Статьи
Журналисты заметили одну интересную вещь: одни и те же бритоголовые ребята в спортивных костюмах встречаются на фото в охране митингов и среди тех, кто захватывает собственность. Так чьи же эти орлы и почему милиция их не замечает?
- Информация о материале
Мойзес НАИМ — старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир, автор книги «Беззаконие: как контрабандисты, работорговцы и пираты подминают мировую экономику».
Глобальный экономический кризис — идеальное время для международных преступников. Используя чахлое состояние экономики, располагающие солидные резервы наличности криминальные структуры получают возможность очень выгодно скупать пребывающие в чрезвычайно стесненном финансовом положении потенциально прибыльные компании.
Повсеместное ужесточение фискальной политики вынуждает государства идти на сокращение бюджетов правоохранительных органов и судебной системы. Миллионы людей теряют работу, и потому их гораздо проще склонить к нарушению закона.
Огромное количество безработных специалистов по финансам, бухгалтерскому учету, информационным технологиям, праву и логистике резко расширило предложение на рынке труда талантов мирового уровня для криминальных картелей. Тем временем филантропы всего мира сворачивают благотворительные программы, провоцируя дефицит финансирования искусства, образования, здравоохранения и других сфер. А вот преступные элементы с радостью заполняют этот вакуум — в обмен на доступ в политику, социальную легитимность и поддержку общества. Их деятельность, как правило, отличается завидной рентабельностью и неизменным наличием средств, что говорит о высоком уровне ликвидности их активов — солидном преимуществе в период глобального кредитного кризиса.
Но осмелевшие заклятые враги и резкое сокращение ресурсов — не единственные проблемы, с которыми сталкиваются полицейские управления, прокуратура и судьи. В последние годы реальные очертания приобретает новая угроза — мафиозное государство. Преступники по всему земному шару внедряются в правительства в беспрецедентных масштабах.
Наблюдается и обратный процесс: вместо того чтобы ликвидировать мощные банды, некоторые правительства предпочитают брать под контроль их противозаконную деятельность.
Правительственные чиновники мафиозных государств заняты обогащением себя, своих семей и друзей путем эксплуатации денежных потоков, физических ресурсов, политического влияния и глобальных связей с криминальными синдикатами ради укрепления и расширения собственной власти. И действительно, руководящие посты в некоторых наиболее прибыльных нелегальных предприятиях в мире заполняются уже не только профессиональными преступниками — их занимают высшие государственные чины, законодатели, руководители спецслужб, главы полицейских управлений, армейские чины и, в самых крайних случаях, даже главы государств и члены их семейств.
Нынешнее слияние правительства с криминалом резко контрастирует с более ограниченными методами их сотрудничества в прошлом. Правительства и спецслужбы, в том числе и демократических государств, все чаще привлекают преступные элементы к контрабанде оружия союзникам-повстанцам из других стран и даже к физической ликвидации врагов за рубежом. В качестве самого известного безрассудного примера, пожалуй, можно назвать попытку задействовать американских мафиози в операции по устранению Фиделя Кастро в 1960 г.
Но в отличие от нормальных стран, мафиозные государства вовсе не периодически полагаются на помощь криминальных группировок в достижении конкретных внешнеполитических целей. Чиновники высшего звена мафиозных государств становятся командными игроками (если не лидерами) преступных предприятий, а защита и продвижение интересов такого бизнеса приобретает для них значение официального приоритета. В мафиозных государствах, таких как Болгария, Гвинея-Бисау, Черногория, Мьянма (Бирма), Украина и Венесуэла, национальные интересы сегодня неразрывно переплетены с интересами организованной преступности.
Поскольку политика и распределение ресурсов в мафиозных государствах определяются в равной мере влиянием преступников и сил, традиционно определяющих курс государства, эти страны вызывают серьезное замешательство у тех, кто формирует политику, и у аналитиков международной политики. Мафиозные государства не поддаются простому делению на категории, а концептуальная разница между государством и негосударственными структурами размывается. В результате их поведение сложно спрогнозировать, что превращает их в особо опасных игроков на международной арене.
Революция в сфере криминала
Расхожее представление о международных преступных сетях зиждется на трех ложных посылках.
Во-первых, многие люди верят в то, что в мире противозаконной деятельности все уже когда-то было. И действительно, преступники, контрабандисты и черные рынки существовали всегда. Но сущность международной преступности за последние два десятилетия претерпела столь разительные перемены, что криминальные сети вышли за пределы своих традиционных рынков и начали пользоваться всеми преимуществами политических и экономических изменений, поставив себе на службу новые технологии.
Так, в самом начале 90-х преступные группировки в числе первых взяли на вооружение новаторские решения в области коммуникаций — такие, как передовые стандарты электронного шифрования. Криминальные синдикаты также стали пионерами в освоении новых методов транспортировки наркотиков, например «наркотических подводных лодок» — полупогружных транспортных средств, способных обходить радары, сонары и инфракрасные системы. В итоге колумбийские наркокартели доросли до полноценных погружных субмарин. Совсем недавно преступные организации стали пользоваться и преимуществами интернета, что привело к головокружительному взлету киберпреступности, а ущерб от нее для глобальной экономики в 2011г., по данным компании Symantec, составил около $114 млрд.
Во-вторых, распространенное и ошибочное восприятие построено на мнении, что международная преступность — подпольное явление и в нем задействовано лишь небольшое объединение людей с явными отклонениями, а действует оно на задворках обществах. Правда же такова: сегодня во многих странах преступники вовсе не утруждают себя подпольной деятельностью, да и к маргиналам они ни в малейшей мере не относятся. В реальности предположительные лидеры многих преступных сообществ стали своеобразными знаменитостями. Зажиточные лица с сомнительным прошлым в бизнесе превратились в желанных всеми филантропов и установили контроль над радиостанциями и телеканалами, стали владельцами влиятельных газет.
