Главная
"Доны" в Минобороны или Этот странный «антикоррупционный фронт»
В Министерстве обороны Украины хвастаются тенденцией снижения количества коррупционеров в армии. В частности, как рассказал на пресс-конференции в Киеве начальник Главного управления Военной службы правопорядка (ВСП) в Вооруженных силах Украины генерал-майор Александр Дублян, в 2012 году было составлено 115 протоколов о коррупции в армейских рядах, по итогам которых 111 должностных лиц Минобороны были привлечены к ответственности. Он уточнил, что за первое полугодие 2013 года составлено 50 протоколов о совершении коррупционных правонарушений, тогда как за аналогичный период прошлого года таких протоколов было 76. «То есть есть тенденция к уменьшению числа коррупционеров», - сказал Александр Дублян.
Тут же руководитель ВСП отметил, что выявленные в течение первого полугодия правонарушения стали причиной нанесения убытков государству на общую сумму около 16 млн грн, а также финансовым нарушениям в сумме более 21 млн грн. Он также сообщил, что в течение 2013 года подразделениями по борьбе с коррупцией Военной службы правопорядка проведено 650 профилактических мероприятий в воинских частях, 145 комплексных проверок воинских частей, подготовлено и внесено 240 представлений командирам воинских частей, должностным лицам предприятий и учреждений для устранения нарушений закона, причин и условий, которые им способствовали. Он уточнил, что после аудитов Минобороны передало в правоохранительные органы 66 документов, касающихся нарушения финансовой дисциплины, органы прокуратуры открыли 31 уголовное производство по факту расхищения средств и госимущества.
В свою очередь директор департамента внутреннего аудита и финансового контроля Министерства обороны Украины Максим Гольдарб указал, что среди основных видов правонарушений - нарушения в ходе проведения тендерных процедур, хранения военного имущества, а также некачественное выполнение контрагентами Минобороны обязательств по договорам поставок. «Департаментом выявлено нарушений на более чем 120 миллионов гривен, это те потери, которые, возможно, являются безвозвратными», - сказал Гольдарб. 20 миллионов гривен было возмещено, добавил он.
По его словам, подавляющее большинство этих нарушений было допущено в предыдущие годы. «Львиная доля нарушений приходится на 2005-2008 годы, сейчас эти нарушения выявляются, - это незаконные отчуждения массивов земли, договоры так называемого инвестирования и совместной деятельности, в итоге которых министерство оставалось и без земли, и без домов, и без квартир», - сообщил он. Директор департамента добавил, что «более 80 материалов внутреннего аудита передано в правоохранительные органы, на сегодняшний день по многим из них начато досудебное расследование». Только за последний месяц, по его словам, предупреждено незаконных платежей на сумму 6 миллионов гривен.
Кому верить?
С одной стороны, оптимизм представителей военного ведомства относительно борьбы с коррупцией в армии выглядит убедительно – тем более, что он подтверждается цифрами. Но, с другой стороны, если копнуть вглубь, то эти реляции о победах вызывают некоторые сомнения.
Взять последние исследования международных организаций. Вот 9 июля были опубликованы результаты исследования Global Corruption Barometer от Transparency International и Gallup International Association, согласно которым протестовать против коррупции сегодня готовы 68% украинцев, о готовности выйти на улицу с протестом заявляют 36% опрошенных. При этом 43% респондентов считают, что за последние два года уровень коррупции в Украине значительно вырос, 74% - уверены, что государственный сектор коррумпирован, 80% - охарактеризовали действия правительства в борьбе с коррупцией как не результативные. И лишь 4% опрошенных считают, что государственная антикоррупционная борьба имеет хоть какой-то результат.
В нашем же конкретном случае с Минобороны пикантность ситуации заключается в том, что совсем недавно, в середине июня этого года, Генеральная прокуратура Украины заявила о систематическом хищении боеприпасов и запчастей к военной технике в Вооруженных силах Украины. По информации ГПУ, с января по июнь 2013 года выявлены факты хищения военного имущества и служебной халатности по его сохранению в 20 военных частей, - разворовываются патроны и незаконно расходуются боеприпасы при организации стрельб для посторонних лиц, выявлена кража 340 тонн топлива для ракетных двигателей стоимостью более 5 млн гривен, значительное количество военной техники стоимостью почти 2,5 млрд грн без достаточных правовых оснований находится на предприятиях ОПК.
Казалось бы, причем здесь коррупция? Связь самая прямая – львиная должность этих преступлений не могла совершаться без покрывательства (а то и по прямой указке и участии – как, например, при организации незаконных стрельб или передаче военной техники предприятиям ОПК) должностных лиц, т.е. «коррупционная составляющая» в этом повальном воровстве и злоупотреблениях налицо. И обратим внимание на цифру: Генпрокуратура заявляет о незаконной передаче техники на 2,5 млрд грн, но эта потрясающая сумма убытков для армии почему-то вовсе не фигурирует в отчетах контролирующих структур самого Минобороны. Может быть потому, что такая передача техники могла осуществляться только с ведома или по приказу самых высоких руководителей военного ведомства?
Более того: после работы в армейских рядах сотрудников Генпрокуратуры произошло беспрецедентное для украинской армии событие – начальник Генштаба обратился с открытым письмом к военнослужащим, в котором констатировал небывалый по размаху расцвет воровства и должностных злоупотреблений в Вооруженных силах, угрожал и требовал прекратить этот «беспредел».
Но вот проходит пара недель, и контролирующие службы в лице ВСП и департамента внутреннего аудита и финансового контроля МО (что характерно, обе структуры подчинены министру обороны) вдруг констатируют, что на самом деле размах коррупционных деяний в армии с начала года имеет «тенденцию к уменьшению»...
Но интереснее другое: согласно заявлению Генпрокуратуры, сохранение военного имущества оборонным ведомством не контролируется, а работа внутреннего аудита является недостаточно эффективной (за что как раз и отвечает упомянутый департамент внутреннего аудита и финансового контроля МО). В представлении на имя министра обороны Павла Лебедева ГПУ требует не только обеспечить сохранение военного имущества, но и привлечь к ответственности чиновников оборонного ведомства, виновных в выявленных нарушениях.
Сейчас же те самые службы, которых Генпрокуратура обвинила в недостаточной эффективности, рассказывают, что, во-первых, львиная доля нарушений произошла 5-7 лет назад, при совсем другом руководстве ведомства. А во-вторых, никакой проблемы не существует – мол, на самом деле объемы злоупотреблений резко снижаются. Так кому верить – Генпрокуратуре и начальнику Генштаба или контролирующим структурам при МО?
Кстати, о прошлых военных руководствах. С 2008 года сменилось три руководителя военного ведомства. И только при нынешнем министре обороны вдруг стали всплывать нелицеприятные факты пятилетней давности. Вопрос: а чем занимались предыдущие руководители МО? Почему они не выявляли эти факты, если те действительно имели место? Очевидно, правоохранителей не может не заинтересовать этот вопрос.
Сделаем наоборот
Но есть вопросы и к нынешнему руководству. Вот год назад киевский Центр исследований армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР) при поддержке правительства Великобритании и Офиса связи НАТО в Украине закончил реализацию проекта «Воспитание добропорядочности и борьба с коррупцией в оборонных структурах: опыт Украины». К слову, это первое подобное системное исследование, проведенное неправительственной организацией в нашей стране. Так вот, проведя данное исследование, эксперты ЦИАКР сделали уверенный вывод, что коррупция в оборонной сфере Украины «приобрела признаки системного явления, ставит под серьезную угрозу эффективность развития и функционирования Вооруженных сил, подрывает доверие к армии, приводит к деградации государственного управления в сфере обороны и угрожает самому существованию государства».
