Соглашение о распределении продукции между Украиной и Shell не является первым, и не является последним в истории нашей страны. До него существовал, например, договор с Vanco на добычу углеводов на шельфе Черного моря. А вскоре нас ожидает подписание договоренности с Chevron. Но "шелловское" соглашение оказалось, наверное, самым резонансным.

Его заключение подается во многих СМИ как гарантия быстрого освобождения Украины от газовой зависимости, которая существует благодаря газовым соглашениям Юлии Тимошенко. И которую продолжают поддерживать президент Виктор Янукович и вице-премьер Юрий Бойко, помощь которым предоставляет премьер Николай Азаров.

Другим проектом, который будто бы должны снять Украину с "газпромовской иглы", является постройка (или аренда) LNG-Терминала. Хотя и здесь мы наблюдаем странное торможение. Проекту уже два года. Казалось бы, пусть государство израсходует миллиард долларов, и наконец построит спасательный терминал, который обеспечит нас 10-ю миллиардами кубометров сжиженного газа в год.

Но нет, до сих пор время теряется в пустых разговорах, как само этот проект должен развиваться. Последние новости – будто бы оказалось, что турки не хотят пропускать танкеры со сжиженным газом через Босфор, а сам терминал решили не строить, а арендовать за 60 млн долларов на год.

Ну хорошо. И что дальше? Ничего.

То есть, на самом деле власть Украины не спешит что-то делать для того, чтобы лишиться газовой зависимости от России. Здесь возникает вопрос - а почему? Ответ лежит уже не в сфере экономики, а в сфере психологии нескольких человек. Януковича, Бойко, Азарова. Эти лица продолжают делать все, чтобы "Газпром" продолжал качать миллиарды из Украины, а наша страна потеряла контроль над газотранспортной системой.

Например, недавно Азаров наконец публично заявил, что газовые соглашения с Россией не могут быть обжалованы в суде. Реакция на эти слова была на удивление вялой, хотя ряд европейских стран имели подобные контракты, и в 2012 году получили через суд уступки от России. Итак, "нет зацепок" или "не хотим"?

При этом в обществе ведутся горячие дискуссии относительно целесообразности и эффекта добычи нетрадиционного газа. В частности, недавно представители Shell на Донбассе не смогли провести встречу с местным населением. Люди с самого начала очень критически отнеслись к иностранцам, которые будут применять технологии, которые будто бы никоим образом не вредят окружающей среде.

   

 

 

Фото vk.com

И в самом деле, как можно считать безопасным гидроразрыв, который приводит к попаданию газа в грунтовые воды? Мы не удивимся, что все выводы экологов о безопасности подобной технологии с самого начала составлены по заказу газовиков. Причем, речь идет об исследовании заграничных специалистов, мысль которых в Украине предполагается строго авторитетной. А жаль.

Частично градус дискуссий повышается из-за режима конфиденциальности и тайны вокруг соглашения. И в самом деле, как можно прятать от населения страны соглашение, в котором принимает участие весьма странная структура СПК "Геосервис".

Ведь на самом деле соглашение о добыче сланцевого газа заключено не между Украиной и Shell. Соглашение о распределении продукции должно быть утверждена между Украиной, "Шелл Эксплорейшн Энд Продакшн Юкрейн Инвестментс (ІV) Б.В." и ООО "Надра Юзівська". А последняя, как известно, на 90% принадлежит НАК "Надра Украины", а на 10% - СПК "Геосервис".

Которая, по мнению некоторых лиц, является вмонтированным механизмом, с помощью которого "Семья" президента в свое время получит большие доходы от добычи газа и сопутствующих продуктов.

Один из представителей компании на вопрос о режиме секретности заявил, что это связано с тем, что до сих пор не подписанное операторское соглашение. То есть, соглашение, за которым "Шелл" будет вкладывать деньги, и вести разработку полученного месторождения.

Но в нашей стране много секретов быстро оказываются на файлообменниках, а со временем обсуждаются в очередях и маршрутках. Так случилось и с файлами, на основании которых "Коммерсант" писал о налоговых льготах, которые получит проект с "Шеллом".

