В прошедшем в честь трехлетия со дня восхождения на престол «диалоге» со страной Президент Виктор Янукович сказал по поводу угольных копанок так: «На жаль, це проблема не одного дня. Тому що за кожним із цих людей (шахтарів) - сім'ї, діти, які просять їсти. Ці люди нічого більше робити не вміють, більше того, в цих регіонах немає інших робочих місць. Це проблема соціальна, проблема важка. Ми про неї знаємо, ми над нею працюємо у рамках існуючого законодавчого поля, але вирішити її просто, швидко і легко - не можна».
Итак, свыше послан сигнал для народа и для тех, кто стоит за копанками, – не нужно горячиться и переживать, все под контролем.
Есть у Владимира Маяковского такие строки: «Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были?». Опускаясь с небес на нашу грешную, измученную и изрытую землю, можно с учетом современных украинских реалий скорректировать слова поэта так: «Послушайте! Ведь, если копанки возникают – значит – это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были?». Итак, задача сформулирована, попробуем поискать, кому это нужно и кому это выгодно?
Копанки как составная часть нынешней государственной политики
После окончания выборной кампании и «перезагрузки» Кабмина участились заверения власти в том, что пришло время активизации экономики, что мы дождались – наконец-то в правительство пришли люди, которые костьми лягут, но и государственную казну наполнят, и благоденствие народа обеспечат.
Предварительные результаты деятельности «новой» команды можно оценить на основе анализа некоторых январских показателей наполнения бюджета.
Расшифруем некоторые «чудачества», связанные с бюджетными поступлениями в текущем году. Если принять во внимание только общие цифры, то, как бы, присутствует рост бюджетных платежей по сравнению с таким же периодом предыдущего года – 11,2 млрд. в январе 2013 г. по сравнению с 8.9 млрд. января пошлого года, и даже имеется некоторый профицит. Но давайте посмотрим, из чего и как образовался этот рост.
Поступления налога на прибыль предприятий увеличились на 317 %!!!
«Вау», как хорошо мы стали работать, может кто-то подумать. Но дьявол кроется в мелочах.
Дело в том, что в прошлом году налоговая требовала от предприятий уплачивать налог на прибыль авансом, с обещанием, что по концу года сумма переплаты будет зачтена в счет будущих платежей. В этом же году налоговая служба издала распоряжение, согласно которому такой зачет осуществляться не будет. Одновременно предприятия практически путем шантажа и угроз «наклонили» и заставили перечислить в бюджет еще один авансовый платеж в соответствии с требованиями Налогового кодекса.
Таким образом, фактически все поступления в бюджет в виде налога на прибыль пока что являются авансом государству, который рано или поздно придется зачесть, что приведет к последующему «выравниванию» платежей по этому налогу. Если же такой зачет был бы проведен сейчас, то в бюджете образовалась бы, как когда-то сказал Виктор Янукович, «баранка от бублика». Следует также учесть, что резко (на 25,6 %) вырос долг бюджета перед теми же предприятиями по возмещению НДС, что увеличивает нашу «баранку» еще больше.
Какую же «дырку» в бюджете закрывали принудительными авансовыми платежами и сдерживанием выплат по возмещению НДС? Ответ – в последующих строках бюджета. Плата за пользование недрами снизилась на 73, 8 %, плата за транзит нефти и газа упала до нуля!!! Платежи за пользование недрами для добычи нефти упали почти в 23 раза!!!
У нас что, так резко упала добыча природных ресурсов? Если верить уверениям власти, то, наоборот, в стране растет собственная добыча энергоресурсов. А теперь вопрос, на который нужно ответить, как говорится, с первого раза, кто в Украине имеет доступ к недрам, и, в частности, к углю, нефти и газу?
