Главная
Облом
В конце 90-х довелось мне поработать в компании, занимавшейся гарантийным ремонтом и обслуживанием импортной сельхозтехники, которая тогда прямо-таки хлынула к нам. Для выполнения этих гарантийных работ были присланы специалисты-иностранцы, ну, а поскольку большинство из них русским языком не владело, то к каждому прикреплялся переводчик для обеспечения профессионального общения, и предоставлялась легковая машина.
Эта история произошла, когда мы с Джоном были откомандированы в Тюменскую область для подтверждения гарантийности случая отказа одного из узлов трактора. Проделав всю необходимую работу и заночевав в Тюмени, мы рано утром выехали домой.
В пять утра движение было еще очень вялое и Джон, сидевший за рулем, держал явно больше 60 км/ч. За разговором мы не заметили камеру с радаром, а на посту нас уже ждали.
Надо заметить, что единственной длинной фразой на русском, который смог к тому времени овладеть Джон, было «Я ест англиски энджинеер».
Еще издалека мы заметили пост КПМ и фигуру с жезлом, поджидавшую конкретно нас.
Молоденький лейтенант решительно взмахнул жезлом и, подойдя к водительской двери, отработанно и быстро бормотнул нечто, слабо идентифицируемое как его фамилия. Джон протянул ему свои международные права и, отмобилизовав все свои лингвистические способности, сразу отстрелял всю свою обойму с «англиски энджинеер», после чего, посчитав свою задачу выполненной, выпал из дальнейшего общения.
Лейтенант, будучи в полной уверенности, что диалог завязался, буркнул: «Пройдемте со мной» - и направился к посту. Джон безмятежно остался на месте, обозревая окрестности.
Пытаясь исправить ситуацию, я поспешно выскочил из машины и стал объяснять лейтенанту, что Джон не владеет русским и я могу помочь объясниться.
Мое появление лейтенант воспринял как бесцеремонное вмешательство в отправление им своих должностных обязанностей и тоном киношного Мюллера жестко сказал: «А вас я попрошу остаться в машине!».
Ах так? Нас не хотят – ну и не очень надо.
- Джон – на выход!
А сам обозначил движение к машине.
Недовольный Джон подошел к лейтенанту и возмущенно выдал длиннющую фразу на английском. В наступившей затем тишине явственно прозвучал щелчок нижней челюсти лейтенанта, зафиксировавшейся в крайнем положении.
К его чести он быстро восстановился и попытался апеллировать ко мне:
- Что он сказал?
Я позволил себе маленькую месть:
- Мне сказали сидеть в машине, так что разбирайтесь без меня!
- Нет, нет. Давайте пройдем вместе с нами.
Ну что ж, мир так мир:
- Лейтенант, вот британский паспорт Джона, пусть человек сидит в машине, он все равно по-русски не понимает, а я готов для объяснения пройти с вами.
В помещении поста перед монитором с довольным выражением лица раскачивался на стуле капитан. Лейтенант сунулся было что-то сказать, но был остановлен начальственным движением руки.
Капитан, не прекращая раскачиваться, показал на монитор:
- Ваша машина?
- Наша.
- Ваша скорость?
- Наша.
- Кто за рулем?
- Джон.
- Угу. Нарушаем?
- Ну, уж так получилось.
Улыбка на лице капитана стала шире:
- Ну что, будем протокол оформлять?
- Давайте.
Капитан хмыкнул, перестал улыбаться и раскачиваться, пододвинул к себе бланк для заполнения протокола, внес свои данные и протянул руку к лейтенанту за водительскими правами Джона.
Лейтенант, почувствовав себя в моей шкуре, стал тоже находить вкус в ситуации. Он просто протянул капитану документы и переместился так, чтобы тот не мог видеть его лица.
Тут необходимо пояснить для тех, кто ни разу не держал в руках водительские права международного образца. Это – книжечка страниц в 15, причем первые три страницы рассчитаны, если я правильно помню, на Китай, Японию и Корею и заполнены соответственно кракозябрами. Единственная страничка на русском где-то 2-ая или 3-я с конца.
- Это что еще такое?!
- Водительские права.
- А где на русском?
Я перелистнул на нужную страничку:
- Вот!
- Это кто?
- Джон. Он вел машину. Вот, пожалуйста, его паспорт. Он здесь в командировке.
Лейтенант уже все понял, а капитан все не мог отключить автопилот и тупо шел по заученному алгоритму:
- А где здесь прописка?
- У них не бывает прописки.
- Как так? А из какого он города?
- Ну вот, отметка о выдаче паспорта в Бирмингеме.
- Ну, значит, туда и будем писать.
- Конечно, давайте, пишите. Единственно, у них там с русским языком могут быть проблемы.
Лейтенант, стараясь не шуршать, начал тихо сползать по стенке.
Капитан еще на автомате занес ручку над бланком, но тут до него стало доходить, что ему придется отправлять протокол в графство Уэст-Мидлендс, Великобритания. Пауза стала несколько затягиваться.
После затяжного мыслительного усилия, почти смирившись с неизбежным, капитан уже смял и выбросил испорченный бланк, но тут ему в голову пришла спасительная мысль:
- Во, слушай, а давай мы на тебя протокол оформим?
В первое мгновение я опешил от такого предложения. Во как! Молодца! Решение пришло мгновенно:
- Да запросто. Без проблем. Пишите.
Капитан, облегченно выдохнув, придвинул к себе новый бланк и стал его заполнять. Я чуток выждал и самым невинным голосом спросил:
- А ничего, что у меня прав нет?
- Как нет? А где они?
- У меня их и не было никогда. Я водить не умею.
Капитан впал в ступор и перестал ориентироваться в пространстве.
Лейтенант изо всех сил старался не подавать звуковых признаков жизнедеятельности. И только легкое позвякивание чайной ложки в стакане на столе служило индикатором его состояния.
Я стоял и с выражением преданности и готовности смотрел на капитана. Выражения же его лица было не передать. Такого облома, похоже, в его жизни еще не было.
Он смял и выбросил второй испорченный бланк и, глядя в сторону, с нескрываемым раздражением протянул мне документы Джона:
- Свободен. Можете ехать.
- Спасибо. Так мы поедем, а я передам Джону, чтобы больше не нарушал.
Капитан проводил меня на выход таким взглядом, что я чуть не начал дымиться.
Это был точно не его день.
P.S. А права у меня были. Просто не хотел, чтобы меня так дешево развели.
- Информация о материале
Станут ли украинскими спецслужбы Украины?
Специальные службы является непременным атрибутом любого полноценного государства, призванного гарантировать его безопасность. Поэтому требования некоторых «демократов» во имя торжества демократии ликвидировать спецслужбы выходят за пределы здравого смысла и подобны призывам какого-либо Винниченко распустить кадровую армию, когда в Восточной Европе все судьбоносные вопросы решались железом и кровью.
Эти службы совершенно не случайно называются специальными, то есть особыми, не такими, как другие, чрезвычайными. Это потому, что в национальных интересах они часто действуют на грани закона. Что неизбежно даже в демократических странах, несмотря на все истерики правозащитников. Потому что такова специфика спецслужб. Если они начнут действовать строго легитимно, то уже не будут специальными, а станут обычными правоохранительными органами вроде МВД. Хотя и МВД, внедряя свою агентуру в недрах преступного мира, тем самым поступает не очень безупречно, учитывая формальную законность.
Без понимания таких особенностей все разговоры о спецслужбах будут бессмысленными. Более того, каждое государство, если оно не является абсолютно бессильным и потому обреченным, в условиях, когда речь идет о самом его существовании, во имя своего спасения пойдет на любые нарушения прав. И это тоже надо понимать.
Но есть существенные различия между спецслужбами демократических и тоталитарных стран. Первые находятся под строгим общественным контролем, больше всего — парламентским, под постоянным прицелом свободной прессы и общественных организаций. Вторые стоят над обществом и парламентом, контролируя всех, а сами контролируются только вождем, фюрером, дуче, каудильо, генсеком и т. д.
