Главная
Что украинцам придется продать за рубль
«Нафтогаз Украины» и российский «Газпром» в ближайшее время напишут дополнения к газовым контрактам 2009-го года. Дополнения компаниям понадобились для урегулирования оплаты Украиной поставок голубого топлива российским рублем.
Напомним, когда год назад украинские власти заговорили о расчетах с Россией в рублях, цель у правительства была одна – под этот «шумок» внести изменения в газовые контракты. Но добиться этого украинским переговорщикам, как стало ясно, не удалось. Зато удалось сохранить все иные риски и угрозы, которые были для нашей страны в этих документах. Более того – усилить их.. Тем более, что глава Нацбанка Сергей Арбузов уже заявил, что Украина не ограничиться лишь газом в своей «любви» к рублю.
«Комментарии» проанализировали основные угрозы, которые возникают для благосостояния украинцев от вхождения в «рублевую зону».
Курс гривни будут устанавливать в Москве
Переход на торговлю в рублях с Россией приведет к тому, что украинский курс продажи валюты будет устанавливать Центральный банк России, а не рынок. Такое мнение «Комментариям» высказал экс-министр экономики Украины Арсений Яценюк.
«Переход на расчеты в рублях будет означать, что Центральный банк России будет устанавливать курс продажи рубля в Украине. Наша страна должна будет взять доллары или евро, которые она получила от экспорта, обменять их в Центральном банке России на рубли и этими рублями рассчитаться за газ и нефть. Следующий шаг – украинская гривня будет в ближайшее время обменена на рубль и Украина потеряет собственную валюту», - спрогнозировал Арсений Яценюк.
Газ за рубли станет дороже
Дефицит внешней торговли с Россией, показывает, что для торговли рублями, Украине придется брать кредит в долларах у зарубежных инвесторов, а потом их конвертировать в рубли. На разнице кросс-курсов страна будет нести убытки, спрогнозировал «Комментариям» Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.
«Для торговли с Россией в рублях, Украине придется брать кредит в долларах у зарубежных инвесторов. Потом конвертировать доллары в рубли, но через кросс-курс гривни. В результате, кроме валютных рисков доллар/гривня добавились риски гривня/рубль. Недавно Россия девальвировала свой рубль по отношению к доллару на 9%, а Украина со своей национальной валютой этого не сделала. А это значит, что если бы Украина сейчас бы рассчитывалась рублями, то стоимость газа автоматически выросла бы на 9%. Во всех вариантах для Украины расчеты в рублях с Россией невыгодные», - говорит Охрименко.
Риски рубля станут проблемами украинцев
Председатель Ассоциации украинских банков (АУБ) Александр Сугоняко предупреждает, что внутренние проблемы Российской Федерации с национальной валютой, могут автоматически стать проблемой Украины, страна получит еще одни валютные риски. «Никто не будет нести ответственность и обеспечивать сохранение стоимости иностранных валют, будь то доллар или евро. Тоже будет и с рублем, риски в России сейчас большие и Азаров должен понимать, что проблемы рубля завтра могут стать нашими проблемами», - рассказал «Комментариям» Сугоняко.
Украине придется больше закупать газа
Бывший министр экономики Украины Владимир Лановой считает, что намерения Украины рассчитываться с Россией за газ рублями могут привести к росту долговой зависимости Украины от РФ. Об этом он сказал в комментарии Радио Свобода. «Долги в рублях будут расти, так же, как и кредиты, так как экспорт падает, и по этому направлению нет валюты. Россия с удовольствием будет нам больше продавать газа, им это выгодно. Наконец, основным кредитором Украины будет Россия. А это - угроза нашим экономическим возможностям и суверенитета », - сказал он.
Украинцы будут покупать рубль втридорога
Директор экономических программ Центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова Василий Юрчишин считает, что российских рублей в Украине недостаточно для расчетов за российский газ.
«Рубль очень неустойчивая валюта, и мы тем самым будем принимать на себя девальвационные риски рубля. К этому можно было бы спокойно относиться, если бы у нас были эти рубли в избытке. А так у нас сумасшедший дефицит торговли с РФ, поэтому нам еще придется и занимать у РФ рубли, чтобы рассчитываться за газ», - рассказал эксперт «Украинским новостям». К тому же, считает Юрчишин, брать у России будет невыгодно, так как к процентной ставке накладывается еще и инфляция, которая в России больше, чем в Европе.
Кстати, Президент Виктор Янукович любит в последнее время нахваливать рост товарооборота с Россией. Дескать, страны уже приближаются к $50 млрд. в год. Вот только Виктор Федорович забывает рассказать, что, например. по итогам прошлого года (по сравнению с докризисным 2008-м) негативное сальдо для Украины от торговли с нашим северным соседом увеличилось более чем в пять раз. То есть, Украина превращается в рынок сбыта российских товаров. Если исходить из логики, что в этом и есть главная цель для украинских властей в программе «увеличение товарооборота с Россией», то тогда вполне логичным выглядит и переход на рубли.
- Информация о материале
Следствие c признаками организованной преступной группировки
Дело экс-министра внутренних дел Юрия Луценко получило широкий общественный резонанс в Украине и мире. Многие небезосновательно считают, что уголовное преследование Ю.Луценко является политически мотивированным и носит характер личной мести. Яркая летопись трудовых будней сотрудников Генеральной прокуратуры содержится во внушительном по объему депутатском запросе народного депутата Украины Григория Омельченко. Даже отдельные выдержки из него, с которыми мы предлагаем ознакомиться читателям, дают возможность составить собственное представление о том, как в действительности расследовалось дело экс-министра внутренних дел Юрия Луценко.
Судебный процесс по рассмотрению дела Ю.Луценко высветил много юридически важных обстоятельств, породивших обоснованные сомнения в том, что досудебное следствие по этому делу было объективным и беспристрастным. Более того: конкретные факты, ставшие известными в ходе судебного разбирательства данного уголовного дела, свидетельствуют: досудебное следствие было проведено следователями ГПУ с грубым нарушением Конституции, Уголовно-процессуального кодекса и других законов Украины. Такие выводы позволяет сделать анализ имеющихся материалов уголовного дела Ю.Луценко (обвинительного заключения; протоколов допросов потерпевших, свидетелей, обвиняемых; заключений экспертиз; ходатайств защитников и других документов), аудиозаписей судебных заседаний, а также сообщений СМИ о ходе и содержании судебного рассмотрения этого дела. Досудебное следствие проведено с нарушением установленного законом порядка — односторонне, неполно и предвзято, что противоречит ст. 22 УПК Украины. Досудебным следствием не доказана вина Ю.Луценко и других лиц в инкриминируемых им преступлениях. Зато выдвинутое им обвинение основывается на доказательствах, полученных незаконным путем, а также на предположениях, что является нарушением Конституции Украины (ст. 62). Многочисленные сомнения относительно доказанности вины указанных лиц досудебным следствием были истолкованы не в их пользу, как того требует указанная статья Основного Закона Украины, а им во вред. В процессе проведения досудебного следствия по делу Ю.Луценко имело место искусственное создание доказательств обвинения. В своей совокупности изложенное позволяет констатировать, что уголовное дело Ю.Луценко органами досудебного следствия сфальсифицировано.
Досудебное следствие по делу Ю.Луценко проводилось с явно обвинительным уклоном и было направлено на то, чтобы искусственно создать фактические основания для привлечения Ю.Луценко и других лиц, являющихся подсудимыми по этому делу, к уголовной ответственности.
В протоколе допроса потерпевшего В.Давиденко от 27 декабря 2010 г. (допрос проводил заместитель начальника отдела надзора за расследованием уголовных дел следователями Генеральной прокуратуры С.Точилин) указано, что на вопрос С.Точилина о том, считает ли В.Давиденко причинившими ему ущерб факты снятия информации с его каналов связи, а также проведение в отношении него других оперативно-разыскных мероприятий, В.Давиденко ответил: «Да, я считаю, что это было прямое нарушение моих конституционных прав, включая нарушение тайны моих телефонных разговоров. В связи с этим я и подал заявление о признании меня потерпевшим по делу». В обвинительном заключении (с. 127) эти показания В.Давиденко приводятся в подтверждение вины Луценко и других подсудимых.
