В последнее время придумывание налогов и сборов становится любимым предметом законотворчества чиновников. Повышением налогов решают всевозможные государственные задачи – от поправки состояния здоровья простых граждан до спасения украинской промышленности. Причем если бы все налоговые инициативы чиновников воплощались в жизнь, нынешние цены на товары показались бы гражданам просто копеечными.
К примеру, заметили чиновники, что украинская молодежь слишком много пьет, сразу решили бить пивных алкоголиков гривной. Заработанные на пивном акцизе деньги депутаты от ПР предложили потратить на благородные цели. Поддержать отечественное здравоохранение, в частности больницу Охматдет. Хорошая инициатива? Вроде бы хорошая. Но пивовары в один голос взвыли по поводу того, что необоснованное по их мнению повышение сбора приведет к 24%-ному падению реального объема производства. В результате государство получит в три раза меньше налогов, чем надеется. А пивные компании будут вынуждены уволить 15% сотрудников.
То есть, получается, покупать пиво, по крайней мере, у легальных производителей будут действительно меньше. Но это не дает никакой гарантии, что граждане резко станут меньше пить. Плюс, чем прикажете заниматься уволенным сотрудникам? Люди, как правило, пьют от скуки, безнадеги и безысходности. А не иссякающая армия дворовых пьяниц уже давно доказала – на это дело деньги всегда находятся, причем совершенно непонятно откуда. Впрочем, нардеп Ксения Ляпина верит, что благодаря повышению цены на слабоалкоголку вместо 3-х бутылок пива, молодые люди выпьют две. А значит, польза от нового акциза будет (если молодые люди не начнут экономить на чем-то другом). Вот и руководитель социологической компании Research and branding group Евгений Копатько уверен, что решить проблему исключительно запретительными методами не получится.
Но, повторюсь, это не самое плохое применение запретительного акциза, все-таки борьба за будущее нашей молодежи. Единственное, во что не очень верится, так это что деньги от акциза пойдут больным детям. Но подобных налоговых инициатив чиновников и политиков гораздо больше, и не все из них можно объяснить исключительно заботой о здоровье граждан.
Из недавних успешно реализованных инициатив - повышение таможенного сбора на иномарки, ввозимые в Украину. Вроде бы тоже благородная цель – спасти от разорения отечественный автопром. Вот только почему утопающий автопром сам не хочет себя спасти? Где автомобили нормального качества по демократичной цене? И без того машина является для украинца роскошью. Машина, которую в США продают как дешевое средство передвижения, для Украины уже позиционируется как авто бизнес-класса. А целый рынок продажи документов с «убитых», но зарегистрированных в Украине автомобилей? А импортные машины-двойники, которые массово и без всяких налогов разбираются на запчасти, чтобы поддерживать жизнь в «легальных» стареньких иномарках? А куча попросту нелегальных автомобилей, которые бороздят просторы нашей родины с чужими номерами или переваренным номером кузова? Все это последствия налоговой «дани» в 5-6 и более тысяч долларов, которую собирает государство на границе. Наш автопром не в состоянии конкурировать с «форой» в несколько тысяч долларов? В таком случае новая пошлина вряд ли его спасет.
Но по-настоящему становится страшно от количества подобных идей, которые не доходят до реализации из-за бурной (не радостной) реакции общества или находятся в разработке в недрах министерств и ведомств. К примеру, очень бурно граждане восприняли идею двукратного повышения акциза на бензин. В результате, от этой идеи правительство отказалось. Хотя намерения были тоже вполне благородные - на полученные средства отремонтировать побольше дорог. Вот только и без повышения акцизов с рынком бензина происходит что-то очень странное. С начала года поступления от акциза с нефтепродуктов упали на треть. В то же время, по данным Государственного комитета статистики, потребление бензина в стране снизилось лишь на 9,5%. Возникает закономерный вопрос, насколько уменьшились бы поступления в бюджет в случае очередного подорожания? И главное, кто и сколько бы на этом заработал?