Более того, накопление преступниками богатства и власти зависит теперь не только от их собственной нелегальной деятельности, но и от действий среднестатистических членов общества. Например, миллионы граждан заняты в китайской индустрии контрафактной продукции и афганской наркоторговле. От них не отстают миллионы жителей Запада, регулярно курящие марихуану, сотни тысяч мигрантов, каждый год нанимающие преступников, чтобы те нелегально доставили их в Европу, и преуспевающие профессионалы из Манхэттена и Милана, предоставляющие рабочие места нянь и уборщиков нелегальным иммигрантам. Именно такие рядовые граждане и превратились в неотъемлемую часть криминальной экосистемы.
В-третьих, ложное представление внушает вера в то, что международная преступность — вопрос только правоохранительных органов и лучше всего решить эту проблему могут управления полиции, прокуратура и судьи. На самом деле международный криминал представляет собой политическую проблему с определенными последствиями для национальной безопасности. Сегодня размах и масштаб наиболее мощных преступных организаций сопоставим с деятельностью крупнейших транснациональных корпораций мира. И точно так, как и законные организации, криминальные структуры стремятся обрести политический вес.
Естественно, преступники всегда старались коррумпировать политическую систему ради собственного блага. Но никогда ранее противозаконным формированиям не удавалось добиться той степени политического влияния, которую сегодня имеют преступники множества африканских, восточноевропейских и даже латиноамериканских государств, не говоря уже о Китае и России.
В минувшем десятилетии (или примерно в это время) дальнейшее развитие данного феномена стало причиной появления мощных мафиозных государств. Испанский прокурор Хосе Гринда — а у него за плечами годы борьбы с восточноевропейскими преступными организациями — уверен: во многих случаях ему и его коллегам просто невозможно было отделить интересы криминальной структуры от интересов правительства приютившей ее страны. По мнению Гринды, испанские правоохранители постоянно сталкиваются с преступными синдикатами, действующими как придатки правительств Беларуси, России и Украины.
В комментариях для служебного пользования в американских дипломатических телеграммах, преданных гласности сайтом WikiLeaks, он подробно высказывается о вызывающем тревогу «беспрецедентном контроле», полученном структурой, которую он именует «российской мафией», над рядом стратегических секторов мировой экономики, в частности производством алюминия и добычей природного газа. Такая степень контроля, предполагает Гринда, стала возможной из-за масштабного сотрудничества Кремля с российскими преступными организациями.
В мафиозных государствах сотрудничество правительственных чиновников и преступников часто осуществляется посредством легальных бизнес-образований, имеющих тесные связи с лидерами высшего эшелона, их семьями и друзьями. По словам прокурора Гринды, Москва регулярно задействует криминальные синдикаты, например, российская военная разведка с помощью одной из мафиозных группировок поставляла оружие курдским повстанцам в Турции.
Однако более характерным примером совпадения интересов правительства России и местных преступных группировок стало дело сухогруза Arctic Sea: правительство утверждало, что судно в 2009 г. было захвачено пиратами у побережья Швеции. Москва демонстративно направила для спасения судна свой военно-морской флот, но многие эксперты полагают, что на самом деле сухогруз по поручению российских спецслужб перевозил контрабандное оружие, а захват и освобождение были лишь уловками, организованными для сокрытия правды о контрабандной операции, сорванной иностранными разведками.
По словам Гринды, в данном случае речь шла о совместной операции организованных преступных группировок и структуры, которую он загадочно называет «евразийскими спецслужбами». Россияне пребывали в затруднительном положении, но исход оказался крайне щадящим и даже слегка комичным.
Как бы то ни было, это дело подчеркивает непредсказуемость ситуации с безопасностью, что затрудняет отделение геополитических расчетов государств от стремления преступных организаций к наживе.
«Мафия имеет страну»
Россия — далеко не единственная страна, где грань между государственными органами и криминальными группировками непоправимо размыта. В конце 2010 г. Совет Европы опубликовал отчет с утверждением о том, что премьер-министр Косово Хашим Тачи и его политические соратники осуществляли «кровопролитный контроль над торговлей героином и другими наркотиками» и занимали ключевые позиции в «косоварских организованных преступных группировках мафиозного типа».
В Болгарии узы, объединяющие государство и преступность в единое целое, вероятно, даже сильнее. Имеет смысл привести пространную цитату из американской дипломатической депеши, опубликованной сайтом WikiLeaks, учитывая обрисованную в ней тревожную картину скатывания Болгарии к мафиозному государственному образованию. В телеграмме, в частности, говорится:
«Организованная преступность оказывает коррумпирующее влияние на все болгарские государственные институты, включая правительство, парламент и органы юстиции. В стремлении сохранить свое влияние вне зависимости от того, кто именно придет к власти, представители ОП (организованная преступность) финансируют все крупнейшие политические партии. После трансформации в легитимные предприятия эти представители предпринимают попытки — с определенным успехом — попасть в коридоры власти с помощью подкупа. На уровне ниже национального правительства и руководства крупнейших политических партий ОП «владеют» рядом муниципалитетов и отдельными членами парламента.
Прямое участие в политике, а не просто подкуп, — относительно новое явление для болгарской организованной преступности. Например, в административном центре общины Велинград представители ОП контролируют муниципальный совет и мэра. Практически идентичные сценарии разворачиваются примерно в половине десятков небольших городов и селений Болгарии.