В демократических государствах спецслужбы не могут вмешиваться во внутриполитическую жизнь, в борьбу партий и противостояние отдельных политиков. За это там жестоко наказывают. В тоталитарных, полу-тоталитарных и авторитарных режимах спецслужбы активно используют в межклановых разборках, в фальсификации псевдовыборов, в преследовании политических конкурентов и инакомыслящих и т.д.. Более того, в таких странах это становится их главной функцией, приоритетной по сравнению с обеспечением национальной безопасности. А в некоторых спецслужба вообще превращается в орган личной безопасности отдельной личности, как, например, в современной Украине.
Между прочим, на протяжении веков спецслужбы находились в подчинении государственной или партийной власти. И только недавно в Российской Федерации (что является всемирно-историческим экспериментом, вторым после 1917 года) они сами стали властью: ведь Владимир Путин — кадровый чекист, а его коллеги контролируют почти все ключевые посты в этой стране. В этом смысле РФ можно назвать чекистским государством, которым не назовешь даже СССР, ведь там главным столпом режима все же была партия.
Однако КГБ вместе с КПСС был прочной основой коммунистической тоталитарной диктатуры. КГБ для СССР — это то же, что Гестапо (как часть РСХА) и СС для нацистской Германии.
Особое значение и роль КГБ в Советском Союзе поддерживались специфической идеологией (не очень афишируемые, но вездесущей), которую последний шеф КГБ СССР Вадим Бакатин называл «чекизмом»: «Чекизм — постоянное ничем не ограниченное слежения и насилие над каждым, кто не укладывался в жесткую схему идеологии партии большевиков. Это полное слияние идеологии спецслужбы не с законом, а с идеологией правящей партии ».
Возникает вопрос: возможен ли разрыв с тоталитарной системой, ее духом и практикой без разрыва с КГБ и его традициями? Неудачи в развитии современных демократических обществ на постсоветском пространстве, помимо прочего, объясняются и тем, что разрыв (организационный и идеологический) из «чекизмом» произошел только в Балтийских государствах (Латвия, Литва, Эстония).
В остальных странах произошло превращение республиканских подразделений КГБ СССР в якобы новые спецслужбы. Именно таким путем пошла Украина. Хотя КГБ УССР был изначально ориентирован на жесткую борьбу против «украинского буржуазного национализма», то есть против украинской государственности, против малейших попыток национальной независимости, против любых неразрешенных проявлений национальной идентичности. Таким образом, КГБ УССР был оккупационно-репрессивной структурой в Украине.
Может из такой структуры сформироваться полноценная национальная спецслужба независимого государства, способная и желающая защищать превыше всего национальные интересы? Московский палач украинских патриотов, шеф КГБ УССР, назначенный Леонидом Брежневым в 1970 году к первому секретарю ЦК КПУ Петру Шелесту с целью его дискредитации и снятия с должности, генерал Виталий Федорчук не скрывал: «Мы работаем на Союз, никакой Украины в нашей работе нет» .
Последний руководитель КГБ УССР генерал Галушко (уроженец России) после провозглашения независимости Украины поехал в Москву и как «приданое» увез с собой большое количество документов, в том числе и данные на агентуру республиканского КГБ.
Наверное, там было немало расписок о «добровольном сотрудничестве» с органами. Интересно, что некоторые украинские деятели, которые были активными в Народном движении, других патриотических организациях, выступали с пламенными речами в защиту «неньки», руководили демократическими партиями, имели репутацию «истинных украинских интеллектуалов», как-то странно повели себя после 2000 года, когда президентом Российской Федерации стал Владимир Путин.
Люди с якобы постоянной патриотической репутацией вдруг (как по приказу!) начали призывать к федерализации Украины, союзу с Россией до растворения Украины в ней, публично советовать украинцам на судьбоносных выборах де-факто подыграть пророссийском кандидату, голосуя «против всех», и делать многие другие, учитывая национальные интересы Украины, неадекватные шаги. А некоторые галицкие интеллектуалы даже устроили братание с известными украинофобами и сепаратистами, призывая к дезинтеграции государства. Случайно не сработали ли здесь чемоданы с бумагами генерала Галушко?
Намерение украинизировать КГБ УССР — довольно смелая идея, учитывая, что в течение 70 лет антиукраинизм, московство были альфой и омегой ментальности этой структуры. Так не передал ли КГБ УССР свой мощный антиукраинский потенциал якобы новой структуре — СБУ?
Скажем, три обломка Советской армии на территории Украины — Киевский, Прикарпатский и Одесский военные округа — еще можно было украинизировать и, при наличии в стране дееспособной власти, превратить в украинское войско, чего сделано не было из-за отсутствия таковой власти и хоть немного вменяемой оборонной политики.
Однако даже при таких обстоятельствах, согласно опросам, из всех силовых структур наши соотечественники больше всего доверяют разгромленной без единого выстрела государственным руководством армии. Но то, что в принципе было возможно в случае с вооруженными силами, вряд ли возможно, когда речь идет о спецслужбах, именно учитывая их специфику, из-за которой они плохо поддаются переформатированию. Особенно если это спецслужбы сверхидеологизованного государства, которым был СССР. Ведь одной из главных задач КГБ УССР было недопущение возникновения независимого украинского государства...
Может все это принципиально измениться на противоположное? Учитывая, что даже сейчас в Академии СБУ преподают деятели чисто советских закалки, то верится в это не очень... Немало «чекистов» (как некоторые до сих пор себя называют) в своем сознании отождествляют себя не с борцами за независимое Украинское государство, а с теми , кто им противостоял. А разве может быть иначе, если они являются не преемниками СБ ОУН, а преемниками ЧК — ГПУ — НКВД — МГБ — КГБ?
Эстонцы, латыши, литовцы построили свои силовые структуры с нуля. Они не стали реформировать армию советского Прибалтийского округа, а попросили советское войско убраться восвояси. После чего начали создавать свои национальные армии и спецслужбы. По крайней мере, это дает им гарантию, что их структуры не станут филиалами соответствующих московских, что там не будет огромного количества «кротов» и агентов влияния бывшей метрополии. Конечно, это обеспечило и определенные проблемы, например, недостаток профессионализма при несомненном патриотизме неофитов местных спецслужб. Но, как свидетельствует история, эффективные разведывательные и контрразведывательные структуры нередко создавались непрофессионалами.
Директор ЦРУ США Аллен Даллес также не мог похвастаться большим опытом, когда начал формирование стратегических разведывательных структур его страны. Не был кадровым разведчиком и организатор такой мощной спецслужбы, как израильский «Моссад», Реувен Шилоах, как и его знаменитый преемник Иссер Гарель, который организовал похищение в Аргентине обер-штумбанфюрера СС Адольфа Эйхмана. В этом деле патриотизм, абсолютная преданность своей стране — гораздо более важные качества, чем наличие профессиональных навыков, которые в итоге можно получить.
Будущей адекватной власти Украины придется решать вопрос о формировании мощных национальных спецслужб, без которых национальный суверенитет будет под угрозой. Недаром тот же Даллес сказал: «По моему мнению, англичанам несколько раз удалось спастись только посредством их секретных служб. Существование таких служб — вопрос жизни. Это исключительно важный инструмент нашей национальной безопасности».
Имеет ли Украина сегодня такой инструмент? Пока что руководить СБУ назначают людей с биографией, предыдущей службой, взглядами, связанными с одним иностранным государством, которое до сих пор не смирилось с независимым существованием Украины.
- Информация о материале
Копанки государственного масштаба. Что находит и теряет страна в своих недрах?
В прошедшем в честь трехлетия со дня восхождения на престол «диалоге» со страной Президент Виктор Янукович сказал по поводу угольных копанок так: «На жаль, це проблема не одного дня. Тому що за кожним із цих людей (шахтарів) - сім'ї, діти, які просять їсти. Ці люди нічого більше робити не вміють, більше того, в цих регіонах немає інших робочих місць. Це проблема соціальна, проблема важка. Ми про неї знаємо, ми над нею працюємо у рамках існуючого законодавчого поля, але вирішити її просто, швидко і легко - не можна».
