11 июня на международной выставке вооружений Eurosatory-2012 Украина подтвердила возможность очередной передачи за рубеж прав на сборку техники украинского производства — в этот раз Киев сообщил о начале переговоров относительно совместной сборки на территории Таиланда украинского бронетранспортера БТР 3Е. О начале переговоров заявил Евгений Перегудов, глава правления Государственной компании по экспорту и импорту продукции и услуг военного и специального назначения «Укрспецэкспорт». Общая стоимость поставки в Таиланд партии бронетранспортеров этого класса превышает $110 млн. О количественной доле в этой партии машин, которые предполагается совместно собрать в Таиланде, не сообщается. 3 мая, незадолго до заявления о совместной с Таиландом сборке бронетранспортеров, Украина анонсировала еще один совместный проект — о поставке в Казахстан бронетранспортеров БТР 4 на сумму около $150 млн. Об этом проекте прессе заявлял Дмитрий Саламатин, уроженец Казахстана и глава Минобороны Украины. Как и в случае с Таиландом, прессе не сообщалось, какую количественную долю в казахстанской поставке займет зарубежная сборка.

Если указанные сделки пройдут успешно, в украинском экспорте оружия и спецтехники стремительно вырастет роль экспорта лицензий и технологий производства готовой продукции. В целом весь этот экспорт ежегодно приносит Украине сумму, превышающую $1 млрд. Большинство этих средств — выручка от поставки готовой техники, ремонта и комплектации, и только малая часть — доходы от передачи за рубеж прав на сборку, ремонт или производство отдельных узлов. Увеличиваться эта доля начала в 2009–2010 годах. Тогда госкомпании-спецэкспортеры принесли феодосийской ФСК «Море» контракт на поставку в Китай четырех десантных кораблей на воздушной подушке «Зубр». Стоимость этого контракта превысила $200 млн., и доля вывоза технологий в украинском экспорте начала подыматься до 25–30%. По указанному контракту, завод экспортирует в КНР два корабля, после чего китайская сторона получит услуги украинских специалистов и право производства еще двух кораблей на своей территории. «Заказчику будет передана техническая документация на десантный корабль, и в будущем КНР сможет выпускать то количество «Зубров», которое посчитает нужным», — заявляли тогда прессе уполномоченные представители украинской власти.

Как бы то ни было, но в повышении доли экспорта технологий для оборонной промышленности пока нет ничего хорошего. Ведь большинство средств от оборонного экспорта идет как раз в конструкторские бюро и на заводы-производители, для которых экспортные доходы являются чуть ли не единственным способом выжить в условиях тотального недофинансирования оборонного заказа государственной казной. Это недофинансирование выгодно большинству из работающих в Украине офшорных инвесторов, которые стремятся либо подешевле скупить активы отрасли, чтобы потом подороже перепродать их, либо работают на уничтожение предприятий под заказ конкурента. Наиболее известными примерами стали инциденты вокруг киевского «Арсенала» и донецкого «Точмаша». Но по факту примеров гораздо больше.

Имея такую системную проблему, ОПК Украины традиционно дистанцировался от проектов зарубежной сборки. У предприятий и без того нет денег. До контракта на поставку «Зубров» и ныне объявленных намерениях вынести сборку бронетранспортеров в Таиланд и Казахстан счет подобных контрактов шел на единицы. В начале минувшего десятилетия наиболее известным контрактом такого рода была сборка украинских танков МБТ 2000 в Пакистане. Она была уникальной в своем роде, позволив украинскому танкостроению выжить в условиях нищего госзаказа. Кроме этого контракта работал и продолжает работать проект компаний «Спецтехноэкспорт» и британской Fast Craft Naval Supplise Ltd., в рамках которого в Болгарии собираются патрульные корабли украинской разработки для покупателей в третьих странах (Вьетнаме и странах Африки). Этот контракт также уникален, поскольку только благодаря Украине Болгарии удалось создать собственную корабельную артиллерийскую промышленность. За исключением нескольких менее крупных контрактов на указанных выше двух проектах, собственно, и заканчивался весь «послужной список» зарубежной сборки украинской морской и бронированной сухопутной техники. Заканчивался потому, что отрасль слишком дорожила экспортными доходами и, как могла, пыталась размещать заказы дома, а не на зарубежных СП. Нынешний поворот Киева в сторону создания зарубежных СП и программ совместного производства свидетельствует о том, что такие подходы на какое-то время изменились. По мнению пессимистов, потому, что в Киеве кое-кто захотел успеть вывезти за рубеж все лучшие украинские оборонные технологии. Если так, то главное, как говорится, успеть убежать. Оптимисты же утверждают, что украинская оборонка научилась жить в ногу со временем и постигла, наконец, стандартные для всего мира методы проникновения на зарубежные рынки через сеть сборочных филиалов и СП. Если так, то главное, чтобы филиалы не растворились в офшорах.

Кто заказал аварию на НПО «Море»

В начале реализации контракта на НПО «Море» весной 2011 года произошла крупная авария. По официальной версии, из-за кадрового голода на предприятии «сработал человеческий фактор», который привел к несинхронной работе кранов, удерживавших на стапели один из «Зубров». В результате с корабля снесло бронеплиты обшивки, а в основном сборочном цехе «Моря» обрушилась часть кровли. По заверению властей, крупная авария не привела к срыву графика контракта с КНР. Пресса в свою очередь нашла два более живописных объяснения аварии. Первое — рост конкуренции со стороны РФ, власти которой в том же году официально объявили корабли класса «Зубр» чисто российской технологией. С такой точки зрения Украина не только не имеет права экспортировать эти корабли без участия компаний РФ, но и просто неспособна это делать. «Вовремя» случившаяся авария выглядела тому доказательством. Второе объяснение — пристальное внимание к «Морю» со стороны одного из партнеров Дмитрия Фирташа, который много лет копил долги завода, чтобы добиться права санировать предприятие. Этим инвесторам якобы интересно перепродать «Море» россиянам, выторговав у них себе очередные преференции в газовом бизнесе. Кроме этого, по данной версии, инвесторов-санаторов якобы интересует соседнее с заводом феодосийкое ЧАО «Приморец», лидер украинского рынка производства яхт и катеров. С этой точки зрения авария также была условием, которое кардинально необходимо для появления перед «Морем», так сказать, «ощутимого светлого будущего».

Все эти версии пока не нашли подтверждения, поскольку контракт с КНР реализуется, а завод работает. Стало быть, пока можно верить официальной версии аварии, которая, как говорилось, базируется на человеческом факторе. А также доводу, что хроническое недофинансирование оборонки государством довело до критической черты отток квалифицированного персонала из этой отрасли. Аварии на таком фоне — закономерность. Потому что квалифицированные докеры тотально покидают страну, выезжая на заработки в Европу, где зарплата местных коллег в пять-шесть раз превышает зарплату машиностроителей в Украине.

