Главная
Стой, Виктор Фёдорович! Стрелять буду!
В Украине идет целенаправленная скупка оружия для последующего нападения на органы государственной власти. Во всяком случае, так считает Глава государства Виктор Янукович. Точнее, так ему сообщили в правоохранительных органах, а сам Президент пересказал информацию «силовиков» на расширенном заседании правительства.
«Что, нужно сорвать стабильность финансовую, сорвать политическую стабильность, начинать всем выходить на улицы с вилами и делить все, что есть? Или что нужно? Есть призывы к революции», – отметил Янукович. «Что это за люди, они уже потеряли страх и совесть», – охарактеризовал «революционеров» Президент.
Теперь политологи гадают, что именно стоит за словами первого лица страны: то ли правдивая ситуация в обществе, то ли подготовка грядущих репрессий против оппозиции. Однако есть и другие объяснения.
Лидер партии «Братство» Дмитрий Корчинский уверен, что Янукович стал жертвой типичной работы спецслужб и руководства силовых ведомств. «Президент хотел сказать, что он боится возможности силового сценария в Украине. Боится он потому, что его пугают спецслужбы. А спецслужбы его пугают потому, что гораздо лучше иметь дело с перепуганным Президентом, чем с ненапуганным», – отметил он.
Любые силовые структуры стараются держать руководство государства в зависимости от себя – и этим Корчинский объясняет многое. В частности, развитие паранойи у отдельных чиновников, в том числе и в Украине. «Вес любого чиновника определяется его близостью к руководящему «телу». Если руководитель перепуган, то он, безусловно, будет иметь постоянно рядом с собой людей, которые его могут защитить – министра МВД и главу СБУ», – комментирует ситуацию политик.
Впрочем, это не единственная оценка роли упомянутых органов после высказываний Главы государства. Нардеп от блока НУ-НС Геннадий Москаль, к примеру, в словах Януковича усмотрел не усиление роли МВД, а наоборот – жесткую критику. «Я считаю, что этим он подверг жесткой критике господина Могилева, потому что количество изъятого оружия и взрывчатых веществ упало. Например, гранат – на 44,7 %, то есть почти наполовину. И так по всем позициям. Так в чей огород этот упрек? Могилева. Плохо работает», – констатировал парламентарий.
А его коллега по Верховной Раде, представитель фракции «БЮТ-Батькивщина» Андрей Шкиль и вовсе усмотрел в словах об угрозе применения оружия против власти упреждающий информационный выстрел по оппозиции. «Это было сигналом того, что в Украине началось решение вопросов силовым путем. Массовая скупка оружия – это не просто смешно, а идиотично, потому что никакой массовости нет. Я лично это воспринял таким образом, что милиция готовится вешать, стрелять, бить и сажать», – подчеркнул политик.
Действительно ли власть дала милиции команду «Фас!» на оппозицию? Категорическое «нет» восклицает по данному поводу представитель политсилы, находящейся при этой самой власти – нардеп от Партии регионов Михаил Чечетов. Он уверен, что реплика Януковича была скорее предупреждением как горячим революционным головам, так и правоохранителям. Мол, Глава государства все знает, врасплох его застать не получится, но и работать по нейтрализации опасности нужно тщательнее. «Президент обозначил проблему, что есть информация о некоторых «чудаках», а с другой стороны, правоохранительные органы должны помнить свои функции – защитить право каждого на мирную жизнь. Для двух сторон было сказано, пусть делают выводы», – объяснил свое понимание слов Президента народный депутат.
Чечетов считает целью Президента безопасность миллионов простых украинских граждан. Люди, которые далеки от политики, не должны страдать от всяких глупостей и безобразий, считает он. Однако они уже страдают – оппонирует такой точке зрения внефракционный депутат коммунистических взглядов Леонид Грач. «В заложниках миллионы людей», – нагнетает ситуацию Чечетов. «То, что говорится, блеф», – режет в ответ Грач.
Нардеп без фракции признается, что не видит опасности ни со стороны власти проводить какие-то согласованные репрессивные мероприятия, ни со стороны оппозиции с оружием в руках свергать руководство страны. «Президента, который оказался в этом смысле «голым королем», по сути, опровергли МВД и СБУ, которые сказали, что у них нет никаких сведений на эту тему. А оппозиция, которая будет сейчас на себя тянуть одеяло, во-первых, не способна вооружаться и тем более не способна идти на вооруженные конфликты», – считает Грач.
«Поэтому это все, кроме сотрясания воздуха, поиска врага и попытки в очередной раз выставить на посмешище страну и украинский народ, больше ничего не значит», – констатирует депутат.
Но ведь ситуация в стране не из легких, напоминают другие эксперты. Так откуда уверенность, что рано или поздно народу не надоест и он не возьмется за более серьезные, чем избирательные бюллетени, аргументы решения политических проблем? «Я думаю, что отдельные группировки радикальной оппозиции действительно этим занимаются. Второй момент – представители власти чувствуют свое бессилие и очень сложную ситуацию. Поскольку те реформы, которые они начали, не дают результата, в обществе нарастает совершенно дикое недовольство, правительство прибегает к совершенно диким, неоправданным средствам», – описывает текущее положение дел политолог Александр Булавин.
Этот фон для слов Януковича он называет «ситуацией коллапса», в которой, вполне естественно, в массах возникает желание что-то изменить, вплоть до применения радикальных мер. Однако именно их политолог и не прогнозирует, потому что банально не видит, кто способен возглавить восстание и повести людей за собой. «Потому что оппозиция противоречива, не организована, нет сегодня такого лидера, который мог бы поднять страну. И страну вообще нельзя поднять, потому что это не страна и не народ, это разные страны и разные народы на территории Украины. Сегодня нет национального лидера, потому что нет нации, и нет единого народа, потому что есть север, юг, восток, запад, учителя, врачи, чернобыльцы, афганцы и т. д.», – пояснил эксперт.
«Народ очень разобщен, и поэтому реальной угрозы вооруженного восстания я не вижу пока. А то, что Президент заявил, это можно рассматривать как повод для усиления охраны государственных зданий и приведения в боевую готовность внутренних войск, и это предупреждение населения о том, что власть боится», – подчеркнул Булавин.
- Информация о материале
Закон о выборах: большинство и оппозиция – «разом»…
Верховная Рада конституционным большинством приняла новый закон о выборах народных депутатов. Как сообщал портал «Политика и деньги», законодательный этот документ сокращает избирательную кампанию со 120 до 90 дней, запрещает участие в выборах блоков партий и повышает с 3% до 5% проходной барьер в Раду. Будущие парламентские выборы пройдут по смешанной системе.
Единственным положением, из-за которого президент может вернуть закон в Раду, является возможность одновременного выдвижения кандидатов по партийным спискам и мажоритарным округам. Впрочем, депутаты договорились «устранить неточности», прежде чем направить закон Виктору Януковичу, пишет газета «КоммерсантЪ-Украина».
В основу закона о выборах народных депутатов лег подготовленный и прошедший экспертизу Венецианской комиссии, но в свое время не внесенный в Верховную Раду законопроект рабочей группы под руководством министра юстиции Александра Лавриновича. В нем замечены нормы, против которых ранее выступали как в оппозиции, так и в администрации президента. В частности - поправку большинства, позволяющую кандидатам в депутаты баллотироваться одновременно и по партийным спискам, и по мажоритарным округам.
