Геннадий Москаль уже вторую депутатскую каденцию является первым заместителем председателя парламентского комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. А по совместительству — постоянной головной болью для МВД. Экспрессивные заявления генерал-лейтенанта милиции в отставке держат "в тонусе" руководство МВД и показывают обычным гражданам, что происходит в главном правоохранительном ведомстве страны.
Сегодняшнее интервью с Г. Москалем — о причинах резкого всплеска преступности, неспособности милиции раскрывать "культовые" преступления, неписаных правилах, которых криминалитет перестал придерживаться, а также о том, чего вследствие всего этого можно ожидать в будущем.
"90 процентов криминалитета понятия не имеют, кто сейчас министр МВД, зато хорошо знают начальника райотдела, которому ежемесячно надо носить дань"
— Геннадий Геннадиевич, сейчас все чаще можно услышать, что в Украину из-за разгула преступности возвращаются бурные 90-е. Тогда действительно было самое сложное время?
— К сожалению, нет. Я внимательно слежу за состоянием преступности в стране. С 2007 г. (с тех пор, как стал депутатом) анализирую ежегодные статистические бюллетени, поступающие из МВД в Верховную Раду, кроме того, могу оценить ситуацию, опираясь на собственный опыт. Самая сложная криминогенная ситуация в Украине именно сейчас, она резко обострилась в последние годы. Да, мы помним громкие преступления, убийства со стрельбой и взрывами, совершенные в начале и в середине 90-х.
Но это были криминальные войны организованных преступных групп друг с другом. Тогдашней милиции тоже чего-то не хватало — возможно, смелости, силы воли, а кто-то прямо говорил: "И зачем нам туда вмешиваться, пусть сами друг друга перестреляют". Но на общей преступности эти войны тогда особенно не сказывались. Милиция раскрывала кражи, задерживала гастролерские группы, однако не было столько грабежей, разбоев, убийств.
А то, что творится в Украине сейчас... Практически ежедневно вооруженные нападения на АЗС и банковские отделения, владельцы ювелирных магазинов вообще превращаются в камикадзе. Невероятно огромное количество финансовых мошенничеств, с которыми правоохранительные органы ничего не могут сделать... Символы беспомощности милиции — резонансные преступления, которые у всех на слуху.
Напомню только несколько. Изнасилование и убийство десяти- и 11-летней девочек в Севастополе в январе 2011-го. Искать детей начали только после возмущений в обществе, а до этого милиция заявляла, что они живы, просто убежали из дома, поскольку из неблагополучных семей. В конце концов, задержали местную женщину, якобы сознавшуюся в убийстве из-за ревности, и быстро отрапортовали о раскрытии. В результате, подозреваемую отпустили в связи с отсутствием доказательств, а убийца до сих пор разгуливает на свободе.
Идем дальше — задержание банды Дикаева в сентябре 2011-го около Одессы. Это полное фиаско милиции, за которым наблюдала вся страна. Руководство МВД хорошо знало, что преступники вооружены, так как едут на очередное убийство, и бросило на их задержание неподготовленных сотрудников. Двое из них погибли, а бандиты убежали. Дальнейший штурм гостиницы в Одессе со стрельбой и бронетехникой, от которой чудом не пострадали посторонние люди, — это была какая-то растерянность и неграмотность, переходящая в панику...
Дальше — поиск караванского стрелка Мазурка, над чем смеялась вся страна! Или дело Павличенков, вызвавшее в Украине настоящее движение протеста. А все из-за дремучего непрофессионализма при расследовании, когда не были проведены элементарные экспертизы, что всплыло в апелляционном суде.