Тема обустройства рынка нефтепродуктов в контексте возрождения украинской нефтеперерабатывающей отрасли снова на повестке дня. В июне Минфин и Минэкономразвития и торговли получили неформальные указания «сверху» внимательно изучить предложения Минэнергоугольпрома. Это собрание сочинений содержит все предложения, когда-либо звучавшие при обсуждении данной темы. Помимо давнего и базового требования — закрыть рынок от импорта нефтепродуктов посредством пошлин и квот, нефтепереработчикам предлагается дать из госбюджета ни много ни мало около 25 млрд. грн. на покрытие убытков и модернизацию производств. На что рассчитывают идеологи проекта, учитывая, что до последнего времени все предложения в этой сфере не нашли поддержки в правительстве? Оказывается, у нас вскоре может появиться новый авторитетный нефтепереработчик.

Казалось бы, все точки над «і» расставила 22 декабря 2011 года Межведомственная комиссия по международной торговле, которая в этот день опубликовала решение по итогам специального расследования, отказав владельцам украинских НПЗ в применении спецмер (пошлин или квот) в отношении импорта нефтепродуктов. Есть мнение, что проблема нефтепереработчиков заключается в их разобщенности, но самое главное — в отсутствии в данной отрасли интересов правящих бизнес-группировок. Судя по всему, ситуация меняется.

Об интересе Дмитрия Фирташа к нефтепереработке впервые стало известно в конце прошлого года, когда на рынок просочилась информация о его переговорах с владельцем Херсонского НПЗ Игорем Еремеевым о создании в составе этого предприятия нефтехимического комплекса. По имеющимся данным, разработчикам программы модернизации предприятия пришлось в срочном порядке переверстывать фактически готовый план с целью расширить профиль завода за счет нефтехимии. В мае дело приняло новый оборот. «Я надеюсь, что до конца года мы закончим договоренности. Думаю, что если все будет нормально, то мы купим нефтеперерабатывающее предприятие», — заявил г-н Фирташ в одном из своих недавних интервью.

Однако если с Херсоном уже все понятно, то что имел в виду крупный украинский бизнесмен? По данным источников в Киеве и Москве, Фирташ близок к завершению переговоров с ТНК-ВР о приобретении Лисичанского НПЗ. «Переговоры в завершающей стадии, уже даже согласовали формулу цены на нефть», — рассказал на условиях анонимности один из бывших сотрудников украинского офиса ТНК-ВР. Завод был остановлен в марте 2012 года из-за убытков, поэтому момент для переговоров выбран крайне удачно. В то же время возникает логичный вопрос: если заниматься ЛИНИКом не захотела одна из крупнейших нефтяных компаний России, то что может украинский бизнесмен, не имеющий нефти. «В той ситуации, в которой находимся мы, будет находиться и любой потенциальный покупатель», — сказал исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан на встрече с журналистами в апреле, выражая сомнения в том, что завод может быть кому-то интересен. Хотя кому, как не ТНК, близко знакомой с Виктором Пинчуком и приватизировавшей в 2000 году мощнейший в Европе Лисичанский НПЗ по цене нескольких заправок, знать о возможностях влиятельных украинцев?

Всего и побольше

Замысел очевиден: продавливание через Кабмин льгот и субсидий для создания прибыльности приобретенных активов. Уже обозначен и путь — через близкое во многих смыслах Минэнергоугольпром, усиленное возможностями на самом верху. Именно оттуда в середине июня в Минфин и Минэкономразвития была спущена разработанная ведомством Ю.Бойко презентация о состоянии и перспективах развития украинской нефтеперерабатывающей отрасли.

Центральным пунктом ее спасения значится освобождение от НДС 10 млн. тонн импортной нефти, что при среднегодовой цене 110 долл./барр. означает потери бюджета в размере почти 13 млрд. грн. Признают это и разработчики презентации (правда, у них потери выходят на 1 млрд. грн. меньше), обозначая в ней пути использования данных средств — по 6 млрд. на покрытие убытков прошлых лет и на модернизацию производств. Почему страна и ее граждане должны покрывать убытки частных компаний, да еще и заплатить за развитие их бизнеса — об этом в презентации не говорится.

К слову, цифры и расчеты, приведенные в ней, в большинстве своем неадекватны, что понятно, если исходить из целей авторов. Например, упомянутые 12—13 млрд. грн. — это лишь видимая часть бюджетных потерь. А ведь сюда необходимо добавить исчезновение налоговых поступлений от импортных нефтепродуктов, которые сегодня есть в финансовом балансе. 10 млн. тонн нефти заменят около 6 млн. тонн светлых нефтепродуктов, с которых в ценах 2012 года (в среднем 950 долл./т по бензинам и дизтопливу) будет уплачено 9,12 млрд. грн. НДС. А со льготой по нефти это суммарно составит уже более 20 млрд. грн. Но и это еще не все. Из 10 млн. т нефти получится около 30% мазута, который весь будет отправлен на экспорт, так как внутри страны не используется. Значит, экспортеры поставят НДС на возмещение. Исходя из средней цены мазута в Средиземноморском регионе за пять месяцев 2012 года на уровне 680 долл./т, владельцы НПЗ потребуют от государства возместить 3,3 млрд. грн. Словом, 25 млрд. грн. в год — это минимум, во что обойдется госбюджету реализация несложного плана Минэнерго и его партнеров.

Есть у спасителей НПЗ планы и в отношении граждан. Помимо льгот по НДС, Минэнергоугольпром предлагает ввести пошлины и квоты на импорт нефтепродуктов. Об их размере не сообщается, но сами переработчики твердят, что барьер должен быть не ниже 100 евро/т. В более привычных величинах это ровно 1 гривня на каждом литре топлива. Поскольку цены вырастут не только на импортный, но и на украинский нефтепродукт (для этого, собственно, и вводятся пошлины в цивилизованном мире), то на 10 млн. тонн внутреннего потребления бензина и ДТ потребители переплатят нефтяным компаниям более 10 млрд. грн.

С этих позиций приведенный в презентации главный аргумент «за» — сохранение 21 тыс. рабочих мест — выглядит как-то блекло. Выходит, что содержание одного рабочего на НПЗ обойдется государству и гражданам в 1,7 млн. грн. А если учесть, что Надвирнянский, Дрогобычский и Херсонский заводы не запустятся при любых условиях, так как их продукция уже давно не отвечает действующим стандартам качества, то речь идет о трудоустройстве в лучшем случае 9 тыс. человек, т.е. содержание каждого работника будет стоить уже почти 4 млн. грн. в год. Это при том, что его зарплата за этот период составит в лучшем случае 60 тыс. грн.

Тому, кто владеет калькулятором и базовыми знаниями экономики, нетрудно будет опровергнуть и другие тезисы авторов программы спасения нефтепереработки. В частности, они пишут, что увеличение промпроизводства  в нефтепереработке составит 70 млрд. грн., что послужит росту ВВП на 6,38%. Однако 70 млрд. грн. — это стоимость 10 млн. тонн нефти, а не добавленная стоимость, которая может быть создана при ее переработке. Рентабельность современных НПЗ редко превышает 5%, а украинских, как известно, находится в отрицательной области.

