих местах, однако не факт, что надолго…

Быть или не быть – вот, в чем вопрос

Поскольку, как заявляет источник в Кабмине, через пару недель министра финансов Федора Ярошенко все же уволят, несмотря на то, что Азаров готов в таком случае отдать свое премьерское кресло. Неужели Янукович пожертвует нынешним и близким главой правительства? Учитывая то, что во вторник, 1 ноября, в СМИ появилась информация, что Валерия Хорошковского назначат на должность министра финансов вместо Федора Ярошенко, все может быть.

Как сообщил UBR.UA источник в Кабинете министров, глава СБУ Валерий Хорошковский сможет получить "хлебную" должность в правительстве не раньше весны 2012 года. По его словам, назначение Хорошковского не состоялось, поскольку его кандидатуру не поддержал премьер-министр. "Азаров не хочет терять Ярошенко", - подчеркнул источник, напомнив, что действующий министр финансов – креатура главы правительства. "Если Ярошенко был бы уволен, то это связало бы руки Азарову в вопросе проведения реформ и дерибана государственного бюджета. Зачем отдавать такое "хлебное" место, как Министерство финансов, Хорошковскому", - сказал источник.

Кроме того, по его словам, сейчас в окружении Президента обострилась борьба между главой АП Сергеем Левочкиным и первым вице-премьер-министром Андреем Клюевым. Итог этих "разборок" можно будет увидеть уже весной. К тому же, источник отметил, что именно весной Президент может поменять и премьер-министра, и его команду. "А из Минфина сделают глобальную структуру, подчинив главному финансовому ведомству налоговую и таможню", - пояснил он.

В свою очередь, Николай Азаров спокойно относится к подобным заявлениям и уверяет, что информация о возможных отставках министров – это всего лишь слухи. "Поменьше верьте слухам. Кадровые изменения происходят тогда, когда они неизбежны. Просто так, ради того, чтобы удовлетворить чьи-то интересы, такие серьезные решения не принимаются", - написал в своей страничке на Facebook.

"Подход к кадровым решениям всегда очень обстоятельный, с анализом субъективных и объективных факторов", - добавил премьер.

И хочется верить, и не можется. Сюрпризы – не исключения в нынешней политике. И, как гласит старая народная мудрость, "дыма без огня не бывает". Более того, в 20-х числах декабря Виктор Федорович вновь промониторит работу исполнительной власти, и если министры в корне не изменят ситуацию в рамках своей компетенции, глава государства, вполне вероятно, поздравит кого-то в кавычках.

До парламентских выборов остается ровно год. Провластная команда не раз заявляла, что проводить выборы по старому закону не хочет, а нового, с мажоритаркой, который бы регламентировал правила игры, по-прежнему нет. Точнее есть, но какой его вариант будет поставлен на голосование – непонятно. Как известно, над документом трудилась рабочая группа во главе с руководством Минюста, и пару недель назад он был внесен в Верховную Раду. К документу свои рекомендации высказала и Венецианская комиссия. Довольно критические. Глава президентской канцелярии Сергей Левочкин по поводу этой критики сказал: избирательный закон – суверенное право каждой страны, и Украина, в общем-то, может игнорировать выводы Венецианской комиссии.

Среди «ляпов» нового закона, как утверждал первый зампред ЦИК Андрей Магера, норма, согласно которой Партия регионов и ее союзники могут получить от 12 до 18 мест в окружных избирательных комиссиях. А, по словам советника Януковича Марины Ставнийчук, среди прочего, избирательный законопроект содержит и антиконституционные нормы. В частности, возможность одновременно баллотироваться и по округу, и по партийному списку. Как оказалось, эту норму горячо приветствуют в Компартии. В беседе с «Комментариями» нардеп Спиридон Килинкаров особо не скрывал, что коммунисты настаивали на включении этой нормы в Закон о выборах. Судя по всему, именно таким было условие коммунистов в обмен на их голоса за данный законопроект. Кстати, член рабочей группы, «регионал» Владислав Забарский заявил «Комментариям», что в варианте, который был подан в Раду, нормы о «двойном кандидатстве» не было. А внесли ее уже народные депутаты, которые готовили закон и регистрировали его в парламенте. Прямо детективная история получается, в которой нардепы посмели ослушались Президента (во что мало верится)…

