Государство всячески стимулирует «максимизм» в ходеформирования территориальных громад, при котором города и поселки инициируют объединяющие процессы с окружающими селами. Активно продвигается подход «район — одна объединенная громада». При этом селам не гарантируется надлежащий статус в новообразованных громадах, поэтому они часто не хотят объединяться, опасаясь остаться без ресурсов на периферии. Ориентация на жесткое соблюдение одобренных правительством перспективных планов, в основе которых только экономический расчет, иногда выглядит как безальтернативность. Вместе с тем чрезвычайно важно всячески поддержать именно энергию громад, определивших свою позицию. Ведь главная цель реформы местного самоуправления, о которой не следует забывать, — организуя людей вокруг мест их проживания, всячески способствовать их совместной деятельности по изменению к лучшему жизни в городах и селах, начиная со своей улицы.

Первые объединенные громады в анфас и профиль

Лидеры обычно составляют 5% от массы, а 10% — это естественная доля активных индивидуумов в обществе. Если 5% членов сообщества осуществят одновременно определенное действие, то большинство активно начнет его повторять. Так проявляется явление автосинхронизации, при котором, например, 5% испуганных птиц способны поднять на крыло всю стаю. Не абсолютизируя это явление для человеческих сообществ, приведем некоторые сравнительные оценки.

В процессе реформирования местного самоуправления на данный момент доля населения в объединенных территориальных громадах (ОТГ) составляет 3,8% от общей его численности в Украине (без учета Киева и АР Крым). То есть пятипроцентный показатель еще не достигнут. Хотя в отдельных областях он значительно превышен: в Тернопольской и Хмельницкой доля населения в ОТГ составляет свыше 20%, Черновицкой — 9, Полтавской — 6,5%. А в Днепропетровской, Житомирской, Кировоградской, Ровненской областях он немного больше 4%. В лидирующих по этому показателю областях активное объединение громад состоялось в начале реформы, тогда как поступательно продвигается этот процесс, в частности, в Ровненской области.

В целом сформированы 172 ОТГ (159 — в октябре 2015 г., еще 10 — в марте и 3 — в апреле 2016-го) с общим количеством населения 1,5 млн человек. В их состав вошли 845 местных рад (7% общего количества) и 2,2 тыс. населенных пунктов. Занимают они почти 7% площади страны.

Характеристики средней объединенной территориальной громады следующие:

— объединены 5 местных рад и 13 населенных пунктов;

— численность населения — 8,8 тыс. человек;

— площадь — 222 кв. км (то есть 15х15 км).

За почти два года реформы местного самоуправления и территориальной организации власти можно сделать определенные выводы.

Во-первых, наблюдается четкий вектор консолидации городами и поселками сел. 42% созданных объединенных территориальных громад являются городскими (14%) и поселковыми (28%), тогда как до реформы их доля составляла только 11%. Новосформированные городские и поселковые ОТГ консолидировали большинство населения и населенных пунктов. Отдельные из них объединили по 40 и более сел. Например, количество населения в Лиманской городской ОТГ (создана на основе города-района) Донецкой области — 44,7 тыс., в нее вошли 13 рад и 40 населенных пунктов. В Дунаевецкой городской ОТГ Хмельницкой области — почти 40 тыс. населения, объединены 26 рад и 51 населенный пункт. В состав Шишацкой поселковой ОТГ Полтавской области вошло 63 населенных пункта (24 села небольшие — до 50 жителей) с населением 15,3 тыс. человек.

Стимулы для консолидации городами и поселками сельских громад содержатся вст. 10 Закона «О добровольном объединении территориальных громад» и постановлении Кабинета министров Украины от 16 марта 2016 г. №200 «Некоторые вопросы предоставления субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на формирование инфраструктуры объединенных территориальных громад». Они нормируют, что объемфинансовой поддержки распределяется между бюджетами объединенных территориальных громад пропорционально площади и количеству сельского населения. Руководители реформы заявляют, что будут поддерживать максимальноте громады, которые максимально объединили количество граждан,максимальные площади и, самое главное, привлекли к своим территориям максимальное количество сельского населения.

Города и поселки активно включились в консолидацию сельского населения, инициируя объединительные процессы. Из 13 сформированных в 2016 г. объединенных территориальных громад уже 62% являются городскими и поселковыми, а из 12 громад, в которых пройдут первые выборы в июле-августе этого года, — половина. И за «максимизм» было предусмотрено вознаграждение. Наибольший объем субвенции из госбюджета на формирование инфраструктуры предназначается уже упомянутой Лиманской городской ОТГ Донецкой области — 23,2 млн грн. И еще Народичской поселковой ОТГ Житомирской области — 21,7 млн, которая хоть и уступает по населению — 9,5 тыс. человек, но является наибольшей по площади — 1284 кв. км (36х36 км), объединив 16 местных рад и 65 населенных пунктов.

