Главная
Каким быть депутату, или Кого выбирать?
Непонятно, откуда взялась, как распространилась и почему так цепко прижилась мысль, чтодепутатом может быть кто угодно. Достаточно лишь, чтобы он был избран. Может, это с того времени, когда управление государством было обещано каждой поварихе? Неприятность логики выбора заключается в том, что депутат будет именно таким, какого изберут. Лучшим он не станет. А вот оказаться худшим...
Всего тритребования и одно ограничение
Так вот по Конституции к народному депутату никаких других требований, кроме обязательного украинского гражданства, возраста не менее 21 года и по крайней мерепятилетнего срока обитания на территории Украины, не предъявляется.
Есть, правда, одно ограничение общественного характера: не может быть избранным в Верховную Раду гражданин, который имеет судимость за совершения умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке.
Все другие требования к депутату являются косвенными и следуют из его личных полномочий и коллективных полномочий Верховной Рады, прописанных в Конституции и законах, которые не предусматривают конкретной специальности, опыта или способности к некоторому специальному виду деятельности.
А потому и видятся избирателем какими-то необязательными, второстепенными. А на время выборов большинство избирателей и не думает, а чем, собственно, их избранник будет заниматься в Верховной Раде? А главное, как он это будет делать.
Итак, у нас депутатом, оказывается, может быть кто угодно.
Не потому ли кого угоднои избирают?..
Специальностькак способность к выполнению обязанностей
Основоположник китайского конституционализма Суй Ятсен предлагал к известным классическим ветвям власти – законодательной, исполнительной и судебной – добавить еще две, присущих, кажется, именно китайскому менталитету, – контрольную и селективную.
Контрольная ветвь власти – это постоянный надзор народа за всей властью. А содержание селективной ветви власти заключается в том, что выполнять властные полномочия может лишь специально подготовленный к этому специалист – и чиновник, и судья, и депутат. И такое условие должно, снова же таки, отслеживаться народом.
Как пшеница – не рис, так и мы – не китайцы. Депутатство в воображении украинского избирателя – это прежде всего представительный ярлык, для которого довольно иметь широкий лацкан, а уже потом можно браться за некую работу там, куда тебя избрал народ. А можно и не браться, потому что не очень с тебя будут спрашивать...
Тем временем, от судей, кроме гражданства и возраста, Конституция конкретно требует обязательное юридическое образование и стаж работы не менее трех лет в области права. То есть профессионального уровня. И это правильно. Потому что как будет судить судья, не зная законов и не имея опыта судебной практики?
Государственные служащие в каждой области по закону также должны быть ее специалистами, а от должностных лиц государственной службы, кроме их специальности, требуется определенный стаж управленческой работы.
Почему же к депутату никаких профессиональных требований?
Для чего "идти в депутаты"?
Конечно – для определенной работы. Закон о статусе народного депутата довольно четко дает ответ на вопрос, в чем же состоит его профессиональная деятельность. Законом предусмотрено всего семь видов такой деятельности, которые, однако, дают достаточное представление, чем должны заниматься те, кто "идет в депутаты":
1) участие в заседаниях Верховной Рады;
2) участие в работе депутатских фракций;
3) участие в работе комитетов, других органов, образованных Верховной Радой;
4) выполнение поручений Верховной Рады и ее органов;
5) участие в работе над законопроектами, другими актами Верховной Рады;
6) участие в парламентских слушаниях;
7) обращение с депутатским запросом или депутатским обращением ко всем властям и любым должностным лицам.
Каждая из этих составляющих предусматривает способность к такой деятельности, которой, конечно, должно предшествовать желание самого депутата работать. А эффективность этой работы, конечно ж, зависит от специальности депутата.
И если участие в заседаниях парламента и работе его комитетов или выполнение каких-то поручений носит общий характер – присутствует депутат заседаниях или нет (закон об этом молчит), дано ему поручение или нет, – то законодательная деятельность депутата и его способность спросить у власти через депутатские обращения и запросы является конкретной и ничем не заменимым делом.
И именно эту свою способность кандидат в депутаты должны доказать избирателю.
Что он будет создавать законы или менять их для избирателя. Что он будет бороться с исполнительной и судебной властями, чтобы они прислушалась к нуждам избирателя и на самом деле служили народу.
Работа депутата в составе депутатских фракций предусматривает выполнение обязательств, по которым он вошел в эту фракцию, согласившись на общие действия и решение. Бесспорная будто бы логика вхождения и дальнейшей деятельности депутата исключительно в составе фракции, которая представляет интересы политической силы, по избирательному списку которой им и получен мандат, в наших реалиях просто изнасилована, и мы имеем досадное для избирателя явление "тушек".
Участие депутата в работе парламентского комитета, в который он обязательно должен войти, требует от него правовой осведомленности в области, которую курирует этот комитет. Как-то нелогично видеть врача по специальности в составе, скажем, комитета по вопросам транспорта.
То есть – именно специальность является основой эффективной работы депутата.
Правозащитник – юрист – экономист – политолог
Каждая из перечисленных профессий содержит в себе признаки депутатской деятельности. А особенно успешным может быть депутат, который объединяет в себе все эти качества.
Бесспорно, наличие истинной специальности юриста, экономиста или политолога предоставляет солидную фору кандидату в депутаты, когда стоит вопрос, для чего он "идет в депутаты".
И конечно, исключительно от избирателя зависит, перевесит ли флра продпайков предприимчивого кандидата фору юриста, экономиста или политолога на время его законотворческой деятельности как депутата. Результат выбора, как видите, весь в дальновидности и мудрости избирателя.
Само особое правовое чувство депутатом законов и необходимости в их принятии или отклонении, в разработке новых законов для избирателей, является основой его законотворческой деятельности.
Слышать закон сердцем своим и каждого избирателя – это редчайший дар истинного народного депутата.
А кто лучше правозащитника сумеет постоять за избирателя? Насколько будущий депутат, который получил доверие избирателей путем благотворительности на время выборов, сумеет так, как на это способен правозащитник, постоянно стучаться в двери властей и судов, настырно и эффективно пользуясь правом депутатских запросов и обращений?
Каждому– свое?
Чрезвычайно благоприятным и непростым за следствием является объединения популярности известных людей – художников, писателей, артистов – с их решением "идти в депутаты", а дальше и с самой их депутатской деятельностью. К сожалению, втягивание знаменитостей в избирательные партийные списки с целью эксплуатации их популярности, как правило, не оправдывается.
Почему никому из современных литераторов, которые соединили художественное перо с парламентским, так и не удалось оставить хотя бы какого-то значительного следа на законодательной стезе?
Почему чрезвычайно популярные артисты, покинув такую обычную и значимую для себя и публики сцену ради депутатства, перестают быть значимыми в ее сессионном зале?
Почему славные спортсмены, недавние олимпийские чемпионы, не создали чего-то особого пусть в правовом пространстве спорта?
Возможно, потому, что их популярность уже предоставила им место в обществе, а депутатская деятельность – это совсем другая сцена, политическая, где слава может быть и горькой, и поддержать значимое место на ней можно лишь другими, довольно непривычными для них усилиями и делами?
Готовые ли они до этого? Чаще всего – нет.
Не хватает, снова же таки, специальности.