Ранее советник президента - руководитель Главного управления по вопросам конституционно-правовой модернизации Марина Ставнийчук предупреждала депутатов, что эта норма не соответствует Конституции и президент не подпишет закон с такой нормой.
Согласно тексту нового закона о выборах, Центризбирком объявит о начале избирательного процесса за 90 дней до дня голосования, которое назначено на последнее воскресенье октября 2012 года. Это на 30 дней меньше, чем по предыдущему законодательству. Выборы будут происходить по смешанной системе - 225 депутатов избираються по партийным спискам, 225 - по мажоритарным округам. При этом кандидатам разрешается выдвигаться не только от партий, но и самостоятельно.
В законопроекте сохранилась норма, и до сих пор вызывающая споры: на одних и тех же выборах кандидатам в депутаты позволяется баллотироваться дважды - по спискам и по округам. Согласно еще одной новелле документа, в парламент пройдут партии, набравшие минимум 5% голосов.
Напомним, сейчас проходной барьер в Раду составляет 3%. Кроме того, законопроект запрещает участвовать в выборах блокам партий. Еще одна новая норма документа разрешает формировать окружные избирательные комиссии не только парламентским партиями, но и всем партиям - участницам выборов.
«Работа ВСК (временной специальной комиссии) показала, как надо находить компромиссы, оппозиция пошла на них с самого начала», - заявил народный депутат Сергей Подгорный («БЮТ-Батьківщина»), очевидно, забыв об ультиматумах, которые представители оппозиции с самого начала работы ВСК выдвигали большинству.
Господин Подгорный также заметил, что в законопроекте учтены все замечания Венецианской комиссии - в частности, определено, что документы, связанные с выборами, должны храниться в течение пяти лет. "К сожалению, наши политические требования не были учтены, но мы с самого начала говорили, что главное - не система, а честные выборы», - подытожил Сергей Подгорный.
Лидер Компартии Петр Симоненко заметил, что его фракция в ВР поддерживает законопроект, «хотя он и написан для представителей крупного капитала».
Кстати, обсуждение документа длилось чуть более часа. В 19.29 новый закон о выборах поддержало 366 депутатов всех фракций.
В ПР не скрывают радости - ведь все принципиальные для них положения остаются, при этом закон «освящен» и голосами оппозиции. И теперь Западу трудно к чему-то придраться, пишет «Сегодня»: «В парламенте состоялось торжество здравого смысла, - сказал нам первый зампредседателя фракции ПР Михаил Чечетов. - С одной стороны, мы приняли закон, который учитывает мнение народа, предпочитающего мажоритарную систему, с другой - мы утерли нос тем, кто утверждал, что власть хочет принять закон под себя. И кроме этого, мы сделали выигрышный для имиджа Украины шаг, учтя не только большинство рекомендаций Венецианской комиссии, но и пожелание Европарламента привлечь к выработке выборных правил оппозицию».
Действительно, сторонникам Юлии Тимошенко в Евросоюзе будет сложно теперь говорить о нелегитимности будущих выборов из-за закона, раз они за него проголосовали. Но почему БЮТ пошел на это, если еще совсем недавно говорил о том, что возвращение «мажоритарки» приведет к разгулу админресурса на выборах и формированию большинства «под власть»?
«Мы выбирали из двух зол - меньшее, - объясняет бютовец Сергей Мищенко. - Была альтернатива: мы уходим из Комиссии по закону и продолжаем настаивать на трех требованиях: 300 депутатов по партийным спискам и лишь 150 - по мажоритарке, 4%-й барьер для партий и участие блоков. Но в этом случае в зал внесли бы проектЕфремова, где не было бы наших 17 поправок, которые делают выборы более прозрачными и честными. И, поверьте, 226 (голосов) у них нашлось бы. Так что ради наших 17 поправок, которые не дают возможности снимать кандидатов по любой причине и усложняют возможность фальсификаций, мы пошли на этот компромисс».
В торгах существует правило: если хочешь получить свою цену, - запроси в 2 раза больше. Похоже, проект Ефремова-Шарова был именно такой двойной ценой, из-за которой нынешний вариант показался оппозиции не таким уж плохим. Кстати, операция по легитимизации своих пожеланий была проведена настолько ювелирно, что теперь закон о выборах ушел на подпись президенту за авторством оппозиционера из НУ-НС Руслана Князевича.
Впрочем, многие в оппозиции не считают себя проигравшими. «Регионы думают, что выиграли, но мы еще посмотрим, - говорит газете «Сегодня» бютовец Сергей Мищенко. - На выборах будут фиксироваться все нарушения; кроме того, на мажоритарных округах оппозиция планирует выдвигать единого кандидата от всех основных партий. Самого рейтингового, не глядя на цвет флага. И если «Свобода» и «Фронт Змін» поддержат нашего кандидата, а мы - их кандидатов, шансы у нас будут».
Смешанная система выборов и 5%-ный барьер для партий были ключевыми требованиями ПР, от которых она не отказалась бы при любых раскладах. В оппозиции в этом видят план победы пропрезидентских сил на выборах - мол, по партспискам регионалы сотоварищи большинство не наберут, а вот почти все «мажоритарщики» в Раде примкнут к власти.
И 226 голосов у нее будут гарантировано.
Но так ли это? «Безусловно, смешанная система выгодна власти, - считает политолог Владимир Фесенко. - По всем подсчетам, это реальная возможность для нее сохранить парламентское большинство с помощью «мажоритарщиков» в условиях падения рейтинга ПР. К тому же, это компромисс между сторонниками чисто пропорциональной и чисто мажоритарной систем во власти».
Впрочем, так считают не все эксперты. «Мажоритарка» выгодна беспартийным оппозиционерам и просто богатым людям - ради неприкосновенности, - считает политолог Михаил Погребинский. - Власти это выгодно лишь на первый взгляд. Она может помочь двум сотням независимых кандидатов, которые пообещают быть с властью, но как эти обещания будут исполняться? Как только власти станет плохо, они перебегут на другую сторону».
Что касается 5% барьера, то, по мнению Погребинского, эта норма выгодна для власти только при одном раскладе - если барьер преодолеют коммунисты: «Если такая уверенность есть, тогда 5% - оптимальный барьер для власти, который оставляет за бортом значительную часть оппозиции. При таких раскладах по многим вопросам можно иметь и конституционное большинство в союзе с партией Яценюка, с которым, мне кажется, быстро договорятся. Парадокс, но высокий барьер выгоден и БЮТ - все равно среди тех, кого отсекают, у Тимошенко нет настоящих союзников».
А вот политолог Анатолий Луценко считает, что 5%, которые могут отсечь партии Тягнибока и Кличко, выгодны только регионалам: «БЮТ нужно формировать большинство, и хотя Кличко с Тягнибоком - не лучшие союзники, они пойдут на союз ради большинства», пишет газета «Сегодня».