Аналогичная картина наблюдается и с внешнеторговым балансом: по импорту рынок покупает лишь то, что ему необходимо, тогда как вместе с нефтью фактически приобретается 30% мазута. Это как в советские времена, когда с ликвидным товаром давали «в нагрузку» что-то ненужное. По предварительным оценкам, для производства необходимого количества нефтепродуктов на украинских НПЗ государству придется потратить на импортную нефть на 1,5—2 млрд. долл. больше, чем на аналогичное количество готовых нефтепродуктов по импорту.

Меньше всего комментариев — к предложениям по введению пошлин и квот путем проведения антидемпинговых и специальных расследований. В ходе прошлогодних дебатов свою позицию по этому вопросу предельно ясно изложили представители двух ключевых поставщиков топлива в Украину — ЕС и Таможенного союза. Не исключено, что именно их резкие высказывания предопределили исход специального расследования, закончившегося 22 декабря 2011 года. Конечно, наивно рассчитывать, что Россия тихо «проглотит» санкции в отношении своих и белорусских нефтепродуктов, оставив без изменений режим поставок нефти, на которую, очевидно, рассчитывают идеологи введения пошлин.

Назад в прошлое

По имеющимся данным, упомянутые предложения Минэнергоугольпрома пока рассматриваются заинтересованными ведомствами в неформальном порядке, и это указывает на неуверенность инициаторов процесса в успешном исходе дела. С другой стороны, такое нагромождение требований по льготам и преференциям может объясняться принципом «проси много, глядишь, что-то и дадут».

Однако в вопросе обустройства рынка нефтепродуктов по-прежнему удивляет нежелание Азарова, Бойко, а теперь уже и Фирташа учиться на своем же опыте. Эти господа уже заметно устали рассказывать всему миру о проблемах с газовыми контрактами и зависимостью от российского газа. Чтобы диверсифицировать источники поставок и снизить цену газа, покупаются вышки, проектируется недешевый перевалочный LNG-терминал, рассматриваются другие инфраструктурные проекты. А теперь констатируем следующее: современный рынок нефтепродуктов Украины вообще не зависит от поставок из России. Российской нефти с марта текущего года нет, поставки российских нефтепродуктов ограничиваются дизельным топливом, на которое в балансе 2011 года пришлось всего 14,4% и исчезновения которого в случае чего никто не заметит, так как поставки тут же будут замещены из других источников. Рынок наполняется импортными нефтепродуктами по рыночным ценам, которые сами чиновники называют низкими. То, о чем говорят и мечтают Янукович, Азаров, Бойко в отношении газового рынка, в нефтянке уже давно создано и работает! Тем не менее все это предлагается разрушить, снова вернувшись к структуре рынка с повышенной долей российских энергоресурсов. Мало того, на это движение назад еще и предлагается выделить колоссальные государственные финансы.

Безусловно, думать о выводе самых перспективных НПЗ из кризиса нужно (спасти всех, к сожалению, уже не удастся). Но, во-первых, вопрос восстановления работы НПЗ не снимает проблему импортозависимости — вместо нефтепродуктов мы будем закупать за те же деньги импортное сырье. Поэтому приоритет номер один — собственная добыча углеводородов. Во-вторых, почему государство и потребители должны финансировать частные НПЗ, собственники которых занимают верхние строчки рейтингов Forbes? Если они просят такие деньги, то, может, государству легче самому выкупить эти заводы, а может, и попросту их национализировать?

Тема борьбы с саботажем и варварским отношением нефтяных компаний к недрам и инфраструктуре приобретает популярность во всем мире. Тем более что украинские НПЗ сегодня не стоят ничего. Это тот случай, когда их нужно продавать за доллар, лишь бы кто-то взял на себя расходы на их содержание. И в разговоре Дмитрия Фирташа с ТНК-ВР вряд ли фигурируют значительные суммы, сегодня превалирует рынок покупателя. Но окончательный исход сделки во многом будет зависеть от того, удастся ли украинскому олигарху выбить деньги из государства и потребителя.

Есть такой непреложный закон увядания: если после коровы оно лежит на дороге, и его не трогать, то оно потихоньку засыхает, не издает запахи и превращается, например, в удобрение. Не факт, что оно, даже в виде удобрения, понадобится. Но превращается. А это факт. Потом эту засохшую лепешку просто сбрасывают на обочину за ненадобностью. Если же, не дай Бог, пойдет дождик, то жизнь субстанции может продлиться. И она даже может кого-то неосторожного неароматно испачкать. Но по любому это уже не смертельно. Просто неприятно, и все. Однако лепешки стараются обходить все...

В украинской политике, оказывается, физиологических отходов не бывает. В ней все идет в ход. Поэтому, наверное, от нее и несет за версту этими, назовем политкорректно, «дэржавотворчымы» флюидами. И, может быть, у нас с «дэржавой» ничего путного и не получается, потому что отходы опять идут в корм...

И что самое удивительное: Виктор Ющенко, экс-президент страны и почетный председатель партии «Наша Украина», тоже так думает. Потому что, хотя все выше указанное относится к любому украинскому политику, который не хочет усыхать и уходить из публичной деятельности, а продолжает там пованивать, речь пойдет именно о Ющенко. Он опять пошел по помойкам. Собирать соратников.

Если кто еще помнит самые интересные высказывания этого персонажа, то он персональный состав своей команды объяснял просто. Дескать, никого не было, но я метнулся по мусорникам и помойкам, увидел там Юлию Тимошенко, Александра Зинченко, Евгения Червоненко, Петра Порошенко, Юрия Луценко и прочих, кого можно охарактеризовать просто «их выгнал даже Кучма», собрал их, реанимировал и поставил у себя за спиной. На Майдане. Там они немного поорали всякую фигню, главная из которой «Ющенко – так!», и после удачного переворота на вложенные «под меня» деньги зеленого цвета вошли в правящую команду. Ненадолго, правда. Потом эта сука блохастая превратила часть команды в свою «каманду» и отвалила. Но след и запах-то помоечные остались. Вот от этого и будем плясать заново. А начнем буквально 7 июля, когда этот гребаный Евро-2012, «работающий на «антиукраинский режим», закончится...

В этих словах, собственно, суть первой пресс-конференции, на которую на днях отважился отставной «мессия» после более чем двухлетнего уединения с пчелами и тихушной борьбы за госдачу, которую ему никто не хочет дарить просто так – надо отрабатывать...

Начал Виктор Андреевич, как всегда, круто. Как пасечник, пчелы которого собирают нектар и мед на вкусных галлюциногенных грибах. Он возомнил себя человеком, борющимся не с кем иным, как с русским царем Петром Первым. На стороне, естественно, шведского короля Карла Двенадцатого и его незадачливого «нэзалэжныцького» подпевалы Ивана Мазепы, в скорости до смерти загрызенного вшами в Валахии.