Что касается предложений, выработанных экспертами (кстати, на основании международного опыта, которым с украинскими аналитиками поделился Женевский центр по демократическому контролю над вооруженными силами), то ключевые из них - налаживание действенной системы аудита, системы контроля за деятельностью структур и ведомств оборонного сектора, и в том числе, парламентского и общественного контроля (через СМИ и неправительственные организации). На этом фоне нынешняя бурная деятельность контролирующих структур по «отбеливанию» коррупции в армии выглядит несколько странно, заставляя задаться вопросом: а может ли вообще быть эффективным аудит, когда его проводит департамент МО, подчиненный министру обороны? Главным же критерием в борьбе с коррупцией в армии эксперты назвали наличие политической воли, поскольку невозможно реально преодолеть коррупционные проявления, если сопротивление этому позорному явлению не окажут высшие руководители государства, и в первую очередь, Президент Украины.
К слову, одной из главных проблем борьбы с коррупцией в оборонном секторе является отсутствие ответственности должностных лиц, либо же выборочное привлечение к ответственности. В ОПК, например, известны такие примеры, как срыв производства военно-транспортного самолета Ан-70 в 2008 году, искусственное доведение до банкротства Киевского авиационного завода «Авиант» (ныне - филиал ГП «Антонов», долги составили около 2 млрд. грн.), осуждение и досрочное освобождение бывшего генерального директора Харьковского государственного авиационного промышленного предприятия Павла Науменко (осужден решением Киевского районного суда г. Харькова в декабре 2010 г. на 10 лет лишения свободы по решению Апелляционного суда Полтавской области, а весной 2012 уже вышел на свободу) и другие. В Вооруженных силах – та же самая картина.
Что касается профилактических мер относительно искоренения коррупции, то на первое место эксперты поставили отстранение Вооруженных сил от экономической деятельности. Рекомендация вполне логичная: подобная деятельность имеет особенно благоприятные условия именно в оборонном секторе державе, где условия секретности (и, как следствие, слабость контроля – в первую очередь общественного) развязывают руки не чистым на руку чиновникам.
И вот прошло полгода после того, как ЦИАКР передал Минобороны свои рекомендации, и военное руководство официально провозгласило политику, суть которой прямо противоречит выводам экспертов. Вместо того, чтобы ратовать за уменьшение экономической деятельности военного ведомства, Минобороны заявило о своем стремлении поставить такую деятельность на качественно новый уровень, существенно увеличив ее объемы!
В частности, как известно, в мае 2013 года Минобороны подготовило документ под названием «Порядок отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого военного имущества, подлежащих реализации, и земельных участков, которые высвобождаются в процессе реформирования Вооруженных сил и Государственной специальной службы транспорта». Ответ о цене вопроса дает пояснительная записка, подписанная министром обороны Павлом Лебедевым: «За время реформирования в Вооруженных силах образовалось 411 избыточных военных городков, на которых расположено более 7 тысяч зданий и сооружений. Указанные объекты длительное время не используются в интересах Вооруженных сил и не планируются к дальнейшему использованию, на их содержание тратятся средства Госбюджета. До конца года планируется высвобождение еще 214 городков». И далее указано, что «отчуждение указанных объектов позволит получить дополнительные поступления в Государственный бюджет в течение 2013-2017 годов в сумме от 6 до 9 миллиардов гривен».
Согласимся, странная реакция военных чиновников на экспертные рекомендации. И как повлияет такой «экономический настрой» МО Украины на успешность борьбы с коррупцией в его рядах – ясно без лишних слов.
Пчелы против меда
Но в эпохальной битве Минобороны с коррупцией в своих рядах мы встречаем и вовсе какие-то сюрреалистичные картины – в частности, анализируя, кто именно в Минобороны возглавляет «антикоррупционный фронт».
Про личность Максима Гольдарба можно говорить долго – бывший прокурор города Дебальцево Донецкой области, затем руководитель отдела надзора за налоговой милицией Донецкой областной прокуратуры, затем глава Дарницкой районной прокуратуры Киева и начальник транспортного управления прокуратуры Киева в свое время, едва появившись в столице, удивил киевлян своей тягой к роскоши. В частности - когда продемонстрировал свою машину «Range Rover» стоимостью 102 тысячи евро. Как для зарплаты прокурора, такой уровень показался удивительным.
В Киеве имя этого господина связывают с «наездами» на владельцев столичных рынков – Троещинского, «Юность» и «Фермер», где была отработана известная схема – закрытие рынков по причине якобы имевших место нарушений, «решение вопросов» и – возобновление их работы. Также с этим именем связывают «смену разработчиков» песчаных карьеров в районе Лесного кладбища, благодаря чему песок на околицах столицы стало добывать заведенное сюда донецкое ООО «Еврофакт-плюс».
Нынешнее появление в Минобороны бывшего прокурора Дебальцево и его активную деятельность на «антикоррупционном фронте» связывают с началом выдавливания из военного ведомства представителей команд бывших министров обороны Михаила Ежеля и Дмитрия Саламатина. По информации наших источников в военных структурах, сегодня провозглашенная министром обороны «борьба с коррупцией» в первую очередь направлена на этих господ, прочно закрепившихся в Минобороны и Генштабе. Этим нынешнее военное руководство убивает сразу двух зайцев – во-первых, расчищает место для своих людей. А во-вторых, в ответ на претензии Генпрокуратуры и высшего руководства державы создает иллюзию системной борьбы с коррупцией в военных рядах.
Но гораздо большее удивление вызывает кадровая политика в Военной службе правопорядка, которая находится «на острие» антикоррупционного фронта Минобороны. Так, приказом № 289 от 17 апреля 2012 года начальника Генштаба В.Заманы на должность начальника Управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью ГУ Военной службы правопорядка Вооруженных сил Украины был назначен полковник В.Скляр. Но известно, что в 2000 году В.Скляр, будучи военкомом Старосамборского района Львовской области, привлекался к уголовной ответственности по статье 254 УК Украины «Злоупотребления военным должностным лицом властью или служебным положением» (по сути – статья за коррупцию). Сейчас судимость погашена, но такое назначение, согласимся, вызывает изумление. О каких успехах на «антикоррупционном фронте» можно говорить с такими «бойцами» - вопрос, думается, риторический...
- Информация о материале
Новая служба – новые поборы?
Проект Закона «О Службе финансовых расследований (финансовой полиции)» вызвал оживленное обсуждение в широких кругах общественности. И наибольший интерес, естественно, вызвали положения, которые характеризуют это ведомство как силовую структуру и предоставляют ее персоналу возможность ограничивать свободу людей. Если эти планы будут воплощены в жизнь, Служба финансовых расследований (далее – СФР) будет иметь право задерживать и содержать в специально отведенных для этого помещениях лиц, подозреваемых в совершении преступлений, обвиняемых, которые скрываются от дознания, следствия или суда, осужденных, которые уклоняются от исполнения уголовного наказания. Что касается содержания под стражей, то оно допускается на срок, который будет установлен судом, но не более, чем на 10 суток. В случаях, когда человек окажет неповиновение законному требованию работника финансовой полиции, т. е. совершит административное правонарушение, его можно будет содержать под стражей до рассмотрения дела судом, однако не дольше 24 часов.