Вот только обидно, что, согласно опыту других стран, поддержка демонстрирует со временем нисходящую тенденцию. Да и села неохотно присоединяются к городам, опасаясь остаться на периферии без ресурсов, которые будут концентрироваться в административном центре объединенных территориальных громад. Эти опасения, довольно массовые сейчас, берут начало еще во времена деления сел на «центральные усадьбы» и «бригадные села», «перспективные» и «неперспективные» села. Так почему бы, кроме введения должности старосты, не гарантировать закрепление доли средств именно за местными сельскими громадами в городской и поселковой объединенной громаде, в частности и субвенции из госбюджета? Ведь именно они привнесли финансовый ресурс в объединенную громаду. Это же касается закрепления за местными громадами принадлежащих им материальных ресурсов и хозяйственной территории. Только тогда можно утверждать, что каждой самой маленькой громаде гарантируется право на самоуправление, а не происходит централизация управления и ресурсов в административных центрах новосформированных ОТГ.

Во-вторых, все активнее продвигается подход »район — одна объединенная громада», когдана базе всего района создается одна ОТГ Часто такой вариант инициируется районной властью, а также представителями бизнеса, склоняющими людей к нему. В частности, в перспективном плане Житомирской области в шести районах должно быть создано по одной ОТГ. В этом случае не стоит говорить о лучшей доступности публичных услуг для сельского населения. Если же район делится на несколько новосформированных ОТГ, в которые перемещаются центры предоставления различных услуг, которые раньше можно было получить только в районном центре, тогда улучшение доступности услуг для населения очевидно.

В целом выглядит так, что иногда стремление к гигантомании при объединении громад усиливается. Областные рады одобрили перспективные планы на 1,4 тыс. ОТГ (кроме Закарпатской области). Правительством для отдельных областей утверждены планы на значительно меньшее количество громад, чем одобрено облрадами, и разница эта иногда составляет два раза. Вариант перспективного плана Львовской области, направленный в правительство, насчитывал 160 ОТГ, правительством согласовано наполовину меньшее число громад. В Львовской облгосадминистрации убеждают, что удалось создать план, максимально приближенный к пожеланиям людей, и это первая реформа, когда объединились власть, громады, ученые, органы местного самоуправления.

Критерии и реалии

Как при ориентации на максимум населения и территории в объединенных громадах выглядит достижение цели реформирования — предоставления доступных публичных услуг и соблюдения установленных критериев формирования территориальной основы для деятельности органов местного самоуправления?

Нормировано, что территория единицы базового уровня определяется по следующим критериям: время прибытия скорой медпомощи в ургентных случаях и пожарной помощи не должно превышать 30 минут и расстояние до административного центра должно составлять до 20 км по дорогам с твердым покрытием. По оценкам сотрудника ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины» Виктора Ярового, эти критерии не выполняются для 10% населения объединенных территориальных громад и для такого же количества — приближаются к предельным показателям (20 км и 30 мин.).

При формировании территории объединенных громад, кроме утвержденных критериев пространственной и временной доступности до центров предоставления услуг, следует учитывать нынешнее состояние дорожной сети в Украине. Не говоря уже о крайне неблагополучном состоянии самих дорог общего пользования, их плотность по территории в 5–7 раз ниже, чем в Польше и Франции. А легковых автомобилей у населения — почти в 3 раза меньше. Эти показатели, а еще низкий уровень доступа украинцев к Интернету характеризуют ограниченные возможности для получения публичных услуг населением при их удалении от мест его проживания.

pokazateli gromad 68887

Из приведенных в таблице данных видно, что нынешнее количество населения самоуправляющихся единиц базового уровня в Украине больше, чем во Франции (почти вдвое), однако в четыре раза меньше, чем в Польше. После реформирования согласно плану украинские ОТГ превысят по численности и польские гмины, и тем более французские коммуны.

Примечательно, что по количеству населения районы и регионы в Украине несколько уступают Польше и существенно — Франции.

Опыт других стран

Во Франции сохраняется большое количество органов первичного уровня — 36,7 тыс. коммун, некоторые из них совсем небольшие по количеству людей, а коммуны городских агломераций — огромные. И это исключение среди европейских стран и пример неудачи в проведении объединения/слияния муниципалитетов. При этом в стране широко развито межкоммунальное сотрудничество, создана сеть разных объединений коммун. Таким образом, местное самоуправление реализуется в малых громадах, а для выполнения делегированных государством функций формируется межкоммунальное сотрудничество.

Одновременно ведется работа в направлении упрощения структуры территориальных коллективов (по Конституции Франции 1958 г., это коммуны, департаменты, регионы, заморские территории и с особым статусом). Закон от 16 декабря 2010 №2010-1563 о реформе территориальных коллективов предусматривает порядок преобразования департаментов и регионов с целью уменьшения их количества, оптимизацию межкоммунального сотрудничества территориальных коллективов, вводит новый вид объединения коммун — метрополию для больших урбанизированных территорий. С 2014 г. действует законодательная норма, согласно которой все коммуны должны создавать учреждения межкоммунального сотрудничества, в том числе с правом сбора налогов.

В итоге в 2015 г. из 22 регионов в метрополии Франции сформировано 13 регионов. Возможно, здесь процессы объединения территориальных коллективов начали с уровня регионов. При современном развитии техники и технологий размер коммун, создававшихся, как правило, на базе церковных приходов (для формирования департаментов основным критерием была возможность каждого жителя любого населенного пункта департамента съездить в административный центр и вернуться назад в течение дня), может быть тоже пересмотрен. Но очевидно, что объединение коммун во Франции вызреет в результате продолжительной эволюции межкоммунального сотрудничества, и это будет менее мучительный процесс.