Итак, свыше послан сигнал для народа и для тех, кто стоит за копанками, – не нужно горячиться и переживать, все под контролем.
Есть у Владимира Маяковского такие строки: «Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были?». Опускаясь с небес на нашу грешную, измученную и изрытую землю, можно с учетом современных украинских реалий скорректировать слова поэта так: «Послушайте! Ведь, если копанки возникают – значит – это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были?». Итак, задача сформулирована, попробуем поискать, кому это нужно и кому это выгодно?
Копанки как составная часть нынешней государственной политики
После окончания выборной кампании и «перезагрузки» Кабмина участились заверения власти в том, что пришло время активизации экономики, что мы дождались – наконец-то в правительство пришли люди, которые костьми лягут, но и государственную казну наполнят, и благоденствие народа обеспечат.
Предварительные результаты деятельности «новой» команды можно оценить на основе анализа некоторых январских показателей наполнения бюджета.
Расшифруем некоторые «чудачества», связанные с бюджетными поступлениями в текущем году. Если принять во внимание только общие цифры, то, как бы, присутствует рост бюджетных платежей по сравнению с таким же периодом предыдущего года – 11,2 млрд. в январе 2013 г. по сравнению с 8.9 млрд. января пошлого года, и даже имеется некоторый профицит. Но давайте посмотрим, из чего и как образовался этот рост.
Поступления налога на прибыль предприятий увеличились на 317 %!!!
«Вау», как хорошо мы стали работать, может кто-то подумать. Но дьявол кроется в мелочах.
Дело в том, что в прошлом году налоговая требовала от предприятий уплачивать налог на прибыль авансом, с обещанием, что по концу года сумма переплаты будет зачтена в счет будущих платежей. В этом же году налоговая служба издала распоряжение, согласно которому такой зачет осуществляться не будет. Одновременно предприятия практически путем шантажа и угроз «наклонили» и заставили перечислить в бюджет еще один авансовый платеж в соответствии с требованиями Налогового кодекса.
Таким образом, фактически все поступления в бюджет в виде налога на прибыль пока что являются авансом государству, который рано или поздно придется зачесть, что приведет к последующему «выравниванию» платежей по этому налогу. Если же такой зачет был бы проведен сейчас, то в бюджете образовалась бы, как когда-то сказал Виктор Янукович, «баранка от бублика». Следует также учесть, что резко (на 25,6 %) вырос долг бюджета перед теми же предприятиями по возмещению НДС, что увеличивает нашу «баранку» еще больше.
Какую же «дырку» в бюджете закрывали принудительными авансовыми платежами и сдерживанием выплат по возмещению НДС? Ответ – в последующих строках бюджета. Плата за пользование недрами снизилась на 73, 8 %, плата за транзит нефти и газа упала до нуля!!! Платежи за пользование недрами для добычи нефти упали почти в 23 раза!!!
У нас что, так резко упала добыча природных ресурсов? Если верить уверениям власти, то, наоборот, в стране растет собственная добыча энергоресурсов. А теперь вопрос, на который нужно ответить, как говорится, с первого раза, кто в Украине имеет доступ к недрам, и, в частности, к углю, нефти и газу?
Уровень добычи энергоносителей не снизился, но зато происходит передел этого рынка. Все лакомые кусочки давно разобраны, поэтому приходится «грабить награбленное», забирать у «своих». К примеру, недавно все СМИ пестрили кричащими заголовками такого рода: «Шуфрич поднял шум и обвинил Кабмин в попытке отобрать его бизнес», или: «Семья забирает у Шуфрича 30% нефтегазового бизнеса», и, наконец, так: «Шуфрич и Рудьковский «отказались» от прибыльного газового бизнеса в пользу "семьи"». А на днях появилась информация о том, что Ринат Ахметов покупает 30 % нефтегазового бизнеса Рудьковского. О переделе угольного рынка мы будем говорить дальше.
То есть, с учетом приведенных данных, получается, что владельцы шахт и скважин за наш с вами счет получают индульгенцию от необходимости платить за пользование недрами, а так называемые «копанки» различного рода разрослись до государственных масштабов и получили «крышу» в самых высших властных эшелонах.
Согласно анализу, проведенному газетой "Зеркало недели", угольные склады в Украине накопили около 6 млн. тонн «избыточной» продукции, не находящей сбыта и применения. Специалисты считают, что в «затаривании» складов виновны именно копанки — нелегальные мини-шахты, которые за последние два года резко увеличили добычу и отвоевали у легального рынка не менее 10 %. Более того, нелегальный, черный в прямом и переносных смыслах, уголь из копанок вышел даже на экспортный рынок. Если же учесть, что немалая доля такого угля «отбеливается» через государственные шахты, то объем нелегальной добычи можно оценить в 10 млн. тонн в год!
Свою точку зрения на работу копанок высказал и профсоюз. Увеличение нелегальной добычи угля в Украине наносит серьезный вред угольной промышленности – считает Валерий Мамченко, заместитель председателя Профсоюза работников угольной промышленности Украины (ПРУП). Копанки - это мощнейший удар под дых украинскому углепрому – сказал он. Зампред ПРУП также утверждает, что владельцы копанок используют различные схемы легализации и продаж угля, например, через госшахты, договариваются с ТЭС, везут на экспорт. Естественно, активизация копанок приводит к тому, что государственные угледобывающие предприятия сокращают персонал, поскольку они не могут продавать уголь дешевле, чем продукция копанок. И мы уже имеем пример того, как руководители государственных шахт обратились к руководству страны за помощью в сбыте продукции, поскольку электростанции Рината Ахметова отказались от угля, поставляемого госшахтами.
Согласно официальным данным по результатам тендеров, связанных с поставками угольной продукции, на первое место сейчас вышли структуры, связанные с Александром Януковичем, опередив Рината Ахметова. Но если у последнего имеются собственные угледобывающие предприятия, в том числе за пределами Украины, то относительно сына Президента нет официальных сведений о наличии таковых.
Усилившаяся волна интереса со стороны СМИ и общественности к проблеме копанок заставляет не только Президента, но и местную власть комментировать сложившуюся ситуацию и как-то ее «разруливать», чтобы оправдаться в глазах электората. В частности, как следует из информации УНИАН, глава госадминистрации Донецкой области Андрей Шишацкий на пресс-конференции в Донецке сказал: «Знаю о ситуации в Снежном, где прямо во дворах там покупают участки и внутри ведут добычу.
Скажу честно: к сожалению, приходится согласиться с тем, что где-то есть действительно полная деградация этих заброшенных шахтерских поселков. И нам необходимо эту проблему признать и думать о том, каким образом там все-таки заместить. Потому что, к сожалению, вот такие частные копанки - их и оформлять нет никакого смысла и возможности. Но для некоторых людей эти копанки просто источник выживания».
Кроме того, губернатор предложил путь борьбы с нелегальными «рудокопами»:
«Пока решается вопрос об ужесточении наказания за незаконную добычу угля, наша задача постараться максимально «обрезать» рынок сбыта угля, добытого в копанках».
На последних словах Андрея Шишацкого об «обрезании» мы подробнее остановимся дальше, а сейчас отметим, что Донецкий губернатор фактически сказал то же, что и Президент Виктор Янукович. Типа, да, есть «полная деградация» и «депрессивные регионы», но мы тут ни при чем. Виктор Федорович даже Павла Лазаренко вспомнил и обвинил его в организации копанок (с него ведь не убудет, все равно по «мокрой» статье пустят).
Фактически же высокие государственные мужи признали, что копанки перешли в разряд высокой государственной политики, стали неотъемлемой ее частью, а потому замалчивать эту проблему уже нет возможности, но от ее решения они самоустранились.