Кроме того, СФР предоставят право в любое время суток беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, но только в ходе выполнения возложенных на нее обязанностей. Причем в число таких организаций входят налоговые и таможенные органы. Их можно будет осматривать с целью прекращения преступлений и преследования лиц, подозреваемых в совершении преступления. А еще работники финансовой полиции смогут проникать на земельные участки, в жилые и другие помещения граждан, но лишь в тех случаях, когда необходимо преследовать преступника либо прекратить преступление, угрожающее жизни людей.
В одном из пунктов законопроекта указано, что СФР имеет право по письменному запросу беспрепятственно и бесплатно получать от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности сведения, необходимые в делах о преступлениях, находящихся в производстве следователей финансовой полиции. Это касается в т. ч. и данных, содержащих коммерческую и банковскую тайну. Однако, что касается последней, то ее получение будет производиться в том порядке и объеме, который установлен Законом Украины «О банках и банковской деятельности».
Особо выделено, что работники СФР смогут изымать у граждан и должностных лиц предметы и вещи, запрещенные либо ограниченные в обороте, а также документы с признаками подделки. Кроме того, им предоставлено право уничтожать эти предметы, вещи и документы или передавать их по назначению в установленном законодательством порядке.
Отдельным пунктом выделено, что финансовая полиция сможет бесплатно пользоваться всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения. Исключение сделано лишь для такси. Во время служебных командировок работники СФР имеют право на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, а также размещение в отелях при предъявлении служебного удостоверения и удостоверения о командировке. В случае неотложных служебных поездок они обеспечиваются билетами на проезд независимо от наличия мест.
Еще один интересный момент заключается в том, что финансовая полиция получит право бесплатно пользоваться средствами массовой информации с целью установления обстоятельств совершения преступлений и лиц, которые их совершили, а также для розыска преступников, скрывающихся от правосудия, и пропавших без вести людей. Особые опасения может вызвать одна фраза этого пункта. Цитируем: «… с другой целью, связанной с исполнением возложенных на Службу финансовых расследований Украины обязанностей». Она может вызвать двоякое толкование, а потому ее наличие вряд ли вызовет понимание у представителей депутатского корпуса.
Как и следовало ожидать, в законопроекте указано, что сотрудники финансовой полиции имеют право хранить, носить и применять оружие и специальные средства. К числу последних относятся наручники, резиновые дубинки, средства связывания, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего действия, а также приспособления для взлома дверей и принудительной остановки транспорта. При этом в законопроекте указано, что применению силы и специальных средств и огнестрельного оружия должно предшествовать предупреждение о намерении их использовать, если, конечно, это позволяют сделать сложившиеся обстоятельства. Без предупреждения оружие применяется в случае, когда возникла непосредственная угроза жизни или здоровью работника финансовой полиции.
Отдельным пунктом, текст которого слово в слово списан из Закона Украины «О милиции», прописано, что запрещается применять силу и оружие к женщинам с явными признаками беременности, лицам пожилого возраста, лицам с выраженными признаками инвалидности и малолетним. Исключение сделано для тех случаев, когда представители перечисленных выше категорий совершают групповое нападение на работника финансовой полиции или оказывают ему вооруженное сопротивление – тогда стрелять можно.
Кроме того, работникам финансовой полиции запрещено использовать психологическое воздействие для обеспечения проведения проверок субъектов хозяйственной деятельности. Уточнено, что таковое заключается в демонстрировании оружия, резиновых дубинок, наручников или высказывании словесных угроз их применения.
- Информация о материале
Нам денег не надо – налоги давай!
В последнее время придумывание налогов и сборов становится любимым предметом законотворчества чиновников. Повышением налогов решают всевозможные государственные задачи – от поправки состояния здоровья простых граждан до спасения украинской промышленности. Причем если бы все налоговые инициативы чиновников воплощались в жизнь, нынешние цены на товары показались бы гражданам просто копеечными.
К примеру, заметили чиновники, что украинская молодежь слишком много пьет, сразу решили бить пивных алкоголиков гривной. Заработанные на пивном акцизе деньги депутаты от ПР предложили потратить на благородные цели. Поддержать отечественное здравоохранение, в частности больницу Охматдет. Хорошая инициатива? Вроде бы хорошая. Но пивовары в один голос взвыли по поводу того, что необоснованное по их мнению повышение сбора приведет к 24%-ному падению реального объема производства. В результате государство получит в три раза меньше налогов, чем надеется. А пивные компании будут вынуждены уволить 15% сотрудников.
То есть, получается, покупать пиво, по крайней мере, у легальных производителей будут действительно меньше. Но это не дает никакой гарантии, что граждане резко станут меньше пить. Плюс, чем прикажете заниматься уволенным сотрудникам? Люди, как правило, пьют от скуки, безнадеги и безысходности. А не иссякающая армия дворовых пьяниц уже давно доказала – на это дело деньги всегда находятся, причем совершенно непонятно откуда. Впрочем, нардеп Ксения Ляпина верит, что благодаря повышению цены на слабоалкоголку вместо 3-х бутылок пива, молодые люди выпьют две. А значит, польза от нового акциза будет (если молодые люди не начнут экономить на чем-то другом). Вот и руководитель социологической компании Research and branding group Евгений Копатько уверен, что решить проблему исключительно запретительными методами не получится.
Но, повторюсь, это не самое плохое применение запретительного акциза, все-таки борьба за будущее нашей молодежи. Единственное, во что не очень верится, так это что деньги от акциза пойдут больным детям. Но подобных налоговых инициатив чиновников и политиков гораздо больше, и не все из них можно объяснить исключительно заботой о здоровье граждан.
Из недавних успешно реализованных инициатив - повышение таможенного сбора на иномарки, ввозимые в Украину. Вроде бы тоже благородная цель – спасти от разорения отечественный автопром. Вот только почему утопающий автопром сам не хочет себя спасти? Где автомобили нормального качества по демократичной цене? И без того машина является для украинца роскошью. Машина, которую в США продают как дешевое средство передвижения, для Украины уже позиционируется как авто бизнес-класса. А целый рынок продажи документов с «убитых», но зарегистрированных в Украине автомобилей? А импортные машины-двойники, которые массово и без всяких налогов разбираются на запчасти, чтобы поддерживать жизнь в «легальных» стареньких иномарках? А куча попросту нелегальных автомобилей, которые бороздят просторы нашей родины с чужими номерами или переваренным номером кузова? Все это последствия налоговой «дани» в 5-6 и более тысяч долларов, которую собирает государство на границе. Наш автопром не в состоянии конкурировать с «форой» в несколько тысяч долларов? В таком случае новая пошлина вряд ли его спасет.
Но по-настоящему становится страшно от количества подобных идей, которые не доходят до реализации из-за бурной (не радостной) реакции общества или находятся в разработке в недрах министерств и ведомств. К примеру, очень бурно граждане восприняли идею двукратного повышения акциза на бензин. В результате, от этой идеи правительство отказалось. Хотя намерения были тоже вполне благородные - на полученные средства отремонтировать побольше дорог. Вот только и без повышения акцизов с рынком бензина происходит что-то очень странное. С начала года поступления от акциза с нефтепродуктов упали на треть. В то же время, по данным Государственного комитета статистики, потребление бензина в стране снизилось лишь на 9,5%. Возникает закономерный вопрос, насколько уменьшились бы поступления в бюджет в случае очередного подорожания? И главное, кто и сколько бы на этом заработал?