В статье «Евродепутаты - за парафирование Соглашения об ассоциации» газета «День» выражает мнение, что, если закон о выборах будет изменен, то парламентские выборы в Украине 31 октября 2012 года будут признаны в ЕС нелегитимными. И тогда уже может идти речь о введении санкций против всех украинских чиновников и депутатов, причастных к принятию нового закона о выборах подобно тому, как это произошло по отношению к Беларуси, сказал один с европейских дипломатов.
Конечно, для большинства украинцев такой сценарий развития событий нежелателен, считает евродипломат. Но многое зависит от них самих - в частности, и продолжение курса на европейскую интеграцию. А для этого, украинским гражданам необходимо проявлять гражданскую активность и не наблюдать молчаливо за тем, как нынешняя власть нечисто изменила Конституцию и провела не совсем честно местные выборы. «Почему не было протестов, когда все это произошло?», - правомочен и такой вопрос.
- Информация о материале
Жизнь после выборов: почему Партия регионов совершит политическое самоубийство
Главная цель нового закона о выборах — сохранить контроль Администрации президента над парламентом. Очевидно, что если бы выборы проводились по спискам, список Партии регионов даже вместе с возможными союзниками, никогда не получил бы большинства. Хотя администрации президента удалось, как она считает, узаконить «тушки», то есть, ликвидировать императивный мандат, сколачивание такого большинства традиционным путем кнута и пряника требовало бы очень серьезных усилий, особенно в условиях резкого падения доверия к государству. Поэтому, было решено просто сократить списочную часть депутатов до половины мандатов, а вторую половину избирать по мажоритарным округам.
Мажоритарные выборы, как это хорошо известно из нашей практики, чудесно поддаются контролю со стороны государства через органы местной власти. Кроме того, сам принцип этих выборов, когда побеждает тот, кто набрал большинство голосов, означает, что по округам не могут избраться разного рода непонятные и неприятные умники. Мажоритарка самой своей природой порождает популизм и популистов или, говоря более привычными нам терминами - «лидеров». Эти лидеры, опять-таки, в силу того, что являются лидерами, попав в парламент, мало способны к координации и самоорганизации, а их зависимость от избравшего их большинства, структурирует их деятельность в парламенте таким образом, что большую часть времени они заняты перетягиванием одеяла государственных финансов в пользу своего округа или региона. Это более чем устраивает наше государство.
Напомню, что Верховная Рада дважды избиралась по смешанной системе и оба раза ничем хорошим это не закончилось. После выборов 1998 года, ВР фактически раскололась на две части, которые даже заседали в разных местах — в здании ВР и в Украинском доме. Следующие выборы — 2002 года - были замечательны тем, что на них фактически победила оппозиция в лице «Нашей Украины». Однако, именно специфика смешанной системы привела к тому, что в итоге в ВР оформилось пропрезидентское большинство.
Второй задачей закона является консервация существующей системы. Эта задача решается путем консервации статуса ее участников и недопущения новых. Для этого поднят проходной барьер, запрещены блоки и парламент разделен на мажоритарных и списочных депутатов. Барьер теперь составляет 5%, а значит, что, скорее всего, за бортом останутся партии Гриценко, Кличко и даже «Свобода», хотя, конечно, они проведут депутатов по «мажоритарке». Собственно, участников партийной «элиты», которая (опять же, по сегодняшним данным) попадет в Раду, очень немного и они нам хорошо знакомы. Это ПР, БЮТ в маске «Батькивщины» и «Фронт змин» имени Яценюка.
Запрет блоков, сам по себе логичный и полезный для полностью пропорциональной системы (блоки позволяют партиям прятаться от ответственности) здесь играет совсем другую роль. Он не позволяет тем же Гриценко и Кличко быстренько склепать что-нибудь вместе и попытаться все-таки пройти в парламент не только по округам, но и по спискам. И хотя обычно объединение партий не означает увеличение количества их избирателей (а часто и наоборот), именно в этом случае, думаю, объединение дало бы результат, поскольку избиратель увидел бы, что «нормальные люди объединились», что, конечно, вызвало бы у него слезу умиления и желание проголосовать. Теперь этого не будет, теперь возможно только объединение путем поглощения одной партии другой, что, конечно, имеет сомнительные последствия, да и вряд ли возможно.
Ну и, наконец, разделение 450 мандатов на две части, которые избираются по разному, означает, что теперь титанические усилия по преодолению огромного для Украины 5% барьера вознаграждаются фракцией человек в 10, которые, попав в парламент, могут разбежаться кто куда. В итоге, большинство украинских партий просто не найдет спонсоров, так как при тех же затратах (нужно точно так же агитировать по всей стране, как и при предыдущем законе) вы получите вдвое меньший результат.
Таким образом, государство оставило за бортом не только будущей Верховной Рады, но и легального политического процесса подавляющее большинство украинских политических сил, поскольку лишило их возможности «тренироваться на кошках», участвуя в выборах.
Послевыборный пейзаж
Как известно, тактика «донецких» заключается в создании искусственных монополий для нужных людей. Как отмечают наблюдатели, эта практика добралась даже до рынка услуг политтехнологов, на котором теперь «работают» дети, жены и любовницы «уважаемых людей» и работают, разумеется, монопольно. Как полагают «донецкие», искусственные монополии решают задачи как контроля, так и управления. Ту же самую тактику (а, скорее, уже стратегию), новая власть использует и в политическом процессе. Однако, если в «управлении» экономикой она может дать результат, который состоит в присвоении прибыли нужными людьми и недопущении конкуренции, то в политике результат получается обратный.
Парламент, состоящий из «полторы» партии и кучи мажоритарщиков, получается не столько управляемым, сколько недееспособным, причем в одном, строго определенном смысле. Донецкие боятся привычного организованного противостояния по линии президент - парламент, как это было при Кучме. Ну так этого и не будет, по крайней мере, по началу, в этом смысле парламент будет недееспособен. Но это не означает, что парламент становится более управляемым. Как раз наоборот, с управляемостью такого законодательного органа все очень плохо.
Многим трудно понять, что прозрачность власти, не обижание почем зря оппозиции, открытость политического процесса — возникли не от доброты душевной, не от мягкости характера и не от следования «лоховским» европейским ценностям. Нет, все это существует, потому, что это эффективно. Прежде всего, с точки зрения контроля и управления.
Создавая сейчас супермонополию в политике, власть обрубает последние обратные связи с реальностью. По сути, на выборах 2012 Партия регионов и вся легальная политическая машина в целом, совершит политическое самоубийство. Но это не означает, что автоматически все станет хорошо и наступит благорастворение воздухов. Если выяснится, что общество тоже совершило сеппуку, то так они и будут гнить вдвоем с властью и ожидаемого благорастворения не наступит.
Тихие и громкие бунтари
Внутривидовая борьба среди «донецких» обостряется. Последние кадровые назначения явно говорят об этом. Перебив «чужих», донецкие взялись за своих и этот процесс уже не остановить. Это означает, что мажоритарщики, на беспомощность которых так рассчитывает государство, могут оказаться не опорой режима, а его могильщиком.
Во-первых, среди мажоритарщиков мы можем увидеть таких персонажей, как Леонид Кучма или Виктор Пинчук, не говоря уже о Ринате Ахметове, то есть людей, которые будучи лояльными к власти, тем не менее, не ждут от нее ничего хорошего и предпочитают подстраховаться.