Глядя на такое положение дел, Атанас Атанасов, депутат парламента Болгарии и бывший руководитель контрразведки страны, заметил: «В других странах имеется мафия, в Болгарии мафия имеет страну».
Криминал и государство начинают тесно переплетаться в Афганистане: здесь высших государственных руководителей и губернаторов провинций, включая Ахмеда Вали Карзая, сводного брата президента Хамида Карзая, убитого год назад, обвиняют не просто в сотрудничестве с сетями контрабанды наркотиков, а в том, что они стоят во главе их.
Наркоторговля приобретает небывало всеохватывающий характер, в нее втягиваются и африканские страны, получившие статус важных транзитных коридоров для поставок наркотиков из региона Анд и Азии на европейские рынки, где этот товар пользуется высоким спросом. Разумеется, несколько африканских правителей, их семьи, политики низшего звена, военнослужащие и представители судебной ветви власти сами стали «операторами» бизнеса по контрабанде наркотиков. Вот пример Гвинеи: в 2010г. правительство США официально назвало «наркобароном» Усмана Конте, сына покойного президента Лансаны Конте.
Управления полиции, спецслужбы, суды, местные и региональные правительства, выдающие паспорта ведомства и таможни, — все эти структуры стали вожделенными целями для криминала, стремящегося взять их под контроль. В 2011 г. американские федеральные агенты в Панаме арестовали Рене Санабрию, отставного генерала, возглавлявшего боливийское управление по борьбе с наркоторговлей. Его обвинили в организации сговора с целью доставки сотен килограммов кокаина в Майами. Генерал Санабрия признал свою вину и получил 14 лет лишения свободы. Схожим образом несколько генералов, поочередно занимавших пост главного борца Мексики с наркомафией, теперь находятся в тюрьме — за соучастие в тех преступлениях, которые им по долгу службы следовало бы предотвращать.
Мафиозное государство укоренилось и в Венесуэле. В 2010 г. президент Уго Чавес назначил генерала Энри Ранхеля Сильву главнокомандующим венесуэльских вооруженных сил. В начале 2012 г. генерал получил должность министра обороны. При этом министерство финансов США еще в 2008 г. внесло имя Ранхеля Сильвы в официальный список наркобаронов, обвинив венесуэльца в «существенной помощи операциям по контрабанде наркотиков».
Министерство финансов недавно заклеймило именем «наркобарон» целый ряд других венесуэльских чиновников, в том числе пятерых высокопоставленных военных, одного из руководителей спецслужб, а также влиятельного члена конгресса — союзника Чавеса. В 2010 г. колумбийским властям удалось задержать венесуэльца по имени Валид Маклед: правительства нескольких стран считают его главой одного из крупнейших мировых наркокартелей. Непосредственно перед экстрадицией в Венесуэлу Маклед заявил — в его распоряжении имеются видео, записи телефонных разговоров, погашенные чеки и другие улики, доказывающие, что он работал на преступную сеть, в которой состояли 15 венесуэльских генералов (в том числе глава военной контрразведки и директор управления по борьбе с наркотиками), брат министра внутренних дел и 5 конгрессменов страны.
Отчасти благодаря именно таким связям в последние годы в Венесуэле процветает кокаиновый бизнес, и сегодня эта страна, по данным UNODC (Управления ООН по борьбе с наркотиками и преступностью), поставляет половину всего кокаина, поступающего в Европу. И наркоторговля не единственный вид нелегальной деятельности, процветающий в Венесуэле в эпоху преступности, санкционированной государством. Эта страна также стала оперативной базой работорговли, отмывания денег, производства контрафакта, контрабанды оружия и торговли контрабандной нефтью.
В былые времена гуру внешней политики дружно считали международную преступность второстепенной проблемой, полагая, что с ней в состоянии справиться национальные системы правосудия. Они верили в незначительность влияния такой преступности по сравнению с угрозой терроризма или распространения оружия массового уничтожения. К счастью, начинается пересмотр этой общепринятой точки зрения. Растет число экспертов и принимающих судьбоносные решения политиков, признающих: преступность становится значимым источником глобальной нестабильности, особенно в свете появления мафиозных государств.
Преступные группировки, к примеру, осваивают новый вид наживы — за счет распространения ядерного оружия. Абдул Кадыр Хан, скандально известный пакистанский ядерный «коммивояжер», утверждал, что занимался передачей технологии производства атомной бомбы другим странам исключительно в интересах Пакистана. Однако транснациональная сеть, выстроенная им для рекламы и поставок своего «товара», была организована как противозаконное предприятие ради извлечения прибыли.
Эксперты в области распространения ядерных вооружений давно предупреждают: стратегии сдерживания не действуют на частные структуры так, как на государства. И это реальный повод для беспокойства, ведь в результате более глубокого взаимопроникновения государственной власти и криминала задача сдерживания может существенно усложниться.
Самой тревожной в этом плане, вероятно, следует считать ситуацию с Северной Кореей. И хотя КНДР не так давно заявила о намерении приостановить испытания ядерного оружия в обмен на продовольственную помощь, эта страна до сих пор остается диктатурой с ядерным арсеналом, а американские чиновники окрестили Северную Корею «государством Сопрано»** за существование криминальных структур, управляемых государством.
Шина Честнат Грейтенс — эксперт по вопросу слияния криминала и государства в Северной Корее — пишет, что эта страна обладает «средствами и мотивацией для экспорта ядерных материалов», и предупреждает: «схема распространения посредством нелегальных сетей не всегда может контролироваться государством-поставщиком надлежащим образом». А это привносит дополнительный фактор неопределенности в и так уже взрывоопасную ситуацию.