Такое ощущение, что придумыванием новых налогов занимаются все чиновники. Причем в последнее время подобные инициативы появляются все чаще и чаще. Так, кроме идеи бензинового сбора, совсем недавно стала известна инициатива госагентства по вопросам туризма и курортов, в котором предложили ввести налог в размере 1% от минимальной зарплаты для всех граждан Украины, выезжающих отдыхать за границу. Еще одна свежая инициатива - специальный сбор с импортеров и производителей техники, с применением которой в домашних условиях можно осуществить воспроизведение или запись произведений, зафиксированных в фонограммах и (или) видеограммах (компьютеры, магнитофоны, плееры, телефоны и т.д.). Также государство хотело немного пощипать заробитчан, которые должны были дополнительно заплатитьналог на денежные переводы, передаваемые гражданам Украины из-за границы. Кроме того, депутаты хотели обложить налогом в 17% иностранных артистов, которые гастролируют на территории Украины. А в Министерстве доходов и сборов предложили с 2014 года лишить налоговых льгот ряд отраслей, в частности, гостиничный бизнес и производство продуктов питания.
Это все относительно недавние инициативы, каждая из которых должна, по идее авторов, «решать» ту или иную частную проблему. Дополнительный сбор за всю воспроизводящую технику нужен для лучшей защиты авторских прав. А налог на иностранный туризм, по словам премьер-министра Азарова, - это вовсе не налог, а только идея единоразового сбора, который необходим для компенсации туристу какого-либо ущерба, нанесенного ему при пребывании за границей. И вообще, по словам господина Азарова, Кабинет министров Украины никаких новых налогов вводить не собирается и разве что повысит акциз на алкоголь и табак, хотя это решение еще не принято окончательно.
Похоже, чиновники лихорадочно ищут способ с минимальными имиджевыми потерями для власти найти источники дополнительного финансирования бюджета. Пока общественность и журналисты чутко и оперативно реагируют на все подобные инициативы, и очередные проекты «покращення» остаются только проектами. Такое желание «обложить» налогами граждан может быть вызвано сразу несколькими факторами. Во-первых, бюджет требует новых источников вливаний, причем в первую очередь валютных. В мае объем золотовалютных резервов сократился с $25,2 млрд до $24,54 млрд. Всего за два последних года резервы Украины упали на $10 млрд, причем только в 2012 году было потеряно $7,2 млрд. Это значит, что с такими темпами потерь денег может не хватить даже до президентских выборов. По мере опустения государственных закромов, экономику будет лихорадить все сильнее, ведь резервов для поддержания национальной валюты будет попросту не хватать. Гривна становится все более уязвимой для спекулятивных атак, к тому же надо как-то отдавать многочисленные валютные кредиты.
Если не получить доступа к карманам имеющих валюту украинцев, перспективы вырисовываются довольно мрачные. К тому же, по мере уменьшения количества бюджетных средств, в госструктурах обостряется борьба за оставшиеся бюджетные крохи. И единственный способ выбить деньги - это ввести дополнительные поборы, в идеале под конкретную «полезную» инициативу. Но главная трагедия чиновников в том, что на самом деле вытянуть эти средства практически не из кого. Доля мелких предприятий в украинском ВВП, по оценкам экспертов, пока не достигла и 15%, что значительно меньше, чем в развитых экономиках. В Германии на долю малого бизнеса приходится 60%, в Италии — 70%, и даже в соседних России и Беларуси — 22 % и 23% соответственно. Трясти крупный бизнес тоже не представляется возможным, поскольку он принадлежит представителям первых семей государства. Вот и плодятся многочисленные законопроекты на тему того, что еще можно обложить налогом, чтобы сделать жизнь граждан намного лучше и комфортнее. Естественно, за их же счет.
P.S. Уже когда эта статья была написана, появилось новое сообщение. Миндоходов обнародовало поправки к закону "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование", которыми предложено вернуть налогообложение безналичных валютообменных операций. Процесс налоготворчества продолжается.
- Информация о материале
Сможет ли власть выпустить пар
Есть два варианта дальнейшего развития врадиевской истории. Выбирая между ними, Виктор Янукович тем самым будет выбирать, кто ему враг. И будут ли новые бунты. Точно не получится нулевого варианта — вернуть все, как было. Есть жертва — Ирина Крашкова, которая дала показания о том, кто и как над ней издевался. Есть разгромленный милицейский участок во Врадиевке, во время штурма которого пострадали и те, кто находился внутри, и те, кто был снаружи. Поэтому можно не сомневаться, что виновные будут назначены и названы.
Собственно, первые из них уже объявлены. 1 июля заместитель прокурора Николаевской области Дмитрий Ефименко рассказал, что один из подозреваемых в изнасиловании — Сергей Рябиненко (он вел машину, на которой была похищена Ирина, работает егерем в местном лесхозе) — сознался в своем участии в преступлении и подтвердил участие в нем второго задержанного — старшего лейтенанта милиции Дмитрия Полищука (только под нажимом врадиевцев через несколько дней был задержан третий фигурант дела – капитан Евгений Дрыжак). В тот же день сектор связей с общественностью областного УМВД сообщил: «По показаниям работников центральных средств массовой информации, которые также находились на митинге, один из организаторов несанкционированной акции призвал присутствующих людей, а их было около 500 и подавляющее количество из них находились, также со слов представителей СМИ, в состоянии алкогольного опьянения, идти штурмом на райотдел милиции…».
На данный момент есть три подозреваемых насильника и один зачинщик бунта. Первый вариант развития событий — именно они и понесут наказание. В этом случае начальник областного МВД Валентин Парсенюк, отстраненный от занимаемой должности, а также начальник райотдела УМВД Владимир Синицкий и районный прокурор Сергей Мочалко, которые были уволены, получат назначения на какие-нибудь другие должности. Ситуация будет низведена до уровня чуть ли не бытового конфликта: одни по пьяни изнасиловали, другие по пьяни взбунтовались.
Второй вариант — милиция и прокуратура будут копать максимально глубоко. Исполнять обязанности главного милиционера Николаевщины поручено первому замначальника департамента общественной безопасности МВД Сергею Поготову, который ничем не обязан Парсенюку и не прочь задержаться в его кресле надолго. Областной прокурор Андрей Курысь занял нынешнюю должность совсем недавно — 3 июня, а до того работал в Генпрокуратуре начальником главного управления по расследованию особо важных дел. То есть как раз таких, к числу которых относится врадиевское дело.
Они могут раскопать, действительно ли правда все то, о чем говорят местные жители. Действительно ли уже три года во Врадиевке орудует серийный маньяк-убийца, на счету которого местная жительница Вита Яковецкая (ее труп был найден в 2010 году в здании заброшенной больницы) и 15-летняя Алина Поркул (ее труп был найден в январе 2011 года на берегу пруда). Действительно ли у всех трех преступлений один и тот же почерк, правда ли, что местная милиция выбивала признание в убийстве Алины более чем у десятка местных жителей и что некоторые из них были забиты насмерть или покончили с собой. Действительно ли Дрыжак держал в страхе весь поселок, многократно избивал жителей и пользовался полной безнаказанностью, правда ли, что он является крестником Парсенюка (который сам родился на Врадиевщине, в том самом селе, возле которого была брошена умирать Ирина Крашкова).