Наконец, убийство судьи Трофимова в Харькове. Приехал министр, заявил на совещании, что убийство связано с овладением коллекцией. И хотя все оперативники знают, что эта версия ошибочная и безосновательная, никто вслух возразить не отваживается. Я лично ходил на Броварской проспект в Киеве, куда съезжаются продавцы и покупатели антиквариата со всей Украины, спрашивал коллекционеров (они всегда поддерживают между собой связь), знали ли они Трофимова. Никто ничего о нем не слышал, поскольку он занимался коллекцией разве что на любительском уровне. Она не могла быть причиной такого жестокого убийства. Я предлагал МВД свою помощь в раскрытии этого преступления, но там ответили — не надо... Убитых похоронили в закрытых гробах, а провластные телеканалы туда даже не выезжали. Тишина и благодать! И таких нераскрытых преступлений в каждой области — хоть отбавляй.. Ситуация действительно очень и очень сложная — намного хуже, чем в 90-е.
— Почему же не раскрывают эти преступления?
— Ответ очень простой. Напомню немного истории. Пришел на смену Кучме Ющенко — и всех начальников УВД уволил с работы. Это была ошибка, и я, как мог, пытался удержать профессионалов, сотрудники это знают. Потом пришел на смену Луценко Цушко — и снова замена всего руководства. Сменяется президентская власть, назначают Могилева — поголовные увольнения в МВД. Становится министром Захарченко — потихоньку (не одним махом) команду Могилева отстраняют от должностей. Эти кадровые революции практически уничтожили профессиональное ядро милиции. А воры, разбойники, убийцы остались, им все равно, кто сейчас при власти, ведь у них нет никакой политической окраски. Спросите их, кто сейчас министр МВД, и 90 процентов не дадут ответа. Зато они хорошо знают начальников райотделов, на территории которых "работают", и которым ежемесячно надо носить дань.
Так кто будет раскрывать преступления, если профессионалов повыгоняли, а на их место взяли выходцев из Донецкой области? Беда в том, что набор на руководящие должности проводится по принципу не профессионализма, а землячества. Сегодня я знаю в МВД только трех человек, которых можно отправить на раскрытие убийства. Но в стране с 45-миллионным населением они не вытянут ситуацию.
"Генеральское звание начальнику УВД, не раскрывшему убийства семьи Трофимова, — это плевок в лицо всей Харьковской области"
— Еще одна примета времени — преступления против представителей правоохранительных органов и правосудия.
— Да, причем количество этих преступлений возросло именно в 2010-м, когда в Украине сменилась власть. Приведу сравнительную статистику за 2009, 2010 и 2011 годы, подготовленную Департаментом информационных технологий МВД.
В 2009 г. от преступлений пострадали 1 тысяча 242 работника МВД (из них 19 погибли), а в 2010-м — 1334 (43 погибли), т.е. рост количества пострадавших — на 7,4%, а погибших — аж на 126,4%. В 2011-м потерпевших работников МВД — 1240 (34 погибли).
Работников прокуратуры в 2009 г. пострадало 73 (из них 2 погибли), в 2010-м — 92 (4 погибли). Рост количества пострадавших — 26%. В 2011-м потерпевших — 111.
Военнослужащих в 2009 г. пострадало от преступлений 229 (из них 6 погибли), в 2010-м — 565 (погибли 9). В 2011-м потерпевших — 555.
Работников суда в 2009 г. пострадало 62 (из них погибли 2), в 2010-м — 69 (погибли 3). В 2011-м потерпевших судей — 65.
Работников СБУ в 2009 г. пострадало 32 (погиб 1), а в 2010-м — 71 (погибли 3). В 2011-м потерпевших 52.
Адвокатов в 2009 г. пострадало 81 (ни одного погибшего), а в 2010-м — 117 (2 погибли). Рост — на 146%. В 2011-м потерпевших 164.
Если же говорить об общем состоянии преступности, то наиболее правдиво его отражает количество лиц, потерпевших от преступлений. В 2009-м таких было 266 тысяч 982, в 2010-м — 321 тысяча 228 (увеличение на 20,8%), а в 2011-м — 343 тысячи 159 (увеличение на 6,8%).