Во-вторых, даже основная категория мажоритарщиков — выдвиженцев местных элит, не сулит ничего хорошего. Поведение мажоритарщика зависит от состояния дел в его округе и, прежде всего, в его «группе поддержки» из местной «элиты». Если сегодня там все благополучно, то это не значит, что так будет и завтра и что бизнес его партнеров вдруг не окажется вне назначенной сверху монополии. И потому сегодняшний жизнерадостный сторонник «реформ» Януковича завтра может стать угрюмым носителем кукиша в кармане, а послезавтра, глядишь — пламенным революционером.
Качественные изменения
Власть загнала себя в угол. Поэтому после выборов 2012 года наступит время качественных изменений. И в них формальные полномочия Верховной Рады не так важны. Можно отобрать у ВР остатки полномочий. Теперь это уже не имеет значения. Теперь парламент важен не своими полномочиями, а тем, что он является единственным публичным органом власти. Этого достаточно для того, чтобы сыграть свою роль.
Роль состоит в способности поддержать статус-кво или отказаться от него, принять решения, которые могут выглядеть даже декоративно, но которые полностью меняют, в итоге, основы системы (либо легитимизируют эти изменения). Напомню, что именно мажоритарный парламент с прокоммунистическим большинством - «группой 239» - проголосовал за Акт о независимости. Мы не можем ожидать от будущей ВР качественных законов и выполнения контрольных функций. Зато она может оказаться куда более способной к принятию неких неожиданных «судьбоносных» решений.
Как это ни странно, парламент, избранный по партийным спискам, был бы куда в большей степени склонен к сохранению статус-кво, чем избранный «смешанным» образом. Партии заинтересованы в продолжение банкета, то есть, сохранении системы. Отдельно стоящие депутаты заинтересованы в своем персональном будущем и если, с их точки зрения, будущее включает в себя изменение системы, они поменяют систему. Это, наверное, единственный случай, когда популизм, на котором основана мажоритарная система, может принести пользу.
Сценарии
Самое интересное начнется тогда, когда донецкие с удивлением обнаружат, что после «победы» в 2012 стало еще хуже. Сценарии дальнейшего развития событий могут быть разными, но, похоже, что основных вариантов два.
Первый сценарий — это попытки «навести порядок» в виде диктатуры. Настоящая диктатура основана на любви (и Лукашенко и Путина любили в начале их карьеры). Диктатура работает тогда, когда люди добровольно и с чувством выполненного долга поступают так, как это нужно диктатору. Срок жизни диктатуры, которая может только подавлять и запрещать, зависит исключительно от серьезности намерений угнетаемых покончить с этим делом.
Второй сценарий — это «разброд и шатания» в стиле «раннего Кучмы». Этот сценарий наступит в любом случае, то ли после попыток диктатуры, то ли сразу, если таких попыток не будет. В общем-то, это не самостоятельный сценарий, а точка, из которой может последовать любое продолжение. Важно, что это продолжение будет происходить в новых условиях и на новой основе.
И, что важно, по всей видимости существует план, согласно которому парламентские выборы должны быть перенесены. Некие умники полагают, что в 2012-м будет «дно» кризиса и потому выборы нужно проводить после того, как мы пройдем это «дно». Эти представления наивны, так как предполагают, что политическая и экономическая жизнь определяются объективными факторами, которые поддаются учету и контролю. Тем не менее, такое мнение существует и может быть реализовано на практике. Его реализация означает лишь сдвиг по времени всех оговоренных событий.
Уроки
Будущее Украины уже давно определяет улица. А мы говорим о том, как будет доживать последние дни существующая ныне система. Конечно, «последние дни» вполне могут растянуться и на годы, историческое и физическое время - разные вещи. Все зависит от того, насколько люди смогут учесть уроки, которые преподносила им все это время система. Вот, например, свежий урок принятия закона о выборах, когда специальная комиссия разрабатывала один проект, а в парламенте появился другой. Напуганная этим проектом оппозиция согласилась проголосовать за «компромиссный» вариант. В итоге, оппозиция оставила за бортом своих потенциальных союзников, более того, оппозиция открыла двери для фальсификаций и закрыла их для европейских доброжелателей, которым теперь нельзя пожаловаться на злоупотребления и плохой закон — сами голосовали. Зато в парламент попадут партии и депутаты, которые проголосовали за новый закон. Делайте выводы. Учитесь.
- Информация о материале
Новый закон о госзакупках: назад в джунгли
Украинские государственные тендеры всегда обитали не в законодательном поле, а скорее — в законодательных джунглях. Со всеми присущими атрибутами: жертвами и хищниками, непроходимыми топями и тропами, по которым за долю малую сновали неутомимые проводники.
Казалось, что в августе 2010-го после принятия нового закона о госзакупкахнаконец-то показались просторы саванны. Но, видимо, хорошо простреливаемая местность оказалась не по нутру ныне действующей власти, а потому оглобли повернули назад.
То, что произошло в августе 2010-го, отныне можно считать маленьким чудом. Тогда, после инаугурации лидера, Партия регионов испытывала потребность в пиаре своей реформаторской сущности перед Западом. Кроме того, новая власть не понимала, как можно что-то делить с «общественными организациями» типа Тендерной палаты и ее отцами-основателями.
Благодаря этому совпадению обстоятельств Украина в прошлом году и получила закон о госзакупках, без которого жила несколько лет.
Закон был хороший. Хотя бы тем, что он был законом, а не правительственным постановлением, которое могло дополняться всяческими исключениями, как только Тимошенко или Турчинов испытывали нужду в неконкурентной закупке чего-нибудь. Например автомобилей якобы медицинского назначения.
Именно благодаря закону всплыла на поверхность история с закупками буровых установок ведомством Юрия Бойко. При сохранении кабминовского «ручника» журналисты никогда бы не узнали ни о самом факте покупки, ни названий «фирм-якобы-конкурентов», ни спецификации закупаемого оборудования, что позволило вычислить 40-процентную маржу организаторов схемы.
Устраивала ли такая ситуация правящий режим? Особенно после того, как Европа закон похвалила, а Тендерная палата исчезла как страшный сон. Никоим образом.
Сразу после принятия новых правил игры была развернута кампания по реформированию только что принятого закона. Мол, он неудобен крупным государственным предприятиям, вынужденным терять время на долгоиграющие процедуры закупок, а потому проигрывающим конкуренцию частному бизнесу.
Детективная история с принятием изменений длилась год. И пока они не были подписаны Виктором Януковичем, а на сайте парламента не появилась их окончательная версия, ни один эксперт не мог с уверенностью утверждать, что он знает главные фишки новых правил.
2 октября новый закон де-юре заработал. Но шли недели, а понять, что изменилось, было по-прежнему невозможно. И только спустя шесть недель — это средний срок проведения одной процедуры открытых торгов — стали видны первые результаты. Если в двух словах, то мы опять в джунглях.
«Все животные равны. Но некоторые — равнее»
Самая большая катастрофа случилась там, где она была наиболее ожидаемой — в наглухо коррумпированной процедуре закупок «у одного участника». Суть ее в том, что государственный покупатель сам определяет, у какой фирмы он хочет купить что-нибудь, а затем покупает по той цене, которую загнет продавец. Пример.
