Иронии говорящих голов Партии регионов не было границ, когда вместо лишенного депутатского мандата Сергея Власенко принял присягу нардепа управляющий партнер адвокатского объединения «Немесида» Роман Стаднийчук, идущий далее по партийному списку «Батькивщины». «Чего вы боролись целую неделю, не работали, если сегодня так бесславно сдали своего товарища?» — вопрошал оппозиционеров искрометный «регионал» Нестор Шуфрич. И это при том, что решение Высшего админсуда по Власенко легитимизировал Центризбирком, тем самым разделив с ВАСУ ответственность на фоне подачи «Батькивщиной» жалобы на этот счет в Европейский суд по правам человека.
Шансы на удовлетворение судьями из Страсбурга претензий Власенко изначально выглядят убедительными, но это если следовать формальной логике. «Если партия приняла решение принимать присягу новому депутату, я не понимаю дальнейших действий по судебным делам. Они сами себя дискредитируют тогда в юридическом плане», — заявил лидер фракции ПР Александр Ефремов. Он вообще считает бессмысленным создание временной следственной комиссии ВР (ВСК) по расследованию нарушений на парламентских выборах и при лишении Власенко депутатского мандата. Хотя удовлетворение инициативы оппозиции относительно существования данной ВСК было одним из условий разблокирования парламента во время длительных переговоров, участником которых был в том числе и Ефремов. Впрочем, весь этот «бело-голубой» смех — от реального парламентского бессилия «регионалов», чему уже в первый день возобновления работы ВР нашлось минимум три ярких подтверждения. Первое — это демонстрация не на словах, а на деле победы оппозиционеров в вопросе обеспечения персонального голосования нардепов. Фото- и видеофиксацию «кнопкодавства» теперь проводят с балконов официальные помощники депутатов от трех оппозиционных фракций. Эффективным результатом их работы стало то, что только за минувший вторник оппозиционеры трижды добились переголосования в парламентском зале с неустраивающим ПР и КПУ итогом. А попытка «разобраться с папарацци на балконе», предпринятая лично «регионалами» Борисом Колесниковым и Николаем Левченко, была хоть и фееричной, но также безрезультатной.
Во-вторых, вся страна убедилась, что произошло бы в случае реализации угроз ПР о силовом разблокировании трибуны, которыми партийные говорящие головы еще совсем недавно щедро пичкали общественность. Атака «бело-голубых боевиков» во время выступления Олега Тягнибока разве что позволила спикеру Владимиру Рыбаку объявить внеочередной перерыв. Но атакующие так и не смогли подступиться к трибуне и получили хорошую сдачу от «свободовцев». При этом во время драки случился нелицеприятный для «регионалов» конфуз — были сломаны очки и разбита губа у нардепа от «Свободы» Ирины Сех. А подозрение в нападении на женщину пало на одного из самых молодых нардепов от ПР Артема Семенюка (ему 29 лет), который приходится племянником буковинскому губернатору Михаилу Папиеву. И сколько бы его соратница по внутрипартийной «газовой» группе Инна Богословская ни рассказывала о вине самой Сех, которая «с бешеными глазами ломает свои очки и бьет ими в лицо своего коллегу из Партии регионов», а сам Семенюк не призывал Тягнибока принести публичные извинения за обвинение его в нанесении телесных повреждений нардепу Сех (правда, не при личной встрече, а через пресс-службу ПР), значительный имиджевый урон партии власти налицо.
Все случившееся еще как-то можно объяснить неспособностью отдельных провластных депутатов контролировать свои эмоции. А вот третьим и главным подтверждением утраты ПР контроля над парламентом стали, если пользоваться языком футбола, «результаты на табло». На утреннем заседании ВР 19 марта депутаты пытались определить оптимальный вариант повестки дня второй сессии. Спикер Рыбак неоднократно ставил проект, устраивающий ПР и КПУ, на голосование, однако проект не получал достаточного количества голосов. Наконец, на табло высветилась вожделенная цифра «227», но представители «Батькивщины» потребовали переголосования в связи с тем, что имело место голосование карточками отсутствующих на заседании нардепов. Выяснив обстоятельства, Рыбак вынужден был поставить проект на переголосование, которое провалилось. После непродолжительных консультаций лидеров фракций была достигнута договоренность отложить рассмотрение проекта постановления и утвердить повестку дня ВР, составленную на согласительном совете на текущую неделю. За это решение проголосовали 382 депутата от всех фракций.
Таким образом, разблокирование оппозицией парламента не разрешило патовую ситуацию парламентской неработоспособности. С одной стороны, чисто арифметическое сложение количества всех членов фракций ПР (209 мандатов), КПУ (32) и ряда внефракционных (речь, прежде всего, идет о Рыбаке и его первом заме коммунисте Игоре Калетнике, имеющем этот статус сугубо формально) позволяет говорить о существовании провластного большинства в ВР, но, с другой, — «регионалы» не могут обеспечить элементарную явку на работу всех своих нардепов. Единственный выход — наведение дисциплины в своих рядах с помощью дальнейшего распространения «прецедента Веревского». Однако его использовать можно только в отношении списочников, лишение мандата мажоритарщиков от ПР лишь уменьшит и без того недостающие голоса. Впрочем, прошедшая парламентская неделя обнажила также слабые стороны оппозиции. Частить с блокированием трибуны невыгодно в имиджевом плане, а доводить дело до обретения Президентом полномочий на роспуск ВР — страшно. И вопрос не в том, что оппозиция боится перевыборов. Проблема в отсутствии реального сценария противостояния неадекватным действиям власти вплоть до введения в стране чрезвычайного положения и внепарламентской ревизии Конституции. При этом оппозиционная тройка, вопреки прогнозам недоброжелателей, сохраняет единство. И помогает в этом сама власть, которая своими действиями опять отсрочила априори проигрышные киевские выборы, тем самым избавив Виталия Кличко от трудного выбора, баллотироваться ли ему в столичные мэры или нет.