Конец второго квартала ознаменовался скандальным событием — практически полной блокировкой возмещения НДС в июне.
Это поставило на уши весь бизнес. На протяжении недели в казначейство, к депутатам, в Минфин и ГФС поступали тонны писем с обращениями компаний и бизнес организаций.
После поднявшегося шума и вмешательства премьера фискальная служба возобновили выплаты. Но что стало реальной причиной такой диверсии со стороны ГФС? До сих пор внятного ответа нет.
Официальная причина — крупные аграрные компании подозреваются в необоснованном увеличении сумм возмещения.
Собеседники ЭП в правительстве придерживаются другой версии — якобы к концу полугодия возникла необходимость аккумулировать в казне больше доходов для «успешного» закрытия второго квартала.
Как бы там не было, а ПДВ-скандал еще больше повысил напряжение в отношениях министра финансов Александра Данылюка с главой ГФС Романом Насировым
В последнее время вокруг Насирова не утихают скандалы. В мае парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики рассматривал вопрос о том, чтоб рекомендавать Кабмину уволить Насирова и его первого зама Сергея Билана.
ЭП уже раньше писала о том, что в ситуации с Насировым Данылюк оказался заложником политических договоренностей.
Став министром, он был не прочь его сменить и выстроить собственную вертикаль власти, но сохранение в кресле Насирова — это залог политического консенсуса между БПП и Виталием Хомутынником, который имеет достаточно сильное влияние на «Відродження».
Тем не менее, с прошлой недели Данылюк начал публично критиковать ГФС. Что же случилось?
А в норме ли бюджет?
Собеседники не зря говорят, что выплаты по НДС могли быть заблокированы из-за проблем с аккумуляцией доходов в казне. К отдельным статьям выполнения бюджета в первом полугодии есть вопросы.
В распоряжении ЭП оказались данные о выполнении бюджета по доходам в первом полугодии.
Смета сведена с доходами в 265,6 млрд грн. Перевыполнение зафиксировано по основным налогам: налогу на доходы физлиц, НДС, акцизам, налогу на прибыль.
Самые большой недобор — почти в 5,5 млрд грн — зафиксирован от ренты за пользование недрами. Причины — падение объемов добычи и снижение цены на газ и нефть, плюс рента на добычу янтаря так и не заработала.
Кроме того, статистику по доходам подпортил Нацбанк. Согласно росписи, в первом полугодии регулятор обязывался перечислить в казну 13 млрд грн. Этого не произошло из-за отсутствия решения о составе совета НБУ.
«Решение о перечислении денег принимает совет НБУ. В пятницу Верховная Рада назначила четырех членов совета по своей квоте. Ждем еще президентских кандидатур. Перечислить деньги - не проблема», - заверили ЭП в Нацбанке.
Прочерк стоит также напротив плановых доходов в 1,469 млрд грн от Европейского Союза. Речь о макрофинансовой помощи от Евросоюза, получение которой привязано к траншу МВФ.