Поскольку и Карлу, и Ивану Петр навалял по первое число именно под Полтавой и при помощи украинских же казаков, которые остались верны присяге и своей Родине, то в этой связи Ющенко привиделась в современной укрополитике «кочубеевщина». То есть люди, которые ни укродермову не чтят, ни американские деньги не хотят отрабатывать, «затачиваясь» против России, вечного обидчика «всього украйинського».

Если же перевести этот полугорячечный бред на нормальный язык, то Ющенко просто не хочет в... «прыймы». То есть не желает быть подкаблучником у бабы. Все у той же сучки блохастой, которая, по его словам, подмяла под свой ортопедический матрац в тюремной больничке все так называемые оппозиционные силы. Объединенные в КОДло, Комитет отпора диктатуре. Но они, силы, таковыми борцами сопротивления не являются, потому что у них нет идеологии и они поэтому играют на стороне власти. И против Украины и украинского.

А он, Ющенко, не такой. Он – патриот. И ему место на помойке, где без надобности валяется еще много таких же, как он, и где еще обретаются «справжни» патриоты. «Те, кто не понадобился даже Януковичу и не приглянулся даже Тимошенко». Виктор Андреевич, судя по всему, уже прошвырнулся предварительно по всем таким достойным местам и нарыл себе несколько союзников. По его словам, это более 30 представителей политических и гражданских организаций, среди которых Украинская народная партия (УНП), Конгресс украинских националистов (КУН), организации «Просвита», ГО «Заробитчаны», фонд Вячеслава Чорновила, Всеукраинское общество политзаключенных и репрессированных и т. д. Кого ни возьми – славные ребята, любой морг позавидует. Морг для политмертвечины, разумеется. А так они ребята живые и очень даже упитанные. Еще бы, сало жрут за милую душу...

Со всей это братией Ющенко намеревается на парламентских выборах-2012 набрать «голосов намного больше, чем 5%» и, конечно же, немедленно приступить к построению «украинской Украины» себе на радость и всем на зависть...

...Я, увы, не психиатр. И не могу квалифицированно охарактеризовать, что ЭТО было и чем ЭТО лечится. Но уже очевидны, как минимум (по-ихнему – «щонаймэншэ»), три-четыре, к сожалению, малоутешительных вывода.

Во-первых, Ющенко зачем-то таки понадобился нынешней власти. И подтвердилось то, во что мало кто хотел верить, когда появились первые слухи о повсеместной «реанимации» по областям ющенковской «Нашей Украины» на средства «регионалов». Слухи пошли, ясное дело, из БЮТ-«Батькивщины». Именно этим «саламандрам» кто-то из Партии регионов (ПР) на правах анонимности сообщил, что в штабы ПР пошла негласная разнарядка погасить долги местных организаций «НУ». Этот источник-аноним якобы рассказал также: «Понятно, что никто их (долги. – Авт.) напрямую со счетов Партии регионов гасить не будет. Но пошла команда поработать с бизнесменами и возложить эту задачу на них. Я не вижу здесь крамолы. Нам выгодно участие партии Ющенко в выборах. Они с Ющенко уже никуда не пройдут, а голоса у оппозиции пощиплют и попутно грязью обольют. Здесь чистая стратегия, которая направлена на достижение нашей партией результата».

«НУ», как известно, умирала так же стремительно, как и ее лидер Ющенко. Такого пролета фанеры над собой Париж еще не видел. Людей увольняли, не заплатив им даже скудные заработанные. Все «кошельки»-менеджеры крысили чужие зарплаты себе на будущее, и рядовые члены выносили из офисов «НУ» все, что плохо лежало и могло хоть частично компенсировать труды по служению «украинской Украине». Пресс-секретарша Ирина Ванникова вон уволокла домой баночки и коробочки с анализами вождя, понимая их непреходящую историческую ценность. Сам Ющенко же, видя такой развал, по-прежнему делал вид, что это его не касается. Что он духовный человек с руками, «яки ничого нэ кралы». Ну разве что пощипали «больницу будущего». Но это пустяк. К тому же: а на фига Украине будущее, если она в плену «кочубеевщины» отвергала такого патриота-мазепинца?..

Сейчас предположения, увы, становятся явью. «Чистая стратегия», видите ли...

Во-вторых, главное предназначение реанимированного «мессии» – спойлерство. То есть он призван, чтобы отгрызать и растягивать в разные стороны голоса, которые осенью может собрать так называемая «объединенная оппозиция» во главе с уже упомянутой матрацной «узницей совести» и «фронтовым кроликом» Арсением Яценюком. У так называемых национал-демократов всегда были проблемы с единением рядов. Командир, комиссар и предатель – это стандартный состав «национально стурбованного» партизанского отряда в правом секторе политического спектра Украины. Кто заплатит – тот больше Родину и любит, под того они и лягут.

Поэтому стратегия борцов с национал-демократами и оппозиционерами ясна: чем больше гетманов – тем разобщеннее их электорат. А значит, мало кто наберет необходимые 5% голосов проходного барьера и останется вне стен парламента. Ну и «объединенная оппозиция» хоть и пройдет в Раду, но не досчитается отгрызенных голосов.

В-третьих, как же, видимо, плохи электоральные и все прочие дела у власти, если ей понадобился даже такой политический ноль, как Ющенко с его мертвой «Нашей Украиной». Или это так видят общую картину политтехнологи власти, меркантильно решившие постричь купоны еще и на реанимации «НУ» – под откаты, которые они получат от «патриотов» в этом увлекательно-некрофильском процессе.

А может, политтехнологи власти увидели в Ющенко и хотят раскрутить его как некий заменитель Тимошенко. В общедемократическом контексте, так сказать. И для Запада исключительно. Мол, вы обвиняете нас в зажиме оппозиции «имени Тимошенко», а это не так, мы – демократы настоящие, не боимся открытой политической конкуренции и даже Ющенко, лузера из лузеров, реанимируем и пускаем его на выборы. Чтобы даже самые сумасшедшие в Украине могли проголосовать за «своего депутата». И если «демократизация» пойдет так и дальше, то скоро мы увидим, например, и гей-парад, использованный для марафета демократического имиджа властей. В этом извращенческом деле, как вы помните, раз – и уже пид.., извините, демократ. Даже общечеловек. На веки вечные...

И, наконец, в-четвертых, «объединенная оппозиция», отвергнувшая Ющенко, поняла то, до чего не доперли власть и ее политтехнологи. Ничтожность, даже политическая – вещь почти мистически очень заразная. Пообщался с политическим ничтожеством, с политическим нулем – и можно пролететь на выборах. Союз с нулем на выборах – это политический суицид с почти стопроцентной уверенностью. Это – как в математике: все, что умножается на ноль, становится нулем. Как французский Николя Саркози, тесно любивший то ливийского Муаммара Каддафи, то «нашу Кыцю». И где теперь этот Саркози? Готовится предстать перед судом и, не исключено, тоже попросит у Тимошенко совета, как вытребовать у тюремной администрации ортопедический матрац и закосить от работы в тюремной же мастерской. А там и немецкая Ангела Меркель на подходе. Пролетит и она – так ей и надо. Нечего футбол ради «Кыци» бойкотировать...