Министр внутренних дел Виталий Захарченко уже признал вину Парсенюка в «сокрытии объективной информации об обстоятельствах совершения преступления». А генпрокурор Виктор Пшонка заявил, что следственные органы Николаевской области получили указание активизировать следствия по уголовным делам прошлых лет о гибели девушек во Врадиевском районе. Но если выяснится, что бунт во Врадиевке был вызван не одним лишь кошмарным преступлением, а произволом и беззаконием, которые творились в районе под прикрытием руководства областной милиции в течение многих месяцев, то неизбежно встанет вопрос о том, где был губернатор Николай Круглов.
За последний год Николаевская область уже третий раз оказалась в фокусе внимания всей страны, и все три раза именно из-за народных бунтов и кровопролитных конфликтов, порожденных произволом и беззаконием. Вариант глубокого копания выгоден Виктору Януковичу тем, что он поддержит миф о «добром царе». Жители Николаевщины и всей Украины получат доказательство, что тот, кто допускает произвол и беззаконие, — тот враг Президенту. Правда, для этого недостаточно отправить в отставку высокопоставленных руководителей — нужны уголовные дела. Как демонстрация народу, что все остальные губернаторы и милицейские начальники получили предупреждение.
Свои преимущества есть и у первого варианта. Правда, в миф о «добром царе» уже не будет верить никто, зато у жителей различных регионов не возникнет соблазн последовать врадиевскому примеру. Тогда окажется, что враг Президенту — тот, кто нарушает стабильность. В эту категорию попадут как насильники, так и зачинщики бунтов.
Сейчас власть реально испугалась. Ей не впервой разгонять митинги и усмирять протесты. Но тут она впервые столкнулась с бунтом, когда люди готовы идти до конца, потому что видят в местной власти, в местной милиции прямую угрозу своей жизни. А поскольку это происходит в области, которая традиционно голосовала за Виктора Януковича и Партию регионов (причем и губернатор, и главный областной милиционер родом с Николаевщины), — это говорит о том, что в обществе уже перестает работать схема идентификации «свой — чужой» по региональному признаку. Власть должна определить для самой себя, для всей своей вертикали пределы дозволенного — иначе она может оказаться чужой для всего народа.
- Информация о материале
Экономическая политика Украины. Когда же она появится?
Недавно в Санкт-Петербурге состоялся традиционный экономический форум, помпезное и масштабное мероприятие, которое посещают тысячи экономистов, бизнесменов и политиков. Ценность таких встреч состоит в том, что эксперты высокого уровня анализируют экономические перспективы стран, регионов и всего мира. При желании в этих дискуссиях можно разглядеть направление, в котором движутся экономики мира, и учесть эту информацию при формировании страновой экономической политики, чтобы не остаться за бортом.
На Петербургском экономическом форуме "украинский вопрос" не обсуждался, если не считать секции, посвященной Таможенному союзу и Единому экономическому пространству (кстати, секции, посвященной зоне свободной торговли с ЕС, тут не было, что вполне объяснимо). Тем не менее Украине стоило бы задуматься над тем, где она сейчас находится на карте мире и где окажется в ближайшее время. Но речь идет вовсе не о присоединении к союзам и зонам, а о своей собственной экономической политике — внутренней, прежде всего.
На внешних фронтах Украина по забавной традиции мечется из стороны в сторону, не решаясь сказать твердо, хотим ли стать частью какого-либо экономического объединения в принципе. Логика подсказывает, что такой нейтралитет в обозримом будущем кажется почти невозможным, а еще он может быть вредным чисто финансово. Но это вопрос не только экономический, но и политический, причем политический — в большей степени. Внутренняя экономика вполне могла бы быть чистой от склочной украинской политики, но не хватает украинскому государству самой малости — понимания того, какую экономику оно формирует.
Откровенно говоря, никакой экономической политики в Украине сейчас попросту нет, а то, что за экономическую политику выдает правительство, на самом деле называется как-то по-другому, синонимов можно подобрать много: латание бюджетных дыр, создание монополий и тепличных условий для олигополий, тупое выколачивание денег из бизнеса и граждан страны. Не будучи богатой на углеводородные природные ресурсы, Украина живет в значительной степени за счет металлургии, химии, агросектора, электроэнергетики и массового низкотехнологичного промпроизводства. Однако все, что мы наблюдаем в нашей экономике, — мучительное выживание. Который год подряд. И выживают далеко не все.
Есть ли в стране кризис, нет ли его, есть ли демократия или деспотия — стране в любом случае нужна экономическая политика.
"Необходим баланс между государственной и рыночной экономикой. Так можно добиться успеха. В одиночку государство не сможет действовать так же эффективно, как во взаимодействии с сильным рынком", — сказал на питерском форуме Ханс Йорг Рудлофф, председатель правления операционно-банковского подразделения, Barclays.
Ронни Голдберг, исполнительный вице-президент совета США по международному бизнесу, сказал, что сегодня мы наблюдаем кризис роста, кризис рабочих мест, но также и кризис доверия — к государствам, парламентам, премьер-министрам, финансовой системе и международным организациям. Очевидно, что все это касается и Украины. И если государство в лице парламента, премьера и президента желает такое доверие заслужить, придется, наконец, вспомнить, что без внятной экономической политики (не говоря уже о качественной) страна останется в железно-угольном веке с хроническими приступами клептомании у правителей.
Экономическая политика в украинском понимании
Не заладилась она со дня обретения независимости. Пока не приехал МВФ и не сказал ввести НДС и налог на прибыль, никакого понимания, что делать, не было. Не было в стране и реформаторов со знаниями, тех, кто думает не только категориями госбюджета, а ведь именно госбюджет был и остается священной коровой, вокруг которой танцы с бубнами не прекращаются по сей день. С одной стороны, в нашем "социальном" обществе иначе и быть не могло, с другой — цель продуманной экономической политики состоит в изменении ее философии от "надо накормить народ и пенсионеров" до "надо создать условия для выживания и обогащения народа его же силами".
Например, целых пять лет Украина никак не могла ввести в обращение национальную валюту, построить собственную денежную систему. Гривню мы впервые увидели в 1996 г., хотя напечатана она была несколькими годами ранее. Тонны бумаги вот-вот могли начать гнить. Когда же валюта была введена в обращение, понадобилось еще несколько лет, чтобы денежный рынок "устаканился" и заработал, драгоценные годы ушли на формирование валютных резервов. Однако за это время мир ушел вперед. Пока мы решали свои проблемы, пока создавали банковскую систему, оказалось, что бесконечный молебен в честь стабильного курса гривни никак не может быть самоцелью. "Правительство и центральный банк — они создают условия для экономического роста, а экономический рост, конечно же, делает бизнес. Правительство и центральный банк обязаны создать условия предсказуемые, рациональные, которым будет доверять бизнес, — это основная задача", — сказала Эльвира Набиуллина, помощник президента России. Как давно мы слышали что-либо подобное от украинского Нацбанка? После Владимира Стельмаха даже имя нового главы нашего центробанка не все знают, а о том, что у него есть экономическая политика в рамках его собственных полномочий, не догадывается почти никто. Была бы такая политика, мы бы, наверное, знали о ней. Правда, иногда эта политика предсказуема: например, во время финансового кризиса 2008 г. Нацбанк в приказном порядке запрещает досрочное закрытие депозитных счетов, направо и налево рефинансирует коммерческие банки, а затем эти деньги бесследно исчезают вместе с банкирами. Что это? Это и есть политика Нацбанка и правительства? У нас есть такое понятие, как учетная ставка, то есть ставка по кредитам Нацбанка коммерческим банкам — сейчас она составляет 7%. Если бы это было реальностью, в стране наступил бы кредитный рай, но вместо него — фикция.