В парламенте же многие считают, что ответственность за принятие Закона о выборах просто хотят переложить на депутатов. Та же Ставнийчук подчеркивала: законопроект в парламент вносил не Президент, это – исключительная прерогатива парламентариев. А, значит, ответственность за всякие глупости, которые в нем есть или еще появятся, лежит исключительно на них. Таким образом, команда Президента просто в очередной раз «подставляет» Верховную Раду. Этот тезис «Комментариям» подтвердил депутат из фракции «Реформы ради будущего» Тарас Чорновил. По его мнению, Президент наверняка заветирует предложенный парламентариями проект, а затем повторно внесет его со своими поправками. И депутатам не останется ничего другого, как проголосовать за него. Ведь «ягнята» с депутатскими значками уже давно не блеют…

В этом случае, с одной стороны Виктор Янукович остается как бы над схваткой, всячески отрицая свою причастность к избирательному законопроекту. При этом всему миру демонстрируется, что он не вмешивается в избирательный процесс. Но когда депутаты принимают явно недемократичный закон, на который косо смотрит Венецианская комиссия, ему не остается ничего другого, как ветировать документ. Европа получает четкий сигнал: Украина хоть и дискредитировала себя делом Тимошенко и попранием демократических ценностей, но с пути демократии не сошла, а, значит, не все потеряно. Перед декабрьским саммитом Украина-ЕС такой ход будет совсем не лишним.

Но это отнюдь не означает, что забракованные Президентом нормы закона не всплывут в парламенте позже. Причем в еще более извращенном виде. В частности, если из него выпадет норма о возможности баллотироваться и по списку, и по округу, на Компартии можно будет ставить крест. 5%-ый барьер для них – политическое убийство. Руками их же союзников из ПР в Раде. Впрочем, учитывая, что сегодня много говорят о проекте Банковой по реанимированию социалистов, левую нишу заполнить будет кому. Да и охотников за голосами пенсионеров и социально незащищенных, судя по вчерашнему боевому дню под парламентом, будет с лихвой. 

В итоге с новым законом о выборах понятно только то, что ничего не понятно. Поэтому не исключено, что он появится за считанные недели (дни) до даты голосования. И будет существенно отличаться от того варианта, который был продемонстрирован Венецианской комиссии. В конце концов, такой сценарий уже был успешно апробирован в прошлом году, когда правила игры меняли специально под местные выборы…

В ноябре в газовой отрасли стартует новый передел или, точнее, перезакрепление собственности.

10 октября Кабмин принял постановление №1053. Согласно этому документу НАК «Нафтогаз Украины» в месячный срок должна передать Фонду государственного имущества госпакеты акций 48 городских и областных предприятий по газоснабжению и газификации (гор- и облгазов). В дальнейшем эти пакеты будут проданы…

Государство оставит себе только 25-процентные пакеты акций облгазов. В тех же предприятиях, где доля НАК уже сейчас меньше, госпакеты будут проданы полностью.

По существу это означает новый передел на рынке сбыта газа. Именно облгазы обеспечивают снабжение газом населения и комбыта. Плюс не так мало газа они поставляют и промышленности…

Суммарно через облгазы ежегодно проходит более 50 млрд. кубометров газа (т.е. примерно вдвое больше, чем потребляет Франция).

Газифицировано в Украине (речь о поставках природного газа трубопроводами) более тысячи городов и поселков городского типа и свыше 25 тыс. сел. Газ поставляется почти 150 тыс. предприятий и коммунально-бытовых потребителей, и его же (включая сжиженный) получают около 13,5 млн. частных потребителей.

Насколько система сложна, можно судить по следующему: ес­ли протяженность магистральных газопроводов в однониточном исполнении составляет 39,8 тыс. км, то газораспределительных сетей (давлением ниже 12 атмосфер) в стране более 367,4 тыс. км. Причем последняя цифра виртуальна — еще несколько лет назад протяженность тех же местных газопроводов оценивали всего в 235 тыс. км.