Неудачи в объединении муниципалитетов были на определенных этапах и в Греции. Новый закон об очередном этапе реформы в стране, второпях принятый в контексте политики «жесткой экономики», предусматривает с 2011 г. сокращение муниципалитетов с 1034 до 325 (более чем в три раза), 54 префектуры планируют свести к 13 регионам.

В европейских странах консолидация громад происходит преимущественно путем объединения/слияния, а также межмуниципального сотрудничества. Совет Европы отмечает, что из 47 стран-членов только в четырех не произошло объединение муниципалитетов. Эффективно объединены муниципалитеты в Швеции, Дании, Финляндии, Великобритании, Нидерландах, Польше, Германии, а после 2000 г. — в Македонии, Люксембурге, Ирландии, Латвии (в последней из 500 сформировано 110 муниципалитетов). В ряде стран муниципалитеты объединялись в контексте евроинтеграции с целью достижения европейских размеров самоуправляющихся единиц и более эффективного управления средствами из фондов ЕС.

Консолидация громад путем межмуниципального сотрудничества проводится добровольно со стимулами, а также с элементами принуждения. Обязательность межмуниципального сотрудничества имеет место в Финляндии, Венгрии, Великобритании. В Венгрии законом стимулируется создание общих муниципальных офисов, один офис должен покрывать минимум семь громад. В Нидерландах межмуниципальное сотрудничество предшествует объединению. Если же процесс объединения заходит в тупик, то с 2013 г. региональный орган власти может инициировать формализацию объединения муниципалитетов.

Из указанного выше следует, что важно предоставлять возможность громадам сделать осознанный выбор относительно объединения с другими громадами, в том числе городскими. Так, в образцовой для нашего реформирования Польше присоединение сельских гмин к городским началось только недавно — через 25 лет после формирования гмин. Было инициировано присоединение окружающих гмин к г. Зелена Гура и к г. Познань. Жители гмин (16 ед.) вокруг Зеленой Гуры на референдуме 2014 г. проголосовали за присоединение к городу. Городская гмина (138 тыс. жителей) увеличилась на 16 тыс. человек и в более чем четыре раза по площади. Город получит от ЕС весомую дотацию на развитие инфраструктуры, благодаря чему планы по развитию, например, автострад смогут реализовать на четыре года раньше. Отдельные объекты будут размещаться также в присоединенных гминах. Концентрация поступлений для финансирования проектов развития — это одно из проявлений эффекта масштаба от объединения.

А вот что касается Познани, то именно окружающие гмины не захотели терять свою идентичность и не поддержали инициативу города об объединении.

Украинский «максимизм» при формировании довольно крупных городских объединенных громад является попыткой учесть уроки польской проблемы сосуществования городов со статусом уезда и окружающих мелких городков и сел, объединенных в отдельный уезд с центром власти в том же городе.

Кроме экономической основы

В июле и августе 2016 г. состоятся первые выборы в еще пяти и семи ОТГ. Следует отметить, что только три из них отвечают утвержденным правительством перспективным планам формирования территорий громад. Они и получат предусмотренные полномочия и ресурсы, в частности прямые бюджетные отношения с госбюджетом.

Активизировать процесс объединения территориальных громад благодаря упрощению процедуры объединения и предоставления права присоединяться к уже сформированным громадам должен поданный в ВР законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно добровольного присоединения территориальных громад)» от 3 июня 2016 г. №4772. Предлагается нормировать подход «объединяйтесь хотя бы наполовину». Кабмин может признать ОТГ состоятельной в случае, если количество ее населения составляет не менее половины того количества населения громад, которые должны были войти в ее состав согласно перспективному плану формирования территорий громад. В дальнейшем согласно механизму присоединения громад территория ОТГ будет наращиваться и доводиться до запланированных границ.

Будут доводиться до «кондиции» как уже сформированные ОТГ (не все из 172 отвечают перспективным планам), так и создаваемые. Причем именно на «принимающие» объединенные громады возлагается ответственность за их расширение по принципу «масляного пятна». Потому что если совет ОТГ примет решение отказать в присоединении к ней другой громады по ее инициативе, то Кабинет министров может отменить решение о признании такой объединенной громады состоятельной.

Очевидно дальнейшее стимулирование вхождения в городские объединенные громады окружающих сельских и поселковых советов. Предполагается, что статус города областного значения будет предоставляться только тем городам, которые проводят объединение, и при условии создания состоятельных территориальных громад.

И еще очевиднее — декларируется жесткое соблюдение одобренных правительством перспективных планов формирования территорий громад, мотивируя это заложенным в их основу экономическим расчетом. Безальтернативность, бескомпромиссность... Тогда не стоит говорить о добровольности, местном самоуправлении как праве территориальной громады, которой по Конституции Украины являются жители каждого села, поселка, города. Люди определили свою позицию по принципу «не можем и не хотим жить по-старому, изменения дают надежду к лучшему», что и обеспечило цифру поддержки реформы гражданским обществом на уровне 59% (как отмечают госчиновники). Часто в официальных отчетах фигурирует еще одна цифра — 6,3 тыс. территориальных громад (больше половины их общего числа) инициировали объединение. Так где же соответствующая масса объединенных громад? Или же процесс блокирует и указанная бескомпромиссность?

