Статьи
По сравнению с прошлым годом, количество запретов по проведению акций протеста выросло в 1,5 раза. Если в 2011 г. в соответствии с судебными решениями было отменено проведение 203 мероприятий по высказыванию недовольства, в 2012 г. количество таких решений увеличились до 316. В то же время, уменьшился процент успешных обжалований соответствующих запретов в судебном порядке. В то время, как в 2011 г. удалось делегитимизировать семь соответствующих запретов, в 2012 г. позитивное решение было прецедентным и... единственным. Такие данные приводит Центр политико-правовых реформ.
В целом, судебная практика в таких делах должна демонстрировать свободу граждан и возможность применения права на мирное собрание. Украинское законодательство, скорее, делает шаг назад от утверждения таких норм.
Следует заметить, что динамика судебных запрещений в части гражданской активности связана со стремительным ростом недовольства граждан. В марте 2012 г. количество акций сопротивления преодолели предварительно зафиксированный рекорд 2009 г. и составило 317 мероприятий. В целом же, число прошлогодних протестов пересекло отметку 1500. Темп протестному движению, как обычно, задавала столица: в Киеве и области было проведено 417 акций сопротивления. Активно демонстрировали неповиновение и в Харьковской области — 191 протест, Крым и Севастополь — 160, Донецк — 155 и Львовская область — 146.
Этот год на самом старте уже отметился рядом акций и протестов. Стоит отметить, что большинство из них, с точки зрения Фемиды, прошли вне закона. Кроме случаев, когда государство путем судебного запрещения выводит протест в категорию неправомерного, растет количество примеров, когда легитимный инструментарий для отстаивания прав гражданина исчерпан, а результата нет. Иллюстрацией к предыдущему тезису может служить акция, которая прошла под стенами Киеврады. После неуспешной попытки киевских активистов реализовать норму закона относительно открытости работы местной рады и присутствовать во время принятия бюджета города, орган местного самоуправления было решено брать штурмом. Недолговременная и безрезультативная блокада здания толкнула людей на последующий шаг — общественные деятели и люди в масках выбили двери, и попали в Киевраду. Там, наконец, прошли переговоры с чиновниками, в результате которых в помещение было допущено 20 активистов, половине из которых позволили присутствовать в зале заседаний.
Недавней громкой акцией стала защита Десятинного переулка. После того как небезразличная к вопросам сохранения исторического лица Киева общественность получила решение прокуратуры о незаконности застройки в переулке, активисты отправились туда, чтобы передать документы строителям. Однако там их встретили водой и слезоточивым газом. Возмущенные люди разломали забор с колючей проволокой, чтобы попасть на объект. Не обошлось и без столкновений с охраной. Впрочем. результат был позитивным: забор демонтировали, а строительство прекратили. Пока...
Большинство активистов отмечают, что переживают за решение противоречивых вопросов мирно — не отступая от буквы закона — однако власть не желает искать компромиссов. В целом, прошлогодняя статистика свидетельствует, что большинство акций имеют мирный характер — таких 78%. Однако, 17% протестов включало конфронтационную тактику, а 6% — имели насильственный характер: был нанесен ущерб людям или имуществу.
Фантомные боли действующих руководителей по поводу разного рода протестов, митингов и революций вылились в желание раз и навсегда урегулировать вопрос мирных собраний граждан. Прошлой осенью Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект о мирных собраниях. Красноречивым фактом является то, что проект, который содержал ряд ограничений относительно собраний граждан и жесткие требования относительно их формата появился в канун выборов. Впрочем, даже парламентский омбудсмен Валерия Лутковская признала, что без изменений законопроект является репрессивным. Ряд протестов и заявление-обращение с требованием доработки соответствующего проекта, подписанное 160 гражданскими организациями, заставили власть отложить рассмотрение данного закона. Надолго ли?
Комментарии
Единственным средством прекращения роста радикализма может стать отказ от давления на судебную власть
Евгений Головаха, заместитель председателя Института социологии НАНУ:
— Нарастание акций протестов — это следствие разочарования: задекларированная программа реформ не оправдала надежды. На фоне ухудшения ситуации в стране в целом, опасений граждан за свои права и невосприятия определенных шагов власти, растет радикализация. Это было заметно еще на выборах, когда значительно повысился удельный вес людей, голосовавших за левых и правых радикалов. Не последнюю роль сыграло и оживление оппозиции, которая уже возглавляет определенные движения. В целом, логика простая — увеличение поддержки радикальных сил свидетельствует о готовности самих людей действовать более жестко и радикально.
Одной из причин такого состояния общества являются большие проблемы относительно осуществления правосудия. Судебная власть становится все менее самостоятельной и постепенно подчиняется исполнительной ветви. В случае, когда люди не уверены, что можно достичь справедливости путем обращения к судебной власти, они начинают действовать по своему усмотрению. Таким образом, единственным средством прекращения роста радикализма может стать отказ от давления на судебную власть: нужно дать ей возможность осуществлять свои функции. Таким образом, если властное давление на суды является традиционной проблемой, «достижением» последних лет реформаций стало давление плутократии: кто имеет деньги, тот имеет позитивное судебное решение. Эта проблема также нуждается в решении.
Что же касается судебных запрещений относительно проявлений общественной активности, вместо того, чтобы дать шанс судебной власти регулировать конфликтные ситуации в стране, власть использует ее в своих интересах. Чем больше будет запрещений, тем меньше шансов для развития гражданского общества и больше возможностей для маневра и своеволия власти. Это может закончиться формами агрессивного стихийного протеста. Той мерой, которой вытесняют из правового поля организованное гражданское общество, получают неуправляемые и потенциально очень опасные акции массового протеста.
Люди научатся защищать свои права, но это будет не с нынешними политиками
Олег Березюк, президент Украинского юридического общества:
— Конечно, нужно делать выводы относительно каждого отдельного решения: если существует опасность нарушения прав других граждан, протестные мероприятия могут быть запрещены. Впрочем, когда идет речь в целом об акциях протеста — это конституционное право граждан и решение, которое запрещает проведение таких акций, является неправосудным и нарушает Конституцию.
В целом, в нашей стране взят курс не на постройку гражданского общества, а на установление тоталитарного режима. Об этом свидетельствует и недавнее лишение двух депутатов мандата — это абсолютный нонсенс. Такое решение свидетельствует о конце парламентаризма. В таких условиях, говорить о том, что власть работает на создание гражданского общества нецелесообразно.
Гражданское общество действительно выжимают за рамки закона, но нужно говорить и о качестве существующего общества. Политическая инициатива должна принадлежать гражданам, но они инертны, как и оппозиция, которая не делает ничего для того, чтобы научить людей защищать свои гражданские права. В первую очередь, активные граждане должны вести за собой большинство и вместе вынуждать власть творить благоприятные условия для жизни в нашей стране. Нельзя сказать, что в Украине нет лидеров, но их очень мало.
Что же касается последних проявлений недовольства, ломания дверей в Киевраде — это бутафория. В существующих условиях, если бы кто-то позволил себе такие действия, были бы вызваны спецподразделения и инициаторов таких мероприятий уже бы наказали. Я сомневаюсь, что эта общественная инициатива проходила без согласия властей. Я говорю крамольные вещи, но из поведения власти и тех «активистов» видно, что это была обусловленная акция.
Есть отдельные проявления гражданского участия, когда речь идет о защите лесонасаждений или достопримечательностей. Однако наибольшим проявлением гражданской инициативы все еще остается Оранжевая революция 2004 г. К сожалению, лидеры революции, не оправдали доверия граждан и результаты очевидны: кто в тюрьме, кто на обочине политики.
Сопротивление людей будет возрастать. Действующая власть сжимает пружину, которая рано или поздно раскроется. Локальные акции со временем объединятся и выльются во что-то большее. Люди научатся защищать свои права, но это будет не с нынешними политиками: как властью, так и оппозицией. Главное, — чтобы были люди и идеи, которые они будут доносить до общества.