Роспись | Факт | Отклонение,% | |
Налоговые поступления | |||
НДФЛ | 24,19 | 27,03 | 11,7 |
Налог на прибыль | 21,61 | 24,44 | 13,1 |
Рентная плата за пользование недрами | 22,88 | 17,41 | -23,9 |
НДС (внутренний) | 69,79 | ||
НДС с ввезенных в Украину товаров | 78,34 | 80,62 | |
Возмещение НДС | -36,13 | ||
Акциз внутренний | 23,85 | 25,27 | 6 |
Акциз с ввезенных в Украину товаров | 11,7 | 14,42 | 23,2 |
Рентная плата за транзит | 0,58 | 0,63 | 7,1 |
Целевая надбавка за газ | 0 | 0,27 | |
Экологический налог | 0,57 | 0,7 | 21,7 |
Доля чистой прибыли | 2,84 | 4,78 | 68,2 |
Ввозная пошлина | 8,8 | 9 | 2,3 |
Вывозная пошлина | 0,18 | 0,17 | -7,6 |
Всего поступления от ГФС | 278,05 | ||
с учетом возмещения НДС | 241,92 | ||
Другие министерства и центральные органы исполнительной власти | |||
НБУ | 13 | 0 | |
Дивиденды на акции | 2,49 | 1,42 | -43,1 |
Судебный сбор | 1,04 | 1,44 | 38,6 |
Консульский сбор | 0,27 | 0,34 | 27,4 |
Исполнительный сбор | 0,1 | 0,16 | 59,3 |
Аренда имущественных комплексов | 0,3 | 0,52 | 74,3 |
Сборы на пенсионное страхование | 1,37 | 2,34 | 70,8 |
Поступления от ЕС | 1,5 | 0 | |
Фонд социальной защиты инфвалидов | 0,11 | 0,25 | 123,6 |
Конфискованные средства | 2,56 | 0,001 |
Источник: Минфин
Ранее правительство было настроено на пересмотр бюджета по итогам полугодия. Сейчас Минфин готовит проект сметы-2017, а корректировка действующего бюджета отложена на третий квартал.
В статье 52 Бюджетного Кодекса описаны десять поводов для внесения изменений в бюджет. Среди них – отклонение в оценке макропрогноза, перевыполнение доходов по итогам третьего квартала более чем на 15%, необходимость увеличивать объем резервного фонда или расходы на обслуживание и погашение госдолга и прочее.
Пока всего этого нет. «Изменения возможны в сентябре. Их нужно вносить, в частности пересматривать показатели по той же ренте», — говорит собеседник издания в Кабмине.
Заморозка возмещения: в поиске крайних
На прошлой неделе прошла практически полная заморозка возмещения НДС. Согласно официальным данным, в июне возмещено было немногим больше 111 млн гривен. До этого ежемесячные суммы возмещения составляли порядка 7 млрд грн.
К возмещению налога на добавленную стоимость причастно три ведомства: государственная фискальная служба, Минфин, и казначейство. На пике недоумения и публичных заявлений со стороны бизнеса ни одно из них не объяснило, что происходит.
В среду на заседании Кабинета министров тему подняла глава профильного парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина.
«По моим данным, из бюджета незаконно возмещено более семи миллиардов гривен НДС. Крупные зернотрейдеры получили нулевую ставку с января 2016. При этом НДС им возмещается за 2015 год. Это тот НДС, который никем не уплачен в бюджет», — заявила Южанина. Она назвала две компании.
Так, по ее словам речь идет о ООО «Кернел Трейд», которое получило из бюджета 3,6 млрд грн. ООО «АТ Каргилл» получило 1,5 млрд грн. Не много ли это?», — сказала она, предложив премьеру заслушать отчет Романа Насирова о том, как происходит возмещение НДС.
В ответ премьер констатировал: «НДС сейчас не возмещается никому. Это недопустимо. Если есть факты по злоупотреблениям, нужно их немедленно рассмотреть по конкретным отдельным предприятиям. Пускай это будет пять, десять, двадцать компаний. Не нужно всех под одну гребенку равнять. НДС должен возмещаться законно и в автоматическом режиме».
Александр Данылюк в свою очередь всю ответственность за блокировку возмещения возложил на Насирова. Он объяснил, что на заседание планировалось внести конкретный список предприятий, по которым возможно ограничение возмещения.
«Мы просили, чтобы этих предприятий было немного. ГФС ответила, что нецелесообразно ограничивать список, предложив проверить 2100 предприятий. Самого списка компаний нет», — объяснил Данылюк.
По его словам, министерство финансов не давало поручений не передавать реестр на возмещения НДС в казначейство. «Я не знаю, почему ГФС приняла такое решение. Это прямое нарушение закона», — заявил Данылюк на заседании Кабмина.