Осознавая важность экономической основы формирования состоятельных объединенных громад, следует все же внимательно учесть инициативы и решения местных громад. В Польше отмечают едва ли не самый важный результат их реформы — «освобождение общественной энергии поляков» (профессор Павел Свяневич). Бесспорно, мы далеки от ситуации, когда «громада старше государства и закон формализует, а не создает ее» (цитата законодателей Бельгии в ХІХ в.). Но компромиссные решения между политикой государства и желанием громад работали бы на общее дело взвешенного реформирования местного самоуправления.

Потому что им с этим жить. «Отберите у громады ее силу и независимость, и вы найдете в ней только управляемых, но тогда уже не рассчитывайте встретить здесь граждан…» (Токвиль Алексис де.Демократия в Америке, 1992. — С. 69).

Департамент капітального будівництва Харківської облдержадміністрації 7 липня акцептував пропозицію ТОВ «Харківбудсервіс» щодо реконструкції нежитлового приміщення під розміщення дошкільного навчального закладу вартістю 6,25 млн. грн. Переможцями виявилися друзі по полюванню віце-губернатора Харківської області Євгенія Шахненка.

Про це повідомляється у «Віснику державних закупівель».

Зокрема, планується провести реконструкцію нежитлового приміщення банку «Україна» для розміщення дошкільного навчального закладу за адресою: вул. Комсомольська, 35 смт Близнюки Харківської обл.

Організатори торгів відхилили пропозицію ТОВ «Індиго Груп» через те, що локальні кошториси не відповідають вимогам технічного завдання документації конкурсних торгів.

При цьому пропозиція «Індиго Груп» була найдешевша.

Ця фірма записана на Павла Бабенко та Віталія Говоруху.

Таким чином, єдиним конкурентом переможця виявилось ТОВ «Самар», яке знаходиться на вулиці Молочній (кол. Кірова), 38. Засновником підприємства вказан Володимир Мармаза, а керівником є Сагітхаджи Імагаджиєв. Обидва є засновником та керівником ТОВ «БК «Восток-Строй». Саме в цій компанії на посаді керівника раніше працював вице-губернатор Євгеній Шахненко.

Щодо переможців, то засновниками ТОВ «Харківбудсервіс» є Олександр Клименко, Євген Логінов та Павло Платонов.

На сторінці у Facebook Євген Логінов поділився спільними фотографіями з Шахненко під час полювання.

druzi myslyvci c026aЩодо Олександра Клименка, то він вказав у своєму профілі, що працює менеджером у компанії «Прогрес». Нагадаємо, що Шахненко є керівником та засновником ТОВ «БК «Прогрес-партнер», яке знаходиться за тією ж адресою, що й ТОВ «Самар».

Крім того, партнером Шахненка по ТОВ «БК «Прогрес-партнер» є Богдан Семирозум. Цікаво, що цього партнера Шахненка – Костянтин Семирозум має спільну фірму з засновниками ТОВ «Харківбудсервіс».

druzi-firmy-01 98caadruzi-firmy-02 c032bdruzi-firmy-03 5cbeddruzi-firmy-04 42fe5

Компанию президенту России Владимиру Путину во время его посещения Спасо-Преображенского собора на острове Валаам составил известный украинский бизнесмен, директор компании «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев.

Об этом пишет российское издание «МК».

«В день памяти основателя Валаамского монастыря Преподобных Сергия и Германа на острове встретились президент Владимир Путин и патриарх Кирилл. Присутствие патриарха на торжествах Ставропигиального монастыря подразумевалось само собой. А вот президент прибыл на остров с неофициальным частным визитом. В это же время к Валааму пристали два теплохода с украинскими и российскими паломниками: в эти дни здесь состоялось другое немаловажное событие — Валаам обзавелся двумя новыми памятниками. Один из них, образ валаамской Божьей матери, был освящен патриархом. Монумент же великому князю Владимиру доставили на остров, но он пока официально не открыт», — говорится в материале.

«Инициаторами появления новых православных памятников на острове стали российский фонд Андрея Первозванного и украинский завод «Мотор Сич», специализирующийся на выпуске авиационных двигателей для наших самолетов и вертолетов. У этих двух организаций — давняя история взаимоотношений.Замысел об установке памятников князю Владимиру и апостолу Андрею Первозванному возник еще в преддверии празднования 1025-летия Руси. События, потрясшие Украину в начале 2014 года, не помешали воплощению идеи. Памятник Андрею Первозванному был установлен на Валааме летом 2014-го. А теперь вот из Свято-Владимирского скита появится и 7-метровый бронзовый монумент великому князю Владимиру», — пишут в росСМИ.

