Непонятно, откуда взялась, как распространилась и почему так цепко прижилась мысль, чтодепутатом может быть кто угодно. Достаточно лишь, чтобы он был избран. Может, это с того времени, когда управление государством было обещано каждой поварихе? Неприятность логики выбора заключается в том, что депутат будет именно таким, какого изберут. Лучшим он не станет. А вот оказаться худшим...

Всего тритребования и одно ограничение

Так вот по Конституции к народному депутату никаких других требований, кроме обязательного украинского гражданства, возраста не менее 21 года и по крайней мерепятилетнего срока обитания на территории Украины, не предъявляется.

Есть, правда, одно ограничение общественного характера: не может быть избранным в Верховную Раду гражданин, который имеет судимость за совершения умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке.

Все другие требования к депутату являются косвенными и следуют из его личных полномочий и коллективных полномочий Верховной Рады, прописанных в Конституции и законах, которые не предусматривают конкретной специальности, опыта или способности к некоторому специальному виду деятельности.

А потому и видятся избирателем какими-то необязательными, второстепенными. А на время выборов большинство избирателей и не думает, а чем, собственно, их избранник будет заниматься в Верховной Раде? А главное, как он это будет делать.

Итак, у нас депутатом, оказывается, может быть кто угодно.

Не потому ли кого угоднои избирают?..

Специальностькак способность к выполнению обязанностей

Основоположник китайского конституционализма Суй Ятсен предлагал к известным классическим ветвям власти – законодательной, исполнительной и судебной – добавить еще две, присущих, кажется, именно китайскому менталитету, – контрольную и селективную.

Контрольная ветвь власти – это постоянный надзор народа за всей властью. А содержание селективной ветви власти заключается в том, что выполнять властные полномочия может лишь специально подготовленный к этому специалист – и чиновник, и судья, и депутат. И такое условие должно, снова же таки, отслеживаться народом.

Как пшеница – не рис, так и мы – не китайцы. Депутатство в воображении украинского избирателя – это прежде всего представительный ярлык, для которого довольно иметь широкий лацкан, а уже потом можно браться за некую работу там, куда тебя избрал народ. А можно и не браться, потому что не очень с тебя будут спрашивать...

Тем временем, от судей, кроме гражданства и возраста, Конституция конкретно требует обязательное юридическое образование и стаж работы не менее трех лет в области права. То есть профессионального уровня. И это правильно. Потому что как будет судить судья, не зная законов и не имея опыта судебной практики?

Государственные служащие в каждой области по закону также должны быть ее специалистами, а от должностных лиц государственной службы, кроме их специальности, требуется определенный стаж управленческой работы.

Почему же к депутату никаких профессиональных требований?

Для чего "идти в депутаты"?

Конечно – для определенной работы. Закон о статусе народного депутата довольно четко дает ответ на вопрос, в чем же состоит его профессиональная деятельность. Законом предусмотрено всего семь видов такой деятельности, которые, однако, дают достаточное представление, чем должны заниматься те, кто "идет в депутаты":

1) участие в заседаниях Верховной Рады;

2) участие в работе депутатских фракций;

3) участие в работе комитетов, других органов, образованных Верховной Радой;

4) выполнение поручений Верховной Рады и ее органов;

5) участие в работе над законопроектами, другими актами Верховной Рады;

6) участие в парламентских слушаниях;

7) обращение с депутатским запросом или депутатским обращением ко всем властям и любым должностным лицам.

Каждая из этих составляющих предусматривает способность к такой деятельности, которой, конечно, должно предшествовать желание самого депутата работать. А эффективность этой работы, конечно ж, зависит от специальности депутата.

И если участие в заседаниях парламента и работе его комитетов или выполнение каких-то поручений носит общий характер – присутствует депутат заседаниях или нет (закон об этом молчит), дано ему поручение или нет, – то законодательная деятельность депутата и его способность спросить у власти через депутатские обращения и запросы является конкретной и ничем не заменимым делом.

