Пребывание миссии МВФ в Киеве сопровождается традиционными встречами-консультациями с отечественными чиновниками. Пока такие встречи, судя по сообщениям СМИ, состоялись в Национальном банке, Минфине, Минэкономики, а также в недавно созданном Миндоходов и сборов. ZN.UA удалось связаться с главой МДСУ Александром КЛИМЕНКО, рассказавшем в ходе блиц-интервью о содержании и результатах проведенных консультаций, а также об основных инициативах и намерениях своего ведомства на ближайшее будущее.
— Какие вопросы интересовали экспертов миссии МВФ по направлениям работы Министерства доходов и сборов в первую очередь?
— Миссию интересовали конкретные меры, которые возможно реализовать в ближайшие полтора года, — по улучшению бизнес-климата при сохранении динамики бюджетных поступлений. К слову, этот вопрос возник не сегодня и не вчера. В этом тренде налоговая служба, а теперь и Министерство доходов работают на протяжении минимум последнего года.
Среди основных направлений, обсуждавшихся с миссией как приоритетные, были наши основные инициативы последнего времени.
Во-первых, дальнейшая работа по принятию и имплементации норм закона о трансфертном ценообразовании. Этот законопроект уже находится в ВР, и мы ожидаем его принятия. И не только мы. Миссия отметила принятие этого закона как один из приоритетных и потенциально наиболее результативных шагов по сохранению динамики поступлений в госказну с учетом интересов бизнеса. Особенно это важно в контексте того, что практически каждая его строка и статья были обсуждены и согласованы с представителями как экспертной среды, так и бизнеса, в том числе крупного системообразующего.
— Не секрет, что крупному и системообразующему бизнесу не очень по душе этот законопроект. Вы по-прежнему уверены в его быстром прохождении через парламент?
— Конечно, мы ожидаем определенного противодействия при принятии данного законопроекта — это неизбежно. Приняв закон, мы перенаправим в страну миллиарды гривен бюджетных денег, которые оседали на счетах в иностранных банках или пополняли госказну других государств.
Справедливо, если прибыль от товаров или ресурсов, произведенных или добытых в нашей стране, в ней и остается, используясь в интересах госбюджета и граждан. И так будет. Мы ожидаем, что полноценная работа в формате данного закона принесет бюджету государства уже в первый год 0,5 млрд грн. дополнительных поступлений, а в последующие годы прирост составит 1 млрд грн. ежегодно.
Уверены ли мы, что законопроект будет принят? Да, уверены. Пора начать уважать свою страну и платить прибыль здесь, тем более что Украина на сегодняшний день предлагает одни из самых низких ставок налога на прибыль в Европе. Напомню, что если при принятии Налогового кодекса она составляла 25%, то с 1 января с. г. — уже 19%. И ставки будут и далее снижаться, как это предусмотрено Налоговым кодексом.
Поэтому наша рекомендация крупному бизнесу — начинать планомерно готовиться к работе с новым законом.
— Но в лучшем случае закон заработает в 2014 году. А что сейчас?
— А сейчас мы работаем в рамках предусмотренной в кодексе простой цены. Кроме того, мы отслеживаем сделки украинского бизнеса с помощью нашего мониторингового центра. Уже сейчас не совсем прозрачные схемы у нас видны как на ладони. К сожалению, пока далеко не всегда крупные и крупнейшие предприниматели являются и крупнейшими налогоплательщиками. Но я уверен, что культура полноценно и в полной мере платить налоги в Украине будет привита сначала именно среди представителей крупного бизнеса. А дальше, надеюсь, американская шутка "нельзя избежать только смерти и налогов" станет понятна и всему обществу.
— Заявленные объемы роста поступлений от внедрения трансфертного законопроекта вряд ли способны решить все нынешние проблемы бюджета…
— Конечно, эта мера далеко не единственная. Следующей инициативой, которая была поддержана и позитивно оценена экспертами МВФ, стало намерение провести инвентаризацию налоговых преференций, или, как мы говорим, льгот и дотаций. На сегодняшний день в финансовом блоке страны есть комплексное понимание процесса пересмотра предоставляемых льгот в различных отраслях хозяйствования. Нами уже проведена серьезная работа, действует рабочая группа, в которую входят представители Минфина, Миндоходов, Минэкономики, Нацбанка. Мы заручились поддержкой МВФ и договорились, что в рамках работы миссии технической помощи фонда возможно плодотворное сотрудничество по формированию четкой программы инвентаризации данных льгот.