Предприниматель – лукавый депутат
Хотя бы потому, что депутат не может заниматься предпринимательством. Об этом и прямо и однозначно сказано в Конституции: предпринимательская деятельность депутатов ограничивается законом.
Ограничивается – в смысле не просто осуществляется в ограниченных рамках, а запрещается полностью.
И массовое лукавство депутатов, которые якобы передали управление своим добром в другие руки, как раз и заключается в том, что ни один из них совсем не отказался от своего бизнеса, а фиктивно, согласно тому же лукавому закону, собирая разрешенные дивиденды с акций, отложил его в сторону, чтобы он будто бы не мешал ему служить народу.
Но сердце же их на самом деле там, "где сокровище их".
Чуть ли не самой большой бедой всех ветвей власти в Украине является их слияние с бизнесом. К сожалению, в подавляющем большинстве, – подкупив избирателя прямо пайками или опосредованно обещаниями, подобравшись к судейскому креслу или выторговав себе должностное кресло, – к власти идут преимущественно с целью уберечь или приумножить то самое сокровище, которое "щемит на сердце" и не дает его хозяину просто и честно служить народу.
Так что, когда предприниматель "идет в депутаты", хорошо бы избирателю услышать от него объяснение, почему он бросает свое дело-кормилца на целых пять лет?
Если он поглощен заботами о неприкосновенности себя и своего бизнеса, то зря. При такой судебной системе откупиться от любого суда можно за значительно меньшие средства, чем было потрачено на покупку проходного места себе и водителю или подруге в партийном избирательном списке.
Культура выбора
К сожалению, культура выбора у нас далека от совершенства. А вернее – напрочь досадная.
В цивилизованной Европе не предполагается, что избирателя можно купить. И там не покупают. А у нас выбор по округу чаше всего выглядит совсем банально: раздал по дворам гречку, муку, масло или сахар, сбросил под ворота дрова, проложил за месяц до выборов дорогу в селе, привез в районную больницу несколько коек, подарил школе компьютер, а в детсаде раздал детям кулечки с конфетками, – и ты стал добрым в умах избирателей, для которых такая благодетельность является признаком порядочности, которая происходит из заботы о бедных. А следовательно, можешь быть депутатом. Потому что, искренне говорят, хотя бы этим полезен. Возможно, это в самом деле от нашей бедности.
Бедность, которая покупается за миллионы долларов, о чем уже откровенно рассказывают средства массовой информации – в какую "копеечку" обойдутся затраты на успешную избирательную кампанию по одномандатному округу.
Не менее стыдно выглядят выборы по общегосударственному округу по партийным спискам. Уже за полгода до выборов совершенно бесцеремонно распространяются на рынке будущих парламентариев тарифы на проходные места в избирательных списках проходных партий.
Такая понятная и целиком оправданная в цивилизованном мире система выборов парламента по пропорциональному принципу, когда политические партии берут на себя полную ответственность за тех, кого они предлагают представителями народа, а их выдвиженцы, в свою очередь, полностью ответственные в своей парламентской деятельности и перед партией, и перед народом, – у нас это демократическое благо благодаря своей коммерческой (и ментальной?) составной получило причудливые черты.
Европа ужасается от того, как у нас формируются партийные избирательные списки и как далее ведут себя депутаты, перебегая из одной фракции к другой.
Откуда, кто он, чей и кто в его окружении?
Эти вопросы входят в перечень признаков, по которым не может быть любых привилегий или ограничений, поскольку все граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом.
А потому избираться народным депутатом может кто-угодно и откуда угодно.
И не является правовым разногласием то, что, скажем, лицо, несколько раз судимое или с довольно сомнительной репутацией среди людей относительно своего имущественного состояния или происхождения, идет в депутаты.
Или то, что закарпатский бизнесмен решил баллотироваться в Верховную Раду по Кировоградскому округу.
Хотя для избирателя это может быть и странным, поскольку порядочность должна быть давно известной среди людьми и идти от осведомленности избирателя о жизненном пути кандидата, его семье и окружении.
А представительство в воображении избирателя вполне понятно имеет земляческий характер. Потому что связано это как с осведомленностью о своем избраннике, так и о его способности быть ответственным перед земляками.
Пусть даже и при том, что будет представлять он в Верховной Раде весь Украинский народ.
И если избирателю очень хочется, чтобы его избранник был и моральным и гражданским примером для его детей и внуков, и достойным представителем его округа – профессиональным и ответственным, – то именно эти качества должны доминировать на время его выбора.
А кто в его команде?
Немалую судьбу успеха как в избрании депутата, так и в дальнейшей деятельности, составляет его команда – начиная от избирательного штаба и кончая составом помощников уже избранного депутата. И если качество команды, которая вела его предвыборным путем, определяется результатом выборов, то помощники-консультанты остаются чаще всего без внимания избирателя. Хотя, снова же таки, качество их состава прямо влияет на результат деятельности уже избранного депутата.
Если в предвыборной программе кандидата в депутаты, который до этого уже пробыл в статусе депутата, на двух страницах насчитывается полтора десятка грамматических ошибок, или текст сплетен из смешных стилистических шедевров, или программа у него "передвыборная", а не "предвыборная", – такой кандидат должен насторожить избирателя как лично, так и всей своей командой, в которой не нашлось грамотного помощника.
Предвыборные обещания и их выполнение
Почти все предвыборные программы в округе обещают избирателю то, что не входит в компетенцию народного депутата, а скорей всего является сферой деятельности депутатов местных советов. Тяжело, скажем, понять логику предвыборных обещаний, переписанных из программы социально-экономического развития районов, которые входят в избирательный округ, если кандидат в депутати не расскажет, каким способом он их будет выполнять, находясь в Киеве.
Если речь идет о выполнении программы социально-экономического развития округа, то именно народный депутат, избранный или назначенный партией в нем, обязан выгодно для округа повлиять на распределение средств, когда Верховная Рада принимает закон о бюджете. Этого ни районный, ни областной депутат сделать не смогут.
И насколько он действенен и настырен в сравнении с другими кандидатами – это должно быть доказано избирателю.
И не о снятии неприкосновенности нужно кричать на все предвыборных углах (она ему нужна хотя бы для того, чтобы его не вытащили силой из сессионного зала), а о том, что кандидат обязуется не преступить присягу при любых обстоятельствах.
Что никто и ничто не заставит его отдать свою карточку, чтобы ею пользовались без него, – и будет голосовать он исключительно лично. Как и надлежит по Конституции и законам.
И никакая сила, средства и обстоятельства не заставят его покинуть ряды депутатской фракции, в которую направил его народ, избирая по партийному списку.
Снова в депутаты – есть за что спросить
Подавляющее большинство депутатов планирует снова баллотироваться в Верховную Раду самостоятельно, или по партийной путевке в одномандатном округе или в общегосударственном по партийному списку. При этом, снова же таки, всем им кажется, что все для них начинается сначала.
Конечно, это не так.
Истинное лицо избранника, который уже пробыл срок в Верховной Раде, довольно легко читается в документах, которые удостоверяют его доподлинную деятельность.
Для любознательного избирателя довольно заглянуть на парламентский сайт и выбрать из него весь депутатский путь лица, которое баллотируется снова. И сопоставить его с предвыборной программой прошлой избирательной кампании посмотреть, что он выполнил и что обещает снова.
