Начиная с прошлой недели, в СМИ прокатилась информация: Кабинет Министров ждут потрясения. Президент лично принял участие в заседании КМУ 2 ноября, и, как сообщает наш источник на Банковой, произойдет это ради того, чтобы принять принципиальные кадровые решения.

Уже известно, что в зоне риска оказались: министр образования Дмитрий Табачник, министр обороны Михаил Ежель, министр культуры Михаил Кулиняк и министр здравоохранения Александр Анищенко. Кроме того, потерять должность может министр финансов Федор Ярошенко, проверка деятельности которого длится уже второй месяц.

Как ни крути, но главой правительства в Украине, согласно Конституции, является все-таки Премьер-министр. И как бы ни были близки Николай Янович и Виктор Федорович, но все-таки не укладывается в голове, что перестановки в КМУ могут состояться без ведома премьера.

Более того, раз уж эти перестановки неизбежны, то нет ли в них личного интереса Азарова? Разберемся подробней.

Начнем с того, что, несмотря на декларируемое командное единство, между Президентом и премьером идет далеко «несоциалистическое» соревнование: играют вроде бы на одной доске, а шахматы находятся на разных позициях.

К примеру, Дмитрий Табачник (министр семьи, молодежи, спорта, образования и науки) и Александр Анищенко (министр здравоохранения), очевидно, являются безусловными «фигурами» Президента. Странно, но именно они чаще всего являются излюбленными мишенями для критики со стороны премьера.
С другой стороны, Федор Ярошенко, министр финансов, - это явная креатура Азарова. И к нему как раз чаще всего предъявляет претензии Президент Украины. Оставим в стороне вопрос, почему Азаров из последних сил спасает Ярошенко (ссылаясь чуть ли не на пожелания МВФ). Речь сейчас не об этом, а о том, кого из министров, не ходящих в фаворитах у Николая Яновича, премьер хотел бы выжить из правительства.

Сразу скажем: претензии можно найти к работе любого министра (кроме узкой группы неприкасаемых вице-премьеров). В СМИ можно найти массу публикаций о том, что министр обороны Ежель не просто провалил реформу армии – он к ней даже не приступал.

Общеизвестна также и любовь украинских студентов, абитуриентов, школьников и их родителей к министру образования Табачнику.

Но почему-то не они, а министр здравоохранения Анищенко стал мишенью придирок со стороны премьера.
Если определение «придирок» кажется вам слишком эмоциональным, то давайте обратимся к фактам.
В последнее время Николай Азаров регулярно ездит по стране, причем почти каждая из таких поездок заканчивается теми или иными «открытиями» несовершенства и, соответственно, показательными громкими заявлениями. То, к примеру, Главу правительства удивит факт маленьких зарплат у педагогов, то новость о проблемах приватизации общежитий, а то и недостаточное внимание правительства к сфере новейших технологий…

Ну и, понятное дело, в здравоохранении таких «открытий» (которые вообще-то свидетельствуют не столько о принципиальности премьера, сколько о его неумении наладить обратную связь с подчиненными) Николай Азаров тоже сделал немало.

Так, совсем недавно ему вдруг «стало известно», что некоторые категории больных не получают лекарств. Одна из публикаций в газете «Факты» о том, что для больного гемофилией ребенка искали лекарства всем миром (кстати, нашли и спасли), вызвала бурю негодования и требование «наказать виновных», иначе «у самого министра здравоохранения голова полетит с плеч». Это, конечно, хорошо, что Глава правительства так лично переживает за детей, но…

…Но неужели Николай Янович не в курсе, что до недавнего времени государство обеспечивало лекарствами больных гемофилией лишь на 14% и поэтому 86% нуждающихся просто не могли получить препараты за государственный счет? Или, что вакцины закупались всего на 40-60% от потребностей страны? А может, Премьер-министр впервые услышал, что в больницах нет медикаментов (на них выделяют 5-7 грн. на одного больного в день), или о том, что деньги на ремонт помещений медицинских учреждений не поступают из госбюджета?

С момента прихода к власти нового Президента, в стране сменилось три министра здравоохранения. И о том, что ситуация вокруг медицинской отрасли сложилась достаточно напряженная, спорить не приходиться.
До сей поры именно министр здравоохранения Александр Анищенко с завидной регулярностью «дежурит по раздачам» на заседаниях Кабинета Министров. Причем, стороннему наблюдателю порою очень трудно понять, за что премьер так «жалует» министра: закупили препараты для больных гемофилией не на 14%, а на 60% от потребностей – плохо, купили российскую вакцину и при этом сэкономили деньги – снова плохо. Напрашивается вопрос: а что же все-таки для премьера хорошо?
Если принять во внимание то, что наиболее жаркие баталии между министром и его непосредственным начальником возникали именно из-за поставок вакцин и лекарств от гемофилии, то придется упомянуть и некоего Петра Багрия, небезызвестного фармацевтического магната. Информированные источники свидетельствуют, что при министре Анищенко якобы были нарушены именно его интересы…

Еще раз подчеркнем: Министерство здравоохранения – действительно одна из самых проблемных точек в правительстве. Где еще можно было наблюдать такую чехарду назначений?

И вот что любопытно: из трех сменивших друг друга министров (Мытник, Емец, Анищенко) только Мытник не попадал под «обстрел» со стороны премьера. А почему?

Зиновий Мытник Азарову «достался в наследство» еще от правительства Юлии Тимошенко. Главное контрольно-ревизионное управление Украины засвидетельствовало ряд нарушений в действиях руководства Министерства здравоохранения в 2009 году, к которым не мог не иметь никакого отношения тогдашний замминистра Мытник, впоследствии занявший пост руководителя министерства в 2010-м. Речь идет о том, что под его руководством тендерный комитет в огромных количествах закупал антигриппозный «Тамифлю» по ценам в разы выше рыночных, а так же не менее скандальные машины скорой помощи «Опель-Комбо», которые до сих пор не перевезли ни одного пациента. Да-да, те самые «Опели», которые сейчас «шьют» Юлии Тимошенко. И тот самый «Тамифлю», о котором в свое время не писал только очень ленивый журналист.

И вот что смешно: у Николая Азарова претензий к Мытнику не было. Странно?

Сменщиком Мытника стал Илья Емец. Он продержался в кресле совсем недолго: с 21 декабря 2010 г. по 13 мая 2011 г. То есть, около 5 месяцев. И был уволен за то, что «не справился с внедрением реформ правительства в сфере здравоохранения». Хотя, после встречи Емца с Януковичем, отзывы Президента о талантливом хирурге кардинально отличались от «оценок», выставленных министру Азаровым.
Итоги подведем. Азаров «утопил» Емца, «топит» Анищенко, но был очень лоялен к Мытнику. Почему?
Вспомним о Петре Багрие. Злые языки нашептывают, что сын Николая Азарова якобы имеет кое-какое отношение к данному предпринимателю. Слухам можно верить, можно не верить, но…

Но почему именно министерство здравоохранения вызывает такой нездоровый интерес со стороны Премьер-министра?