Юристы констатируют: в последние два года помощь в оформлении второго гражданства стала едва ли не самой востребованной услугой среди топ-менеджеров крупных компаний и представителей среднего бизнеса. Они желают иметь возможность беспрепятственно покинуть страну в случае форс-мажора (рейдерской атаки на бизнес, к которой частенько подключаются силовики). Второе гражданство, по слухам, имеют большинство депутатов, не говоря уже о представителях крупного бизнеса. К примеру, совладелец группы «Приват» Игорь Коломойский не скрывает наличия помимо украинского еще и израильского гражданства. «Представители крупного бизнеса, как правило, выбирают развитые и капиталоемкие страны, такие как США, Великобритания, Италия, Монако, Швейцария и т.д.», — объясняет адвокат, партнер юридической компании TIC Денис Писанный.

Одни из наиболее известных беглецов — Сергей Григорович, основатель и владелец компании-разработчика компьютерных игр GSC Game World (его состояние в 2011 году оценивалось в $26 млн.), Михаил Стадник, учредитель компании «Стиоми-Холдинг», входящей в двадцатку крупнейших агрофирм страны, и предприниматель Денис Олейников, владелец компании ProstoPrint.

 

Между тем получение гражданства развитых стран требует немалых вложений. Например, виза ЕВ-5 (так называемая грин-карта) в США предполагает инвестицию как минимум $500 тыс., что обеспечивает двухлетний вид на жительство, а после — постоянную грин-карту.

Чтобы стать гражданином Австрии, необходимо инвестировать в местную экономику от 6 до 10 млн. евро либо создать благотворительный фонд с капиталом не менее 2 млн. евро. Требования об обязательном проживании на территории страны и знании немецкого языка соблюдать не придется. При этом на гражданство сможет претендовать не только инвестор, но и его семья.

Чтобы получить кипрский паспорт, бизнесмен должен инвестировать в экономику республики 10 млн. евро (деньги могут быть вложены в покупку недвижимости, создание или приобретение АО, ценных бумаг, выпущенных на Кипре, или в другие финансовые активы кипрских компаний). На острове будут рады и тем, кто готов развивать в стране инновационные технологии. Стать киприотом можно, открыв крупный научно-исследовательский центр или же доказав, что благодаря вашей инновационной деятельности местная экономика получила значительный прирост. Еще один путь к гражданству — регистрация предприятия на территории республики с ежегодным доходом не менее 10 млн. евро.

Впрочем, второе гражданство может пригодиться предпринимателям не только в экстренных случаях. Наличие второго паспорта, во-первых, обеспечивает им свободу передвижения, во-вторых, позволяет эффективно оптимизировать налоги, в-третьих, обходить некоторые ограничения, связанные с открытием представительства или инвестированием. В некоторых странах, к примеру, ставки налогов на инвестиции и вывод капитала для граждан государств — членов Британского Содружества в несколько раз ниже, чем для владельцев паспортов других держав. Самый распространенный вариант решения этих проблем — покупка гражданства одного из островных государств Карибского бассейна и Полинезии, а также Центральной или Южной Америки (Фиджи, Багам, Панамы или Доминиканской Республики). После этого предприниматель может зарегистрировать на Кипре свою компанию на вторую фамилию, полученную при оформлении гражданства Содружества Доминики, и таким образом избежать рисков, связанных с использованием номинальных акционеров. В результате операции будут осуществляться между собственными компаниями, которые помимо всего прочего не будут считаться связанными. Кроме того, владение офшорной компанией является наиболее эффективным способом аккумуляции капитала и конфиденциального инвестирования средств в новый проект.

Президент страны не перестает повторять о необходимости проведения экономических реформ, которые должны быть направлены на создание в Украине комфортных условий для ведения бизнеса. Однако коррупция, взяточничество и государственный рэкет несовместимы с благоприятным бизнес-климатом. Система поборов по-прежнему вмонтирована во власть и по вертикали, и горизонтали. Ее оберегают "крышующие", опекают "смотрящие", на нее работают суды и прокуратура. Все это сводит на нет задекларированные реформы, в том числе и в портовой отрасли.

Но речь пойдет не о продолжающихся вымогательствах таможенников, а о поборах экологических инспекторов, которые имеют свои посты в портах. Их забота о чистоте моря — точно такой же стоп-кран на пути грузопотоков, как и борьба с контрабандой. Отличие лишь в том, что таможенный беспредел бьет по грузовладельцам, перевозчикам и экспедиторам. А экологический — по судовладельцам и портовому бизнесу. Первых "разводят на деньги", и капитаны вынуждены платить, чтобы избежать дорого обходящегося простоя судна. А со вторым пытаются выстраивать отношения на долгосрочной основе. Не раз приходилось слышать от хозяев перевалочных комплексов, что экологи обращались к ним с недвусмысленными предложениями о "дружбе и сотрудничестве". Вы, мол, нам — доллар с тонны груза, или полдоллара, ну хотя бы 30 или 20 центов, а мы вам — жизнь без головной боли. Те, кто оттолкнул протянутую "дружескую руку", до сих пор испытывают на себе пристальное внимание проверяющих, которые при удобном случае готовы предъявить счет на кругленькую сумму. Был бы повод.

Развод на деньги: хочу — разрешу, хочу — нет

Технология вымогательства, а именно так называют ее судовладельцы, шлифовалась годами. Экологические инспекторы могли свободно подниматься на борт судна, когда им захочется, и требовать документы, не предусмотренные международными нормами. К примеру, экологическую декларацию, где вписан пункт "разрешить сброс изолированного балласта". Существуют поборы за сточные воды, за радиологический контроль, но вымогательства, связанные с балластом, вызывают наибольший резонанс.

Поясним. Суда в украинские порты заходят в основном без груза, поэтому в целях безопасности мореплавания и для их устойчивости в специальные изолированные танки закачивают чистую забортную воду. Ее набирают в открытом море, а когда судно становится под погрузку, эту воду сбрасывают в акваторию порта. Это часть технологического процесса, без которого грузовые операции невозможны. В Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78), к которой присоединилась и Украина, четко сказано: изолированный балласт контролю на наличие загрязняющих веществ не подлежит, только на патогенную флору, но его проводит СЭС в случае, если суда пришли из бассейна другого океана.

Словом, на сброс балласта разрешений не требуется. Наша же экологическая служба сделала на запрете целый бизнес. А точнее, на манипуляциях с предельно допустимыми концентрациями (ПДК) загрязняющих веществ, содержащихся в балласте. Вся хитрость в том, что в Украине приняты самые жесткие нормы по качеству балластных вод. Они даже выше, чем для питьевой воды. Поэтому химический анализ морской воды, набранной в открытом море, всегда покажет превышение. Как шутят портовики, эти нормы приняты для того, чтобы разбавлять грязную воду в наших акваториях. Если бы!