Было бы хорошо, чтобы средства массовой информации просветили в этом избирателя.
Значительное число нынешних депутатов не достойны продления своего мандата. Скажем, почти треть из них не представила никакого законопроекта, не внесла никакой поправки в законопроекты своих коллег, не представила никакого депутатского запроса или обращения к властям. Еще треть занималась этим очень и очень лениво.
И избиратели об этом должны знать.
Где выход?
Если основой специальности и порядочности депутата, о которых здесь шла речь, являются необходимые знания, опыт и мораль, которые и будут определять успех его депутатской деятельности, то именно эти показатели и должны стать руководящими для выбора кандидата депутатом.
Который должен доказать избирателю, что он не только способен к депутатской работе, но и достоин ее.
И именно это определяет общую высокую культуру выбора, от которой отпадает потребность снимать с депутата неприкосновенность, отозвать его за измену присяге и сомневаться в выборе народа.
Выбирать есть из кого: не пропащие мы.
- Информация о материале
Коммунальное и военное имущество: улучшение или разворовывание?
Похоже, "дерибан" госсобственности представителями власти, несмотря на громкие заявления о борьбе с коррупцией, продолжается. Просто теперь для получения желаемых "вкусностей" пишутся "правильные" законы. Так, 17 мая Верховная рада приняла изменения к закону "О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности".
За три месяца это уже вторая корректировка базового документа. Первая была проведена 23 февраля.
Тогда депутаты расширили перечень объектов, которые могут бесплатно передаваться из государственной собственности в коммунальную.
Они разрешили государственным предприятиям передавать в коммунальную собственность объекты инженерной инфраструктуры водопроводного и канализационного хозяйства, связанные со снабжением воды, водоотводом и очисткой стоков, а также объекты по благоустройству населенных пунктов.
Новые изменения к закону уточняют перечень государственных объектов, которые могут безвозмездно передаваться в коммунальную собственность, и совершенствуют требования по технико-экономическому обоснованию процесса.
Также поправки определяют принципы отчуждения из госсобственности военного имущества.
Согласно изменениям земли обороны не могут передаваться в коммунальную собственность, кроме участков под социально-культурными, производственными и жилищными объектами.
На первый взгляд, закон является второстепенным, "техническим", документом, не заслуживающим особого внимания.
Однако его анализ в контексте проводимой политическим режимом авральной приватизации и планируемого принятия новой редакции закона "О возобновлении платежеспособности должника или признания его банкротом" и закона о списании долгов оборонных предприятий в размере 820 миллионов гривен настораживает.
Анализ показывает, что власть совершенствует механизмы уценки и прикарманивания государственной собственности, делает их системными.
Деньги за лояльность
Основная декларируемая цель принятия закона "О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности" - выработка механизма бесплатной передачи приватизируемыми и выставляемыми на продажу госпредприятиями социально-культурных объектов на баланс местных советов.
Эта проблема остро встала еще в 1990-х годах, с начала сертификатной приватизации и создания на базе госпредприятий акционерных обществ.
Хотя, в соответствии с нормативными актами, названные выше объекты при приватизации государственных активов должны были автоматически передаваться местным органам власти, последние из-за чрезмерной изношенности имущества категорически отказывались брать его на баланс.
По данным ФГИ количество объектов жилищного фонда, которые содержатся на балансах хозяйственных обществ, образованных в процессе приватизации, только относительно которых возбуждено дело о банкротстве, составляет 1 179, в том числе 1 094 жилых домов и 76 общежитий.
Общая площадь этих объектов - 658 тысяч квадратных метров, а определенный балансодержателями ориентировочный объем расходов для капитального ремонта этих объектов составляет 189 миллионов гривен.
В сфере управления Минагрополитики - 94 государственных предприятия, относительно которых возбуждены дела о банкротстве. Данных относительно объема расходов на ремонт этих объектов министерство не предоставило.
На балансе предприятий Минтопуглепрома - 1 283 тысячи квадратных метров жилых домов, общежитий, школ и детских дошкольных заведений.
Минобороны сообщило, что из 16 предприятий, относительно которых возбуждено дело о банкротстве или проводится ликвидация, на балансе шести предприятий находятся два общежития, одно детское учебное заведение и 51 жилой дом.
Кроме того, как недавно заявило руководство Агентства государственного имущества Украины при правительстве - прежнее Минпромполитики, ведомство планирует ликвидировать 180 своих госпредприятий из 347-ми.
Как отмечается в пояснительной записке к закону "О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности" расходы на капитальный ремонт указанной ведомственной недвижимости составляют около 446 миллионов гривен.
Эта сумма и большие затраты по содержанию принимаемых объектов тяжелым бременем лягут на и так нищие бюджеты местных органов власти.
С данной точки зрения настоящим издевательством звучит норма закона о том, что его реализация укрепит материальную базу местного самоуправления и поможет развить сети коммунальных социально-культурных заведений.
Подлинными целями власти является уменьшение стоимости приватизируемых предприятий путем очищение их от проблемных и затратных активов.
Для этого бело-голубое большинство в Верховной раде планирует утвердить изменения к закону "О возобновлении платежеспособности должника или признания его банкротом", который упростит соответствующие процедуры.
Адвокат юридической фирмы "Илляшев и Партнеры" Вадим Кизленко не согласен министром юстиции, заявившим, что изменения ускорят процедуру банкротства.
По его мнению, нелогично через пять месяцев после принятия новой редакции закона "О банкротстве" и за семь месяцев до ее вступления в действие опять вносить изменения.
"Проанализировав этот законопроект, я пришел к выводу, что быстрейшая ликвидация предприятия - это и есть его основное задание", - сказал юрист.
Например, отметил Кизленко, в законопроекте написано, что за три месяца арбитражный управляющий должен подготовить план санации, согласовать его с рядом госорганов и подать его на согласование в суд. Если же план санации не будет подан в установленный срок, предприятие признается банкротом.
С помощью закона "О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности" власть стремится дополнительно усилить контроль над руководством местных органов власти, полагает адвокат.
"Послушные и лояльные к нынешнему политическому режиму будут получать дополнительные средства из госбюджета на ремонт и содержание переданных им социально-культурных объектов, а непокорные - нет", - уверен он.
Начало военного "дерибана"
Хотя Минобороны не является лидером по количеству подведомственных предприятий, которые находятся на стадии банкротства, оно получает наибольшую выгоду от принятого закона.
Дело в том, что на его балансе находится более 400 высвобожденных военных городков общей площадью 50 тысяч гектаров и 2 тысячи других объектов с 6,5 тысячи зданий, которые правительство намерено продать.
Очищение от затратного социально-культурного балласта позволит нужным людям приобрести наиболее ликвидные военные объекты по бросовым ценам.
О серьезности намерений свидетельствуют первые шаги нового министра обороны. Все виды вооруженных сил уже получили указания срочно определить недвижимость, технику и имущество, которые будут выставлены на продажу.
Военные уверены, что дело не ограничится лишь составлением реестра распродажи. С аукционов в приказном порядке пойдут территории, объекты, и техника, даже если они необходимы для обеспечения жизнедеятельности.
Можно только добавить, что списки покупателей на ликвидную собственность Минобороны руководством страны уже составлены.