Более чем 50-процентный прирост труботранспортной мощности обеспечен не только в результате нового строительства (хотя оно тоже ведется), но и за счет банальной инвентаризации и постановки на баланс многочисленных сетей закрытых (в прямом смысле слова) промышленных предприятий.

Необходимый режим газоснабжения в системе обеспечивают свыше 63 тыс. газораспределительных пунктов. При этом более трети бытовых потребителей не имеют счетчиков. По данным НАК «Нафтогаз Украины», сейчас их установлено 8,5 млн. штук, то есть приборами учета расхода газа обес­печены 62,2% от общего числа потребителей. Ранее принятая программа обеспечения полного учета тихо и благополучно завалена.

Очень любопытно: кому все это газораспределительное добро принадлежит?

Теоретически трубы (за иск­лю­че­нием вновь построенных, причем не за госсчет или счет НАКа) нельзя приватизировать — они находятся в ежегодно пролонгируемой аренде. Фактически контроль государства над региональными газораспределительными сетями весь­ма условен, ведь «отделить» новые тру­бы от старых практически невозможно. А история 2008—2009 годов, когда при премьере Юлии Тимо­шенко пытались передать трубопроводы от облгазов в свежесозданное предприятие «Наф­то­газ­мережі», показала, что забрать их у владельцев пакетов акций облгазов практически нереально. После длительной и публич­ной борьбы газораспределительные сети не отдал ни один облгаз… А пос­ле прихода к власти Виктора Яну­ковича «Нафтогаз­мережі» вообще ликвидировали.

Причина провала этой затеи (собирания сетей под крышей одной гос­ком­пании) банальна: у боль­шинст­ва этих предприятий есть собственники, которые не хотят отдавать активы и готовы за них бороться на всех уровнях.

Еще в ходе сертификатной приватизации 90-х годов прошлого столетия акции облгазов стали находить новых владельцев. Сейчас ни в одном из обл- и горгазов НАК «Нафтогаз Украины» не имеет более 51%. То есть для проведения соб­рания акционеров в каждом таком акционерном обществе НАКу нужно договариваться с остальными владельцами акций (единственное исключение — ГАК «Черномор­неф­тегаз», да и то речь идет в основном о добыче углеводородов).

До недавнего времени ситуация выглядела следующим образом.

В 19 облгазах НАК имела конт­рольный пакет, в четырех ее доля превышала 40%, что давало возможность блокировать любое собрание (или решение) акционеров. Еще в 17 компаниях у НАКа был блокирующий пакет (более 25%). В остальных 14 она могла разве что наблюдать (что, впрочем, не исключает вариантов блокирования с другими акционерами).

Согласно новому постановлению в 14 облгазах и горгазах «Нафтогаз Украины» потеряет контрольные пакеты акций. В пяти компаниях будет продано более 20% акций, что означает сущест­венное перераспределение долей акционеров. В следующих пяти компаниях НАК продаст более 10% акций.

Ключевой вопрос — в чью пользу?

Два года назад Служба безопасности Украины информировала Кабинет министров о попытках иностранных посредников приватизировать 20 облгазов в Украине. В основном подразумевались структуры Дмитрия Фирташа, который именно в то время сделал резонансное заявление о том, что его компания контролирует 75% поставок природного газа потребителям (то есть те самые гор- и облгазы). И хотя позже он свое заявление опроверг, все же было признано наличие у Фирташа опционов на приобретение ряда крупнейших газораспределительных компаний.

В середине 2000-х годов структуры Фирташа, при дружественной поддержке тогдашнего главы «Наф­то­газа Украины» Юрия Бойко, активно перекупали облгазы у собственников. Для чего использовались самые разные методы убеждения — от кнута до пряника.

НАК «Нафтогаз Украины» заявляла о долгах ряда облгазов, что было чистейшей правдой. Следовал бурный процесс обмена обвинениями, потом достигались договоренности и… тема затихала. Долги обл­газов перед НАКом, к слову, оставались…

Только весной этого года их весьма внезапно «списали», что не без основания было воспринято экспертами как подготовка к приватизации.