- Информация о материале
Два дня внимание страны было приковано к неприятному человеку в золотых очках и пальто Zilli. Он - профессиональный, как его окрестили, свидетель Марьинков - дал показания суду относительно причастности Юлии Тимошенко к убийству "авторитетного" донецкого бизнесмена Евгения Щербаня. Показания туманные и противоречивые. Что, впрочем, никак не влияет на сам характер процесса. На основании показаний Марьинкова, Зайцева, Кириченко и еще нескольких неназванных человек Тимошенко, скорее всего, упекут в Качановскую колонию пожизненно. С точки зрения Виктора Януковича, который хочет видеть себя пожизненным президентом, - нормальный ход. Однако в итоге осуждение Тимошенко не просто потешит президентское эго, но может повлечь за собой необратимые последствия для всего украинского слоя, называемого политической элитой и олигархией. Последствия настолько тяжкие, что в интересах этой элиты - скорейшее свертывание второго процесса над Тимошенко. И наложение на дело Щербаня седьмой печати молчания - сообщает ЛІГАБізнесІнформ.
Костяк современной украинской политэлиты и олигархии сформировался из сплава номенклатурщиков и цеховиков, имеющих опыт доения госактивов, и бандитов. Первые понимали механизмы управления собственностью и знали способы ее отчуждения, вторые в условиях полной деградации государственных институтов были способны защитить награбленное, а главное - гарантировать соблюдение условий сделок. Добрым словом и пистолетом, как говаривал классик. Что это означало на практике, многие прекрасно помнят: стрельба, взрывы, кровь. Стаи рвали и делили страну. Щербань был вожаком одной из тех стай. Тимошенко - высокопоставленным членом другой. Таков контекст той ситуации.
С момента вступления в силу обвинительного приговора Тимошенко по делу Щербаня вся украинская олигархия и политический класс перестают существовать в легитимном пространстве. Они будут отброшены на 20 лет назад
Далее следует закономерный вопрос: как получилось, что все эти люди стали вдруг уважаемыми политиками, меценатами, гвардией бизнеса? Примерно на грани 2000-х, с окончанием жестоких войн за собственность, стаи, выросшие в финансово-промышленные группы, пометили территории, удовлетворили свой первейший голод и задумались над тем, как жить дальше. Понимание того, что приумножать свои капиталы без правил игры и нормального восприятия со стороны внешнего мира не удастся, привело к частичному оцивилизовыванию этих людей. Они вдруг поняли, что государство - намного более продуктивный лоббист, чем взрывчатка и автомат Калашникова. Примерно в это же время, к концу 90-х, между обществом и элитой сложился негласный договор: люди, захватившие власть и бывшую госсобственность путем насилия, даровали обществу некое подобие правил игры, прекращая бандитский беспредел начала 90-х. Психологи полагают, что память человека старается стереть негативные, травмирующие воспоминания. Так же и мы исторгли из себя память о 90-х. Вооружившись марксистским постулатом о первичном накоплении капитала и рассказами о том, как Крупп в позапрошлом веке сжигал конкурентов в доменных печах, общество сделало вид, что простило эту элиту. Обменяв это прощение на толику цивилизованной жизни.
После смерти диктатора Франко в Испании оставалось около 100 тысяч фалангистов с оружием в руках. Чтобы не допустить гражданской войны, новым испанским властям пришлось наложить табу на любые попытки ревизионизма по отношению к эпохе Каудильо. Подобное табу (правда, без участия властей) сложилось на тему 90-х в Украине. Последнее десятилетие мы не часто вспоминали 90-е, не судили их по нормам христианской морали и почти не напоминали элите о ее происхождении. Теперь же, из-за дела Тимошенко-Щербаня, это табу разрушено. Учитывая вышеописанный контекст, ответ на вопрос "кто заказал убийство Щербаня", утонет в дискуссиях и версиях. Но само возникновение этой дискуссии в публичном пространстве порождает массу опасных для нынешней элиты вопросов. Обсуждая убийство Щербаня, мы постепенно выходим на вопрос мотивов, а затем - на вопрос о том, а не заказывал ли кого-то сам Щербань совместно со своими компаньонами? Потом, вспомнив фамилии его компаньонов, выходим на тему донецкого бытия середины 90-х. И пошло-поехало.
И дело тут даже не в конкретном Ахметове, чья отполированная пиарщиками и адвокатами репутация может пострадать от реанимации дела Щербаня. Опасность для элиты гораздо шире. Если государство осуждает Тимошенко по делу об убийстве середины 90-х, оно создает прецедент. Государство утверждает: не было никакого исторически неизбежного накопления первичного капитала, были преступления, и ты, дорогая моя элита, - просто шайка разбойников, воров и убийц. С момента вступления в силу обвинительного приговора Тимошенко вся украинская олигархия и политический класс перестают существовать в легитимном пространстве. Они будут отброшены на 20 лет назад. Из мецената, мэра и депутата - в наперсточника и рэкэтира, из бизнесмена и банкира - в мокрушника и мошенника, из президента - в уголовника. Общество будет вправе задать вопросы: а почему только одна Тимошенко? Больше никто из нынешних олигархов и политических лидеров не давал взяток, не присваивал госсобственность и не заказывал конкурентов в 90-х? Именно так, ведь политическая легитимность Януковича и поддерживающих его ФПГ, лидеров оппозиции и их спонсоров зиждется на том самом табу 90-х. А коль вместо элиты у нас сплошные ОПГ, следовательно, и капиталы этой элиты получены преступным путем. И подлежат конфискации и перераспределению. Может быть, не при нынешней власти. Но точно - при следующей. Осуждение Тимошенко по делу Щербаня - ключик от этого ящика Пандоры.
- Информация о материале
Защитник Тимошенко рассказал «Комментариям» о кознях, которые строит ему власть, а также о перспективах евроинтеграции Украины.
- Расскажите о ситуации с появившимися фальшивыми заявлениям якобы озвученными Вами в СМИ о том, что за вами следят сотрудники СБУ, переодетые мультипликационными героями.
- На самом деле все очевидно и понятно. Когда нет никаких доказательств вины Юлии Тимошенко, власть начинает пытаться заменять юридические аргументы бытовухой и грязью. Когда они поняли, что даже это не помогает, то начался этот бред с новостями.
Сегодня было продолжение истории, когда взломали почту пресс-секретаря Григория Немыри Натальи Лысовой и якобы от моего имени отправили письмо о том, что мы, мол «погорячились»…
- Как идет расследование трех уголовных дел, возбужденных против Вас? Как Вы считаете, насколько возможен вариант с появлением этих документов в парламенте с целью лишить Вас депутатской неприкосновенности?
- Сейчас полным ходом идет фальсифицирование уголовных дел. У власти раньше было понимание, что они вбросят документы в парламент после открытия сессии. Но парламент заблокирован, поэтому они ждут. И как только начнется сессия, то они будут готовы сразу поднимать вопрос о том, чтобы на основе этих документов готовить представление о снятии депутатской неприкосновенности.
Я знаю, что они уже допросили с десяток свидетелей. Все они подтвердили показания моей бывшей супруги, при этом ссылаясь на мою бывшую супругу. Никто, конечно же, сам ничего не видел.
- Как Вы оцениваете шансы руководства страны на саммите Украина-ЕС, который пройдет 25 февраля в Брюсселе в контексте продолжающихся судебных разбирательств с участием Юлии Тимошенко?
- Я считаю, что Европа послала Украине абсолютно четкий сигнал, что в вопросе ценностей никакой дискуссии не будет. Абсолютно четко определены критерии. Это решение проблемы политзаключенных, проведение реформ судоустройства, чтобы у нас не было таких судов, как сегодня, а также изменение избирательного законодательства. И очень важно, что Европа впервые заговорила о том, что двери в Европу открыты, но это будет не вечно. Если мы не успеем подписать соглашение об Ассоциации на Вильнюсском саммите в ноябре, то, извините, следующий шанс у нас может появиться в лучшем случае через несколько лет.