...А есть же еще и такой нюанс. Внешнеполитический, так сказать. Украина вступает в очередной раунд переговоров с Россией на самом высоком уровне. Сегодня, 27 июня, в Киеве обретается премьер России Дмитрий Медведев, 12 июля – ожидается президент Владимир Путин. Отличный подарок подготовила украинская власть, гальванизируя политический труп Ющенко, которого российские визитеры при жизни терпеть не могли. Приезжают, значит, русские на берега Днепра, а там зомби разгуливает, манжеты привычно поддергивает и челюстью глубокомысленно водит туда-сюда. Мелочь, а, согласитесь, малоприятно...

...Одно утешает: сам Ющенко напомнил, что все нынешние оппозиционеры вышли из рядов «Нашей Украины». А значит, действие закона политического суицида с нулем они уже прочувствовали на себе. И еще прочувствуют. Все, кто к нулю приблизятся. Если власть этого не боится, то, как говорится, флаг ей в руки. Ее представители могут даже придти в Дом учителя 7 июля на «збиговысько» от Ющенко. Там, кстати, в свое время, в начале прошлого века, во время Украинской Народной Республики, заседала Центральная Рада. И где теперь эта Центральная Рада?..

 

Именно так охарактеризовал поданный в Верховную Раду Кабинетом Министров Украины законопроект №10558«О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины касательно налогообложения богатства и предметов роскоши» Сергей Терехин – не справедливо забытая звезда современного налогового нормотворчества. Его резкий комментарий лишь немногим выделился из стройного ряда оценок отечественных экспертов, в общей массе негативно принявших законопроект, который призван стать одним из самых ярких посылов предвыборной компании Партии регионов, направленных к жаждущему моральной сатисфакции украинскому люмпену. Как не более чем удачный предвыборный пиар-ход документ характеризуют не только эксперты, но и судя из текста законопроекта сами авторы. Об этом свидетельствуют как те идеи, которые заложены в документ, так и качество его подготовки.

Разрабатывая документ, авторы думали о чем угодно только не о создании рабочей модели налога на богатство, примеров которых достаточно как в развитых странах, так и в отечественном законодательстве. Прототипом законопроекта №10558стал представленный миру полугодом ранее законопроект авторства команды рачителя всех украинских пенсионеров Сергея Тигипко, вызвавший тогда снисходительную улыбку у экспертов сколько-нибудь приближенных к тематике налогообложения. На протяжении последнего полугодия законопроект очевидно побывал в руках специалистов, которые существенно доработали, мягко говоря, далекие от реальности инициативы Сергея Леонидовича. Однако, подобно Фениксу, возродившемуся из пепла, основные, но от этого не самые удачные мысли «сильного» в прошлом украинца нашли свое отображение в законопроекте №10558, внесенным в Верховную Раду Кабинетом Министров.

Так, авторам законопроекта не удалось уйти от, без всякого преувеличения, парадоксальной в своей гениальности идеи С.Тигипко о совмещении в одном налоге двух разных видов, которые ранее считались несовместимыми – прямого (реального) налога на имущество (с недвижимости, транспортных средств) и косвенного налога (налог с продаж). Такой симбиоз обуславливает целый ряд вопросов, на которые мы не находим ответов.

Так, объектом налогообложения согласно п.265.2.1проекта фактически являются операции по продаже драгоценных металлов и камней, часов, мобильных телефонов стоимостью более 50 размеров минимальной зарплаты, оружия стоимостью свыше 20 размеров минимальной зарплаты, меховые изделия стоимостью свыше 40 размеров минимальной зарплаты, а также предметы искусства, коллекционирования, антиквариата стоимостью свыше. Плательщиками налога являются физические лица – покупатели товара, но перечисляет налог в бюджет за них субъект хозяйствования – продавец (п.265.6.5 проекта). Вопрос: если плательщиком налога является физическое лицо, то как оно платит налог, приобретая товар у лица, не являющегося субъектом хозяйственной деятельности? Если не платит вообще, то какой же это плательщик? Если налог платит только субъект хозяйствования, то имеет место как раз ситуация, когда фактический и юридический плательщики налога не совпадают, т.е. речь идет о косвенном налогообложении. «Какая разница – скажете Вы – ведь мы добиваемся искомой цели – налогообложения предметов роскоши!» Не совсем так. Ведь именно системная ошибка при определении природы предлагаемого платежа влечет за собой бесконечный ряд вопросов. К примеру, если плательщиком налога являются физические лица, к ним относятся и физические лица субъекты хозяйствования, грубо говоря – ЧП. Таким образом, приобретая товар для последующей перепродажи ЧП должен заплатить с него налог на роскошь. При этом, с последующей перепродажи товара потребителю ЧП должен снова удержать налог. Таким образом, товар облагается налогом несколько раз…

Еще вопрос – почему все-таки плательщиками налога по всем объектам, кроме недвижимости, являются только физические лица? Т.е. законодатель стимулирует плательщиков оставлять право собственности на имущество на юридических лицах? И почему получая предмет роскоши в дар я не плачу налог, а покупая плачу? Не об этом ли всем говорил С.Терехин, характеризуя законопроект?

В ходе работы над законопроектом не смогли устранить и противоречия между статусом налогового агента и той ролью (функцией), которую предусматривает для налогового агента проект. Так, согласно ст.18 НК налоговым агентом является лицо, на которое возлагается обязанность удержания налога с доходов, начисляемых плательщику, с перечислением налога в бюджет от имени и за счет плательщика. Иными словами по логике законопроекта продавец товара – налоговый агент перед тем, как перечислить налог в бюджет, должен сначала его отобрать у покупателя. Но эта конструкция совсем не отвечает содержанию правового института налогового агента, ведь продавец не платит ничего покупателю, а только получает от него деньги. Таким образом, конструкция характерная для непрямого налогообложения, предполагающего включение налога в цену товара на стадии его реализации, т.е. того же НДС, в нашем случае абсолютно неприменима!

Осталась без изменений и милая сердцу украинского фискала новелла, предусматривающая взимание налога с налога. Так, согласно п.265.4 налог на роскошь начисляется на НДС, уплачиваемый при ввозе товаров на таможенную территорию Украины. Также полностью воспринята правительством и странная норма тигипковского законопроекта, регулирующая взимание налога при ввозе на таможенную территорию Украины предметов роскоши не зависимо от того, что такой предмет роскоши мог быть до этого вывезен с территории Украины.