Фактически сейчас мы имеем такую банковскую систему (которую принято пафосно называть кровеносной системой экономики), при которой из более чем 100 банков рынок делят несколько крупнейших, остальные либо иностранные и небольшие, либо карманные. Как таковой конкуренции тут практически нет. Вся финансовая политика страны, как выяснилось теперь, заключалась в том, чтобы накачать экономику деньгами, к тому же очень дорогими: еще с середины 2000-х годов Украина на внутреннем финансовом рынке имела самые дорогие в Европе кредитные ставки, такими они остаются и по сей день, но если в годы экономического роста (рост ВВП в 2004 г. составил 12% — европейский рекорд) такие дорогие займы можно было быстро вернуть банкам, то теперь ставки остаются тоже высокими, но совершенно неадекватными реальности. По этой причине в период нулевой инфляции, падения промпроизводства (более 9% в 2013 г.) и мизерного роста ВВП (по прогнозам — 1%) бизнес не в состоянии взять кредит: дорого, рискованно, сложно. И со стороны Нацбанка по этому вопросу полнейшая тишина. На вопрос, что вы намерены делать теперь, банкиры загадочно показывают пальцем в небо, мол, а что мы, все из-за тех, кто выше.
Те, кто выше, понимая под экономической политикой, скажем, спасение некоторых отраслей, так и поступают — спасают одну, но убивают другую. В качестве примера можно привести прошлогоднее повышение импортных пошлин на автомобили. До сих пор никто не дал ответа на вопрос: зачем спасать украинский автопром да еще таким варварским методом? Запорожский автозавод уже получал однажды беспрецедентные преференции в совместном с корейской Daewoo проекте по выпуску "ланосов": импорт тогда по такому поводу тоже был ограничен, предприятие было освобождено от налога на прибыль. Спасли ли мы наш автопром? Ну, в какой-то степени да, однако авторынок намного разнообразнее, и он был вполне сбалансирован за счет импорта и развития внутренней узловой сборки. Но введение заградительных пошлин на импорт — хоть и логичная мера, но не до такой степени, ведь она приводит других субъектов экономики — автоимпортеров — к полному бойкоту ввоза автомобилей в Украину и, как следствие, к потере прибыли, сокращению налоговых отчислений.
И знаете, что самое забавное? Украинское производство не выросло, а упало. Оно упало и из-за общеэкономической ситуации (нет доступных кредитов, падение всей промышленности), но также и по той причине, что в Украине ее инвестиционный климат настолько суров, что если ты не олигарх, то вообще не суйся на рынок, если ты середнячок — не выдержишь конкуренции, если ты маленький — сворачивай бизнес и меняй страну (в смысле, уезжай в другую). Компания CASE своими исследованиями это подтверждает. Даже по данным Госкомстата, вплоть до 2009 г. количество малых предприятий прирастало ежегодно (достигло 661 тыс.), росло и количество занятых в них работников (6,45 млн), объем реализованных товаров и услуг к 2009-му достиг 3,66 млрд грн. Отмечу, что рост продолжался даже в кризисный 2008-й и после него. А уже по итогам 2010 г. по всем показателям — количество субъектов малого бизнеса, занятых работников и объемы продаж — произошел спад на 30%. И дело тут явно не в кризисе.
Годы президентства Виктора Януковича и премьерства Николая Азарова характерны тем, что при несформулированной экономической политике (хотя бы даже себе самому) все, чем руководство страны занято, называется "пополнение бюджета". Эту совковую фразу от Азарова мы слышим регулярно. В 2013 г. он создал ситуацию, при которой дефицитный бюджет (то есть сверстанный с заведомым недостатком денег и источников их появления) не выполняется, по разным оценкам, на 25–30%. Даже в совсем уж трудные годы налогоплательщики несли деньги в казну, но теперь им нечего туда нести. Их доконали и пенсионная реформа, и Налоговый кодекс, и авансовые платежи, и рейдеры, и госпроверки, и невозврат НДС, и прочее. И вот теперь правительству приходится на ходу сочинять источники финансирования бюджета. И что же Кабмин придумал? Акцизы и новые виды сборов, весьма экзотические.
Насчет экзотики не стоит сильно волноваться, вряд ли они будут использованы (есть такая надежда), но в качестве веселья нужно вспомнить идею правительственных чиновников взимать плату за выезд за границу и за покупку ноутбуков и мобильных телефонов. Эти примеры демонстрируют, какие тараканы в головах людей при власти. При чем тут ноутбуки, не очень понятно, зато известно, что мобильные телефоны в минувшем году чуть было не попали в закон о налоге на роскошь. Да, хороший смартфон недешев, но в XXI технологическом веке называть его роскошью смешно. И что еще смешнее — попытки урвать у своего гражданина по копеечке выглядят сущим барским самодурством, которое тем и особенно, что траектория движения денег из кармана гражданина в казну прорисовывается очень четко, а в обратном направлении нет ни одной стрелочки. Иными словами, нет ни одной идеи и возможности, которая бы позволила отдельному человеку получить реальную возможность заработать и в качестве чуда — обогатиться. К сожалению, забота о человеке у нас выражается только в пополнении бюджета, а что происходит с этими деньгами после — темный лес. Влиять на бюджетный процесс или хотя бы контролировать его даже члены парламента не могут.
Совсем не экзотично выглядят попытки поднять ставки акцизных сборов. Однако и здесь мы видим весьма странный подход к решению экономических проблем.
Для начала отметим, что рост ставок планируется далеко не по всем группам подакцизных товаров. Например, водка пока не подорожает. Это стратегический продукт, на водочном рынке работают специфические люди — очень интегрированные во власть и очень зависимые от государственной монополии на спирт. И, что характерно, водку нашу делают наши отечественные бизнесмены, совсем другая картина на пивном рынке, где значительная часть этой отрасли куплена зарубежными компаниями, которые во избежание проблем всегда принимают правила и законы страны, в которую они пришли. Вдруг оппозиционные партии предложили, а власть с радостью поддержала повышение акцизов на пиво на астрономические 190%. Такое единство нынче большая редкость. В чем дело? Главная причина повышения акциза заключается в желании построить в Киеве детскую больницу. И это, пожалуй, первый случай в экономике, когда нагибается целая отрасль ради возведения одного здания. Ну, может, еще египетские фараоны прибегали к массовым поборам для своих нужд. Но больница стоит около 2 млрд грн, а прогнозные сборы пивного акциза составят 4 млрд в год. Будем ли мы иметь по две больницы в год по всем регионам? Йорген Буль Расмуссен, президент и исполнительный директор Carlsberg Group, никогда не слышал, чтобы за счет акциза строили одну-единственную больницу, и он уверяет, что производство пива в Украине его компания если не свернет полностью, то сократит точно.