Статистики за прошлый, 2012 г., к сожалению, нет в связи с введением в действие нового КПК. На мой депутатский запрос поступил ответ за подписью министра В.Захарченко, что МВД больше не осуществляет формирование информационно-аналитического сборника, эти функции переданы Генпрокуратуре. Когда же я обнародовал данные ГПУ, где зафиксирован беспрецедентный рост количества преступлений, особенно умышленных убийств, МВД "разродилось" объяснениями, что, дескать, в цифру об умышленных убийствах включены и самоубийства, и убийства прошлых лет, и внезапные смерти и т.п. Но, извините, кто и когда квалифицировал внезапные смерти как умышленные убийства? Это же полный абсурд! Тогда по логике МВД есть и плановые смерти, или как? А то, что в реестр введены преступления предыдущих лет, — вообще полный бред.
Статья 58 Конституции Украины четко гласит, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени. Т.е. те преступления, в отношении которых были возбуждены уголовные дела по старому КПК, не могут переноситься в новый Реестр досудебных расследований. Туда вносятся только дела, отвечающие нормам нового КПК. Такой прецедент у нас уже был после 1991 г., когда мы начали вести статистику заново, оставив все возбужденные при СССР дела в прошлом.
Т.е. МВД и ГПУ сами запутались и не знают, что делать со статистикой Единого реестра досудебных расследований.
Кстати, о минувших преступлениях. На 20 ноября 2012 г. мы оставили по старому КПК нераскрытыми 2 млн 1 тысячу 608 преступлений — по ним еще не закончились сроки привлечения к уголовной ответственности. В том числе 982 тысячи 881 тяжких и особо тяжких преступлений, 6 тысяч умышленных убийств,
11 тысяч 910 умышленных тяжких телесных повреждений. Мы оставили по старому КПК 30 тысяч 727 чел., которые находятся в розыске или скрываются от следствия, и 8 тысяч бесследно исчезнувших граждан.
А в целом, рост преступлений против правоохранителей и судей — это очень тревожный сигнал. У криминалитета всегда были неписаные правила, которых придерживались до последнего времени, — никогда не трогать работников милиции, спецслужб и суда. Нарушителей наказывали сами лиходеи, причем очень жестоко, вплоть до убийства.
Вспоминаю, когда я работал в Черновицкой области, у одной судьи вырвали сумочку. На ноги подняли всю милицию, и через сутки вора задержали. Когда он узнал, кто потерпевшая, то сам ползал на коленях и просил прощения. Для области подобное было чрезвычайным событием, которое сразу брали на контроль. Сила тогдашних правоохранительных органов была, в том числе, в системе контроля. Часть резонансных преступлений брал на контроль начальник УВД, заслушивающий раз в неделю следственно-оперативную группу, часть — министр МВД Украины, далее — ЦК Компартии Украины, министр МВД Союза, ЦК КПСС, а часть преступлений была на контроле у генсека.
Расскажу об одном случае из своей карьеры, который может подтвердить бывший министр МВД Украины Андрей Василишин (он тогда возглавлял Черновицкое УВД). В одном из сел Сокирянского района убили секретаря парткома колхоза. Он проводил в воскресенье рейд по колхозным садам и задержал женщину, воровавшую яблоки. Ее муж подкрался сзади и подрезал партийца ножом. В результате тот истек кровью. Поскольку речь шла об убийстве, связанном с разворовыванием социалистической собственности, преступление взял на контроль лично генсек Брежнев. Так тогдашний министр МВД СССР Щелоков позвонил по телефону Василишину и сказал: "Даю три дня — или преступление будет раскрыто, или партбилет и погоны на стол".
Мобилизовали всю милицию, в расследовании принимал участие и я в качестве руководителя группы. И через три дня убийцу задержали. О чем это говорит? Что тогдашняя система дисциплинировала: если не можешь раскрыть преступление — уходи, а на твое место придут другие, которые раскроют.
А что теперь? Скажите, хотя бы одно из резонансных преступлений берется на контроль правительством, премьер-министром, администрацией президента или лично президентом? Нет. Более того, делается все наоборот — несостоятельных, неспособных исполнять свои профессиональные обязанности правоохранителей даже поощряют.
