Похоже, "дерибан" госсобственности представителями власти, несмотря на громкие заявления о борьбе с коррупцией, продолжается. Просто теперь для получения желаемых "вкусностей" пишутся "правильные" законы. Так, 17 мая Верховная рада приняла изменения к закону "О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности".
За три месяца это уже вторая корректировка базового документа. Первая была проведена 23 февраля.
Тогда депутаты расширили перечень объектов, которые могут бесплатно передаваться из государственной собственности в коммунальную.
Они разрешили государственным предприятиям передавать в коммунальную собственность объекты инженерной инфраструктуры водопроводного и канализационного хозяйства, связанные со снабжением воды, водоотводом и очисткой стоков, а также объекты по благоустройству населенных пунктов.
Новые изменения к закону уточняют перечень государственных объектов, которые могут безвозмездно передаваться в коммунальную собственность, и совершенствуют требования по технико-экономическому обоснованию процесса.
Также поправки определяют принципы отчуждения из госсобственности военного имущества.
Согласно изменениям земли обороны не могут передаваться в коммунальную собственность, кроме участков под социально-культурными, производственными и жилищными объектами.
На первый взгляд, закон является второстепенным, "техническим", документом, не заслуживающим особого внимания.
Однако его анализ в контексте проводимой политическим режимом авральной приватизации и планируемого принятия новой редакции закона "О возобновлении платежеспособности должника или признания его банкротом" и закона о списании долгов оборонных предприятий в размере 820 миллионов гривен настораживает.
Анализ показывает, что власть совершенствует механизмы уценки и прикарманивания государственной собственности, делает их системными.
Деньги за лояльность
Основная декларируемая цель принятия закона "О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности" - выработка механизма бесплатной передачи приватизируемыми и выставляемыми на продажу госпредприятиями социально-культурных объектов на баланс местных советов.
Эта проблема остро встала еще в 1990-х годах, с начала сертификатной приватизации и создания на базе госпредприятий акционерных обществ.
Хотя, в соответствии с нормативными актами, названные выше объекты при приватизации государственных активов должны были автоматически передаваться местным органам власти, последние из-за чрезмерной изношенности имущества категорически отказывались брать его на баланс.
По данным ФГИ количество объектов жилищного фонда, которые содержатся на балансах хозяйственных обществ, образованных в процессе приватизации, только относительно которых возбуждено дело о банкротстве, составляет 1 179, в том числе 1 094 жилых домов и 76 общежитий.
Общая площадь этих объектов - 658 тысяч квадратных метров, а определенный балансодержателями ориентировочный объем расходов для капитального ремонта этих объектов составляет 189 миллионов гривен.
В сфере управления Минагрополитики - 94 государственных предприятия, относительно которых возбуждены дела о банкротстве. Данных относительно объема расходов на ремонт этих объектов министерство не предоставило.
На балансе предприятий Минтопуглепрома - 1 283 тысячи квадратных метров жилых домов, общежитий, школ и детских дошкольных заведений.
Минобороны сообщило, что из 16 предприятий, относительно которых возбуждено дело о банкротстве или проводится ликвидация, на балансе шести предприятий находятся два общежития, одно детское учебное заведение и 51 жилой дом.
Кроме того, как недавно заявило руководство Агентства государственного имущества Украины при правительстве - прежнее Минпромполитики, ведомство планирует ликвидировать 180 своих госпредприятий из 347-ми.
Как отмечается в пояснительной записке к закону "О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности" расходы на капитальный ремонт указанной ведомственной недвижимости составляют около 446 миллионов гривен.
Эта сумма и большие затраты по содержанию принимаемых объектов тяжелым бременем лягут на и так нищие бюджеты местных органов власти.
С данной точки зрения настоящим издевательством звучит норма закона о том, что его реализация укрепит материальную базу местного самоуправления и поможет развить сети коммунальных социально-культурных заведений.
Подлинными целями власти является уменьшение стоимости приватизируемых предприятий путем очищение их от проблемных и затратных активов.
Для этого бело-голубое большинство в Верховной раде планирует утвердить изменения к закону "О возобновлении платежеспособности должника или признания его банкротом", который упростит соответствующие процедуры.