Вместе с тем 18 августа 2011 г. в судебном заседании по рассмотрению указанного уголовного дела потерпевший по этому делу В.Давиденко отметил, что заявление о признании его потерпевшим писал по инициативе и при активном вмешательстве следователя ГПУ. Потерпевший показал суду, что заявление написал только после вызова на допрос в ГПУ, его содержания не помнит, а важные с точки зрения квалификации деяния Ю.Луценко детали написал с помощью информации, предоставленной следователем. По словам В.Давиденко, его вызывали в прокуратуру, где «следователь сказал, что были нарушены мои права». Кроме того, следователь указал Давиденко, что именно нужно писать в заявлении. В.Давиденко также отметил в суде, что если бы он писал заявление сам, то писал бы его на русском языке, а не на украинском. Кроме того, в суде он не смог объяснить, о каком «существенном ущербе» его правам и свободам говорилось в его заявлении. «Мне пояснил следователь, что так надо говорить», — сообщил на заседании суда В.Давиденко. При этом он подчеркнул, что ему не был нанесен существенный ущерб, и его свобода передвижения никак не ограничивалась. И на уточняющий вопрос «то есть, вы не считаете себя потерпевшим?», он ответил: «Получается, что да» («Украинская правда»).
В тот же день (18 августа 2011 года) другой потерпевший по этому делу — Н.Сидоренко, давая показания суду, также сказал, что следователь ГПУ рекомендовал ему, что именно писать в заявлении на Ю.Луценко. Объясняя суду обстоятельства написания заявления о признании потерпевшим, Н.Сидоренко отметил, что его вызывали в прокуратуру, где он под диктовку следователя написал заявление о признании его потерпевшим. На вопрос защитника Ю.Луценко, в чем заключается причиненный ему существенный вред, о котором он написал в своем заявлении, Н.Сидоренко ответил: «Я не знаю... Это не я писал, а он (следователь) подсказал...». Н.Сидоренко также добавил, что потерпел «от МВД, а не от Луценко» («Украинская правда»).
Зато в протоколе допроса потерпевшего Н.Сидоренко от 10 декабря 2010 г. (допрос проводил Е.Куценко) зафиксированы следующие его показания: «Подобные действия в то время министра внутренних дел Украины Луценко я расцениваю как такие, которые привели к нарушению моих конституционных прав на получение жилья... ». Эти же слова в качестве показаний Н.Сидоренко представлены и в обвинительном заключении (с. 109), в котором следователь С.Войченко подтверждает ими выдвинутое Ю.Луценко обвинение.
То есть следователи фактически сформировали позицию В.Давиденко и Н.Сидоренко о необходимости написания заявлений о признании их потерпевшими и дачи показаний по делу. (Ст. 171 УПК Украины предусматривает, что в процессе допроса потерпевшего следователю запрещается задавать вопросы, в формулировке которых содержится ответ, часть ответа или подсказка к нему (наводящие вопросы).
О том, что следователи фактически назначали потерпевших, также свидетельствуют обстоятельства признания потерпевшим по этому делу Ю.Нарижного. На досудебном следствии Ю.Нарижный (на судебное заседание не явился) дал показания, согласно которым считает, что незаконные действия министра внутренних дел Украины Ю.Луценко по внеочередному выделению квартиры Л.Приступлюку привели к нарушению конституционных прав Нарижного. Вместе с тем на предварительном следствии не было выяснено, каким образом Ю.Нарижный может быть потерпевшим, если решение о предоставлении квартиры Л.Приступлюку было принято 6 мая 2005 г., а Ю.Нарижный стал на квартирную очередь только в сентябре 2005 г ., то есть спустя четыре месяца после того как Л.Приступлюку была предоставлена квартира.
Об обвинительном уклоне досудебного следствия может свидетельствовать то, что ни один свидетель не был допрошен на предмет того, имели ли соответствующие деяния обвиняемых положительный эффект (от празднования Дня милиции до продления срока ведения оперативно-разыскного дела).
Досудебное следствие по делу Ю.Луценко осуществлялось лицами, участие которых в следственных действиях (в частности, допросах) не отражено в соответствующих процессуальных документах. Это не только является основанием для непризнания таких документов источниками доказательств, а изложенных в них данных — доказательствами, а вообще ставит под сомнение легитимность проведенного досудебного следствия по этому делу. Например, допрос свидетелей Я.Максимца, В.Марецкого, С.Левченко, В.Шаповала.
Проведение допросов свидетелей, потерпевших и обвиняемых многими должностными лицами ГПУ, участие которых в этих следственных действиях не отражено в протоколах допросов, было обычной практикой при расследовании дела Ю.Луценко. Это является грубым нарушением установленного законом порядка проведения досудебного следствия. Полученные указанным образом данные, на основании которых ГПУ установила виновность Ю.Луценко и других подсудимых по этому делу в инкриминируемых им преступлениях, по закону не могут признаваться доказательствами.
Досудебное следствие по делу Ю.Луценко проводилось в обстановке и методами, которые могут свидетельствовать о специальном создании должностными лицами ГПУ условий для получения «доказательств», необходимых для привлечения к уголовной ответственности Ю.Луценко и других лиц.
В частности, это касается проведения допросов. Они проводились поздно вечером и ночью, в выходные дни, на протяжении длительного времени (от четырех-пяти до 10—12 часов подряд, хотя это не обусловливалось обстоятельствами дела). Допросу подвергали лиц, находившихся в болезненном и утомленном состоянии, несмотря на их просьбы перенести допрос по указанным причинам и из-за того, что они нуждались в медицинской помощи. Допросам предшествовало длительное их ожидание допрашиваемыми лицами в здании ГПУ. Следователи допускали высказывания, которые допрашиваемые воспринимали как завуалированные угрозы привлечения их к уголовной ответственности или заключения под стражу в случае непредоставления «нужных» данных. Следователи задавали допрашиваемым вопросы, не имевшие никакого отношения к предмету доказывания по делу и т.п.
Так, свидетель В.Мельник опроверг в судебном заседании 7 октября 2011 показания, которые он дал на досудебном следствии, объяснив это состоянием, в котором он находился во время допросов, и обстановкой, в которой они проводились. При этом он сообщил суду, что за две недели до первого допроса в Генеральной прокуратуре Украины перенес сложную хирургическую (онкологическую) операцию, сопровождавшуюся большой потерей крови (анемией). Свидетель просил следователя назначить допрос после того, как он пройдет курс лечения, но следователь настоял, чтобы тот прибыл на допрос безотлагательно. По словам Мельника, он находился в ГПУ с девяти часов утра до девяти часов вечера. Сначала его держали внизу у охраны, которая его не пускала даже в туалет для перевязки ран. Мельник неоднократно говорил следователям о своей болезни и просил приобщить к материалам дела соответствующие медицинские документы, но следователи в удовлетворении его просьбы отказали.
Свидетель В.Мельник так рассказал в суде о его допросах в Генеральной прокуратуре Украины: «Допрашивать больного человека с девяти утра до девяти вечера — это издевательство! Я думал об одном: как выйти из кабинета и принять лекарство. Они ходили со мной в туалет, где я менял повязки. Я говорил: «Глубокоуважаемый, давайте я закончу лечение и дам показания», но это все было сделано слишком поспешно». Свидетель отметил, что после многочасовых допросов у него «мотыльки летали в голове», и он не мог читать текст протокола. «Дочитался до того, что я перечеркнул протокол на первом допросе и ушел. Они (следователи) бежали за мной до двери, но я был мокрый от крови. Меня встретил сын и повел в госпиталь. Так я давал показания прокуратуре... Я говорю следователю: мне нужно получить укол или поменять повязки. Ноль эмоций. Кромешный ад был в Афганистане, но я это пережил. Более кромешный ад я прошел в Генеральной прокуратуре», — сказал на судебном заседании В.Мельник.