Интересно, что авторы законопроекта, полностью игнорируя обоснованную критику оставили среди объектов налогообложения предметы коллекционирования (подпункт и) п.265.2.1). Учитывая то, что коллекционировать можно просто все нескоропортящиеся предметы, а понятие предметов коллекционирования ни в законопроекте, ни в Налоговом кодексе не указывается, обложена налогом может быть любая вещь стоимостью от 50 минимальных зарплат. Но еще интереснее другое – как идеологи налога на роскошь собираются определить цель, с которой приобретается предмет – осматривать коллекцию, проводить расследование, заполнять специальную анкету? Как и при анализе законодательной инициативы полугодовой давности при изучении законопроекта №10558 возникает вопрос: почему объектом налогообложения выступает только жилое имущество? Т.е. граждане, проживающие в помещениях, которые являются нежилыми, уже не роскошные граждане? Если характеризовать нормы законопроекта, касающиеся налогообложения недвижимости в целом, то здесь правительство ухитрилось повторить основные ошибки, допущенные в действующей редакции ст. 265 НК, которые в совокупности с ошибками законопроекта Тигипко явили миру законодательного уродца милого глазу истинного ценителя Гойи. Крошка Цахес авторства украинского Кабмина, идя, по старой украинской традиции, своим путем игнорирует позитивный опыт всех без исключения развитых стран, где базой налогообложения является обычная, рыночная, налоговая, регистрационная или любая другая, но все-таки экономическая стоимость недвижимости, заменяя ее квадратным метром – единицей абсолютно не адекватной экономической сути налога. Ведь квадратный метр в разных регионах страны и даже одного города может представлять собой разную экономическую ценность и следовательно должен порождать разные налоговые обязательства. Для примера, в Великобритании налог на недвижимость начисляется в фиксированной сумме по отношению к базовой ставке налогообложения, составляющей 1354 фунта в год. Недвижимость распределяется на 9 категорий в зависимости от налоговой оценки объектов, пересматриваемой каждые 5 лет. В Дании недвижимость стоимостью до 3,04 млн. датских крон облагается по ставке 1% от ее стоимости, а свыше – 3%. В Германии налог установлен в объеме от 0,35% до 2,31% от стоимости имущества. Даже в Китае ставка составляет 1,2% от стоимости объекта или 12% от оценочной годовой арендной платы, начисляемой на объект. Почему законодатель с упорством бульдозера игнорирует не только мировую практику, но собственный опыт в части налогообложения земли? Наверное, такое упорство можно объяснить чем угодно, кроме простоты администрирования, на что намекают разработчики документа. Ведь о простоте администрирования, альфе и омеге качественного и эффективного налога применительно к проекту №10558 говорить не приходится вообще. Как проконтролировать уплату налога субъектами хозяйствования – реализаторами так называемых предметов роскоши? Как можно проконтролировать движение товаров, зачастую даже не индивидуализированных? Ведь это не только транспорт и недвижимость, подлежащие обязательной регистрации! Ну и конечно же обойти налог не составит труда для роскошных украинцев через механизм юридических лиц, которые Кабинет Министров не видит в составе плательщиков. Да, кстати, а как соотносятся п.265.3.2 и п-п.а)-в) п.265.2.1. В первом сказано, что при наличии у плательщика нескольких объектов налогообложения налог исчисляется отдельно по каждому. А во втором предусмотрено, что объектом налогообложения может быть не только объект (подпункт а), но и совокупность объектов (подпункт в). Как определить налог в таком случае? Мы умышленно оставили за скобками данного материала рассуждения об эффективности налога на роскошь и его целесообразности как такового. Мнениями за и против концепции налога на роскошь переполнены отечественные интернет-сайты. На самом деле, дискуссия о вреде или пользе налога на роскошь от лукавого. История знает примерно равное количество примеров эффективного и не эффективного налогообложения роскоши или накопленного капитала. Действительно многие страны Европы в последнее время (Испания, Швеция и др.) отказались от налогообложения богатства, привлекая таким образом иностранный капитал. Однако, это совсем не означает, что налог не применим к украинским реалиям. Применим абсолютно! Но, при одном условии. Если люди, работающие над налогом, будут ставить целью не продуцирование эффективного пиара, предвыборного лозунга и т.д., а разработку механизма налога от начала и до конца, используя зарубежный и удачный отечественный опыт, не конструируя новые не жизнеспособные конструкции, а дорабатывая старые, уже существующие. Если инициаторы введения налога не будут бояться наступить на чьи-то очень чувствительные мозоли, при этом чуть повредив дорогой педикюр. Не будут обходить острые углы, ограничивая объект налогообложения. Если авторы законопроекта не будут со стойкостью, достойной спартанцев закрывать глаза на шквальную критику своих, мягко говоря, не далеких, хоть и очень экзотических инициатив… Не кажется Вам, что слишком много «если» для одного не очень большого законопроекта…

Работа в Украине есть! По крайней мере, именно в этом уверяет нас Госстат, по подсчетам которого уровень безработицы в нашей стране вообще сущие пустяки - 1,7% от трудоспособного населения. Международная организация труда же сомневается в отечественных математических подсчетах и считает, что безработица в Украине втрое выше официальных данных.

Кассиры, водители трамвая, дворники и санитары – это именно те профессии, которыми готова обеспечить наша страна безработного гражданина. Увы, видимо, зажравшиеся украинцы совсем не хотят работать руками и ищут себе работу высокооплачиваемую, интеллектуальную! Более способные таки находят ее, чаще всего за «бугром».

Оценить украинский рынок вакансий и его возможностей корреспонденты Новости Украины - From-UA попросили наших экспертов.

Экс-министр труда и социальной политики Украины Людмила Денисова считает ситуацию, которая сложилась с рабочими местами в Украине, катастрофической: «На сегодняшний день тот закон, который был подготовлен правительством Тимошенко и принят ВР (о занятости), не работает, потому что сегодняшняя власть считает, что поддерживать безработных, выплачивая им помощь, — это бесперспективно. Переквалифицировать людей, дать им новую специальность — тоже бесперспективно. И дать им возможность через общественные работы заработать — это тоже бесперспективно. Поэтому сегодня безработный находится просто на грани выживания и занят сам собой».

«В нынешней ситуации, когда у нас действует оккупационно-криминальный режим банды Януковича, спасение утопающих — дело рук самих утопающих, - грустно отметила Денисова. - Действовать можно только через массовые акции, которые мы поддержим, потому что рынок труда есть, но он закрыт для самого безработного».

Депутат от БЮТ Виталий Курило также оценивает сложившуюся ситуацию как критичную: «Основная причина в том, что у нас упадок среднего и мелкого бизнеса. По официальной статистике, у нас только 10 % ВВП составляет средний и мелкий бизнес, а в таких странах, как Германия, США, Канада, Германия, Франция, — это 60-70 %. Рабочие места создаются только при условия спроса на какой-то вид работ. Страну может поднять мелкий и средний бизнес. Но чтобы сегодня у нас начать бизнес, даже самый элементарный — большинство людей не имеет стартового капитала. Поэтому государство должно дать толчок людям: ликвидировать полностью налоги для тех, кто начинает свой бизнес, дать кредиты беспроцентные или просто дать оборудование тем, кто работает. Здесь есть масса вариантов, но надо их использовать, иначе у нас будет высокий уровень безработицы. Он уже высокий, особенно высокий уровень скрытой безработицы».