Уровень добычи энергоносителей не снизился, но зато происходит передел этого рынка. Все лакомые кусочки давно разобраны, поэтому приходится «грабить награбленное», забирать у «своих». К примеру, недавно все СМИ пестрили кричащими заголовками такого рода: «Шуфрич поднял шум и обвинил Кабмин в попытке отобрать его бизнес», или: «Семья забирает у Шуфрича 30% нефтегазового бизнеса», и, наконец, так: «Шуфрич и Рудьковский «отказались» от прибыльного газового бизнеса в пользу "семьи"». А на днях появилась информация о том, что Ринат Ахметов покупает 30 % нефтегазового бизнеса Рудьковского. О переделе угольного рынка мы будем говорить дальше.
То есть, с учетом приведенных данных, получается, что владельцы шахт и скважин за наш с вами счет получают индульгенцию от необходимости платить за пользование недрами, а так называемые «копанки» различного рода разрослись до государственных масштабов и получили «крышу» в самых высших властных эшелонах.
Согласно анализу, проведенному газетой "Зеркало недели", угольные склады в Украине накопили около 6 млн. тонн «избыточной» продукции, не находящей сбыта и применения. Специалисты считают, что в «затаривании» складов виновны именно копанки — нелегальные мини-шахты, которые за последние два года резко увеличили добычу и отвоевали у легального рынка не менее 10 %. Более того, нелегальный, черный в прямом и переносных смыслах, уголь из копанок вышел даже на экспортный рынок. Если же учесть, что немалая доля такого угля «отбеливается» через государственные шахты, то объем нелегальной добычи можно оценить в 10 млн. тонн в год!
Свою точку зрения на работу копанок высказал и профсоюз. Увеличение нелегальной добычи угля в Украине наносит серьезный вред угольной промышленности – считает Валерий Мамченко, заместитель председателя Профсоюза работников угольной промышленности Украины (ПРУП). Копанки - это мощнейший удар под дых украинскому углепрому – сказал он. Зампред ПРУП также утверждает, что владельцы копанок используют различные схемы легализации и продаж угля, например, через госшахты, договариваются с ТЭС, везут на экспорт. Естественно, активизация копанок приводит к тому, что государственные угледобывающие предприятия сокращают персонал, поскольку они не могут продавать уголь дешевле, чем продукция копанок. И мы уже имеем пример того, как руководители государственных шахт обратились к руководству страны за помощью в сбыте продукции, поскольку электростанции Рината Ахметова отказались от угля, поставляемого госшахтами.
Согласно официальным данным по результатам тендеров, связанных с поставками угольной продукции, на первое место сейчас вышли структуры, связанные с Александром Януковичем, опередив Рината Ахметова. Но если у последнего имеются собственные угледобывающие предприятия, в том числе за пределами Украины, то относительно сына Президента нет официальных сведений о наличии таковых.
Усилившаяся волна интереса со стороны СМИ и общественности к проблеме копанок заставляет не только Президента, но и местную власть комментировать сложившуюся ситуацию и как-то ее «разруливать», чтобы оправдаться в глазах электората. В частности, как следует из информации УНИАН, глава госадминистрации Донецкой области Андрей Шишацкий на пресс-конференции в Донецке сказал: «Знаю о ситуации в Снежном, где прямо во дворах там покупают участки и внутри ведут добычу.
Скажу честно: к сожалению, приходится согласиться с тем, что где-то есть действительно полная деградация этих заброшенных шахтерских поселков. И нам необходимо эту проблему признать и думать о том, каким образом там все-таки заместить. Потому что, к сожалению, вот такие частные копанки - их и оформлять нет никакого смысла и возможности. Но для некоторых людей эти копанки просто источник выживания».
Кроме того, губернатор предложил путь борьбы с нелегальными «рудокопами»:
«Пока решается вопрос об ужесточении наказания за незаконную добычу угля, наша задача постараться максимально «обрезать» рынок сбыта угля, добытого в копанках».
