Интернет кишит советами о том, как спорить с инспектором ГАИ и судиться из-за штрафов. Однако рассчитаны они на те случаи, когда водителя обвиняют в нарушении ПДД несправедливо. А вот что делать в ситуации, если вы действительно нарушитель и спорить с инспектором бесполезно? Обычно водители либо дают взятки (увы, это явление в милиции, несмотря на все заявления о борьбе с коррупцией, так и не искоренили), либо соглашаются на протокол и затем платят штраф. Первый путь — вне закона, так как за дачу взятки предусмотрена уголовная ответственность, второй — сложный, так как после оплаты штрафа нужно еще и зарегистрировать этот факт в ГАИ. Иначе она будет считать водителя должником и передаст дело госисполнителям, которые часто ставят авто под арест. «Сегодня»узнала, как законно разойтись с ГАИ без финансовых потерь.
Признайте вину сами
Каждый водитель знает, что далеко не все инспекторы ГАИ — взяточники и вымогатели. Среди них часто попадаются и те, кого действительно беспокоят вопросы безопасности дорожного движения. Один мой знакомый гаишник, например, принципиально перестал брать взятки после того, как вытащил трупы из искореженного авто, где ехала семья с маленькими детьми. Хотел после этого уволиться, но в его селе другую работу найти сложно и даже 1600 грн. зарплаты (плюс иногда дают премии) считаются неплохими деньгами.
Вполне возможно, что честный инспектор попадется и вам. Поэтому вместо того, чтобы совать в книжечку с правами 100—150 грн (стандартный «коррупционный» тариф) или спорить в том случае, если нарушение действительно было, лучше признаться и продемонстрировать раскаяние — сказать, что нарушение было случайным или вынужденным (например, пришлось обогнать чадящий грузовик) и пообещать, что впредь такого не повторится. Обычно после этого инспектор запрашивает по рации историю ваших правонарушений: если за год это первое нарушение ПДД, то ограничивается замечанием.
Держите авто в порядке
Договориться с инспектором о том, чтобы вас отпустили с миром, намного сложнее, если допущено не одно, а сразу несколько нарушений. И даже если вам удалось доказать свою невиновность по тому админправонарушению, которое послужило причиной остановки, инспектор оштрафует за что-нибудь другое. Чаще всего это непристегнутый ремень безопасности (особенно придираются в том случае, если на переднем сиденье перевозят ребенка без автокресла), отсутствие полиса автогражданки (просто так его проверять не имеют права, но при рассмотрении административного дела могут попросить, и это законно), технические неисправности, при которых запрещено эксплуатировать авто (например, неработающая левая фара) или если на авто установлено газобалонное оборудование, а отметки об этом в техпаспорте нет.
Также практически нереально избежать штрафа в том случае, если вы нарушаете часто: повторные в течение года нарушения ПДД считаются отягощающим обстоятельством.
Ведите себя спокойно
Многократно проверено: никакого положительного эффекта заискивание перед гаишниками не дает, а панибратство может даже ухудшить диалог с инспектором. Он не станет лояльно относиться к водителю, который не признает свою вину в очевидном случае и/или хамит.
Более грамотный подход — максимально вежливое общение с инспектором, желательно со ссылкой на законодательство и пункты ПДД. Например, за последние годы меня лично отпустили шесть раз после соответствующей просьбы, сформулированной таким образом: «Я признаю, что нарушил ПДД, и сильно сожалею об этом. Обещаю, что больше такого не повторится. Злостным нарушителем правил не являюсь, а если есть нарушения, всегда плачу штраф. Так как нарушение правил незначительное, прошу в этот раз ограничиться устным замечанием в соответствии со статьей 22 КоУАП. Правила нарушил только из-за обстоятельств — уходил от ДТП (или назовите другую причину, которая вынудила вас нарушить)».