«За день до этого у стены Спасо-Преображенского собора патриархом Кириллом был освящен скульптурный образ Пресвятой Богородицы, воспроизводящий изображение валаамской иконы Божьей Матери, написанной в 1878 году насельником монастыря иеромонахом Алимпием. Точно такой же памятник есть и в Запорожье. Творение рук отца и сына — скульпторов Вячеслава и Андрея Клыковых — появилось у входа в Андреевский кафедральный собор в 2012 году. Образ для Валаама Андрей Клыков воспроизводил уже самостоятельно. Он же является автором памятника великому князю Владимиру. И здесь он пошел по стопам отца, создавшего знаменитые монументы Крестителю в Севастополе и Белгороде», — говорится в статье.

«Мы открываем памятники здесь, чтобы подтвердить нашу общую цель — укрепление православной веры», — заявил во время открытия образа валаамской Божьей матери Богуслаев.

Департамент інфраструктури Харківської міськради 5 липня за результатами тендеру уклав угоду з ТОВ «ДБК «Уровень» щодо реконструкції організації дорожнього руху по вул. Академіка Павлова вартістю 20,18 млн грн.

Про це стало відомо з «Вісника державних закупівель».

Роботи мають бути виконані в 2016-2017 роках і пройдуть по вул. Академіка Павлова на ділянці від вул. Героїв Праці до вул. Уборевича. З документації конкурсних торгів відомо лише, що роботи передбачають зміну геометрії проїжджої частини і облаштування зовнішнього освітлення. Більше детальна інформація в «ВДЗ» відсутня.

Єдиним конкурентом переможців було ТОВ «Індастріал Білдінг Груп».

ТОВ «ДБК «Уровень» заснували депутат Харківської міськради від партії «Відродження» Валерій Пєвнєв та компанія з управління активами «Фінекс-капітал» Ігоря Когута та Лади Крімерман. Останні також є серед засновників ТОВ «Фірма «Діана», яка володіє Сумським ринком у Харкові. В минулому році серед засновників «Діани» був син мера Харкова Геннадія Кернеса Даніїл Прівалов.

Крім того, ТОВ «КУА «Фінекс-капітал» є засновниками ТОВ «Фірма «Асканіо». Остання володіє будівлею по вул. Університетська,2 де знаходиться ресторан «Нікас» (був підпалений у 2013 році). Керує цим закладом Вікторія Морозова, яка також є керівником ресторану у резиденції Геннадія Кернеса – готелі «Національ».

Засновниками ТОВ «Індастріал Білдінг Груп» зараз є Владислав Кутовий, Наталія Головко та Тетяна Спіцина. Серед підписантів вказаний Станіслав Кієвець.

Кієвець та Кутовий є помічниками нардепа Анатолія Денисенко. Раніше «Індастріал Білдінг Груп» була записане на дві фірми, які належали Денисенко особисто.

Щодо Тетяни Спіциної, то вона з’явилася у засновниках нещодавно. Вона була довіреною особою на виборах до Верховної Ради у 2014 році голови ДФІ в Харківській області Станіслава Косінова, а також входила до співзасновників Благодійного фонду «Українська Слобожанщина», який володіє рекреаційними землями на Харківщині. Серед інших засновників фонду – члени родини Косінова.

Я не атеїст. Це так, щоб було зрозуміло.

Я пам’ятаю священників, що були на Майдані. Пам’ятаю Хрещення в Михайлівському Золотоверхому, те незабутнє відчуття єдності та причетності до Історії, пробачте мені «високий штиль»: чесне слово, я не навмисне. Кого я не пам’ятаю, так це священників Московського патріархату, що підтримували б народ, який протестував проти свавілля влади. Може такі й були, але я їх не зустрічав.

Російська церква (назвімо її справжньою назвою) захищала креатуру її безпосереднього начальства. Бо РПЦ- це частка міцного тандему: світська влада Росії-влада церковна. І вони взаємно підтримують одна одну, як кілки, що тримають вігвам. Російська церква була зайнята тим, що як могла захищала Януковича: посадженого в крісло Президента України недалекого зека, який повинен був остаточно вмонтувати Україну в цемент «русского міра». Не забуваючи, звісно, себе. На такі дрібнички, як злодійські замашки українського «вождя», російська влада уваги не звертала: просто накладні витрати. Зате в плюсах- ціла Україна!

Та не так вийшло, як гадалося. І в російських церквах на Сході почали складувати зброю.

Звісно, виключно в миролюбних цілях. Виключно в антифашистських. Антифашистом міг бути хто завгодно, головне, щоб він ненавидів усе неросійське. І був готовий вбивати українців.

Пройшло понад два роки війни. І ось оперативно та нібито спонтанно (що показує неабияку зорганізованість) організовано «хресний хід в ім’я миру та любові». Хай пробачать мені «антифашисти» за вільний переклад з високодуховного язика. Публіка там, як на фото видно, строката. Немало й хлопців цілком призовного віку, охорону теж непогано поставлено.

Маю деякі питання до учасників шоу.

А скажіть-но: два роки тому можна було сказати: ми за мир, ми не допустимо, щоб по нашій землі бігали зайди зі сходу?

Відповім за вас: ні, не можна: тоді здавалося, що ще трошечки- й «русскій мір» таки переламає Україну. І усе буде Дамбас. Ну, або навіть Москва.