Поговаривают, что источником истока этого текста соглашения о распределении продукции являются депутаты Харьковского облсовета.


Часть первая                              Часть вторая

  

Этот вариант соглашения - неважно, он есть реальным или выдуманным - пользовались спросом. За кулисами ІV Украинского энергетического форума Адама Сміта живо обсуждали некоторые аспекты документу, который курсировал в Интернете.

Мы обратились за комментариями в пресс-службу компании Shell, Минэнергоуголь и НАК "Надра Украины", чтобы выяснить, являются ли эти документы достоверными. Единственным ответом, который мы получили была реакция Shell:

"В ответ на Ваш запрос сообщаем, что соглашение о распределении продукции (СРП), заключенное между Государством Украина, компанией "Шелл Эксплорейшн энд Продакшн Юкрейн Инвестментс (ІV) Б.В." и ООО "Надра Юзівська", является конфиденциальным и не подлежит обнародованию. Мы не комментируем проекты СРП, которые могут появляться в открытом доступе".

Как сообщил один из юристов, очень похоже, что в открытом доступе оказался один из рабочих вариантов документа. По его словам, в него могли вноситься некоторые изменения, впрочем общая канва и основные пункты документа можно считать вполне достоверными.

 

 

Фото dozor.kharkov.ua

Несколько позднее в распоряжении "Экономической правды" оказался вариант, который, по данным наших источников, есть истинным. Именно его мы и использовали для этого анализа.

Мы решили разобраться, насколько быстрой будет сланцевая революция, о которой так много говорит действующая власть.

Что за зверь СРП?

Соглашение о распределении продукции не является новейшим изобретением. Первые подобные соглашения составлялись еще в конце 1960-х годов.

Сейчас эта форма соглашения используется по всему миру. СРП очень распространены на территории постсоветских стран: Российская Федерация, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан.

В очень общем виде, схема взаимодействия выглядит следующим образом. В распоряжении государства есть залежи полезных ископаемых. Но по тем или иным причинам их разработка является проблематичной. Например, национальная добывающая компания не имеет достаточно денег. Или нет технологий глубинного бурения для добычи на шельфе. Поэтому государство привлекает одного или больше инвесторов, которые имеют возможности, технологии и ресурсы для разведки и добычи полезных ископаемых.

Смысл СРП заключается в том, что привлеченная компания/компании берут на себя риски затрат, которые необходимо будет израсходовать на начальные этапы работ. Потому что есть шансы не найти достаточных залежей ископаемых для того, чтобы считать открытие коммерческим. Тогда они не могут возвратить израсходованные средства.

Но если ископаемые будут найдены, то инвестор имеет очень хорошие перспективы. Он не только вернет израсходованные средства, но и получит значительное вознаграждение. Конечно, не единовременно, а на протяжении времени, когда будет получать часть доходов от продажи каждой тысячи кубометров газа.

Во многих случаях, подавляющее большинство затрат на геологическое изучение и разведку несет инвестор. Однако, существуют страны, которые считают целесообразным сохранять значительную часть для национальных компаний в подобных проектах, поэтому те также принимают участие в этих затратах. В нашем случае все затраты финансируются за счет инвестора. То есть, за счет Shell.

Но, что интересно, инвестором выступает не только британско-голландская компания. Соинвестором выступает также ООО "Надра Юзівська". Которая, напомним еще раз, на 90% принадлежит НАК "Надра Украины", а на 10% - СПК "Геосервис".

 

 

Распределение будущих прибылей между ООО "Надра Юзівська" и Shell закреплено в пропорции 50/50. Однако, вкладывать средства на этапе разведки должна лишь Shell. Это интересная особенность этого СРП.

В случае, если будут разведаны запасы ископаемых, которые пригодны для коммерческой эксплуатации, все эти затраты будут возмещены не обеим со инвесторам, а лишь Shell. Это справедливо.

Кроме того, на каждом из этапов - начала действия соглашения, разведки, начала добычи и других - Shell должна платить премии государству. Со временем ей будут возмещены и эти средства.