На пресс-конференции в прошлом году председатель Ассоциации крюинговых агентств Украины Анатолий Задорожный сообщил, что за каждую сброшенную тонну изолированного балласта экологические инспекторы требуют доллар. А чтобы перевезти 50 тыс. тонн груза, необходимо 10 тыс. тонн балласта. "Можете представить, какие суммы зарабатывает экологическая служба. Миллионы", — констатировал А.Задорожный. Так что нормы ПДК никакого отношения к заботе об экологии не имеют.

Экологические поборы в украинских портах возмутили даже африканцев. Представительство Либерии в Между-народной морской организации (IMO) в 2011 г. выступило с заявлением, которое было направлено в МИД Украины. Были названы и суммы поборов. Только за одно разрешение на сброс балласта капитан одного из судов заплатил в Николаевском порту 1750 долл.

После этого скандала в Кабмине рассмотрели проблему и приняли два постановления. В результате экологов исключили из состава комиссии на приход судна. Однако экологическое лобби пытается возвратить все на круги своя. Еще осенью прошлого года в Минприроды разработали новый порядок экологического и радиологического контроля в портах. Согласование он не прошел — инициативу министерства не поддержало Госкомпредпринимательства.

Но экологи продолжают отстаивать свою порочную практику, которая, подчеркнем еще раз, идет вразрез с общепринятыми мировыми нормами. В связи с этим Институт государства и права им. В.Корецкого Национальной академии наук Украины проанализировал национальное законодательство и международное право и дал заключение для непонятливых. Вывод экспертов — изолированный балласт не подлежит контролю, а его сброс не запрещается и не ограничивается.

Тем не менее экологи в конце прошлого года в свою очередную ловушку заманили судно крупнейшей мировой компании Maersk Tankers France SAS, которое зашло в Николаевский порт под погрузку растительным маслом. Не дождавшись результатов лабораторных анализов, капитан сбросил изолированный балласт. В итоге после завершения погрузочных работ французам запретили покидать порт. Почти неделю судно простояло у причала в ожидании разрешения и смогло уйти лишь после вмешательства посла Франции в Украине. Обратите внимание: штраф за загрязнение акватории, который никак не могли посчитать экологи, составил "аж"

800 долл., а убытки от простоя танкера потянули на 190 тыс. долл. После этого инцидента французская компания рекомендовала своим менеджерам исключить по возможности заход судов в украинские порты.

На этом примере видно не только то, как Украина "опускает" свой имидж, но и какие убытки ожидают судовладельцев, играющих не по правилам экологов.

"Крупные компании могут себе позволить принимать такие решения, — говорит руководитель группы компаний "Трансшип", вице-президент Международной ассоциации судовладельцев Черноморско-Азовского бассейна Андрей Иванов. — Но мелкие судовладельцы вынуждены соглашаться на те условия, которые им диктуют наши инспекторы".

Сам Иванов как раз из тех украинских судовладельцев, которые отказываются давать экологам взятки и противостоят экологическому беспределу, защищая свои права в судах. Два теплохода его компании тоже подвергались штрафу за сброс изолированного балласта. И не только. В его офисе с участием "Беркута" устраивали "маски-шоу". На него самого заводили уголовные дела. Но он не только продолжает судиться с Госинспекцией по охране экологии окружающей среды северо-западного региона Черного моря, но и через СМИ дает советы капитанам, как не попасть в их денежную ловушку. Технологию "развода на бабки", защищая свой бизнес, он изучил досконально.

"Вся соль в махинациях с отбором проб и нормативами по загрязняющим веществам, — говорит А.Иванов. — Поэтому анализ чистой забортной воды всегда покажет превышение ПДК по взвешенным веществам, таким, как ил, песок и глина. В сущности, безобидным для акватории. Дело в том, что суда, кроме танкеров (о них речь не идет), не оборудованы системами для отбора проб балласта. Поэтому экологи берут воду из насоса. А такой отбор дает смазанную картину. В судах это было доказано. Но самое примечательное, что в Украине отсутствует норматив ПДК по взвешенным веществам. Его установили сами экологи. Они берут за основу средние фоновые показатели по акватории. И здесь у них та же "химия". Независимо от погоды и времени года, концентрация ила, песка и глины в портах одна и та же — 2,0 мг/л. Это тоже видно из судебных материалов. Хотя быть такого не может. Это очень мало. Даже в питьевой воде во время паводка этих веществ вчетверо больше. И это допускается нормативами. Так что химический анализ балласта всегда покажет превышение по загрязняющим веществам. А штрафные санкции по ним самые высокие. Поэтому морские агенты, которые, как правило, состоят в сговоре с экологами, заранее советуют капитану не ждать результатов анализа, а с помощью кэша "недорого" решить вопрос. И многие соглашаются. Ведь размер ущерба от сброса балласта может выражаться пятизначными цифрами в долларах. К тому же в ожидании лабораторных анализов придется заплатить за простой судна еще большую сумму".

По словам Андрея Иванова, крупные мировые компании, вкладывающие огромные средства в экологию, в оборудование своих судов современными системами, отказываются понимать логику наших чиновников. И обходят Украину десятой дорогой. А те, кто вынужден заходить в наши порты, свои риски компенсируют за счет повышения ставки фрахта. Это плюс 2–3 долл. на каждой тонне. Понятно, что это ведет к падению объемов транзита и снижению конкурентоспособности нашего экспорта на мировых рынках.

В общем, то, что видит весь мир, не хотят замечать наши власти. Хотя речь идет не о единичных случаях. Речь о системе, на страже которой стоят прокуратура и суды. Причем это видно не только на примерах с изолированным балластом. Случай, произошедший в Ильичевском порту, демонстрирует те же подходы.

Труба дело: хочу — увеличу ущерб, а хочу — уменьшу

Во время погрузки теплохода "Албо" произошел разлив подсолнечного масла. Кто-то в трубе просверлил отверстие и решил таким образом "доить" маслопровод. К счастью, акватория была затянута льдами, поэтому масло в воду не попало. Вытекло незначительное его количество, которое собрали вручную, так что ущерб был причинен не окружающей среде, а, скорее, имуществу. Естественно, на место происшествия вызвали милицию, но стражи порядка отказались возбуждать уголовное дело и искать злоумышленников по причине якобы копеечного дела. Зато экологи впаяли по полной программе — тому, кто пострадал.