Эта позиция Евросоюза свидетельствует о том, что, к сожалению для Украины, Виктор Янукович надоел европейцам. Они давно пересталПи ему верить. И если раньше у некоторых европейских политиков были иллюзии, что можно как-то переубедить Януковича, то сейчас, как мне кажется, такой уверенности давно нет.
- Ходят слухи о возможном перевозе Юлии Тимошенко заграницу на лечение. В частности, рассматривается возможность законодательного урегулирования этого вопроса…
- Никакого изменения закона тут не нужно. У нас есть ряд норм, предусматривающих такой вариант. В частности, статья 7 Уголовно-исполнительного кодекса, которая говорит о том, что любой заключенный в Украине имеет те же права, что и любой другой гражданин, кроме тех прав, по которым установлены законодательные ограничения. В этом контексте важна статья «Об основах законодательства Украины об охране здоровья», которая так и называется - «Лечение граждан за границей». И там тоже нет никаких ограничений для заключенных. Но все что касается дела Тимошенко – это политика и политическая воля одного-единственного человека – Виктора Януковича.
- Как Вы считаете, насколько может повлиять заявление экс-президента Леонида Кучмы, а также других политиков о том, что у них нет никакой информации о причастности Тимошенко к убийству Щербаня на то, чтобы «похоронить» это дело?
- В той части материала, с которым я ознакомлен, я могу сказать точно: юридического обвинения Тимошенко вообще не существует. Если говорить, например, об уведомлении о подозрении Юлии Тимошенко – я могу комментировать его в той редакции, в которой он опубликован в прессе? – то там написано, что «где-то в первой половине 1996 года Тимошенко решила убить Щербаня». Это не юридическое обвинение. Юридическое обвинение – это когда написано о том, что такого-то числа, в такое время, в присутствии таких-то Тимошенко решила. И это чем-то подтверждается. А так – это беллетристика. Плюс я знаком с большей частью показателей свидетелей. 99% показаний – со слов третьих лиц, которые 10-15 лет назад были убиты. А прямые показания даются в стиле - «Однажды…».
В деле есть свидетель Кириченко. О нем я могу говорить, только строя догадки и гипотезы, поскольку не имею доступа к его материалам. Так вот, я знаю, что его жену взяли в заложники здесь в сентябре 2011 года и держали в Лукьяновском СИЗО. А в декабре или в начале января отпустили в Америку. В это время господин Кириченко был допрошен следователями. О каком правдивом свидетеле можно говорить?
Все остальные свидетели были допрошены еще в 2003 году в Луганском апелляционном суде, когда рассматривалось первое дело по убийству Щербаня. И тогда все почему-то молчали. А сейчас под воздействием Рената Равильевича Кузьмина (первый заместитель Генпрокурора – Ред.) они начали вдруг вспоминать. Так что предлагаю запустить новое медицинское средство для улучшения памяти свидетелей – оно будет называться «Ренатин».
- Информация о материале
Геннадий Москаль уже вторую депутатскую каденцию является первым заместителем председателя парламентского комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. А по совместительству — постоянной головной болью для МВД. Экспрессивные заявления генерал-лейтенанта милиции в отставке держат "в тонусе" руководство МВД и показывают обычным гражданам, что происходит в главном правоохранительном ведомстве страны.
Сегодняшнее интервью с Г. Москалем — о причинах резкого всплеска преступности, неспособности милиции раскрывать "культовые" преступления, неписаных правилах, которых криминалитет перестал придерживаться, а также о том, чего вследствие всего этого можно ожидать в будущем.
"90 процентов криминалитета понятия не имеют, кто сейчас министр МВД, зато хорошо знают начальника райотдела, которому ежемесячно надо носить дань"
— Геннадий Геннадиевич, сейчас все чаще можно услышать, что в Украину из-за разгула преступности возвращаются бурные 90-е. Тогда действительно было самое сложное время?
— К сожалению, нет. Я внимательно слежу за состоянием преступности в стране. С 2007 г. (с тех пор, как стал депутатом) анализирую ежегодные статистические бюллетени, поступающие из МВД в Верховную Раду, кроме того, могу оценить ситуацию, опираясь на собственный опыт. Самая сложная криминогенная ситуация в Украине именно сейчас, она резко обострилась в последние годы. Да, мы помним громкие преступления, убийства со стрельбой и взрывами, совершенные в начале и в середине 90-х.
Но это были криминальные войны организованных преступных групп друг с другом. Тогдашней милиции тоже чего-то не хватало — возможно, смелости, силы воли, а кто-то прямо говорил: "И зачем нам туда вмешиваться, пусть сами друг друга перестреляют". Но на общей преступности эти войны тогда особенно не сказывались. Милиция раскрывала кражи, задерживала гастролерские группы, однако не было столько грабежей, разбоев, убийств.
А то, что творится в Украине сейчас... Практически ежедневно вооруженные нападения на АЗС и банковские отделения, владельцы ювелирных магазинов вообще превращаются в камикадзе. Невероятно огромное количество финансовых мошенничеств, с которыми правоохранительные органы ничего не могут сделать... Символы беспомощности милиции — резонансные преступления, которые у всех на слуху.
Напомню только несколько. Изнасилование и убийство десяти- и 11-летней девочек в Севастополе в январе 2011-го. Искать детей начали только после возмущений в обществе, а до этого милиция заявляла, что они живы, просто убежали из дома, поскольку из неблагополучных семей. В конце концов, задержали местную женщину, якобы сознавшуюся в убийстве из-за ревности, и быстро отрапортовали о раскрытии. В результате, подозреваемую отпустили в связи с отсутствием доказательств, а убийца до сих пор разгуливает на свободе.
Идем дальше — задержание банды Дикаева в сентябре 2011-го около Одессы. Это полное фиаско милиции, за которым наблюдала вся страна. Руководство МВД хорошо знало, что преступники вооружены, так как едут на очередное убийство, и бросило на их задержание неподготовленных сотрудников. Двое из них погибли, а бандиты убежали. Дальнейший штурм гостиницы в Одессе со стрельбой и бронетехникой, от которой чудом не пострадали посторонние люди, — это была какая-то растерянность и неграмотность, переходящая в панику...
Дальше — поиск караванского стрелка Мазурка, над чем смеялась вся страна! Или дело Павличенков, вызвавшее в Украине настоящее движение протеста. А все из-за дремучего непрофессионализма при расследовании, когда не были проведены элементарные экспертизы, что всплыло в апелляционном суде.
Наконец, убийство судьи Трофимова в Харькове. Приехал министр, заявил на совещании, что убийство связано с овладением коллекцией. И хотя все оперативники знают, что эта версия ошибочная и безосновательная, никто вслух возразить не отваживается. Я лично ходил на Броварской проспект в Киеве, куда съезжаются продавцы и покупатели антиквариата со всей Украины, спрашивал коллекционеров (они всегда поддерживают между собой связь), знали ли они Трофимова. Никто ничего о нем не слышал, поскольку он занимался коллекцией разве что на любительском уровне. Она не могла быть причиной такого жестокого убийства. Я предлагал МВД свою помощь в раскрытии этого преступления, но там ответили — не надо... Убитых похоронили в закрытых гробах, а провластные телеканалы туда даже не выезжали. Тишина и благодать! И таких нераскрытых преступлений в каждой области — хоть отбавляй.. Ситуация действительно очень и очень сложная — намного хуже, чем в 90-е.
— Почему же не раскрывают эти преступления?
— Ответ очень простой. Напомню немного истории. Пришел на смену Кучме Ющенко — и всех начальников УВД уволил с работы. Это была ошибка, и я, как мог, пытался удержать профессионалов, сотрудники это знают. Потом пришел на смену Луценко Цушко — и снова замена всего руководства. Сменяется президентская власть, назначают Могилева — поголовные увольнения в МВД. Становится министром Захарченко — потихоньку (не одним махом) команду Могилева отстраняют от должностей. Эти кадровые революции практически уничтожили профессиональное ядро милиции. А воры, разбойники, убийцы остались, им все равно, кто сейчас при власти, ведь у них нет никакой политической окраски. Спросите их, кто сейчас министр МВД, и 90 процентов не дадут ответа. Зато они хорошо знают начальников райотделов, на территории которых "работают", и которым ежемесячно надо носить дань.