Еще при жизни старой версии закона Черниговский облцентр занятости решил, что ему нужен новый офис. И приобрел его за 44 миллиона гривен у местной фирмы. Цена старого и весьма потрепанного здания — тысяча долларов за квадрат — оказалась большей, чем в местных новостроях, и вообще сопоставима с киевской…
При жизни старого закона такие приятные покупки удавались далеко не всегда. Во-первых, был мощный ограничитель — Минэкономики, которое выдавало согласование на закупки «у одного». Понятно, что зачастую нужные бумаги выдавались потому, что клюевцы не могли ломать схемы равноположенных чиновников от бизнеса. Также клерки могли закрывать глаза на коррупционную сущность тех или иных закупок за долю малую. Но они были естественным ограничителем для региональной оравы любителей коррупции, у которой нет ни крыши в Киеве, ни желания делиться на низовом уровне. Поэтому закупка «у одного» в течение последнего года была не самой востребованной процедурой.
Новая версия закона радикально изменила расклад. У министерства Андрея Клюева отобрали полномочия по согласованию этого вида закупок. Начиная со 2 октября каждый госзаказчик волен сам решать, какую процедуру торгов ему избирать.
Мы сравнили количество закупок «у одного участника» в крайне деньгоемком разделе — «строительство» — в четырех тендерно-активных регионах, связанных темой Евро-2012: Донецкой, Харьковской, Львовской областях и Киеве. Результат исследования публикаций в «Вестнике государственных закупок» с 7 по 20 ноября (то есть во время действия нового закона) таков. В Донетчине проведено 19 неконкурентных закупок на общую сумму 205 млн. грн. При этом открытых торгов в строительной сфере практически не осталось. В Харьковской — три закупки «у одного» на сумму 4 млн. грн. Во Львовской — три на 7 млн. грн., в Киеве — пять на 38 млн. грн.
Конечно, статистика может говорить и о банальном совпадении. Но так уж получилось, что именно в Донецкой области после вступления в силу новой версии закона о госзакупках быстрее всех сориентировались в новых возможностях.
Думается, что вскоре град «однозакупочных» контрактов посыпется не только на строительство. Тем более что новый закон существенно расширил перечень поводов для применения этой процедуры.
Некоторые из них не вызывают вопросов. Пока неизведанной на предмет коррупции является норма о том, что закупку «у одного» можно применять в случае банкротства по согласованию с кредиторами. С точки зрения здравого смысла можно понять и дополнительную закупку у того же участника с целью унификации и совместимости с существующими товарами. Если уж одна фирма строит дом, то дополнительные работы лучше заказать у нее же. Хотя по этой теме есть масса примеров с душком.
Например, многие слышали, что в Киеве строят линию скоростного трамвая. И о том, что следователи выявили на этой стройке разворовывание 23 миллионов гривен — как со стороны тех, кто проводил тендер, так и тех, кто его выиграл. Причем для некоторых фигурантов истории дело дошло даже до СИЗО. Но совсем мало людей знают, что уже после победных реляций о разоблачении коррупционеров, «Киевпастранс», который проводил первый тендер, выбрал тот же трест «Киевгорстрой-2» по той же процедуре подрядчиком на выполнение дополнительных работ на сумму 48 млн. грн. Вот такая она — правда жизни…
Мало того. Если раньше «закупку у одного» можно было проводить «для оперативної негайної ліквідації наслідків надзвичайних ситуацій техногенного чи природного характеру» и тому подобных вещей, то теперь новую версию закона украсила потрясающая по красоте фраза. Звучит она так: «виникнення особливих економічних та соціальних обставин».
Нынешние трактовки особых экономических и социальных обстоятельств поднялись до уровня эпистолярного искусства. Например.
Керченский горсовет еще в 2009 году озаботился созданием нового кладбища. Местные клерки аж два года оформляли разрешения/согласования и проводили археологические исследования. А за это время на действующих кладбищах закончились места для новых могил. А отсюда — особые социальные обстоятельства ценой в 12 млн. грн.
Или новация от главного управления ЖКХ Харьковской облгосадминистрации. Там очень хотели отремонтировать установку очистки воды для школы №62 в районе «Пятихатки». И поняли, что по открытым торгам они будут выбирать подрядчика 9—10 недель. А по закупке «у одного» времени уйдет в два раза меньше. Отсюда особые экономические обстоятельства ценой в 3 млн. грн.
Сплавом вышеописанных случаев является грустный пример с киевским университетом им. Богомольца. Там еще в мае выбрали фирму «Рембудфасад» для ремонта одной аудитории ценой в 3,7 млн. грн. Однако директор компании погиб. Этого «обстоятельства» хватило, чтобы университет выбрал подрядчиком уже другую фирму, отдав ей неосвоенных 2 млн. грн. То есть унификация иногда бывает особо не нужна. Главное, что есть насущная необходимость продолжать учебный процесс. Даже если ремонт одной аудитории и стоит, как хороший особняк под Киевом.
Еще одна важная новелла, позволяющая госзаказчикам чувствовать себя еще более вольготно, — это исчезновение нормы закона, требовавшей хоть как-тообосновывать выбор структуры, которой хочется заплатить денег. У многих после этого «сразу карта и пошла».
Например, Донецкий горсовет решил отремонтировать сквер возле обладминистрации, западную набережную Кальмиуса и парк Щербакова. Ничего серьезного — клумбы, пешеходные дорожки, светильники, лавочки. Казалось бы, в Донецке найдется масса желающих побороться за такой вкусный подряд. Однако мэрия ушла в закупку «у одного участника», лишь бы без вариантов победила «СК «Интербуд». Эта фирма примечательна только одним — создана 30 сентября, то бишь за несколько дней до тендера, проведенного по новым правилам. Имеет право. Ведь это раньше требовалось обосновывать выбор справками о количестве сотрудников, уникальности ее опыта и т.д. и т.п. А теперь просто — приди и получи 82 млн. грн.
400 мест, где можно освоить удачный тендер
В новом законе появилась еще одна уникальная возможность соорудить «тендер на двоих». Думается, красоту нововведения специалисты оценят уже в ближайшие месяцы. Имеются в виду госзакупки через товарные биржи. Практика здесь пока ничтожна, но потенциал — громаден.
Специалисты Минэкономразвития, выписывавшие эту норму закона, закладывали в нее следующий смысл. Разрешить без проволочек закупать на бирже товары, которые в цивилизованной Европе называют commodity. То есть зерно, нефть и тому подобное, что большими партиями реально торгуется на биржах и имеет свои текущие цены. Ведь за время тендерных процедур цены, скажем, на бензин запросто могут измениться. Для полноценного функционирования этой нормы предполагалось издание Кабинетом министров отдельного постановления с перечнем таких биржевых товаров. Однако в конечной версии закона никакого обязательства правительству уже не вменяют, а биржевая закупка как легальное исключение осталась. И это открывает широкие горизонты. Ведь если не уследить за торгами всех бирж и биржечек Украины, то любой торг может легко превратиться в закупку «у одного». И касаться это будет отнюдь не зерна-бензина. Пример.