Такое ощущение, что придумыванием новых налогов занимаются все чиновники. Причем в последнее время подобные инициативы появляются все чаще и чаще. Так, кроме идеи бензинового сбора, совсем недавно стала известна инициатива госагентства по вопросам туризма и курортов, в котором предложили ввести налог в размере 1% от минимальной зарплаты для всех граждан Украины, выезжающих отдыхать за границу. Еще одна свежая инициатива - специальный сбор с импортеров и производителей техники, с применением которой в домашних условиях можно осуществить воспроизведение или запись произведений, зафиксированных в фонограммах и (или) видеограммах (компьютеры, магнитофоны, плееры, телефоны и т.д.). Также государство хотело немного пощипать заробитчан, которые должны были дополнительно заплатитьналог на денежные переводы, передаваемые гражданам Украины из-за границы. Кроме того, депутаты хотели обложить налогом в 17% иностранных артистов, которые гастролируют на территории Украины. А в Министерстве доходов и сборов предложили с 2014 года лишить налоговых льгот ряд отраслей, в частности, гостиничный бизнес и производство продуктов питания.
Это все относительно недавние инициативы, каждая из которых должна, по идее авторов, «решать» ту или иную частную проблему. Дополнительный сбор за всю воспроизводящую технику нужен для лучшей защиты авторских прав. А налог на иностранный туризм, по словам премьер-министра Азарова, - это вовсе не налог, а только идея единоразового сбора, который необходим для компенсации туристу какого-либо ущерба, нанесенного ему при пребывании за границей. И вообще, по словам господина Азарова, Кабинет министров Украины никаких новых налогов вводить не собирается и разве что повысит акциз на алкоголь и табак, хотя это решение еще не принято окончательно.
Похоже, чиновники лихорадочно ищут способ с минимальными имиджевыми потерями для власти найти источники дополнительного финансирования бюджета. Пока общественность и журналисты чутко и оперативно реагируют на все подобные инициативы, и очередные проекты «покращення» остаются только проектами. Такое желание «обложить» налогами граждан может быть вызвано сразу несколькими факторами. Во-первых, бюджет требует новых источников вливаний, причем в первую очередь валютных. В мае объем золотовалютных резервов сократился с $25,2 млрд до $24,54 млрд. Всего за два последних года резервы Украины упали на $10 млрд, причем только в 2012 году было потеряно $7,2 млрд. Это значит, что с такими темпами потерь денег может не хватить даже до президентских выборов. По мере опустения государственных закромов, экономику будет лихорадить все сильнее, ведь резервов для поддержания национальной валюты будет попросту не хватать. Гривна становится все более уязвимой для спекулятивных атак, к тому же надо как-то отдавать многочисленные валютные кредиты.
Если не получить доступа к карманам имеющих валюту украинцев, перспективы вырисовываются довольно мрачные. К тому же, по мере уменьшения количества бюджетных средств, в госструктурах обостряется борьба за оставшиеся бюджетные крохи. И единственный способ выбить деньги - это ввести дополнительные поборы, в идеале под конкретную «полезную» инициативу. Но главная трагедия чиновников в том, что на самом деле вытянуть эти средства практически не из кого. Доля мелких предприятий в украинском ВВП, по оценкам экспертов, пока не достигла и 15%, что значительно меньше, чем в развитых экономиках. В Германии на долю малого бизнеса приходится 60%, в Италии — 70%, и даже в соседних России и Беларуси — 22 % и 23% соответственно. Трясти крупный бизнес тоже не представляется возможным, поскольку он принадлежит представителям первых семей государства. Вот и плодятся многочисленные законопроекты на тему того, что еще можно обложить налогом, чтобы сделать жизнь граждан намного лучше и комфортнее. Естественно, за их же счет.
P.S. Уже когда эта статья была написана, появилось новое сообщение. Миндоходов обнародовало поправки к закону "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование", которыми предложено вернуть налогообложение безналичных валютообменных операций. Процесс налоготворчества продолжается.