Ще одне питаннячко: а оті «батюшки», що блокували наших військових, переховували бойовиків та зброю, що благословляли терористів на вбивства, вони теж зараз «за мір і любоффь»? Я не настільки святий, щоб жити з ними в одній країні. Нам буде затісно. Так що, не на «хресний хід», а за парєбрік, нах.

Ще ось хотілося спитати: а яке відношення до «миру та любові» мають портрети царя Миколи? А колорадські стрічечки, неодмінний атрибут високодуховного терориста: навіщо вони вам на «хресній ході», якщо це й правда хресна хода?

Знову відповім за вас. Оця хода така хресна, як цар Микола- українець. Ви ж, стерляді, в Україні живете та її хліб їсте: до чого тут Микола? А власівська стрічка? Кажете, георгіївська? А чи не один хер? І завдання, яке перед собою ставлять організатори оцієї ходи, не мир, а війна. Мир, звісно, вам треба: русскій мір. З любов’ю не знаю, а ось із ненавистю до усього українського у вас усе нормуль. Вам не потрібна Україна. Ви не житимете без Малоросії. А ось це вже зась.

Звісно, ви ще викинете щось на кшталт «підпалу Рейхстагу». Вам потрібні мученики. А окрім провокаторів ви прихопили з собою й чимало «корисних ідіотів», їх вам не шкода: головне ж- Расєя! Вірно?

Звертаючись до «корисних ідіотів»: ви приймаєте участь в ході в ролі жертви. М’яса, пробачте за відвертість. Організаторам процесу просто необхідно, щоб когось з вас було вбито. Це, сподіваються вони, зніме багато питаннь з їхнього пі... пробачте, лідера. А він зможе, особисто чи через Пєскова-Лаврова, сказати: «Вот відітє- гражданская вайна, как ми нєоднократно і гаварілі!».

«Миротворці»... Де ж ви були? Чому тільки зараз? Мовчите? Та й хрін з вами. Ваша хода має таке відношення до релігії, як гонор до гонореї. А те, що ви звете «миром та любов’ю», за віковічною російською традицією, має цілком протилежний зміст.

Прімітє і проч.

Количество получателей субсидий за прошлый отопительный сезон увеличилось до 5,5 млн семей. Коммунальные тарифы продолжают расти, в отличие от благосостояния украинцев.

К концу следующего отопительного сезона число субсидируемых семейможет достичь 8 млн. В Минфине подсчитали, что при сохранении нынешней динамики в 2017 г. расходы на субсидии составят 3,8% ВВП. По оценке Berlin Еconomics и McKinsey, расходы на выплату жилищно-коммунальных субсидий населению в 2017 г. могут увеличиться до 80 млрд грн — с 35 млрд в 2016-м. Очевидно, что внедренная предыдущим правительством с подачи функционеров МВФ система адресных дотаций как компенсация за рост жилищно-коммунальных тарифов оказалась одной из наиболее циничных псевдореформ, по сути сохранившей действующий статус-кво среди основных выгодополучателей. И если систему субсидий не реформировать по-настоящему уже сейчас, то большую часть бюджета будущего года мы будем тратить лишь на социальные выплаты — субсидии, пенсии, зарплаты бюджетников и прочее.

При этом все попытки повысить энергосбережение в стране остаются неэффективными. Парадоксально на первый взгляд, но получателисубсидий не стремятся к экономии, наоборот, они наращивают потребление. «Житомиргазсбыт», например, уже заявил, что, по их оценкам, 40% субсидиантов области нарастили потребление газа, лишь бы в будущем не остаться без поддержки государства. В области на сегодняшний день каждая третья семья получает субсидии, при этом большинство из них, по данным организации, вообще перестало платить за газ и даже не вносит обязательные платежи. Казалось бы, проблема очевидна — действующая система субсидий требует огромных бюджетных трат, при этом не стимулируя получателей к экономии энергоресурсов. И без малого год идут разговоры о монетизации субсидий, единственном на сегодняшний день доступном способе разрешения этой проблемы. Но единства в правительстве по этому вопросу мы не наблюдаем.

otoplenie domov 1e85b

Сколько министров, столько и мнений

Вице-премьер Геннадий Зубко убежден, что монетизация субсидий необходима, и мы должны двигаться от монетизации сэкономленных гражданами остатков к полной монетизации этого вида соцпомощи. Вице-премьер-министр Павел Розенко, напротив, утверждает, что о полной монетизации речь идти не может, потому что с точки зрения администрирования это будет очень трудоемкий и дорогой проект, и единственно доступной является монетизация остатков, т.е. сэкономленных средств. А министр социальной политики Андрей Рева опасается, что монетизация, даже частичная, обернется ростом задолженности населения государству, и если населению давать субсидии в виде денег, то есть риск расходования полученных средств не на погашение долга за коммунальные услуги, а на что-либо другое.

Отчасти правы все — любой вид монетизации, будь-то остатков или всей суммы, потребует открытия счетов для получателей и контроля над их расходами.

Это длительный, трудоемкий, но вполне осуществимый проект. А главное — это не единственная и не основная преграда на пути реформирования системы субсидий.