И даже если забыть о тревожной перспективе мафиозных государств с ядерным арсеналом, проявить готовность к использованию силовых методов могут и правительства, сильно зависящие от нелегальной торговли — в том случае, когда возможность их доступа к прибыльному рынку окажется под угрозой.
Давайте, например, рассмотрим войну 2008 г. между Грузией и Россией за отколовшиеся территории Абхазии и Южной Осетии. По мнению эксперта по кавказскому вопросу Томаса де Вааля из Фонда Карнеги, до того, как грянул конфликт, преступные организации проводили в Южной Осетии чрезвычайно прибыльные операции, а на противозаконной торговле держалась значительная часть экономики региона. И хотя найти прямые доказательства сложно, масштаб этой нелегальной деятельности подразумевает активное содействие российских чиновников, действовавших в роли патронов и партнеров криминала.
Естественно, конфликт был спровоцирован целым рядом факторов, в том числе национальной рознью, внутренней политикой Грузии и стремлением России подтвердить свою гегемонию в ближнем зарубежье. Но можно также допустить, что среди заинтересованных групп, подталкивавших Кремль к войне, были и лица, вовлеченные в чрезвычайно доходные контрабандные операции на спорных территориях.
В теневую экономику за наживой
Борьбу с международной преступностью все решительнее следует ориентировать на нечто большее, чем пресечение трафика контрафактной продукции, наркотиков, оружия и живого товара; она должна быть также направлена на профилактику и «лечение» от криминализации правительств.
Противозаконная торговля опасна по определению, но угроза, таящаяся в ней для общества, многократно усиливается в тех случаях, когда преступники занимают высокие государственные должности, а правительства берут криминальные синдикаты под крыло.
Современные правоохранительные органы пока еще не могут состязаться с преступными организациями — те не только богаты, жестки и безжалостны, но и пользуются огромным преимуществом в виде безоговорочной поддержки со стороны национальных правительств, дипломатов, судей, шпионов, генералов, министров и шефов полиции. Мафиозные государства могут позволить себе лучших юристов и экономистов, а также доступ к самым продвинутым технологиям. Страдающие от недофинансирования правоохранительные ведомства, заваленные по уши работой суды и неповоротливый бюрократический аппарат все чаще просто не поспевают за столь щедро финансируемым и маневренным заклятым врагом.
Деятельность правоохранительных органов не отличается эффективностью еще и потому, что по сути своей они национальны, а крупнейшие и наиболее опасные криминальные организации, наряду с агентами мафиозных государств, способны действовать во многих юрисдикциях.
Мафиозные государства сводят воедино скорость и гибкость транснациональных криминальных сетей и юридическую защиту и дипломатические привилегии, по определению дарованные только государству, создавая в итоге некий гибрид интернациональной структуры, против которой в арсеналах национальных правоохранительных органов практически нет средств.
Существующие в распоряжении национальных правительств инструменты противостояния новой угрозе — конвенции, международные организации и межведомственное сотрудничество национальных правоохранительных ведомств — отличаются медлительностью, неповоротливостью и просто непригодностью для решения подобной задачи. В конце концов, как может страна координировать усилия в борьбе против криминала с государственными лидерами или руководителями полиции, если те сами преступники?
Появление мафиозных государств ставит под угрозу существование самой идеи международного сотрудничества правоохранительных органов. В 2006 г. руководители полиции 152 стран встретились в Бразилии на 75-й Генеральной ассамблее Интерпола — международной организации, устав которой содержит требование об «обеспечении и стимулировании максимально возможной широкой взаимной помощи между всеми руководящими структурами криминальной полиции». На тот момент пост президента Интерпола занимал Джеки Селеби, глава национальной полиции ЮАР.Во вступительном обращении Селеби призывал своих коллег «вести поиск методов и систем, обеспечивающих полную защиту наших границ и службы пограничного контроля». Несомненно, благородная миссия! К сожалению, активный поборник этой идеи сам оказался жуликом. В 2010 г. Селеби был осужден за получение $156 000 взятки от контрабандиста-наркоторговца и теперь отбывает 15-летнее наказание.
Но гораздо тревожнее (тревожнее, чем отдельный громкий скандал) для Интерпола стало явление, именуемое людьми, знакомыми с ситуацией изнутри, «проблемой кризиса доверия» — проблемой, исторически снижающей эффективность действий этой организации. «Печальная правда такова: я не собираюсь делиться своей самой ценной, самой конфиденциальной информацией с российскими или мексиканскими полицейскими управлениями», — заявил мне высокопоставленный сотрудник британского ведомства по борьбе с организованной преступностью на вопрос об Интерполе. И хотя организация прилагает все усилия к обеспечению конфиденциальности информации, которой обмениваются ее члены, в реальной жизни национальные правоохранительные органы сохраняют скептически-настороженное отношение к перспективе слишком откровенного раскрытия карт.
Роль мафиозных государств постепенно проясняется, и сотрудники правоохранительных органов в мире приступают к разработке новых стратегий и политики в работе с такими странами. Вводятся требования к государственным деятелям высшего звена раскрывать информацию об их финансовом состоянии, проводится тщательный мониторинг деятельности бухгалтеров, юристов и технических специалистов, защищающих лидеров преступного мира, совершенствуется координация действий различных национальных ведомств.
Расцвет мафиозных государств послужил поводом к ускорению этих поисков путем интернационализации борьбы против преступности. Одним из многообещающих подходов можно считать формирование «коалиции честных» среди правоохранительных органов, в наименьшей степени подверженных внедрению криминального элемента или установлению преступниками контроля над ними.