Забавно, что, по одной из оценок ФГИ, общая балансовая стоимость газовых сетей, находящихся в пользовании облгазов, составляет 9 млрд. грн. При этом сумма списанных облгазам долгов превысила 10 млрд. грн. А в настоящее время предпринимается попытка протолк­нуть и дополнительные льготы…

Ну а пять лет назад схема работала достаточно незатейливо. Сначала под нее в 2006—2007 годах попал один из тогдашних спонсоров БЮТ Олег Бахматюк. Летом 2006-го он выкупил акции шести облгазов (в основном, западно­украинских) у Игоря Еремеева (группа «Континиум»). Это были контрольные пакеты «Закарпат-», «Чернов­цы-», «Волынь-», «Чер­ниговгаза» и более чем 40% «Ивано-Франковск-» и «Львов­газа» (см. табл. 1).

Тогда по заказу австрийской компании Raiffeisen Investment даже была сделана единствен­ная публичная оценка стоимости этих пакетов акций, составившая 73,5 млн. долл. Хотя сам Игорь Миро­нович сначала хотел получить 92 млн. долл.

Затем весной 2007 года структуры, близкие к О.Бахматюку, выкупили 26,4% «Винницагаза» (продавцы, дружественные Богдану Губскому) и 22,6% «Сумыгаза» (это ОАО связывали с Анатолием Шкрибляком, нынешним владельцем Дарницкой ТЭЦ в Киеве и акционером Черниговской и Черкас­ской ТЭЦ). Суммарно О.Бахмаюк тогда заплатил за два этих пакета около 17,5 млн. долл.

А потом начался «накат»…

После начала «запрессовки» Бахматюку пришлось поделиться контролем, хотя, по ряду данных, он сохранил опцион на блокирующий пакет. По неофициальной информации, короткая война обошлась Фирташу в сумму, эквивалентную 75 млн. евро.

Незадолго до этого можно было наблюдать увлекательную (с «маски-шоу») попытку Богдана Губского зацепиться за «Черкассы­обл­газ» и акции того же «Винница­обл­газа». Впрочем, в итоге для нардепа все закончилось печально — добытые «непосильным трудом» акции пришлось реализовать.

А вот переход в пользу Дмит­рия Васильевича контроля над компанией «Газтек» (ранее связанной с экс-зампредами «Нафтогаза» Владимиром Якубенко и Вадимом Украинским), владеющей конт­рольными пакетами «Хмельницк­обл­газа», «Житомироблгаза» и крупными пакетами «Николаев-», «Ривне-», «Днепропетровск-», «Запорож-» и «Тисменицагаза», прошел вполне мирно, без особых выбросов компромата.

Тогда же достаточно публично собственников «сменили» еще несколько облгазов.

С конца 1990 годов акции ряда восточных облгазов («Днепрогаза», «Харьковгаза», «Харьковгоргаза», «Донецкгоргаза» и «Криворож­газа») скупала так называемая лужниковская группа российских бизнесменов, лидерами которой называют Михаила Воеводина и Александра Бабакова. (Они также купили в 2000 году четыре обл­энерго на конкурсе, а позже приобрели контроль над «Одессаобл­энер­го».) Однако летом 2006-го они быстро продали пять конт­рольных пакетов облгазов структурам российских предпринимателей — Виктору Вексельбергу и бывшему заму Анатолия Чубайса (главы бывшего РАО «ЕЭС Рос­сии») Михаилу Абызову. По не­официальным данным, сумма сделки была довольно скромной — порядка 35—40 млн. долл.

Ранее были утечки информации о том, что компании, связанные с Вексельбергом, были намерены потратить на покупку газо­рас­пре­делительных компаний в Ук­раине до 100 млн. долл. Причем, купив в тот период «Донецкгоргаз», от приобретения «Макеевгаза», при­­над­ле­жащего Владимиру Ше­луд­ченко (экс-главе НАК «Наф­то­газ Украи­ны»), россияне отказались.

