Есть два варианта дальнейшего развития врадиевской истории. Выбирая между ними, Виктор Янукович тем самым будет выбирать, кто ему враг. И будут ли новые бунты. Точно не получится нулевого варианта — вернуть все, как было. Есть жертва — Ирина Крашкова, которая дала показания о том, кто и как над ней издевался. Есть разгромленный милицейский участок во Врадиевке, во время штурма которого пострадали и те, кто находился внутри, и те, кто был снаружи. Поэтому можно не сомневаться, что виновные будут назначены и названы.

Собственно, первые из них уже объявлены. 1 июля заместитель прокурора Николаевской области Дмитрий Ефименко рассказал, что один из подозреваемых в изнасиловании — Сергей Рябиненко (он вел машину, на которой была похищена Ирина, работает егерем в местном лесхозе) — сознался в своем участии в преступлении и подтвердил участие в нем второго задержанного — старшего лейтенанта милиции Дмитрия Полищука (только под нажимом врадиевцев через несколько дней был задержан третий фигурант дела – капитан Евгений Дрыжак). В тот же день сектор связей с общественностью областного УМВД сообщил: «По показаниям работников центральных средств массовой информации, которые также находились на митинге, один из организаторов несанкционированной акции призвал присутствующих людей, а их было около 500 и подавляющее количество из них находились, также со слов представителей СМИ, в состоянии алкогольного опьянения, идти штурмом на райотдел милиции…».

На данный момент есть три подозреваемых насильника и один зачинщик бунта. Первый вариант развития событий — именно они и понесут наказание. В этом случае начальник областного МВД Валентин Парсенюк, отстраненный  от занимаемой должности, а также начальник райотдела УМВД Владимир Синицкий и районный прокурор Сергей Мочалко, которые были уволены, получат назначения на какие-нибудь другие должности. Ситуация будет низведена до уровня чуть ли не бытового конфликта: одни по пьяни изнасиловали, другие по пьяни взбунтовались.

Второй вариант — милиция и прокуратура будут копать максимально глубоко. Исполнять обязанности главного милиционера Николаевщины поручено первому замначальника департамента общественной безопасности МВД Сергею Поготову, который ничем не обязан Парсенюку и не прочь задержаться в его кресле надолго. Областной прокурор Андрей Курысь занял нынешнюю должность совсем недавно — 3 июня, а до того работал в Генпрокуратуре начальником главного управления по расследованию особо важных дел. То есть как раз таких, к числу которых относится врадиевское дело.

Они могут раскопать, действительно ли правда все то, о чем говорят местные жители. Действительно ли уже три года во Врадиевке орудует серийный маньяк-убийца, на счету которого местная жительница Вита Яковецкая (ее труп был найден в 2010 году в здании заброшенной больницы) и 15-летняя Алина Поркул (ее труп был найден в январе 2011 года на берегу пруда). Действительно ли у всех трех преступлений один и тот же почерк, правда ли, что местная милиция выбивала признание в убийстве Алины более чем у десятка местных жителей и что некоторые из них были забиты насмерть или покончили с собой. Действительно ли Дрыжак держал в страхе весь поселок, многократно избивал жителей и пользовался полной безнаказанностью, правда ли, что он является крестником Парсенюка (который сам родился на Врадиевщине, в том самом селе, возле которого была брошена умирать Ирина Крашкова).

Министр внутренних дел Виталий Захарченко уже признал вину Парсенюка в «сокрытии объективной информации об обстоятельствах совершения преступления». А генпрокурор Виктор Пшонка заявил, что следственные органы Николаевской области получили указание активизировать следствия по уголовным делам прошлых лет о гибели девушек во Врадиевском районе. Но если выяснится, что бунт во Врадиевке был вызван не одним лишь кошмарным преступлением, а произволом и беззаконием, которые творились в районе под прикрытием руководства областной милиции в течение многих месяцев, то неизбежно встанет вопрос о том, где был губернатор Николай Круглов.

За последний год Николаевская область уже третий раз оказалась в фокусе внимания всей страны, и все три раза именно из-за народных бунтов и кровопролитных конфликтов, порожденных произволом и беззаконием. Вариант глубокого копания выгоден Виктору Януковичу тем, что он поддержит миф о «добром царе». Жители Николаевщины и всей Украины получат доказательство, что тот, кто допускает произвол и беззаконие, — тот враг Президенту. Правда, для этого недостаточно отправить в отставку высокопоставленных руководителей — нужны уголовные дела. Как демонстрация народу, что все остальные губернаторы и милицейские начальники получили предупреждение.

Свои преимущества есть и у первого варианта. Правда, в миф о «добром царе» уже не будет верить никто, зато у жителей различных регионов не возникнет соблазн последовать врадиевскому примеру. Тогда окажется, что враг Президенту — тот, кто нарушает стабильность. В эту категорию попадут как насильники, так и зачинщики бунтов.

Сейчас власть реально испугалась. Ей не впервой разгонять митинги и усмирять протесты. Но тут она впервые столкнулась с бунтом, когда люди готовы идти до конца, потому что видят в местной власти, в местной милиции прямую угрозу своей жизни. А поскольку это происходит в области, которая традиционно голосовала за Виктора Януковича и Партию регионов (причем и губернатор, и главный областной милиционер родом с Николаевщины), — это говорит о том, что в обществе уже перестает работать схема идентификации «свой — чужой» по региональному признаку. Власть должна определить для самой себя, для всей своей вертикали пределы дозволенного — иначе она может оказаться чужой для всего народа.