Желание правительства построить госпредприятие на рынке лекарств продиктовано не экономией бюджета, а сменой схем его «оптимизации». Власть не может найти универсальное лекарство для оздоровления системы здравоохранения, но зато фонтанирует идеями по «оптимизации» бюджетных средств. Сначала МОЗ оставило страну без важных лекарств, активно сражаясь за тендерные миллиарды. Потом в в правительстве решили закрыть интернет-аптеки. На этом новации не закончились.
К тендерам - только избранных
В конце прошлой недели премьер-министр Николай Азаров выступил с идеей создать очередную госкомпанию. Теперь в фармацевтике. Объявленное предприятие будет напрямую заключать соглашения с производителями лекарственных средств и обеспечивать свои больницы (99% медучреждений в стране – государственные) необходимым количеством лекарств по доступным ценам.
Опрошенные «Комментариями» эксперты отмечают, что предложения главы правительства рациональны. Правда, в том случае, если говорить о доходах чиновников. Но не бюджета. И отмечают два важных аспекта в предложенной схеме.
Аспект первый – обеспечение медучреждений лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, которые закупаются через тендеры (так называемый «госпитальный сегмент»). Как отмечает директор Агентства медицинского маркетинга Юрий Чертков, емкость госпитального сегмента на отечественном фармрынке невелика - всего 8-10%. С учетом общего объема украинского рынка лекарств составляет 22-23 млрд. грн., на этот сегмент приходится тоже прилично - порядка 2-2,3 млрд. грн.
«Проведением тендерных госзакупок для учреждений системы здравоохранения (больниц, поликлиник и т.д.) и так занимается государственный комитет. Создание госпредприятия по закупкам приведет к тому, что вхождение в этот сегмент фармрынка для большинства операторов окажется ограниченным. При этом непонятно, как тотальная государственная монополия сможет улучшить процедуру закупок?», - недоумевает эксперт.
Скорее, это такая ситуация в дальнейшем повлияет на отбор претендентов, желающих работать с новосозданным госоператором. Им предъявят новые требования по ценообразованию, ассортиментным позициям и т.д. «Учитывая стремление правительства к импортозамещению, часть рынка в госпитальном сегменте могут потерять импортеры», - прогнозирует Юрий Чертков.
В то же время, как утверждает экс-министр здравоохранения Николай Полищук, создание любой госконторы по закупке медикаментов для учреждений здравоохранения неэффективно. «Это будет еще одна структура с откатами и привилегиями для ограниченного пула участников, и с процветающей коррупцией, контролируемой чиновниками», – отмечает он.
Николай Полищук считает, что более оптимальной в сфере закупки лекарственных средств может быть совсем другая схема: медучреждения должны получить контролированную самостоятельность и свободу. Однако такой подход подразумевает не госмонополию, а создание стандартов и протоколов лечения (в них должен быть указан перечень лекарств, оптимально использующихся при разных видах заболеваний).
«Необходимо предоставить больницам и поликлиникам статус самостоятельных субъектов хозяйственной деятельности, которые имеют право получать госзаказы на лекарственные средства и медикаменты.Причем объем бюджетных средств должен быть целевым по каждому медучреждению отдельно. Они должны получить возможность покупать реально тот ассортимент и количество, которое действительно необходимо. Тогда ни лекарства, ни выделенные на них деньги не будут растворяться по дороге к больным», - предлагает бывший министр.
Аптечные пункты на три миллиарда
Еще одно из возможных последствий создания госпредприятия – замена существующих частных аптечных пунктов при больницах и поликлиниках на государственные. По мнению Юрия Черткова, здесь есть, за что бороться. В компании «Морион» подсчитали, что среднемесячный выторг с одного аптечного пункта 58 тыс. грн. (для сравнения: для аптек - 160 тыс. грн.).
По оценкам фармацевтической маркетинговой группы «Бизнес-Кредит», в привязке к лечебно-профилактическим учреждениям в Украине на сегодняшний день функционирует свыше 4,6 тыс. аптечных пунктов. Благодаря своему местоположению, по итогам девяти месяцев 2011 года, в денежном выражении на них пришлось 14% всего объема розничных продаж – 2,7 млрд. грн.
Однако эксперты сомневаются, что чиновникам удастся монополизировать розничный (аптечный) рынок. И вспоминают, что такие попытки ранее предыдущим правительством уже предпринимались (идея Юлии Тимошенко о создании государственной сети социальных аптек на базе отделений «Укрпочты», которая впоследствии оказалась провальной).
«Такой практики в мире нет – все эффективные аптечные учреждения находятся в частной собственности. В противном случае они оказываются убыточными», - объясняет Юрий Чертков.
Чтобы построить эффективно работающую модель, в руках госоператора должен быть сконцентрирован не только контроль над розницей, но и прямой выход на отечественных производителей. А еще собственный фармдистрибутор, который будет работать с импортом (поставлять лекарства из-за рубежа с минимальным количеством посредников). Насколько чиновники эффективно могут с этим справиться показала ситуация с закупкой лекарств за границей МинЧС: операцию в правительстве признали провальной.
Пилюли от бедности
Эксперты рынка, опрошенные «Комментариями», выдвигают различные версии относительно истинной цели создания госоператора в фармацевтике. Некоторые считают, что в голове премьера созрела идея «родить» вертикально-интегрированную структуру нового государственного холдинга по принципу созданного правительством на зерновом рынке год назад. (ГПЗКУ - Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины), в которую включены все звенья цепочки – от материально-технической базы до выращивания до хранения и экспорта зерна. Аналогичная база – в виде логистических центров и специально оборудованных под хранение медикаментов складов, а также разветвленной сети госагентов по всей Украине – понадобится и в данном случае. Как показала практика, в один момент у госпредприятия может появиться частный партнер (а еще чуть позже выясняется, что контрольный пакет компании уже у частников, как это произошло с «ХлебИнвестбудом»).
Другие участники рынка обращают внимание на то, что сегодня в самом правительстве развернулась очень ожесточенная борьба за контроль над «фармацевтическими» деньгами. Уж больно жирный кусок идет из бюджета (сродни угольным тендерам). Возможно, своей новой идеей премьер решил «поломать» схемы оптимизации бюджетных средств, которые существовали в Минздраве ранее. А теперь же для новых «кураторов» понадобились и новые «схемы».