— Среди инициатив налоговой, которые воспринимаются неоднозначно, введение новых акцизных марок и ужесточение контроля обращения подакцизных товаров в целом…
— Эти меры служат еще одним существенным источником дополнительных бюджетных поступлений. Но усиление контроля за налогообложением рынка подакцизных товаров, сразу подчеркну, никоим образом не окажет дополнительного фискального давления на реальный бизнес. Речь идет о борьбе с теневым оборотом.
В прошлом году мы уже добились значительных результатов в этом направлении, но сейчас нацелены на то, чтобы бороться не с последствиями, а ликвидировать причины существующей ситуации. Для этого мы должны создать такие условия, чтобы применение схем и существование теневого рынка было экономически нецелесообразно.
И мы их создаем — с 1 января 2013 г. уже вступили в действие новые правила администрирования акцизного налога, которые будут способствовать дальнейшей детенизации табачной и алкогольной отраслей. На первый взгляд, закон содержит достаточно жесткие для производителей моменты. Но в то же время предусмотренные в законе нормы позволят систематизировать правила работы согласно требованиям времени.
А легальные производители будут застрахованы от нерыночных корректировок розничных цен со стороны недобросовестных конкурентов. Теперь это теряет смысл, поскольку не оказывает существенного влияния на размер акциза. Мы хотим, чтобы государство получало все, что должно получить.
— Новый порядок уже работает с 1 января. Насколько он оправдал ожидания по наполнению бюджета?
—Предполагаемый эффект от такой реструктуризации для бюджета составит не менее 1,2 млрд грн. Конкретные результаты мы увидим после 20 февраля, когда закончится декларационная кампания по акцизному налогу. Но уже по итогам января был зафиксирован рост поступлений по этому налогу на 9,5% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом.
Мы также учитываем, что выпуск табачных изделий имеет не только экономический, но и социальный аспект из-за негативного влияния на здоровье наших граждан. Поэтому усиливаем их защиту от табачного и алкогольного фальсификата. Планируем создание комплексной системы учета оборота алкогольных напитков и табачных изделий, которая позволит контролировать торговлю подакцизными товарами на всех этапах — от производителя до розничного торговца.
Защитить граждан от фальсификата мы намерены за счет введения акцизных марок нового образца с трехуровневой защитой от подделки.
— Предприниматели жаловались на грядущее значительное повышение их стоимости. Стоит ли овчинка выделки?
— Если говорить о повышении стоимости акцизных марок, то эта необходимость назрела уже давно. Стоимость марок не повышалась с 2008 г., в то время как производители подняли цены на свою продукцию за этот период в несколько раз. Увеличение стоимости марок сделает для производителей экономически нецелесообразными махинации с ними. Сейчас готовится соответствующее постановление Кабмина.
— Это постановление предусматривает участие коммерческих структур, в частности, концерна ЕДАПС, в производстве акцизных марок нового образца?
— В поддержанном правительством проекте документа речь идет об участии исключительно государственных предприятий.
— Если вернуться к теме МВФ, о чем еще шла речь в ходе консультаций с экспертами его миссии?
— Еще один важный пункт, который интересовал экспертов МВФ и который правительство и, в частности, Миндоходов рассматривают как дополнительный ресурс для сохранения и увеличения баланса бюджета, — это ратификация соглашения с Кипром.
Приведу весьма показательную статистику. По результатам представленной субъектами хозяйствования отчетности, за девять месяцев 2012 г. выплачено резидентам Кипра доходов на сумму 29,1 млрд грн, или 47% от общего объема таких выплат. Согласно положениям подписанной конвенции указанные виды дохода подлежат налогообложению в стране, которая является источником дохода, по ставкам: дивиденды — 5/15%, проценты — 2%, роялти — 5%.