Разлив масла произошел на территории порта, погрузкой занимались работники порта, акт о разливе подписывали тоже они, но претензию экологи выставили СП "Рисоил Терминал", собственнику трубы. Это предприятие совместно со швейцарской компанией Risoil S.A. владеет в Ильичевске крупнейшим на Черном море комплексом по перевалке масла. Так вот, у них с экологами тесная "дружба и сотрудничество" не заладились с самого начала. По рассказам сотрудников компании, они не раз получали от инспекции надуманные претензии, которые руководство отклоняло через суд. Поэтому, как только подвернулся удобный случай, экологи предъявили им счет. Даже не стали выставлять претензию, а отправились прямиком в суд, заглянув перед этим к стражам закона.

Иск подала Одесская межрайонная природоохранная прокуратура от имени экоинспекции северо-западного региона Черного моря, которая оценила ущерб, причиненный окружающей среде, в размере 409 тыс. грн. Сумма немаленькая как для вреда, которого, в сущности, не было, а для компании — просто возмутительно несправедливая. К тому же для ее взыскания прокуратура потребовала наложить арест на имущество и счета компании. Правда, суд это требование отклонил сразу, а что касается суммы, то велел взыскать в полном объеме.

"Наша компания не враг окружающей среде, — говорит директор СП "Рисоил Терминал" Мераб Долидзе. — Мы потратили немалые деньги, чтобы наш комплекс соответствовал всем требованиям природоохранного законодательства, и не против возмещения ущерба. Но инспекция даже не пыталась его посчитать, а грубо прикинула и выставила счет, хотя нашей вины в разливе масла нет. Напротив, мы тоже пострадавшая сторона. Но оказалось, что размер ущерба, нанесенный нашему имуществу, слишком мал, чтобы возбуждать уголовное дело. Подумаешь, какая-то там труба! Зато при подсчете ущерба окружающей среде наш маслопровод стал объектом повышенной опасности, что тоже повлияло на сумму претензии. Но самое главное, и все это знают, что масло в море не попало. Это показал лабораторный анализ проб воды, проведенный самими экологами. Его не так много вытекло, но сколько, экологи не устанавливали. Собранное масло взвешивали без нас, вместе со снегом, льдом и тарой — двумя бочками. В итоге получилось чуть более 60 кг. Но самое возмутительное, что нерафинированное подсолнечное масло экологи причислили к опасным токсичным веществам и при расчете ущерба применили один из самых высоких коэффициентов — 500. Если бы вместо продукта, который мы все с вами употребляем, пролилась нефть в таком же количестве, то ущерб составил бы всего 16 тыс. грн. Действия экологов иначе, как рэкетом, я считаю, назвать нельзя".

В результате СП "Рисоил Терминал" тоже обратилось в суд с просьбой признать расчеты инспекции противоправными. Но, увы, как и в случае с балластными водами суд не заметил откровенных манипуляций с ПДК.

Дело в том, что показателя предельно допустимой концентрации подсолнечного масла в воде не существует. Поэтому инспекция, руководствуясь методикой расчета ущерба, утвержденной Минприроды в 2009 г., применила норму для загрязняющих веществ, для которых ПДК не установлена. Однако "нет" и "не установлена" — это две большие разницы. Под "не установлена" подпадают токсичные вещества, вред от которых недостаточно изучен, поэтому методика велит применять высокий показатель опасности 500. А под "нет" понимают пищевые продукты, для которых ПДК — нулевая. Экологи явно перегнули палку, поставив сертифицированный пищевой продукт вровень с никелем, мышьяком и нафталином. В итоге подсолнечное масло оказалось токсичнее нефти в 25 раз. Это во-первых.

Во-вторых, формула расчета ущерба предполагает использование загрязняющего вещества в чистом виде, а не вместе с водой и льдом, как в случае с маслом. И в-третьих, ущерба без вреда не бывает, а его экологи не доказали. Подсолнечное масло при попадании в воду может привести к нарушению кислородного режима водоема лишь при масштабных разливах и образовании пленки.

Таковы выводы специалистов. СП "Рисоил Терминал", чтобы подтвердить абсурдность расчетов, предоставило суду заключения четырех государственных институтов — Украинского научного центра экологии моря, Одесского центра Южного НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии, Института экогигиены и токсикологии и Института проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины. Но их экспертные заключения ни судья Хозяйственного суда Одесской области Юлия Мостепаненко, ни коллегия судей Одесского апелляционного хозяйственного суда под председательством Тамары Величко во внимание не приняли. Хотя в своих решениях отметили, что всесторонне и объективно рассмотрели все обстоятельства дела. Но почему-то их внутренние убеждения, по которым они оценивали доказательства, велели им закрыть глаза на все аргументы, кроме доводов инспекции, которая твердила одно: факт разлива — доказан.

Автору этих строк не удалось получить комментарии начальника Государственной инспекции по охране экологии окружающей среды северо-западного региона Черного моря Сергея Лихачева по поводу подходов его службы к проблеме балластных вод и в случае с подсолнечным маслом. Не изъявил желания, как пояснили его подчиненные. Хотя проблемы, с которыми сталкиваются судовладельцы и портовый бизнес, являются мощным тормозом на пути реформ. Тем более сегодня, когда правительство приступило к проведению масштабных преобразований в портовой отрасли и надеется на приход крупного иностранного капитала. Что же касается защиты природы, то стоит вспомнить последний случай с разливом нефти в Черном море, чтобы понять истинную заботу инспекции о чистоте наших вод.

Напомним, в районе Старостамбульского гирла р. Дунай затонул теплоход "Николай Бауман", в результате чего образовался длинный нефтяной шлейф. Так вот, разлив никто не ликвидировал. Оказалось, что некому и нечем. Поражает не столько неспособность власти оперативно устранить последствия аварии, сколько циничные заявления чиновников от экологии, что грязное пятно рассосется само собой. Пожалуй, лучшего штриха к портрету чиновника-эколога и не отыскать.

Законом Украины «О градостроительной деятельности» не только устанавливаются правила игры для отрасли на будущее, но и делается попытка навести порядок с объектами, построенными до вступления закона в действие. Благими намерениями стало объявление так называемой «строительной амнистии», целью которой было легализовать все самострои, появившиеся в годы независимости.

Безусловно, делалось это с целью помочь людям получить право собственности на когда-то построенные частные и дачные домики. На практике же получилось как в анекдоте: «хотели как лучше, получилось – как всегда»…

Первоначально под действие приказа Минрегионстроя №91 подпадали индивидуальные (усадебные) жилые дома, садовые, дачные дома, хозяйственные (приусадебные) дома и сооружения, пристройки к ним, общественные зданий I и II категорий сложности, возведенные без разрешения на выполнение строительных работ до 2009 г.

