В 2010 году в Украине появились признаки благоприятных условий для бизнеса. Такой осторожный вывод сделала Международная финансовая корпорация (IFC, группа Всемирного банка) в ходе исследования «Инвестиционный климат в Украине: заложен базис для дальнейшего развития». Но, как сообщил руководитель проекта Международной финансовой корпорации (IFC) «Инвестиционный климат в Украине» Сергей Осаволюк, Украина все еще на 152 месте из 183 стран мира в рейтинге Doing Business 2012, характеризующем благоприятность инвестиционного климата в мире. Для сравнения отметим, что Казахстан занимает в этом рейтинге 47 место, Белорусь — 69, Киргизия — 70, Молдова 81, Россия — 120.
В соответствии с данными исследования, в Украине в 2012 году стало несколько легче открыть и закрыть бизнес, получить разрешение на строительство, преодолеть неплатежеспособность, чем год назад. «Украина достигла определенного прогресса в улучшении инвестиционного климата, — отмечают авторы исследования, но тут же уточняют: — Но другие страны сделали больше». В Украине отмечен регресс в международной торговле, кредитовании, защите инвесторов и регистрации собственности.
Чтобы определиться с реальной эффективностью реформ и тем, как они работают на практике, IFC провел еще одно исследование — «Инвестиционный климат в Украине: каким его видит бизнес». На соответствующие вопросы ответили 1636 руководителей предприятий и 415 частных предпринимателей во всех регионах страны. Выводы в основном неутешительны. В 2011 году на разрешения, проверки, техническое регулирование частный сектор украинской экономики официально и неофициально израсходовал 7,2 миллиарда гривен (900 миллионов долл.). «Сколько рабочих мест можно было создать за счет этих средств!» — восклицает Осаволюк. Он говорит, что в Украине контролирующие органы до сих пор «проверяют все, что двигается». Эксперт уверен: «Необходимо перейти к существенному сокращению разрешений и лицензий. По нашему убеждению, другого механизма, кроме использования «единого окна», тут нет. Также необходимо расширить сферу применения декларативного принципа. Из 100 с лишним разрешений к 90 не применяется декларативный принцип. Эту цифру необходимо сократить до 10—15. И, наконец, пересмотреть требования к получению разрешений и лицензий».
Директор Всемирного банка в Украине, Беларуси и Молдове Мартин Райзер также убежден, что «без реформирования системы технического регулирования у Украины не будет должного потенциала для подписания соглашения с ЕС о зоне свободной торговли». Больше того, по словам Райзера, реформы в сфере налогообложения Украины не отразились положительно на деятельности бизнеса. «Приходя в Украину, инвесторы должны говорить с посольствами и другими инвесторами, чтобы узнать особенности работы в Украине, — говорит Райзер. — Здесь могут быстро забрать бизнес. Здесь достаточно опасно, и все это признают. Нужно четко понимать, из-за чего возникает эта проблема: в связи с законодательством, судебной системой или другими факторами. Нужно сфокусироваться на этом вопросе и всесторонне изучить эту тему». Он также не считает удачными реформы в сфере налогообложения. «Проводя анализ ведения бизнеса в Украине, стоит отметить, что проведенные реформы, связанные с налогообложением, не отразились положительно на отчетах предприятий», — отмечает директор Всемирного банка.
Ранее Райзер отмечал: «Украине необходима дерегуляция. Мы наблюдаем уже давно, что в реальности реформы меньше, чем ожидания». Среди причин неудач в процессе реформ он указывал на то, что они проводятся медленно, часто не внедряются на местах и, что самое главное, нет доверия между властью, населением и предпринимателями. «Мне кажется, — подчеркивал директор ВБ, — что Украина больше всего нуждается сейчас в хорошем и конструктивном диалоге».
Исследование показало, что частота проверок контролирующими органами хоть и снижается, но очень медленно. Первое место среди органов, которые чаще всего проверяли бизнес в 2010 году, удерживают санэпидстанции и ветеринарная инспекция. На втором месте — налоговая и пожарный надзор. На них приходится 46 и 39 процентов всех проверок.
Неотъемлемой чертой украинской бизнес-среды остается коррупция. Причем ее уровень не сокращается, а растет. По данным исследования, в 2008 году прибегали к неофициальным способам решения проблем с государственными органами 35% предприятий. В 2010-м — 46%. Соответственно, делали какие-то подарки госслужащим, чьи решения могли повлиять на деятельность предприятий, 20 и 25 процентов. Но больше всего впечатляют две другие цифры. Если в 2008 году на коррупцию использовалось 6% доходов предприятий, то в 2010-м — 10%.
Однако бизнес все чаще и успешнее отстаивает свои права. Так, среди предпринимателей приобретает популярность принцип молчаливого согласия, внедренный в Украине при выдаче разрешений в феврале 2010 года. Результаты исследований IFC показывают, что в 2010 году 8% предприятий сталкивались с волокитой со стороны разрешительных органов и несоблюдением ими установленных законом сроков. И характерно, что почти половина из них (47%) отважились отстаивать свои права и воспользовались этим принципом, не дожидаясь решений бюрократов.
Кстати
Международная антикоррупционная организация Transparency International опубликовала доклад, содержащий индекс взяточничества экспортных компаний за рубежом, — Bribe Payers Index. В этом году страной-лидером по данному показателю эксперты Transparency назвали Россию. Об этом говорится в пресс-релизе организации, сообщает rus.newsru.ua.
Всего аналитиками рассмотрена деятельность компаний 28 стран с самой большой экономикой в 19 основных экономических секторах. Страна, чей индекс максимально близок к 10 пунктам, может похвастаться наиболее низким уровнем взяточничества за рубежом. В этом году такими странами названы Голландия и Швейцария, набравшие 8,8 пункта, в то время как Россия удостоилась лишь 6,1 пункта. Далее следует Китай, получивший 6,5 пункта. Самый высокий уровень коррупции наблюдается в сфере госзаказов — 5,3, наименее коррумпированные отрасли — сельское хозяйство и лёгкая промышленность (7,1).
Украина в рейтинге самых коррумпированных стран мира не рассматривалась. Недавно президент Украины утвердил Национальную антикоррупционную стратегию на 2011—2015 гг., однако пока улучшения в борьбе с коррупцией в Украине не заметно. Ранее даже Служба безопасности признала, что в Украине коррупцией поражены все ветви власти.
Украина занимает лидирующие места по уровню коррупции среди стран Европы. Так, по показателям распространения коррупции и взяточничества Украина занимает 24-е, предпоследнее, место в Европе. А в рейтинге экономических свобод Украина занимает последнее место в Европе и 164-е место в мире из 179-ти стран.
О высоком уровне коррупции в Украине и отсутствии борьбы с ней говорят и в ЕС и НАТО. А GRECO — группа государств по противодействию коррупции, входящих в Совет Европы — отметила провал Украины в плане законодательного обеспечения борьбы с коррупцией и несоответствие европейским стандартам борьбы с коррупцией по 13-ти направлениям.