И именно эту свою способность кандидат в депутаты должны доказать избирателю.

Что он будет создавать законы или менять их для избирателя. Что он будет бороться с исполнительной и судебной властями, чтобы они прислушалась к нуждам избирателя и на самом деле служили народу.

Работа депутата в составе депутатских фракций предусматривает выполнение обязательств, по которым он вошел в эту фракцию, согласившись на общие действия и решение. Бесспорная будто бы логика вхождения и дальнейшей деятельности депутата исключительно в составе фракции, которая представляет интересы политической силы, по избирательному списку которой им и получен мандат, в наших реалиях просто изнасилована, и мы имеем досадное для избирателя явление "тушек".

Участие депутата в работе парламентского комитета, в который он обязательно должен войти, требует от него правовой осведомленности в области, которую курирует этот комитет. Как-то нелогично видеть врача по специальности в составе, скажем, комитета по вопросам транспорта.

То есть – именно специальность является основой эффективной работы депутата.

Правозащитник – юрист – экономист – политолог

Каждая из перечисленных профессий содержит в себе признаки депутатской деятельности. А особенно успешным может быть депутат, который объединяет в себе все эти качества.

Бесспорно, наличие истинной специальности юриста, экономиста или политолога предоставляет солидную фору кандидату в депутаты, когда стоит вопрос, для чего он "идет в депутаты".

И конечно, исключительно от избирателя зависит, перевесит ли флра продпайков предприимчивого кандидата фору юриста, экономиста или политолога на время его законотворческой деятельности как депутата. Результат выбора, как видите, весь в дальновидности и мудрости избирателя.

Само особое правовое чувство депутатом законов и необходимости в их принятии или отклонении, в разработке новых законов для избирателей, является основой его законотворческой деятельности.

Слышать закон сердцем своим и каждого избирателя – это редчайший дар истинного народного депутата.

А кто лучше правозащитника сумеет постоять за избирателя? Насколько будущий депутат, который получил доверие избирателей путем благотворительности на время выборов, сумеет так, как на это способен правозащитник, постоянно стучаться в двери властей и судов, настырно и эффективно пользуясь правом депутатских запросов и обращений?

Каждому– свое?

Чрезвычайно благоприятным и непростым за следствием является объединения популярности известных людей – художников, писателей, артистов – с их решением "идти в депутаты", а дальше и с самой их депутатской деятельностью. К сожалению, втягивание знаменитостей в избирательные партийные списки с целью эксплуатации их популярности, как правило, не оправдывается.

Почему никому из современных литераторов, которые соединили художественное перо с парламентским, так и не удалось оставить хотя бы какого-то значительного следа на законодательной стезе?

Почему чрезвычайно популярные артисты, покинув такую обычную и значимую для себя и публики сцену ради депутатства, перестают быть значимыми в ее сессионном зале?

Почему славные спортсмены, недавние олимпийские чемпионы, не создали чего-то особого пусть в правовом пространстве спорта?

Возможно, потому, что их популярность уже предоставила им место в обществе, а депутатская деятельность – это совсем другая сцена, политическая, где слава может быть и горькой, и поддержать значимое место на ней можно лишь другими, довольно непривычными для них усилиями и делами?

Готовые ли они до этого? Чаще всего – нет.

Не хватает, снова же таки, специальности.

Предприниматель – лукавый депутат

Хотя бы потому, что депутат не может заниматься предпринимательством. Об этом и прямо и однозначно сказано в Конституции: предпринимательская деятельность депутатов ограничивается законом.

Ограничивается – в смысле не просто осуществляется в ограниченных рамках, а запрещается полностью.

И массовое лукавство депутатов, которые якобы передали управление своим добром в другие руки, как раз и заключается в том, что ни один из них совсем не отказался от своего бизнеса, а фиктивно, согласно тому же лукавому закону, собирая разрешенные дивиденды с акций, отложил его в сторону, чтобы он будто бы не мешал ему служить народу.

