Главная
В июле банки, страховщики и другие финансовые компании «кинули» почти 500 человек
За июль на банки, страховые компании, кредитные союзы и другие финансовые учреждения пожаловались почти 500 человек- сообщиют во Всеукраинской общественной организации «Защиты прав потребителей финансовых услуг».
Согласно статистике, в прошлом месяце на банки пожаловалось 51% от всех обратившихся за помощью, 23% клиентов кредитных союзов, 20% клиентов страховых компаний, 5% клиентов «компаний взаимопомощи» и 1% участников фондов финансирования строительства.
Клиенты банков, чаще всего жалуются на невозможность вернуть депозитный вклад (затягивание сроков, отказ в выплате) – 79% случаев. В частности, были получены жалобы на такие учреждения: Надра, Родовид, Захидинкомбанк, Укрпромбанк, Интерконтинент, Земельный банк, Европейский банк развития и сбережений, Правексбанк. Среди банков, на которые есть жалобы по вопросам кредитов (14%): Альфа банк, Приват Банк, Укрсиббанк. В частности, проблемы касаются жесткой политики в отношении заемщиков, некорректного заполнения документов по платежам, начисления несуществующих задолженностей и так далее. Проблемы с карточными счетами у 7% обратившихся по вопросу банковской сферы. Дополнительные начисления за пользование карточкой, невозможность снять начисленные проценты, пеня за отсутствие движений по карточному счету, незаконное снятие средств, а также принудительное навязывание оформления карточки, именно с таким списком проблем чаще всего сталкиваются клиенты банковских учреждений. Среди банков, с которыми могут быть подобные «недоразумения», следующие: Надра, Укргазбанк, Райффайзен Банк Аваль, ПриватБанк, ВТБ Банк, Укрэксимбанк, Ощадбанк, Родовидбанк.
По страховым компаниям, большая часть обращений касается невозможности получить законную страховую выплату или же ее затягивание. Третья часть обращений касается ликвидируемых и следующих организаций: Вексель, Галактика, Страховые традиции. Кроме того, есть обращения от клиентов таких страховых компаний: Оранта, Нова, Украинский Страховой Дом, Дельта, Интертрансполис. В последнее время наблюдается активная заинтересованность клиентов страховых компаний в информации о накопительном страховании жизни. Клиенты «страховщиков жизни» обращаются с просьбами разъяснить суть или вычитать договора по данному виду страхования.
Клиенты кредитных союзов, по-прежнему испытывают трудности с возвратом своих вложенных средств. Наиболее частыми являются обращения от клиентов таких учреждений: Акорд, Украинский финансовый союз, Украинская кредитно-финансовая группа, Профит-центр, Кингс Кэпитал, Тринадцатая зарплата, Троица, Добробут, Бизнес партнерство, Христианская злагода, Фортеця, Лыбидь, Морское кредитное общество, Сион, Первый кредитный союз, Перевага, ВАМУСЕ, Южный.
Клиенты компаний «покупок в группах» соблазняются неоправданно лояльными условиями по кредитам таких организаций: ПП «Б.А.Н.К.юей», ТОВ «Єдина родина», Электрет-2, финансовая компания «Еврокапитал», Народна программа соціальної допомоги, Филдес Украина, Автоплюс, Автоплан, ТОВ «Автоклуб», программа «Благо-Инвест», ТОВ «Спожив сервис». После сотрудничества с такими организациями клиенты не могут получить, ни вложенные средства, ни кредитный продукт.
- Информация о материале
Супермаркеты г. Харькова
Супермаркеты как основное место покупки продуктов прочно вошли в нашу жизнь. Год от года появляются новые сети супермаркетов и расширяются уже существующие. Причем если изначально супермаркеты являли собой магазины по продаже только изготовленных и упакованных производителем товаров, то сейчас каждый супермаркет может похвастаться собственным производством. Для некоторых магазинов это цех по разделке мяса и рыбы, для некоторых добавляется еще и собственная кулинария, кондитерское производство и пекарня. В этом случае за качество произведенной продукции отвечает только сам супермаркет.
Именно этому вопросу мы и решили посвятить следующее тестирование, взяв "на прицел" 6 супермаркетов г. Харькова ("АТБ", "Билла", "Велика кишеня", "Рост", "Сильпо" и "Таргет") и проверив 5 выше названных отделов. На самом деле одно и то же наименование продукта, но производства различных супермаркетов отличается порой очень сильно. Наименования продукции для закупки выбирали наиболее популярные, однако в разных супермаркетах те или иные позиции отсутствовали. Полностью закуплены были образцы только мясного отдела. В остальных отделах оказался не представленным супермаркет "АТБ", практически не представлен "Билла". Больше всех представленными оказались супермаркеты "Велика кишеня" и "Таргет".