На практике же это выливается в легализацию довольно сомнительных с т.з. и функционального назначения объектов. Случаи, когда в эксплуатацию по амнистии пытаются ввести недостроенные дворцы и «ангары» по 700-800 — не редкость.

Только в прошлом году было введено в эксплуатацию более 48 тыс. самостроев, что значительно улучшило статистику (всего, по данным Минрегионстроя, в 2012 г. было введено в эксплуатацию 112 856 объектов завершенного строительства), но вряд ли гарантирует безопасность некоторых самостроев для людей.

Амнистия как повод для злоупотреблений

Наши законотворцы, наверное, задались целью довести до абсурда процессы упрощения в строительстве. Мало того, что практически исчезло лицензирование на строительные и проектные работы, заменили которое очень сомнительной системой персональной сертификации архитекторов и инженеров-проектировщиков. Для строительства индивидуальных домов лицензированные профессионалы вообще не нужны.

Фактически, своими действиями Государство узаконило существование «рафшанов и джамшудов», которые подвергают опасности жизни украинцев. И какая, скажите, разница, кто сядет в тюрьму, когда крыша дома, не дай Бог, рухнет? Ведь суть в профессионализме строителей, который сейчас никем не контролируется.

Казалось бы, «строительная амнистия», как любая акция, должна иметь начало и конец. Но нет. «Под елочку» в декабре 2012 г. Верховная Рада приняла изменения в Закон «О градостроительной деятельности», в том числе расширив действие строительной амнистии для объектов, построенных до марта 2011 г. и продлив ее действие до конца 2013 г.

А недавно министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Темник объявил, что министерством рассматривается вопрос продления амнистии до 2015 г.

И ходят слухи, что в Министерстве думают о разработке упрощенного механизма введения в эксплуатацию всех (!) самовольно построенных объектов. И тогда — стройте как угодно. Может, Министерству нужно подумать и об упрощенном механизме узаконивания самозахвата земельных участков? Тогда процесс упрощения в строительной отрасли будет доведен до совершенства. А если пойти дальше, то и архитектурно-строительные ВУЗы можно упразднить…

«До 30 января 2013 года принятие в эксплуатацию объектов, возведенных без разрешения на выполнение строительных работ, осуществлялось территориальными органами Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины (согласно процедуре, установленной приказом Минрегионстроя № 91 от 24  июня 2011 г. о Порядке приема таких объектов в эксплуатацию). Но на сегодня процедура принятия в эксплуатацию таких объектов фактически остается неурегулированной»,    прокомментировал юрист LCF Law Group Виталий Тертица.

Итак, для легализации самостроя было необходимо предоставить в ГАСК:

— заявление о принятии объекта в эксплуатацию;

— два экземпляра декларации о готовности объекта к эксплуатации;

— отчет о проведении технического обследования строительных конструкций и инженерных сетей с выводом о их соответствии требованиям надежности и безопасной эксплуатации (внимание: кроме индивидуальных (садовых) жилых домов, садовых, дачных домиков, пристроек к ним общей площадью до 300 кв.м, хозяйственных (приусадебных) строений и сооружений, пристроек к ним общей площадью до 100 кв.м — техническое обследование таких объектов осуществлялось во время их технической инвентаризации);

— заверенная копия документа, подтверждающего право собственности или пользования земельным участком, на котором установлен объект);

— заверенная копия техпаспорта, выданного Бюро технической инвентаризации.

«Таким образом, соответствие возведенного объекта строительным нормам, требованиям надежности и безопасности эксплуатации подтверждалась либо отчетом о техническом исследовании, который готовился экспертной организацией, либо путем техисследования во время технической инвентаризации, — подчеркивает Тертица. — Если действие приказа № 91 будет продолжено, есть большая вероятность, он будет слегка видоизменен в связи с изменениями в процедуре технической инвентаризации и регистрации прав собственности»

Но суть строительной амнистии остается той же: в эксплуатацию принимаются уже существующие здания, построенные без проекта, без экспертизы и каких-либо согласований, в том числе и с соседями. И никакой ответственности за нарушения градостроительного законодательства никто не несет, кроме символического штрафа.

Ладно, если речь идет о домике в 80 квадратов, построенном в деревне или дачном кооперативе в середине 90-х или фермерском коровнике на 150 кв.м, который был построен в чистом поле. Но ведь сюда включают и дворцы, построенные в 2000-х на продажу, и самовольно сооруженные с нарушением всех норм автомойки. Все это — объекты І-ІІ категорий сложности.

Примеров много. То в дачном кооперативе впритык к границе соседнего участка построят баню, стоки от которой подтапливают корни плодовых деревьев. То в столице в ходе «реконструкции» частный дом не только вырос до 4 этажей и занял все 4 сотки, но еще и навис балконом над соседним участком. Дом ввели в эксплуатацию по амнистии, сосед вынужден отстаивать свои права в суде, пытаясь отменить и ввод в эксплуатацию, и право собственности. Был случай, когда по амнистии узаконили сарай, бывший предметом спора между соседями, теперь идет судебный процесс об отмене декларации как содержащей неправдивые данные.

Конечно, предусмотрена система денежных наказаний. Но размер штрафа за самострой на сегодня не так уж и велик — от 170 до 850 грн, в зависимости от свойств самого объекта, его сложности и площади. Кого может остановить такое взыскание?

Правда, если самострой уже используется, штрафы могут быть выше. В Кодексе об административных правонарушениях прописана ответственность за пользование объектами, не введенными в эксплуатацию. Там штрафы значительно выше, чем за незаконное строительство — от 5100 до 6800 грн. И уже есть случаи, к примеру, когда добрые соседи в  отместку сообщают о том, что гараж не просто построен, но и используется.

Тут речь о личной собственности и отношениях между соседями, хорошо описанной Нечуй-Левицким в «Кайдашевой семье». Такие конфликты могут иссякнуть только «когда груша засохнет». Строительная амнистия в условиях нашего менталитета может только усугубить злоупотребления, ведь она задним числом легализует нарушения.

Безопасность исключается

Кроме морального вопроса, остро стоит еще вопрос безопасности. Ведь соответствие требованиям в большинстве случаев проверяется во время техинвентаризации, то есть «на глазок». А ведь кроме индивидуальных домов, «под амнистию» попадают также объекты I—II категорий, а среди них и кемпинги, и летние кинотеатры, и торговые павильоны, и склады.