Дополнительным желанным шагом станет развитие многонациональной сети судов первой инстанции, сотрудников полиции, аналитиков-разведчиков и законодателей ради того, чтобы перевести сотрудничество на более высокий уровень, чем может предложить Интерпол. Речь идет о сотрудничестве, построенном на доверии между высокопоставленными офицерами правоохранительных органов, десятилетиями боровшимися против транснациональных преступных сетей плечом к плечу. Как это часто бывает, стратегическое долговременное партнерство единомышленников, хорошо знакомых друг с другом и разделяющих общие ценности, гораздо эффективнее формального официального «сотрудничества» ведомств, работники которых практически ничего не знают друг о друге.
К сожалению, несмотря на всеобщее признание необходимости международных усилий для победы над транснациональной преступностью, большинство антикриминальных инициатив так и не выходят за пределы конкретных стран. И хотя мафиозным государствам удалось придать вопросу международной преступности статус представляющего национальную безопасность, ответственность за борьбу с преступностью до сих пор (и практически во всем) лежит на местных правоохранительных органах. На самом деле даже полицейские управления и другие правоохранительные органы развитых стран редко координируют свою работу с коллегами внутри страны, несмотря на то что транснациональная преступность ставит под угрозу существование демократического правления, финансовых рынков и прав человека.
Наиболее существенным препятствием в борьбе с распространением мафиозных государств стало то, что рядовые граждане и политики, принимающие ответственные решения, показывают практически полное отсутствие понимания масштаба этого явления. Игнорирование масштаба и размаха проблемы затрудняет выработку стратегии защиты и увеличение крайне скудных бюджетов правительственных структур, обязанных противостоять международной преступности, особенно в период жесткой экономии.
Но такое понимание сложно сформировать до тех пор, пока столь много аспектов скатывания государства в криминал понимаются слабо. И тут возникает еще более серьезная проблема. Выделение бюджетных средств, направляемых на сокращение мощи мафиозных государств, окажется бесполезным и даже контрпродуктивным, пока расходование денег на такую политику не будет подкреплено неопровержимым массивом знаний.
К глубочайшему сожалению, мафиозное государство — это явление, о котором известно слишком мало. Аналитический подход, применяемый сегодня правительствами к данной проблеме, основан на давно устаревшем понимании сути организованной преступности. Восполнение существующего пробела в знаниях потребует от руководства правоохранительных органов, разведывательных структур, военных организаций, СМИ, представителей науки и некоммерческих организаций сбора более достоверной информации, и обмена ею. Но даже выполнение этого пожелания станет лишь первым и, очевидно, недостаточным шагом.
- Информация о материале
Минюст отказал Нацкомиссии в регистрации «Положения о предоставлении услуг переноса абонентского номера и пользования персональным номером» (MNP) - ключевого документа, который регламентирует правила предоставления нового сервиса.
«В пятницу документ вернули нам с замечаниями», - отметил член комиссии Игорь Сиротенко. Подробности претензий министерства он сообщить не смог, заявив, что они еще требуют анализа.
Услуга сохранения номера при смене мобильного оператора должна была быть внедрена уже 20 декабря - такие сроки комиссия определила в документе месяц назад. Сервис должен быть бесплатным для абонентов - для его активации достаточно будет отправить SMS или заполнить заявку на сайте «принимающего» оператора, пишет Коммерсант-Украина.
После этого перевод абонента должен быть осуществлен в течение суток с момента регистрации заявления. Фиксированным операторам разрешено внедрять MNP с 2015 года при наличии технической возможности - услуга должна стать обязательной в их сетях только с 2025 года.
Госорганы не впервые отклоняют правила предоставления MNP - в марте их не согласовали Антимонопольный комитет и Госпредпринимательства после ряда критических писем от операторов и отраслевых ассоциаций. По мнению участников рынка, документ имеет существенные недостатки.
Операторы настаивают на том, чтобы, меняя оператора, абонент информировал не только «принимающую» сторону, но и текущего оператора (оператора-донора). Компании также требуют, чтобы услуга не предоставлялась абонентам, обсуживающимся неавторизованно, то есть без предоставления персональных данных, а также настаивают на урегулировании в документе вопроса задолженности мигрирующего абонента или остатка средств на его счету.
- Информация о материале
Когда политические силы демонстрируют иррациональное поведение, причиной обычно оказывается не отсутствие разума, а страх. Фобии есть и у власти, и у оппозиции. Вопрос в том, кто из них наделает больше глупостей до президентских выборов.
Фобии «регионалов»
Из всех коллективных страхов Партии регионов один из самых сильных — страх перед своими избирателями. Если бы «регионалы» чувствовали поддержку со стороны тех, кто за них голосовал, они организовывали бы митинги в защиту своих достижений — Президента Януковича и премьера Азарова, выполненных предвыборных обещаний и особенно законов, принятых на «выездном» заседании парламента. «Не отдадим наших завоеваний» — вполне эффективный лозунг для мобилизации электората, когда есть что защищать. Если бы «регионалы» были равнодушны к мнению избирателей, они продолжали бы комментировать акции оппозиции словами «собака лает, а караван идет», тем самым подчеркивая, что никто нынешнюю власть не устранит и не отстранит, даже граждане страны на выборах. Но «регионалы» боятся своих избирателей, боятся их мести и поэтому сочиняют мнимые угрозы со стороны оппозиции и инсценируют мнимые народные выступления против этих угроз, примером чего стали «антифашистские» митинги 17–18 мая.
