Когда политические силы демонстрируют иррациональное поведение, причиной обычно оказывается не отсутствие разума, а страх. Фобии есть и у власти, и у оппозиции. Вопрос в том, кто из них наделает больше глупостей до президентских выборов.
Фобии «регионалов»
Из всех коллективных страхов Партии регионов один из самых сильных — страх перед своими избирателями. Если бы «регионалы» чувствовали поддержку со стороны тех, кто за них голосовал, они организовывали бы митинги в защиту своих достижений — Президента Януковича и премьера Азарова, выполненных предвыборных обещаний и особенно законов, принятых на «выездном» заседании парламента. «Не отдадим наших завоеваний» — вполне эффективный лозунг для мобилизации электората, когда есть что защищать. Если бы «регионалы» были равнодушны к мнению избирателей, они продолжали бы комментировать акции оппозиции словами «собака лает, а караван идет», тем самым подчеркивая, что никто нынешнюю власть не устранит и не отстранит, даже граждане страны на выборах. Но «регионалы» боятся своих избирателей, боятся их мести и поэтому сочиняют мнимые угрозы со стороны оппозиции и инсценируют мнимые народные выступления против этих угроз, примером чего стали «антифашистские» митинги 17–18 мая.
Не менее сильную фобию испытывает Партия регионов по отношению к себе самой. И чем дольше она у власти, чем явственнее видит плоды своих начинаний, тем больше себя боится. Инстинкт самосохранения принуждает ее постоянно отказываться от своих реформаторских планов, как это случилось после парламентских выборов. Тогда страна готовилась увидеть на посту премьера Сергея Арбузова, причем о предстоящей смене главы украинского правительства знали не только в Украине, но и в США и в МВФ (благодаря сентябрьскому визиту в Вашингтон делегации во главе с Арбузовым). Вместо этого было создано «гибридное» правительство Азарова — Арбузова, однако даже оно «регионалов» пугает. Вот два свежих примера. 15 мая Кабмин одобрил законопроект, разрешающий всем совершеннолетним гражданам покупать травматическое оружие, — и уже на следующий вечер депутат-«регионал» Владислав Лукьянов заявил в эфире «5 канала», что фракция ПР в Верховной Раде выступает против этого закона. «Наша общая позиция: либо существенная доработка этого законопроекта и его переработка, либо вето», — поведал Лукьянов, из чего можно заключить, что даже если «регионалы» примут этот закон, то тут же попросят Президента наложить на него вето. А 20 мая лидер парламентской фракции ПР Александр Ефремов предложил не включать в повестку дня сессии другой правительственный законопроект — о реформировании НАК «Нафтогаз Украины». «Для того чтобы ставить этот вопрос, нужно, чтобы правительство его доработало до такого уровня, когда бы все представители политических сил в парламенте понимали, что происходит», — объяснил Ефремов. Просто поверить собственному правительству «регионалы» не могут, ибо знают его интеллектуальный уровень. А механизма согласования решений в треугольнике «правительство — парламент — президент» Партия регионов так и не создала.
Однако еще сильнее, чем себя самих, «регионалы» боятся Юлию Тимошенко. Если бы у них был надежный план по дискредитации и вообще по обнулению рейтинга Тимошенко, они давно бы приняли законодательное решение, даровавшее ей свободу. Но никаким самовнушением они не могут убедить себя в том, что Юлия Владимировна на свободе их не обхитрит и не поломает все их планы.
Фобии оппозиции
Оппозиционные к Президенту Януковичу партии испытывают коллективный страх перед Виктором Федоровичем. О том, что они избавились от этой фобии, можно будет говорить тогда, когда они перестанут рассказывать о возможных стратегиях победы над Виктором Януковичем во втором туре, а вместо этого выдвинут в качестве главного варианта выход во второй тур президентских выборов двух кандидатов от оппозиции. Чтобы народ не боялся, нужно прежде всего не бояться самим, и уж тем более не вдалбливать народу мысль о силе и могуществе нынешней власти.
Друг друга оппозиционные партии тоже боятся. Этот страх имеет несколько проявлений. Прежде всего это боязнь предательства. Глубинные истоки этой фобии — все в том же страхе перед Виктором Януковичем. Также со времен парламентских выборов живет страх взаимной ответственности. Эта фобия нашла отражение в сентенции Виталия Кличко: «Со многими вещами, которые предлагает «Свобода», можно соглашаться, но с некоторыми из них, попахивающими правым радикализмом, согласиться трудно». Но главная взаимная фобия — это страх раствориться друг в друге, потерять свое лицо. Поэтому, несмотря на многочисленные декларации о совместных действиях, оппозиционеры не могут обойтись без самодеятельности. Последний пример: когда «регионалы» и коммунисты начали собирать подписи под депутатским обращением к председателю Киевской горгосадминистрации Александру Попову с просьбой запретить марш сексменьшинств в столице 25 мая, несколько членов парламентской фракции «Свободы» никак не смогли удержаться и поставили под ним свои автографы.
Наконец, оппозиционеры, как и «регионалы», боятся Юлию Тимошенко, но — иным страхом. Арсений Яценюк, Виталий Кличко, Олег Тягнибок и их коллеги по оппозиционному лагерю опасаются сказать «что-нибудь не то» про Тимошенко, в результате ее образ в общественном сознании — это «женщина, которая сидит». Чтобы сломать этот стереотип и создать другой образ — лидера, который обязательно выйдет на свободу (причем до президентских выборов), — необходимо рассказывать избирателям, что будет после освобождения Юлии Владимировны. Но для этого нужно перестать бояться ее и как лидера, и как политика-конкурента, и как символа.
Конечно, до выборов многое изменится. Однако какими будут изменения, зависит как раз от того, в какой мере сохранятся, или усилятся, или ослабятся нынешние фобии власти и оппозиции. Когда политические решения диктуются фобиями, они непредсказуемы, но предсказуемы их последствия — они всегда отрицательные.