Уже приказано подготовить распродажу земли и объектов Национального университета обороны, расположенного в Киеве на Соломенской площади, и уникального Житомирского военного института имени Королева, который готовит высококлассных специалистов для войск ПВО и космической сферы.
На их восстановление понадобятся десятки лет, если это вообще удастся. На возражения со стороны высшего командного состава министр обороны Дмитрий Саламатин заявил, что Украина будет готовить специалистов в России.
Если учесть, что Саламатин получил украинское гражданство относительно недавно, то после такого ответа возникают мысли о государственной измене.
Если верить источникам, резолюция с ошибкой принадлежит перу Дмитрия Саламатина
Однако аппетиты стоящих за новым главой военного ведомства людей не ограничиваются желанием по бросовым ценам "прикарманить" военные городки.
Они "раскатали губы" и на ликвидные предприятия министерства - таковых насчитывается 167.
Чтобы удешевить их прихватизацию, "регионалы" внесли в парламент законопроект о списании задолженности оборонных предприятий.
Он предусматривает списание долгов оборонных предприятий в размере 820 миллионов гривен.
Вместо того чтобы найти виновных и заставить их вернуть средства государству, власть хочет просто списать долги, а в действительности - украсть по 75 гривен у каждой украинской семьи.
Законопроект также предоставляет особые права подконтрольному Виктору Януковичу через ставленников Саламатина концерну "Укроборонпром" по передаче в аренду и распродаже оборонных предприятий. Здесь уже речь идет речь об угрозе нанесения государству миллиардного вреда.
Дело в том, что крупные оборонные предприятия расположены в центры Киева, Харькова, Одессы, Львова, Днепропетровска и Запорожья, поэтому имеют не только дорогое оборудование и техническую документацию на уникальные образцы военной техники, но и тысячи метров "золотой" недвижимости и земли.
"Экономическая правда" отправила запрос в Минобороны с просьбой о комментарии, однако ответа пока не получила.
- Информация о материале
Депутаты-мажоритарщики как средство от страха и неверия
Выборы по партийным спискам, так и не сумевшие сложиться в работающую и понятную систему, родили, тем не менее, собственный феномен: «ток-шоу-демократию». Ее можно также назвать описательно: «ни одного повода поссориться пропущено не будет». Еще не было такого случая, чтобы заседатели ток-шоу, которых мы знаем в лицо и по фамилиям, говорили о том, как нам стать богаче, а государству – сильнее.
И главный вывод за последние пять лет работы «новой политической системы» состоит в том, что наша политическая элита никуда не годится. Партии не являются носителями четко выраженной идеологии и не предлагают позитивных стратегий решения всяческих проблем – от атомной энергетики до экологии и этнокультурных конфликтов.
С другой стороны, политики без партий, означают полную потерю контроля над вертикалью власти и возвращение к феодальным временам девяностых годов, с бесчисленными местными царьками и кланчиками.
Поэтому чисто украинский компромисс был найден в том, чтобы вернуться к старому закону, по которому избирался парламент в 1998 и 2002 годах. Половину депутатов мы выберем осенью по спискам партий (они сформируют правительство), половину - в мажоритарных округах. Их задача - работа с людьми и решение местных проблем «наверху» с использованием, в том числе, ресурсов партий и их фракций в парламенте. Если эта система не будет работать как положено, не будет работать любая другая.
Что получит власть
Коварный план власти вскрывался опытными аналитиками не раз: Партия регионов теряет рейтинг, а манипуляции и подтасовки, что доказано экспериментально, дают не более трех процентов. Специфика же мажоритарных выборов состоит в том, что они дают существенный привесок к результату, набранному партией.
Как это бывает, показали выборы 2002 года, когда оппозиционный блок во главе с Виктором Ющенко получил вдвое больше провластного. Но 66 мажоритарщиков «гнезда Кучмова» и примкнувшие решили исход дела, большинство в Верховной Раде сформировала отнюдь не оппозиция.
Кстати о процентах.
В далеком уже 2002 году коммунисты имели почти 20% голосов избирателей и провели в сессионный зал 65 депутатов. Чтобы «спасать страну» да «бороться за интересы народа», о чем сегодня рассказывает постаревший Симоненко, – вполне достаточно. Но никто не бился, поскольку и спрашивать было некому: в округах коммунисты депутатов почти не провели, так как особо и не стремились.
Сегодня у КПУ риторика все та же, а уровень поддержки – едва на уровне проходного барьера. Это прямое следствие той самой «ток-шоу-демократии», а также фактической наполненности холодильников у граждан Украины. «Ротация элит», о которой годами твердили политологи, пусть медленно, но происходит, на смену старым, исчерпавшим себя до дна политическим проектам, тоже медленно, но приходят другие. В том числе, и новые левые партии.
В сознание политиков самой жизнью вкладывается необходимость формирования четких векторов развития, идеологически совпадающих с европейскими моделями. Не социализм командно-административного образца, а социал-демократия; не «свободный рынок», а баланс между ответственностью правительства и индивидов. А в сознание граждан вкладывается необходимость голосовать не за «красивого» или «нашего», а выбирать направление развитие государства.
С обратной стороны всей этой большой медали стоят 225 депутатов-мажоритарщиков, чья задача, как и встарь, состоит в том, чтобы представлять интересы жителей совершенно конкретной территории. Занятые глобальными процессами партии и их вожди замкнуты в своем мире и проблемы текущих крыш оставлены на усмотрение местного самоуправления. Но если мэр крохотного городка поедет в огромный Киев искать пару тысяч гривен, он их не найдет. А если есть депутат, власть вроде бы держит руку на пульсе реальной жизни страны.
По большому счету, все умные названия избирательных систем должны иметь в виду одно: способ выборов должен быть напрямую увязан с тем, что будет происходить после них. Если «пропорционалка», то депутаты не должны бегать из фракции во фракцию, а в правительстве представлять те цели и задачи, за которые партия получила свои голоса. Если «мажоритарка», то одномандатники должны не появляться как ясное солнышко перед выборами, а знать проблемы своего округа, являясь своеобразным филиалом центральной исполнительной власти и правозащитниками.
Таким образом, система становится более понятной и управляемой, получает новые внутренние движители, «свежую кровь». По крайней мере, теоретически.
Что получат люди
Безусловно, выборы в округах всегда дают большое преимущество разным начальникам и действующим депутатам, так как повестка дня неизбежно предполагает ремонты школ, больниц, замену кровель в жилых домах и труб под ними. У людей, имеющих личный капитал либо возможность привлекать бюджетные деньги и административный ресурс, возможностей для этого больше. Им поверят охотнее, чем тому, кто обещает решить огромную кучу проблем потом, когда окажется под куполом Верховной Рады.
С одной стороны, несмотря на двадцать прожитых лет, многие соискатели депутатского мандата по-прежнему не беседуют с людьми и не дружат с горисполкомами, а заклеивают стены топорно сработанными листовками с обещанием сражаться «за мир во всем мире».
С другой, при желании, депутаты-мажоритарщики могут стать своего рода лекарством от страха, от неприятия политики и нежелания участвовать в жизни государства. Лица из ток-шоу вызывают отторжение, любая политическая агитация воспринимается агрессивно: все это уже стало обычным делом. Вполне естественная психологическая реакция здесь – избежать источника раздражения.