Эти расходы - в случае успеха проекта - будут возмещены за счет добытой продукции. Например, Shell еще до подписания соглашения израсходовала немалые средства на подготовку соглашения и проведение переговоров - в том числе, на оплату советников-консультантов. Кроме того, были затраты на геологическое изучение. В общем, Украина уже должна Shell 5,57 млн долл. И это только начало.

 Сланцевым ли будет газ?

Сейчас появляется множество публикаций, которые одна за другой извещают нас о сланцевой революции в Украине. Создается впечатление, что достаточно работнику Shell вонзить палку в плодородную украинскую землю, и оттуда сразу дунет сланцевым газом.

Во-первых, эта революция не обязательно будет сланцевой. В соглашении записано, что компании получают лицензию на добычу:

          залежей газа центрально-бассейнового типа, 

          газа сланцевых слоев, 

          газа (метана) угольных месторождений,

          природного газа, нефти и конденсата.

Иными словами, во что попадут, то и будут добывать.

Вот, например, цитата из одного из специализированных изданий: "То, что называют "поисками сланцевого газа", понимая под этим какой-либо нетрадиционный газ, на самом деле является просто бурением на газ в пределах Днепровсько-Донецкой впадины. На карте Usgs Assessment указано, что в тех районах уже есть действующие газовые месторождения".

 

 

Источник: lіvejournal.com

Хотя, по оценкам профессора Рейнхарда Заксенхофера с кафедры нефтегазовой геологии Университета Леобен, шансы на выявление запасов углеводородов на Юзовськом участке могут составлять до 70%. То есть, из дырки в земле, скорее всего, что-то пойдет.

То есть, "сланцевая революция" в Украине - более чем под вопросом. Но, безусловно, что-то надо делать.

Во-вторых, революция будет длинной. Низкая цена американского нетрадиционного газа объясняется, среди прочего, и относительно неглубоким его залеганием. В Украине же соответствующие пласты находятся на значительно больших глубинах, поэтому затраты будут большими. А значит, разведка будет нуждаться в большем времени. И деньгах.

Это, среди прочего, предполагает, что иностранная компания не будет торопиться. Мало кто знает, что Shell уже имеет общий проект с "Укргаздобычей". Он длится уже довольно долго, но иностранцы не весьма спешат вкладываться в разработку ископаемых.

А недавно прошли слухи, что на вышке "Беляевская" произошла утечка метана и небольшой взрыв. Правда, официально это не подтверждено, а министр энергетики Эдуард Ставицкий назвал эту информацию "провокацией".

 

 

Фото dozor.kharkov.ua

Изучение проекта УРП подтверждает наши предположения. Соглашение предусматривает более чем комфортные условия для того, чтобы Shell никуда не спешила. Хотя, казалось бы, Украина должна торопить ее - ведь существуют кабальные газовые условия. Итак, что-то здесь не стыкуется, и в очередной раз можно предположить, что первые лица нашего государства делают все возможное, чтобы по возможности дольше покупать дорогой российский газ.

Если пробежаться по всем этапам, то сроки, которые предшествуют началу промышленной добычи, поражают. При условиях, что геологическое изучение и разведка будут успешными, должны пройти по меньшей мере около 8 лет до того, как в Украине состоится "революция".

Это, безусловно, совпадает с тем, что говорил Ставицкий - он обещал, что Украина будет иметь собственный газ через десять лет. Но, скорее всего, собственный газ мы увидим лишь на десятый год.

Этапы реализации СРП

Также нельзя исключать, что этот громкий проект может завершиться намного раньше, например, на одном из начальных этапов, которые прописаны в соглашении.

В довольно обобщенном виде, течение событий будет развиваться следующим образом.

Состоится ли "cланцевая революция"

 

Первым этапом является период начального геологического изучения. Согласно соглашению он будет длиться 5 лет.

Сугубо техническим является вопросы определения оператора соглашения, и открытие счета, через который будут подсчитываться все затраты на разработку месторождений. Также на этом этапе государство должно создать механизм контроля за действиями инвесторов и оператора, и отсекать все затраты, которые не имеют отношения к прямому выполнению СРП.