«Монетизация — это перестройка всей системы льгот. Важнейшие вопросы этой перестройки: кто будет бенефициаром новой системы социальной помощи? В каком объеме компенсировать льготы? Как администрировать процесс? Должны ли трансферты быть целевыми? Ответ на третий вопрос очевиден, и реализация соответствующей работы не более чем рутина, но на первый и второй вопросы должен ответить парламент. А для ответа на последний необходим баланс между уровнем защиты, фискальными ограничениями и другими приоритетами социально-экономической политики страны, — рассказалаZN.UA экономист «CASE Украина» Наталья Лещенко. — Целевые трансферты имеют свои плюсы и минусы. И на самом деле нецелевой трансферт дает наименьшие искажения на рынке с наибольшим уровнем социальной защиты. Конечно, при надлежащей проверке уровня доходов и условий проживания домохозяйств».

Внедрение монетизации субсидий требует, прежде всего, предварительной работы по изменению законодательной базы. Действующий сейчас механизм предоставления субсидий не готов к мгновенной монетизации. С одной стороны, отсутствуют единая база субсидиантов, которая должна быть связана с абонентскими базами поставщиков жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), и действенный механизм верификации субсидий и фактического потребления коммунальных услуг. С другой — нет соответствующих требований к исполнителям ЖКУ при предоставлении услуг уязвимым слоям населения.

Поэтому переход к монетизации субсидий заключается не только в открытии счетов и направлении на них средств, а в создании системы, обеспечивающей сознательное и ответственное потребление и стимулирующей экономию как субсидий, так и энергоресурсов. И в этом случае сложно придумать что-то эффективнее удара по карману потребителя. Правительство обязано найти компромиссное решение, которое, с одной стороны, позволило бы защитить население от дальнейшего обнищания, а с другой — стимулировать бережливость.

НАК «Нафтогаз Украины», еще один непосредственный участник процесса, например, предлагает похожее на соломоново решение — в течение отопительного сезона 2016–2017 гг. провести переходный этап монетизации, конвертировав в деньги лишь остатки субсидий, и дать возможность их использовать лишь на энергоэффективные меры по госпрограммам, а уже потом переходить к полной монетизации. В качестве дополнительного стимула предлагается ввести «премию за экономию» — сохранение остатка средств на абонентском счете дифференцированно от размера экономии субсидий.

Все или ничего

Так или иначе, каждый из вариантов монетизации предполагает различные способы расходования средств — либо на определенные товары (энергосберегающие технологии, оплату коммунальных услуг в будущих периодах), либо на другие потребности субсидианта.

«В случае целевого расходования средств, независимо от того, идет речь обо всей сумме или остатке, необходимо будет обеспечить использование этих средств только на определенные нужды и сформировать полный перечень товаров, которые могут считаться энергоэффективными. Например, как в программе IQenergy. Но, несмотря на значительные суммы средств, наиболее доступными будут недорогие товары: лампочки, обогреватели и прочее, а определить полный перечень этих товаров на рынке с указанием всей исходной информации практически нереально. Кроме того, это может вызвать ажиотаж и подорожание этих товаров. По моему мнению, Украине больше подходит вариант полной монетизации всей суммы субсидии, но с возможностью ее расходования исключительно на оплату коммунальных услуг. Таким образом, если субсидиант экономит энергоресурсы, то, соответственно, будет уменьшаться его доля от общей суммы, а эффект от экономии будет для него заметен сразу же», — рассказала ZN.UA эксперт по вопросам социальной политики Института общественно-экономических исследований Марианна Онуфрик.

Технически, по словам эксперта, это осуществляется следующим образом: на каждого человека открывается специальный карточный счет в банке, и сумма субсидии начисляется ежемесячно. При расчете субсидиант согласно квитанции часть средств оплачивает карточкой, а остаток — из других источников. При этом этот счет может использоваться не только для начисления субсидии, но и для других целей, однако средства от субсидии будут «мечеными», то есть могут быть использованы только на эти цели. Сложность двойной оплаты (карточкой и наличными) является оправданной с точки зрения осознания человеком реальной стоимости жилищно-коммунальных услуг и ценности помощи от государства.

«Опасения относительно нецелевого использования монетизированных средств небезосновательны, но применение для перечисления субсидий счетов с ограниченным доступом позволит предотвратить это и не является поводом для отказа от полной монетизации. Более того, возможность для получателя субсидий свободно выбирать поставщика услуг повысит конкуренцию в сфере предоставления услуг ЖКХ и повлияет на их ценовую политику. Дополнительным стимулом могут стать специальные кредитные программы, которые позволят получать гражданам долгосрочные кредитные финансовые ресурсы для проведения мероприятий по повышению энергоэффективности», — считает эксперт Экономического дискуссионного клуба Евгений Олейников.

Экономия не только на бумаге

Потребление газа в последние два года сокращается: на 13% — в 2014 г. и на 34% — в 2015-м. Но причины этого сокращения лишь в незначительной степени связаны с повышением энергоэффективности в стране.