Еще одна идея не дает покоя правительству — поднять акцизы на топливо, то есть на бензины, дизтопливо и так далее. Для начала отметим, что эти акцизы пару лет назад были введены в качестве замены транспортного сбора. Эта здравая идея была хороша тем, что если сбор этот никто, в общем, не собирал, потому что никто не платил, то после включения сбора в цену топлива бюджет начал получать деньги (около 27 млрд грн). Но их, разумеется не могло хватить на строительство дорог, а посему подготовка к Евро-2012 в части приведения дорожной инфраструктуры в порядок состоялась за счет заемных средств, основным кредитором был Всемирный банк. И сейчас, глядя на дороги, не имеет смысла выяснять, на каких условиях эти кредиты были выданы, куда интереснее узнать, на что, собственно, были потрачены эти деньги и кем персонально? "Укравтодор" из штанов выпрыгивает, чтобы повысить акцизы на 100%, но и это не есть экономическая политика, так как без реформирования дорожной системы этим асфальтобетонным шулерам нельзя давать ни копейки, иначе мы получим ровно такой же результат, как и за заемные деньги.
В сферу экономической политики следует отнести и развивающуюся IT-индустрию, но она чудным образом оказалась под покровительством президентского сына, написавшего законопроекты, которые якобы помогут отрасли. И отрасль дружно сказала: "Правильное решение!" (попробовали бы сказать иначе), при этом ничего, по сути, не изменилось. "Как только создается интеллектуальная собственность, необходимо модернизировать законодательство, а также обеспечить эффективную работу закона в случае нарушения прав на интеллектуальную собственность. Как правило, именно такая среда представляет собой благодатную почву для инноваций", — сказал на питерском форуме Мартин Де Бир, старший вице-президент группы по разработке видеотехнологий и решений для совместной работы, Cisco. И в Украине одного сына президента недостаточно, ведь этот вопрос находится в зоне ответственности любого ответственного правительства, которое сейчас в основном предпочитает проводить маски-шоу в офисах технологических фирм. Надо ли уточнять, что это тоже не есть экономическая политика?
Но все же попытка создать подобие такой политика была. В июле 2012 г. произошло интересное событие — Налоговая администрация Украины обнародовала план налоговой реформы, который переворачивал наше представление о налогах как таковых. Этот план даже был одобрен Минфином. Главный налоговик страны Александр Клименко предложил снизить базовую ставку НДС с 20 до 12% для операций при импорте для всех видов услуг и отраслей, относящимся к естественным монополиям и энергетическому сектору (наверное, имеется в виду российский газ). Для всех остальных ставка должна была быть понижена до 7%. При этом параллельно вводился налог с оборота со ставкой 2,5% с последующим снижением через полгода до 2%. Клименко был уверен, что так он добьется роста ВВП с 2013-го по 2015 г. на 20%, то есть на 6–7% ежегодно, а из тени выйдут 145 млрд грн, то есть почти треть госбюджета. Читающие это творение эксперты присвистнули от удивления. Налогу с оборота в том виде, каким его узрел Клименко, ZN.UA посвятило не одну публикацию, каждая из которых гуманно объясняла, почему этого делать не нужно. Но куда красноречивее о налоге с оборота выразился (безотносительно нашей налоговой администрации) Каха Бендукидзе, в прошлом российский бизнесмен, миллиардер и член правительства Грузии при Михаиле Саакашвили, автор и вдохновитель большинства грузинских реформ. Итак, Каха Автандилович сказал вот что: "Если вы не понимаете, чем плох налог с оборота, то вам нужно лечить голову". К счастью, Клименко спустил свою затею на тормозах.
Какой могла бы быть экономическая политика
Какие должны быть ставки акцизного сбора, пошлин, налогов, кому какие дать преференции, у кого их забрать — это разговор для каждого случая в отдельности. Самое главное, чтобы люди в правительстве и президент как глава исполнительной (да и всей остальной тоже) власти задумались над тем, что сиюминутное решение бюджетных проблем и такое же мгновенное личное обогащение за счет этого же бюджета ничем хорошим не закончится — ни для них лично, ни для страны. Украина могла бы решить свои внутренние экономические проблемы и стать заметной составной частью мирового экономического пространства. Главное, наконец понять, что эта страна иногда показывает рост, иногда падение, но от стратегии выживания и "распила" нужно будет когда-нибудь перейти к стратегии развития. Никакого "покращення вашого життя вже сьогодні" быть не может. Эта чушь не работает. Пора прекратить поручать писать экономические программы проходимцам, нужно сформулировать цель, которой мы хотим достичь, и толстый бюджет не может быть этой целью. Тогда что?
У правительства есть два вида мер для осуществления экономической политики: прямого воздействия и косвенного. В настоящее время Украина чрезмерно увлеклась именно первым видом, при котором компании действуют по прямому указанию исполнительной власти, то есть вынуждены работать именно с такими ставками налогов, именно с такими правилами разрешительной системы и т.д. Косвенные меры лишены прямого воздействия на экономических субъектов, правительство лишь создает такие условия, при которых бизнес принимает решения самостоятельно, но находясь в рамках экономической политики. Такая политика должна быть направлена на развитие конкуренции, на привлечение инвестиций, на развитие рынков и отраслей, на рост занятости и снижение безработицы и проч.
Почти все годы независимости бизнес жил под гнетом, тогда как давно настало время либерализма в экономике. Финансовое, валютное регулирование в Украине слишком "дубовое", сдвинуть его с места никто не желает, примером чему может служить многолетнее обещание отпустить курс гривни в свободное плавание. Но этого не происходит, потому что у нас слишком часто проходят выборы, а избиратели не любят, когда доллар меняет курс, и потому что либерализация курса означала бы слабо предсказуемые последствия для золотовалютных резервов. Чтобы решиться на такое, придется сказать свое твердое "нет" Международному валютному фонду, что становится не только модным во всем мире, но и необходимым — как было сказано в начале, мы перестали доверять не только своим правительствам, но и международным институтам. Кроме того, и Всемирный банк, и МВФ, кредитуя страны, по сути, заботится о возврате денег и при этом навязывает правительствам такие экономические решения, при которых главными жертвами становятся бизнес и граждане.
Административные меры воздействия на экономику также требуют пересмотра: страна не получит никакого развития без обеспечения защиты прав собственности, конкуренции и свободы выбора. Между тем украинская экономика все эти годы только монополизируется, мы имеем и монополии, которые законодательством хоть как-то регулируются, и олигополии, которые не регулируются никак. Для большинства субъектов экономики действуют принудительные и запретительные меры, для другой части запреты сняты полностью.
Также существуют так называемые институциональные меры экономической политики, то есть правительство берет на себя труд поддержать создание общественных институтов (или хотя бы не мешать их появлению и работе). Как это ни странно, во времена президентства Леонида Кучмы такие институты были, работали и даже были успешными. Достаточно вспомнить, что благодаря активной позиции предпринимательских объединений на свет появилась упрощенная система налогообложения, которая и бюджет пополнила, и облегчила жизнь бизнесу. О том, что это был и эффективный социальный инструмент, известно всем. Но затем и таких общественных объединений стало меньше, и "упрощенка" усложнилась, и лоббировать свои интересы во власти стало практически невозможно, доказательством чему можно считать процесс принятия Налогового кодекса, когда за акции протеста против этого документа некоторые предприниматели оказались на скамье подсудимых.
Невозможно написать готовый проект экономической политики, но, несомненно, она должна быть, у нее должна быть более глобальная, но и более достижимая цель — свобода бизнеса.