Но сердце же их на самом деле там, "где сокровище их".

Чуть ли не самой большой бедой всех ветвей власти в Украине является их слияние с бизнесом. К сожалению, в подавляющем большинстве, – подкупив избирателя прямо пайками или опосредованно обещаниями, подобравшись к судейскому креслу или выторговав себе должностное кресло, – к власти идут преимущественно с целью уберечь или приумножить то самое сокровище, которое "щемит на сердце" и не дает его хозяину просто и честно служить народу.

Так что, когда предприниматель "идет в депутаты", хорошо бы избирателю услышать от него объяснение, почему он бросает свое дело-кормилца на целых пять лет?

Если он поглощен заботами о неприкосновенности себя и своего бизнеса, то зря. При такой судебной системе откупиться от любого суда можно за значительно меньшие средства, чем было потрачено на покупку проходного места себе и водителю или подруге в партийном избирательном списке.

Культура выбора

К сожалению, культура выбора у нас далека от совершенства. А вернее – напрочь досадная.

В цивилизованной Европе не предполагается, что избирателя можно купить. И там не покупают. А у нас выбор по округу чаше всего выглядит совсем банально: раздал по дворам гречку, муку, масло или сахар, сбросил под ворота дрова, проложил за месяц до выборов дорогу в селе, привез в районную больницу несколько коек, подарил школе компьютер, а в детсаде раздал детям кулечки с конфетками, – и ты стал добрым в умах избирателей, для которых такая благодетельность является признаком порядочности, которая происходит из заботы о бедных. А следовательно, можешь быть депутатом. Потому что, искренне говорят, хотя бы этим полезен. Возможно, это в самом деле от нашей бедности.

Бедность, которая покупается за миллионы долларов, о чем уже откровенно рассказывают средства массовой информации – в какую "копеечку" обойдутся затраты на успешную избирательную кампанию по одномандатному округу.

Не менее стыдно выглядят выборы по общегосударственному округу по партийным спискам. Уже за полгода до выборов совершенно бесцеремонно распространяются на рынке будущих парламентариев тарифы на проходные места в избирательных списках проходных партий.

Такая понятная и целиком оправданная в цивилизованном мире система выборов парламента по пропорциональному принципу, когда политические партии берут на себя полную ответственность за тех, кого они предлагают представителями народа, а их выдвиженцы, в свою очередь, полностью ответственные в своей парламентской деятельности и перед партией, и перед народом, – у нас это демократическое благо благодаря своей коммерческой (и ментальной?) составной получило причудливые черты.

Европа ужасается от того, как у нас формируются партийные избирательные списки и как далее ведут себя депутаты, перебегая из одной фракции к другой.

Откуда, кто он, чей и кто в его окружении?

Эти вопросы входят в перечень признаков, по которым не может быть любых привилегий или ограничений, поскольку все граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом.

А потому избираться народным депутатом может кто-угодно и откуда угодно.

И не является правовым разногласием то, что, скажем, лицо, несколько раз судимое или с довольно сомнительной репутацией среди людей относительно своего имущественного состояния или происхождения, идет в депутаты.

Или то, что закарпатский бизнесмен решил баллотироваться в Верховную Раду по Кировоградскому округу.

Хотя для избирателя это может быть и странным, поскольку порядочность должна быть давно известной среди людьми и идти от осведомленности избирателя о жизненном пути кандидата, его семье и окружении.

А представительство в воображении избирателя вполне понятно имеет земляческий характер. Потому что связано это как с осведомленностью о своем избраннике, так и о его способности быть ответственным перед земляками.

Пусть даже и при том, что будет представлять он в Верховной Раде весь Украинский народ.

И если избирателю очень хочется, чтобы его избранник был и моральным и гражданским примером для его детей и внуков, и достойным представителем его округа – профессиональным и ответственным, – то именно эти качества должны доминировать на время его выбора.

