На третьем году каденции Виктора Януковича его реформаторская деятельность стала складываться в более-менее четкую картину. Цель – превратить украинскую национальную экономику в послушный механизм, работающий на приумножение благосостояния президентской Семьи. Обычным гражданам в этом механизме уготована роль винтиков.
Забыть шорох банкнот
Сначала немного теории, необходимой для понимания сути происходящих "реформ". Оттолкнуться можно от свежего интервью бывшего секретаря Донецкого горсовета Николая Левченко изданию "Украинская правда", в котором он отмечает, что идеологические войны в политике - это уже анахронизм, пережиток прошлого.
По словам Н.Левченко, сегодня в мире и в отдельно взятых регионах есть только война за рынки сбыта, за качество выпускаемой продукции и благосостояние в обществе. Утверждение это не совсем бесспорное, хотя доля истины в нем присутствует. И оно позволяет понять ход мыслей истинных авторов украинских "реформ".
По словам директора Института глобальных стратегий Вадима Карасева, их целью является получение контроля над современным обществом через фискальные методы, а не полицейские, как это практиковалось власть предержащими на протяжении ХХ века и ранее.
То есть, речь идет о превращении Украины в единый банк, причем частный, где граждане - это клиенты, пояснил эксперт.
Действительно, подобные тенденции отмечаются во многих странах с достаточно высоким уровнем развития экономики. Важнейшим условием здесь является перевод денежных расчетов в безналичную форму, легко контролируемую в отличие от наличного денежного оборота.
Так, в Греции запрещены наличные при сделках на сумму свыше €3 тыс., а в Италии – свыше €1 тыс., в Болгарии и Испании уже нельзя продать жилье за наличные. Согласно отчету World Payments Report 2011, в среднем в Евросоюзе налом шло только 9% от общего объема платежей, в США – 7%.
В авангарде движения Швеция, где показатель всего 3%. Британское издание Daily Mail отмечает, что в некоторых шведских городах вообще не осталось банков, работающих с наличкой. В шведских автобусах зачастую невозможно оплатить проезд банкнотой – это делается с помощью смс-сообщения.
Даже местная церковь перевела прием пожертвований в форму электронных платежей с банковских пластиковых карт. В первую очередь это позволяет противодействовать отмыванию преступных доходов.
В прозрачном Аквариуме
К примеру, одного из самых известных в США советских шпионов Олдрича Эймса, на протяжении многих лет "сливавшего" американскую агентуру сначала КГБ СССР, а затем и ФСБ РФ, разоблачили в 1993 году не ФБР и ЦРУ, безуспешно искавшие предателя в собственных рядах.
На "чистую воду" его вывели сотрудники налоговой полиции. Это произошло после того, как О.Эймс прикупил себе стильный британский "Ягуар", расплатившись деньгами с банковской карточки.
Заинтересовавшись, откуда у высокопоставленного госслужащего средства для покупки авто люкс-класса, налоговики выяснили, что еще он приобрел дом за $540 тыс., на этот раз наличными, и биржевые акции на $165 тыс., а также различные предметы роскоши на $455 тыс.
Это и стало отправной точкой расследования теперь уже ФБР, в ходе которого выяснились подробности сотрудничества О.Эймса с советской и российской разведкой. В данном контексте Украина представляется настоящим "полем чудес" для соответствующих ведомств.
В качестве примера можно вспомнить хотя бы бывшего директора департамента Министерства экономического развития Сергея Чекашкина, в сентябре 2012 погибшего во время нелегальных уличных автогонок.
После этого выяснилось, что в его личном гараже находились: Dodge Viper SRT10 стоимостью порядка $160 тыс., Nissan GT-R, который тянет минимум на $137 тыс., Ford Mustang GT за $64 тыс., еще один Ford Mustang примерно за $55 тыс. и Jeep Grand Cherokee SRT8 Hennesy за $100 тыс.
Итого получим в сумме $516 тыс. Сестра погибшего потом объяснила СМИ, что семья занимается бизнесом, поэтому может себе такое довольно неплохое автохозяйство позволить. Действительно, живя на официальную зарплату госслужащего в 7-10 тыс. грн., С.Чекашкин вряд ли смог бы такую роскошь приобрести.
Поэтому все эти авто и оформлены на родственников. Об их успехах в предпринимательской деятельности говорит такой малозначимый факт: до перехода в Минэкономики С.Чекашкин занимал должность заместителя главы Государственной налоговой службы Украины, где в т.ч. курировал вопросы возмещения НДС.
А его, как известно, можно возместить, а можно и не возместить, можно сделать это в течение месяца, а можно и через год. Цена вопроса нередко исчисляется сотнями миллионов гривен. Поэтому в любой цивилизованной стране бизнес-успехи родственников госслужащего, занимающего такую должность, стали бы предметом как минимум налогового расследования. В Украине – нет.