Так кто будет раскрывать преступления, если профессионалов повыгоняли, а на их место взяли выходцев из Донецкой области? Беда в том, что набор на руководящие должности проводится по принципу не профессионализма, а землячества. Сегодня я знаю в МВД только трех человек, которых можно отправить на раскрытие убийства. Но в стране с 45-миллионным населением они не вытянут ситуацию.
"Генеральское звание начальнику УВД, не раскрывшему убийства семьи Трофимова, — это плевок в лицо всей Харьковской области"
— Еще одна примета времени — преступления против представителей правоохранительных органов и правосудия.
— Да, причем количество этих преступлений возросло именно в 2010-м, когда в Украине сменилась власть. Приведу сравнительную статистику за 2009, 2010 и 2011 годы, подготовленную Департаментом информационных технологий МВД.
В 2009 г. от преступлений пострадали 1 тысяча 242 работника МВД (из них 19 погибли), а в 2010-м — 1334 (43 погибли), т.е. рост количества пострадавших — на 7,4%, а погибших — аж на 126,4%. В 2011-м потерпевших работников МВД — 1240 (34 погибли).
Работников прокуратуры в 2009 г. пострадало 73 (из них 2 погибли), в 2010-м — 92 (4 погибли). Рост количества пострадавших — 26%. В 2011-м потерпевших — 111.
Военнослужащих в 2009 г. пострадало от преступлений 229 (из них 6 погибли), в 2010-м — 565 (погибли 9). В 2011-м потерпевших — 555.
Работников суда в 2009 г. пострадало 62 (из них погибли 2), в 2010-м — 69 (погибли 3). В 2011-м потерпевших судей — 65.
Работников СБУ в 2009 г. пострадало 32 (погиб 1), а в 2010-м — 71 (погибли 3). В 2011-м потерпевших 52.
Адвокатов в 2009 г. пострадало 81 (ни одного погибшего), а в 2010-м — 117 (2 погибли). Рост — на 146%. В 2011-м потерпевших 164.
Если же говорить об общем состоянии преступности, то наиболее правдиво его отражает количество лиц, потерпевших от преступлений. В 2009-м таких было 266 тысяч 982, в 2010-м — 321 тысяча 228 (увеличение на 20,8%), а в 2011-м — 343 тысячи 159 (увеличение на 6,8%).
Статистики за прошлый, 2012 г., к сожалению, нет в связи с введением в действие нового КПК. На мой депутатский запрос поступил ответ за подписью министра В.Захарченко, что МВД больше не осуществляет формирование информационно-аналитического сборника, эти функции переданы Генпрокуратуре. Когда же я обнародовал данные ГПУ, где зафиксирован беспрецедентный рост количества преступлений, особенно умышленных убийств, МВД "разродилось" объяснениями, что, дескать, в цифру об умышленных убийствах включены и самоубийства, и убийства прошлых лет, и внезапные смерти и т.п. Но, извините, кто и когда квалифицировал внезапные смерти как умышленные убийства? Это же полный абсурд! Тогда по логике МВД есть и плановые смерти, или как? А то, что в реестр введены преступления предыдущих лет, — вообще полный бред.
Статья 58 Конституции Украины четко гласит, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени. Т.е. те преступления, в отношении которых были возбуждены уголовные дела по старому КПК, не могут переноситься в новый Реестр досудебных расследований. Туда вносятся только дела, отвечающие нормам нового КПК. Такой прецедент у нас уже был после 1991 г., когда мы начали вести статистику заново, оставив все возбужденные при СССР дела в прошлом.
Т.е. МВД и ГПУ сами запутались и не знают, что делать со статистикой Единого реестра досудебных расследований.
Кстати, о минувших преступлениях. На 20 ноября 2012 г. мы оставили по старому КПК нераскрытыми 2 млн 1 тысячу 608 преступлений — по ним еще не закончились сроки привлечения к уголовной ответственности. В том числе 982 тысячи 881 тяжких и особо тяжких преступлений, 6 тысяч умышленных убийств,
11 тысяч 910 умышленных тяжких телесных повреждений. Мы оставили по старому КПК 30 тысяч 727 чел., которые находятся в розыске или скрываются от следствия, и 8 тысяч бесследно исчезнувших граждан.
А в целом, рост преступлений против правоохранителей и судей — это очень тревожный сигнал. У криминалитета всегда были неписаные правила, которых придерживались до последнего времени, — никогда не трогать работников милиции, спецслужб и суда. Нарушителей наказывали сами лиходеи, причем очень жестоко, вплоть до убийства.
Вспоминаю, когда я работал в Черновицкой области, у одной судьи вырвали сумочку. На ноги подняли всю милицию, и через сутки вора задержали. Когда он узнал, кто потерпевшая, то сам ползал на коленях и просил прощения. Для области подобное было чрезвычайным событием, которое сразу брали на контроль. Сила тогдашних правоохранительных органов была, в том числе, в системе контроля. Часть резонансных преступлений брал на контроль начальник УВД, заслушивающий раз в неделю следственно-оперативную группу, часть — министр МВД Украины, далее — ЦК Компартии Украины, министр МВД Союза, ЦК КПСС, а часть преступлений была на контроле у генсека.
Расскажу об одном случае из своей карьеры, который может подтвердить бывший министр МВД Украины Андрей Василишин (он тогда возглавлял Черновицкое УВД). В одном из сел Сокирянского района убили секретаря парткома колхоза. Он проводил в воскресенье рейд по колхозным садам и задержал женщину, воровавшую яблоки. Ее муж подкрался сзади и подрезал партийца ножом. В результате тот истек кровью. Поскольку речь шла об убийстве, связанном с разворовыванием социалистической собственности, преступление взял на контроль лично генсек Брежнев. Так тогдашний министр МВД СССР Щелоков позвонил по телефону Василишину и сказал: "Даю три дня — или преступление будет раскрыто, или партбилет и погоны на стол".
Мобилизовали всю милицию, в расследовании принимал участие и я в качестве руководителя группы. И через три дня убийцу задержали. О чем это говорит? Что тогдашняя система дисциплинировала: если не можешь раскрыть преступление — уходи, а на твое место придут другие, которые раскроют.
А что теперь? Скажите, хотя бы одно из резонансных преступлений берется на контроль правительством, премьер-министром, администрацией президента или лично президентом? Нет. Более того, делается все наоборот — несостоятельных, неспособных исполнять свои профессиональные обязанности правоохранителей даже поощряют.
Вспомним то же убийство семьи Трофимова, произошедшее 15 декабря. Подобных преступлений не было за всю историю Украины! Убийцы не найдены, а через пять дней, в День милиции, начальник Харьковского УВД получает генеральские погоны! Ну как так можно делать?! Ты сначала раскрой, а уже потом будет стоять вопрос о генеральском звании. Это же плевок в лицо и родным убитых, и всем жителям Харьковской области...
— Не являются ли подобные преступления элементами самосуда со стороны обиженных, которые не смогли добиться справедливости в органах власти и правосудия?
— Во многих случаях — да. Правоохранители и власть предержащие сами давно преступили все писаные и неписаные правила. И это уже становится позором для Украины на международном уровне. В конце 2011-го Европол фактически выступил против внедрения безвизового режима с Украиной из-за неспособности наших правоохранителей прекратить наркотрафик кокаина и героина через Одесский порт. Было же официальное заявление. Более того, всем хорошо известно — наркотики "крышует" именно милиция, а чтобы прекратить эту смычку криминала и правоохранителей, нужна политическая воля власти. И очень жесткие меры с соответствующими изменениями в законодательстве, без которых ни одна страна в мире не преодолела коррупцию.