На последних словах Андрея Шишацкого об «обрезании» мы подробнее остановимся дальше, а сейчас отметим, что Донецкий губернатор фактически сказал то же, что и Президент Виктор Янукович. Типа, да, есть «полная деградация» и «депрессивные регионы», но мы тут ни при чем. Виктор Федорович даже Павла Лазаренко вспомнил и обвинил его в организации копанок (с него ведь не убудет, все равно по «мокрой» статье пустят).
Фактически же высокие государственные мужи признали, что копанки перешли в разряд высокой государственной политики, стали неотъемлемой ее частью, а потому замалчивать эту проблему уже нет возможности, но от ее решения они самоустранились.
В то же время Янукович и Шишацкий тонко, но как-то издевательски смещают акценты. Мол, народ сам виноват в своей «деградации» и «депрессии», в рытье этих самых копанок от нищеты и безысходности, в которые, как следует из рассуждений Президента и губернатора, люди сами себя загнали. При этом ни один, ни другой не хотят говорить о действительных причинах такого явления, а не о его следствиях. Возможно, что, как сказал губернатор, «для некоторых людей эти копанки просто источник выживания», но хозяева копанок отнюдь не являются шахтерами, которые остались без работы и которым не на что жить, для них копанка это источник наживы. Причем, незаконной наживы.
Поскольку высокие должностные лица уходят от прямых ответов, давайте с вами наметим факторы, которые способствуют развитию копанок. Для этого достаточно поставить ряд вопросов:
- кто в действительности является организаторами и хозяевами копанок, кто получает с них «навар»;
- почему этих нелегалов, организовавших незаконную деятельность и попутно нарушающих все законодательство, какое только можно, власть своими высказываниями возводит чуть ли не в ранг благодетелей, спасителей отечества, которые, дескать, дают работу и зарплату людям;
- почему, если угледобыча является прибыльным делом (а в убыток себе хозяева копанок работать не будут) расширением и освоением новых мест добычи не занимаются государственные шахты;
- почему государственные шахты не создают новые рабочие места за счет открытия новых участков и не обеспечивают зарплату не меньше, чем платят в копанках;
- почему государством не проводится переобучение, перепрофилирование и трудоустройство шахтеров, не нашедших себе применения на госшахтах;
- делает ли что-то вообще государство или планирует ли что-то делать по перечисленным проблемам.
В конце концов, если власть действительно считает деятельность копанок незаконной и желает ее прекратить, то почему бездействуют правоохранительные органы и налоговая? Милиция и прокуратура рассказывают нам о раскрытии преступлений многолетней давности, совершенных бывшими властными особами, налоговая регулярно отчитывается о выявлении незаконных подпольных цехов и «конвертов». А ведь копанки ведут свою деятельность открыто, на виду у всех, так почему же их никто не «выявляет»?
Теперь поговорим об «обрезании» и специально для губернатора Донецкой области назовем конкретных лиц, которым нужно устроить указанную процедуру.
Сравнительно недавно "ОстроВ"писал о том, что швейцарская ежедневная газета «Le Matin Dimanche» назвала сына украинского президента Александра Януковича угольным королем, который продает тысячи тонн угля в сутки.
Как следует из материалов швейцарской газеты, принадлежащая Александру Януковичу компания «Mako Trading» специализируется на продаже антрацита. Месторождения такого вида угля в Украине имеются только в двух областях – Луганской и Донецкой. В Донецкой области антрацит добывается в Шахтерском районе, Торезе и Снежном, в «зоне влияния» государственных предприятий «Торезантрацит» и «Снежноеантрацит». Как раз именно в этом регионе фиксируется наибольшее количество нелегальных копанок и наиболее активная незаконная добыча угля, что дает неоднозначную подсказку – откуда «Mako Trading» берет дешевый антрацит для экспорта.
Называл "Остров"имя еще одного угольного «барона», а именно – небезызвестного народного депутата Юрия Иванющенко, который тоже активно экспортирует уголь. При этом большинство специалистов, анализируя специфику сделок и доступные документы, утверждают, что экспортируется именно продукция, добываемая в «копанках».
