Только недавно закончившийся парламентский кризис из-за персонального голосования депутатов плавно перерос в еще один кризис. На сей раз вызванный решением ВАСУ по лишению депутатского мандата защитника Юлии Тимошенко Сергея Власенко. Как выходить из этой ситуации, судя по всему, покамест не знают ни в оппозиции, ни во власти. Заявление лидера ВО «Свободы» Олега Тягныбока, продублированное его соратником и по совместительству заместителем главы Верховной Рады Русланом Кошулинским о том, что нынешний парламент является недееспособным, может свидетельствовать о том, что на этот раз разблокировать парламент будет намного сложнее.
«Комментарии» узнали у экспертов о возможных развитиях сценария в парламенте.
Владимир Фесенко, политолог:
Думаю, что патовая ситуация не будет продолжаться бесконечно. На сегодня есть два сценария решения нынешнего парламентского кризиса. Сценарий первый – самый вероятный – перехват контроля над залом заседаний со стороны парламентского большинства.
У меня большое подозрение, что оппозиция особо и не будет мешать этому. Аргумент простой – если бы оппозиция не хотела отдавать контроль над залом пленарных заседаний ВР, они бы там дневали и ночевали, чтобы не потерять контроль, как это делали «ударовцы». Потому переход контроля над трибуной парламента – это лишь вопрос политической воли и техники парламентского большинства.
Второй сценарий – если мы не увидим никаких активных действий со стороны парламентского большинства в начале апреля, тогда власть взяла курс на досрочные парламентские выборы.
В этом и вся интрига. Оппозиция думает, что она контролирует ситуацию, но на самом деле они могут реализовывать сценарий, который выгоден окружению президента.
Если Рада не будет работать в течение месяца, Янукович еще может немного подождать, а указ о роспуске выдать в начале или в середине мая как подарок к Пасхе. Это означает, что перевыборы состоятся в июле, когда будет низкая явка избирателей и трудности с мобилизацией избирателей. Для оппозиции выборы в июле – проблема. А для власти – наоборот, потому что она сможет задействовать админресурс, стимулирование избирателей.
Виктор Небоженко, политолог:
Парламент еще заработает. Я так говорю не потому, что я миротворец, а потому, что я слежу за работой парламента последние двадцать лет.
Просто сейчас ни Януковичу, ни оппозиции не выгоден работающий парламент. Если бы парламент работал сейчас, Янукович должен был бы ставить вопрос о легализации договора по газотранспортной системе с Путиным. Янукович этого не сильно хочет, а оппозиция тоже хочет добиться четких правил игры, позволяющих ей работать дальше. Потому что ей, конечно, тоже не нужно, чтобы каждую неделю лишали кого-то из их депутатов мандата.
Здесь мы недооценили, имею в виду в негативном плане, «профессионализм» Рыбака. Это мудрый, пожилой человек, который, наверняка, многое может рассказать о жизни, рыбалке, шахматах такому же мудрому Азарову. Если у Азарова вся власть – в ручном управлении, и он долго шел к этому, то Рыбак не понимает, что у него в парламенте на самом деле критическая ситуация. И Рыбак несет персональную ответственность за этот бардак.
Для сравнения – его «папередник» Литвин в таких ситуациях был циничным и изворотливым. Говорят, что в Донецке Рыбак был на своем месте. А здесь он не понимает сущность парламентской деятельности. Ему кажется, что это какая-то техническая работа рядом с Администрацией Президента.
Тягныбок говорит, что парламент не будет работать… Ну, человек первый раз в парламенте возглавляет крупную фракцию. У него это от неопытности. Тягныбок, выпучив глаза, говорит очень безответственные вещи. Сначала он приводит в парламент фракцию и через какое-то время добровольно хочет уйти. А вот Рыбаку можно так говорить. Он пожилой человек…
Алексей Гарань, профессор Киево-Могилянской академии:
В перевыборах не заинтересована, в первую очередь, правящая партия. Поскольку все социологические исследования показывают, что ее результат ухудшится.
Банковая, скорее всего, пойдет на неработающий парламент. Тогда вся власть сконцентрируется в руках Януковича. Думаю, такой вариант очень вероятный, когда парламент не заработает.
Все зависит от того, какой принципиальный выбор сделает Янукович. Если он не захочет Соглашения об ассоциации, ему не нужен работающий парламент. При этом он переложит всю ответственность на оппозицию.
Если все-таки Янукович сохраняет возможность торга с ЕС, то тогда ему нужен разблокированный парламент, чтобы сохранять видимость европейских правил игры.