В то же время Янукович и Шишацкий тонко, но как-то издевательски смещают акценты. Мол, народ сам виноват в своей «деградации» и «депрессии», в рытье этих самых копанок от нищеты и безысходности, в которые, как следует из рассуждений Президента и губернатора, люди сами себя загнали. При этом ни один, ни другой не хотят говорить о действительных причинах такого явления, а не о его следствиях. Возможно, что, как сказал губернатор, «для некоторых людей эти копанки просто источник выживания», но хозяева копанок отнюдь не являются шахтерами, которые остались без работы и которым не на что жить, для них копанка это источник наживы. Причем, незаконной наживы.
Поскольку высокие должностные лица уходят от прямых ответов, давайте с вами наметим факторы, которые способствуют развитию копанок. Для этого достаточно поставить ряд вопросов:
- кто в действительности является организаторами и хозяевами копанок, кто получает с них «навар»;
- почему этих нелегалов, организовавших незаконную деятельность и попутно нарушающих все законодательство, какое только можно, власть своими высказываниями возводит чуть ли не в ранг благодетелей, спасителей отечества, которые, дескать, дают работу и зарплату людям;
- почему, если угледобыча является прибыльным делом (а в убыток себе хозяева копанок работать не будут) расширением и освоением новых мест добычи не занимаются государственные шахты;
- почему государственные шахты не создают новые рабочие места за счет открытия новых участков и не обеспечивают зарплату не меньше, чем платят в копанках;
- почему государством не проводится переобучение, перепрофилирование и трудоустройство шахтеров, не нашедших себе применения на госшахтах;
- делает ли что-то вообще государство или планирует ли что-то делать по перечисленным проблемам.
В конце концов, если власть действительно считает деятельность копанок незаконной и желает ее прекратить, то почему бездействуют правоохранительные органы и налоговая? Милиция и прокуратура рассказывают нам о раскрытии преступлений многолетней давности, совершенных бывшими властными особами, налоговая регулярно отчитывается о выявлении незаконных подпольных цехов и «конвертов». А ведь копанки ведут свою деятельность открыто, на виду у всех, так почему же их никто не «выявляет»?
Теперь поговорим об «обрезании» и специально для губернатора Донецкой области назовем конкретных лиц, которым нужно устроить указанную процедуру.
Сравнительно недавно "ОстроВ"писал о том, что швейцарская ежедневная газета «Le Matin Dimanche» назвала сына украинского президента Александра Януковича угольным королем, который продает тысячи тонн угля в сутки.
Как следует из материалов швейцарской газеты, принадлежащая Александру Януковичу компания «Mako Trading» специализируется на продаже антрацита. Месторождения такого вида угля в Украине имеются только в двух областях – Луганской и Донецкой. В Донецкой области антрацит добывается в Шахтерском районе, Торезе и Снежном, в «зоне влияния» государственных предприятий «Торезантрацит» и «Снежноеантрацит». Как раз именно в этом регионе фиксируется наибольшее количество нелегальных копанок и наиболее активная незаконная добыча угля, что дает неоднозначную подсказку – откуда «Mako Trading» берет дешевый антрацит для экспорта.
Называл "Остров"имя еще одного угольного «барона», а именно – небезызвестного народного депутата Юрия Иванющенко, который тоже активно экспортирует уголь. При этом большинство специалистов, анализируя специфику сделок и доступные документы, утверждают, что экспортируется именно продукция, добываемая в «копанках».
Так что рынок сбыта продукции нелегальных копанок очень даже узкий, вполне понятный и конкретный, да только у донецкого губернатора что-то «обрезание» не получается…
Донецкий срез
Перейдем теперь от общего к частному и покажем на конкретном примере, как в Донбассе пытаются узаконить копанки.
Начнем с повторения изречения Андрея Шишацкого, приведенного выше, о том, что «такие частные копанки - их и оформлять нет никакого смысла и возможности». Лукавит и не договаривает губернатор и, даже можно сказать, противоречит фактическим обстоятельствам. А факты таковы.
Как утверждают некоторые источники, еще в начале 2011 года Президент страны Виктор Янукович поручил главам Донецкой и Луганской областей «изучить возможность легализации теневой угледобычи», для чего создать совместную рабочую группу, выводы которой станут ключевыми для узаконивания «копанок».
06 сентября 2011 года Донецкий облсовет, которым руководит Андрей Федорук, бывший гендиректор АО Менеджмент Асетс Корпорейшн (МАКО), принадлежащей Александру Януковичу, принял решение № 6/6-142. Этим решением утвержден новый «Порядок согласования ходатайств о предоставления недр в пользование», что можно расценивать как первый шаг к легализации копанок.
После этого Донецкий облсовет стал «штамповать» решения о согласовании ходатайств о предоставлении недр в пользование для добычи угля. Мониторинг работы облсовета показал, что после принятия нового порядка ежемесячно на каждой сессии областного совета принимаются 2 – 4 решения о согласовании ходатайств о предоставлении в пользование недр для добычи угля. Всего за период с дня принятия указанного решения Доноблсоветом согласованы ходатайства о предоставлении недр для добычи угля более, чем 30 предприятиям, деятельность которых, мягко говоря, вызывает некоторые сомнения и опасения, о чем будет детальный разговор ниже.
Согласно действующему порядку облсовет принимает решение о согласовании предоставления недр в пользование только на основании заключения облгосадминистрации, о чем говорит пункт 3.5 Порядка.
Так что же получается, то ли Шишацкий не знает об этом ничего, то ли сознательно скрывает такие факты, утверждая, что его администрация не занимается оформлением копанок?
На нашем сайте размещен репортаж о копанках в поселке шахты «Северная» под названием «Территория, где правят бандиты», который стал поводом для приезда иностранных журналистов, о приключениях которых, и о погоне за ними неизвестных лиц в Снежном, мы тоже рассказали. Перед этим «ОстроВ» рассказывал о подобной погоне за донецкими журналистами из другого издания.
Как оказалось, внимание представителей прессы привлекла копанка, которая принадлежит ООО «Град-инвест плюс», владелец которой, как впоследствии было заявлено, хотел просто «пообщаться» с журналистами. В последующем представители Снежнянских правоохранительных органов распространили информацию о том, что указанное предприятие официально зарегистрировано, внесено в реестр, а потому, журналисты, как бы, возвели напраслину и зря побеспокоили уважаемых людей.
Действительно, ООО «Град-инвест плюс» значится в едином государственном реестре под кодом 35537672.
Однако, найти физически это предприятие практически невозможно. Согласно данным реестра официальный юридический адрес предприятия – Донецк, бул. Шевченко 13-А (номер офиса не указан). По этому адресу расположен бизнес-центр «Business Park», вот это здание.
Автор пытался разыскать офис «Град-инвест плюс» в этом бизнес-центре, но попытка не увенчалась успехом. Такое впечатление, что адрес формальный и физически предприятие по своему юридическому адресу не присутствует. Номер телефона или иные средства связи в реестр не внесены.
Учредителем и собственником ООО «Град-инвест плюс» является Рафаэл Тамазян, в качестве директора зарегистрирован некто Долгополов С.О., но их личные контакты в реестр также не внесены. Удалось только выяснить, что Тамазян зарегистрирован как житель Тореза, а человек с фамилией Долгополов работал или работает менеджером предприятия с названием «Импульс-2008», которое зарегистрировано в г. Снежное.
Согласно данным реестра, ООО «Град-инвест плюс» не имеет филиалов или иных структурных подразделений, поэтому на каких правах оно осуществляет деятельность в Снежном и есть ли в этом городе офис предприятия, не понятно.
Несмотря на достаточно сомнительные и вызывающие вопросы сведения о предприятии, тем не менее, решением Донецкого облсовета 6/18-460 от 16.01.2013 года (надо полагать, по заключению облгосадминистрации) ООО «Град-инвест плюс» согласовано предоставление недр в пользование для добычи угля в границах (еще раз внимание!) государственного предприятия «Шахта «Северная»!!!