При применении норм новой конвенции при аналогичных выплатах доходов на Кипр госбюджет дополнительно может получить за год почти 1 млрд грн.
Надо сказать, что эксперты МВФ отнеслись к этой инициативе с большим энтузиазмом, поддерживая ее. Они уже давно отслеживают этот процесс.
— Эксперты МВФ давно отслеживают и процесс возмещения НДС в Украине. Неужели у них не было вопросов на этот счет?
— Вопросы были, как и ответы на них. Да, мы не отрицаем существования проблемы НДС, но активно над ней работаем. И могу сказать, что на сегодня у правительства есть четкое понимание решения этого болезненного для бизнеса вопроса.
Еще в прошлом году мы внедрили ряд организационных и структурных изменений, что уже позволило добиться ощутимых результатов.А именно — стабилизации позитивной тенденции, когда заявка на возмещение НДС от плательщиков меньше, чем его фактическое возмещение из бюджета.
Так, в прошлом году при общей сумме заявки в 43,4 млрд грн фактически возмещено НДС на 46,0 млрд. То есть с учетом доли задекларированных в 2012 г. сумм налога обеспечено не только возмещение объема заявок текущего года, но и сокращение невозмещенных прошлогодних заявок.
— А довольны ли в МВФ процессом внедрения системы автоматического возмещения НДС, о чем шла речь в предыдущих раундах переговоров?
— Эта система у нас не только внедрена, но и уже доказала свою эффективность. В автоматическом режиме было выплачено 50,4% общей суммы возмещения НДС за прошлый год. Приблизительно в полтора раза выросла как сумма автоматического возмещения (с 15,9млрд грндо23,3 млрд), так и количество ее получателей — с 326 до 500.
На нынешний год мы запланировали упрощение еще ряда процедур администрирования НДС, что позволит продолжить поэтапное повышение уровня его автоматического возмещения.
Но, кстати, в этом вопросе, как в никаком другом, нам необходимо встречное движение со стороны бизнеса. Для претендентов на "автомат" установлены четкие критерии соответствия. Их часто называют чересчур жесткими, но очень редко — необоснованными.
Здесь уместно привести показательную цифру: ликвидация применяемых для уклонения от уплаты НДС схем привела к росту сборов этого налога в прошлом году на 15,4% (при ожидаемом номинальном росте ВВП на 6,3%). При этом добросовестные плательщики не ощутили никакого давления. Внедренные нами современные методы мониторинга позволили отказаться от тотальных проверок и вычислять нарушителей дистанционно.
— Но если все так хорошо, то почему бизнес продолжает поднимать вопрос возмещения НДС? Например, недавно в Давосе?
— Проблему, которая накапливалась долгие годы, сложно решить одним махом. Мы не отрицаем, что на фоне позитивной динамики возмещения НДС текущих периодов вопрос возврата старых задолженностей, сформировавшихся в предыдущие годы, остается открытым. Но, во-первых, мы уже начали их частично погашать в этом году.
Во-вторых, одним из решений является возмещение бюджетной задолженности по НДС путем выпуска ценных бумаг. Мы пошли навстречу просьбам бизнеса и предоставили эту возможность.
Подчеркну, это возможность, а не обязанность. Бизнес может по своему усмотрению сделать выбор либо в пользу возмещения деньгами, либо в пользу оформления казначейского финансового векселя.
Мы рассматриваем векселя лишь как временное средство. В долгосрочной перспективе предусмотрен комплекс мер, направленных на усовершенствование модели администрирования НДС. В их числе — значительное сокращение перечня существующих льгот и преференций по НДС, о котором мы уже говорили выше.
К сожалению или к счастью, но бюджет Украины имеет сегодня серьезную "подушку безопасности" в виде теневой экономики. И мы имеем возможность аналитическими методами планировать мероприятия по ее ликвидации и прогнозировать конкретные суммы поступлений в доходную часть бюджета.
Однако еще раз подчеркну, что, ставя перед собой цель по детенизации экономики, мы четко понимаем, что не можем допустить увеличения нагрузки на легально работающий бизнес. Наш приоритет — создавать такие условия, когда в уклонении от налогообложения не будет экономического смысла.