При подготовке к общему собранию акционеров ПАО «НКМЗ», которое состоялось 14.03.2012 года, акционером и бывшим сотрудником предприятия Александром Тихоненко был выявлен факт составления должностными лицами ПАО «НКМЗ» недостоверной отчетности в части размера нераспределенной прибыли завода. В частности, в отчете о собственном капитале за 2011 год в разделе «Взносы участников» было отражено увеличение прочего дополнительный капитала на 136,177 млн. грн., и уменьшение нераспределенной прибыли на соответствующую сумму. Даная операция была описана как создание специальных (целевых) фондов, однако нынешнее законодательство наличие таких фондов на предприятиях не предусматривает, и Тихоненко сделал вывод, что перед ним факт мошенничества. Времени на подготовку к собранию и ознакомление с предоставленными документами у акционера было недостаточно, поэтому он попытался разобраться в этом вопросе на самом собрании.
«Я взял слово и начал оглашать выявленные замечания и недостатки в работе ПАО «НКМЗ», но президиум собрания и акционеры в зале, нарушив мои права и порядок проведения собрания, не дали мне возможности это сделать. Все свои замечания в письменном виде я передал председателю наблюдательного совета Панкову В.А. в ходе собрания. Но мои подозрения так никто и не развеял. Меня просто проигнорировали. После чего в установленном законом порядке я обратился в Хозяйственный суд Донецкой области с иском о признании недействительными решения общего собрания акционеров ПАО «НКМЗ». При подготовке искового заявления я уже более детально разобрался и понял, что деяния должностных лиц ПАО «НКМЗ» носят признаки уголовных преступлений. И обратился также в прокуратуру и МВД», - прокомментировал ситуацию Александр Тихоненко.
Прокуратура квалифицировала действия должностных лиц как мошенничество (статья 190 УК). По мнению Тихоненко, действия должностных лиц ПАО «НКМЗ» можно также квалифицировать по статьям УК 364-1 «Злоупотребление полномочиями служебным лицом юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы», 365-1 «Превышение полномочий служебным лицом юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы», 366 «Служебная подделка», 367 «Служебная халатность». Акционер утверждает, что к совершению преступлений причастны: главный бухгалтер и генеральный директор за предоставление недостоверной статистической отчетности (ст. 366), председатель и члены наблюдательного совета, превышавшие свои полномочия при составлении повестки дня собрания (ст.ст. 364-1, 365-1), председатель ревизионной комиссии, не выполнявший свои служебные обязанности (ст. 367). Тихоненко считает, что общая цель действий всех перечисленных должностных лиц – завладение имуществом ПАО «НКМЗ» путем обмана и злоупотребления доверием акционеров предприятия. За время 2005-2011 гг. нераспределенная прибыль завода незаконно была уменьшена. В этот же период происходила активная купля-продажа акций НКМЗ: был сформирован контрольный пакет акций под управлением наблюдательного совета, распределен контрольный пакет между отдельными акционерами, появился владелец крупного пакета акций в размере 76,9764% от общего количества акций – нардеп-регионал (на тот момент) Георгий Скударь.
Мотивы сокрытия прибыли завода акционерам объяснять не нужно. Нераспределенная прибыль обычно начисляется в качестве дивидендов на акции, и таким образом распределяется среди их владельцев. Вследствие таких махинаций тысячи миноритарных акционеров (главным образом, рабочие и члены их семей) так и не получают своей доли дохода предприятия.
Что касается конкретно НКМЗ, то скрытая от акционеров сумма прибыли могла быть направлена руководством завода на выплаты высоких зарплат отдельным лицам, о чем свидетельствует резкое увеличение административных расходов завода. Так, согласно данным отчета о финансовых результатах за 2011 год по сравнению с 2010 годом при снижении рентабельности реализованной продукции с 38% до 33%, уменьшении балансовой прибыли на 67 млн., падении выручки от реализации на 15%, значительном недогрузе производственных мощностей произошел рост административных расходов на 162 млн. или 86,9%. Наличие в 2011 году высокой зарплаты в размере 1,235 млн. грн. подтверждается и декларацией кандидата в народные депутаты Верховной Рады Украины Боярского Ю.И. (опубликована на сайте ЦВК), который ранее занимал должность главного бухгалтера ПАО «НКМЗ» и подписывал финансовую отчетность за 2011 год. Напомним, в это же самое время сотрудникам, требовавшим повышения зарплат, руководство завода заявляло о «мировом кризисе и трудных временах на предприятии».
В процессе разбирательства, исследуя документацию НКМЗ, акционер Тихоненко обнаружил и другие любопытные факты деятельности команды Скударя, в частности акт проверки соблюдения «Положения АО «НКМЗ» о системе купли-продажи акций общества» от 24.12.2001 года.