В материалах дела есть три протокола допросов В.Мельника. Согласно им, допросы указанного свидетеля продолжались: 8 декабря 2010 г. (допрашивал А.Деркач) — с 10 час. 30 мин. до 15 час. 05 мин., 8 декабря 2010 г. (допрашивал Р.Макарчук) — с 15 час. 50 мин. до 17 час. 30 мин., 13 декабря 2010 г. (допрашивал Р.Макарчук) — с 10 час. 15 мин. до 10 час. 35 мин.
Полученные таким образом показания свидетеля В.Мельника были использованы в обвинительном заключении по этому уголовному делу в качестве доказательств виновности Ю.Луценко и других подсудимых в инкриминируемых им досудебным следствием преступлениях.
О психологическом воздействии со стороны следователей и существенном несоответствии настоящей продолжительности допросов в ГПУ и отражении ее в протоколах допросов рассказал в судебном заседании свидетель С.Левченко.
Поздно вечером и ночью (22—24 часа) следователи ГПУ допрашивали также свидетелей А.Якубенко, В.Хмиля, В.Степаненко и других.
Согласно протоколам допросов, составленным следователями ГПУ, многие допрашиваемые давали абсолютно одинаковые показания, где практически дословно совпадают не только отдельные фразы, но и целые предложения. Это является прямым свидетельством того, что вместо показаний свидетелей и потерпевших в протоколах их допросов в действительности содержатся «диктанты» от следователей. Согласно ст. 65 УПК, такие фактические данные не могут признаваться доказательствами по делу, поскольку они получены не в установленном законом порядке и не являются собственно показаниями свидетелей и потерпевших.
СМИ сообщили, что все (!) допрошенные по состоянию на 10 октября 2011 г. в суде свидетели (к тому времени были допрошены одиннадцать свидетелей), отметили, что «в прокуратуре им приписали чужие рассуждения о Луценко. Как и потерпевшие по данному делу свидетели отмечают: детали «преступной деятельности» Юрия Луценко им сообщили в прокуратуре. В протоколах их допросов — шаблонные фразы о «чистке кадров» и личные «незаконные указания Луценко». На суде свидетели утверждают, что прокуратура исказила их слова» («Украинская правда»).
В частности, это касалось зафиксированных в протоколах допросов утверждений свидетелей и потерпевших о незаконности назначения на должность в МВД Украины Л.Приступлюка (водителя министра внутренних дел Украины Ю.Луценко), указаний и прочего влияния Ю.Луценко по поводу такого назначения, незаконного решения о выделении Л.Приступлюку квартиры и указаний Ю.Луценко о принятии такого решения (такие показания легли в основу обвинения Ю.Луценко и Л.Приступлюка в завладении ими чужого имущества в особо крупном размере путем злоупотребления своим служебным положением, предусмотренного ч. 5 ст. 191 УК Украины).
Так, в протоколе допроса свидетеля В.Степаненко от 30 ноября 2010 г. (допрос проводил следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры Украины С.Войченко) указано, что, отвечая на вопросы следователя, В.Степаненко сказал, в частности, следующее: «Если учитывать, что Приступлюком Л.В. не выполнялась никакая работа по должности, а он был просто водителем, то я считаю, что он не имел права быть награжден. Но никто тогда не мог противиться этому, так как мог иметь проблемы по службе… Я действительно знал, что он (Приступлюк Л.В.) водитель Луценко Ю.В., и Луценко Ю.В. всячески способствует прохождению службы в органах внутренних дел. Поэтому я не мог противиться указаниям министра и, согласно Дисциплинарному уставу, я обязан был выполнять команды министра Луценко Ю.В. В случае невыполнения команды министра я бы мог быть привлечен к дисциплинарной ответственности».
Эти слова В.Степаненко в качестве доказательств вины Ю.Луценко и Л.Приступлюка в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 191 УК Украины, приведены в обвинительном заключении по этому делу. В документе указано, что виновность Ю.Луценко и Л.Приступлюка полностью доказана материалами уголовного дела, в том числе указанными показаниями свидетеля В.Степаненко (с. 18, 44 обвинительного заключения).
Вместе с тем в судебном заседании 14 октября 2011 свидетель В.Степаненко опроверг факт дачи им на предварительном следствии указанных в протоколе показаний. В.Степаненко заявил в суде, что не получал на этот счет прямых указаний ни от министра Луценко, ни от третьих лиц. Свидетель также отметил, что не было никакого давления ни на него, ни на членов комиссии, принимавших соответствующее решение.
Свидетель С.Шумило, давая показания в суде 29 августа 2011 г., опроверг записанное следователем на досудебном следствии в протоколе его допроса утверждение о том, что принятие Л.Приступлюка в органы внутренних дел в возрасте 47 лет является нарушением Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел. Свидетель отметил, что прямого запрета в любом нормативном документе об ограничении приема на работу в органы внутренних дел лиц такого возраста нет. Свидетель С.Шумило опроверг приведенные в протоколе его допроса сведения о возможном давлении на него в случае отказа оформлять документы на
Л.Приступлюка. Кроме того, свидетель показал, что не говорил на допросе о том, что Ю.Луценко после назначения министром внутренних дел Украины занялся «чисткой кадров» и начал назначать на различные должности людей из своего окружения. С.Шумило сказал в суде, что не использует такой термин, как «чистка кадров». Поэтому, добавил он, «не думаю, что все точно было записано (в протоколе)» («Украинская правда»).
Свидетель Н.Сорока в судебном заседании 27 сентября 2011 г. показал, что в прокуратуре его допрашивали четыре раза и задавали наводящие вопросы. Часть из «приписанных» ему следователями утверждений свидетель опроверг в суде.
О неточном воспроизведении (искажении, приписывании того, чего в действительности не говорили, и т.п.) следователями в протоколах допросов их показаний на судебном разбирательстве этого дела заявили свидетели Н.Курко, О.Литвак, М.Клюев, В.Мельник, С.Момот, В.Петрук, А.Прилипко, С.Бойко, В.Хмиль и другие (допросы проводили следователи по особо важным делам Генеральной прокуратуры Украины С.Войченко, А.Деркач, Р.Макарчук, А.Зубков, следователь Генеральной прокуратуры Украины А.Козачук, старший прокурор отдела надзора за расследованием уголовных дел следователями Генеральной прокуратуры Украины Е. Зинченко). Изменили свои показания, данные на досудебном следствии, во время судебного заседания также свидетели В.Ищенко и В.Криволапчук.
Выдвинутое Ю.Луценко и другим подсудимым по этому делу (Л.Приступлюку, В.Тарасенко, А.Павленову) обвинение не соответствует требованиям закона, является надуманным и бездоказательным, основывается не на доказательствах, а на предположениях и субъективных рассуждениях, собственных выводах следователей и прокуроров, которые не подтверждаются материалами дела.
Вопреки требованиям закона, в обвинительном заключении обвинение сформулировано неконкретно, без четкого указания признаков состава преступлений, вменяемых в ответственность обвиняемым. Вина обвиняемых в совершении инкриминируемых им преступлений досудебным следствием не доказана. Судя по материалам дела и судебного его рассмотрения, привлечение указанных лиц к уголовной ответственности является незаконным — оно осуществляется при отсутствии предусмотренных законом правовых оснований. Это касается всего (всех эпизодов) выдвинутого Ю.Луценко обвинения.
В частности, в обвинительном заключении не доказано наличие в действиях Ю.Луценко одного из предусмотренных ч. 3 ст. 364 УК Украины признаков служебного злоупотребления. Ни одно из приведенных в обвинительном заключении доказательств прямо не указывает на преступный характер деятельности Ю.Луценко, не доказывает наличия в его действиях состава соответствующего преступления.