Согласно результатам анализа директора Фонда экологических инвестиций Алексея Хабатюка, система субсидий и льгот фактически снизила среднюю цену газа для населения в 2015 г. в 1,6 раза. Причем такое снижение произошло неравномерно между различными группами потребителей. Получатели субсидий практически не платили за потребленный газ собственными средствами, так как установленные государством социальные нормы, в пределах которых предоставляется субсидия, значительно превышают фактическое потребление. Это привело к демотивации субсидиантов к сокращению потребления газа, финансовой заинтересованности в такой экономии у них нет.

obem gaza b6cc0

Проведенное экспертом исследование показывает, что уменьшение потребления газа населением было вызвано не только уменьшением объемов его физического потребления, да и тут треть экономии обеспечена теплыми зимами последних лет. Отразилось на снижении и уменьшение статистического потребления, которое имеет искусственную природу и обусловлено уменьшением норм для потребителей, у которых нет счетчика, а таких в Украине еще порядка 3 млн домохозяйств.

Реальный стимул экономить на сегодняшний день есть лишь у тех семей, которые субсидии не получают. Они, по оценке Минрегиона, действительно снизили потребление газа и тепла на 30%. Но чем выше тарифы, тем меньше таких семей в Украине.

Что любопытно, по данным Госстата, на конец мая с.г. задолженность населения по оплате за централизованное отопление и горячее водоснабжение составила 5,5 млрд грн, за содержание домов и придомовых территорий — 2,4 млрд, за централизованное водоснабжение — 1,7 млрд, за вывоз мусора — 0,4 млрд грн. В то же время начисленные в течение января—мая субсидии существенно, на 11,4 млрд грн, превышали стоимость фактически потребленных услуг, и остатки средств предназначенных населению субсидий на счетах газоснабжающих предприятий на конец мая полностью перекрывали суммы задолженности по вышеприведенным видам ЖКУ. То есть государство, а точнее, налогоплательщики в прямом смысле слова платят за себя и за того парня, оплачивая субсидии тех, кто платить не может, и погашая долги тех, кто платить не хочет.

Да, действующий механизм предоставления субсидий предусматривает прекращение их предоставления, если субсидиант не оплачивает ЖКУ, но сроки обнаружения, подачи и рассмотрения таких случаев составляют 3–6 месяцев, в течение которых выплата субсидии продолжается. Более того, после подтверждения оплаты коммунальных услуг или обоснования невозможности их уплаты гражданин вновь получает право на субсидию. Согласитесь, мотивация платить в срок минимальная.

В итоге, с одной стороны, население не хочет сокращать потребление, чтобы не остаться без субсидий, с другой — может задерживать платежи за другие услуги, так как это потерей субсидии не грозит. С такой философией, согласитесь, далеко не уедешь.

Минрегион подготовил обширный план повышения энергоэффективности и в процессе создания соответствующего фонда, который будет аккумулировать средства как государства, так и доноров, разрабатывать и внедрять проекты, помогающие украинцам экономить энергоресурсы. Но реализация этого плана потребует времени, а его у правительства как раз нет — не за горами новый отопительный сезон.

Необходимы предложения, способные сдвинуть вопрос с мертвой точки уже сейчас. Например, можно разрешить полную монетизацию субсидий тем получателям, которые согласятся потреблять энергоносители по энергоэффективным социальным нормативам европейского уровня. Или, по предложению НАК «Нафтогаз Украины», использовать сезонные коэффициенты, поэтапно уменьшая социальные нормативы. Действующий механизм расчета по одинаковым нормативам в каждом месяце отопительного периода не стимулирует потребителей к рациональному использованию энергоресурсов. В октябре, например, потребитель может и не включать отопление, но субсидию получит. А в ноябре, уже имея на руках платежку с переплатой, будет использовать энергоресурсы независимо от реальной потребности в них или подавать завышенные показания использования энергоресурсов. Что, между прочим, всячески поддерживается поставщиками природного газа.

Не стоит забывать и о конечных получателях субсидий. Нет, не о людях, а о теплокоммунэнерго. Именно им направляются средства госбюджета, а домохозяйства в данном случае являются лишь передаточным звеном.При отсутствии монетизации и повышения энергоэффективности теплокоммунэнерго с большой вероятностью будут на бумаге увеличивать объемы потребления тепла, чтобы гарантированно и в избытке получать деньги налогоплательщиков. Только ощутимое снижение потребления и монетизация не дадут им возможности для подобных злоупотреблений.

Вообще следует обратить внимание на поставщиков жилищно-коммунальных услуг. Ведь они могут входить в сговор с потребителями и намеренно завышать цену природного газа или объемы его использования, чтобы в итоге получить больший объем субсидий. Эксперты «Нафтогаза» для начала рекомендуют определить требования к поставщикам, клиентами которых могут быть потребители, пользующиеся социальной поддержкой государства, а также ввести индикативные цены, выше которых не может поставляться природный газ уязвимым слоям населения.

Но все это невозможно без создания единой базы получателей субсидий и обеспечения обмена информацией между этой базой и базами поставщиков энергоресурсов. Что, например, позволит исключить возможность назначения субсидии одному лицу в нескольких домохозяйствах. Эти меры — еще не переход к монетизации, но они могут стать подготовительным этапом к ее внедрению. И реформу субсидий следует давно начать, ведь до нового отопительного сезона осталось чуть больше двух месяцев, а тарифы на отопление с1 июля выросли почти на 100%.