«У безработицы очень много составляющих, - рассказывает депутат. - Это и социально-психологическая, когда люди не очень активно ищут работу, люди опускаются, деградируют. А есть люди, которые просто не могут найти работу. Особенно это относится к людям, которым за 45-50 лет, — это люди советской эпохи, которые привыкли всю жизнь работать на одном месте и не менять работу. И они просто боятся перемен или просто физически не могут выполнять какую-то работу».

Экс-министр труда и социальной защиты Украины Михаил Папиев считает, что «если говорить о методике оценки этого явления, то у нас была внедрена международная методика, соответственно, теперь можно сопоставлять положение дел по безработице в Украине и других странах. Если финансовый кризис сказался на странах Европы одним образом, то в Украине — другим, и показатели безработицы показывают, что у нас отклонения от общей нормы не произошло. Есть цивилизованные страны, такие как Германия, Франция, Италия. А есть новые страны ЕС — Польша, Болгария, страны Прибалтики. Мы берем показатели по безработице этих стран и наши и видим, что у нас показатели даже лучше».

По мнению эксперта, «кроме показателей, которые дает статистика, есть еще такие показатели, как социальное самочувствие людей, есть показатели индекса человеческого развития — это совершенно другие показатели». И вырвать какой-то один компонент и на основе этого делать заключение обо всей системе — это, по его словам, «все равно, что если бы у вас заболел палец, и один человек на основании этого делал вывод, что вы неизлечимо больны, а другой говорил бы — что вы абсолютно здоровый человек со временными трудностями. То же самое и здесь: нельзя рассматривать вопрос с безработицей в отрыве от вопроса индекса ВВП, от вопросов достойного труда, его оплаты».

«К тому же есть разное качество рабочих мест. Говорить, что у нас сегодня, допустим, есть 6 претендентов на рабочее место с зарплатой 10 тысяч гривен - это один вопрос, а говорить, что у нас есть 2 претендента на зарплату в тысячу гривен — это уже совсем другой вопрос. То есть, - продолжил Папиев, - если взять, сколько у нас на вакансию претендует людей, то тут надо еще и анализировать одновременно уровень этой вакансии: предусматривает ли она квалифицированную рабочую силу или неквалифицированный труд. То есть это всеобъемлющие показатели, которые оторвано друг от друга рассматривать невозможно. Их надо рассматривать в комплексе экономического роста страны, в комплексе индекса потребительских цен, импорта и экспорта, комфортности бизнеса», - подытожил эксперт.

Депутат от НУ-НС Ксения Ляпина также видит проблемы с рабочими местами, особенно с легальными, но знает, как их решить: «Решить это методами а-ля Тигипко невозможно. Это можно решить только одним способом — кардинальным уменьшением нагрузки на фонд заработной платы. То есть работодатели просто не в состоянии платить официальные зарплаты среднего уровня с той нагрузкой на фонд зарплаты, которую от них хочет родное государство. Поэтому, естественно, существуют полулегальные или вообще нелегальные рабочие места — граждане на это соглашаются, потому что мыслят категорией «заработать сейчас», потому что как-то не получается думать о завтра, когда тебе сегодня нечем заработать».

«Если бы была нормальная конкуренция на рынке труда, то многие проблемы были бы решены, - говорит Ляпина. - В частности, проблема возраста — это проблема малого количества рабочих мест. У нас количество рабочих мест меньше, чем предложений на рынке труда, и выбирают тех, кто моложе — от 25 до 40 — самый трудоспособный возраст, когда меньше всего работают страховые случаи и когда чаще всего человек соглашается на какие-то нелегальные зарплаты, потому что он еще не думает о пенсии. Рабочие места — это производная от бизнес-климата. Рабочие места создает не государство, потому что те, которые оно создает, едят бюджетные деньги. Создавать новые рабочие места бизнесу мешает в первую очередь коррупция. К нам не хотят идти инвесторы, а без инвестиций, без денег развиваться новый бизнес не будет, а следовательно, не будут создаваться и новые рабочие места. Но от коррупции никто не хочет отказываться — вот в чем проблема. До тех пор, пока бизнес чисто добровольно будет вынужден отдавать свою собственность кому-то из чиновников, о каких рабочих местах можно говорить? Они будут только сокращаться».

Директор Украинского центра социальной аналитики Евгений Филиндаш рассказал о том, какие рабочие места создает власть: «И Ющенко, и Янукович в своих программах обещали создание миллиона рабочих мест за короткий срок, но реально единственные рабочие места, которые они создали, это места для строителей-гастарбайтеров: у Ющенко они строили страусиную ферму, а у Януковича - «Межигорье». Да и то, скорее всего, это были нелегальные рабочие места. Мы видим, что проблема с безработицей что при прошлой «оранжевой» власти, что при нынешней региональной власти не решается, а только усугубляется. И действительно, Международная организация труда права — у нас огромный процент скрытой безработицы. В подавляющем большинстве регионов Украины очень много людей работают на минимальные ставки, которые не позволяют просто физически выжить, и люди вынуждены работать на мелких приработках. Сама система устроена так у нас, что не дает возможность большей части людей найти нормальную работу. А если люди пытаются сами себе организовывать рабочие места, то власть делает ряд шагов, которые их лишают этой работы. Например, принятие Налогового кодекса лишило десятки и сотни тысяч мелких предпринимателей работы. Поэтому до тех пор, пока в Украине не будет изменена система (а это невозможно, в свою очередь, без смены власти), ситуация с безработицей кардинальным образом не улучшится».

Эксперт уверен, что проблема не в квалификации работников, а в квалификации людей, которые управляют страной: «В Украине было и частично еще остается огромное количество высококвалифицированных инженеров, которые работали на предприятиях мирового уровня в оборонной промышленности, ВПК и т.д., - рассказывает эксперт. - Все предприятия этих отраслей были уничтожены и остались только сырьевые, которые принадлежат олигархам, которые гонят металл и химию на Запад. Олигархи за счет этого живут припеваючи, а работники всех остальных отраслей промышленности остались без работы. Или возьмем колхозы, которые были уничтожены, и многие их работники остались без работы и вынуждены на огородах спасаться и что-то продавать. Государство, власть не только не создают чего-то нового для возможности реализации людей, а еще и уничтожают то, что было. Так что тут дело не в квалификации наших работников, не в образовании (мы знаем, что в Украине был как раз один из высоких уровней образования), а дело в том, что выпускники вузов не востребованы по специальности. И то, что очень многие граждане Украины работают за границей, показывает, что им, наверно, все-таки хватает квалификации, если их там берут на работу, но не хватает квалификации украинских властей, чтобы обеспечить нормальные условия труда. Я бы сказал, что главная проблема в квалификации не работников, а власти и чиновников».