Так, досудебным следствием не доказан сам факт злоупотребления Ю.Луценко своим служебным положением. В качестве злоупотребления служебным положением ГПУ расценила то, что Ю.Луценко как министр внутренних дел Украины подписал подготовленное соответствующей оперативной службой МВД Украины постановление о продлении сроков ведения оперативно-разыскного дела до 18 месяцев. Однако сам факт подписания Ю.Луценко такого постановления не может считаться злоупотреблением, поскольку, согласно Закону Украины «Об оперативно-разыскной деятельности», подписание такого рода постановлений отнесено к исключительной компетенции именно министра внутренних дел Украины. В ч. 3 ст. 9-1 этого закона предусмотрено, что продление срока ведения оперативно-разыскного дела оперативным подразделением МВД Украины до 18 месяцев может быть осуществлено министром внутренних дел Украины. Именно это (продолжение ведения ОРД до 18 месяцев) и сделал министр внутренних дел Украины Ю.Луценко, утвердив поданное ему на подпись соответствующее постановление. Он реализовал предоставленные ему законом полномочия.
В обвинительном заключении утверждается, что Ю.Луценко продлил ведение указанного оперативно-разыскного дела до 18 месяцев, «достоверно зная о том, что оперативно-разыскное дело в отношении Давиденко В.А. закрыто». Но то, что Ю.Луценко на момент подписания им постановления о продлении срока ведения ОРД было известно о наличии постановления о закрытии этого ОРД, не подтверждено ни одним доказательством.
В этой связи возникает закономерный вопрос: на основании каких данных ГПУ сделала вывод, что Ю.Луценко достоверно знал о закрытии оперативно-разыскного дела против В.Давиденко? Анализ материалов дела показывает, что таких данных в деле нет. Следовательно, указанное заключение является не чем иным, как предположением, на котором обвинение не может основываться (ст. 62 Конституции Украины).
Не выясненными досудебным следствием являются также обстоятельства подписания Ю.Луценко указанного постановления. Не доказанным досудебным следствием остался вывод о том, что Ю.Луценко и другие лица (В.Тарасенко, А.Павленов) действовали вопреки интересам службы. Напротив, из содержания их деятельности можно сделать совершенно другой вывод: их деятельность была направлена на раскрытие преступления — отравления В.Ющенко. А это полностью отвечает интересам службы, на которой они находились. Не доказано, что Ю.Луценко подписал указанное постановление о продлении сроков ведения ОРД из корыстных побуждений либо в иных личных интересах или в интересах третьих лиц.
Досудебное следствие также не доказало того, что действиями Ю.Луценко, В.Тарасенко и А.Павленова причинен существенный вред охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан, или государственным или общественным интересам, или интересам юридических лиц. Во-первых, досудебным следствием не опровергнута позиция обвиняемых и других лиц, согласно которой подписанное Ю.Луценко постановление ничего юридически не меняло в отношении возможности проведения в деле по факту отравления В.Ющенко ОРМ. Ведь дело, по которому принимается это постановление, не было юридически «самостоятельным» (оно даже не имело регистрационного номера). Его завели в рамках другого дела — №109/07, ведение которого и было юридическим основанием для проведения всех оперативно-разыскных мероприятий по раскрытию факта отравления В.Ющенко, в том числе и относительно В.Давиденко.
Во-вторых, выше описано, как ГПУ фактически назначила В.Давиденко «потерпевшим» по этому делу — чтобы искусственно создать такой ??обязательный признак объективной стороны злоупотребления служебным положением, как нанесение существенного ущерба. Кроме того, выше также приведены показания В.Давиденко в суде, где он фактически заявил, что не считает, что ему был нанесен существенный ущерб, и не считает себя пострадавшим от деятельности Ю.Луценко и других сотрудников милиции.
Изложенное свидетельствует, что уголовное преследование указанных лиц осуществлялось незаконно.
В ходе досудебного следствия по делу Ю.Луценко не был обеспечен надлежащий прокурорский надзор за исполнением законов органом, проводившим досудебное следствие. Это создало благоприятные условия для системного нарушения законодательства при расследовании этого дела, игнорирования прав и свобод обвиняемых, а в конечном итоге — для фальсификации дела Ю.Луценко. Как известно, прокурорский надзор за законностью расследования уголовного дела Ю.Луценко осуществлял, в частности, первый заместитель генпрокурора Р.Кузьмин, утвердивший обвинительное заключение по Ю.Луценко и другим обвиняемым по этому делу. По своему посту и полномочиям первый зам главы ГПУ должен был быть не только в курсе всех следственных действий по делу, но и был обязан во всех стадиях уголовного судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры для устранения любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили (ч. 2 ст. 25 УПК Украины).
Обращает на себя внимание тот факт, что органом досудебного следствия не установлено ни одно (!) обстоятельство, смягчающее наказание Ю.Луценко, Л.Приступлюка, В.Тарасенко и А.Павленова. Это может свидетельствовать о заангажированности досудебного следствия, ведь такие обстоятельства входят в предмет доказательства по уголовному делу.
Во время судебного рассмотрения дела Ю.Луценко в отношении свидетелей по этому делу со стороны ГПУ и МВД Украины совершались действия, которые могут говорить о незаконном влиянии на них с целью принуждения к даче заведомо ложных показаний, которые от них указанным выше способом были получены при проведении досудебного следствия.
Так, свидетель В.Мельник в судебном заседании 7 октября 2011 г. сообщил, что за несколько дней до этого ему звонили из ГПУ с указаниями, что именно говорить в суде. Накануне дачи В.Мельником показаний в суде (буквально за полчаса до начала судебного заседания) 7 октября 2011 г. с ним встретился начальник отдела Генеральной прокуратуры Украины А.Ищук, отдел которого расследовал дело Ю.Луценко. На этой встрече А.Ищук сказал В.Мельнику, что он (В.Мельник) является одним из важных свидетелей. А.Ищук также напомнил свидетелю, что следователь разъяснял ему положение закона, согласно которому он несет ответственность за дачу ложных показаний, и «посоветовал» вспомнить, какие показания он давал на предварительном следствии (видеозапись этой встречи была продемонстрирована на телеканале ТВi).
В ходе расследования этого уголовного дела 5 ноября 2010 следователь избрал подозреваемому Ю.Луценко меру пресечения в виде подписки о невыезде. 26 декабря 2010 Ю.Луценко был задержан, хотя ГПУ не имела никакого законного основания для задержания и взятия Луценко под стражу.
Вследствие длительного содержания Луценко под стражей (по состоянию на 4 ноября 2011 г. — 314 суток!) состояние его здоровья резко ухудшилось, что показали многочисленные медицинские заключения обследования Ю.Луценко, в том числе заключение комиссии Министерства здравоохранения Украины от 30 августа и 6 сентября 2011 г.
При таких обстоятельствах дальнейшее содержание Ю.Луценко под стражей без должного лечения (которое в условиях СИЗО невозможно) представляет реальную угрозу его жизни! Ведь заключение под стражу (лишение свободы) не должно превращаться в акт попрания человеческого достоинства, лишение здоровья и жизни!
В то же время фактические данные, полученные описанными выше способами (незаконным путем) во время досудебного следствия не могут быть положены в основу обвинения Ю.Луценко, Л.Приступлюка, В.Тарасенко, А.Павленова в инкриминируемых им преступлениях. Полученные таким образом данные о причастности указанных лиц к этим преступлениям в правовом смысле (согласно закону) вообще не являются доказательствами.
Как указал Конституционный суд Украины в своем «Решении по делу по конституционному представлению Службы безопасности Украины относительно официального толкования положения части третьей статьи 62 Конституции Украины от 20 октября 2011 № 12-рп/2011», сбор, проверка и оценка доказательств возможны лишь в порядке, предусмотренном законом. Признаваться допустимыми и использоваться в качестве доказательства в уголовном деле могут только фактические данные, полученные в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.
КСУ, рассматривая это дело, принял во внимание практику Европейского суда по правам человека, который в своих решениях неоднократно констатировал, что порядок сбора доказательств, предусмотренный национальным правом, должен соответствовать основным правам, признанным Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
Следовательно, вина обвиняемых по этому уголовному делу Ю.Луценко, Л.Приступлюка,
В.Тарасенко, А.Павленова досудебным следствием в предусмотренном законом порядке не доказана. Учитывая получение незаконным способом фактических данных, содержащихся в материалах этого дела, у досудебного следствия не было законных оснований для предъявления указанным лицам обвинения в совершении инкриминируемых им преступлений. То есть ГПУ незаконно осуществляла уголовное преследование указанных лиц и при отсутствии правовых оснований передала дело с обвинительным заключением в суд. Материалы досудебного следствия и судебного рассмотрения дела Ю.Луценко свидетельствуют о своевольном применении должностными лицами ГПУ уголовно-процессуального и уголовного законодательства, злоупотреблении служебным положением, сознательном игнорировании конституционных прав и свобод обвиняемых и других участников процесса.