Так что рынок сбыта продукции нелегальных копанок очень даже узкий, вполне понятный и конкретный, да только у донецкого губернатора что-то «обрезание» не получается…
Донецкий срез
Перейдем теперь от общего к частному и покажем на конкретном примере, как в Донбассе пытаются узаконить копанки.
Начнем с повторения изречения Андрея Шишацкого, приведенного выше, о том, что «такие частные копанки - их и оформлять нет никакого смысла и возможности». Лукавит и не договаривает губернатор и, даже можно сказать, противоречит фактическим обстоятельствам. А факты таковы.
Как утверждают некоторые источники, еще в начале 2011 года Президент страны Виктор Янукович поручил главам Донецкой и Луганской областей «изучить возможность легализации теневой угледобычи», для чего создать совместную рабочую группу, выводы которой станут ключевыми для узаконивания «копанок».
06 сентября 2011 года Донецкий облсовет, которым руководит Андрей Федорук, бывший гендиректор АО Менеджмент Асетс Корпорейшн (МАКО), принадлежащей Александру Януковичу, принял решение № 6/6-142. Этим решением утвержден новый «Порядок согласования ходатайств о предоставления недр в пользование», что можно расценивать как первый шаг к легализации копанок.
После этого Донецкий облсовет стал «штамповать» решения о согласовании ходатайств о предоставлении недр в пользование для добычи угля. Мониторинг работы облсовета показал, что после принятия нового порядка ежемесячно на каждой сессии областного совета принимаются 2 – 4 решения о согласовании ходатайств о предоставлении в пользование недр для добычи угля. Всего за период с дня принятия указанного решения Доноблсоветом согласованы ходатайства о предоставлении недр для добычи угля более, чем 30 предприятиям, деятельность которых, мягко говоря, вызывает некоторые сомнения и опасения, о чем будет детальный разговор ниже.
Согласно действующему порядку облсовет принимает решение о согласовании предоставления недр в пользование только на основании заключения облгосадминистрации, о чем говорит пункт 3.5 Порядка.
Так что же получается, то ли Шишацкий не знает об этом ничего, то ли сознательно скрывает такие факты, утверждая, что его администрация не занимается оформлением копанок?
На нашем сайте размещен репортаж о копанках в поселке шахты «Северная» под названием «Территория, где правят бандиты», который стал поводом для приезда иностранных журналистов, о приключениях которых, и о погоне за ними неизвестных лиц в Снежном, мы тоже рассказали. Перед этим «ОстроВ» рассказывал о подобной погоне за донецкими журналистами из другого издания.
Как оказалось, внимание представителей прессы привлекла копанка, которая принадлежит ООО «Град-инвест плюс», владелец которой, как впоследствии было заявлено, хотел просто «пообщаться» с журналистами. В последующем представители Снежнянских правоохранительных органов распространили информацию о том, что указанное предприятие официально зарегистрировано, внесено в реестр, а потому, журналисты, как бы, возвели напраслину и зря побеспокоили уважаемых людей.
Действительно, ООО «Град-инвест плюс» значится в едином государственном реестре под кодом 35537672.
Однако, найти физически это предприятие практически невозможно. Согласно данным реестра официальный юридический адрес предприятия – Донецк, бул. Шевченко 13-А (номер офиса не указан). По этому адресу расположен бизнес-центр «Business Park», вот это здание.
Автор пытался разыскать офис «Град-инвест плюс» в этом бизнес-центре, но попытка не увенчалась успехом. Такое впечатление, что адрес формальный и физически предприятие по своему юридическому адресу не присутствует. Номер телефона или иные средства связи в реестр не внесены.
Учредителем и собственником ООО «Град-инвест плюс» является Рафаэл Тамазян, в качестве директора зарегистрирован некто Долгополов С.О., но их личные контакты в реестр также не внесены. Удалось только выяснить, что Тамазян зарегистрирован как житель Тореза, а человек с фамилией Долгополов работал или работает менеджером предприятия с названием «Импульс-2008», которое зарегистрировано в г. Снежное.