По мнению директора по социальным программам центра Разумкова Людмилы Шангиной, рабочие места в Украине есть: «Еще Ющенко пообещал в своей программе создать 5 млн. рабочих мест. Тогда специалисты по этим вопросам говорили о том, что у нас столько безработных просто нет и, соответственно, нет необходимости создавать столько рабочих мест, так как в 2006-2007 гг. число официально зарегистрированных безработных было меньше, чем число вакансий. Но качество этих вакансий оставляет желать лучшего, потому что в вакансии входят, например, половина ставки библиотекаря или четверть ставки сельским завклубом. Есть вакансии немного лучше — там, где работодатель предлагает минимальную зарплату. Желающих занять такие вакансии немного».

«У нас нет качественных рабочих мест, - говорит эксперт. - В 2005 году мы проводили опрос о причинах безработицы в Украине. На 1 место вышла не недостаточность рабочих мест, а заниженная стоимость труда. Когда мы этот вопрос мы задали в 2008 году, на 1 место вышла недостаточность рабочих мест, но это означает только то, что часть рабочих мест была переведена в тень».

Людмила Шангина уверена, что и образование тут совсем ни при чем: «Наше образование на сегодняшний день не имеет никакого отношения к тому, что называется национальной экономикой. Это два совершенно разных, не связанных между собой ничем и никем отдельных мира. Наше образование давно потеряло школу, качество. Наша национальная экономика такова, что не заинтересована в качественном образовании, а следовательно, и спрос на качественное образование падает. Соответственно, падает и качество образования. Наша экономика построена на низких технологиях и не нуждается в интеллектуалах, в развитии интеллектуальных наук, поэтому образование не имеет значения. Кроме того, национальная экономика в том виде, в каком она сегодня существует, оказывает крайне негативное влияние на систему образования. Мы получаем замкнутый круг: национальная экономика не требует — качество образования падает. Экономика требует рабочих высококвалифицированных, и недостаток высококвалифицированных рабочих ощутили наши олигархи, которые владеют крупными предприятиями, потому что система наших ПТУ была фактически разрушена. И сегодня наиболее остро стоит вопрос квалифицированных рабочих, а не работников. Квалифицированные работники никому не нужны».

В страну снова начали везти телефоны неопределенного происхождения. В основном - дорогие смартфоны. Абонент, покупая такой товар, не застрахован от того, что в случае выхода из стоя сложного устройства качественно отремонтировать его или обменять на новый уже не получится.

Электронная база IMEI (специальных пятнадцатизначных серийных номеров) мобильных телефонов, которая должна была заработать ещё пару лет назад, до сих пор не функционирует в полную силу. Операторы по-прежнему не отключают «серые» мобилки, а попытки регулятора обязать их это делать пока ни к чему не приводят.

Ведь для мобильных компаний абоненты, пусть даже с нелегальными трубками, все равно приносят доход.

20 июня парламентарии в очередной раз отложили законопроект, который дал бы юридические основания для отключения телефонов-нелегалов, поскольку другие вопросы на повестке дня оказались более важными. Народный депутат Юрий Мороко сообщил «Комментариям», что, возможно, документ будет рассмотрен в июле.

Задержка с запуском базы кодов IMEI мобильных терминалов активизировала торговлю «серыми» телефонами. Ещё в 2011 году глава Национальной комиссии по вопросам регулирования связи Петр Яцук рассказывал «Комментариям», что поставщики, почувствовав «слабинку» и промедление со стороны государства, начали стремительно отказываться от «легальных» поставок.

Как выяснилось, в этом году ситуация с «серым» импортом выглядит еще более настораживающей.

Как рассказали «Комментариям» в сети «Цитрус Дискаунт», приостановка процесса отключения серых телефонов привела к тому, что активизировалось большое количество новых «серых» интернет-магазинов.

«Сейчас «серые» телефоны продаются исключительно в интернете, в различных интернет-магазинах. В торговых сетях «серых» телефонов практически нет», – рассказал директор по маркетингу «Цитрус» Виктор Шолошенко.

С ним соглашается и гендиректор сети «Мобилочка» Антон Володькин. По его словам, на крупные специализированнее сети приходится всего 30% выручки розничного рынка.

Ритейлеры жалуются, что из-за «серости» рынка им становится сложнее продавать топовые смартфоны-флагманы, в сегменте которых больше всего «нелегалов». При этом задержка с официальными поставками «новинок» в Украину только играет на руку продавцам «серых» устройств.

«Чем выше интерес покупателей к новой топовой модели гаджета, тем сильнее активизируются «серые» поставщики. Надо сказать, что цена на «серые» и официальные устройства отличается достаточно серьезно - так, в серых интернет-магазинах новую модель флагмана Samsung Galaxy S III можно увидеть начиная от 5500 грн, тогда как официальное устройство будет стоить 6999 грн», – рассказал Шолошенко.

«Пользователю гораздо резонней купить дорогой аппарат, пусть и серый, но зато не за 5 тыс. грн., как в официальном магазине, а на несколько сотен дешевле. А бюджетные мобилки поставщикам нет смысла завозить нелегально, поскольку выигрыш невелик», – добавляет Володькин.

Несмотря на заявления ретейлеров, Украинский государственный центр радиочастот продолжает утверждать, что рынок мобильных устройств отбелен. По словам директора предприятия Павла Слободянюка, уже несколько лет подряд удается доводить долю на рынке легально ввезенных терминалов до 95-97%. Для сравнения в 2008 году этот показатель соcтавлял 5-8% в 2008 году.

«Да, конечно, есть некоторые «минусы» в том, что до сих пор система до конца не заработала и «серые» терминалы не отключаются, Но я не думаю, что с её полноценным запуском ситуация кардинально поменяется. Ведь процент нелегальных мобилок в Украине и так очень низкий», – рассказал Слободянюк.

В то же время в УГЦР признаются, что на самом деле никогда не вели статистики, сколько в Украину завозится нелегальных телефонов.

«Мы просто сравниваем объем поставок, который озвучивают маркетологи, с количеством кодов IMEI, внесенных в «белый» список, и делаем выводы», – рассказал Павел Слободянюк.

Слободянюк добавляет, что работа базы IMEI основывается, в первую очередь, на защите личных интересов граждан, которые «не любят, когда их обманывают».

«Мы не возлагаем функцию проверки легальности телефона на какие-либо контролирующие органы. Контрабандный телефон или нет – это может проверить совершенно бесплатно каждый гражданин. И, как показывает практика, люди проверяют, потому что беспокоятся о своих деньгах», – рассказал он.

Пока чиновники рассчитывают на сознательность украинцев, те придумывают способы, как делать из «серых» телефонов «белые». По словам Петра Яцука, небольшие дистрибуторы берут из единой базы устройств номера IMEI аппаратов, которые уже отжили свое, и «перепрошивают» завезенную неофициальную продукцию. Эффективного способа борьбы с такой «легализацией» пока не придумали.

Можно предположить, что предпринимателей все-таки настораживают сообщения в прессе о том, что скоро, мол, законодательство изменится, и нелегальный телефон в сети работать не сможет. Вот они и стараются, пока есть время, завезти в страну и активировать столько товара, сколько возможно. Ведь депутаты дали понять – вся продукция, попавшая в эксплуатацию до вступления в силу закона, подлежит амнистии.