Руководство страны и МВД говорят: "Есть статья о взятке, то что вам еще надо? Работайте". Но между взяткой и коррупцией огромная разница, которую никто упрямо "не хочет" замечать. Возьмем для примера представителя самой коррумпированной системы — гаишника. Если он взял у водителя неофициальные 100 гривен и пропил или потратил на игрушку для ребенка, то это простая взятка. А если со 100 гривен 10 оставил себе, а 90 отдал дальше по цепочке — начальнику ГАИ, УВД и так далее, вплоть до министерства, — это коррупция.
Так вот, такие "общаки", которые собирают с самого низа до верха, кроме ГАИ, существуют и в других подразделениях МВД — службах по борьбе с незаконным обращением наркотиков, по борьбе с торговлей людьми, экономической и организованной преступностью, в разрешительной системе, выдающей разрешения на покупку травматического оружия кому угодно под видом общественных организаций по охране правопорядка и границы. И пусть никого не вводят в заблуждение так называемые громкие задержания правоохранителей на взятках. Берут только тех, кто подумал, что при нынешней системе можно взять и не поделиться. Того, кто задействован в цепочке и отдает деньги "наверх", никогда не возьмут, поскольку он сдаст всю схему...
Что же касается элементов самосуда, то такие настроения становятся в обществе все более распространенными. Даже в обычных конфликтных ситуациях, не связанных с милицейским беспределом. Вспомните резонансный случай в Красноармейске Донецкой области в прошлом месяце, где местный житель, шахтер, забил до смерти напавшего на девушку насильника. Скорее всего, это был маньяк, поскольку перед этим он напал еще на одну женщину. А сколько таких нападений в городе было вообще — узнать невозможно, потому что там сейчас, как в сицилийской мафии, — круговая порука и сплошное молчание. Потому сегодня для общества этот шахтер, а не милиция — национальный герой. Из-за безысходности, несостоятельности милиции люди одобряют, считают геройством поступки, которые Уголовный кодекс трактует как умышленное убийство при превышении мер, необходимых для задержания преступника.
В целом, работа правоохранительной системы очень сильно зависит от уровня доверия к ней со стороны общества. В мире есть два главных способа раскрытия преступлений, и никто не придумал ничего нового. Первый — от преступника до преступления. Его по-максимуму используют в странах с высокой правовой и общей культурой, а также высоким уровнем доверия к правоохранительным органам. Полиция работает с населением, убеждает: "Если сегодня ты пройдешь мимо, завтра сам станешь жертвой. Если о преступлении не сообщишь ты, его могут и не раскрыть, а завтра преступники придут к тебе".
Поэтому люди, увидев что-либо подозрительное, сами звонят в полицию. Все сообщения анализирует соответствующая служба, и если есть основания, подозреваемого берут в оперативную разработку и выходят на совершенное им преступление.
Другие страны, в том числе наша, используют противоположную схему — от преступления к преступнику, которая намного сложнее. Поскольку население ни в чем милиции не помогает. Вспомните, сколько времени прошло, пока было установлено лицо Мазурка (да и то пришлось обещать денежное вознаграждение). Живым его так и не задержали, тело нашли случайные люди. Лица, помогавшие ему скрываться и питаться, не установлены. Это говорит о том, что между милицией и обществом — пропасть. И надеяться, что люди в будущем каким-то образом будут оказывать содействие правоохранительным органам, не приходится. Поэтому эти органы тем более должны быть профессиональными, а не пускать лучших специалистов "под нож".
Профессионализм настоящего министра — это отражение работы всей милиции
— В свое время вы работали заместителем председателя СБУ. Как вам недавний случай с Развозжаевым? Это нормально, когда иностранные спецслужбы приезжают сюда и похищают людей?
— А перед тем был Абу-Сиси, которого похитили израильские спецслужбы, — это четко установлено. Пусть его подозревают в терроризме, но сделайте же по закону. Ведь Израиль является участником Европейской конвенции о выдаче правонарушителей, так же, как и Россия. Так зачем проводить эти спецоперации? И потом — что это за страна, которая разрешает похищать у себя людей? Где гарантия, что завтра не похитят кого-нибудь из нас? Должна быть реакция на подобные вещи.
Кроме того, Украина имеет и международные обязательства, она подписала Конвенцию ООН о статусе беженцев, выполнение которой не может обеспечить. Поэтому и попала в "черный список" стран, которые беженцы должны обходить десятой дорогой. Поскольку здесь их запросто могут похитить, запихнуть в багажник или самолет и вывезти в другую страну. А наши спецслужбы будут помогать этому или закроют глаза.
— Вы общаетесь с Виталием Захарченко?
— Нет, была только одна попытка с моей стороны. В Украине действует Закон "Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью", согласно которому руководители УБОПов являются первыми заместителями начальников УВД и подчиняются им. А министр сделал их независимыми, подчинив Киеву, что является грубым нарушением закона.
Я не хотел поднимать этот вопрос на заседании комитета, а написал Захарченко письмо с просьбой о встрече для обсуждения этой темы. В комитет приходят клерки из МВД, которые ничего без министра решить не могут, в то время как вопросы о подразделениях по борьбе с оргпреступностью назрели давно. Их доля в раскрытии преступлений составляет меньше двух процентов, нужно рассмотреть целесообразность их существования или реформирования. Однако никакого ответа я не получил, и с моей стороны попыток встретиться с министром больше не будет. Считаю, что это заполитизированность с его стороны — оглядка на администрацию президента, которая могла как-то не так расценить встречу. Но, извините, — мы обречены жить в одной стране, и есть вещи, которые следует решать совместно — и власти, и оппозиции. Кроме того, милиция должна быть вне политики, это четко написано в законе. Но, как заявил Могилев в Крыму, милиция защищает интересы той политической силы, которая находится при власти. Он сказал то, что есть на самом деле, вследствие своего, будем говорить, низкого умственного уровня.
— Как раз Могилева вы критиковали намного экспрессивнее, чем Захарченко. Как оцениваете профессионализм нынешнего министра?
— Могилев все время что-то говорил — в основном всякую ерунду, демонстрирующую его некомпетентность. А Захарченко молчит, не появляется на ТВ, не дает интервью, не делает заявлений. Профессионализм настоящего министра — это отражение работы всей милиции. Какой поп, такой и приход. Главная задача нынешней системы МВД — обеспечивать сохранение власти, а борьба с преступностью — второстепенное. Вспомните, как во время последних парламентских выборов весь "Беркут" был стянут в проблемные округи. Т.е. вооруженных бойцов спецподразделения бросили против мирных акций протеста, которыми люди пытались защитить свой политический выбор. Зато на задержание киллеров Дикаева были отправлены неподготовленные милиционеры, которые там и погибли. Нужны ли более красноречивые доказательства?
— То есть ожидать, что криминогенная ситуация в стране будет взята под контроль, не приходится?
— Абсолютно. Она будет только ухудшаться...
- Информация о материале
Главный свидетель прокуратуры по делу о «заказе» Юлией Тимошенко Евгения Щербаня стал сюрпризом не только благодаря своим показаниям, но и своей персоной в целом.
Так, на суде Игорь Марьинков заявил, что был весьма значительным человеком в Донецке в 90-е годы.
«Я закончил элитную школу, горно-экономический факультет. Я имел свою фирму, свой банк, ресторан. Моим первым заместителем 8 лет был мэр Донецка... Я сидел в одном помещении с ОБОП, у меня начальником охраны был начальник донецкой милиции. У меня был не один, а три мерседеса. Меня охраняла «Альфа». Я знал половину политбюро. Я знал многих и меня знали и уважали… Я знал ху из ху, бы на сходках», - сказал он.
Кроме этого, со слов господина Марьинкова можно понять, что он был своим в криминальных кругах. Причем, настолько, что с ним делились планами убийств и подробностями уже совершенных заказов. Более того, представители криминального мира обращались к Игорю Марьинкову за помощью, и он решал вопросы.
