Обыватель не интересуется геополитикой, думая, что она его не касается. А напрасно. Происходящее на Украине показывает, как нежелание власти делать выбор между Россией и Западом бьет по карманам населения.
Украинские власти готовятся создать "министерство благополучия". Или "департамент процветания". Или еще как-нибудь его можно обозвать – никакая терминология из лексикона антиутопий уже не кажется чрезмерной. И напрямую иллюстрирует тезис, что нельзя жить в государстве и при этом ему не принадлежать.
Служба финансовых расследований – перспективное ведомство с крайне широкими полномочиями, создание которого лоббирует вице-премьер Сергей Арбузов. Под новую структуру предлагается "слить" подразделения налоговой милиции, отделы по борьбе с экономической и организованной преступностью МВД, контрразведывательной защиты экономики СБУ, борьбы с контрабандой Гостаможни и Госфининспекции. Не знаю, насколько неприкосновенными в 30-е и 40-е годы считались сотрудники "гуверовского" ФБР, но, в сравнении с украинскими коллегами, они – практически дружинники без погон.
Потому что бойцы СФР смогут получать любую (!) информацию о вкладах и операциях от банков и кредитно-финансовых органов – всего лишь на основании письменных требований. В любое время дня и ночи сотрудники ведомства смогут заходить на территорию предприятий, изымать документы, опечатывать кассы, склады, архивы (на 24 часа) и останавливать операции с бюджетными средствами.
Не переводите дух: они также смогут находиться в жилых помещениях граждан, изымать вещи, которые, как им кажется, могут быть запрещены или подделаны, пользоваться транспортными средствами и мобильниками физических и юридических лиц и контролировать общественный порядок. За неповиновение сотруднику СФР задерживать будут на сутки. Для своих действий им не нужны решения суда и санкции прокурора. Бойцам спецслужбы дадут возможность применять оружие и спецсредства, а в случае гибели – гарантируют льготы и бонусы семье.
Мне кажется, я такое в голливудском кино только видел. Когда полицейские, размахивая значком, конфискуют авто, гоняются за злодеями, а потом долго изводят их под корень на заброшенном заводе из всех доступных средств огневой поддержки. Такое кино хорошо идет под попкорн – в нем мало содержательности и много зрелищности. Можно хорошо убить время, понимая, что ничего подобного в реальной жизни нормальной страны происходить не может. Потому что ясно заранее, что в жизни со значками бегают отнюдь не только положительные до мозга костей герои в исполнении "мелов гибсонов".
Так вот – оказалось, что может. Если вчитываться в задачи СФР, то будущей структуре положено будет обеспечивать "контроль над финансовой системой с целью предотвращения преступных посягательств, за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, а также в выявлении коррупционных действий". Иначе говоря – для борьбы с коррупцией (которая происходит по причине избыточных полномочий власти), по мнению авторов инициативы, нужно наделить власть еще большими полномочиями. И уж тогда сотрудники новой спецслужбы будут спасать Украину-матушку от ворюг, а попутно – ходить по воде и превращать вино в воду. Потому что не использовать такие полномочия для рейдерства или шантажа могут только библейские апостолы. Которые, как известно, тоже не без греха были…
Вокруг всей этой инициативы есть две волны обсуждения. Первая – это официальный информационный шум: даже соратники Сергея Арбузова по кабмину считают, что это уже чересчур. Эксперты твердят об ухудшении инвестиционного климата, снижении деловой активности и прочими эвфемизмами, означающими сокращение притока "живых денег". И вот тут и кроется главный парадокс происходящего. Потому что Виктор Янукович, ставленником и соратником которого является официальный автор идеи Сергей Арбузов – рассматривает новую службу как раз, как источник поступления средств.
Украинский президент никак не может определиться между Москвой и Брюсселем. Он боится потерять власть – и потому не хочет перенимать европейские политические традиции. Он боится потерять деньги – и потому опасается российских экономических обычаев. Отсутствие решения означает дефицит денег: МВФ не даст кредиты, а Москва не пойдет на газовые уступки.
Ради возможности ничего не решать, Янукович готов даже заплатить. Правда не из своего кармана: по мнению политолога Юрия Романенко власть попытается пройтись фискальным катком по среднему и мелкому бизнесу, а также теневому сектору, куда предприниматели мигрируют от всевидящего государственного ока. Попутно с решением финансовых задача правящие элиты зачищают поле среднего класса – чтобы избавиться от потенциальных харизматиков, привыкших к тому же добиваться успеха и много работать.
Буриданов осел подох с голода из-за того, что не смог выбрать из двух стогов сена. Янукович тоже страдает из-за неспособности есть "рыбу" не забираясь ни в одну из интеграционных "лодок". Но плохо будет не только ему самому: за это бесконечную игру в геополитические наперстки платить теперь будет любой более-менее самостоятельный и дееспособный украинец.
Тут можно было бы с осторожным оптимизмом написать о том, что вот теперь-то для "хатаскрайности" места не осталось и "антинародный режим" обречен — но это не так. Потому что тех, кто реально осознает свои интересы и понимает, чем для него опасно создание Службы финансовых расследований – намного меньше, чем люмпенизированного большинства. Которое так и не научилось понимать одну простую вещь: государство способно раздать вам только то, что оно предварительно у вас же и отобрало.