Офшоры для того и существуют, чтобы бизнес пользовался их услугами. Это законное и цивилизованное право предпринимателей. Это относится и к Кипру, и я не понимаю, почему журналисты так ухватились за эту тему. Примерно так в начале 2009 года на очередном заседании Совета инвесторов  при Кабинете Министров рассказывал о «проблеме офшоров» журналисту «Комментариев» сопредседатель совета. На этой должности тогда был нынешний социальный вице-премьер Сергей Тигипко. А сопредседательствовал он в Совете с Юлией Тимошенко, которая в те времена подняла вопрос о необходимости ужесточения контроля за работой украинских компаний с оффшорными зонами.

Годы прошли, и теперь Сергей Леонидович взвалил на себя роль борца с деньгами «вне берега». По случайности, подобные инициативы у Минсоцполитики появились после сужения социальных гарантий украинцам, повышения пенсионного возраста и увеличения налогообложения (застекленные балконы, акцизы на сигареты и бензин и прочее). Вся эта «социальная политика» властей заставляет Кабмин придумывать все новые и новые идеи поддержания социальной справедливости. Также появилась идея о налоге на роскошь. Та же судьба ждет и налог на офшоры.

Вкратце, Тигипко предлагает все операции с компаниями, которые зарегистрированы в офшорных зонах, облагать налогам в 12%. Таким образом «Фонд социальной справедливости» в стране пополнить на 3 млрд. грн, которые пойдут на надбавки пенсионерам…

Правда, в этом варианте «революции» есть одна небольшая преграда: под этот «социальный» налог не попадут европейские страны. В первую очередь Кипр, Голландия, Люксембург, Швейцария и прочие главные «инвесторы» Украины. Собственно, самые крупные компании страны и не попадут под «социальную реформу». Как бы у Тигипко не уверяли общественность, что крупный бизнес должен доплатить пенсионерам. Но заявленные в правительстве три миллиарда долларов вряд ли придут в Пенсионный фонд. Для этого нужно посмотреть, а где «живут» крупнейшие компании Украины. И тут же видно, что эти компании «выходят» из-под нового «справедливого» налога.

Юрисдикция ряда крупнейших компаний Украины

Компания

Владелец

Юридическая регистрация компании-владельца

ПАО «Концерн Галнафтогаз»

GNG Retail Limited

Кипр

ООО «Астелит»

Euroasia Telecommunication Holdings B.V.

Нидерланды

ООО «Донбасская топливно-энергетическая компания»

DTEK Holdings Limited

Кипр

ООО «Метинвест холдинг»

Metinvest B.V.

Нидерланды

ООО «Смарт-групп»

Zorino Trading Limited

Великобритания

ООО «Остхем Украина»

Ostchem Germany GmbH

Германия

ПАО «Коммерческий банк «Надра»

Centragas Holding AG

Австрия

ООО «Концерн «Славутич»

Ubaros Invest and Trade Inc

Британские Виргинские острова

ООО «Футбольный клуб «Динамо-Киев»

Group 4 Securitas (International) B.V.

Голландия

Корпорация «Интерпайп»

Dimolle Investments Limited

Кипр

ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог»

ArcelorMittal Duisburg GmbH

Германия

ПАО «Лукойл-Одесский НПЗ»

Lukoil Europe Holdings B.V.

Нидерланды

ПАО Банк « Форум»

Commerzbank Auslandsbanken Holding AG

Германия

ООО «Полтавская газонефтяная компания»

JKX Oil&Gas

Великобритания

ПАО «Сумское машиностроительное объединение им. Фрунзе»

Stremvol Holdings Limited

Кипр

ООО «Кернел Трейд»

Kernel Holding S.A.

Люксембург

ЗАО «Укргаз-энерго»

Rosukrenergo

Швейцария

Агрохолдинг «Укрлендфарминг»

Ukrlandfarming PLC

Кипр

Торгово-энергетическая компания «Итера-Украина»

Byton Associates Limited

Белиз

Харес групп

Hares Group Holding GmbH

Австрия

Данные «Комментариев»

То есть, по вышеприведенной таблице можно заметить, что даже обещанное расширение правительством списка  офшорных зон вдвое не коснется крупный бизнес страны. Ведь крупнейшие украинские компании вполне легально используют европейское законодательство. «Расширение перечня офшорных зон все равно никогда не затронет все офшоры. Кипра нет в этом перечне, и этот вопрос не решается. Во-вторых, введение нового налога, скорей всего осложнит отношения налоговой инспекции и сформированного спецподразделения (по борьбе с офшорами – Ред.) со средним и более крупным бизнесом. Ведь при выходе крупных компаний на IPO специально используется юрисдикция ЕС. Вопросы по выводу капитала через ценные бумаги тоже будут оптимизированы и здесь для работы финансовых служб холдингов появятся определенные проблемы», –  рассказал «Комментария» Юрий Прозоров, президент Украинского общества финансовых аналитиков.

В киевских компаниях, которые оказывают юрлицам услуги с офшорами, рассказали  «Комментариям», что их клиенты вряд ли будут доплачивать «пенсионерам». «Люди  же пользуются услугами офшора не только из-за желания сэкономить, а из-за ситуации в стране. Кроме того, Сегодня в Украине нет стереотипа: офшор это плохо. Посмотрите, сами «инициаторы этого налога где держат деньги? А значит, есть схемы, как обойти это. Собственно, это очередной налог на роскошь: денег дополнительно не будет, зато можно много поговорить», –  рассказал представитель юркомпании.

Не исключено, что «поход на богатых» закончится очередным повышением налога для простых украинцев. Его введение может быть аргуметировано, например, таким образом: «богатые» начали платить за «использование» офшоров и посещение ювелирных магазинов, поэтому, и вы должны заплатить в процессе покупки продуктов питания, квартир и одежды…