Не менее сильную фобию испытывает Партия регионов по отношению к себе самой. И чем дольше она у власти, чем явственнее видит плоды своих начинаний, тем больше себя боится. Инстинкт самосохранения принуждает ее постоянно отказываться от своих реформаторских планов, как это случилось после парламентских выборов. Тогда страна готовилась увидеть на посту премьера Сергея Арбузова, причем о предстоящей смене главы украинского правительства знали не только в Украине, но и в США и в МВФ (благодаря сентябрьскому визиту в Вашингтон делегации во главе с Арбузовым). Вместо этого было создано «гибридное» правительство Азарова — Арбузова, однако даже оно «регионалов» пугает. Вот два свежих примера. 15 мая Кабмин одобрил законопроект, разрешающий всем совершеннолетним гражданам покупать травматическое оружие, — и уже на следующий вечер депутат-«регионал» Владислав Лукьянов заявил в эфире «5 канала», что фракция ПР в Верховной Раде выступает против этого закона. «Наша общая позиция: либо существенная доработка этого законопроекта и его переработка, либо вето», — поведал Лукьянов, из чего можно заключить, что даже если «регионалы» примут этот закон, то тут же попросят Президента наложить на него вето. А 20 мая лидер парламентской фракции ПР Александр Ефремов предложил не включать в повестку дня сессии другой правительственный законопроект — о реформировании НАК «Нафтогаз Украины». «Для того чтобы ставить этот вопрос, нужно, чтобы правительство его доработало до такого уровня, когда бы все представители политических сил в парламенте понимали, что происходит», — объяснил Ефремов. Просто поверить собственному правительству «регионалы» не могут, ибо знают его интеллектуальный уровень. А механизма согласования решений в треугольнике «правительство — парламент — президент» Партия регионов так и не создала.
Однако еще сильнее, чем себя самих, «регионалы» боятся Юлию Тимошенко. Если бы у них был надежный план по дискредитации и вообще по обнулению рейтинга Тимошенко, они давно бы приняли законодательное решение, даровавшее ей свободу. Но никаким самовнушением они не могут убедить себя в том, что Юлия Владимировна на свободе их не обхитрит и не поломает все их планы.
Фобии оппозиции
Оппозиционные к Президенту Януковичу партии испытывают коллективный страх перед Виктором Федоровичем. О том, что они избавились от этой фобии, можно будет говорить тогда, когда они перестанут рассказывать о возможных стратегиях победы над Виктором Януковичем во втором туре, а вместо этого выдвинут в качестве главного варианта выход во второй тур президентских выборов двух кандидатов от оппозиции. Чтобы народ не боялся, нужно прежде всего не бояться самим, и уж тем более не вдалбливать народу мысль о силе и могуществе нынешней власти.
Друг друга оппозиционные партии тоже боятся. Этот страх имеет несколько проявлений. Прежде всего это боязнь предательства. Глубинные истоки этой фобии — все в том же страхе перед Виктором Януковичем. Также со времен парламентских выборов живет страх взаимной ответственности. Эта фобия нашла отражение в сентенции Виталия Кличко: «Со многими вещами, которые предлагает «Свобода», можно соглашаться, но с некоторыми из них, попахивающими правым радикализмом, согласиться трудно». Но главная взаимная фобия — это страх раствориться друг в друге, потерять свое лицо. Поэтому, несмотря на многочисленные декларации о совместных действиях, оппозиционеры не могут обойтись без самодеятельности. Последний пример: когда «регионалы» и коммунисты начали собирать подписи под депутатским обращением к председателю Киевской горгосадминистрации Александру Попову с просьбой запретить марш сексменьшинств в столице 25 мая, несколько членов парламентской фракции «Свободы» никак не смогли удержаться и поставили под ним свои автографы.
Наконец, оппозиционеры, как и «регионалы», боятся Юлию Тимошенко, но — иным страхом. Арсений Яценюк, Виталий Кличко, Олег Тягнибок и их коллеги по оппозиционному лагерю опасаются сказать «что-нибудь не то» про Тимошенко, в результате ее образ в общественном сознании — это «женщина, которая сидит». Чтобы сломать этот стереотип и создать другой образ — лидера, который обязательно выйдет на свободу (причем до президентских выборов), — необходимо рассказывать избирателям, что будет после освобождения Юлии Владимировны. Но для этого нужно перестать бояться ее и как лидера, и как политика-конкурента, и как символа.
Конечно, до выборов многое изменится. Однако какими будут изменения, зависит как раз от того, в какой мере сохранятся, или усилятся, или ослабятся нынешние фобии власти и оппозиции. Когда политические решения диктуются фобиями, они непредсказуемы, но предсказуемы их последствия — они всегда отрицательные.
- Информация о материале
Начало года стало фартовым для структур со словосочетанием "Газ Украина" в названиях. Так, группе "ГазУкраина 2009" Сергея Курченко в феврале 2013 г. удалось купить Одесский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ). Эксперты оценивают стоимость этого завода в немалую сумму — около 200 млн долл.
Но нашлись компании и пошустрее. Например, "ГазУкраина-Коммерс", "ГазУкраина-Трейдинг". Невероятно, но они смогли получить у Национальной акционерной (единственный акционер НАКа пока — Кабмин Украины) компании "Нафтогаз Украины" природного газа на 235 млн долл. НЕ заплатив НИ копейки!
Давайте пристальнее посмотрим на эти две, ничем не связанные, истории успеха.
Группа "ГазУкраина 2009", ныне переименованная в ВЕТЭК, давно мечтала о собственном НПЗ. Еще бы — сеть покупателей бензина расширяется с каждым днем, а поступление партий зарубежного топлива становится все более заметным. В такой ситуации, при наличии своего НПЗ, как-то надежнее и проще выводить на рынок объемы…
Изначально новоявленная группа ВЕТЭК якобы вела борьбу за Лисичанский НПЗ, которую почти выиграла, отодвинув в сторону некогда всемогущего Дмитрия Фирташа.
