Итог проведенного Виктором Януковичем расширенного заседания Кабинета министров напомнил результат игры в «Поле чудес»: «Играл. Угадал все буквы. Но не смог прочитать слово». Действующий состав Кабмина получил нервный тик, но не потерял ни одного бойца. Губернаторский корпус приобрел двух новых игроков, но вряд ли «прибавил»: в Запорожской области смотреть за «смотрящим» будет регионал Александр Пеклушенко, а поднимать показатели строительной отрасли во Львовской — Михаил Костюк, слывущий человеком олигарха Василия Хмельницкого, который теперь трудится менеджером у Юрия Иванющенко. В игре с остальными президент ограничился «желтыми» карточками. Досталось на орехи от Януковича и Азарова министрам здравоохранения, экологии, обороны, образования. Задело (отнюдь не шальной пулей, просто в последний момент премьерский крупный калибр поменяли на дробь) главу Минюста.
Совершенно очевидно, что в нынешнем составе власть достигла предела своей компетентности. Происходящее в стране и со страной наглядно демонстрируют это. А дополнительным подтверждением служат обвалы рейтингов, как президента, так и его политической силы. Почему же 2 ноября Виктор Янукович не начал сбрасывать балласт?
Во-первых, ряд отставок, с политтехнологической точки зрения, задумывался как отвлекающий маневр, красный платок Джулии Ламберт, призванный отвлечь внимание населения от темы Юлии Тимошенко и реакции цивилизованного мира на политические репрессии в Украине. Однако это предназначение кабминовской «чистки» утратило актуальность — Юлия Тимошенко сидит, адвокаты мечутся, а активные слои населения борются за пенсии и льготы.
Во-вторых, скамейка запасных у власти Януковича коротка до невозможности. Хоть болельщиков на поле приглашай. Вот уже два с половиной месяца как не стало премьер-министра Крыма Василия Джарты, а найти замену президент не может. Кандидаты, подбираемые из той же действующей обоймы, сопротивляются: наотрез отказался Борис Колесников; как может упирается, Анатолий Могилев; цепляется за свежепущенные черкасские корни Сергей Тулуб; не рвется в Министерство обороны Николай Литвин; скептически к поздравлениям о назначении в Минкульт относится Анна Герман и т.д. и т.п. Януковичу есть кого менять, но не на кого. А откуда другим взяться?
Во время совместного заседания правительства и Комитета по реформам Ирина Акимова раздала диаграмму, отражающую количественные показатели исполнения задекларированных президентом реформ. Не стану останавливаться на том, что проводить одновременно 21 операцию на одном теле — безумие. Анализ качества проводимых мероприятий в рамках каждой из реформ — тоже не предмет этой статьи. Однако приведенная таблица лично у меня вызвала два вопроса. Первый. Состояние выполнения Национального плана действий на 2011 год продемонстрировало, что из 454 мероприятий реализованы 262, то есть, по подсчетам Акимовой 57%. А если еще при этом знать, что 92 из 454-х (постановления правительства, проекты кабминовских законов) были приняты за две недели до расширенного Кабмина после взбучки, устроенной правительству главой администрации Сергеем Левочкиным, то хочется спросить: власть в этой стране есть? Владельцем ее полного концентрата является Виктор Янукович, назначающий премьера, министров, руководителей всех органов центральной и исполнительной власти. Под его пальцами парламентское большинство и все силовики. 57% — это и есть то качество власти, на которое президент способен? Имеется, правда, возможное объяснение тому, почему к решению задач, публично поставленных главой государства, исполнительная власть позволяет себе относиться спустя рукава. Все становится на места, если представить, что итоги, подведенные Акимовой, — это итоги строительства потемкинской деревни, коей является демонстрация проведения реформ и работы на благо государства. Интересно было бы посмотреть на сводный отчет о выполнении других планов — планов поступлений от таможни, от Минобороны, от МВД, от Минздрава, от Минагропрома, от «зеленого тарифа», от Евро-2012, от тендеров... Так вот второй вопрос заключается в следующем: если все сохранили свои посты, значит, непубличные, но приоритетные планы выполняются лучше? В Украине существует традиция: о президентских кадровых решениях их объекты узнают из уже подписанных указов. Источники в Кабмине утверждают, что в этот раз странным образом всех потенциальных отставников предупредили об их незавидной участи. Исправились? Аврально наверстали «план»?К чему это я? А к тому, что найти человека, который будет одинаково хорошо трудиться над выполнением обоих планов — по продвижению реформ и по добыче средств — исключительно сложно. Вот, в частности, поэтому и сидят бездарные, но доверенные, некомпетентные, но чуткие, аморальные, но лояльные, на своих местах. И будут сидеть до тех пор, пока им не найдется адекватная, с точки зрения постановленной задачи, замена.