А кто в его команде?

Немалую судьбу успеха как в избрании депутата, так и в дальнейшей деятельности, составляет его команда – начиная от избирательного штаба и кончая составом помощников уже избранного депутата. И если качество команды, которая вела его предвыборным путем, определяется результатом выборов, то помощники-консультанты остаются чаще всего без внимания избирателя. Хотя, снова же таки, качество их состава прямо влияет на результат деятельности уже избранного депутата.

Если в предвыборной программе кандидата в депутаты, который до этого уже пробыл в статусе депутата, на двух страницах насчитывается полтора десятка грамматических ошибок, или текст сплетен из смешных стилистических шедевров, или программа у него "передвыборная", а не "предвыборная", – такой кандидат должен насторожить избирателя как лично, так и всей своей командой, в которой не нашлось грамотного помощника.

Предвыборные обещания и их выполнение

Почти все предвыборные программы в округе обещают избирателю то, что не входит в компетенцию народного депутата, а скорей всего является сферой деятельности депутатов местных советов. Тяжело, скажем, понять логику предвыборных обещаний, переписанных из программы социально-экономического развития районов, которые входят в избирательный округ, если кандидат в депутати не расскажет, каким способом он их будет выполнять, находясь в Киеве.

Если речь идет о выполнении программы социально-экономического развития округа, то именно народный депутат, избранный или назначенный партией в нем, обязан выгодно для округа повлиять на распределение средств, когда Верховная Рада принимает закон о бюджете. Этого ни районный, ни областной депутат сделать не смогут.

И насколько он действенен и настырен в сравнении с другими кандидатами – это должно быть доказано избирателю.

И не о снятии неприкосновенности нужно кричать на все предвыборных углах (она ему нужна хотя бы для того, чтобы его не вытащили силой из сессионного зала), а о том, что кандидат обязуется не преступить присягу при любых обстоятельствах.

Что никто и ничто не заставит его отдать свою карточку, чтобы ею пользовались без него, – и будет голосовать он исключительно лично. Как и надлежит по Конституции и законам.

И никакая сила, средства и обстоятельства не заставят его покинуть ряды депутатской фракции, в которую направил его народ, избирая по партийному списку.

Снова в депутаты – есть за что спросить

Подавляющее большинство депутатов планирует снова баллотироваться в Верховную Раду самостоятельно, или по партийной путевке в одномандатном округе или в общегосударственном по партийному списку. При этом, снова же таки, всем им кажется, что все для них начинается сначала.

Конечно, это не так.

Истинное лицо избранника, который уже пробыл срок в Верховной Раде, довольно легко читается в документах, которые удостоверяют его доподлинную деятельность.

Для любознательного избирателя довольно заглянуть на парламентский сайт и выбрать из него весь депутатский путь лица, которое баллотируется снова. И сопоставить его с предвыборной программой прошлой избирательной кампании посмотреть, что он выполнил и что обещает снова.

Было бы хорошо, чтобы средства массовой информации просветили в этом избирателя.

Значительное число нынешних депутатов не достойны продления своего мандата. Скажем, почти треть из них не представила никакого законопроекта, не внесла никакой поправки в законопроекты своих коллег, не представила никакого депутатского запроса или обращения к властям. Еще треть занималась этим очень и очень лениво.

И избиратели об этом должны знать.

Где выход?

Если основой специальности и порядочности депутата, о которых здесь шла речь, являются необходимые знания, опыт и мораль, которые и будут определять успех его депутатской деятельности, то именно эти показатели и должны стать руководящими для выбора кандидата депутатом.

Который должен доказать избирателю, что он не только способен к депутатской работе, но и достоин ее.

И именно это определяет общую высокую культуру выбора, от которой отпадает потребность снимать с депутата неприкосновенность, отозвать его за измену присяге и сомневаться в выборе народа.

Выбирать есть из кого: не пропащие мы.