В деятельности должностных лиц ГПУ по расследованию этого дела проступает спланированный и хорошо организованный характер: четкая направленность расследования на привлечение Ю.Луценко (а вместе с ним — других лиц) к уголовной ответственности любым способом; координированность членов следственной группы по расследованию этого дела; распределение ролей между ними для достижения единой цели; отсутствие законного и надлежащего прокурорского надзора за расследованием дела.
В действиях должностных лиц ГПУ, осуществлявших досудебное следствие по этому делу и прокурорский надзор за ним, усматриваются признаки ряда преступлений.
- Информация о материале
НБУ превращает банки в «стукачей»...
Недавно стремление власти заглянуть в карман каждого украинца нашло воплощение в небывалом шаге. На днях Нацбанк Украины обязал отечественные коммерческие банки собирать подробные «досье» на всех своих клиентов. Для этого каждому из посетителей финучреждения будут навязывать заполнение некой небольшой «анкетки». Ей-богу, за информацию, которую клиент оставит в этой бумажечке, любой советский кагебист с радостью дал бы себе откусить по крайней мере ухо...
Поэтому если вы теперь обратитесь в банк за любой финансовой услугой, должны будете указать в анкете такие конфиденциальные данные о себе и своей семье: размер совокупного семейного дохода; количество и объемы банковских операций, осуществляемых членами вашей семьи ежемесячно; каким движимым и недвижимым имуществом владеете вы лично и члены вашей семьи; есть ли у вас или ваших родственников депозиты в других банках и в каких размерах; владеете ли вы или ваши близкие ценным бумагами, какими именно и на какую сумму; есть ли у вас или членов семьи задолженность по банковским кредитам и в каком размере; являетесь ли вы или член вашей семьи публичным лицом (?!); кто влияет на то, как вы тратите деньги (?!!). Стоит заметить, что при этом Нацбанк требует от банкиров постоянно обновлять такую непубличную информацию.
В Ассоциации украинских банков уже назвали это решение НБУ недопустимым. По словам председателя Ассоциации Александра Сугоняко, оно подрывает доверие клиентов ко всем банкам. Некоторые банкиры, заметил он, предпочтут, скорее, платить штраф Нацбанку, нежели выполнять это постановление. Ведь фактически речь будет идти о потере не только доверия общества к банкам, но и о последующей потере и самого банковского бизнеса в Украине как такового.
К сожалению, украинцы, наверное, не будут, как цивилизованные европейцы, пытаться отправить авторов этого сомнительного решения в отставку законным путем — через суд, так как доверять неподкупным украинским судьям сейчас осмелится разве что неисправимый оптимист. К счастью, они тоже не станут, как разъяренные ливийские бедуины, мстить властным обидчикам с помощью золоченых пистолей — ибо у них нет такой горячей крови, как у тех, да и заложенная в гены европейская толерантность не позволит. Зато столетия жизни под диктатурой приучили наших граждан молча «голосовать ногами».
И вот впервые за два года украинские банки сейчас столкнулись с безумным оттоком средств украинцев с депозитных счетов. По сообщениям НБУ, еще в августе с банковских депозитов было снято 810 миллионов гривен. В сентябре же впервые за два года произошло сокращение общего депозитного портфеля физических лиц — на 3 миллиарда гривен, до 300,3 миллиарда гривен, сообщают в Нацбанке. Вместо этого украинцы ринулись активно скупать доллары и евро, чего банкиры также не наблюдали уже давно.
В настоящее время общий объем депозитных вкладов в украинских банках достигает 300 миллиардов гривен, причем только половина из них — в национальной валюте, и приблизительно столько же средств, по оценкам валютных экспертов, граждане прячут у себя дома!
Разумеется, к такому «нерыночному» поведению украинцев толкает не жадность и не недальновидность, а лишь осторожность и недоверие к банковской системе и к власти — наученные бедой, граждане предпочитают не иметь дела ни с первой, ни со второй.
Жаль, что власть не замечает, как теряет доверие своего главного донора — украинского общества. Не единственное ли сходство политиков и банкиров заключается именно в том, что как первым, так и вторым легко потерять человеческий кредит и ужасно трудно потом его возвращать. Но что поделаешь, если власть предержащие упрямо пилят сук, на котором сидят. Сначала — внедрением унизительной «паспортизации» валютообменных операций, направленной, как оказалось, на выворачивание карманов граждан. В этом месяце украинские СМИ обошла позорная история о том, как какой-то гражданин в Донецке после приобретения в банке двух тысяч долларов США для личных целей был приглашен в налоговую милицию и вынужден унизительно объяснять господам фискалам, где именно он украл деньги на эту трансакцию...
А глава Нацбанка пан Арбузов еще и хвастался недавно журналистам, что за месяц действия «паспортизации» валютообменных операций НБУ удалось сбить спрос граждан на иностранную валюту в два раза — именно настолько упали в октябре объемы ее приобретения украинцами. Откровенно говоря, гордиться здесь нечем. В цивилизованной стране с развитой рыночной экономикой такое «достижение» рассматривалось бы как провал валютно-денежной политики центробанка, за который его руководитель должен был наказать себя отставкой. Да и знать пан глава, конечно, может лишь об объеме официальных операций с валютой — бурной теневой деятельности валютных «кидал» в переходах для него якобы и не существует. Но, судя по всему, надлежащие выводы из истории «паспортизации» не были сделаны ни на Институтской, ни на Банковой. Об этом и свидетельствует новый шаг власти — введение анкетирования клиентов банков...
Банкиры предлагают «отпустить» курс и поднять ставки по депозитам
Напомним, экс-министр финансов Виктор Пинзеник критически оценил паспортизацию валютно-обменных операций и выпуск «валютных» ОВГЗ. По мнению Пинзеника, последняя инициатива может принести для бюджета значительные риски в случае девальвации гривны.
В частности, «промахи» валютной политики уже начали приносить первые «горькие» плоды. Так, по мнению руководителя информационно-аналитического центра FOREX CLUB в Украине Николая Ивченко, рекордное выведение наличной валюты за пределы украинской банковской системы спровоцировало нарастающий минус платежного баланса. Состояние последнего ухудшилось также из-за оттока валюты из страны по статье «другой капитал», куда входят торговые кредиты и депозиты нерезидентов. Вероятно, предполагает Ивченко, в условиях нестабильности мировых финансовых рынков нерезиденты начали выводить депозиты из Украины и требовать возвращений ранее выданных торговых кредитов.
Поэтому, по данным директора Департамента по управлению валютным резервом и осуществлению операций на открытом рынке НБУ Александра Дубихвоста, у банков сегодня наблюдаются дисбалансы в ликвидности долларовая масса растет, а гривневая — снижается. В то же время дефицита ликвидности нет, учитывая 9 миллиардов долларов на авуарах, 57 миллиардов гривен, вложенных в ОВГЗ и 13—14 миллиардов гривен остатков на корсчетах.
По мнению представителя центробанка, у населения нет адекватных инструментов для инвестиций, кроме банковских вкладов (принимая во внимание, в частности, неразвитость фондового рынка, высокую рискованность «игры в казино Forex»). Для исправления ситуации, отвлечения внимания физических лиц от валюты НБУ планирует выпускать сертификаты, индексированные на курс золота, и инвестиционные монеты (будут находиться в свободном обращении, реализовываться через теруправления НБУ и комбанки).
Зато председатель правления ПАТ «Банк «Финансы и кредит» Владимир Хливнюк убежден, что вернуть деньги в оборот может «отпускание» курса. По словам банкира, искусственное поддержание стабильности национальной валюты может привести к обвалу образца 2008 года. В то же время отпускать курс, по его словам, нужно крайне осторожно, так, чтобы излишне не навредить банкам, которые и так сегодня имеют достаточно большой портфель проблемных валютных кредитов.