Потому что у тех, кто по роду службы должен такими расследованиями заниматься, у самих есть много успешных родственников-предпринимателей. Круг замкнулся. В этой связи интересной представляется позиция Александра Клименко, главы министерства доходов и сборов, созданного путем объединения ГНСУ и Государственной таможенной службы Украины.
Сначала он в интервью СМИ, говоря о новациях в налоговых расследованиях, упомянул полезный опыт британских коллег, помимо прочего изучающих еще и записи в социальной интернет-сети Facebook. Потом, когда эта новость получила слишком большой резонанс (все-таки в этой сети зарегистрированы миллионы украинских пользователей), Александр Викторович был вынужден дать уточняющий комментарий.
Дескать, для украинского Миндоходов это вопрос еще нескорой перспективы, дело отдаленного будущего. "Я просто приводил пример, как британская налоговая служба отрабатывает доходы. Поэтому пока пусть все фотографии с дорогими авто и домами оставляют на своих страницах", - сказал он о госслужащих.
Государство = корпорация Семья
Итак, кому "реформ" в любом случае нечего бояться, мы разобрались. Теперь о тех, кого они непосредственно затронут. Это те рядовые граждане, которые не работают на госпредпредприятиях, в бюджетной сфере (врачи, учителя, соцкультработники) и в ряде западных корпораций, имеющих филиалы в Украине.
Есть, конечно, отдельные исключения и среди украинских компаний. Здесь четко платят зарплату "по-белому", со всеми непомерными отчислениями. Но гораздо больше оплаты все же идет "черным" налом.
Это и реализаторы на рынке и в киосках, и строители, делающие ремонты в квартирах, и программисты, удаленно пишущие программы для западных банков, и шахтеры в нелегальных копанках. Продолжать можно долго.
В большинстве случаев все эти люди работают даже без официального оформления. Налоговики прекрасно знают об этом. Но одно дело – знать, а другое – поставить на конвейер выдавливание трудовых доходов в бюджет, который потом раздерибанят между собой кому надо с разрешения и под строгим контролем Папы.
Первые шаги в этом направлении "реформаторы" уже сделали. Напомним, сначала они попытались систематизировать сведения о материальном благосостоянии граждан через Нацбанк.
Он в январе 2011 г. обязал коммерческие банки собрать данные о ценном движимом и недвижимом имуществе клиентов, источниках доходов в рамках обязательного анкетирования. Вероятно, инициативу не удалось реализовать в полной мере: заставить граждан дать соответствующие правдивые сведения в принудительном порядке у банков нет возможности.
Тогда было решено использовать зарубежный опыт о переводе расчетов в безналичную форму. Нацбанк под руководством тогда еще Сергея Арбузова внес в Верховную Раду законопроект №10656 "О функционировании платежных систем и развитии безналичных расчетов".
Одно из основных его положений – ограничение суммы расчетов наличными для граждан. Похоже, что с верхней планкой таких расчетов НБУ до сих пор не определился: закон принят предварительно, но не попал на второе чтение в сессионный зал Рады для окончательного утверждения. Как возможные варианты эксперты называли суммы в 10-20 тыс. грн.
Одной из основных целей законопроекта его авторы называют снижение доли международных платежных систем (Visa, Mastercard, Western Union и т.д.) во внутриукраинских расчетах в пользу НСМЭП – Национальной системы массовых электронных платежей.
НСМЭП администрируется Нацбанком Украины, а он контролируется сами знаете кем. Итак, п.1: загнать в Украине как можно большую часть платежей в электронную форму – частично выполнено, осталось сделать один, но решительный шаг.
П.2: перетащить максимум платежей на НСМЭП от международных операторов. Сделать это сейчас стало гораздо проще. Во-первых, надо установить тарифы ниже, чем у конкурентов. Уже сделано, НБУ может себе это позволить.
Во-вторых, использовать административные возможности НБУ как государственного регулятора. Сейчас участниками НСМЭП являются 57 банков, но крупные финучреждения относятся к ней без энтузиазма, предпочитая работать с международными "китами" данного направления.
Это сдерживает распространение карт НСМЭП среди потребителей. Однако сейчас ситуация играет на руку Нацбанку: зарубежные банки уходят из Украины. А их нагнуть гораздо труднее, они независимы от украинских властей и сами нередко обладают значительным влиянием.
Напомним, немецкий Commerzbank продал банк "Форум", одноименные украинские финучреждения продали шведские SEB Bank и Swedbank, греческие Pireus bank, Universal bank, Astra bank и австрийский Erste bank ищут покупателей для дочерних украинских структур. Французская группа Societe Generale избавилась от донецкого ПроФин банка, Европейский банк реконструкции и развития продал свою долю в Кредитпромбанке и т.д.