Известный архитектор Вадим Жежерин хорошо знаком с градостроительным законодательством в разных странах мира. Он был президентом Архитектурного союза Европы, работал в составе групп профессиональной практики Международного союза архитекторов.

«Нигде в мире не разрешено самим строить даже хибару в один этаж! Везде главным есть только один вопрос: права человека на сохранение своего здоровья  и возмещение ущерба, если возникает в этом необходимость. Но если ты сам себе строишь, ты сам со своей семьей там живешь и оно «гробанулось» на тебя, то кто за это будет отвечать? Кто персонально несет ответственность за каждое действие?» — задает риторический вопрос Вадим Жежерин.

В Ирландии, где несколько лет назад работал архитектор Жежерин, один из местных архитекторов пригласил его в свой только что построенный дом. Дом был сооружен по проекту самого архитектора, но «издан» был его коллегой, который перепроверил, пересчитал проект, следил за стройкой и дальше несет всю ответственность.

«Кто-то всегда должен нести ответственность, поэтому есть персональное лицензирование или сертификация специалистов в большинстве областей — от юриспруденции до строительства. А  у нас разрешен самострой, поэтому делается все что угодно, где угодно и как угодно, а потом оно все начнет падать, потому что делается, как попало. Ни в одной стране мира самострои не разрешены, даже в Китае уже ничего подобного нет», — говорит архитектор.

Особенно возмущает его положение законодательства, по которому  здания до 300 кв. м разрешается строить вообще без проекта. «Независимо от размеров сооружаемого здания должен быть проект, выполненный профессиональным архитектором, профессиональным инженером, со всеми расчетами. А у нас какие-то бригады каких-то халтурщиков лазят по стране и строят «на глазок», да так пещеры копали неандертальцы. Это уровень самый нижайший самой нецивилизованной безответственной страны. Даже до революции в городах так уже не строили, может быть, в селах толокой за день собирали мазанки или пятистенки, но там было легкое перекрытие, а сейчас железобетонное», — напоминает Жежерин.

После пожара в мансарде на Мазепы, 3, когда выгорело два этажа, столичные власти в очередной раз обратили внимание на проблему перепланировок, попытавшись ввести большие штрафы и обязать регистрировать проект до начала работ. Что должно случиться, чтобы проблема самостроев в реальной жизни перестала быть личным делом граждан? Какого масштаба разрушения? И сколько таких прецедентов ждет власть?

Сегодня условия строительства диктуют популизм власти и сильное лобби бизнеса. Но вот думают ли эти люди больше, чем на два шага вперед? Застройщики (как и власть) жалуются на недоверие людей, негативное восприятие их деятельности. До какой степени должен наконец дойти «негатив» народа, чтобы прекратить не просто бесконтрольную, а потенциально опасную ситуации в строительстве?

Правительство снова выделило огромные средства, чтобы сдержать рост тарифов в регионах. Министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Темник отчитался, что такой шаг был сделан, чтобы избежать убыточности предприятий жилищно-коммунального сектора.

«Тарифы для населения не будут расти. Это принципиальная позиция Президента Украины и правительства. А для того, чтобы предприятия жилищно-коммунальной отрасли не были убыточными, правительство предусмотрело в государственном бюджете 5,1 миллиарда гривен на погашение задолженности из разницы в тарифах на тепловую энергию, услуги по централизованному снабжению и водоотводу», — сказал министр.

При этом он не упомянул, что большинство предприятий, на которые направляются средства, уже давно принадлежат известным бизнесменам, таким как Ринат Ахметов, Дмитрий Фирташ, братья Суркисы и т.д. Также министр так и не объяснил, почему половина дотаций идет в области, где компактно проживает основной электорат Партии регионов.

Особого внимания заслуживает город Киев, на который выделена почти треть средств. Выходит, таким образом, в Киеве, где самые высокие по Украине доходы населения, пытаются искусственно удерживать самые низкие тарифы на тепло и одни из самых низких на водоснабжение. Почему так происходит и каковы причины такой несправедливости, «День» узнавал у бывших министров, которые отвечали за жилищно-коммунальное хозяйство Украины.

Комментарии

Павел Качур, экс-министр строительства, архитектуры и ЖКХ (2005—2006):

Кабинет министров продолжает свою практику отношения к украинским территориям по принципу выборочности политических симпатий. И разделение этой субвенции еще раз подтвердило этот принцип. Только в этом году 75% субвенций на социально-экономическое развитие пошло на Донецкую и Луганскую области. Да и при распределении на покрытие разницы в тарифах на воду и тепло основная субвенция идет на Киев и восточные регионы. Такого необъективного отношения к распределению бюджетных денег за 20 лет еще не было. Глядя на эти цифры, не стоял в приоритете вопрос экономики или логистики. Правительство показывает, что ему невыгодно уменьшать тарифы путем усовершенствования самой структуры. То есть эти средства можно было бы направить на модернизацию, и тогда уже в последующие годы затраты были бы меньшими. А пока Кабмин делает медвежью услугу, поддерживая, чтобы регионы держали тарифы ниже себестоимости и работали якобы «в убыток». А в нынешней ситуации все похоже на то, что правительство поддерживает тяжелое положение жилищно-коммунального хозяйства.

Если же посмотреть на Киев с политической точки зрения, то правительство делает в настоящее время ряд шагов, чтобы показать, что если останется Александр Попов (главой Киевской городской государственной администрации. — Ред.), то со стороны правительства будет хорошая поддержка. Или же есть еще версия, о том что отоплением Киева руководит частная структура («Киевэнерго», основным акционером является группа ДТЭК Рината Ахметова. — Ред.), и эти средства могут напрямую переводиться частной структуре.

Алексей Кучеренко, экс-министр ЖКХ (2007—2010):

— Фактически логики в таком разделении средств нет — просто политически поддерживается регион. Это делается, чтобы не трогать тарифы, а за счет всей Украины не поднимать цены на тепло и воду для избранных регионов. При моем руководстве министерством ЖКХ была такая же проблема. Правда, тогда на покрытие разницы в тарифах мы выдавали около двух миллиардов гривен.

С одной стороны, монополисты говорят, что тарифы убыточны, а с другой стороны, они завышены. Я убежден, что в тарифы по теневым схемам закладываются все расходы. И потому здесь каждый в этой мутной воде находит себе выгоду. Это бессмыслица, это коррумпированный непрозрачный порядок и механизм покрытия бесхозяйственности и теневых схем.