А председатель правления АО «Укрсоцбанк» Борис Тимонькин оптимистично оценивает перспективы курса национальной валюты. По его словам, гривня не обречена на ослабление. И первоочередной причиной так считать, отмечает Тимонькин, является более чем неплохое состояние украинского экспортного бизнеса.
Тимонькин прогнозирует: ставки по депозитам будут расти, в том числе в самых крупных украинских банках. Но не потому, что банкам критически не хватает денег, а потому, что они (ставки по депозитам — Авт.) снизились ниже «исторически сформированного уровня». По словам банкира, психологически приемлемыми для населения являются ставки по гривневым вкладам в 15%, а по долларовым — 9%.
60% украинцев хотят, чтобы нбу отменил паспортизацию валютных операций
Но, несмотря на все инициативы и идеи, статистика свидетельствует: украинские банки продолжают терять клиентов. В течение последних двух месяцев люди идут в кассы в основном, чтобы забрать свои вклады, а не пополнить счета. Не последнюю роль в этом, по мнению специалистов, играют разговоры о вероятности новой волны банковского кризиса. Казалось бы, при таких обстоятельствах банкам нужно поощрять клиентов. На практике же — иначе: то удивили паспортизацией обмена валют, то уже финучреждения начали настойчиво требовать от своих клиентов заполнить анкеты. Таким образом, за последние два месяца немногие не вспоминали НБУ «незлым тихим словом». Поэтому все чаще украинцы предпочитают хранить сбережения в банках, но уже в стеклянных.
Недавно компания Research & Branding Group провела социологический опрос клиентских настроений украинцев. В соответствии с его результатами, большинство наших соотечественников (58%) в целом негативно относится к распоряжению НБУ о паспортизации валютных операций граждан. В частности, операции по обмену валюты после 23 сентября не осуществляли 76% опрошенных. У тех же, кто занимался обменом валют после 23 сентября, мнения разделились — 7% почувствовали существенные трудности при обмене валюты, а 8% — нет.
Лишь каждый десятый украинец (12%) считает, что распоряжение НБУ о паспортизации валютных операций граждан необходимо оставить в силе. При этом положительно данное нововведение оценивают только 15% опрошенных.
«Большинство украинцев придерживается мнения о том, что распоряжение НБУ о паспортизации валютных операций граждан необходимо упразднить либо полностью (32%), либо частично — в случае обмена валюты на сумму 1000—1500 условных единиц — (28%). Лишь каждый десятый респондент считает, что распоряжение НБУ о паспортизации валютных операций граждан должно остаться в силе», — отметили в компании. При этом двое из трех украинцев согласны с тем, что предоставление паспортных данных при обмене валют может нести опасность незаконного использования паспортных данных граждан (66%). Также по 66% считают, что предоставление паспортных данных при обмене валют является грубым вмешательством в личную жизнь граждан и что паспортизация валютных операций граждан приведет к возрождению теневого валютного рынка и появлению так называемых «менял».
- Информация о материале
Из собственников в пользователи предлагает превратить украинцев проект Жилищного кодекса
В ряду проводимых и ожидающихся реформ одна из самых важных и масштабных — жилищная. Законопроект Жилищного кодекса Украины (ЖК) открыт для всеобщего ознакомления на сайте Верховной Рады. Хотелось бы дать краткий его юридический анализ.
Начнем с права граждан на жилище. Как известно, ранее люди получали квартиры от государства, которые можно было приватизировать, то есть стать полноправным их собственником.
В проекте нового ЖК, а именно в ч. 2 ст. 72 предусматривается: «Надання громадянам житла з державного та комунального житлового фонду загального призначення здійснюється на підставі рішення власника цього житла або уповноваженого ним органу (особи).
Підставою для заселення житла з житлового фонду загального призначення є договір найму (оренди) житла з державного чи комунального житлового фонду загального призначення.
Власник державного чи комунального житлового фонду надає наймачу (орендарю) житло з державного чи комунального житлового фонду загального призначення у строкове користування відповідно до договору найму (оренди) житла».
А это значит, что государственные квартиры, если ЖК будет принят в такой редакции, будут передаваться гражданам только временно и только на условиях найма. Закончился срок договора найма — милости просим освободить помещение.
Более того, в ст. 117 проекта записано, что «підлягає приватизації житло з державного та комунального житлових фондів у житлових будівлях державного та комунального житлових фондів загального призначення, збудованих і введених в експлуатацію до набрання чинності цим Кодексом». То есть государственное жилье, которое будет построено после вступления в законную силу этого ЖК и которое получат бюджетники (врачи, учителя, силовики и др.), приватизации вообще не подлежит.
То есть государство в лице местных чиновников сможет выселять жильцов из предоставленных государственных квартир, когда заблагорассудится.
Таким образом, если будет принят новый «гуманный» кодекс, он лишит гражданина ранее прописанного права на приватизацию государственного жилья, что прямо противоречит ст. 22 Конституции, где указано, что при принятии новых законов или при внесении изменений в действующие запрещено допускать ограничение объема и содержания уже существующих прав и свобод.
Еще одна, с моей точки зрения, совершенно дикая норма прописана в проекте ЖК. Ст. 36 предусматривает: «Громадяни, які мають житло у приватній власності і перебувають на житловому обліку, в разі одержання житла з державного або комунального житлового фонду на всіх членів сім'ї в межах норми, передбаченої частиною першою статті 72 цього Кодексу, передають безоплатно належне їм на праві приватної власності житло органу, який здійснює поліпшення житлових умов, одночасно з одержанням документів про приватизацію отриманого ними житла».
Выходит, если ст. 117 проекта останется неизменной и приватизировать жилье будет невозможно, гражданин, получая большее государственное жилье, будет обязан передать собственное частное жилье взамен на то, которое невозможно будет приватизировать.
Кроме прочего, такая норма в ЖК будет противоречить принципу незыблемости права собственности, закрепленному в Конституции и Гражданском кодексе.
Проектом ЖК активно навязываются жилищно-обслуживающие организации. Вероятно, это делается с целью переложить бремя ответственности за «коммунальный беспредел» с плеч власти на субъекты хозяйствования.
На тот же случай, если жильцы не смогут самоорганизоваться или выбрать жилищно-обслуживающую организацию, предусмотрена интересная норма.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 152 проекта «у разі визначення органом місцевого самоврядування тимчасового виконавця послуги з управління житлом власники (співвласники) багатоквартирного будинку або уповноважені ними особи зобов'язані укласти з ним договір про надання послуг з управління житлом (багатоквартирним будинком, декількома розташованими поряд багатоквартирними будинками, житловим комплексом)».
Данная предлагаемая норма грубо нарушает закрепленную в Гражданском кодексе свободу договорных правоотношений (ст. 627 ГК). Кстати, в нашем законодательстве вообще отсутствуют нормы, которые бы обязывали кого-либо подписывать договоры. Надеюсь, что такой и не будет.
В проекте кодекса также предусмотрены основания для выселения из жилья, купленного в кредит в случае невозврата кредита: «Звернення стягнення на передане в іпотеку житлове приміщення є підставою для виселення всіх осіб, які мешкають у ньому, крім випадків, установлених законодавством. Після прийняття кредитором у порядку позасудового врегулювання на підставі договору рішення про звернення стягнення на передане в іпотеку житлове приміщення всі особи, які мешкають у ньому, зобов'язані на письмову вимогу кредитора добровільно звільнити його протягом одного місяця з дня отримання цієї вимоги. Якщо особи не звільняють житлове приміщення в установлений або інший погоджений сторонами строк добровільно, їх примусове виселення здійснюється на підставі рішення суду відповідно до законодавства».
И это положение противоречит действующей Конституции, а именно ст.47, которая указывает, что никто не может быть принудительно лишен жилья иначе как на основании закона по решению суда.
