На днях Национальный институт стратегических исследований при Президенте Украины обнародовал доклад, в котором сказано, что пенсионный возраст для мужчин и женщин к 2025 году может увеличиться до 64 лет, а к 2035 году – до 68 лет. А ведь еще не прошло и двух лет, как возраст выхода женщин на пенсию был повышен с 55 до 60 лет. МинПром решил выяснить, насколько целесообразно очередное повышение пенсионного возраста и как такая инициатива будет воспринята в народе.
Бывший министр труда и социальной политики (1998-2002, 2005-2006) Иван Сахань обращает внимание на то, что пока это только расчеты ученых, возможные прогнозы развития событий, а не чьи-то конкретные предложения, обоснованные экономически. Но то, что они совпадают с украинскими и общеевропейскими тенденциями, – несомненно, поскольку население стареет, трудоспособных людей остается все меньше и все больше тех, которые живут на одну пенсию. Бывший министр считает, что можно спрогнозировать, что события будут развиваться подобным образом, но пока он не берется утверждать, насколько именно повысится пенсионный возраст – до 65, 66 или 70 лет.
По словам И.Саханя, пенсионная система должна быть самодостаточной. Например, согласно реформе, которую проводили в 2002 году, предусматривается трехуровневая система: когда солидарно сохранена часть пенсионной системы, существуют персональные счета и добровольное страхование. По его мнению, если будут запущены и начнут нормально работать все три составляющие, – это один вариант развития событий. В частности, в таком случае человек, который добровольно страхуется, может уйти на пенсию, когда ему выгодно, а государственное страхование будет зависеть от конкретной ситуации в экономики, социальных показателей и т. д. "Хотя тенденция, конечно же, будет к повышению пенсионного возраста", – уточнил экс-чиновник.
Говоря о возможном росте безработицы в случае дальнейшего повышения пенсионного возраста, И.Сахань отметил, что и в Европе, и в Украине такие инициативы просчитываются в пределах экономических условий. Он подчеркнул, что в Украине остается все меньше квалифицированной рабочей силы, и добавил, что уже сейчас нужно готовиться к тому, чтобы люди старшего возраста имели рабочие места. "Еще раз подчеркиваю, что опытные кадры не нужно сбрасывать со счетов, а нужно подходить к этому вопросу рационально, по-государственному", – подытожил бывший министр труда и соцполитики.
Председатель правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко солидарен с авторами доклада в том, что другого выхода, кроме повышения пенсионного возраста, может и не быть. По его словам, причины – это стареющая нация и существенно растущая доля пенсионеров. "Что делать в такой ситуации? Либо замораживать пенсии, а может быть, и сокращать пенсионное обеспечение, либо повышать пенсионный возраст. Я бы в этой ситуации выносил вопрос на референдум", – отметил эксперт. Он добавил, что демографическая ситуация сейчас принимает почти катастрофические масштабы для многих стран мира, и Украину еще немного "спасает" тот факт, что у нас не очень высокая продолжительность жизни.
В.Фесенко также обращает внимание на то, что люди не понимают нюансов, не понимают, что такое солидарная пенсионная система – почему она достаточно хорошо работала в СССР и Европе, пока шло расширение населения и число трудоспособных людей существенно превышало число пенсионеров, и почему, когда пенсионеров стало больше, она оказалась неудовлетворительной. Политолог рассказал, что последние 10 лет на Западе пытаются ввести накопительную систему, по которой будут получать пенсии те, кто сейчас работает. Но эта система – только вариант на будущее, она работает неидеально, поскольку необходимо думать о том, как обеспечивать ее стабильность и безопасность – от политиков, которые могут позаимствовать средства или даже разворовать их, и от инфляции. "Мало повысить пенсионный возраст, надо с помощью специальной программы обеспечить работой людей, находящихся в предпенсионном возрасте. У нас же с этим большие проблемы", – добавил эксперт.
Также, по его мнению, в народе критично воспримут еще одно повышение пенсионного возраста. И такая реакция наблюдается не только у нас, но и во всей Европе. Так, в прошлом году в Варшаве прошли масштабные протесты, организованные профсоюзом "Солидарность", против повышения пенсионного возраста. По словам политолога, это вопрос информационной работы. "У нас любая такая мера воспринимается в штыки, люди не разбираются, зачем она нужна. В Европе это, скорее, вопрос политического раскола – недовольны пенсионеры, потому что для них повышается пенсионный возраст, а те, кто работают, не участвуют в таких протестах, так как прекрасно понимают, что если не будет повышен пенсионный возраст, они будут платить больше налогов. Тут играет роль противоречие политических и экономических интересов", – подчеркнул В.Фесенко.
Он отметил, что всем политикам – и тем, кто при власти, и тем, кто в оппозиции, – надо понимать, что другого выхода не будет, и поэтому надо думать, каким образом это объяснить населению и как компенсировать подобное решение. "Те политики, которые сейчас критикуют подобные инициативы, должны понимать, что рано или поздно им самим придется принимать такое решение, когда они придут к власти", – резюмировал эксперт.
Заместитель главы комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики и труда, народный депутат Украины от фракции "УДАР" Павел Розенко считает очевидным, что такие расчеты Национального института стратегических исследований свидетельствуют о том, что власти готовят научное обоснование для проведения дальнейших шагов в пенсионной реформе. "И я вижу, что ни одного вывода из предыдущей провальной пенсионной реформы, которая действует в Украине уже два года, власти не сделали", – сказал он.
По его словам, самое главное, чего не понимают сегодня чиновники, – то, что повышение пенсионного возраста абсолютно ничего не решает ни для граждан, ни для пенсионной системы в целом. "Потому что если мы говорим о необходимости повышения пенсий для украинцев, то в расчете пенсий базой является заработная плата, а доля пенсионного возраста в расчете пенсий минимальна. В нынешних условиях, повышая пенсионный возраст хоть до 100 лет, при мизерных зарплатах у людей останутся и мизерные пенсии", – пояснил депутат.
Он также напомнил, что при введении пенсионной реформы в 2011 году мотивом власти было балансирование бюджета Пенсионного фонда Украины. В то же время П.Розенко обращает на результат этой инициативы – если в 2011 до проведения пенсионной реформы дотация ПФ составляла около 60 млрд грн., то через два года после ее введения, в 2013 году, дотация госбюджета в ПФ увеличилась до 83 млрд грн., то есть стала на 23 млрд больше. "Таким образом, повышение пенсионного возраста никак не сбалансировало бюджет ПФ. Проблема не в повышении возраста, а в низких зарплатах с огромной долей теневой экономики в Украине", – подчеркнул замглавы комитета ВР.