Текст приведенного решения настолько неоднозначный, что вызывает уйму вопросов. Первый мы уже отметили – как можно вот так, запросто, без всякого основания отдавать непонятной частной структуре то, чем владеет и распоряжается государственное предприятие?
Следующие вопросы порождены расплывчатостью и неопределенностью решения облсовета. Например, в Донецкой области несколько шахт с названием «Северная», таковые имеются в «Дзержинскугле», ГХК «Макеевуголь» "и ПО «Снежноеантрацит». Отсюда непонятно, на какую именно шахту снизошла благодать Донецкого облсовета.
Не конкретизирована в решении и территория, на которой «Град-Инвест Плюс» может добывать уголь. Хотя согласно Порядку, предприятие обязано предоставить географические координаты предполагемой разработки угольного пласта.
Насколько можно судить из полученной информации, земельный участок для добычи угля предприятию «Град-Инвест Плюс» тоже не отводился.
И, наконец, не обозначены границы (так сказать, длина, ширина и глубина мысли облсовета) и другие параметры угледобычи, включая способ. Последнее, думается, является важным фактором, поскольку предприятие ведь может избрать карьерный способ вскрытия и разработки пласта. Сами понимаете, какой это губительный способ для окружающей среды и населения.
А теперь главное! Ни государственная регистрация предприятия, ни наличие решения облсовета о согласовании ходатайства о предоставлении недр в пользование не являются достаточными документами для осуществления добычи угля.
Основной документ для ведения добычи полезных ископаемых называется «Специальное разрешение на пользование недрами». Выдает его Государственная служба геологии и недр Украины, а предоставляется такое разрешение только после проведения экспертизы Государственной комиссией по запасам. Кроме того, следует выполнить и соблюсти еще ряд обязательных, предусмотренных законом требований, для того, чтобы добычу угля можно было назвать законной. До этого вскрытие пласта и добыча полезных ископаемых – это незаконная деятельность со всеми вытекающими из этого последствиями. Вплоть до уголовной ответственности. Но правоохранители только разводят руками и ничего не предпринимают.
Если вести речь о строительстве новой даже малой шахты, то разведка, согласование, создание инфраструктуры и строительные работы займут не менее 5 лет с условием надлежащего финансирования всех работ. А живые деньги хочется иметь уже сейчас. Поэтому задействуются разные нелегальные схемы, о которых будет разговор в следующих публикациях.
В завершение этого материала два фото сайта «ОстроВ», иллюстрирующих, кому Донецкий облсовет и Доноблгосадминистрация раздают наши недра. Вот так выглядит новоявленная «шахта «Град-инвест плюс».
А вот предъявленный руководителями предприятия документ (технический паспорт на здание), который, по их мнению, оправдывает деятельность копанки в Снежном.
Обратите внимание – бывший владелец объекта недвижимости государственное предприятие «Шахта «Северная»!!! Вот так, незаметно, полулегально, проходит приватизация государственного добра. Но об этом будет отдельный разговор, журналистское расследование на этом не заканчивается, не исключено, что потребуется расследование компетентных правоохранительных органов (чего, честно говоря, у нас добиться непросто, если только власть сама не заинтересована в этом), так что продолжение следует…
- Информация о материале
10 шагов навстречу авторитаризму
За три года власть так закрутила гайки, что сегодня в Украине никто, кроме Президента, не может чувствовать себя в безопасности. Одним из самых ярких примеров тому стало лишение защитника Юлии Тимошенко Сергея Власенко депутатского мандата. Такое положение вещей в стране стало возможным благодаря целому ряду последовательных шагов, предпринятых властью в течение последних трех лет. Шагов – навстречу авторитаризму…
Шаг №1. Органом, юридически обеспечившим начало сворачивания демократии в Украине, стал Конституционный суд. В апреле 2010 года КС принял решение о том, что коалиция может создаваться не только из парламентских фракций, но и с участием отдельных народных депутатов. Стоит отметить, что в сентябре 2008 года этот судебный орган принял по аналогичному вопросу противоположное решение, заявив, что коалицию могут создать лишь фракции, «количество народных депутатов в которых составляет большинство от конституционного состава Верховной Рады». Легитимизировав участие «тушек» в создании большинства, КС, по сути, перевел работу ВР 6 созыва на ручное управление Банковой и исказил волеизъявление избирателей, которые голосовали за политические силы, а не за отдельных депутатов, готовых в случае чего броситься в политические бега.
Шаг №2. Чуть позже Конституционный суд принял еще одно эпохальное решение, отменив политреформу 2004 года. 1 октября 2010 года КС издал постановление о том, что изменения в Конституцию в 2004 году были приняты с нарушением процедуры. А именно - документ был рассмотрен и проголосован Верховной Радой без обязательного заключения Конституционного Суда. В результате Виктор Янукович получил президентские полномочия времен Леонида Кучмы.
В декабре 2010 года Венецианская комиссия огласила свое мнение, в котором назвала «крайне необычным» признание поправок к Конституции противоречащими ей спустя шесть лет после их принятия. Как бы там ни было, это «крайне необычное» решение КС дало Виктору Федоровичу все возможности для единоличного управления страной. Но всемогущий Президент, имеющий огромное пространство для маневров, свел всю политическую жизнь страны в одну сплошную войну с оппозицией.
Шаг №3. Последовали уголовные преследования бывших членов правительства Юлии Тимошенко. Некоторым - экс-министру экономики Богдану Данилишину и экс-главе Госказначейства Татьяне Слюз - удалось покинуть территорию Украины до того как до них добрались следователи Генпрокуратуры. Но остальные – бывшие министр внутренних дел Юрий Луценко, и.о. министра обороны Валерий Иващенко, первый замглавы НАК «Нафтогаз» Игорь Диденко, первый заместитель министра юстиции Евгений Корнийчук, глава Таможенной службы Анатолий Макаренко и т.д. – познали все «прелести» Лукьяновского СИЗО. А особо несговорчивые после этого были отправлены в тюрьму. Как показали дальнейшие события, жестокое давление на этих чиновников являлось прелюдией самого резонансного судебного процесса за всю историю Украины.
Шаг №4. Собственно заключение Юлии Тимошенко в 2011 году в полной мере дало возможность ощутить переход страны в новый авторитарный период своей истории. Показательно, что, несмотря на то, что «кирееевский» судебный процесс над Юлией Тимошенко вызвал критическую реакцию в Европе, власть и не подумала отыграть ситуацию.
Шаг №5. Все эти действия со стороны власти вряд ли были бы возможны без наличия ручной судебной системы. Стоит отметить, что в этой сфере власти пришлось столкнуться с некоторыми трудностями. В частности, главой Верховного Суда являлся соратник Юлии Тимошенко Василий Онопенко. Для того чтобы лишить оппозицию последнего рычага влияния, в июле 2010 года была введена система спецсудов, а ВСУ лишили львиной доли своих полномочий. Изменилась и система назначения судей. Поток служителей Фемиды пошел через подконтрольный Банковой Высший Совет юстиции, а также Высшую квалификационную комиссию судей.
Шаг №6. Во многом нынешняя система власти оформилась на местных выборах осенью 2010 года. После них в абсолютном большинстве регионов произошло сращивание местной власти и Партии регионов. Под эти выборы была введена удобная для власти смешанная избирательная система, которая позволила пройти в советы различных уровней последователей «избирательных учений» экс-мэра Киева Леонида Черновецкого. После чего практически во всех регионах страны большинство в облсоветах формировалось с участием партии власти.
Тогда же власть показала: в случае необходимости она готова в нужных регионах и вовсе изгнать оппозицию. Так, к примеру, произошло на выборах Киевского и Львовского облсоветов, когда из-за рейдерских захватов областных ячеек ВО «Батькивщина» даже не была представлена в избирательной гонке.