Тогда же Абызов заявил, что контрольный пакет акций принадлежит его структурам, а у Вексель­бер­га — блокирующий пакет. Од­нако реальное управление сейчас осуществляют именно офшоры, близ­кие к «КЭС-Холдингу» («Ком­п­лексные энергетические системы») Вексельберга.

В то время компания Вексель­берга оптимистично отметила, что купила бизнес, имеющий 31,8 тыс. км сетей, которые обеспечивают природным газом 1,8 млн. человек и 16,5 тыс. предприятий, с годовым объемом газопоставок 2,6 млрд. кубометров и транспортировкой почти 9 млрд. кубометров. Для управления этим немалым газовым хозяйством была создана дочерняя компания «Газэкс-Украина».

Покупка все же вышла не слишком удачной. Сначала взорвался газ в жилом доме в Днепро­пет­ровске. Потом грянул кризис, затем началась развеселая история с выяснением, куда делась часть акций.

Весной прошлого года в КЭС заявили, что у холдинга пытались увести 19—21,5-процентные пакеты акций АО «Харьковгоргаз», «Харьковгаз», «Криворожгаз», «Днепргаз» и «Донецкгоргаз». Вексельберг без энтузиазма отметил, что «облгазы для КЭС не являются стратегическими активами. «Мы, скорее всего, не будем участ­вовать в их дальнейшей приватизации… Это не в портфеле наших приоритетов», — сказал он. И то верно: по итогам прошлого года, при обороте пятерки этих облгазов в 355,5 млн. долл. они принесли своим владельцам 5,9 млн. долл. убытков.

Хотя вполне возможно, что тот же Вексельберг может докупить НАКовские пакеты акций облгазов. Правда, они имеют какой-то вес только в «Харьковгазе» — 17,7% и «Харьковгоргазе» — 9,91% (см. табл. 2).

Летом появилась информация о том, что Вексельберг рассматривает возможность про­дажи своих обл­га­зов структурам ОАО «Газ­пром». Новость очень «веселая», так как озна­чает прямой доступ российского «Газ­про­­ма» к розничным потребителям га­за. Соб­ствен­но, такой доступ у рос­сийской газовой монополии и так уже появился — дочерняя компания «Газ­прома» напрямую продает газ потребителям Ук­раи­ны, да и то же «Рос­Укр­Энерго», монопольно поставлявшее газ в Украину до 2009 года, было наполовину газпромовским…

Вопрос «как это отразится на украинском газовом рынке?» волнует многих экспертов. Кроме той организации, которая обязана интересоваться таким обстоя­тельством по долгу службы, — Анти­мо­нопольного комитета Ук­раины.

Происходящая концентрация облгазов в «одних руках» АМКУ никак не задела. Точнее, после известного заявления Фирташа о контроле над большинством облгазов Украины АМКУ философски заявил, что с 2006 года (т.е. после покупки акций пяти облгазов Вексельбергом) к нему никто не обращался за разрешением на приобретение свыше 25% акций какого-либо облгаза.

В начале 2009 года правительство поручило Антимонопольному комитету Украины, Фонду госимущества, Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку проверить информацию о принадлежности компании РУЭ контрольных пакетов украинских облгазов. Антимонопольщики проверили. И даже отчитались. Причем отчитались дважды и очень по-разному. Сначала оказалось, что всем, включая СБУ и самого Фирташа, все просто померещилось.

По словам тогдашнего первого зампреда АМКУ, комитет отправил запросы «РосУкрЭнерго» и всем 52 обл- и горгазам относительно структуры их активов и в итоге получил полную информацию: «По результатам анализа ситуации и полученным данным, мы не установили факт осуществления этой структурой контроля над украинскими облгазами». Музыка играет туш…

По иронии, как раз в этот момент в наблюдательные советы обл­газов бодро заходили представители ЗАО «УкрГаз-Энерго» — совместного (по 50% уставного фонда) предприятия газотрейдера «РосУкрЭнерго» и «Нафтогаза» (летом 2011-го НАК «Нафтогаз Украины» и из этого СП выкинули — за ненадобностью…).