Впрочем, сказать, что Минфин совсем ничего не знал — нельзя. За несколько недель до этого проходили совместные совещания между министерством и ГФС о том, чтобы ограничить возмещение.
Cпустя два дня объяснилось казначейство.
В пятницу, 8 июля на его сайте появилась информация о том, что «в июне текущего года и по состоянию на 09:30 8 июля обобщенных информаций от Государственной фискальной службы на возмещение НДС в июне-июле текущего года по суммам, превышающим 100 тыс грн, в казначейство Украины не поступало».
В этот же день возмещение было разблокировано.
Аграриев винят в перекосе
Проблемы с возмещением НДС начались с января этого года, когда вступили в силу новые правила уплаты НДС аграриями.
Ранее Насиров объяснял проблему так: «Когда принимался закон о госбюджете — делались определенные расчеты. Минфин прогнозировал, что аграрный сектор будет платить порядка одного миллиарда гривен в месяц, плюс-минус такая же сумма будет выдаваться на возмещение. Что происходит по факту? В январе они практически ничего не заплатили, в феврале — более ста миллионов, в апреле — 450 млн грн... Это гораздо ниже ожиданий».
Объем ежемесячных заявок на возмещение — в среднем 7 млрд грн.
«По нашим оценкам 2-2,5 млрд грн ежемесячно уходило на возмещение «широкому аграрному сектору» — от зерновых до масличных», — говорил Насиров. Перекос очевиден.
В ГФС предпочли воздержаться от комментариев по поводу своих действий. На телефонные звонки и сообщения Насиров не ответил. Никаких публичных объяснений от ГФС о причинах блокировки возмещения всем компаниям в течение прошлой недели не прозвучало.
«Есть случаи фиктивного НДС, в том числе в агарном секторе. Работа по их выявлению ведется постоянно, и, я бы сказал, достаточно эффективно», – лаконично объяснил ЭП первый замглавы ГФС Сергей Билан.
В Минфине утверждают, что «заморозка» всего реестра стала для них неожиданностью.
»ГФС «заморозила» все возмещение НДС, хотя на самом должна была проверить только отдельные частные случаи. Явно такие злоупотребления происходили не без участия самой ГФС. Так что, вполне вероятно, «заморозкой» пытались выиграть время, чтобы внести изменения в реестр, ведь в результате ГФС подала сумму меньше, чем они изначально называли», — объяснил в комментарии ЭП министр финансов Александр Данылюк.
ГФС сообщила, говорит министр, что за 6 месяцев текущего года аграрии в бюджет не заплатили 2,1 млрд. грн. За период с января по апрель 2016 к возмещению они заявили около 7 млрд грн. НДС. Это почти в четыре раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
«После моего поручения разобраться в вопросе 8 июля ГФС официально подала реестр на сумму немногим больше 4 млрд грн», — рассказывает министр. По его словам, «вся эта ситуация с возмещением в очередной раз показывает, что ГФС себя полностью дискредитировала».
Причины перекоса собеседники ЭП в правительстве объясняют тем, что с января этого года закралась норма, которая позволяет вольное трактование аграриями своих прав на возмещение. Почему так?
«Если производитель продал урожай 2015 года в этом году, то оно полностью подпадает под возмещение и это в принципе нормально. Но есть подозрение, что этот скачок в возмещении неестественный, что аграрии специально заключали контракты наперед, или же сторнировали сделки, заключенные в прошлом году, чтобы продать урожай в этом и получить возмещение», — говорит источник ЭП в Кабмине.
Что дальше
Существует несколько сценариев развития событий.
Первый — депутаты внесут изменения в законодательство и конкретизируют параметры сделок с продукцией прошлого года, при соблюдении которых возможно возмещение.
Второй — ГФС начнет проверки отдельных компаний.
Как известно, 1 июля Кабмин разрешил ГФС проводить документальные проверки сельхозпроизводителей относительно возможного нарушения режима возврата налога на добавленную стоимость.