Шаг №7. Еще одним действием, направленным на сохранение власти, стало изменение закона «О выборах народных депутатов» и возврат к смешанной избирательной системе под парламентские выборы-2012. По сути, этими изменениями власть вновь пошла на сознательное искажение результатов волеизъявления украинских граждан. В случае сохранения пропорциональной системы Партия регионов вместе с Компартией получили бы приблизительно 200 мандатов, а большинство было бы у оппозиции.
Шаг №8. У нынешней власти также стала популярной технология заморозки невыгодных для себя выборов. Первый раз данная схема была использована в 2011 году, когда Черновицкий горсовет снял Николая Федорука с должности мэра города и стал управлять Черновцами в ручном режиме. Похожая история произошла в столице, где в прошлом году Леонид Черновецкий досрочно подал в отставку, тем самым «подвесив» дату выборов мэра. Более трех месяцев не могут определиться с выборами мэра Херсона после избрания народным депутатом городского главу города Владимира Сальдо. Не проводит власть перевыборы и по пяти спорным округам, поскольку тем самым, по сути, отдаст мандаты оппозиционным кандидатам.
Шаг №9. Стало привычным постоянное давление на бизнес. В течение трех лет большинство украинских бизнесменов прочувствовали тяжелую длань нынешней власти. За время президентства Виктора Януковича контролирующие органы успели устроить серьезные проверки практически всем олигархам. В 2011 году «маски-шоу» были на предприятиях Константина Жеваго. В прошлом году говорили о проблемах у Рината Ахметова. Нынешняя ситуация вокруг Игоря Коломойского также свидетельствует о том, что такие жесткие действия по отношению к бизнесу – это политика нынешней власти.
На этом фоне сложно не заметить, как бизнес, имеющий отношение к семье Президента, активно набирает вес. Вспомнить хотя бы об активах «Мако-холдинга», стоимость которых официально перевалила за миллиард гривен, а неофициально оценивается на порядок дороже.
Шаг №10. Последний шаг власти, а именно лишение депутатского мандата Сергея Власенко, следует рассматривать с точки зрения продолжения движения Украины в сторону авторитаризма. Также это – попытка психологически сломить депутатов, которые теперь не смогут прятаться за мандатом, как за каменной стеной.
Тем не менее, завязавшаяся игра с лишением депутатских полномочий пока что заводит ситуацию в ВР в тупик. Оппозиции отступать уже особо некуда. Тут либо разблокировать парламент и позволить провластному большинству голосовать законопроекты пачками, либо же все-таки продолжать блокировать трибуну. Очевидно, выбран второй вариант. У оппозиции есть свой резон: а вдруг все-таки Виктор Янукович решит провести перезагрузку хронически больного парламента? Тем более что уверенность нынешней власти в своих силах, а также очевидной слабости оппозиции может сыграть с ней плохую шутку…
- Информация о материале
Ядерная энергетика Украины: жертва на заклание
Давно замечено, что если нечем похвастаться по итогам международных переговоров, так тут же руководители нашего государства начинают вспоминать отечественную ядерную энергетику и приводить в пример ее успехи в кооперации — в зависимости от партнера переговоров — с Евросоюзом либо РФ. Из свежих примеров: переговоры В.Януковича и В.Путина 4 марта. Как пишут российские СМИ, "…украинский президент подчеркнул, что необходимо отдельно обсудить сотрудничество в области атомной энергетики". В частности, Украина заинтересована в строительстве двух новых блоков АЭС. "Заказы на оборудование в этой сфере идут не очень быстро, и надо принять решение ускорить этот процесс", — заявил наш президент. Хотя все в Украине знают, что главными темами встречи были цена на газ и российские условия по ее снижению.
О каких заказах на оборудование для новых энергоблоков АЭС может идти речь, если до сих пор не подписано кредитное соглашение между Украиной и Российской Федерацией на строительство этих энергоблоков? Хотя прошло почти три года после заключения соответствующего межправительственного соглашения (см. "Новое строительство в ядерной энергетике-2012: бег на месте", ZN.UA №1 от 11 января 2013 г.). На сегодняшний день нет даже согласованного документа "Технические требования к техническому заданию на разработку реакторной установки типа ВВЭР-1000/В-392 для энергоблоков №3, 4 ХАЭС", поскольку регулятор вернул его на доработку. Не говоря уж о техническом проекте энергоблоков.
Существуют также серьезные основания предполагать, что этот совместный проект не будет реализован. И именно потому, что ядерно-энергетическая отрасль успешнее других отраслей электроэнергетики давно и плодотворно сотрудничает с ЕС.
Безопасность украинских АЭС — уровень европейский
В совместном заявлении Украины и ЕС по итогам саммита 24 февраля 2013 г. в Брюсселе отмечается: "Стороны согласились продолжить углубление энергетического сотрудничества на основе принципов солидарности и взаимной выгоды. Кроме того, они приветствовали полное участие Украины в стресс-тестах действующих энергоблоков АЭС с учетом спецификаций ЕС и выразили надежду на скорейшее окончательное одобрение кредитов на модернизацию украинских АЭС от ЕБРР и Евроатома".
Напомню, что с целью выполнения Меморандума о взаимопонимании между Украиной и ЕС в энергетической сфере с 2008-го по 2009 г. в рамках совместного проекта Украина—ЕС—МАГАТЭ 14 миссиями международных экспертов проведена уникальная по масштабам выполненных работ комплексная оценка безопасности всех действующих украинских энергоблоков по направлениям: проектная безопасность, эксплуатационная безопасность, обращение с радиоактивными отходами (РАО), снятие с эксплуатации, деятельность госоргана по регулированию ядерной и радиационной безопасности.
Эксперты МАГАТЭ и ЕС установили соответствие всех энергоблоков украинских АЭС требованиям МАГАТЭ по ядерной безопасности. Присоединение Украины к европейской инициативе проведения стресс-тестов (внеочередной переоценке безопасности) своих энергоблоков с учетом уроков "Фукусимы" выглядит шагом вполне логичным, хотя в чем-то и исключительным.
Только две страны из государств — соседей ЕС пошли на это — Швейцария и Украина. Стресс-тесты проводились по согласованной Еврокомиссией и группой ENSREG (European Nuclear Safety Regulators Group) методологии. Объектами стресс-тестов были все действующие энергоблоки украинских АЭС, а также энергоблоки №1—3 ЧАЭС (бассейны выдержки отработавшего ядерного топлива, ОЯТ), хранилища ОЯТ на Чернобыльской АЭС (СХОЯТ-1) и Запорожской АЭС (СХОЯТ).
30 декабря 2012 г. Государственная инспекция ядерного регулирования (ГИЯР) представила секретариату МАГАТЭ национальный отчет, который предварительно был вынесен на рассмотрение специалистов и украинской общественности в ходе двухдневного заседания коллегии ГИЯР в ноябре 2011 г. Результаты украинских стресс-тестов были рассмотрены экспертами ЕС во время тематических партнерских проверок с посещением площадки одной из АЭС. В свою очередь, результаты партнерской проверки стресс-тестов АЭС стран Евросоюза, Украины и Швейцарии были представлены 26 апреля 2012 г. в обобщенном виде и по каждой стране в Европейской комиссии.
По результатам партнерской проверки украинских АЭС сделаны выводы "о соответствии национального отчета Украины требованиям ENSREG, достаточности представленных обоснований соответствия АЭС проектным принципам относительно всех экстремальных природных воздействий, а также адекватности разработанных мероприятий выявленным дефицитам безопасности". Также в документах ЕК относительно АЭС Украины приводятся так называемые хорошие практики, выявленные по результатам партнерских проверок.
Выводы, скажем без лишней скромности, очень положительные для ядерной энергетики Украины. Понятно также, что, несмотря на многолетнюю работу по модернизации отечественных АЭС и повышению уровня их безопасности, в документах есть и рекомендации по совершенствованию безопасности с учетом вновь возникших вызовов после событий на "Фукусиме". Это касается прежде всего продолжения работ по подтверждению сейсмостойкости АЭС, длительному отведению тепла от ядерного топлива в активной зоне реактора и бассейнах выдержки при полном обесточивании АЭС и потере конечного поглотителя, по анализу тяжелых аварий и разработке руководства по их управлению.