При этом что-либо предпринимать граждане, как правило, не желают. Отсутствие каких-либо надежд на улучшение поселило в украинцах социальную апатию и неверие в собственные силы. На общенациональном уровне это означает крушение государства.
Был такой термин «система ниппель», обозначающий что-то изощренно неудобное. Его вполне можно применить и к системе выборов «50х50». Ведь ниппель - изобретение гениально простое: чем выше давление, тем плотнее прижата резинка, задерживающая воздух. Но есть и кнопочка, позволяющая избыточное давление в колесе стравить. Мажоритарщики как раз и станут такой «кнопочкой».
Ведь элементарный политический расчет показывает, что наращивать давление в обществе попросту опасно. Нужно менять систему распределения денег в государстве, развивать территории и работать с молодежью. А молодежи, особенно на периферии, нужна перспектива, гранты, образовательные программы, поддержка инициатив – все, что депутат вполне осилит. Вкладываясь в тех, кто будет жить завтра, и хотя бы понемногу улучшая жизнь своих избирателей сегодня, он не только обеспечивает свое личное политическое будущее, но и выполняет куда более серьезную задачу.
Ну, а для столицы и крупных областных центров банально нужны люди, которые решились бы стать центром принятия решений по обеспечению нормальной жизни горожанина в своем доме, дворе, районе. Выражение «депутат – слуга народа» снова становится сверхактуальным. И от того, как депутаты «стравят давление», зависит, сорвется ли этот народ из своего сегодняшнего неверия в штопор, чтобы изобретать велосипед через очередные революции или еще попробует поверить в себя и свою страну.
- Информация о материале
Янукович обновил парк бронированных «мерседесов»
Вот уже четвертый год украинским чиновникам запрещено покупать служебные автомобили. Кризис. Они их и не покупают. Новинки немецкой бронетехники появляются сами собой, невероятным магическим образом. Последнее чудо творения произошло в этом месяце. Госуправление делами обнаружило у себя материализацию четырех бронированных «мерседесов» по цене 400 000 долл. Каждый.
«Я обращаюсь к членам Кабинета Министров Украины, к руководителям министерств и ведомств с требованием — даже не планировать использование средств на приобретение новых служебных автомобилей».
Н.Азаров
Власть всерьез озаботилась состоянием душевного здоровья своего народа. Обычно население начинает нервничать, фиксируя факты, как оно это называет, несправедливости. Чиновники называют это по-другому: зависть. Но во имя высокой цели — победы на выборах — было решено все раздражители убрать.
Понятно, что никто не собирался прекращать тратить государственную казну в свое удовольствие. Был выбран менее затратный вариант: лишить население информации.
Ну, и так как больнее всего народ реагирует не на миллиардные дотации олигархам, а на простые и понятные вещи типа покупки дорогих автомобилей, то начали именно с этого. Тем более что с 2008 года в Украине действует постановление правительства, запрещающее бюджетникам приобретать предметы роскоши. Де-юре.
Де-факто, понятно, все по-другому. Несколько примеров, начнем со свежего. В редакцию ZN.UA попало распоряжение Кабмина № 237-р от 2 апреля. Документ короткий, но занимательный. В нем правительство обязало передать Госуправлению делами четыре конфиcкованных таможней Mercedes-Benz S-600 Guard. Судя по кузовным номерам, все они 2008 года. В связи с чем стоят они намного дешевле новых — всего лишь от
350 000 до 500 000 долларов.
Не будем задумываться над тем, у каких ребят была конфискована кавалькада бронированных лимузинов. Наверное, не у разносчиков пиццы. Также не будем размышлять о возврате классической схемы легализации машин через псевдоконфискацию. Интереснее другое: почему распоряжение Кабмина не только не опубликовано, но даже не засвечен его номер? Ответ нашелся быстро. На просьбу ZN.UA предоставить текст распоряжения секретариат Кабмина ответил отказом, мотивировав это тем, что «согласно законодательству, текст распоряжения отнесен к категории информации с ограниченным доступом».
Так как подобные ограничения регулирует Закон «О доступе к публичной информации», мы обратились к специалистам. Юрист Института массовой информации Роман Головенко ответом Кабмина удивлен не был: «Текст этого распоряжения должен быть опубликован на сайте КМУ. К этому его обязывает п. 2 ч. 1 ст. 15 ЗУ „О доступе к публичной информации". Но Кабинет министров постоянно нарушает данную норму, не обнародуя большую часть принятых им актов. Отказ в предоставлении копии распоряжения выглядит необоснованным, поскольку информация не может просто принадлежать к категории ограниченного доступа. Кабмин должен объяснить, к какой из подкатегорий ограниченного доступа принадлежит (служебная, секретная) и почему.
Если в распоряжении и есть какая-то служебная информация, то оно все же должно быть обнародовано с купюрами (например, при наличии оснований модель авто может не указываться, только марка, возможно изъятие номеров кузова)».
Поскольку Кабмин решил не уточнять, почему он считает информацию о потерях бюджета в полтора миллиона долларов секретной (ведь конфискат можно было продать), пришлось это сделать за него. Ознакомившись со всеми исключениями, которые предполагает закон о доступе, мы нашли пункт, который подходит к этому делу. Звучит он так: «Ущерб от обнародования такой информации преобладает над общественным интересом в ее получении». Ущерб здесь для чиновников безусловен. Именно поэтому мы и решили документ обнародовать. В связи с общественным интересом, и не только к Кабмину.
Ведь все-таки «дусина» схема тайного получения автомобилей не отличалась изысканностью. Более творчески подошли к решению поставленных задач специалисты из ГПУ.
В феврале «Вестник государственных закупок» сообщил о покупке Генеральной прокуратурой неких автомобилей на 3,6 млн. грн. При этом сопутствующие документы о количестве и качестве авто таинственным образом отсутствовали. Для прояснения ситуации народный депутат Виктор Матчук обратился в ведомство Виктора Пшонки. Сразу же после этого в положенном месте появился документ, из которого стало очевидно, что ГПУ купило не полсотни «ланосов», как мог бы предположить доверчивый обыватель, верящий причитаниям о крайней скудости бюджета.
Оказалось, что Генпрокуратура решила побаловать себя восемью седанами Toyota Camry в самой роскошной комплектации «премиум» по 445 тыс.грн. за штуку. Кожаный салон, трехзонный климат-контроль, бортовой компьютер дополняют такие милые подробности, как двигатель объемом 3456 см3 — самый мощный из возможных для Camry.
После этого в Генпрокуратуру полетел дополнительный депутатский запрос с просьбой объяснить, каким образом удалось купить роскошные автомобили вопреки правительственному запрету, введенному еще в 2008 году Юлией Тимошенко. Оказалось все просто. Старое постановление действовало до 31 декабря 2011 года. А правительство Азарова продлило его только в начале марта.
То есть Генпрокуратура воспользовалась временной дыркой, когда любой госорган мог себе позволить любой предмет роскоши. То есть по букве закона в первые два месяца 2012 года кризиса не было. А потом он опять появился. Что же касается духа закона, который в последнее время распространился по всей стране, то его хорошо почувствовали лесники Ривненской области, которые во время этой же временной дырки позволили себе купить Toyota Camry. Причем дешевле чем прокуроры.