Ну а со своими местными игроками ведомство Игоря Соркина в состоянии разобраться. Если надо, то жестко, с привлечением возможностей Александра Клименко, Виталия Захарченко и Александра Якименко. Двое последних, как известно, возглавляют МВД и СБУ.
Все указанные персоны относятся экспертами к группе влияния, называемой словом «Семья» – то есть, так или иначе, входят в орбиту знакомств и связей старшего президентского сына Александра Януковича. А главным "семейным" идеологом реформ считают первого вице-премьера Сергея Арбузова.
Итак, п.2 пока что завис в состоянии полувыполнения. Зато п.3 - подключение налоговой службы к чтению данных НСМЭП, уже выполнен. В конце декабря постановлением НБУ статус участника НСМЭП с особым статусом налоговому ведомству был предоставлен.
Это означает, что любые операции граждан в этой системе уже контролируются налоговиками. И если у них возникнут вопросы (большая сумма перевода, несоизмеримая с задекларированным, большое количество мелких ежедневных переводов и прочие риск-факторы) – придется на эти вопросы давать пояснения. Либо доплатить в бюджет.
Система работает автоматизированно, выдавая сообщения только о подозрительных операциях, так что отслеживать каждый отдельно взятый платеж нет необходимости. В январе был сделан следующий шаг: начата установка модулей НСМЭП на кассовые аппараты.
Ее планируется завершить до конца июня нынешнего года. Благодаря этому налоговая служба получит доступ к информации о каждой операции по продаже товаров или услуг. Раньше для этого налоговикам надо было своими ногами приходить на каждый склад/магазин с проверкой и вручную снимать данные с кассовых аппаратов.
Но технический прогресс не стоит на месте. Теперь с помощью модулей НСМЭП все данные с кассовых аппаратов будут сразу передаваться на компьютерные сервера налоговой службы. И в этом отличие президента В.Януковича от его предшественников.
Те на своей должности просто старались что-то для себя урвать от государства – понимая временность пребывания в здании президентской администрации. Виктор Федорович, как следует из его "реформ", решил идти путем Владимира Путина, Александра Лукашенко, Нурсултана Назарбаева, Ильхама Алиева и других правителей стран СНГ.
В каждой из этих стран, хотя и есть частная собственность, основные финансовые потоки идут через госструктуры, подконтрольные президенту и его ближайшему окружению. Т.е. для них источником доходов является само государство со всеми гражданами.
Цинизм действий украинской власти во главе В.Януковичем заключается в том, что пытаясь установить тотальный контроль над доходами обычных граждан, налоговое ведомство в упор не видит неплатежей на десятки миллионов гривен со стороны представителей крупного бизнеса.
Например, экс-вице-премьер Сергей Тигипко, в 2007 г. продавший Swedbank принадлежавшие ему ТАС-Коммерцбанк и ТАС-Инвестбанк за $735 млн., ни копейки налогов с полученной прибыли не уплатил. И это, кстати, тот самый С.Тигипко, который будучи вице-премьером в 2010-1012 гг., рассуждал о дефиците Пенсионного фонда Украины, не позволяющем повысить пенсии обычным украинцам.
Это тот самый С.Тигипко, который призывал бизнес платить зарплату работникам легально, т.е. со всеми налоговыми отчислениями. А сам в это время, по свидетельству экс-главы Госкомпредпринимательства Александры Кужель, выплачивал зарплату сотрудникам офиса своей партии "Сильная Украина" в конвертах.
Хотя может быть, действительно правы В.Янукович и его команда "реформаторов", пытаясь заставить обычных граждан платить налоги сполна. Ведь если тот же шахтер из копанки или программист ничего не отчисляют в бюджет, то они, конечно, хотя и возмущаются, что ничего не заплатил С.Тигипко (который должен намного больше их), но не идут в резиденцию к Сергею Леонидовичу с арматурными прутьями, чтобы попросить и его заплатить налоги.
Опять же, если президентская администрация закупает малину для своих столовых по 672 грн./кг при рыночной цене 45 грн./кг, или ремонтирует беседку в карпатской госрезиденции "Синегора" за 24 млн грн. – граждане с арматурными прутьями не штурмуют здание на ул.Банковой в Киеве и не выбрасывают оттуда Виктора Федоровича с его челядью.
Потому что это нагло украли деньги из бюджета не у них, у кого-то другого. А вот если ведомство А.Клименко выдавит у них часть доходов, заработанных собственным трудом, а не выигранных в лотерею – тогда, пожалуй, появится и желание спросить у распорядителей бюджетных средств, как эти деньги расходуются.
Т.е. наконец появится то самое гражданское общество, о создании которого столько лет говорят эксперты.