Акт проверки составил и подписал председатель ревизионной комиссии АО «НКМЗ» Зайцев С.В. Из текста акта следует, что некто, скрывающийся под лицевым счетом №1, необоснованно скупал на внутренних заводских торгах акции АО «НКМЗ» за счет средств самого же предприятия. Всего таким способом было оформлено 36608 акций (16,393061% от общего количества акций) на общую сумму 10 982 400 грн. Справка главного бухгалтера АО «НКМЗ» Канурной З.Ф. подтверждает приобретение акций на лицевой счет №1 в августе, сентябре, ноябре месяце 2001 года в количестве 36013 шт. (16,12662% от общего количества акций) со средств лицевого счета Общества №45-00/0010. Об этом же свидетельствует объяснительная начальника центрального расчетного бюро АО «НКМЗ» Апухтиной Н.В. и справка заместителя главного бухгалтера Кайдан В.П. В курсе данного нарушения была также начальник бюро методологии и ревизии главной бухгалтерии Дереза З.П., виза которой значится на объяснении главного бухгалтера Канурной З.Ф на имя председателя ревизионной комиссии Зайцева С.В.
Секрет загадочного лицевого счета №1 раскрывает выписка из протокола №11 заседания Совета ЗАО «НКМЗ» от 23.02.2001 года. Согласно документу Совет решил, что в связи с наличием нереализованного остатка средств на выкуп акций на лицевом счете Председателя Правления Скударя Г.М. в сумме 2 534 227 грн., рассмотрение вознаграждения в соответствии с п. 22 Контракта по итогам работы завода за 2000 год произвести после реализации ранее накопленных средств. Выписку подписал председатель Совета ЗАО «НКМЗ» О.Г. Сахаров
Примечательно, что за нарушение финансовой дисциплины никто из указанных должностных лиц не был привлечен к ответственности. Исполнители были лишь предупреждены об ответственности и недопущении подобных нарушений.
Для характеристики размера описанной комбинации показательной будет сумма выплаченных дивидендов всем акционерам. Если по результатам работы ЗАО «НКМЗ» за весь 2002 год всем акционерам отошло 6 699 400 грн., то на начало 2001 года Скударь лично уже поимел 2 534 227 грн., а в течение 2001 года еще позарился на 10 982 400 грн. Надо отметить, что зарплата всех работников завода в месяц на конец 2002 года составляла 6 611 400 грн. при общей численности 15 834 человек.
В начале 2000-х годов нынешний владелец завода Георгий Скударь еще не владел НКМЗ, а был лишь директором. Когда в Украине закончилась массовая приватизация, собственником крупнейшего предприятия Краматорска стал его трудовой коллектив – тысячи работников завода, члены их семей, а также пенсионеры, в прошлом работавшие на НКМЗ. До 1999 года, пока завод пытался удержаться на плаву и не зарабатывал прибыли, эти акционеры фактически не получали дивидендов. Однако, в 2000-х НКМЗ в конце концов преодолел кризис и стал резко набирать обороты. Примерно в это же время и начались манипуляции с отчетностью, целью которых было сокрытие истинных размеров доходов завода от акционеров.
Не получая значительных дивидендов, держатели акций убедились в их бесполезности и стали искать случая продать свои пакеты, чтобы выручить хоть сколько-нибудь значительные суммы. В это же самое время на арене, как по взмаху волшебной палочки, появились организации, пожелавшие их акции купить. Причем, не одна, а сразу несколько. Руководители НКМЗ призвали рабочих продавать акции только заводу, поскольку иные организации, по их мнению, хотели развалить производство и продать его на металлолом. Испугавшись незваных покупателей, коллектив бросился продавать акции команде Скударя, в результате чего НКМЗ быстро перешел в руки своего основного руководителя. Правда, на заводе до сих пор ходят слухи, что ажиотаж вокруг «незваных покупателей» был придуман Скударем искусственно, чтобы лучше мотивировать мелких акционеров к продаже своих долей предприятия.
В результате вышеописанных событий, по словам Александра Тихоненко, работавшего в прошлом на НКМЗ, за 2000-2004 годы от акционеров было скрыто около 500 млн. грн. нераспределенной прибыли, а Георгий Скударь стал обладателем 37% акций на сумму более 30 млн. грн., не заплатив ни копейки налогов. Контрольный пакет ЗАО «НКМЗ» был сконцентрирован в управлении руководства завода и также находился во власти Скударя.
В настоящее время против сотрудников НКМЗ открыто два уголовных дела – по факту мошенничества (помимо Тихоненко, подали заявления еще 3 акционера, один из которых депутат горсовета Краматорска Александр Толстогузов) и не предоставления документов акционеру Тихоненко. Ведется следствие.
Руководство НКМЗ от комментариев привычно отказывается, и никак не реагирует на обвинения акционеров. Самого Тихоненко охрана попросту не пропускает на завод, не смотря на наличие у него официального приглашения от руководства, которое в обязательном порядке рассылается всем акционерам компании. Это видео активист записал во время недавнего визита на предприятие, когда в очередной раз столкнулся с противодействием вахтеров.