Но тут у Азарова были беспощадны. Директора и главбуха лесхоза уволили, а областное начальство получило выговоры. Так что клерки всего низшего звена в пищевой цепочке власти получили прозрачный сигнал о собственной значимости. На фоне лучших людей города.
А теперь немного о магии. Именно с ее помощью у чиновников иногда появляются дорогие автомобили. Например, из объявления о проведении тендера на техобслуживание автопарка автобазы Конституционного суда стало известно, что на балансе этого госпредприятия появился «Мерседес» S-550, модель 2010 года. Никакого тендера на закупку этого автомобиля Автобаза КС не проводила. Однако автомобиль ценой не менее 160 тыс. долл. на балансе появился, да еще с указанием, ради кого — для обслуживания главы Конституционного суда Украины. Напомним, эту должность в 2010 году занял судья с макеевскими корнями Анатолий Головин.
После обнародования этой информации никто не стал ее опровергать, в отличие от истории с появлением бронированного «мерседеса» в автопарке парламентском.
О наличии там пафосного бронированного «мерина» ценой от 280 тыс. долл. также стало известно из объявления о тендере на техобслуживание автопарка. Причем, парламентская автобаза указала даже номер кузова автомобиля «Мерседес» S-600 Б — WDD2211761 A359818 и год выпуска — 2011.
В этом случае началась легкая истерика. Владимир Литвин публично заявил, что такого автомобиля в парламентском гараже нет. Более того, когда дело дошло до депутатского запроса от Леси Оробец, руководитель аппарата ВР Валентин Зайчук сообщил, что попадание искомого «мерседеса» в перечень парламентских членовозов было ошибочным, а виновный в ошибке привлечен к дисциплинарной ответственности. Виновным оказался управделами аппарата ВР Григорий Ситайло, которого перевели на более важную, но менее хлебосольную должность первого замглавы секретариата ВР, на его же место Зайчук провел своего управленца.
Однако есть ряд причин сомневаться в искренности Литвина и Зайчука. Источник ZN.UA в парламенте подтвердил факт появления бронированного «мерседеса» в парламентском гараже, сообщив также о нежелании Владимира Литвина использовать пафосный автомобиль в предвыборном году. Да и можно ли представить, что какой-нибудь парламентский клерк мог вписать в конкурсную документацию столь сложный набор цифр, являющийся номером кузова «мерседеса» и находящийся в «мерседесовской» базе данных VINformer?
Также большой вопрос в поисках виновного. Конкурсная документация подписана начальником автобазы ВР А.Нагорным. А лишен должности не он, а Ситайло, осуществлявший общее руководство автобазой и другими подразделениями аппарата ВР. То есть историей с душком воспользовались для решения карьерных проблем, но никак не для установления истины с появлением «мерседеса».
А она может быть очень даже криминальной. Тендер на закупку этого автомобиля в 2011 году не проводил ни один орган или госпредприятие. С учетом официальной позиции ВР о том, что такого лимузина на балансе парламентской автобазы нет, это означает, что автомобиль могли пригнать в качестве подарка от частного лица. А клерки автобазы, не разобравшись с легальным статусом авто, просто сочли его официально своим. Естественно, что расспрашивать у Литвина о такой гипотезе абсолютно бесполезно, ведь он отрицает сам факт наличия автомобиля.
Намного проще пообщаться с Сергеем Арбузовым. На этой неделе «Вестник госзакупок» сообщил, что в автобазе Нацбанка магически проявились два очередных автомобиля: «Лексус» RX-350 и «Мерседес» GL-450 4Matic, оба 2011 года выпуска. Так что в принципе тем для того, чтобы посвирепствовать на телеэкранах перед выборами, хватает.
Только гложут сомнения, что кроме ривненских лесников, еще кто-то, как это модно теперь говорить, попадет под раздачу. Ведь намного эффективнее сработать по принципу «меньше знаешь, лучше спишь». Ну а остальное доделает телевизор.
- Информация о материале
Групповуха
Хрестоматийный пример: Остап Бендер знал 400 относительно честных образов, как изъять деньги у населения. В наше время это называют лохотроном. Не прямой обман: лишь выдают желаемое за действительное и скрывают некоторые нюансы. Влияет на доверчивых, неосведомленных и невнимательных. Лет пять назадтак работал скандально известный «Автоплан». Официально компания реализовала стратегию покупки товаров в группах - продавала автомобили. История повторяется с другими действующими лицами. Снова есть пострадавшие.
Типичный сценарий
В областном Апелляционном суде недавно слушалось дело относительно приобретения автомобиля в группах. Потерпевшая, жилица Коломыи, судилась с фирмой «Авто Просто», администратором программы «Автотак». Речь шла о защите прав потребителей и возмещение причиненных истице убытков.
Суть дела. Женщина хотела купить автомобиль. Обратилась в офис «Автотак». Менеджер нарисовал радужную перспективу. Дескать, есть возможность очень быстро приобрести авто. Большой выбор моделей известных марок, низкий процент, удобный образ оплаты, минимум бумаг. От клиента - первый взнос и ежемесячные платежи. Конечно, договоренность скрепляется документально. Договор подписали на месте. Удовлетворенная женщина заплатила деньги, получила документ и спокойно пошла домой. Решение о приобретении машины должно было поступить в течение месяца. Однако не поступило. Когда женщина обратилась с вопросами в «контору», ей посоветовали внимательно изучить договор и своевременно осуществлять оплату. «Ежемесячно приходили квитанции с разными сумами, - рассказывает адвокат потерпевшей Алексей Гуцуляк. - На время иска женщина уплатила уже 17 тысяч гривен. Вместо того - никаких гарантий получить автомобиль». По словам адвоката, в договоре, который подписала потерпевшая, шло не о покупке-продажа машины, а о предоставлении финансовых услуг. Не было указано и конкретных сумм ежемесячных выплат.
«Менеджер, очевидно, использовал технологии манипулирования, - комментирует дело помощник главы Апелляционного суда в Ивано-Франковской области Людмила Безусова-Попович. - Это легко сделать, если знать, что хочет человек. Есть такие общие фразы, которые цепляют. К тому же, людям свойственно воспринимать прежде всего вербальную, устную информацию. А она в нашем случае противоречила письменной - той, что была изложена в договоре. Потерпевшая подписала документ, не особенно его изучая, поскольку ощущала доверие к менеджеру. Правда, ее сразу имели бы насторожить две вещи. Первая: то, что такой важный документ подписывает продавец-консультант, а не доверенное лицо компании. Вторая: неопределенность со взносами».
Во время слушания дела стало понятно, что менеджер фирмы скрывала принцип работы программы «Автотак». Называла его кредитом, а не покупкой товара в группах. Однако, чтобы доказать это, надо было по меньшей мере предоставить диктофонную запись, отмечает Людмила Безусова-Попович. Истец записи разговора не делала. Учитывая то, что она добровольно подписала договор и что предоставления финансовых услуг является законной деятельностью, а также с учетом других обстоятельств дела, апелляцию суд не удовлетворил.
Неожиданный ракурс
«Разговаривая с представителем ответчика, я спросила, сколько таких судебных исков имеет компания, - припоминает помощник главы Апелляционного суда. - Он назвал цифру 250. И добавил, что сравнительно с тем, сколько заключено соглашений, это очень малый процент».