На сайте «Вестника государственных закупок» почти месяц висело рекламное объявление о проведении семинара именно по теме правильного применения закупки «у одного» в биржевом случае. На семинар можно было попасть за деньги или бесплатно по предъявлению подписки на журнал «Редукцион». Дело в том, что семинар проводился харьковской «Универсальной межрегиональной биржей», возглавляемой Геннадием Островерхом, одним из руководителей того самого «Редукциона». В свою очередь, главный редактор «Редукциона» Владислав Зубарь еще год назад был назначен заместителем директора департамента госзакупок в Министерстве экономики.
То, что государственный «Вестник» был использован в качестве рекламной площадки для частной биржи, — не так уж важно. Более существенно другое. По словам источника ZN.UA, именно в Харькове случилась первая закупка «у одного» под предлогом биржи. И именно эта закупка показала, чем чревато это исключение в законе. Клерки Кернеса решили купить на бирже… детские игровые площадки (публикация в «Вестнике» ожидается со дня на день).
Так что, думается, вскоре руководители украинских бирж неплохо поднимутся «на теме». Тем более что много им и не надо: абсолютное большинство этих структур с 90-х годов являются просто печатями в сейфах у предприимчивых бизнесменов….
Повязка на око государево
Такое обилие новых возможностей для бизнесменов не могло не возбудить госконтролеров. Пока что они обещают пресечь все поползновения. Но есть нюансы…
По сути, единственным карательным органом для проводящих торги является Госфининспекция (по старому — ГлавКРУ).
Автору статьи удалось побывать на круглом столе, где под эгидой издателей «Вестника госзакупок» обсуждались проблемы нового закона. Выступившая там представительница Госфининспекции в доходчивой форме пояснила, в каких новых случаях организаторам тендеров стоит беспокоиться.
Обещано, что закупка «у одного участника» в связи с ее демократизацией станет объектом более пристального внимания ревизоров. И они акцентируют свое внимание на каждом из семи видов поводов для применения этой процедуры.
Если речь о пункте по «авторскому праву» — будут проверять наличие свидетельств. Хотя строгость в этой теме довольно напускная. Фонды соцстраха это никогда не останавливало. В последние годы там сотни миллионов прошли по этому пункту, а авторские права оформлялись буквально за день до тендера.
Если «отсутствие конкуренции» — то будут проверять на предмет субподрядчиков. Если у генподрядчика таковые найдутся, то это будет признаком наличия конкуренции, а значит, и возможностью для проведения открытых торгов. Хотя и здесь будут свои исключения. Пример.
Месяц назад министерство ЖКХ проводило в Киеве конференцию европейских министров, профильных коллег Анатолия Близнюка. На организацию мероприятия выделили 5 млн. грн., которые по закупке «у одного» отдали государственному «Украинскому дому». Но тот после своего избрания вдруг отказался от контракта с МинЖКХ. Министерство, оказавшись в цейтноте, тут же провело новую закупку «у одного», выбрав получателем пяти миллионов уже совершенно частную фирму «Конференс Хауз», которая ранее оказывала услуги Донецкой обладминистрации в бытность Близнюка донецким губернатором. То есть возможность конкуренции была изначально, но открытых торгов не проводили, а данных ревизоров о проверке почему-то нет.
Еще ГФИ обещает смотреть, а была ли на самом деле такая экстренная нужда в закупке, если организаторы тендера сошлются на «особые экономические и социальные обстоятельства». Если это конец года, то вас могут понять. Все-таки неосвоенные бюджетные деньги под бой новогодних курантов официально сгорают. Но все же проверят наличие независимых экспертиз, обосновывающих срочность и необходимость. Хотя и тут возможны варианты. Пример.
Финуправление Донецкой облгосадминистрации решило завершить строительство спального корпуса своей базы отдыха «Новая Ялта» (поселок Ялта Донецкой области). Заплатив за это 1,3 млн. грн. фирме «Степ». Отчего именно ей — осталось неизвестно. Поскольку в обосновании закупки клерки ДонОГА вообще не упомянули причин избрания этой процедуры. Скромно написали, что за дополнительной информацией нужно звонить по номеру 338-08-88 Гаршиной Людмиле Витальевне. Воспроизводим эти контактные данные для ревизоров — вдруг заинтересуются столь явным нарушением закона. Вдруг…
Если закупка «у одного» проводится из-за того, что на открытые торги не было достаточного количества заявок (нужно минимум два участника), то будут проверять, сколько заявок на самом деле приходило. Если заявки подавали два участника, но один из них был снят с конкурса даже по самым законным причинам, то это будет поводом для больших проблем. Однако и тут есть свои исключения.
Например, харьковская ТЭЦ-2 «Эсхар» очень хотела купить BMW X5. Машина дорогая, в итоге купленная за 800 тысяч гривен, в Украине полно автодилеров. Поэтому странно, что ни один из них не пришел на дважды объявленные энергетиками открытые торги. Еще более странно то, что когда ТЭЦ-2 решила купить «бумер» уже по закупке «у одного», то продавец сразу нашелся. Причем в самом Харькове. Напомним, что Николай Азаров после волны публикаций в СМИ сообщил, что уволил директора этого предприятия. Правда, не до конца понятно, как он это сделал через голову Юрия Бойко — прямого руководителя незадачливого госменеджера.
Но вернемся к ревизорам. Еще они обещают крайне дотошно проверять закупки «у одного» дополнительных товаров/работ у предыдущего поставщика. Но и здесь всяко может быть. Пример.
Налоговый университет в Ирпене избран в качестве одной из баз подготовки к Евро-2012. Изначально реконструкция его спортивной базы оценивалась в 90 миллионов, но только этой осенью, когда до Евро осталось меньше года, там сообразили, что недоучли требования УЕФА, а потому нужно еще закупить работы на 180 миллионов гривен. И слили их дочернему предприятию университета. То есть в схеме — только те участники, которые подконтрольны руководителю университета Петру Мельнику, народному депутату от Партии регионов и просто товарищу Николая Яновича.
Есть ли смысл ревизорам Петра Андреева интересоваться провалами памяти ценой в сотни миллионов? Причин полно, а смысла нет…
Что же касается «биржевой» или «банкротной» причины, то пока ревизоры и сами не шибко в теме. Их спикер на круглом столе честно призналась, что нормы — новые, практики нет, поэтому сами еще будут консультироваться в Минэкономразвития, что делать с этим счастьем. Тонкий момент. Практики еще нет, а вот ходоки от товарных бирж в Госфининспекцию за консультациями уже пошли. В этом призналась сама выступавшая.
В ожидании взрыва главной бомбы
Расцвет самой коррупциогенной процедуры закупок — «у одного» — только цветочки по сравнению с тем, что может начаться, когда власти разберутся с главной бомбой в законе. Которую они сами же и заложили, но до сих пор не знают, как ее правильно взорвать.
Речь идет об уточнении перечня заказчиков, которые обязаны проводить тендеры по закону, а значит, публиковать данные о своих торгах. Раньше это были все госорганы и предприятия, в которых доля государства превышала 50%. Теперь же есть важное дополнение. Госпредприятие может не проводить тендеры согласно закону, если оно не пользуется налоговыми и таможенными льготами, а также не получает бюджетной поддержки.