В Киеве самый неурегулированный монополист («Киевэнерго». — Ред.). Цены он свои утверждает в НКРС. Он раздувает расходы, а киевская власть держит низкие тарифы. Я думаю, что за год цифра дотаций в этом году по Киеву вырастет до 3 миллиардов. Это даст возможность Попову не поднять тарифы и не потерять популярность.

 

Иронии говорящих голов Партии регионов не было границ, когда вместо лишенного депутатского мандата Сергея Власенко принял присягу нардепа управляющий партнер адвокатского объединения «Немесида» Роман Стаднийчук, идущий далее по партийному списку «Батькивщины». «Чего вы боролись целую неделю, не работали, если сегодня так бесславно сдали своего товарища?» — вопрошал оппозиционеров искрометный «регионал» Нестор Шуфрич. И это при том, что решение Высшего админсуда по Власенко легитимизировал Центризбирком, тем самым разделив с ВАСУ ответственность на фоне подачи «Батькивщиной» жалобы на этот счет в Европейский суд по правам человека.

Шансы на удовлетворение судьями из Страсбурга претензий Власенко изначально выглядят убедительными, но это если следовать формальной логике. «Если партия приняла решение принимать присягу новому депутату, я не понимаю дальнейших действий по судебным делам. Они сами себя дискредитируют тогда в юридическом плане», — заявил лидер фракции ПР Александр Ефремов. Он вообще считает бессмысленным создание временной следственной комиссии ВР (ВСК) по расследованию нарушений на парламентских выборах и при лишении Власенко депутатского мандата. Хотя удовлетворение инициативы оппозиции относительно существования данной ВСК было одним из условий разблокирования парламента во время длительных переговоров, участником которых был в том числе и Ефремов. Впрочем, весь этот «бело-голубой» смех — от реального парламентского бессилия «регионалов», чему уже в первый день возобновления работы ВР нашлось минимум три ярких подтверждения. Первое — это демонстрация не на словах, а на деле победы оппозиционеров в вопросе обеспечения персонального голосования нардепов. Фото- и видеофиксацию «кнопкодавства» теперь проводят с балконов официальные помощники депутатов от трех оппозиционных фракций. Эффективным результатом их работы стало то, что только за минувший вторник оппозиционеры трижды добились переголосования в парламентском зале с неустраивающим ПР и КПУ итогом. А попытка «разобраться с папарацци на балконе», предпринятая лично «регионалами» Борисом Колесниковым и Николаем Левченко, была хоть и фееричной, но также безрезультатной.

Во-вторых, вся страна убедилась, что произошло бы в случае реализации угроз ПР о силовом разблокировании трибуны, которыми партийные говорящие головы еще совсем недавно щедро пичкали общественность. Атака «бело-голубых боевиков» во время выступления Олега Тягнибока разве что позволила спикеру Владимиру Рыбаку объявить внеочередной перерыв. Но атакующие так и не смогли подступиться к трибуне и получили хорошую сдачу от «свободовцев». При этом во время драки случился нелицеприятный для «регионалов» конфуз — были сломаны очки и разбита губа у нардепа от «Свободы» Ирины Сех. А подозрение в нападении на женщину пало на одного из самых молодых нардепов от ПР Артема Семенюка (ему 29 лет), который приходится племянником буковинскому губернатору Михаилу Папиеву. И сколько бы его соратница по внутрипартийной «газовой» группе Инна Богословская ни рассказывала о вине самой Сех, которая «с бешеными глазами ломает свои очки и бьет ими в лицо своего коллегу из Партии регионов», а сам Семенюк не призывал Тягнибока принести публичные извинения за обвинение его в нанесении телесных повреждений нардепу Сех (правда, не при личной встрече, а через пресс-службу ПР), значительный имиджевый урон партии власти налицо.

Все случившееся еще как-то можно объяснить неспособностью отдельных провластных депутатов контролировать свои эмоции. А вот третьим и главным подтверждением утраты ПР контроля над парламентом стали, если пользоваться языком футбола, «результаты на табло». На утреннем заседании ВР 19 марта депутаты пытались определить оптимальный вариант повестки дня второй сессии. Спикер Рыбак неоднократно ставил проект, устраивающий ПР и КПУ, на голосование, однако проект не получал достаточного количества голосов. Наконец, на табло высветилась вожделенная цифра «227», но представители «Батькивщины» потребовали переголосования в связи с тем, что имело место голосование карточками отсутствующих на заседании нардепов. Выяснив обстоятельства, Рыбак вынужден был поставить проект на переголосование, которое провалилось. После непродолжительных консультаций лидеров фракций была достигнута договоренность отложить рассмотрение проекта постановления и утвердить повестку дня ВР, составленную на согласительном совете на текущую неделю. За это решение проголосовали 382 депутата от всех фракций.

Таким образом, разблокирование оппозицией парламента не разрешило патовую ситуацию парламентской неработоспособности. С одной стороны, чисто арифметическое сложение количества всех членов фракций ПР (209 мандатов), КПУ (32) и ряда внефракционных (речь, прежде всего, идет о Рыбаке и его первом заме коммунисте Игоре Калетнике, имеющем этот статус сугубо формально) позволяет говорить о существовании провластного большинства в ВР, но, с другой, — «регионалы» не могут обеспечить элементарную явку на работу всех своих нардепов. Единственный выход — наведение дисциплины в своих рядах с помощью дальнейшего распространения «прецедента Веревского». Однако его использовать можно только в отношении списочников, лишение мандата мажоритарщиков от ПР лишь уменьшит и без того недостающие голоса. Впрочем, прошедшая парламентская неделя обнажила также слабые стороны оппозиции. Частить с блокированием трибуны невыгодно в имиджевом плане, а доводить дело до обретения Президентом полномочий на роспуск ВР — страшно. И вопрос не в том, что оппозиция боится перевыборов. Проблема в отсутствии реального сценария противостояния неадекватным действиям власти вплоть до введения в стране чрезвычайного положения и внепарламентской ревизии Конституции. При этом оппозиционная тройка, вопреки прогнозам недоброжелателей, сохраняет единство. И помогает в этом сама власть, которая своими действиями опять отсрочила априори проигрышные киевские выборы, тем самым избавив Виталия Кличко от трудного выбора, баллотироваться ли ему в столичные мэры или нет.

"Таксисты ведут себя как мародеры!" — жаловался на днях в телеэфире журналист, автогонщик и участник добровольного сопротивления снежной стихии Алексей Мочанов. Соцсети взорвались осуждением взвинчивания таксистами цен на перевозки страждущих сограждан, поданным под миловидным предлогом "новогоднего тарифа". То, что отмечать Новый год в конце марта, когда елку уже вынесли даже самые ленивые, несколько поздновато, перевозчиков не беспокоило: людям хотелось денег и какой-то мотивации выехать на заснеженную дорогу. Ухудшал ситуацию тот факт, что при ловле авто на улице "новогодний тариф" мог составлять любую сумму, которая только приходила в голову конкретному водителю после внешней оценки платежеспособности клиента.