Проценты выглядели бы, наверное, совсем по-другому, если бы каждый, кто попал в ловушку, обратился в суд. «Свежая» запись на официальном форуме программы «Автотак» в Ивано-Франковской области: «Расторгнул договор. Жду возвращения денег больше года. Менеджер сказала, что могу ждать как еще год, так и 15 лет. Можно ли возобновить договор и платить дальше?» В ответе было указано, что в очереди на возвращение взносов в этой группе стоят 25 участников. То есть 25 людей отказались от участия в проекте и хотят забрать назад свои деньги. Думаете, отдадут? Ага, машинами...
Если проанализировать сценарий общения с клиентом и схему работы в нашем случае, припоминается фирма «Автоплан», которая прославилась «кидаловом» лет пять назад. Снова продажа машин в группах, применение манипуляций в общении с клиентами, утаивание важной для потребителя информации. Но все это - мягче: с меньшим давлением, со всеукраинским пиаром и предупредительной рекламой в популярных периодических изданиях. С официальным дистанцированием от «недобросовестных продавцов-консультантов, которым хотелось подзаработать». Так декларируют на форумах лица, которые называют себя успешными участниками программы «Автотак» и счастливыми собственниками овеянного мечтой автомобиля.
Официальная версия
Альтернатива кредиту - так позиционирует свои услуги программа «Автотак». В своих рекламных статьях она поет о «быстрой, выгодной и экономной» покупке авто. Может себе позволить, потому что имеет «крышу» - реализует машины в партнерстве с корпорацией «Укравто». Платежи клиентов администрирует (фактически распоряжается всеми деньгами) компания «Авто Просто». Ее сеть, как узнаем из официального сайта программы, - 168 салонов в 80-ти городах Украины. Есть такой и в Ивано-Франковске. Это салон «Укравто», где клиентам предлагают программу покупки товаров в группах «Автотак».
Как это - покупка в группах? «Сложный, но интересный метод», - пишут творцы украинской сети. И в этом случае говорят полнейшую правду, только - свою. Итак, каждый клиент «Автотак», который подписывает договор, автоматически становится участником группы. В каждой группе - по 240 человек. Каждый из участников группы ежемесячно должны делать денежные взносы. Загвоздка первая: постоянной суммы нет, платят, кто сколько считает нужным. Если в этом месяце денег маловато, можно внести всего несколько десятков гривен. Так объясняют клиентам. При этом не подчеркивают, что авто забирается потом тем из группы, кто заплатил самый большой взнос. Для всех других финансовое соревнование продолжается. Часто - в течение всех 10 лет, или 120 месяцев, на которые распространяется выплата (указано в договоре).
Еще нюансы. Чтобы стать участником программы, перед подписанием договора надо уплатить вступительный взнос - 3,6% от стоимости выбранного авто. В среднем выходит от 3 до 5 тысяч грн. Суммы ежемесячных взносов рассчитывают в процентах от стоимости автомобиля плюс 5,3% годовых. За что? Товар же покупается в рассрочку. Сколько набегает за все время участия в программе? Вот же потому что и оно. Еще одно: участники программы, которые уже оплатили стоимость автомобиля, чтобы его официально получить, надо предоставить двух финансовых поручителей или авто в залог. Об этом также предупреждает договор.
И последнее. Расторгнуть договор с программой, как указано в документе, можно только в первые семь дней после заключения. Для этого надо позвонить по телефону по указанному номеру и сообщить о своем решении. И номер обычно не отвечает. Когда же срок вышел, вступительный взнос уже не возвращается. Надо учитывать и то, что продление платежа означает автоматическое исключение из программы. А если кто-то расторгнет соглашение, подарит компании свой вступительный взнос и будет требовать возвращения хотя бы ежемесячных, может рассчитывать на возвращение только «чистых платежей». Во всем этом нагромождении условий кто-то видит скорость, выгодность и экономность? Или гарантию получения автомобиля?
Официальный сайт программы утверждает, что машины участники «Автотак» получают ежемесячно. Например, в апреле авто получили 120 человек. В нашей области - двое. Сколько прикарпатцев вовлечены в группы - неизвестно.
«Договор программы «Автотак» - довольно сложный, - предупреждает адвокат Алексей Гуцуляк. - Разобраться в нем без помощи юриста обычному человеку крайне тяжело. А на словах все легко, доступно и привлекательно. Убежденный, что если бы людям объясняли особенности покупки в группах, мало кто становился бы клиентом этой программы. Обычный потребительский кредит ответственного финансового учреждения - банка, кредитного союза и т.п. - выглядит более приемлемым и с финансовой стороны, и в плане надежности. Кроме того, дает возможность сразу купить авто...» Соглашаемся. И предлагаем сосчитать, сколько можно насобирать за 10 лет в свой собственный карман с учетом вступительных взносов и процентов. Может, мы таки не телята?
Относительно коломыйськой истории, проигранная апелляция не поставила в ней точки. «Готовим новый иск, чтобы признать правомочие недействительным и потом применить следствия, - говорит адвокат. - Думаю, нам это удастся. Поскольку договор дает восемь оснований выдвигать такое требование. Будем также заказывать экспертизу договора у специалистов защиты прав потребителей, налоговой администрации, независимого аудитора». И поможет ли это потерпевшей возвратить уплаченные деньги?
- Информация о материале
Концепция ответственной власти. Или: возможно политиков заставить отвечать за свои слова?
На первый взгляд может показаться, что правила избирательной игры у нас установлены раз и навсегда. Кандидаты обещают – люди верят и избирают. По умолчиванию в этой схеме есть еще подкуп – продпайки, детские площадки и приветственные открытки. Все это будто бы должно убедить людей, что именно этот кандидат есть достойным выбора. Дескать, "сейчас все для людей, а потом – так совсем золотые горы".
Причем действуют одинаково и оппозиционеры, и представители власти. И в сущности, существенного различия между ними нет совсем: нет на уровне идей, ни по уровню выполнения обещаний, ни по нравственности, ни в путях изменения ситуации в стране.
Единое, чем они все отличаются – это лицо. Возможно, пока что.
Но в целом политика в Украине становится скучным и безинтеллектуальным занятиям. Хотя есть простой в своей гениальности рецепт изменений, которые, в отличие от "улучшения", могут произойти быстро.
Простойрецепт
Простота и гениальность заключаются в том, что политиков необходимо заставить брать на себя обязательства.
Для этого между кандидатом в депутати или партией и гражданином Украины составляется избирательный (социальный) договор. В нем четко отмечается, что конкретно и в какие сроки кандидат или партия обязаны выполнить и какая ответственность наступит за невыполнение.
Предупреждая возможный вопрос, замечу, что уже сейчас законодательством Украины предусмотрены все механизмы контроля за выполнением гражданско-правовых соглашений. Почему бы не применять этот механизм для политиков?
То есть уже сейчас, без дополнительных изменений законодательства, политик или партия, которые считают себя ответственными за свои слова, могут укладывать избирательный (социальный) договор со своими избирателями.
Обнародуя свой договор, кандидат и партия фактически подписывают его со своей стороны. Вступает в силу договор, то есть полагает подписанным гражданином, после победы кандидата на выборах согласно действующему законодательству.