Потенциально эта норма грозит полным крахом государственного и общественного контроля за госзакупками. Ведь именно через предприятия с долей государственного участия (углепром, «Нафтогаз») проходит более половины всего тендерного потока государственных средств.
Если эта норма заработает в полный рост, то любая ТЭЦ, пожелавшая купить «бумер» за сто тысяч долларов, больше не будет заморачиваться неприятными процедурными моментами, которые приводят к публикованию информации, а соответственно — скандалам, ежедневно бьющим по рейтингу власти.
Пока спасает тотальная некомпетентность чиновничьего аппарата. На вышеупомянутом круглом столе «Вестника» один из представителей Минэкономразвития признался, что норма о льготных предприятиях «писалась на колене в администрации президента». Кроме того, она вызвала бурное раздражение Евросоюза и Всемирного банка, которые некоторым членам окружения Януковича еще немного нужны.
После вступления новой версии закупочного закона в силу оказалось, что нормативная база, необходимая для вступления в силу нормы о «льготных» госпредприятиях, банально отсутствует. И нет даже смелых толкователей, которые могли бы точно сказать, является ли бюджетной поддержкой или льготой, скажем, ставка по экспорту в размере ноль процентов. Один из выступавших на круглом столе сообщил, что именно от ответа на этот вопрос зависит, проводить ли его госпредприятию тендеры по закону. С этим вопросом он обратился в Минфин, ГНАУ, Таможню и Минэкономразвития. Точного ответа не дал ни один орган!
Но когда-нибудь ответ таки созреет. И, кажется, не один. Ведь ни один чиновник не откажет себе в удовольствии уйти от пристального внимания общественности.
Ведь в новом законе уже без всяких двояких толкований из-под закона вывели Аграрный фонд и Госрезерв, перелеты президента-премьера, услуги юркомпаний при представительстве Украины за рубежом, товары с «военной тайной» и прочая, прочая…
Кроме того, в последние несколько недель в Раде зарегистрировали еще несколько законопроектов об увеличении этого «списка Шиндлера». Шансы у них вполне перспективные.
Так что после того, как государство определится еще и с выведением из-подконтроля закупок госпредприятий, исключений накопится так много, что впору будет отменять весь закон.
И в этом, кстати, есть своя логика. Ведь в джунглях, к примеру, есть свой закон, все его знают, по нему живут. Хотя он нигде официально и не писан.
- Информация о материале
Борьба с офшорами не затронет олигархов
Офшоры для того и существуют, чтобы бизнес пользовался их услугами. Это законное и цивилизованное право предпринимателей. Это относится и к Кипру, и я не понимаю, почему журналисты так ухватились за эту тему. Примерно так в начале 2009 года на очередном заседании Совета инвесторов при Кабинете Министров рассказывал о «проблеме офшоров» журналисту «Комментариев» сопредседатель совета. На этой должности тогда был нынешний социальный вице-премьер Сергей Тигипко. А сопредседательствовал он в Совете с Юлией Тимошенко, которая в те времена подняла вопрос о необходимости ужесточения контроля за работой украинских компаний с оффшорными зонами.
Годы прошли, и теперь Сергей Леонидович взвалил на себя роль борца с деньгами «вне берега». По случайности, подобные инициативы у Минсоцполитики появились после сужения социальных гарантий украинцам, повышения пенсионного возраста и увеличения налогообложения (застекленные балконы, акцизы на сигареты и бензин и прочее). Вся эта «социальная политика» властей заставляет Кабмин придумывать все новые и новые идеи поддержания социальной справедливости. Также появилась идея о налоге на роскошь. Та же судьба ждет и налог на офшоры.
Вкратце, Тигипко предлагает все операции с компаниями, которые зарегистрированы в офшорных зонах, облагать налогам в 12%. Таким образом «Фонд социальной справедливости» в стране пополнить на 3 млрд. грн, которые пойдут на надбавки пенсионерам…
Правда, в этом варианте «революции» есть одна небольшая преграда: под этот «социальный» налог не попадут европейские страны. В первую очередь Кипр, Голландия, Люксембург, Швейцария и прочие главные «инвесторы» Украины. Собственно, самые крупные компании страны и не попадут под «социальную реформу». Как бы у Тигипко не уверяли общественность, что крупный бизнес должен доплатить пенсионерам. Но заявленные в правительстве три миллиарда долларов вряд ли придут в Пенсионный фонд. Для этого нужно посмотреть, а где «живут» крупнейшие компании Украины. И тут же видно, что эти компании «выходят» из-под нового «справедливого» налога.
Юрисдикция ряда крупнейших компаний Украины
| Компания | Владелец | Юридическая регистрация компании-владельца |
| ПАО «Концерн Галнафтогаз» | GNG Retail Limited | Кипр |
| ООО «Астелит» | Euroasia Telecommunication Holdings B.V. | Нидерланды |
| ООО «Донбасская топливно-энергетическая компания» | DTEK Holdings Limited | Кипр |
| ООО «Метинвест холдинг» | Metinvest B.V. | Нидерланды |
| ООО «Смарт-групп» | Zorino Trading Limited | Великобритания |
| ООО «Остхем Украина» | Ostchem Germany GmbH | Германия |
| ПАО «Коммерческий банк «Надра» | Centragas Holding AG | Австрия |
| ООО «Концерн «Славутич» | Ubaros Invest and Trade Inc | Британские Виргинские острова |
| ООО «Футбольный клуб «Динамо-Киев» | Group 4 Securitas (International) B.V. | Голландия |
| Корпорация «Интерпайп» | Dimolle Investments Limited | Кипр |
| ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» | ArcelorMittal Duisburg GmbH | Германия |
| ПАО «Лукойл-Одесский НПЗ» | Lukoil Europe Holdings B.V. | Нидерланды |
| ПАО Банк « Форум» | Commerzbank Auslandsbanken Holding AG | Германия |
| ООО «Полтавская газонефтяная компания» | JKX Oil&Gas | Великобритания |
| ПАО «Сумское машиностроительное объединение им. Фрунзе» | Stremvol Holdings Limited | Кипр |
| ООО «Кернел Трейд» | Kernel Holding S.A. | Люксембург |
| ЗАО «Укргаз-энерго» | Rosukrenergo | Швейцария |
| Агрохолдинг «Укрлендфарминг» | Ukrlandfarming PLC | Кипр |
| Торгово-энергетическая компания «Итера-Украина» | Byton Associates Limited | Белиз |
| Харес групп | Hares Group Holding GmbH | Австрия |
Данные «Комментариев»
То есть, по вышеприведенной таблице можно заметить, что даже обещанное расширение правительством списка офшорных зон вдвое не коснется крупный бизнес страны. Ведь крупнейшие украинские компании вполне легально используют европейское законодательство. «Расширение перечня офшорных зон все равно никогда не затронет все офшоры. Кипра нет в этом перечне, и этот вопрос не решается. Во-вторых, введение нового налога, скорей всего осложнит отношения налоговой инспекции и сформированного спецподразделения (по борьбе с офшорами – Ред.) со средним и более крупным бизнесом. Ведь при выходе крупных компаний на IPO специально используется юрисдикция ЕС. Вопросы по выводу капитала через ценные бумаги тоже будут оптимизированы и здесь для работы финансовых служб холдингов появятся определенные проблемы», – рассказал «Комментария» Юрий Прозоров, президент Украинского общества финансовых аналитиков.