Адвокат юридической фирмы "Илляшев и Партнеры" Вадим Кизленко не согласен министром юстиции, заявившим, что изменения ускорят процедуру банкротства.
По его мнению, нелогично через пять месяцев после принятия новой редакции закона "О банкротстве" и за семь месяцев до ее вступления в действие опять вносить изменения.
"Проанализировав этот законопроект, я пришел к выводу, что быстрейшая ликвидация предприятия - это и есть его основное задание", - сказал юрист.
Например, отметил Кизленко, в законопроекте написано, что за три месяца арбитражный управляющий должен подготовить план санации, согласовать его с рядом госорганов и подать его на согласование в суд. Если же план санации не будет подан в установленный срок, предприятие признается банкротом.
С помощью закона "О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности" власть стремится дополнительно усилить контроль над руководством местных органов власти, полагает адвокат.
"Послушные и лояльные к нынешнему политическому режиму будут получать дополнительные средства из госбюджета на ремонт и содержание переданных им социально-культурных объектов, а непокорные - нет", - уверен он.
Начало военного "дерибана"
Хотя Минобороны не является лидером по количеству подведомственных предприятий, которые находятся на стадии банкротства, оно получает наибольшую выгоду от принятого закона.
Дело в том, что на его балансе находится более 400 высвобожденных военных городков общей площадью 50 тысяч гектаров и 2 тысячи других объектов с 6,5 тысячи зданий, которые правительство намерено продать.
Очищение от затратного социально-культурного балласта позволит нужным людям приобрести наиболее ликвидные военные объекты по бросовым ценам.
О серьезности намерений свидетельствуют первые шаги нового министра обороны. Все виды вооруженных сил уже получили указания срочно определить недвижимость, технику и имущество, которые будут выставлены на продажу.
Военные уверены, что дело не ограничится лишь составлением реестра распродажи. С аукционов в приказном порядке пойдут территории, объекты, и техника, даже если они необходимы для обеспечения жизнедеятельности.
Можно только добавить, что списки покупателей на ликвидную собственность Минобороны руководством страны уже составлены.
Уже приказано подготовить распродажу земли и объектов Национального университета обороны, расположенного в Киеве на Соломенской площади, и уникального Житомирского военного института имени Королева, который готовит высококлассных специалистов для войск ПВО и космической сферы.
На их восстановление понадобятся десятки лет, если это вообще удастся. На возражения со стороны высшего командного состава министр обороны Дмитрий Саламатин заявил, что Украина будет готовить специалистов в России.
Если учесть, что Саламатин получил украинское гражданство относительно недавно, то после такого ответа возникают мысли о государственной измене.
Если верить источникам, резолюция с ошибкой принадлежит перу Дмитрия Саламатина
Однако аппетиты стоящих за новым главой военного ведомства людей не ограничиваются желанием по бросовым ценам "прикарманить" военные городки.
Они "раскатали губы" и на ликвидные предприятия министерства - таковых насчитывается 167.
Чтобы удешевить их прихватизацию, "регионалы" внесли в парламент законопроект о списании задолженности оборонных предприятий.
Он предусматривает списание долгов оборонных предприятий в размере 820 миллионов гривен.
Вместо того чтобы найти виновных и заставить их вернуть средства государству, власть хочет просто списать долги, а в действительности - украсть по 75 гривен у каждой украинской семьи.
Законопроект также предоставляет особые права подконтрольному Виктору Януковичу через ставленников Саламатина концерну "Укроборонпром" по передаче в аренду и распродаже оборонных предприятий. Здесь уже речь идет речь об угрозе нанесения государству миллиардного вреда.
Дело в том, что крупные оборонные предприятия расположены в центры Киева, Харькова, Одессы, Львова, Днепропетровска и Запорожья, поэтому имеют не только дорогое оборудование и техническую документацию на уникальные образцы военной техники, но и тысячи метров "золотой" недвижимости и земли.
"Экономическая правда" отправила запрос в Минобороны с просьбой о комментарии, однако ответа пока не получила.