Для реализации рекомендаций ЕС по результатам проведения стресс-тестов ГИЯР разработала Национальный план действий, который был представлен 5 марта 2013 г. на открытом заседании коллегии этой госинспекции. Формат такого плана был предложен группой ENSREG. Обсуждение нашего национального плана всеми участниками стресс-тестов состоится в апреле в Брюсселе.
Раздел 7.3 плана посвящен усовершенствованию нормативно-правовой базы по ядерной и радиационной безопасности (ЯРБ). В нем, в частности, отмечается, что совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере будет направлено на приведение национальных норм и правил по ЯРБ до референтных уровней Ассоциации западноевропейских регуляторов ЯРБ (Western European Nuclear Regulatory Association, WENRA), в работе которой Украина участвует с 2009 г. в качестве наблюдателя. Именно WENRA разработала документ "Проектная безопасность новых АЭС" с учетом уроков "Фукусимы", устанавливающий новые критерии и требования безопасности для новых проектов АЭС. Госатомрегулирования на заседании коллегии 20 ноября 2012 г. приняла решение имплементировать эти новеллы в национальные нормы и правила, в частности, разработать новую редакцию документа "Общие требования безопасности АЭС-2013" на замену аналогичного документа 2008 г. На заседании общественного совета при ГИЯР 10 января было заявлено, что его планируется принять до конца текущего года.
Если документ примут, то реализация проекта строительства энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой АЭС на старых строительных конструкциях, возведенных в 80-х годах прошлого века и не законсервированных после введения моратория на строительство АЭС, станет невозможной.
О тарифах и безопасности
Теперь перейдем к теме болезненной и электорально чувствительной — финансово-тарифной.
Реализация мероприятий по повышению безопасности украинских АЭС с учетом уроков "Фукусимы", а также выполнение работ, связанных с продлением срока эксплуатации АЭС сверх проектного, требуют инвестиций. В конце 2011 г. распоряжением Кабмина была утверждена Комплексная (сводная) программа повышения уровня безопасности АЭС Украины до 2017 г. Ее стоимость оценивалась в 12,5 млрд грн. Программа была принята до получения Украиной рекомендаций ЕС после проведения партнерских проверок по результатам стресс-тестов.
На коллегии ГИЯР 14 января с.г., посвященной рассмотрению выполнения комплексной программы в 2012 г., первый вице-президент, технический директор НАЭК "Энергоатом" Александр Шавлаков отметил, что одной из главных проблем в сфере повышения безопасности украинских АЭС является недофинансирование запланированных мероприятий. Было заявлено, что после аварии на японской "Фукусима-1" количество мероприятий по повышению безопасности АЭС значительно увеличилось, однако это пока не отразилось на "атомном тарифе", который должен быть повышен. Так, из необходимой суммы для выполнения плана-графика-2012 по реализации комплексной программы объемом 3,950 млрд грн в минувшем году в рамках тарифа НКРЭ утвердила только 1,739 млрд. В 2013 г. вместо требуемого объема финансирования комплексной программы в 3 млрд грн утверждено только
620 млн. При этом с учетом дополнительных мероприятий по выполнению требований ГИЯР для реализации комплексной программы нужно уже 16,5 млрд грн.
Подводя итоги заседания, председатель Госинспекции ядерного регулирования Елена Миколайчук заявила, что Украина, вероятнее всего, не сможет завершить работы по продлению срока эксплуатации первого блока Южно-Украинской АЭС и запустить его до следующего осенне-зимнего сезона. "Мы сегодня можем констатировать, что в следующий осенне-зимний период входим без первого блока ЮАЭС", — сказала она.
"Что касается тарифа. Мы все знаем, что на сегодняшний день имеем невысокий тариф для населения благодаря низким тарифам для атомной энергетики. Если будет снижаться доля атомной генерации, "на автомате" будет увеличиваться и тариф для потребителей. И когда-то это будет обвально. Лучше это сделать постепенно", — отметила Е.Миколайчук в ходе коллегии в Киеве 14 февраля.
Рынок электроэнергии Украины сегодня: ситуация критическая
А теперь скучные цифры, без которых невозможно представить ситуацию, ставшую катастрофической на рынке электроэнергии Украины при существующей схеме с одним покупателем — государственным предприятием "Энергорынок".
Предыдущий 2012 год стал рекордным по объему перекрестного субсидирования. По данным совета Оптового рынка электроэнергии (ОРЭ), этот объем достиг 34,47 млрд грн (в 2011 г. он составлял 28,05 млрд). Около 30% оптовой цены на электроэнергию уже приходится на дотационные сертификаты (дотационные сертификаты — вид компенсации поставщикам электрической энергии, работающим по регулируемому тарифу, убытков от поставки электроэнергии отдельным категориям потребителей, преимущественно населению).
По прогнозам, объем перекрестного субсидирования в 2013 г. составит 40 млрд грн. Масштаб этого явления — невиданный в мировой практике. При этом важно отметить, что задолженность ГП "Энергорынок" перед НАЭК "Энергоатом" по состоянию на 1 февраля 2013 г. с учетом предыдущих лет составила 6,1 млрд грн (3,1 месяца бесплатной работы всех отечественных энергоблоков). Это на 210,7 млн грн больше, чем в аналогичном периоде 2012-го. Наблюдается тенденция роста задолженности ГП "Энергорынок" перед НАЭК. И механизмов возврата этих долгов наше уважаемое правительство предложить не может. Сумма же долгов практически равна объему кредитов
(600 млн евро) под комплексную программу, о которых идут переговоры между НАЭК "Энергоатом", ЕБРР и Евроатомом.
Прогнозная оптовая цена электроэнергии с марта 2013 г. составила 71,9 коп. за киловатт-час. Соответственно, вырос и тариф для промышленных потребителей: до 77,97 коп. за киловатт-час для первого класса напряжения и 99,24 коп. — для второго, что превышает уже среднеевропейскую цену. Напомню, тариф НАЭК "Энергоатом" — 21,6 коп. за киловатт-час, а население платит 28,02 коп.
По итогам 2012 г., НАЭК "Энергоатом" поставила в Оптовый рынок электроэнергии 84,987 млрд кВт·час на сумму 21,549 млрд грн. Крупнейшая частная компания в тепловой электроэнергетике — ДТЭК продала в ОРЭ 51,382 млрд кВт·час и выручила 30 млрд грн. При средней цене 59,08 коп. за 1 кВт·час. Плюс за передачу электроэнергии (облэнерго с недавних пор тоже входят в этот холдинг) компания получила 36,8 млрд грн, поскольку увеличила в прошлом году покупку электроэнергии с ОРЭ в четыре раза (с 14 млрд кВт·час до 53,9 млрд).
Монопольный экспорт электроэнергии объемом 9,7 млрд кВт·час (увеличение на 90% по сравнению с 2011 г.) принес компании около 300 млн долл. Плюс, конечно же, возврат НДС. При этом замечу, что ДТЭК на основании правительственных решений приобретает электроэнергию на экспорт на ОРЭ по оптовой рыночной цене без учета дотационных сертификатов. В результате отмены дотационных сертификатов для экспортера электроэнергии ориентировочные убытки государства в лице ГП "Энергорынок", по оценкам экспертов, составили за 2012 г. 600 млн грн.
Замечу, что при этом общая выручка ДТЭК по итогам 2012 г. составила 82,6 млрд грн, а чистая прибыль — 5,9 млрд грн.