В киевских компаниях, которые оказывают юрлицам услуги с офшорами, рассказали «Комментариям», что их клиенты вряд ли будут доплачивать «пенсионерам». «Люди же пользуются услугами офшора не только из-за желания сэкономить, а из-за ситуации в стране. Кроме того, Сегодня в Украине нет стереотипа: офшор это плохо. Посмотрите, сами «инициаторы этого налога где держат деньги? А значит, есть схемы, как обойти это. Собственно, это очередной налог на роскошь: денег дополнительно не будет, зато можно много поговорить», – рассказал представитель юркомпании.
Не исключено, что «поход на богатых» закончится очередным повышением налога для простых украинцев. Его введение может быть аргуметировано, например, таким образом: «богатые» начали платить за «использование» офшоров и посещение ювелирных магазинов, поэтому, и вы должны заплатить в процессе покупки продуктов питания, квартир и одежды…
- Информация о материале
«Харьковская команда» — каруселит, не краснея
Вопросы к харьковскому руководству у журналистов «2000» возникли в октябре с. г., когда после знакомства с тендерной документацией по благоустройству парка им. Горького мы захотели предоставить нашим читателям информацию об американском производителе аттракционов, который должен осуществлять поставки каруселей для харьковчан, — фирме Gifts from a Far из Лос-Анджелеса.
Попытки связаться с офисом этой компании по телефону, указанному в тендерной документации (213-804-2326), не увенчались успехом: на звонки отвечала некая миссионерская организация, в которой знать не знали о производстве каруселей. Как оказалось, и адреса — «8033 W. Sunset Blvd № 460» — также не существует. Название улицы было с ошибками: Blwd вместо Blvd (от слова Boulevard) и т. д. Журналисты выяснили, что и в списке из 4750 производителей оборудования для парков развлечений Gifts from a Far отсутствует, и даже самой фирмы Gifts from a Far не обнаружилось.
В связи с вышеизложенным г-ну Кернесу от имени главного редактора «2000» был направлен запрос. Мы получили ответ за подписью заместителя городского головы по вопросам развития и обеспечения жизнедеятельности Игоря Терехова.
В нем ни слова о том, какая же фирма на самом деле участвовала в тендере на поставку каруселей для парка им. Горького в Харькове, о ее месторасположении, занимается ли она производством каруселей вообще. Умолчал чиновник и о том, заключен ли договор поставки и когда, собственно, эти самые поставки начнутся.
(Для просмотра в полном размере кликните по изображению)
Нам остается только напомнить г-ну Терехову о действующем законе «О доступе к публичной информации». И о том, что даже самая горькая обида на «2000» не освобождает чиновника от выполнения положений этого закона.
Хотя одно разъяснение от подчиненного И. Терехова, директора КП «ЦПКиО им. Горького» Д. Ю. Поздеева мы все-таки получили.
Итак, г-н Поздеев пишет:
«...Жодна норма Закону № 2289 (Про здійснення державних закупівель. — Авт.) не містить вимог щодо учасника як виробника товару, а встановлення Замовником такої вимоги в документації конкурсних торгів суперечить Закону № 2289, та, як наслідок, обмежує права учасників — не виробників... Норми Закону № 2289 не зобов'язують учасника перевіряти достовірність інформації, наданої учасником. Зважаючи на наступне, виникло непорозуміння із адресою компанії Gifts from a Far.
Договір з Gifts from a Far на поставку одного комплекту каруселей та інших атракціонів укладено 30.09.2011 р. з дотриманням строків, встановлених Законом № 2289, відповідно до проведеної оцінки пропозицій конкурсних торгів. Єдиним критерієм оцінки була ціна. Gifts from a Far запропонувала найвигіднішу (найменшу) ціну — 191000 дол. США.
Оголошення про результати проведення відкритих торгів та звіт опубліковано у IБ «Вісник державних закупівель» в строки, встановлені Законом № 2289.
Щодо поставки обладнання для ігрового водного майданчика, то відповідно до умов договору воно має бути ввезено на митну територію України не пізніше 170 днів з моменту першої оплати».
Что ж, мастерству г-на Поздеева в бюрократических отписках можно дать самую высокую оценку. Он подробно указывает, какие нормы законодательства не были нарушены, но уходит от ответа на поставленные вопросы.
А ссылку на то, что «норми Закону № 2289 не зобов'язують учасника перевіряти достовірність інформації, наданої учасником», г-н Поздеев может подарить харьковским кавээнщикам.
По его логике получается, что любое лицо (юридическое или физическое), поместившее себя в любую точку земного шара, может подать заявку на участие в любом украинском тендере, скажем, на строительство терминала сжиженного газа по самой приемлемой цене, к примеру 800 млн. долл. (эксперты оценивают этот проект не менее чем в один миллиард у. е.) и ждать, когда указанная сумма будет перечислена на указанный им расчетный счет? Между тем ст. 16 «Кваліфікаційні критерії» закона № 2289 четко указывает:
«1. Замовник вимагає від учасників або учасників попередньої кваліфікації подання ними документально підтвердженої інформації про їх відповідність кваліфікаційним критеріям.
2. Для участі у процедурах закупівель учасники повинні мати кваліфікаційні дані, які відповідають таким критеріям:
— наявність обладнання та матеріально-технічної бази;
— наявність працівників відповідної кваліфікації, які мають необхідні знання та досвід;
— наявність документально підтвердженого досвіду виконання аналогічних договорів;
— наявність фінансової спроможності (баланс, звіт про фінансові результати, звіт про рух грошових коштів, довідка з обслуговуючого банку про відсутність (наявність) заборгованості за кредитами)».
Проводилась ли проверка фирмы Gifts from a Far на соответствие предусмотренным критериям, включая отсутствие задолженности по кредитам, г-да Терехов и Поздеев в своих ответах не поясняют.
Это было необходимо, тем более в случае, когда, как утверждает г-н Поздеев: «відповідно до умов договору воно (оборудование.— С. Б.) має бути ввезено на митну територію України не пізніше 170 днів з моменту першої оплати». Эта ссылка вызывает новые вопросы: какие законодательные нормы или крайняя государственная необходимость в парковых каруселях заставили харьковских чиновников заключить договор на столь райских для поставщика условиях? Стали бы они непроверенному контрагенту «с другой стороны глобуса» доверять свои личные средства в аналогичной ситуации? И наконец, какие можно предпринять действия, если спустя установленный полугодичный срок аттракционы «вдруг» так и не окажутся на таможенной территории Украины? Ведь юридическая служба Харьковского горисполкома ни юридически, ни практически не сможет вести тяжбы на территории США.
Следовательно, будет необходим... тендер на юридическое сопровождение иска к Gifts from a Far на территории США и поиск там средств из городского и областного бюджетов. И далее, как в известной присказке про попа и собаку...
Честно говоря, такой сценарий не выглядит чересчур гиперболизированным. Ведь история с закупкой скамеек для метро и выпущенных 40 лет назад чешских трамваев — это «подвиги» все той же «харьковской команды».
- Информация о материале
Страница 1655 из 2102