Однако "почти" — не считается. В последний момент "Роснефть" договорилась о поглощении "ТНК-ВР", и собственник Лисичанского нефтеперерабатывающего завода от его продажи отказался…
Люди, которые, вероятно, помогают Курченко, так просто не сдались — сразу же начали переговоры о покупке другого завода — Одесского НПЗ, который российский "Лукойл" остановил еще в октябре 2010 г.
Остановил, отмечу, неспроста — потому что не видел экономического смысла в его работе. Основные пути поставки нефти на предприятие были отрезаны. Государственные нефтепроводы Кременчуг—Одесса и Одесса—Броды "развернули" в противоположную от Одесского НПЗ сторону. А соседняя морская перевалка — и вовсе в руках группы "Приват", с которой не так просто и дешево договориться. Да и сама экономика переработки нефти на устаревшем Одесском НПЗ, мягко говоря, не вызывает зависти.
Все это не испугало "ГазУкраина 2009". Группе ВЕТЭК (или аффилированным компаниям) удалось убедить "Лукойл" и приобрести Одесский нефтеперерабатывающий завод.
Согласно официальным заявлениям, пусконаладочные работы на Одесском НПЗ стартовали еще в апреле 2013 г. В присутствии министра. Пышное было действо… Но пока ни один литр бензина территорию этого предприятия не покинул.
Впрочем, как бы ни работал Одесский НПЗ, а живые деньги за него заплатить пришлось, причем немалые, по оценкам экспертов. Напомним — около 200 млн долл.
Как удалось людям Курченко заработать такие деньги? Естественно, только "благодаря эффективности и таланту".
Откуда дровишки?
Другая интересная история началась намного раньше — симферопольские ООО "ГазУкраина-Коммерс" и "ГазУкраина-Трейдинг" получили от государственной НАК "Нафтогаз Украины" товар (в частности, газ) на общую сумму 1 млрд 895,9 млн грн (около 235 млн долл.).
Как таким, в общем-то, маленьким структурам, основатели которых одновременно работают их директорами, удалось договориться с государственным нефтегазовым монополистом — остается загадкой. Предоплату за весь товар с них почему-то также требовать не стали. Очевидно, проявлять к компаниям, которые на рынке газа Украины и вообще на энергорынке просуществовали аж целый год, недоверие — просто грех.
Словом, "ГазУкраина-Коммерс" и "ГазУкраина-Трейдинг" товар получили, а рассчитаться… забыли. Удивленный "Нафтогаз Украины" в конце декабря 2012 г. обратился с исками в Хозяйственный суд Автономной Республики Крым (Симферополь) и потребовал к основной сумме долга еще и полмиллиарда гривен неустоек и процентов. Общая сумма претензий к "ГазУкраина-Коммерс" — 2 млрд 396,398 млн грн, "ГазУкраина-Трейдинг" — 118,86 млн грн.
Суд рассмотрение дел как бы начал, но с решением такого сложного и дорогостоящего экономического ребуса спешить не стал. Служители Фемиды в случае с исками НАК "Нафтогаз Украины" решили отправить "дела" на экономическую экспертизу.
Для разрешения таких проблем Хозсуд АРК привлек известную всему рынку компанию, конечно же, родом из Симферополя. Дела отправили на имя специалиста ООО "Крымское экспертное бюро" Аллы Жилиной, которая одновременно является директором и собственником компании.
А пока проблематику долгов перед "Нафтогазом" изучают частные эксперты, суд решил посторониться. И 21 апреля производство по делу (о взыскании средств с "ГазУкраина-Коммерс") закрыл.
Кому продали газ "коммерсанты" и "трейдеры" — вопрос. Но, видимо, компаниям с фартовой приставкой "ГазУкраина-" таки удалось разжиться на 235 млн долл. и получить ненормированные "платежные каникулы". А вот "Нафтогаз Украины" с его вечными финансовыми проблемами — пускай подождет.
Дело случая
Когда мы обратились в пресс-службу группы Сергея Курченко с просьбой сообщить, принадлежат ли ему "ГазУкраина-Коммерс" и "ГазУкраина-Трейдинг", нам ответили — никак нет.
Совпадения в названиях абсолютно случайны, не стоит обращать особого внимания и на соседство по Симферополю "ГазУкраина-2009", "ГазУкраина-Коммерс" и "ГазУкраина-Трейдинг".
Схожесть цифр в стоимости Одесского НПЗ и утерянного, похоже, навсегда "Нафтогазом Украины" газа, очевидно, также абсолютно ни о чем не говорит. Ведь это две совершенно разные истории…
- Информация о материале
На днях Национальный институт стратегических исследований при Президенте Украины обнародовал доклад, в котором сказано, что пенсионный возраст для мужчин и женщин к 2025 году может увеличиться до 64 лет, а к 2035 году – до 68 лет. А ведь еще не прошло и двух лет, как возраст выхода женщин на пенсию был повышен с 55 до 60 лет. МинПром решил выяснить, насколько целесообразно очередное повышение пенсионного возраста и как такая инициатива будет воспринята в народе.
Бывший министр труда и социальной политики (1998-2002, 2005-2006) Иван Сахань обращает внимание на то, что пока это только расчеты ученых, возможные прогнозы развития событий, а не чьи-то конкретные предложения, обоснованные экономически. Но то, что они совпадают с украинскими и общеевропейскими тенденциями, – несомненно, поскольку население стареет, трудоспособных людей остается все меньше и все больше тех, которые живут на одну пенсию. Бывший министр считает, что можно спрогнозировать, что события будут развиваться подобным образом, но пока он не берется утверждать, насколько именно повысится пенсионный возраст – до 65, 66 или 70 лет.