Между тем, все было бы иначе, существуй в Украине какие-то правила работы рынка такси. Сейчас же там, как, не сговариваясь, образно выражались сразу несколько опрошенных ZN.UA экспертов, полное Гуляйполе: машиной с шашечками может управлять не только каждая кухарка, но и любой юный наркоман — и, к сожалению, иногда именно он и управляет. Причем если среди тачанок Нестора Махно царило конструкционное единообразие, то у нас на маршруте можно нарваться на автомобиль любого возраста, марки, пробега и состояния.

Однако ситуация может измениться в ближайшее время.

Что представляет себе нормальный человек, когда слышит словосочетание "служба такси"?

Воображение рисует несколько рядов желтых машин с шашечками, диспетчерскую службу, отдельную стоянку, возможно, небольшой штат механиков. Диспетчеры принимают звонки, канареечного цвета автомобили деловито разъезжаются по адресам. В каждой машине установлен счетчик, посмотрев на который, водитель берет у пассажира деньги согласно заранее установленной таксе.

Так оно, в общем-то, и должно выглядеть. Так оно и выглядит в большинстве цивилизованных стран. В Украине оно выглядит иначе. Сохраняя некоторую внешнюю атрибутику такси, соответствующий сервис у нас оказывает, по сути, нелегальный профсоюз "грачей". С совершенно иными условиями, спецификой и стандартами качества.

Что мы не видим

Часто ли вы видите на улицах своего города автомобиль желтого цвета с "шашечками"? Нет? А между тем, в таксомоторном бизнесе в Украине занято, по разным подсчетам, от 200 до 300 тыс. авто (почему цифра настолько приблизительна — поймете из дальнейшего рассказа). Только в Киеве — около 20–25 тысяч. Проблема в том, что легальных перевозчиков, в обоих случаях, в

20 раз меньше. В остальных случаях под видом таксиста к вам, скорее всего, подъедет обычный "грач" на своем личном автомобиле.

Вся система координации таких "грачей" проработана до мелочей и, возможно, вызывала бы уважение как пример народной самоорганизации, не будь она по сути своей нелегальной, а в отдельных деталях и откровенно уголовной.

Ячейка огромной сети городского псевдотакси — обычный водитель. Часто — человек, приехавший в большой город из области, часто — с минимумом денег и даже без жилья в этом городе, но с собственным автотранспортом. Он тщательно осматривает фонарные столбы или покупает газету с объявлением в духе "Требуются водители с собственным авто". Звонит по телефону. Во время короткой беседы его потенциальный "работодатель", скорее всего, поинтересуется лишь маркой автомобиля собеседника и его контактными данными, после чего предложит закачать на телефон программку стоимостью в несколько десятков гривен. Эта программка — волшебный ключ к серверу обмена заказами. В небольших провинциальных городах вполне можно обойтись и без программы на телефоне. Достаточно, уплатив некоторый залог и "вступительные", получить доступ к заказам посредством радиосвязи.

Оставим нашего водителя и рассмотрим, как работает система с другой стороны. В любой газете и на каждом втором столбе вы можете найти телефоны "служб такси". Но не думайте, что это службы с собственным автопарком или хотя бы со сложившимся списком сотрудников-водителей. Таких лишь около 10%. Остальные — это так называемые ИДС, информационно-диспетчерские службы. Именно они и вовлекают водителей в бизнес, именно их руководству и звонил водитель из предыдущего примера. Большая часть ИДС представляет собой обычные квартиры с несколькими телефонами, компьютерами и штатом в несколько человек. Пара-тройка диспетчеров принимают заказы, прикидывают расстояние по ЯндексКартам или GoogleMaps и рассчитывают итоговые суммы оплаты, а иногда ничего не просчитывают и называют заведомо низкую стоимость поездки. После чего с того же компьютера сбрасывают заказ на вышеупомянутый сервер, причем по пути он проходит через транзитные сервера, где заказы сортируют, исходя из ценовой категории тарифов. И вот, именно с основного сервера, его забирает вольнонаемный привлеченный нелегальный таксист-водитель.

Деньги пассажира, по данным Украинской таксомоторной организации, распределяются следующим образом: 6% — ИДС, которая приняла заказ, 5% — ИДС, которая привлекла водителя, 1% — администрации серверной части, остальное — в карман водителя нелегального такси. Параллельно такой водитель платит своей ИДС около сотни гривен абонплаты в месяц за использование вышеупомянутой программы.

Почему это плохо

Казалось бы, система работает — ну и пусть работает. Кому от этого плохо?

В первую очередь — бюджету государства. Теневой рынок таксомоторных перевозок, по самым скромным подсчетам, составляет более

20 млрд грн, а сумма, которую мог бы получить бюджет от налогообложения оного — 1,4 млрд. Естественно, не облагаемых никакими налогами.

Во вторую очередь — потребителю. То есть нам с вами, когда мы вызываем такси. И часто слышим фразу: "Простите, в вашем районе нет машин", даже если находимся в центре, где машины уж точно должны быть. "Наверное, все машины этого таксопарка заняты", — думает наивный гражданин.

Нет. На самом деле ваш заказ честно висит на сервере, но за него просто никто не хочет браться — слишком дешево или неудобно относительно других заказов. Вы проиграли свой аукцион, уже когда позвонили в фирму-ширму, задекларировавшую низкие тарифы.

Опять-таки, даже если вас повезут — не факт, что не возникнет проблем по дороге. Как мы уже упоминали, никакой проверки класса, да и биографии водителей при такой системе отродясь не существует. Как и проверки состояния автомобилей — не считая, конечно, обычного шанса нарваться на внимательного гаишника. Вас может везти кто угодно — на специализированных форумах неоднократно описывались инциденты с таксистами, находящимися "под кайфом" прямо на рабочем месте — и на чем угодно. Более того, условия оплаты поездки могут быть уточнены не в вашу пользу.