Вспомним то же убийство семьи Трофимова, произошедшее 15 декабря. Подобных преступлений не было за всю историю Украины! Убийцы не найдены, а через пять дней, в День милиции, начальник Харьковского УВД получает генеральские погоны! Ну как так можно делать?! Ты сначала раскрой, а уже потом будет стоять вопрос о генеральском звании. Это же плевок в лицо и родным убитых, и всем жителям Харьковской области...
— Не являются ли подобные преступления элементами самосуда со стороны обиженных, которые не смогли добиться справедливости в органах власти и правосудия?
— Во многих случаях — да. Правоохранители и власть предержащие сами давно преступили все писаные и неписаные правила. И это уже становится позором для Украины на международном уровне. В конце 2011-го Европол фактически выступил против внедрения безвизового режима с Украиной из-за неспособности наших правоохранителей прекратить наркотрафик кокаина и героина через Одесский порт. Было же официальное заявление. Более того, всем хорошо известно — наркотики "крышует" именно милиция, а чтобы прекратить эту смычку криминала и правоохранителей, нужна политическая воля власти. И очень жесткие меры с соответствующими изменениями в законодательстве, без которых ни одна страна в мире не преодолела коррупцию.
Руководство страны и МВД говорят: "Есть статья о взятке, то что вам еще надо? Работайте". Но между взяткой и коррупцией огромная разница, которую никто упрямо "не хочет" замечать. Возьмем для примера представителя самой коррумпированной системы — гаишника. Если он взял у водителя неофициальные 100 гривен и пропил или потратил на игрушку для ребенка, то это простая взятка. А если со 100 гривен 10 оставил себе, а 90 отдал дальше по цепочке — начальнику ГАИ, УВД и так далее, вплоть до министерства, — это коррупция.
Так вот, такие "общаки", которые собирают с самого низа до верха, кроме ГАИ, существуют и в других подразделениях МВД — службах по борьбе с незаконным обращением наркотиков, по борьбе с торговлей людьми, экономической и организованной преступностью, в разрешительной системе, выдающей разрешения на покупку травматического оружия кому угодно под видом общественных организаций по охране правопорядка и границы. И пусть никого не вводят в заблуждение так называемые громкие задержания правоохранителей на взятках. Берут только тех, кто подумал, что при нынешней системе можно взять и не поделиться. Того, кто задействован в цепочке и отдает деньги "наверх", никогда не возьмут, поскольку он сдаст всю схему...
Что же касается элементов самосуда, то такие настроения становятся в обществе все более распространенными. Даже в обычных конфликтных ситуациях, не связанных с милицейским беспределом. Вспомните резонансный случай в Красноармейске Донецкой области в прошлом месяце, где местный житель, шахтер, забил до смерти напавшего на девушку насильника. Скорее всего, это был маньяк, поскольку перед этим он напал еще на одну женщину. А сколько таких нападений в городе было вообще — узнать невозможно, потому что там сейчас, как в сицилийской мафии, — круговая порука и сплошное молчание. Потому сегодня для общества этот шахтер, а не милиция — национальный герой. Из-за безысходности, несостоятельности милиции люди одобряют, считают геройством поступки, которые Уголовный кодекс трактует как умышленное убийство при превышении мер, необходимых для задержания преступника.
В целом, работа правоохранительной системы очень сильно зависит от уровня доверия к ней со стороны общества. В мире есть два главных способа раскрытия преступлений, и никто не придумал ничего нового. Первый — от преступника до преступления. Его по-максимуму используют в странах с высокой правовой и общей культурой, а также высоким уровнем доверия к правоохранительным органам. Полиция работает с населением, убеждает: "Если сегодня ты пройдешь мимо, завтра сам станешь жертвой. Если о преступлении не сообщишь ты, его могут и не раскрыть, а завтра преступники придут к тебе".
Поэтому люди, увидев что-либо подозрительное, сами звонят в полицию. Все сообщения анализирует соответствующая служба, и если есть основания, подозреваемого берут в оперативную разработку и выходят на совершенное им преступление.