Например, «...3 сентября 1994 убили (в Донецке) уголовного авторитета, вора в законе Брагинского. Его убили в "Червоном Куте" (ресторане), одним из владельцев которого был Рябин (один из организаторов банды Кушнира). Ко мне обратились перевезти семью Рябина в Братиславу, где жила моя семья. Они переехали туда числа 20 сентября».
«31 октября 1997 года Рябина убивают под Донецком. Мне позвонил Кушнир 1 ноября. Я знал, что он приезжал в Донецк, его перевозил мой "Мерседес", я давал водителя. Рябин просился пожить в квартире - пожалуйста. Неоднократно Кушнир и Рябин жили в "Национальном". У меня было три номера, и если охрана "Титана" уезжала, две кровати пустовали, то они там жили».
Кроме того, по словам Марьинкова он был в доверительных отношениях с генерал-лейтенантом Фере, руководителем аппарата министра внутренних дел того периода Юрия Кравченко.
Несмотря на такой общественный вес, создается впечатление, что свидетель в последние годы только и занимается тем, что дает показания прокуратуре и в судах по делу об убийстве Щербаня. «Я нигде ничего не придумывал. Я не отказываюсь от показаний, который давал раньше. Я как дал первые показания, как меня арестовала Генпрокуратура 21 января 1999 года - я от них не отказываюсь. Я на всех трех судах был - я нигде ничего не придумывал».
То, что ранее он не называл фамилию Тимошенко, Игорь Марьинков пояснил двояко. С одной стороны он признает, что в его показаниях за прошлые годы фамилия Тимошенко не звучала, потому что «для меня это было общее целое (с Лазаренко – «ОстроВ)», а с другой, - говорит, что называл ее «но сейчас я понимаю, что это игнорировалось. Наверное, кто-то (Тимошенко) пил чай в администрации президента с президентом. То, что на них не обращали внимание».
Свидетель обвинения даже обвинил Генпрокуратурув том, что ранее ее свидетельства относительно участия Тимошенко блокировались.
"Я говорил, что деньги Кушниру должна передать Тимошенко, но прокуратура блокировала эти показания", – сказал он.
Такая сбивчивость свидетеля дала возможность заместителю Тимошенко по партии Александру Турчинову назвать Марьинкова «штатным стукачом» ГПУ.
"Главным свидетелем от Генпрокуратуры по делу Щербаня оказался присыпанный нафталином штатный "стукач" ГПУ. В своей лжи он ссылался на умерших людей, которые не могут ни опровергнуть, ни подтвердить этот словесный бред", – заявил Турчинов.
Личность свидетеля не имеет значения для суда, в суде должны приниматься во внимание лишь его показания. Но для общественности, тем более в таком политическом деле, как обвинение лидера оппозиции, да еще в «справедливом» украинском суде, она играет ключевую роль.
Как ни странно, найти следов такого влиятельного человека в Донецке «ОстроВу» не удалось. Даже в специфических кругах из окружения Алика Грека и Рината Ахметова 90-х годов Игоря Марьинкова не помнят.
Мы попытались зацепиться за сказанные им слова о донецком мэре, который 8 лет был у него в заместителях. Изучение биографий нынешнего и бывших мэров Донецка Александра Лукьянченко, Владимира Рыбака и Александра Махмудова не пролили света в эту ситуацию, - они не были первыми заместителями в коммерческих структурах. Возможно, свидетель имел ввиду кого-то из глав донецкого исполкома еще советского времени.
Единственное упоминание Игоря Марьинкова, которое нам удалось найти в Интернете это информация о том, что он является (или являлся) соучредителем ООО «Грандлайн групп», где его партнерами выступают житель Моршина Руслан Харив, Ольга Драган и Юрий Александрович Вандин. Последний известен как генерал-лейтенант СБУ, возглавлял главное управление СБУ по борьбе с коррупцией, в начале 2000-х был заместителем председателя СБУ.
В свою очередь Юрий Вандин известен тем, что курировал расследование дела о резонансном убийстве в Славянске в 2001 году тележурналиста Игоря Александрова. Тогда Вандину пришлось объяснять, почему осужденный позже за «заказ» журналиста Александр Рыбак, явился на допрос в прокуратуру под охраной «Альфы», что не помешало ему позднее скрыться от следствия.
То есть, Марьинков интегрирован не только в МВД и Генпрокуратуру, но и в СБУ…
«ОстроВ» обращается к своим компетентным читателям с просьбой пролить свет на личность столь загадочного свидетеля по главному политическому делу украинской Фемиды.
«ОстроВ»
Информация, поступающая от читателей:
1. Игорь Марьинков – коммерсант средней руки начала девяностых годов. На долях с Донецким драмтеатром (Марк Бровун) был соучредителем ресторана «Премьер», который находится в здании драмтеатра. Сомнительно, чтоб имел собственный банк, но возможно владел акциями какого-то банка. Тогда многие так делали, чтоб иметь доступ к дешевым кредитным ресурсам.
2. "В Донецке 17 мая во время суда по делу о взрыве на стадионе "Шахтер" подсудимый устроил перепалку с одним из ключевых свидетелей.
Суд рассматривает дело по обвинению бывшего майора милиции Вячеслава Синенко в организации взрыва на стадионе "Шахтер" 15 октября 1995 года, в результате которого погиб президент ФК "Шахтер" Александр Брагин и несколько человек из его охраны. Вчера суд заслушал еще троих свидетелей – Игоря Марьинкова, Юрия Сырьева и Сергея Денисова.
И. Марьинков в суде показал, что лично не знаком с подсудимым, но знает, что тот работал в Калининском РОВД г. Донецка и помогал Евгению Кушниру в его преступной деятельности и имел кличку "Синий".
По словам И. Марьинкова, В. Синенко был на стадионе в момент взрыва и играл роль прикрытия, "контролировал движение милиции у стадиона", "давал отмашку на действия Филиппенко", который привел в действие взрывной механизм. Одновременно И. Марьинков уточнил, что сам он на стадионе в день взрыва не был, и об участии в деле В. Синенко знает со слов других людей, в частности, Анатолия Рябина (Е. Кушнир и А. Рябин убиты в конце 90-х годов – "Остров").
И. Марьинков также показал, что В. Синенко расценивали в милиции "как предателя", поскольку располагали информацией о его связях с Е. Кушниром и А. Рябиным. По словам И. Марьинкова, увольнение В. Синенко из милиции – это "очистка рядов милиции от предателей".
После того, как подсудимый получил разрешение задать вопросы свидетелю, председательствующий в суде Николай Осоян вынужден был несколько раз прерывать свидетеля и подсудимого, поскольку их вопросы-ответы переросли в перепалку. В. Синенко выкрикивал, что "этот человек лжет", что он "агент уголовного розыска", "подставной свидетель", которого "проинструктировали фальсификаторы этого дела". "ОстроВ" 18.05.2006
- Информация о материале
Мы уже давно перестали заглядывать в рот иностранным консультантам, понимая, что за их готовностью помочь почти всегда стоит вполне корыстный интерес. И все же когда в громкий скандал попадает одна из крупнейших в мире консалтинговых компаний, это больно бьет по репутации и всех ее клиентов, в том числе украинских. В 2008—2011 гг. жители Донецка, Днепропетровска и Львова стали свидетелями театрализованной постановки в несколько актов под названием рейтинг конкурентоспособности украинских регионов от ведущей мировой компании Monitor Group. Однако в конце минувшего года эта компания сама оказалась банкротом. И теперь качество заокеанских советов, на основе которых украинские чиновники успели составить оптимистические стратегии развития ведущих регионов, вызывает вполне обоснованное сомнение.