С юридической точки зрения, обнародование кандидатом избирательного договора со своими обязательствами является офертой, а победа на выборах – акцептом.
При этом такое, на первый взгляд, простое решение, является частью стройной и многоплановой Концепции ответственной власти.
Концепция ответственной власти
Концепция ответственной власти предусматривает, что каждый, кто избирается, должен заключить договор со своими избирателями.
При этом предполагается, что политик – это наемный работник. Не благодетель, у которого надо просить материальную помощь или установку детской площадки, а лицо, которое народ нанимает на работу. Работа, соответственно, должны быть выполнена качественно, иначе недотепа просто будет уволен.
Это - один из главных факторов, который позволит людям сделать осознанный выбор в пользу того или другого кандидата. То есть рационально оценить, насколько кандидат или партия способен выполнить то, о чем говорит.
К тому же такой подход предусматривает, что люди будут избирать кандидатов согласно предложенным идеям, а не голосовать за лица на бигбордах. Избирательная кампания может на самом деле стать аукционом идей, а не лиц и сортов гречки.
Концепция ответственной власти дополнительно структурирует партии в Украине по идеологическому признаку, потому что только стройная, с точки зрения цели и средств, избирательная программа позволит ее выполнить, а идеология, как известно, является тем базисом, на котором строят реальные партии, а не однодневные политические проекты.
Наступление ответственности за невыполнения обязательств будет элементом принуждения с четкими сроками. Политическая или политико-правовая ответственность будет наступать в зависимости от тяжести нарушения сути обязательств или сроков их выполнение. А избиратели будут иметь возможность влиять на политика после избрания и формировать адекватную обратную связь.
Преимущества внедрения Концепции ответственной власти
Концепция ответственной власти – это реальное народовластие через избранных представителей, деятельность которых ограничена законом и взятыми на себя обязательствами.
Преимущества ее реализации для общества заключаются в том, что:
- практически развивая теорию общественного договора (Руссо), Концепция ответственной власти предусматривает постановку долгосрочных и краткосрочных целей, видение путей развития и соответствие средств цели;
- кроме практических и конкретных изменений, Концепция ответственной власти формирует новую повестку дня (форму развития) общества, когда политик воспринимается лишь как наемный работник, который обязан эффективно исполнять свои обязанности.
Преимущества для политиков:
- меняется цель человека, который идет в политику. Власть больше не может восприниматься как цель или инструмент для достижения собственных целей. С Концепцией ответственной власти политика становится интересной лишь тем, кто хочет реализовать собственные амбиции и тем самым принести пользу людям;
- концепция ответственной власти резко уменьшает затраты на избирательную кампанию, поскольку персональная узнаваемость отходит на второй план, сравнительно с теми обязательствами, которые берет на себя кандидат или партия.
Как следствие, уменьшается зависимость от спонсоров, доноров кампании и админресурса. Политик свободен в реализации закрепленных в договоре целей, поскольку несет ответственность исключительно перед теми, кто его избрал, а не перед спонсорами.
Преимущества для избирателей:
- устанавливается обратная связь между избирателями и политиком после избрания через наступление ответственности за невыполнения обязательств.
- концепция ответственной власти предусматривает конкретное содержательное наполнение полномочий избранного политика;
- начинают работать социальные лифты, когда избираться может не только владелец большого финансового ресурса, а и амбициозный человек, который конкретно знает, как принести пользу своей деятельностью.
В целом содержательная нагрузка выборов смещается с выборов лиц на рекламных носителях к выбору идей, действий и путей дальнейшего развития страны и государства.
Путьвнедрения Концепции ответственной власти. Избирательныйдоговор. Голосование за обязательства
Кандидат, который избирается на должность, еще на стадии подготовки своего видения развития страны и государства, опираясь на исповедываемую идеологию, должен понимать, какие обязательства он готов и может на себя взять, в какие сроки и каким образом выполнить.
Только в таком случае в политике возникает качественно другой подход, когда избиратель голосует не за лица, конкретного политика или партию, а за совокупность конкретных политико-правовых обязательств субъектов избирательного процесса.
Опубликование избирательного договора всех кандидатов с обязательствами, сроками и ответственностью позволит реально оценить глубину и качество предложенных идей и их востребованность в данный исторический момент.
Обнародование избирательного договора в установленные сроки с началом избирательной кампании позволит оценивать и комментировать договор с привлечением экспертов из разных сфер, что обеспечит более компетентный подход к пониманию того, насколько реалистическими или популистскими будут указанные обязательства.
Под действие Концепции ответственной власти подпадают все, кто занимает выборные должности: от депутатов местного самоуправления до президента Украины.
Кандидат на должность (или партия), которые избираются, в избирательном договоре указывают долгосрочную перспективу развития Украину и краткосрочную (на срок своей каденции).
Детально прописывают обязательства, которые берут на себя для реализации поставленных целей, сроки их выполнение, методы, и подтверждают, что принимают и осознают ответственность за невыполнения условий договора.
Договор полагается подписанным и вступает в силу после избрания кандидата и/или партии согласно законодательству Украины.
Оценка выполнения договорных обязательств проходит в несколько этапов. Каждые 100 дней фиксируются промежуточные результаты. Один раз в год публично подводится итог деятельности за указанный период и оценивается качество и ход выполнения обязательств.
Промежуточные результаты получают путем анализа компьютерной программой макро- и микроэкономических показателей в зависимости от состояния мировой и украинской экономики, индексов инфляции, изменения потребительских цен, налоговой нагрузки, развития предпринимательского климата, объективных оценок качества медпомощи, образования и так далее по областям.
Компьютерная программа выводит средний балл по всем критериям оценивания, сравнивает со взятыми обязательствами и их сроками и дает свою оценку.
Один раз в год подводится итог с помощью этой программы, плюс обнародуется отчет избранного субъекта, которому дают оценку независимые эксперты и юристы.
В случае невыполнения договора наступает ответственность (политическая и политико-правовая).
Этапы реализации Концепции ответственной власти
На данный момент законодательством не предусмотрено, чтобы кандидат или партия обязательно укладывали со своими избирателями избирательный (социальный) договор.
И это является положительным моментом, как бы это парадоксально не звучало. Ведь в таком случае, кандидат может предложить подписать избирательный (социальный) договоре только в том случае, когда считает себя ответственным, когда готов на самом деле реализовывать свою программу.
Фактически каждый, кто отказывается заключать такой договор, по умолчанию является популистом, который не собирается выполнять свои обещания.
Это первый этап.
Второй этап предусматривает, что кандидат, который заключает избирательный (социальный) договор, обязуется после своего избрания инициировать изменения в избирательное законодательство, чтобы ввести обязательность подписания избирательного договора всеми субъектами избирательных процессов.
Собственно, третий этап, это есть текущий мониторинг выполнения обязательств депутатов и определение соблюдения обязательств и наступление ответственности в случае их невыполнение.
Итак, Концепция ответственной власти с избирательным (социальным) договором и голосованием за обязательства – есть на сегодняшний день реальным и практически единым механизмом долгосрочного влияния на политиков и возможностью качественно изменить ситуацию в стране.
- Информация о материале
Страница 1532 из 2102