Компания-Оператор (а это будет Shell) берет на себя обязательства об объемах работ в этот период. В частности, это будут работы по двух- и трехмерному сейсмическому исследованию. Кстати, их стоимость может колебаться очень существенно - в зависимости от того, кто их будет выполнять.

Вообще предполагается, что будет проведено бурение 15 буровых скважин, 2 из них - на перспективных участках.

Собственно, если буровые скважины окажутся "сухими", то на этом все может кончиться. В соглашении предусмотрено, что если затраты уравняются или превысят отметку в 410 миллионов долларов, то Shell имеет право прекратить действие соглашения еще до завершения первого этапа.

В таком случае, Украина не будет возмещать затраты из бюджета. Но здесь есть тонкость. ООО "Надра Юзівська" является соинвестором. В случае неудачи не исключено, что она должна будет уплатить Shell часть затрат.

Другой возможный вариант развития событий - продление первого периода геологического изучения. Соглашением не запрещено продлить эти работы в пределах действия соглашения - 50 лет.

То есть, теоретически речь может идти далеко не о 5 годах задержки развития проекта. 50 лет - это неплохо для Shell. Скажем, через 30 лет в мире появятся технологии, которые позволят добывать газ другим способом. И то месторождение, которое сегодня кажется безнадежным, превратится в перспективное.

Кстати, затянуть сроки - вполне в интересах Shell. Компания очень заинтересована лишь подтвердить запасы, а после этого сможет сидеть на них до лучших времен. И здесь единственный, кто должен подталкивать иностранцев - это украинское государство.

Например, в Азербайджане с этому вопросом не возникает никаких проблем. Но Азербайджан - это другая страна, и там к СРП относятся как хозяева. Как будет вести себя Украина - увидим. Пока что надежды на нашу власть немного - судя по крайней мере по проекту "Укргаздобычи" и Shell.

В случае, если первый этап завершился успешно, то в течение месяца оператор должен сделать сообщение об открытии. После этого компания будет иметь еще 9 месяцев на подготовку и предоставление программы робот по оценке.

 

 

Фото dozor.kharkov.ua

Срок самих работ по оценке определяется оператором исходя из опыта, необходимости и других факторов. В озвученных выше 8 годах продолжительность этих работ не учтена.

После завершения этого этапа оператор будет иметь еще полгода, чтобы подготовить отчет об оценке.

На этом этапе в Shell появляются сразу четыре альтернативы. Компания-оператор может сделать заявления о том, что:

·        открытие не является потенциальным коммерческим открытием. В данном случае все завершается, а революция отменяется;

·        потенциальное коммерческое открытие, которое нуждается в дополнительной оценке. Этот вариант означает возвращение к предыдущему этапу. Состоится новое представление программы работ по оцениванию, и так далее;

·        открытие не произошло, но в будущем может быть потенциальным коммерческим открытием и дополнительная оценка не является оправданной на данный момент. В таком случае, инвестор имеет несколько опций дальнейших действий, в том числе вернуться на участок со временем;

·        потенциальное коммерческое открытие. В данном случае, наиболее выгодном для Украины, происходит продвижения далее.

Все эти неопределенности являются типичными для мировой практики. Но, тем не менее, они показывают, что "сланцевая революция" в Украине - далеко не однозначная вещь.

Переход к следующему этапу означает подготовку следующих документов, как-то Проект плана разработки, Программа работ, полное Технико-экономическое исследование разработки.

В соглашении не содержится определенных сроков для каждого документа. Но указано, что по желанию инвестора можно пройти путь до ТЭО за 15 месяцев.

Лишь после этого составляется и утверждается первый план разработки, и происходит объявления коммерческого открытия.

С этого момента второй соинвестор - ООО "Надра Юзівська" - должен вкладывать деньги в проект. За счет каких средств - время покажет.

Подведем итог. Как видим, довольно сложно прогнозировать, когда именно начнется промышленная добыча углеводородов на Юзовском участке. И начнется ли она вообще.

Даже если компания будет соблюдаться вполне легитимных сроков, этот процесс затянется на годы. А вероятное освобождение от газового ярма состоится не так быстро.

То есть, российский газ Украина будет покупать еще долго.