Другие страны, в том числе наша, используют противоположную схему — от преступления к преступнику, которая намного сложнее. Поскольку население ни в чем милиции не помогает. Вспомните, сколько времени прошло, пока было установлено лицо Мазурка (да и то пришлось обещать денежное вознаграждение). Живым его так и не задержали, тело нашли случайные люди. Лица, помогавшие ему скрываться и питаться, не установлены. Это говорит о том, что между милицией и обществом — пропасть. И надеяться, что люди в будущем каким-то образом будут оказывать содействие правоохранительным органам, не приходится. Поэтому эти органы тем более должны быть профессиональными, а не пускать лучших специалистов "под нож".
Профессионализм настоящего министра — это отражение работы всей милиции
— В свое время вы работали заместителем председателя СБУ. Как вам недавний случай с Развозжаевым? Это нормально, когда иностранные спецслужбы приезжают сюда и похищают людей?
— А перед тем был Абу-Сиси, которого похитили израильские спецслужбы, — это четко установлено. Пусть его подозревают в терроризме, но сделайте же по закону. Ведь Израиль является участником Европейской конвенции о выдаче правонарушителей, так же, как и Россия. Так зачем проводить эти спецоперации? И потом — что это за страна, которая разрешает похищать у себя людей? Где гарантия, что завтра не похитят кого-нибудь из нас? Должна быть реакция на подобные вещи.
Кроме того, Украина имеет и международные обязательства, она подписала Конвенцию ООН о статусе беженцев, выполнение которой не может обеспечить. Поэтому и попала в "черный список" стран, которые беженцы должны обходить десятой дорогой. Поскольку здесь их запросто могут похитить, запихнуть в багажник или самолет и вывезти в другую страну. А наши спецслужбы будут помогать этому или закроют глаза.
— Вы общаетесь с Виталием Захарченко?
— Нет, была только одна попытка с моей стороны. В Украине действует Закон "Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью", согласно которому руководители УБОПов являются первыми заместителями начальников УВД и подчиняются им. А министр сделал их независимыми, подчинив Киеву, что является грубым нарушением закона.
Я не хотел поднимать этот вопрос на заседании комитета, а написал Захарченко письмо с просьбой о встрече для обсуждения этой темы. В комитет приходят клерки из МВД, которые ничего без министра решить не могут, в то время как вопросы о подразделениях по борьбе с оргпреступностью назрели давно. Их доля в раскрытии преступлений составляет меньше двух процентов, нужно рассмотреть целесообразность их существования или реформирования. Однако никакого ответа я не получил, и с моей стороны попыток встретиться с министром больше не будет. Считаю, что это заполитизированность с его стороны — оглядка на администрацию президента, которая могла как-то не так расценить встречу. Но, извините, — мы обречены жить в одной стране, и есть вещи, которые следует решать совместно — и власти, и оппозиции. Кроме того, милиция должна быть вне политики, это четко написано в законе. Но, как заявил Могилев в Крыму, милиция защищает интересы той политической силы, которая находится при власти. Он сказал то, что есть на самом деле, вследствие своего, будем говорить, низкого умственного уровня.
— Как раз Могилева вы критиковали намного экспрессивнее, чем Захарченко. Как оцениваете профессионализм нынешнего министра?
— Могилев все время что-то говорил — в основном всякую ерунду, демонстрирующую его некомпетентность. А Захарченко молчит, не появляется на ТВ, не дает интервью, не делает заявлений. Профессионализм настоящего министра — это отражение работы всей милиции. Какой поп, такой и приход. Главная задача нынешней системы МВД — обеспечивать сохранение власти, а борьба с преступностью — второстепенное. Вспомните, как во время последних парламентских выборов весь "Беркут" был стянут в проблемные округи. Т.е. вооруженных бойцов спецподразделения бросили против мирных акций протеста, которыми люди пытались защитить свой политический выбор. Зато на задержание киллеров Дикаева были отправлены неподготовленные милиционеры, которые там и погибли. Нужны ли более красноречивые доказательства?
— То есть ожидать, что криминогенная ситуация в стране будет взята под контроль, не приходится?
— Абсолютно. Она будет только ухудшаться...