По словам И.Саханя, пенсионная система должна быть самодостаточной. Например, согласно реформе, которую проводили в 2002 году, предусматривается трехуровневая система: когда солидарно сохранена часть пенсионной системы, существуют персональные счета и добровольное страхование. По его мнению, если будут запущены и начнут нормально работать все три составляющие, – это один вариант развития событий. В частности, в таком случае человек, который добровольно страхуется, может уйти на пенсию, когда ему выгодно, а государственное страхование будет зависеть от конкретной ситуации в экономики, социальных показателей и т. д. "Хотя тенденция, конечно же, будет к повышению пенсионного возраста", – уточнил экс-чиновник.
Говоря о возможном росте безработицы в случае дальнейшего повышения пенсионного возраста, И.Сахань отметил, что и в Европе, и в Украине такие инициативы просчитываются в пределах экономических условий. Он подчеркнул, что в Украине остается все меньше квалифицированной рабочей силы, и добавил, что уже сейчас нужно готовиться к тому, чтобы люди старшего возраста имели рабочие места. "Еще раз подчеркиваю, что опытные кадры не нужно сбрасывать со счетов, а нужно подходить к этому вопросу рационально, по-государственному", – подытожил бывший министр труда и соцполитики.
Председатель правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко солидарен с авторами доклада в том, что другого выхода, кроме повышения пенсионного возраста, может и не быть. По его словам, причины – это стареющая нация и существенно растущая доля пенсионеров. "Что делать в такой ситуации? Либо замораживать пенсии, а может быть, и сокращать пенсионное обеспечение, либо повышать пенсионный возраст. Я бы в этой ситуации выносил вопрос на референдум", – отметил эксперт. Он добавил, что демографическая ситуация сейчас принимает почти катастрофические масштабы для многих стран мира, и Украину еще немного "спасает" тот факт, что у нас не очень высокая продолжительность жизни.
В.Фесенко также обращает внимание на то, что люди не понимают нюансов, не понимают, что такое солидарная пенсионная система – почему она достаточно хорошо работала в СССР и Европе, пока шло расширение населения и число трудоспособных людей существенно превышало число пенсионеров, и почему, когда пенсионеров стало больше, она оказалась неудовлетворительной. Политолог рассказал, что последние 10 лет на Западе пытаются ввести накопительную систему, по которой будут получать пенсии те, кто сейчас работает. Но эта система – только вариант на будущее, она работает неидеально, поскольку необходимо думать о том, как обеспечивать ее стабильность и безопасность – от политиков, которые могут позаимствовать средства или даже разворовать их, и от инфляции. "Мало повысить пенсионный возраст, надо с помощью специальной программы обеспечить работой людей, находящихся в предпенсионном возрасте. У нас же с этим большие проблемы", – добавил эксперт.
Также, по его мнению, в народе критично воспримут еще одно повышение пенсионного возраста. И такая реакция наблюдается не только у нас, но и во всей Европе. Так, в прошлом году в Варшаве прошли масштабные протесты, организованные профсоюзом "Солидарность", против повышения пенсионного возраста. По словам политолога, это вопрос информационной работы. "У нас любая такая мера воспринимается в штыки, люди не разбираются, зачем она нужна. В Европе это, скорее, вопрос политического раскола – недовольны пенсионеры, потому что для них повышается пенсионный возраст, а те, кто работают, не участвуют в таких протестах, так как прекрасно понимают, что если не будет повышен пенсионный возраст, они будут платить больше налогов. Тут играет роль противоречие политических и экономических интересов", – подчеркнул В.Фесенко.
Он отметил, что всем политикам – и тем, кто при власти, и тем, кто в оппозиции, – надо понимать, что другого выхода не будет, и поэтому надо думать, каким образом это объяснить населению и как компенсировать подобное решение. "Те политики, которые сейчас критикуют подобные инициативы, должны понимать, что рано или поздно им самим придется принимать такое решение, когда они придут к власти", – резюмировал эксперт.
Заместитель главы комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики и труда, народный депутат Украины от фракции "УДАР" Павел Розенко считает очевидным, что такие расчеты Национального института стратегических исследований свидетельствуют о том, что власти готовят научное обоснование для проведения дальнейших шагов в пенсионной реформе. "И я вижу, что ни одного вывода из предыдущей провальной пенсионной реформы, которая действует в Украине уже два года, власти не сделали", – сказал он.
По его словам, самое главное, чего не понимают сегодня чиновники, – то, что повышение пенсионного возраста абсолютно ничего не решает ни для граждан, ни для пенсионной системы в целом. "Потому что если мы говорим о необходимости повышения пенсий для украинцев, то в расчете пенсий базой является заработная плата, а доля пенсионного возраста в расчете пенсий минимальна. В нынешних условиях, повышая пенсионный возраст хоть до 100 лет, при мизерных зарплатах у людей останутся и мизерные пенсии", – пояснил депутат.
Он также напомнил, что при введении пенсионной реформы в 2011 году мотивом власти было балансирование бюджета Пенсионного фонда Украины. В то же время П.Розенко обращает на результат этой инициативы – если в 2011 до проведения пенсионной реформы дотация ПФ составляла около 60 млрд грн., то через два года после ее введения, в 2013 году, дотация госбюджета в ПФ увеличилась до 83 млрд грн., то есть стала на 23 млрд больше. "Таким образом, повышение пенсионного возраста никак не сбалансировало бюджет ПФ. Проблема не в повышении возраста, а в низких зарплатах с огромной долей теневой экономики в Украине", – подчеркнул замглавы комитета ВР.
- Информация о материале
Страница 969 из 1561