Банкротство одного из китов мирового стратегического консалтинга — американской компании Monitor Group вызвало большой резонанс в деловых кругах и поставило в неловкое положение ее клиентов, в том числе украинских. За последние годы не без помощи созданного самым богатым украинским бизнесменом Ринатом Ахметовым «Фонда эффективного управления» (ФЭУ) и органов местного самоуправления американцы занимались составлением планов стратегического развития и повышения конкурентоспособности сразу двух главных промышленных регионов страны — Донецкого и Днепропетровского, а вместе с ними и одного из ведущих туристических центров Украины — Львова. Поэтому название Monitor Group стало широко известно не только в экспертной среде, но и среди обычных украинских граждан. Однако после того, как в ноябре прошлого года консалтинговая компания, созданная в 1983 г. известным экспертом в области менеджмента Майклом Портером, заявила о своем банкротстве, качество рекомендаций, дававшихся американскими экспертами по всему миру по самым разным вопросам (Украина — не исключение,) вызывает вполне обоснованное сомнение.
Официально причиной подачи заявления Monitor Group в суд по банкротствам г. Уилмингтон (штат Делавэр, США) стала невозможность компании оплачивать содержание главного офиса в Кембридже (штат Массачусетс, США), а также проблемы с заемщиками. Мировые СМИ пишут о том, что еще с 2008 г. обороты консалтинговой деятельности Monitor значительно сократились, и тогда же компания начала брать большие авансы за свои исследования, а то и откровенно залазила в долги, рассчитывая на большие гонорары в будущем.
В 2009 г. Monitor Group получила от партнеров авансов и бонусов почти на $25 млн., а затем заняла еще $51 млн. у инвестиционной компании Caltius Capital Management из Лос-Анджелеса. Полный перечень долгов Monitor Group пока не известен. Но в суде Уилмингтона задолженность уже оценили в $100 — 500 млн.
Дополнительным фактором, подорвавшим платежеспособность детища Майкла Портера, стала связь Monitor с Муамаром Каддафи. В 2011 г. ливийская оппозиция обнародовала факты о том, что Monitor с 2005-го консультировала ливийского лидера и правительство Джамахирии, сначала взявшись за подготовку плана модернизации экономики и банковской системы Ливии, а затем координировала международную кампанию по укреплению имиджа как страны, так и ее лидера. За это Monitor Group ежегодно получала $3 млн. чистого дохода. Кроме того, компания помогла одному из сыновей Каддафи — Саифу аль-Исламу получить степень доктора наук в Лондонской школе экономики. Однако свою основную задачу американские консультанты не выполнили. В ходе кровопролитной гражданской войны власть в Ливии поменялась, а репутация Monitor Group в США была подорвана.
Особенно негодовали власти США по поводу того, что Monitor Group не афишировала своих связей с Каддафи, хотя Акт о регистрации иностранных агентов FARA (Foreign Agents Registration Act), принятый конгрессом США еще в 1938 г., требует публичного раскрытия сведений о работе американских компаний с иностранными правительствами и квазиправительственными организациями.
Длительные и непубличные контакты Monitor Group с Муамаром Каддафи стали одной из причин, по которой сенат США в 2011 г. ужесточил требования FARA, обязав иностранных лоббистов ежеквартально предоставлять сведения о своих клиентах и размере гонораров. FARA запрещает представителям законодательной власти США получать в каком-либо виде оплату или подарки от зарубежных представителей и их американских лоббистов.
По информации Monitor Group, в ходе процедуры банкротства ее активы перейдут к другой известной консалтинговой компании — Deloitte Touche Tohmatsu Limited. Однако зарубежные аналитики и те, кто пробует себя в загадочной для рядового потребителя сфере стратегического консалтинга, единодушны в том, что банкротство Monitor Group — унизительно для тех, кто доверял ей и нанимал именно для решения тех задач, с которыми не смогла справиться сама консалтинговая компания. А в украинском случае — это еще и не один миллион долларов или евро, потраченных на услуги Monitor Group самым богатым в стране бизнесменом, несомненно, из лучших побуждений, а также дополнительные затраты из региональных бюджетов.
Заманчивая стратегия
До банкротства Monitor Group замыкала «большую четверку» консалтинговых компаний, к которой относятся McKinsey, Bain&Company и The Boston Consulting Group (BCG). Достижению столь высокого результата Monitor была обязана своему основателю Майклу Портеру и его модели пяти сил конкуренции — методике, позволяющей выработать оптимальную стратегию для ведения бизнеса. Начинающим бизнесменам эта модель помогала выделить для себя сегмент рынка, в котором можно достичь успеха с наименьшими затратами.
Модель пяти сил Портера впервые была опубликована в 1979 г. в Harvard Business Review в статье «Как соперничающие силы формируют стратегию», а через год эта теория была оформлена отдельной книгой, сделавшей из Портера признанного бизнес-гуру.
В 1983 г. Майкл Портер вместе с Марком и Джозефом Фуллерами создали консалтинговую компанию Monitor Group, которая практиковала модель пяти сил во всех своих исследованиях и менее чем за три десятилетия сумела заработать сотни миллионов долларов на корпоративных клиентах и государственных заказчиках. На пике своего роста в 2008 г. Monitor Group имела 27 офисов в 22 странах, в которых работали 1,5 тыс. сотрудников. Сам Портер был наиболее цитируемым экспертом в области построения бизнеса и бизнес-стратегий.
При этом его модель, вызвавшую фуррор среди бизнесменов мира, трудно назвать экстраординарной. Пресловутые пять сил включают в себя анализы угроз появления новых игроков рынка и продуктов-заменителей, анализ рыночной власти поставщиков и потребителей, а также уровня конкурентной борьбы (см. схему). Однако эта модель получила небывалое распространение, поскольку как никакая другая была ориентирована на увеличение прибылей своих адептов. Секрет ее успеха заключался в том, что конечным продуктом исследований Monitor Group становились рецепты «устойчивого конкурентного преимущества», о которых мечтает любой бизнесмен.
При этом компания Портера сумела преподать себя как единственную силу, способную направить усилия менеджмента заказчика на достижение этой цели. Однако сейчас эксперты по построению бизнеса признают, что в реальности никаких рецептов, как бесконечно долго избегать конкуренции, не существует. Кроме того, бытует мнение, что лицо новой экономики определяют готовность к изменениям и инновации, а не стремление держаться за старое.
Как Донецкая область конкурировала с Японией
В силу конфиденциальности информации о внутренней деятельности крупных корпораций довольно трудно судить о том, в каких компаниях практиковался анализ пяти сил Портера. Но в экспертной среде говорят, что на протяжении последнего десятилетия Monitor Group консультировала немало известных предпринимателей как в СНГ, так и в Китае. Многие из них, особенно сколотившие свои состояния за счет приватизации госпредприятий, уже имевших определенные конкурентные преимущества, были одержимы идеей их развития и расширения.
В украинском информационном пространстве Monitor Group начала регулярно светиться после того, как в 2008 г. ФЭУ, созданный Ахметовым, привлек американцев для разработки проекта экономического развития регионов Украины, в рамках которого в областных центрах проводились «круглые столы» с целью изучения конкурентоспособности этих областей. Вполне вероятно, что американцы не сообщили украинским властям о своих контактах с режимом Ливии, а также о других заказчиках с неоднозначной репутацией. Но уже на этом этапе авторы проекта начали продуцировать довольно бравурные мессиджи вроде «По уровню образования точных наук Донецкая область готова конкурировать с Японией» или «По уровню развития Днепропетровская область опережает Россию, Турцию и Аргентину».
Из этих пресс-релизов, публиковавшихся в местных газетах и включенных в сюжеты телеканалов, жители Донецка, например, могли узнать, что «регион занимает достойное уважения 64-е место по уровню высшего образования и профессиональной подготовки, попадая в первую половину списка стран и соответствуя уровню Румынии... Хотя по использованию компьютеров в школах регион последний в Украине и 114-й в международном рейтинге». А днепропетровцы — о том, что «Днепропетровская область занимает первое место в Украине по качеству автодорог (49-е место в глобальном рейтинге, что на уровне Катара), железных дорог (13-е место, уровень Тайваня), а также инфраструктуры воздушного транспорта (54-е место) и качества электроснабжения (48-е место, уровень Литвы)».