В проекте предполагается закрепить пеню за несвоевременную оплату коммунальных услуг (ст. 112): «Наймач (орендар) та власник (співвласник) житлових приміщень зобов'язані вносити передбачену плату за житло у строк, визначений договором про плату за житло або договором про отримання послуг з управління житлом. У разі несвоєчасного внесення плати за житлово-комунальні послуги нараховується пеня в розмірі 0,1 відсотка суми заборгованості за кожен день прострочення. У разі несвоєчасного внесення плати за інші (додаткові) послуги нараховується пеня в розмірі, передбаченому договором про надання відповідної додаткової послуги».
Данная норма нарушает принцип «нет вины — нет ответственности». Например, по ст. 614 ГК «особа, яка порушила зобов'язання, несе відповідальність за наявності її вини (умислу або необережності), якщо інше не встановлено договором або законом.
Особа є невинуватою, якщо вона доведе, що вжила всіх залежних від неї заходів щодо належного виконання зобов'язання».
Пеня как вид гражданско-правовой ответственности не может применяться при отсутствии вины, поэтому, надеюсь, пеня не будет закреплена на законодательном уровне.
В целом складывается впечатление, что проект кодекса разрабатывали явно не борцы за права человека, потому что некоторые его положения, с моей точки зрения, имеют не только очевидно неправовой характер, но и ярко выраженную антисоциальную направленность.
К счастью, кодекс пребывает только на стадии проекта, и будем надеяться, что он не станет законом в том виде, в каком существует сейчас.
- Информация о материале
Эпоха протестов – в Украине. С миром…
2011 год проходит в атмосфере протестов: начиная арабскими странами, США и совсем не заканчивая европейскими – на удивление всем. В Украине высказывание народного "нет" и "против" также – отнюдь не ноу-хау: Банковая и Майдан в столице ужe "ощутили" весь пыл народного недовольства во время акции "Украина без Кучмы" и Оранжевой революции. Как десятилетие началось, так, в принципе, и закончилось. В конце 2010 на Майдане "разместился" очередной вотум народного недоверия и протеста – Налоговый майдан. Далее – весь 2011 год – под "крепостями" исполнительной и законодательной власти стояли пенсионеры, афганцы и чернобыльцы: сносили забор, ставили и снова сносили, ходили на переговоры и договаривались. Однако, судя по народному настроению, - все так быстро и просто не закончится.
Не дождались "покращення"
Сначала была пенсионная реформа. Под Верховную Раду выходили пенсионеры (нынешние и будущие), однако с ними удалось пойти на мировую, и пенсионная реформа, к счастью или к сожалению, уже месяц как действует.
Далее последовала "социальщина" и законопроект, которым якобы власть отменяла все льготы чернобыльцам, афганцам и ветеранам войны, потому что "нема грошей" в бюджете. С последними разговор выдался более жестким (как никак – афганцы знают суть борьбы не с рассказов): сломали забор под парламентом, разбили пару – тройку окон, но утихомирились, несмотря на то, что потом некоторые депутаты пытались вновь консолидировать народ с помощью забора и якобы "ограждения власти от народа и т.д.", однако далее дешевого пиара это не зашло. И когда парламентарии еще не успели "отойти" от легкого испуга после "навала" афганцев и чернобыльцев, в правительстве на протест отреагировали оперативно.
И вся эта волна недовольства – на голову вице-премьер-министра – министра труда и социально политики Сергея Тигипко. Так сложилось исторически, что и Налоговый кодекс и пенсионная реформа были, так сказать, на его совести. И, помимо того, что ему приходилось по пять раз в день всем объяснять суть своих детищ, так пришлось еще и отдуваться "за инициативу". Недовольство социальными "благами" – вновь по части Сергея Леонидовича.
"Не менее, чем на 25%, в 2012 г. увеличится основной размер пенсий инвалидам-чернобыльцам. Такого решения не было в течение последних десяти лет. Сегодня в среднем размер пенсий 2 тыс. 326 грн у инвалидов I, ІІ, ІІІ групп, а будет 2 тыс. 907 грн... Не меньше, чем на 85%, объема расходов на комплексное медико-санаторное обеспечение и лечение. Было 11,5 млн грн, в настоящий момент - 21,3 млн грн. Третье - это увеличение не меньше, чем на 13,5%, объема расходов на обеспечение жильем. 2008 г. и в 2009 г. практически не финансировались в этом вопросе. В 2011 г. было 44 млн грн, и это мы выполним. На 2012 г. - 50 млн грн. И увеличение не менее, чем на 155 млн грн (43%), расходов на обеспечение инвалидов Украины техническими и другими средствами реабилитации. Если бы это все комплексно было принято, это было бы большое достижение для чернобыльских ликвидаторов", - проинформировал вскоре вице-премьер-министр – министр труда и социальной политики С. Тигипко.
Двумя днями – две власти
Однако все было бы слишком легко, если бы – не так интересно. 14 октября Форум общественных организаций, проведенный по инициативе ветеранов десантных войск и ветеранов боевых действий в Афганистане, ВОО "Никто кроме нас" и других общественных объединений объявил ультиматум Верховной Раде Украины, выдвинув единое требование – досрочное прекращение ее полномочий. В связи с тем, что ни "народные" депутаты, ни Президент Украины никак не отреагировали на данные требования, не сделали никаких публичных заявлений по вопросу роспуска Верховной Рады и не предприняли никаких шагов в этом направлении, Форум общественных организаций Украины начинает акции по принуждению власти к соблюдению Конституции Украины. Акции были запланированы на 3 ноября, но "звон" услышали раньше.
1 ноября чернобыльцы вышли под парламент и, буквально говоря, снесли двухметровый забор, поставленный не так давно после "навала" афганцев. 2 ноября – они пришли под стены Кабинета министров, где как раз проходило расширенное заседание с участием Президента Украины Виктора Януковича. К протестующим сразу же поторопился вице-премьер Сергей Тигипко, однако его встречали не с просьбами, а криками: "Лжец!". Народный и "радикальный" депутат Олег Ляшко, который на протяжении акции "подогревал" митингующих, пытался убедить людей, что их обманывают и обещаниям верить нельзя. После таких заявлений нардепа участники акции начали возмущаться, требуя, помимо защиты своих прав, кардинальных политических изменений.
Сергею Леонидовичу все же удалось поговорить с чернобыльцами, тем не менее, он остался в недоумении.
"У нас есть свои расчеты, я не буду на них останавливаться. Потому что у нас пока что нет с представителями чернобыльцев общего виденья. У нас разные цифры… И я считаю, что это сейчас не нужно обсуждать, мы должны вместе с ними это согласовать", - прокомментировал он ситуацию, однако пообещал отозвать все горе-законопроекты.
Президент Виктор Янукович, присутствующий в это время в Кабмине, явно остался недовольным подобным сценарием за окнами и призвал чиновников не быть немыми с людьми.
"Надо людям разъяснять, что мы не собираемся никакие льготы сокращать - мы будем их только совершенствовать. А это означает, что мы ставим себе цель защитить незащищенные слои населения и повысить уровень защиты", - подчеркнул он.
В. Янукович также отметил, что накануне обсуждал этот вопрос с вице-премьер-министром - министром социальной политики Сергеем Тигипко. "Мне сказали: ни на один процент не были уменьшены льготы "чернобыльцам" и "афганцам" - наоборот, их уровень был повышен. И на 2012 год предусмотрено повышение на 25. Мы ставим себе цель - 25% мы повышаем. Приняли решение - надо выполнять и информировать об этом четыре раза в год общество", - подчеркнул Президент.
Далее протестующие переместились на Банковую – ближе к Администрации Президента, однако там постояли недолго и мирно разошлись, не разбив ни одного окна и не свалив забора. Но это пока…
Начало конца или конец сначала
…поскольку начало бессрочной акции протеста было запланировано именно на 3 ноября. Какими будут ее масштабы и результаты, рано говорить. Однако протестные настроения в стране достаточно высоки. Так, глава социологической компании Research & Branding Евгений Копатько отметил вероятность определенных изменений в украинской политике и общественных настроениях уже в ближайшие недели.