В-третьих, к тектоническим кадровым решениям Виктора Януковича подталкивали с разных сторон и по разным причинам. Свои решения предлагали и Сергей Левочкин, и Андрей Клюев. Не знаю точно, высказывался ли по этому поводу Ринат Ахметов, но знаю, что значительную часть действующего Кабинета министров он еще до назначения считал «сбитыми летчиками». Однако президент в минувшую среду парус не надул. И дело тут не только в длительном разговоре один на один с Николаем Азаровым, предшествовавшем проведению расширенного Кабмина. Будучи очень чутким датчиком соблюдения баланса в собственном окружении, Виктор Янукович, очевидно, посчитал, что на данном этапе гирьки могут идеально не сложиться. Он еще не готов к великому переселению придворных народов, балансированию интересов, переброске потоков. Не сложилась еще комфортная для него мозаика. Не легла удобно в руку будущая конструкция. Вроде Клюев на премьера — да. Но что-то царапает. Вроде Хорошковский — на Минфин. Но че-то режет. Может, Левочкина премьером? А не выскользнет? А может, Лавриновича на АП? Наждачит как-то... Но все в представлении Януковича уляжется. У него есть время. Ибо час «Ч» для перезагрузки, по его мнению, еще не наступил.
В-четвертых, напомню, что кадровые решения президент отложил в не такой уж долгий ящик, пообещав 20 декабря вернуться к конкретным оргвыводам, которые постигнут не усвоивших урок. Время, плюс-минус, выбрано не случайно. К этому моменту, согласно задумке Банковой, должна выстроиться качественно иная ситуация, закрепить которую должна кадровая перезагрузка. К концу декабря ожидается парафирование Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, включающее договор о свободной торговле. Принято считать, что к этому сроку уже будет урегулирован газовый вопрос. Переговоры идут непросто, но продвигаются в известном направлении: газ меньше 200 долл.; трехсторонний консорциум на украинской трубе, где по 40% получат Украина и Россия, а 20% — газовые компании стран ЕС, вливание в модернизацию газотранспортной системы и уставный фонд консорциума до 10 млрд. долл. Заключение соглашения о цене на газ, снижающее ее более чем в два раза, позволит снять формально главную претензию МВФ к Украине — неподнятие тарифов. А значит, деньги МВФ в Украину придут, а за ними, как за лоцманом, потянутся и другие вливания международных структур. Похоже, Виктор Янукович убежден в том, что ущемление оппозиции до посинения не помешает его рациональным европейским планам; договоренности с Россией не заставят поменяться с Путиным мажоритарным и миноритарным пакетами «Украина Ltd.». Президент готовится к победоносному второму дыханию. Вот тут как бы в новые меха и будет залито новое вино? Но сорт винограда ведь не поменять!
Ну, допустим, срослось. Все получилось как задумано. В стране что, заработают социальные и профессиональные лифты вместо грузовых? Аппетиты станут меньше, а совесть весомее? Лояльность будет принесена в жертву компетентности? Популизм перед выборами — реальным и актуальным непопулярным реформам? Стремление удержать власть любой ценой уступит место стратегии антикризисной защиты, для реализации которой необходимо объединение, а не внутренняя война? Странные вопросы, правда? Главное — второе дыхание не перепутать с апноэ.