Как выяснилось, столь вольные сравнения стали возможными после того, как «Всемирный экономический форум», с 1997 г. анализировавший конкурентоспособность Украины в рамках своих ежегодных отчетов о глобальной конкурентоспособности стран, с помощью ФЭУ начал признавать и соответствующие рейтинги 12 отдельно взятых областей: Днепропетровской, Закарпатской, Львовской, Сумской, Хмельницкой, Донецкой, Полтавской, Винницкой, Херсонской, Черкасской, Киева и АР Крым. Как заявила тогда директор фонда Наталья Изосимова, рейтинги конкурентоспособности отдельных областей позволяют проникнуть в суть слабых и сильных сторон каждого региона и помочь выработке региональной государственной политики, а также помочь каждому региону определить приоритеты своего развития.
Прорывов нам не нагадали
После того как выполненная с помощью Monitor Group работа получила высокий общественный резонанс и хвалебную оценку СМИ, американские консультанты занялись составлением сначала стратегий развития Донецкой области и Львова, а затем Днепропетровской области. Реализация этих проектов занимала не менее года, а то и больше и проходила как хорошее театральное действо — в несколько актов. Сравнение отдельных украинских регионов с целыми государствами, зачастую имевшими более высокие показатели развития и уровня жизни, льстило представителям местного чиновничьего бомонда. А презентация этих результатов в 2010—2011 гг. стала прекрасным PR-инструментом поддержки губернаторов Донецкой области — Андрея Шишацкого и Днепропетровской — Александра Вилкула.
Оба чиновника пришли на госслужбу с предприятий, контролируемых Ринатом Ахметовым. Первый из них в 2007—2010 гг. возглавлял ОАО «Харцызский трубный завода», а с 2007—2010 гг. — ООО «Фармация Донбасса». Второй, в 2004—2006 гг. руководил объединенной дирекцией Центрального и Северного горно-обогатительных комбинатов Кривого Рога, а затем стал депутатом Верховной Рады по квоте Ахметова в списках Партии регионов.
Неудивительно, что исследования, выполненные с помощью Monitor Group, вскоре легли в основу различных стратегий развития и повышения конкурентоспобности, утвержденных властями Днепропетровской, Донецкой областей и Львова. Хотя еще на этапе презентации концепций некоторые их положения вызвали откровенное недоумение и разочарование.
Например, в комплексной стратегии развития Днепропетровской области, предполагающей рост валового регионального продукта (ВРП) на 6% в год, основной упор делается на развитии двух так называемых кластеров — сельского хозяйства и строительства, которые к 2020-му должны вырасти более чем в два раза. Удельный вес первого из них должен увеличиться с 5% в 2010 г. до 11% в 2020-м, а второго — с 3 до 7%.
При этом предполагается, что экономика региона и дальше будет расти за счет добычи угля Западного Донбасса и железной руды Кривбасса, хотя их вес в экономике области к следующему десятилетию все же сократится с 19 до 17%. Роль металлургии также уменьшится с 13 до 12%. А машиностроение незначительно вырастет — с 2 до 3% ВРП.
В сегодняшних экономических реалиях картина выглядит вполне правдоподобно. Тем более что важное место в стратегии регионального развития уделяется созданию заказников и высадке лесов, строительству новых дорог и мусороперерабатывающих заводов, обеспечению школ компьютерами и автобусами, газификации населенных пунктов и т. д. Однако подсчетом коек в больницах, компьютерных классов в школах и т. д. чиновники обязаны заниматься и без подсказки заокеанских экспертов.
К тому же в минувшем году рост ВВП страны составил лишь 0,2%, а экономика региона хотя и сработала в плюс, но далеко не так, как предполагали стратеги. Поэтому 6% ежегодного роста ВРП консультанты, скорее всего, «нарисовали» исходя из бытовавшего несколько лет назад оптимизма по поводу развития нашей экономики.
Хотя отечественные эксперты, которых время от времени для черновой работы нанимают иностранные консалтинговые компании, утверждают, что Monitor предоставил властям лишь матрицу и образцы, как будут выглядеть результаты исследований на примере нескольких российских регионов, а данные для них готовили доморощенные эксперты, используя официальную статистику.
Тем не менее параметры роста и его качество, заданные Monitor, наглядно показывают, что восстановление роли Украины как ведущей машиностроительной державы явно не входит в прогнозы американских консультантов. Нет там и прорывных проектов в области генной инженерии, биотехнологий или других прикладных наук, на худой конец источников питания нового поколения или новых видов транспорта, которые сегодня определяют уровень развития отдельных государств и регионов.
Вызывает сомнение и применение самой модели пяти сил при составлении стратегий развития наших областей. При сопоставлении с другими такими же регионами эти силы еще могут быть полезны, поскольку обнажают слабые места или показывают нереализованные возможности. Но в отрыве от общегосударственной стратегии заведомо бесполезны, поскольку регионы не обладают достаточными финансовыми ресурсами, чтобы самостоятельно реализовывать серьезные инфраструктурные проекты. Крупный иностранный бизнес также не приходит в тот или иной регион по просьбе местных начальников. Такие вопросы требуют определенных гарантий и решаются на межгосударственном уровне.
Шимпанзе с гранатой
Выводы зарубежных комментаторов, освещавших банкротство Monitor Group, еще более неутешительны. Майкла Портера сравнивают с сапожником, забывшим починить ботинки своим детям. А его бизнес-стратегию, писанную высокооплачиваемыми консультантами, сравнивают с той, что может создать шимпанзе с завязанными глазами, бросающий дротики в таблицу пяти сил Портера.
Американский журнал Forbes цитирует бывшего работника Monitor Мэтью Стюарта, написавшего книгу «Миф менеджмента», в которой рассказывается о том, как окончивший в 1969 г. Гарвардскую школу бизнеса Майкл Портер уже тогда усвоил, что избыточная прибыль вполне реальна и для некоторых компаний и отраслей она существует достаточно долго благодаря барьерам на пути конкуренции.
Но если для экономистов, движимых заботой об интересах общества, избыточная прибыль организаций в условиях низкой конкуренции была проблемой, требующей решения, то для самого Портера это стало источником высокой нескончаемой прибыли, к которой надо стремиться. Ведь именно этого от менеджеров требуют владельцы компаний? Далее этот трюк был назван «правилами стратегии», которая зиждилась на понятии «устойчивого конкурентного преимущества» и высокооплачиваемых консультантах. Для этого Портер и создал Monitor Group. Что ж, есть и такой взгляд на вещи.
И уж, конечно, отнюдь не только работа с Муамаром Каддафи стала причиной краха Monitor Group. После того как с началом финансового кризиса в США наметился и спад на рынке стратегического консалтинга, компания должна была немедленно сократить свои расходы, даже если это и ударило бы по расходам ее основателей и топ-менеджеров. Однако подобного не произошло. Вместо этого Monitor продолжила наращивать долги и втягивалась во все более рисковые проекты.
Справедливости ради заметим, что ФЭУ Рината Ахметова не ставил исключительно на Monitor. Во всяком случае последний из проектов фонда — стратегию развития Киева для Александра Попова разрабатывал уже не Monitor, а другая международная консалтинговая компания — BCG, которая ранее писала программы развития для Санкт-Петербурга, Будапешта и Торонто. Однако пассажи о «мировом лидерстве», которое новая стратегия должна принести Киеву к 2025 г., говорит о том, что и здесь не обходится без замыливания мозгов и PR-гибов.
Что бы ни говорили о пользе передового мирового опыта, банкротство Monitor Group — хороший повод, чтобы пересмотреть стратегии, разработанные при участии этой компании. А заодно понять, достойны ли своих даров другие «данайцы», подвизавшиеся на украинском рынке стратегического консалтинга.
- Информация о материале
Страница 1018 из 1561