Ответ АМКУ был настолько откровенно беспомощный, что несколько месяцев спустя (к началу 2010 года) позицию этого госкомитета подкорректировали. По словам тогдашнего главы АМКУ, оказалось, что «...исследования еще не закончились. Это связано с очень сложной перепиской с офшорами… Нам важно установить элементы связанности. Надо понять, здесь единственный субъект, или их несколько. Если выяснится, что один держатель, условно, имеет 70% обл­газов, то АМКУ должен проверить, на основании какого решения существует такое положение на рынке. Если субъекты находятся под одним владельцем, это усиливает их монопольную или рыночную власть».

И с тех пор — уже полтора года — полная тишина…

Впрочем, АМКУ уже заявлял, что монополия в принципе допустима. Главное, чтобы «общественная польза от этого превышала негативные последствия от ограничения конкуренции».

Чем Фирташ или, точнее, те, кто за ним стоит (в полную самостоятельность Дмитрия Василье­ви­ча верится почему-то слабо), хуже государства? К примеру, в начале июля 2011 года стало известно о смене собственников «Одесса­га­за». Ранее этим предприятием владели Игорь Учитель и Игорь Згуров. Теперь — кипрские офшорки Samenco Ltd. и Zemare Ltd., купившие более 60% акций «Одесса­газа»… Нового покупателя эксперты связывают с тем же Фирташем. Его пресс-служба данную привязку опровергла.

А вот об Антимонопольном комитете никто и не вспоминает. Похоже, уровень АМКУ — плакаться, что облгазы неправильно устанавливают счетчик, и говорить о развитии конкуренции «вообще и где-то»...

Кстати, когда «молодая команда» народного мэра Черновецкого в марте прошлого года «свистнула» у Киева 28,46% акций «Киев­газа», в Антимонопольный комитет (за одобрением сделки) тоже никто не обращался. Да и зачем, собственно?

Среди других возможных приобретателей госпакетов акций обл- и горгазов, выставляемых на продажу, можно упомянуть главу Полтавской областной организации Партии регионов нардепа Алексея Лелюка. По ряду данных, дружественные ему структуры контролируют 42% акций «Полта­ва­газа». НАКовские 26% акций переведут его из статуса влияющего на компанию в реального собственника.

Сильно ли нужны тому же Шелудченко в «Макеевгазе» последние 1,6% госпакета акций этого АО? А предлагаемые пакеты «Кременчуггаза», «Херсонгаза» и совсем крохотного «Гадячгаза» будут интересны владельцу ЗАО «Межотраслевой концерн Содру­жество» Виктору Попову.

Теоретически возможны и другие участники, но многое будет зависеть от условий приватизации. Так как конкурсы по продаже госпакетов акций облгазов должны закрепить позиции совершенно конкретных участников, то можно почти безошибочно предположить, что они будут максимально настроены на отсекание участников со стороны…

А вот схема, когда кто-то будет покупать пакеты акций одного облгаза через уже контролируемый им другой, — вполне возможна. К примеру, сейчас фирташевский «Хмельницкоблгаз» — крупный акционер «Житомироблгаза».

По такой или подобной схеме можно работать и дальше. Забавно, решатся ли «кинуть» Рината Лео­ни­­довича? У него тоже есть интересы. Тем более что предлагаются несколько пакетов в «Запорож-», «Дне­пропетровск-», «Луганскгазе» и пр.

Из нескольких обл- и горгазов государство уйдет полностью. Это фирташевские «Закарпатгаз», «Житомиргаз», «Черновцыгаз», «Волыньгаз» и мало кому интересный «Коростышевгаз».

Готово государство уйти и из век­сельбергских «Днепргаза», «Кри­ворожгаза», «Харьковгаза», «Харь­ковгоргаза»; а также из «Маке­ев­газа» Шелудченко и «Хер­сон­газа» В.Попова, а еще из «Одес­сагаза».

Впрочем, с учетом времени на подготовку сама приватизация обл- и горгазов реально стартует не ранее первой половины 2012 года. По факту осуществления этого передела государство потеряет статус ключевого игрока в этом сегменте газового (и не только) рынка.