"Изменения произойдут в ноябре. Завершился некоторый процесс…будут изменения относительно Тимошенко, взаимоотношений с Россией, Европой. Это то, что будет в настроениях людей", - сказал Е. Копатько, добавив, что "основной мотив – экономические требования. Это все происходит на фоне массового недоверия к институтам власти. В какие электоральные позиции это перерастет, пока сказать сложно".
Руководитель исследовательских программ аналитического центра "Universitas" Алексей Якубин не удивляется подобной тенденции в стране, поскольку "протестные настроение сейчас распространены по всему миру, а общее недовольстве в мире влияет и на настроения в Украине".
Тем не менее, он не исключает, что не факт, что народ "держит плакаты" ради убеждений.
"Протестное настроение уже есть в Украине. Но большинство из них – инструмент политических объединений. Украинцы понимают, что эти люди могли прийти не потому, что хотят отстоять свои позиции, а потому что получат за это какое-то материальное вознаграждение", - подчеркнул А. Якубин.
Кроме того, по мнению политологов, если украинцы выйдут на улицы и начнут громить магазины, это значит, что политический процесс зашел в тупик.
"Они (украинцы – ред.) таким образом пойдут сами против себя. Мне кажется, с точки зрения дальнейших перспектив, украинцам не выгодно сегодня выходить на улицы, это обернется против них", - отметил Якубин.
Но украинцы уже там – на улице. Может, оно того стоит, чтобы не получилось: "за что боролись, на то и напоролись". А такова практика в Украине уже была. С Богом, только бы все это было ради правды.
Президент Виктор Янукович между тем рассказал, что ему правоохранительные органы передали информацию, мол, идет сейчас закупка оружия и подготовка к нападениям на органы власти. По его словам, это попытка дестабилизировать ситуацию в стране. "Что это за люди? Они уже потеряли страх и совесть. Не те, кому тяжелее всего живется. Те, кому тяжелее – они молчат, ждут, терпят", - поделился мыслями глава государства.
- Информация о материале
Олигархов выдавливают из политики
Виктор Янукович избавляется от олигархии — формы правления, установленной еще при президентстве Кучмы. Это во времена Леонида Даниловича олигархат, подпирая президентскую власть, имел за это карт-бланш на приоритетное поглощение собственности, налоговые льготы и другие подобные преференции. Правда, Кучма периодически проводил ротации на должности «любимого олигарха». А вот Виктор Федорович подобных ротаций проводить не желает — с «любимым олигархом» он давно определился исключительно по родственной линии. Это и есть первопричина попытки разрушения устоявшейся олигархической системы и выдавливания «несемейных» толстосумов из политического процесса с заменой их на «семейных». К внутриполитическим проблемам украинских миллиардеров добавились еще и внешнеполитические, обусловленные сменой вектора Януковича с Запада на Россию. Причем жесткую ревизию в связи с этим собственных бизнес-планов проводят даже те олигархи, которые на первый взгляд всегда были заинтересованы в максимальном сближении Киева с Москвой.
Для Рината Ахметова европейский «от ворот поворот» означал прямой удар по двум главнейшим столпам бизнеса — металлургии и энергетике. Еще год назад Ринат Леонидович столкнулся с экспансией, как писали СМИ, «неизвестных россиян» в украинский металлургический сектор. Ахметову-то они были хорошо известны (некоторые массмедиа утверждали, что под «неизвестными россиянами» подразумевается Внешэкономбанк, где главой набсовета премьер РФ Владимир Путин), лишь титаническими усилиями ему удалось увести из-под российского носа Мариупольский меткомбинат им. Ильича, но на «Запорожстали» «Метинвесту» все же пришлось подвинуться, фактически разделив с россиянами активы предприятия 50 на 50. А вот переход Украины в распростертые объятия РФ поставил вообще под вопрос стратегическое планирование Ахметова в области энергетики. По идее, ДТЭК создавался именно в расчете на открытые Европой двери для украинской электроэнергии. Теперь же, когда экспортные планы могут «накрыться медным тазом», по похожему «медному» сценарию может пойти процесс консолидации тех активов (как тут не вспомнить об угольном противостоянии Ахметова с Юрием Иванющенко), которые как раз необходимы для энергоэкспорта.
Со сменой внешнеполитического вектора связана еще одна, сугубо внутриполитическая, проблема Рината Леонидовича — фальстарт его ближайшего соратника Бориса Колесникова в премьериаде в качестве главного проевропейского политика. Возникает логичный вопрос: если мы перестали двигаться в Европу, то зачем нам нужен проевропейский премьер? Получается, что вице-премьерская должность Колесникова — единственный актив «ахметовцев» в Кабмине. На Банковой позиции Ахметова отстаивает только первая замглавы АП Ирина Акимова, на которую в любой момент может быть списан провал президентских экономических реформ, а деятельность СНБО во главе с небезразличной Ринату Леонидовичу секретарем Раисой Богатыревой практически заморожена не только как альтернативный центр влияния в стране, но и просто как альтернативный источник информации. И пусть Янукович на июньской встрече с избранными журналистами в Межигорье назвал анекдотом слухи о диалоге Президента и Ахметова с упоминанием фамилий Ходорковского и Кеннеди, Виктор Федорович тут же заявил, что Ринат Леонидович при личной встрече высказал ему свое нежелание впредь быть народным депутатом. Подобный президентский сигнал понятен даже самым непонятливым, а Ахметов к таковым не относится.
А вот Дмитрий Фирташ не стал ждать «сигнальной ракеты» из Межигорья и сам заявил о своей аполитичности. «Я не буду избираться в депутаты. В никакие Партии регионов я вливаться не буду», — объявил Фирташ в минувшее воскресенье на сайте www.comments.ua, тем самым расставив все точки над «и» в вопросе о своей публичной политической карьере. Что касается непубличного политического процесса, то на первый взгляд Дмитрий Васильевич может спать спокойно — дружественный ему глава АП Сергей Левочкин имеет прочные позиции и переезжать с Банковой в ближайшее время не планирует. Однако Фирташ, летом лихо нанесший в прессе личную обиду Путину, может наиболее пострадать от возвращения Владимира Владимировича на пост президента РФ весной. Поводом тут могут стать и давние газовые дела, и нынешние (с судом над Юлией Тимошенко включительно). И здесь Путину как раз кстати окажется кредитная история Фирташа с Газпромбанком, заметно ухудшившаяся в последнее время вследствие недавней продажи «Газпромом» «путинцам» нефтехимического холдинга «СИБУР». Но уже сейчас для Фирташа как украинского химического магната начинаются тяжелые времена — ЗСТ в СНГ открывает украинский рынок для российской химической продукции, которая априори дешевле отечественной. Не зря «семейная» Генпрокуратура, почуяв слабину в позициях Фирташа, нанесла ему удар по самой любимой титановой отрасли, возбудив уголовное дело относительно должностных лиц Вольногорского горно-металлургического комбината (филиал фирташевского ЗАО «Крымский титан»).
Если уж на политический порог не пускают такие «кошельки» ПР, как Ахметов и Фирташ, то что уж говорить об остальных крупных капиталистах. Виктор Пинчук депутатскую карьеру возобновлять, судя по всему, не будет. А если вдруг такое желание возникнет, то замороженное «дело Кучмы» растает и зазвучит с новой силой. У Константина Жеваго еще тлеет надежда на мажоритарку в Полтавской области, для чего он и «Батькивщину» финансировать перестал, и выслал двоих своих гонцов (Анжелику Лабунскую и Руслана Зозулю) из БЮТ в парламентское большинство (правда, государству для этого нужно было провести на предприятиях группы «Финансы и кредит» показательные «маски-шоу»). Но влиятельные люди давно уже советовали Константину Валентиновичу «не дразнить судьбу, а завязывать с политикой». Для лидера «приватовцев» Игоря Коломойского, теснимого уже более года со всех сторон, позволительно только оказывать, по слухам, финансовую поддержку политическому клоуну Олегу Ляшко. Что, в принципе, после «успеха» в январе 20010-го Василия Протывсиха вполне укладывается в новый «приватовский» стиль.
- Информация о материале
Страница 1672 из 2102