Согласно данным реестра, ООО «Град-инвест плюс» не имеет филиалов или иных структурных подразделений, поэтому на каких правах оно осуществляет деятельность в Снежном и есть ли в этом городе офис предприятия, не понятно.
Несмотря на достаточно сомнительные и вызывающие вопросы сведения о предприятии, тем не менее, решением Донецкого облсовета 6/18-460 от 16.01.2013 года (надо полагать, по заключению облгосадминистрации) ООО «Град-инвест плюс» согласовано предоставление недр в пользование для добычи угля в границах (еще раз внимание!) государственного предприятия «Шахта «Северная»!!!
Текст приведенного решения настолько неоднозначный, что вызывает уйму вопросов. Первый мы уже отметили – как можно вот так, запросто, без всякого основания отдавать непонятной частной структуре то, чем владеет и распоряжается государственное предприятие?
Следующие вопросы порождены расплывчатостью и неопределенностью решения облсовета. Например, в Донецкой области несколько шахт с названием «Северная», таковые имеются в «Дзержинскугле», ГХК «Макеевуголь» "и ПО «Снежноеантрацит». Отсюда непонятно, на какую именно шахту снизошла благодать Донецкого облсовета.
Не конкретизирована в решении и территория, на которой «Град-Инвест Плюс» может добывать уголь. Хотя согласно Порядку, предприятие обязано предоставить географические координаты предполагемой разработки угольного пласта.
Насколько можно судить из полученной информации, земельный участок для добычи угля предприятию «Град-Инвест Плюс» тоже не отводился.
И, наконец, не обозначены границы (так сказать, длина, ширина и глубина мысли облсовета) и другие параметры угледобычи, включая способ. Последнее, думается, является важным фактором, поскольку предприятие ведь может избрать карьерный способ вскрытия и разработки пласта. Сами понимаете, какой это губительный способ для окружающей среды и населения.
А теперь главное! Ни государственная регистрация предприятия, ни наличие решения облсовета о согласовании ходатайства о предоставлении недр в пользование не являются достаточными документами для осуществления добычи угля.
Основной документ для ведения добычи полезных ископаемых называется «Специальное разрешение на пользование недрами». Выдает его Государственная служба геологии и недр Украины, а предоставляется такое разрешение только после проведения экспертизы Государственной комиссией по запасам. Кроме того, следует выполнить и соблюсти еще ряд обязательных, предусмотренных законом требований, для того, чтобы добычу угля можно было назвать законной. До этого вскрытие пласта и добыча полезных ископаемых – это незаконная деятельность со всеми вытекающими из этого последствиями. Вплоть до уголовной ответственности. Но правоохранители только разводят руками и ничего не предпринимают.
Если вести речь о строительстве новой даже малой шахты, то разведка, согласование, создание инфраструктуры и строительные работы займут не менее 5 лет с условием надлежащего финансирования всех работ. А живые деньги хочется иметь уже сейчас. Поэтому задействуются разные нелегальные схемы, о которых будет разговор в следующих публикациях.
В завершение этого материала два фото сайта «ОстроВ», иллюстрирующих, кому Донецкий облсовет и Доноблгосадминистрация раздают наши недра. Вот так выглядит новоявленная «шахта «Град-инвест плюс».
А вот предъявленный руководителями предприятия документ (технический паспорт на здание), который, по их мнению, оправдывает деятельность копанки в Снежном.
Обратите внимание – бывший владелец объекта недвижимости государственное предприятие «Шахта «Северная»!!! Вот так, незаметно, полулегально, проходит приватизация государственного добра. Но об этом будет отдельный разговор, журналистское расследование на этом не заканчивается, не исключено, что потребуется расследование компетентных правоохранительных органов (чего, честно говоря, у нас добиться непросто, если только власть сама не заинтересована в этом), так что продолжение следует…