Верховная Рада конституционным большинством приняла новый закон о выборах народных депутатов. Как сообщал портал «Политика и деньги», законодательный этот документ сокращает избирательную кампанию со 120 до 90 дней, запрещает участие в выборах блоков партий и повышает с 3% до 5% проходной барьер в Раду. Будущие парламентские выборы пройдут по смешанной системе.
Единственным положением, из-за которого президент может вернуть закон в Раду, является возможность одновременного выдвижения кандидатов по партийным спискам и мажоритарным округам. Впрочем, депутаты договорились «устранить неточности», прежде чем направить закон Виктору Януковичу, пишет газета «КоммерсантЪ-Украина».
В основу закона о выборах народных депутатов лег подготовленный и прошедший экспертизу Венецианской комиссии, но в свое время не внесенный в Верховную Раду законопроект рабочей группы под руководством министра юстиции Александра Лавриновича. В нем замечены нормы, против которых ранее выступали как в оппозиции, так и в администрации президента. В частности - поправку большинства, позволяющую кандидатам в депутаты баллотироваться одновременно и по партийным спискам, и по мажоритарным округам.
Ранее советник президента - руководитель Главного управления по вопросам конституционно-правовой модернизации Марина Ставнийчук предупреждала депутатов, что эта норма не соответствует Конституции и президент не подпишет закон с такой нормой.
Согласно тексту нового закона о выборах, Центризбирком объявит о начале избирательного процесса за 90 дней до дня голосования, которое назначено на последнее воскресенье октября 2012 года. Это на 30 дней меньше, чем по предыдущему законодательству. Выборы будут происходить по смешанной системе - 225 депутатов избираються по партийным спискам, 225 - по мажоритарным округам. При этом кандидатам разрешается выдвигаться не только от партий, но и самостоятельно.
В законопроекте сохранилась норма, и до сих пор вызывающая споры: на одних и тех же выборах кандидатам в депутаты позволяется баллотироваться дважды - по спискам и по округам. Согласно еще одной новелле документа, в парламент пройдут партии, набравшие минимум 5% голосов.
Напомним, сейчас проходной барьер в Раду составляет 3%. Кроме того, законопроект запрещает участвовать в выборах блокам партий. Еще одна новая норма документа разрешает формировать окружные избирательные комиссии не только парламентским партиями, но и всем партиям - участницам выборов.
«Работа ВСК (временной специальной комиссии) показала, как надо находить компромиссы, оппозиция пошла на них с самого начала», - заявил народный депутат Сергей Подгорный («БЮТ-Батьківщина»), очевидно, забыв об ультиматумах, которые представители оппозиции с самого начала работы ВСК выдвигали большинству.
Господин Подгорный также заметил, что в законопроекте учтены все замечания Венецианской комиссии - в частности, определено, что документы, связанные с выборами, должны храниться в течение пяти лет. "К сожалению, наши политические требования не были учтены, но мы с самого начала говорили, что главное - не система, а честные выборы», - подытожил Сергей Подгорный.
Лидер Компартии Петр Симоненко заметил, что его фракция в ВР поддерживает законопроект, «хотя он и написан для представителей крупного капитала».
Кстати, обсуждение документа длилось чуть более часа. В 19.29 новый закон о выборах поддержало 366 депутатов всех фракций.
В ПР не скрывают радости - ведь все принципиальные для них положения остаются, при этом закон «освящен» и голосами оппозиции. И теперь Западу трудно к чему-то придраться, пишет «Сегодня»: «В парламенте состоялось торжество здравого смысла, - сказал нам первый зампредседателя фракции ПР Михаил Чечетов. - С одной стороны, мы приняли закон, который учитывает мнение народа, предпочитающего мажоритарную систему, с другой - мы утерли нос тем, кто утверждал, что власть хочет принять закон под себя. И кроме этого, мы сделали выигрышный для имиджа Украины шаг, учтя не только большинство рекомендаций Венецианской комиссии, но и пожелание Европарламента привлечь к выработке выборных правил оппозицию».
Действительно, сторонникам Юлии Тимошенко в Евросоюзе будет сложно теперь говорить о нелегитимности будущих выборов из-за закона, раз они за него проголосовали. Но почему БЮТ пошел на это, если еще совсем недавно говорил о том, что возвращение «мажоритарки» приведет к разгулу админресурса на выборах и формированию большинства «под власть»?