Рейтинг легкости ведения бизнеса Doing business 2013, составляемый Всемирным банком, принес сенсацию: Украина внезапно поднялась в нем на 15 позиций — с 152-го места на 137-е. Местные экономисты раскрыли рты от удивления. Оказалось, что по легкости начинания бизнеса в Украине за год мы шагнули на 66 позиций вверх, но на один пункт ухудшилась разрешительная система в сфере строительства. На четыре пункта мы прыгнули вверх в легкости доступа к электросетям (Ринату Леонидовичу нужно много клиентов теперь), но на три пункта опустились в сфере защиты собственности. Так зачем легко начинать бизнес, если защитить его невозможно? Почему так происходит? Потому что руководство страны не поставило перед собой такой цели, у него нет такой задачи. Тот же Николай Азаров совершенно искренне считает, что у нас все хорошо, и не просто хорошо, а благодаря ему и только ему. Как его убедить в обратном?
Когда разные составы украинского правительства и президенты заявляют о привлечении зарубежных инвестиций (это такое себе отечественное "бла-бла-бла"), инвесторы хотят знать, как страна регулирует свою экономику, они хотят знать, что правила игры не поменяются в ходе самой игры. Сейчас же, судя по многим отзывам, мало кто понимает, что будет завтра, зато всем понятно, что власть героически спасает казну, до этого в муках и в поте лица растасканную ею же по щелям. Но до сих пор власть не поставила вменяемой цели. Поэтому нет и экономической политики, нет и понимания перспектив страны. Это кого-то беспокоит?
Совершенно забыл рассказать, как экс-вице-премьер-министр Сергей Тигипко грозился облагать налогом вывод денег в офшоры. Это типа пчелы против меда, подумаете вы? Нет. В список не был включен Кипр, где собраны 90% украинских денег. Но Кипр потом отомстил. А еще была идея ввести налог на роскошь. Но не ввели. Какая забавная у нас экономика…
- Информация о материале
Нажиться на Родине. Взятка, братья Литвины и «языковый закон» — история уголовного дела
Полковник пограничной службы «разводил» бизнесменов при решении тендерных вопросов, брал взятки, был арестован, осужден, но отпущен на свободу. И вот его фамилия появилось в фирме, которая начала выигрывать тендеры у пограничников.
Год назад СБУ и военная прокуратура официально отчитались о громком задержании чиновника Государственной пограничной службы за получение тендерных откатов от поставщиков продовольствия.
Полковник рассказывал бизнесменам, без его подписи у них даже каша не сварится (товар не примут, деньги не заплатят), а потому нужно платить. Такая традиция.
Представители двух компаний — «Исток-Днепр» и «Украина» — решили заплатить за решение вопросов. Одни передали пограничнику 46 тыс грн. в «Вареничной» рядом с центральным вокзалом, другие — 40 тыс грн. Просто на улице рядом с главным офисом ГНС. Сразу после последней передачи 13 июля СБУшники арестовали полковника. Так что вопрос бизнесменов остался нерешенным.
Уголовное дело в отношении заместителя начальника управления — начальника продовольственного отдела Управления тылового обеспечения Департамента обеспечения пограничной службы, было возбуждено по признакам ч.3 ст. 368 Уголовного кодекса Украины, которая в то время предусматривала лишение свободы сроком от 5 до 10 лет, лишение права занимать должности и конфискацию имущества.
Однако очень скоро начались чудеса.
Уже 16 июля 2012 года суд отпустил взяточника под залог 40 800 гривен. А в ноябре полковнику был вынесен приговор по обвинению в мошенничестве (обмане и злоупотреблении доверием) по ч.2 ст 190 УК и злоупотреблении служебным положением, причинившем существенный вред в виде подрыва авторитета органов Государственной пограничной службы Украины.
При этом суд решил, что полковник на самом деле не мог решить вопрос бизнесменов, а потому это выглядело не как взяточничество, а просто как «разводка». Мол, руководитель продовольственной службы никак «не имел возможности влиять» на то, что именно должны заказывать пограничники.
Поэтому полковник дали два года за мошенничество, за злоупотребление — три. При объединении приговоров суммарный срок составил три года с испытательным сроком 2,5 года. Учитывая смягчающие обстоятельства вроде признания своей вины, наличия несовершеннолетнего ребенка и положительных характеристик, обошлось вообще без лишения званий, должностей и других глупых «конфискаций». Предмет преступления — деньги 86 000 гривен — вернули «обманутым взяткодателям», еще 10 000 взяточник заплатил за проведение судебных экспертиз.
В результате: на свободу — с чистой совестью.
Единственным путем к странному смягчению обвинительного заключения прокуратуры с минимальных пяти лет отсидки за взятку до отпущения грехов — была переквалификация прокуратурой действий полковника на «слабые» статьи обвинения.
Относительно мотивов такого гуманного отношения к обвиняемому является как традиционная «откупная» версия, так и более экзотическая «политическая».
Задержание полковника удивительным образом совпало с отказом тогдашнего спикера Верховной Рады Владимира Литвина подписать скандальный «языковой» закон. А главой Пограничной службы был (и остается до сих пор) родной брат экс-спикера, генерал армии Николай Литвин.
И здесь можно сделать одно предположение. Согласно приведенному приговору, события, приведшие полковника на скамью подсудимых, происходили в первой половине 2012 года. А согласно официальным сайтам Держприкордонслужби, Кабмина и «Вестника госзакупок» лицом в звании полковника в должности начальника управления — начальник отдела продовольственного обеспечения управления материального обеспечения Департамента обеспечения Госпогранслужбы был Вячеслав Валерьевич Макаров. Еще раньше он был тыловиком во внутренних войсках МВД, которые в начале 2000-х годов возглавлял все тот же Николай Литвин.
Полковник является сыном Макарова Валерия Валентиновича, экс-заместителя начальника тыла внутренних войск МВД СССР по Украине и Республике Молдова и в дальнейшем заместителя Командующего Национальной гвардии Украины по тылу — начальника тыла в 90-х годах, когда Литвин служил в Нацгвардии.
А как все помнят, спикер Литвин немного повозился со своим отказом подписывать «языковой закон», а потом передумал и таки подписал. Одновременно генерал армии Литвин остался на должности, а полковник отделался легким испугом.
Как бы ни было, путь полковника к генеральским погонам, похоже, прервался. Хотя, учитывая отсутствие в приговоре любой информации о его увольнении из Пограничной службы, он имеет неплохие шансы суметь добиться назначения «военной» пенсии. Которую ему будут платить из государственного бюджета.
Впрочем, возможно, она ему не так уж и нужна — лицо, которое подписывается как Макаров В.В. снова появилось в том же «Вестнике госзакупок». Теперь уже в качестве представителя зарегистрированного в феврале этого года ООО «Смілапостач», то есть уже после счастливого судебного приговора для полковника-взяточника. Эта фирма за полгода успела наколядовать 1,76 млн грн. на пищевых тендерах нескольких больниц и... пограничников.
То есть именно там, где раньше царствовал Вячеслав Валерьевич Макаров. Также интересно, что «Смілапостач» несколько раз пробовала тыкнуться на тендеры Внутренних войск МВД (напомним, оттуда в Пограничную службу перешли Литвин и Макаров). Но милиционеры, которые сейчас не имеют никакого отношения к Литвину, безжалостно отвергали заявки «Смілипостач» по формальным претензиям к наличию необходимых справок.
- Информация о материале
Страница 1248 из 2102