Два года назад государство собиралось бороться за контроль на газовом рынке. Сейчас его самого уложат на лопатки. Причем уложат как раз те, кто должен был за него бороться…

Сумма задолженности государства перед «Киевэнерго» по компенсации в тарифах к концу отопительного сезона 2011-2012 гг. может взлететь до 3 млрд. грн. По мнению экспертов, рост долгов обусловлен нежеланием правительства повышать тарифы для населения накануне парламентских выборов.

Компания «Киевэнерго», обеспечивающая теплом и электричеством жителей Киева, все больше погружается в долги. «Если до конца 2011 г. разница между себестоимостью производства тепловой энергии и действующими тарифами на тепло для населения в Киеве не будет погашаться перед «Киевэнерго», то по состоянию на 1 января 2012 г. она составит 2,125 млрд. грн. К концу отопительного сезона (15 апреля следующего года) эта цифра может достигнуть 2,745 млрд. грн.»,— сообщили «i» в «Киевэнерго». Эти прогнозы сделаны из расчета действующих цен на газ и тарифов на тепловую энергию.

Суммарный долг государства перед «Киевэнерго» по состоянию на 1 ноября 2011 г. составил 1,782 млрд. грн. Последний раз власти погашали задолженность еще в июле нынешнего года. Тогда компания получила 715,23 млн. грн., которые, в свою очередь, перечислила ГК «Газ Украины» за потребленный газ. С каждым месяцем долги продолжают увеличиваться. Согласно подсчетам «Киевэнерго», в период отопительного сезона разница в тарифах на тепловую энергию возрастает в среднем на 180 млн. грн. в месяц.

Напомним, в 2010 г. (когда компенсация разницы в тарифах была в компетенции столичных властей) для погашения задолженности перед компанией глава КГГА Александр Попов привлек у государственных Укрэксимбанка и Ощадбанка кредиты на общую сумму 2 млрд. грн. Позже функции регулирования тарифов были переданы НКРЭ. А в июле этого года президентским указом была создана Нацкомиссия по регулированию рынка коммунальных услуг (НКРКУ), которая, собственно, и отвечает сегодня за тарифную политику государства. Глава регулятора Валерий Саратов признал, что в стране действуют экономически необоснованные тарифы, однако вывести их на уровень себестоимости Нацкомиссия пока не решается.

В настоящее время тарифы на тепловую энергию изменяются в зависимости от стоимости голубого топлива. Так, в октябре российский газ для Украины подорожал, однако НКРКУ повысила в среднем на 58,5% тарифы на тепловую энергию пока только для двух категорий потребителей — бюджетных учреждений и промышленных потребителей.

По мнению экспертов, власти оттягивают повышение коммунальных тарифов для населения по политическим мотивам. «Они опасаются социального взрыва, который может произойти накануне парламентских выборов»,— считает глава Всеукраинской ассоциации частных инвесторов ЖКХ Сергей Бульбас.

Тем не менее правительство может столкнуться с необходимостью поднять плату за коммунальные услуги для населения уже в начале 2012 г. По словам премьер-министра Николая Азарова, повышение цены газа для населения произойдет только в том случае, если не удастся договориться с Россией о пересмотре газовых контрактов 2009 г. «Мы просто будем в безвыходной ситуации и будем вынуждены пойти на это»,— аргументировал премьер. Весной нынешнего года Кабмину удалось договориться с МВФ о постепенном повышении стоимости голубого топлива для населения. Но если до конца года газовые контракты не будут пересмотрены, правительству придется выполнять требования МВФ и повышать тарифы на газ для населения в рамках программы stand-by.

Для жителей Киева возможное повышение стоимости газа может оказаться весьма чувствительным. На сегодняшний день тариф на тепло для населения всего на 50% покрывает расходы на его производство. «Составляющая газа в себестоимости тарифа на тепло — около 60-70%. Если стоимость голубого топлива для населения повысится в два раза (а именно этого требовал МВФ. — «i»), то тарифы на тепло в Киеве возрастут как минимум в 1,5 раза»,— заявил в комментарии «i» бывший министр ЖКХ Алексей Кучеренко. Если же подорожания российского не произойдет, правительство будет и далее поддерживать заниженные тарифы, компенсируя затраты энергетиков из государственного бюджета.