«Мы выбирали из двух зол - меньшее, - объясняет бютовец Сергей Мищенко. - Была альтернатива: мы уходим из Комиссии по закону и продолжаем настаивать на трех требованиях: 300 депутатов по партийным спискам и лишь 150 - по мажоритарке, 4%-й барьер для партий и участие блоков. Но в этом случае в зал внесли бы проектЕфремова, где не было бы наших 17 поправок, которые делают выборы более прозрачными и честными. И, поверьте, 226 (голосов) у них нашлось бы. Так что ради наших 17 поправок, которые не дают возможности снимать кандидатов по любой причине и усложняют возможность фальсификаций, мы пошли на этот компромисс».
В торгах существует правило: если хочешь получить свою цену, - запроси в 2 раза больше. Похоже, проект Ефремова-Шарова был именно такой двойной ценой, из-за которой нынешний вариант показался оппозиции не таким уж плохим. Кстати, операция по легитимизации своих пожеланий была проведена настолько ювелирно, что теперь закон о выборах ушел на подпись президенту за авторством оппозиционера из НУ-НС Руслана Князевича.
Впрочем, многие в оппозиции не считают себя проигравшими. «Регионы думают, что выиграли, но мы еще посмотрим, - говорит газете «Сегодня» бютовец Сергей Мищенко. - На выборах будут фиксироваться все нарушения; кроме того, на мажоритарных округах оппозиция планирует выдвигать единого кандидата от всех основных партий. Самого рейтингового, не глядя на цвет флага. И если «Свобода» и «Фронт Змін» поддержат нашего кандидата, а мы - их кандидатов, шансы у нас будут».
Смешанная система выборов и 5%-ный барьер для партий были ключевыми требованиями ПР, от которых она не отказалась бы при любых раскладах. В оппозиции в этом видят план победы пропрезидентских сил на выборах - мол, по партспискам регионалы сотоварищи большинство не наберут, а вот почти все «мажоритарщики» в Раде примкнут к власти.
И 226 голосов у нее будут гарантировано.
Но так ли это? «Безусловно, смешанная система выгодна власти, - считает политолог Владимир Фесенко. - По всем подсчетам, это реальная возможность для нее сохранить парламентское большинство с помощью «мажоритарщиков» в условиях падения рейтинга ПР. К тому же, это компромисс между сторонниками чисто пропорциональной и чисто мажоритарной систем во власти».
Впрочем, так считают не все эксперты. «Мажоритарка» выгодна беспартийным оппозиционерам и просто богатым людям - ради неприкосновенности, - считает политолог Михаил Погребинский. - Власти это выгодно лишь на первый взгляд. Она может помочь двум сотням независимых кандидатов, которые пообещают быть с властью, но как эти обещания будут исполняться? Как только власти станет плохо, они перебегут на другую сторону».
Что касается 5% барьера, то, по мнению Погребинского, эта норма выгодна для власти только при одном раскладе - если барьер преодолеют коммунисты: «Если такая уверенность есть, тогда 5% - оптимальный барьер для власти, который оставляет за бортом значительную часть оппозиции. При таких раскладах по многим вопросам можно иметь и конституционное большинство в союзе с партией Яценюка, с которым, мне кажется, быстро договорятся. Парадокс, но высокий барьер выгоден и БЮТ - все равно среди тех, кого отсекают, у Тимошенко нет настоящих союзников».
А вот политолог Анатолий Луценко считает, что 5%, которые могут отсечь партии Тягнибока и Кличко, выгодны только регионалам: «БЮТ нужно формировать большинство, и хотя Кличко с Тягнибоком - не лучшие союзники, они пойдут на союз ради большинства», пишет газета «Сегодня».
В статье «Евродепутаты - за парафирование Соглашения об ассоциации» газета «День» выражает мнение, что, если закон о выборах будет изменен, то парламентские выборы в Украине 31 октября 2012 года будут признаны в ЕС нелегитимными. И тогда уже может идти речь о введении санкций против всех украинских чиновников и депутатов, причастных к принятию нового закона о выборах подобно тому, как это произошло по отношению к Беларуси, сказал один с европейских дипломатов.
Конечно, для большинства украинцев такой сценарий развития событий нежелателен, считает евродипломат. Но многое зависит от них самих - в частности, и продолжение курса на европейскую интеграцию. А для этого, украинским гражданам необходимо проявлять гражданскую активность и не наблюдать молчаливо за тем, как нынешняя власть нечисто изменила Конституцию и провела не совсем честно местные выборы. «Почему не было протестов, когда все это произошло?», - правомочен и такой вопрос.