Пример из жизни. Несколько лет тому назад, во время известного гололеда им. Л.Черновецкого автор этих строк сломал ногу. Пришлось некоторое время перемещаться исключительно на такси. В один прекрасный день по заказу в одной из недорогих служб приехал гость столицы на видавшем виды "шейховозе" (Mercedes-Benz W126). При всей пафосности данного автомобиля в лучшие годы, его нынешнее состояние вызывало определенные опасения: судя по внешнему виду, он не раз спасал предыдущего хозяина от ракетного обстрела. Но самый сок начался уже по приезду на место: водитель просто отказался выпускать пассажира, требуя оплатить простой по тарифу, вдвое большему заранее оговоренного с диспетчером. Мотивация была проста: это у тех водителей простой оплачивается так, а поскольку заказ через сервер попал на другого перевозчика — совсем иной коленкор. Поскольку это был тот самый случай, когда на дорогу брались деньги с точностью до гривны, а вариант "оставить имеющиеся деньги, хлопнуть дверью и уйти" не рассматривался из-за травмы, конфликт был решен только вызовом из дому супруги с деньгами.

К слову, в мире абсолютное большинство такси ловится "с руки" либо подбирается на стоянках такси. Лишь каждая десятая машина вызывается заранее. У нас — ровно наоборот. И это понятно: при попытке поймать такси на улице вам, скорее всего, назовут цену минимум в полтора раза выше, чем в случае заказа "через фирму". А уж если вы едете на вокзал или с вокзала, либо пытаетесь уехать из центра вечером — смело умножайте цену на три. Разумеется, ни о счетчике, ни о заранее известной таксе, речь не идет.

Не слишком выгодна такая схема и многим перевозчикам — особенно тем, кто действительно может похвастаться хорошим классом вождения и нормальным авто. Они бы и не против утвердить свой юридический статус перевозчика и работать честно — с официальной уплатой налогов, с возможностью, если что, разбирать возникшие проблемы по закону, например, решать вопросы стоянок у "хлебных мест", за которые иногда идет настоящая война. Но в данный момент, на фоне полной бесконтрольности со стороны государства и несовершенства законодательной базы таксомоторных перевозок, это просто невыгодно. По простейшей причине: не зарегистрировался — не платишь налогов, не имеешь проблем с проверками, да и "прищучить" тебя за это никто не может.

Вся власть — Советам

Изменить ситуацию планируют Украинская таксомоторная ассоциация и Федерация работодателей Украины. Разработана и готова к подаче в парламент новая версия закона "О перевозках на такси и перевозках на заказ". Его цель — ввести в отрасль правила и регуляторов. Критиковать или как-то комментировать его пока сложно: на этом рынке еще никто не играл по правилам, так что приживутся ли предложенные — бабка надвое гадала. Авторы законопроекта, впрочем, уверяют, что с его принятием "из тени в свет" выйдет около 40% фактических перевозчиков.

Новый законопроект предусматривает полное изменение правил, действующих на рынке такси. Планируется, что каждый водитель, занятый в таксоперевозках, должен будет возить с собой пакет разрешительных документов, среди которых особое место будет занимать разрешение от местных властей на использование своего авто в качестве такси, получаемое сроком на пять лет. Цена — не более одной минимальной зарплаты, если речь о регионах, не более полутора — для об областных центров и Севастополя, и не более двух — для Киева. Авто, разумеется, должно пройти соответствующую проверку на техническое состояние и комфортабельность.

Подобным же образом предполагается аккредитировать ИДС. Вместе с тем, им запрещается брать на работу перевозчиков на собственных авто — только в форме соответствующим образом оформленного найма сотрудника и аренды автомобиля.

Тарифы в городах предполагается устанавливать при помощи специально создаваемых советов перевозчиков — саморегулирующих органов из представителей отрасли на местах. Эти же советы должны прописать нормы для выдачи специальных аттестатов водителей такси и создать органы для такой аттестации. Они же смогут ввести квотирование количества автомобилей на населенный пункт — норма выглядит спорной, но разработчики проекта аргументируют ее необходимость защитой от захода на рынок крупных игроков с автоматической его монополизацией.

К автомобилям такси предъявляется целый список требований — от унифицированной маркировки и системы обогрева до электронного таксометра и сигнала "занят—свободен". Водители также должны будут оплатить страховку своих пассажиров.

Разумеется, предусмотрена и административная ответственность за серьезные нарушения. Так, за нарушение законодательства о перевозках горе-водитель пожертвует государству от 50 до 200 необлагаемых налогом минимумов, а незаконно действующая ИДС — от 200 до 500.

В своих попытках прописать правила функционирования рынка Украинская таксомоторная ассоциация заручилась поддержкой ряда народных депутатов, а также главы Госкомпредпринимательства Михаила Бродского. Последний, несмотря на то, что является ярым фанатом дерегуляции, в этот раз занял позицию сторонника жестких мер, выступив одним из инициаторов разработки регулирующего законопроекта. "Я смотрю на конечную цель. Мы должны стремиться к европейскому пониманию рынка услуг такси, а не поддерживать царящее сейчас Гуляйполе", — сказал он "Зеркалу". По его словам, оглядка на возможную коррупционную составляющую, сопровождающую дополнительную сертификацию и дополнительное лицензирование, в этом случае может лишь увести от конечной цели. "Так можно любую инициативу на тормозах спустить", — утверждает он. Осторожную поддержку озвученным в законопроекте нормам высказал и экс-министр транспорта Борис Колесников — правда, с уточнением, что более четкий вывод он сделает, после внимательного изучения текста.

Впрочем, есть у законопроекта и очевидный минус. Его реализация неизбежно приведет к серьезному удорожанию перевозок. Поддержание авто в должном состоянии, лицензирование, оформление разрешительной документации, оборудование теми же самыми кондиционерами в соответствии с принятыми Советом перевозчиков стандартами комфортности, страховка — сами по себе стоят денег. А если на каком-то этапе разрешительных процедур включится коррупционная составляющая, что, увы, в нашей стране всегда надо учитывать как потенциальную возможность — расходы, ложащиеся на АТП, ИДС и отдельных водителей заметно возрастут. Что скажется и на ценах. Так, по мнению руководителя УТА Андрея Антонюка, цены по столице будут составлять от шесть–семь гривен за километр — более дешевым "черным водителям" просто придется уйти с рынка.

Но тут уж вопрос: готовы ли мы платить больше за сервис и надежность или все же предпочитаем дешево, но без всяких гарантий?

Ситуация на рынке такси — яркий пример того, как решаются вопросы в Украине, когда при полном параличе традиционных для цивилизованных стран механизмов на опустевшем святом месте вырастает мутант — нелепый, ненадежный, опасный, но дешевый и удивительно жизнеспособный. И если его убрать, обязательно найдутся те, которые будут горевать о его смерти. Однако убирать его, увы, надо — просто потому, что рано или поздно все равно придется освобождать место для нормального бизнеса, легальных схем и налогооблагаемых структур.