Далее о налогах в бюджеты всех уровней. По итогам 2012 г. НАЭК перечислила в бюджеты 8,286 млрд грн. Данных об уплате ДТЭКом налогов в бюджет в 2012 г. найти не удалось, а очень любопытно было бы сравнить. Если же взять данные за 2011 г., то при консолидированной выручке ДТЭК в размере
39,6 млрд грн было перечислено в бюджет 5,6 млрд (продажа электроэнергии составила 33 млрд кВт·час). А НАЭК "Энергоатом" заплатила в бюджет 5,573 млрд грн (продав 85 млрд кВт·час на 19,4 млрд грн). Сумма налогов практически одинаковая, а выручка у ДТЭК была вдвое больше. Чудеса национального налогообложения…
5 марта под эгидой МИДа и Международной торгово-промышленной палаты Украины состоялся круглый стол, посвященный реформированию рынка электроэнергии в Украине. При обсуждении докладов участников было высказано мнение о необходимости внести изменения в ст. 25 законопроекта авторства народных депутатов Н.Мартыненко и И.Глущенко №0916 "Об основах функционирования рынка электроэнергии Украины" (принят за основу 20 ноября 2012 г.), касающуюся Фонда регулирования стоимостного дисбаланса. Этот фонд планируют наполнять за счет двух госкомпаний — НАЭК "Энергоатом" и ПАО "Укргидроэнерго" для дотирования развития "зеленой" энергетики, убыточных ТЭС и населения. В частности, было предложено, чтобы в формировании фонда участвовали и компании, эксплуатирующие ТЭС.
Кроме того, необходимо постепенно повышать цены на электроэнергию и для населения до экономически обоснованного уровня, а правительство должно разработать программу для смягчения этого перехода с адресной помощью социально незащищенным категориям. Иначе этот закон не будет соответствовать директиве ЕС 2003/54 о правилах внутреннего рынка электроэнергии, для выполнения которой он разрабатывался, поскольку наблюдается откровенная дискриминация в отношении двух субъектов рынка с государственной собственностью в пользу частных генераций.
Казалось бы, Минэнергоугольпром, призванное формировать государственную политику в электроэнергетике, должно по определению заботиться о государственных компаниях и само должно было разработать и подать через Кабмин проект закона с учетом их интересов. Увы! Представитель Минэнерго из команды нового министра заявил, что НАЭК должна "затянуть пояс". И тарифных бунтов, по его выражению, как в "забитой Болгарии" (так он назвал страну ЕС) с отставкой правительства, нам, типа, не надо.
Получается, что нынешнее руководство Украины сознательно приносит в жертву успешную госкомпанию — "Энергоатом", исправно платящую в казну налоги, ради поддержки бизнеса своих олигархов, оптимизирующих доходы через офшоры и страдающих своего рода булимией — родовым признаком всей сегодняшней власти?
P.S. Когда верстался номер, стало известно, что чистые убытки НАЭК "Энергоатом" по итогам 2012 г. составили 2,7 млрд грн.
- Информация о материале
Опричнина Януковича
Обыватель не интересуется геополитикой, думая, что она его не касается. А напрасно. Происходящее на Украине показывает, как нежелание власти делать выбор между Россией и Западом бьет по карманам населения.
Украинские власти готовятся создать "министерство благополучия". Или "департамент процветания". Или еще как-нибудь его можно обозвать – никакая терминология из лексикона антиутопий уже не кажется чрезмерной. И напрямую иллюстрирует тезис, что нельзя жить в государстве и при этом ему не принадлежать.
Служба финансовых расследований – перспективное ведомство с крайне широкими полномочиями, создание которого лоббирует вице-премьер Сергей Арбузов. Под новую структуру предлагается "слить" подразделения налоговой милиции, отделы по борьбе с экономической и организованной преступностью МВД, контрразведывательной защиты экономики СБУ, борьбы с контрабандой Гостаможни и Госфининспекции. Не знаю, насколько неприкосновенными в 30-е и 40-е годы считались сотрудники "гуверовского" ФБР, но, в сравнении с украинскими коллегами, они – практически дружинники без погон.
Потому что бойцы СФР смогут получать любую (!) информацию о вкладах и операциях от банков и кредитно-финансовых органов – всего лишь на основании письменных требований. В любое время дня и ночи сотрудники ведомства смогут заходить на территорию предприятий, изымать документы, опечатывать кассы, склады, архивы (на 24 часа) и останавливать операции с бюджетными средствами.
Не переводите дух: они также смогут находиться в жилых помещениях граждан, изымать вещи, которые, как им кажется, могут быть запрещены или подделаны, пользоваться транспортными средствами и мобильниками физических и юридических лиц и контролировать общественный порядок. За неповиновение сотруднику СФР задерживать будут на сутки. Для своих действий им не нужны решения суда и санкции прокурора. Бойцам спецслужбы дадут возможность применять оружие и спецсредства, а в случае гибели – гарантируют льготы и бонусы семье.
Мне кажется, я такое в голливудском кино только видел. Когда полицейские, размахивая значком, конфискуют авто, гоняются за злодеями, а потом долго изводят их под корень на заброшенном заводе из всех доступных средств огневой поддержки. Такое кино хорошо идет под попкорн – в нем мало содержательности и много зрелищности. Можно хорошо убить время, понимая, что ничего подобного в реальной жизни нормальной страны происходить не может. Потому что ясно заранее, что в жизни со значками бегают отнюдь не только положительные до мозга костей герои в исполнении "мелов гибсонов".
Так вот – оказалось, что может. Если вчитываться в задачи СФР, то будущей структуре положено будет обеспечивать "контроль над финансовой системой с целью предотвращения преступных посягательств, за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, а также в выявлении коррупционных действий". Иначе говоря – для борьбы с коррупцией (которая происходит по причине избыточных полномочий власти), по мнению авторов инициативы, нужно наделить власть еще большими полномочиями. И уж тогда сотрудники новой спецслужбы будут спасать Украину-матушку от ворюг, а попутно – ходить по воде и превращать вино в воду. Потому что не использовать такие полномочия для рейдерства или шантажа могут только библейские апостолы. Которые, как известно, тоже не без греха были…
Вокруг всей этой инициативы есть две волны обсуждения. Первая – это официальный информационный шум: даже соратники Сергея Арбузова по кабмину считают, что это уже чересчур. Эксперты твердят об ухудшении инвестиционного климата, снижении деловой активности и прочими эвфемизмами, означающими сокращение притока "живых денег". И вот тут и кроется главный парадокс происходящего. Потому что Виктор Янукович, ставленником и соратником которого является официальный автор идеи Сергей Арбузов – рассматривает новую службу как раз, как источник поступления средств.
Украинский президент никак не может определиться между Москвой и Брюсселем. Он боится потерять власть – и потому не хочет перенимать европейские политические традиции. Он боится потерять деньги – и потому опасается российских экономических обычаев. Отсутствие решения означает дефицит денег: МВФ не даст кредиты, а Москва не пойдет на газовые уступки.
Ради возможности ничего не решать, Янукович готов даже заплатить. Правда не из своего кармана: по мнению политолога Юрия Романенко власть попытается пройтись фискальным катком по среднему и мелкому бизнесу, а также теневому сектору, куда предприниматели мигрируют от всевидящего государственного ока. Попутно с решением финансовых задача правящие элиты зачищают поле среднего класса – чтобы избавиться от потенциальных харизматиков, привыкших к тому же добиваться успеха и много работать.
Буриданов осел подох с голода из-за того, что не смог выбрать из двух стогов сена. Янукович тоже страдает из-за неспособности есть "рыбу" не забираясь ни в одну из интеграционных "лодок". Но плохо будет не только ему самому: за это бесконечную игру в геополитические наперстки платить теперь будет любой более-менее самостоятельный и дееспособный украинец.
Тут можно было бы с осторожным оптимизмом написать о том, что вот теперь-то для "хатаскрайности" места не осталось и "антинародный режим" обречен — но это не так. Потому что тех, кто реально осознает свои интересы и понимает, чем для него опасно создание Службы финансовых расследований – намного меньше, чем люмпенизированного большинства. Которое так и не научилось понимать одну простую вещь: государство способно раздать вам только то, что оно предварительно у вас же и отобрало.
- Информация о материале
Страница 1324 из 2102