| Мясной отдел проверяли по таким позициям: тушка куриная потрошенная, фарш говяжий и свиной биток В отношении куриных тушек наибольший интерес представляет, насколько чисто они выпотрошены, а также наличие перьев, синяков, разрывов шкуры, то есть того, что явно портит товарную привлекательность продукта. И, несомненно, запах как показатель свежести. Как раз по куриным тушкам замечаний и было более всего. Самым худшим вариантом тушки можно считать курицу из "АТБ". Что касается битка, то его получают обычно из корейки - мякоти спинной и поясничной частей с реберными костями длиной не более 80 мм (без спинных и поясничных позвонков). Поэтому не удивляйтесь, если биток с косточкой. С внешней стороны корейка покрыта слоем шпика толщиной не более 10 мм. Встречается биток из лопатки – мякоть с одноименной части туши, которая имеет слой подкожного жира толщиной не более 10 мм. Нарезанный биток должен иметь толщину 1-1,5см. Толщина битка, количество жира. наличие костей и их количество и являются основными показателями качества. По битку претензии были к супермаркету "Таргет". Главные же требования к фаршу кроются в степени измельчения ингредиентов, равномерного перемешивания и отсутствия грубых включений, как то кости, хрящи, сухожилия. Естественно, что фарш должен быть свежим. В отношении фарша неприятно отличилась "Билла": фарш из этого супермаркета с виду (на поверхности) свежий, красный, а в середине просто серый. Очень похоже, что поверхность слегка "подкрасили" нитритом натрия. |
| МЯСНОЙ ОТДЕЛ | |||||||
|
|
| АТБ | Билла | Велика кишеня | Рост | Сильпо | Таргет |
| Курица тушка потрошенная | цена 1кг, грн |
| 9,99 | 9,29 | 9,67 | 9,30 | 9,98 |
| качество разделки | тушка замороженная: шея отсутствует, только кожа, выпотрошена, но не удалены легкие, внутри кусочки льда, цвет мяса темно-красный, есть кровоподтеки, не опалена, есть синяки и перья, запах свойственный | шея удалена неполностью, выпотрошена, но не удален зоб, цвет и запах свойственные | шея отсутствует, выпотрошена чисто, запах и цвет свойственные, без замечаний | шея отсутствует, выпотрошена чисто, запах свойственный, цвет шкуры бледно-желтый с синим оттенком, есть перья | шея отсутствует, только кожа, выпотрошена хорошо, цвет и запах свойственные | шея отсутствует, только кожа, потрошена, но не удален зоб, цвет и запах свойственные | |
|
|
| АТБ | Билла | Велика кишеня | Рост | Сильпо | Таргет |
| Фарш говяжий | цена 1кг, грн |
| 17,99 | 14,39 | 12,34 | 15,44 | 15,50 |
| качество разделки | светлорозового цвета, хорошо измельчен, без грубых включений, запах свойственный | поверхность яркокрасного цвета, в середине массы цвет фарша серый с легким фиолетовым оттенком, мелко измельчен, запах свойственный | внешний вид и запах свойственные, грубых включений нет, слишком мелкая степень измельчения, ближе к паштету | светлорозового цвета с включениями соединительной ткани, мелко измельчен, запах свойственный с оттенком субпродуктов | от светлорозового до светлокрасного цвета, измельчен хорошо, без грубых включений, запах свойственный | темнокрасный с вкраплениями соединительной ткани, мелко измельчен, запах несвежего мяса | |
|
|
| АТБ | Билла | Велика кишеня | Рост | Сильпо | Таргет |
| Биток свиной | цена 1кг, грн |
| 28,99 | 30,39 | 28,60 | 36,44 | 29,50 |
| качество разделки | цельный кусок корейки с реберной косточкой, без жира, цвет светлорозовый, запах свойственный | цвет светлорозовый, есть реберная и позвоночная кости,толщина 2см, без жира, запах свойственный | цвет светлокоричневый, без кости, толщина 1-1,5см, жира нет, есть соединительная ткань, запах свойственный | цвет интенсивно красный, без кости, толщина 1,5см, без жира, запх свойственный | цвет светлорозовый, без кости, толщина 1-1,5см, жир по периметру, его немного, запах свойственный | цельный кусок корейки с реберными костями, без жира,цвет светлорозовый, запах свойственный. Одна из сторон имеет срез под углом в 450, из-за этого кусок содержит излишнее кол-во кости и недостаточное кол-во мышечной ткани | |
|
|
| впечатление портит плохо обработанная куриная тушка | фарш с явными замечаниями, да и у куриной тушки есть недочеты | небольшие замечания, но вцелом приятное впечатление | недочеты по куриной тушке | приятное впечатление, продукция отдела без замечаний | все три позиции с замечаниями |
| Рыба Рыба поступает в продажу живой, охлажденной, мороженой, соленой, сушеной, копченой, в виде консервов. Однако прямое отношение к супермаркетам имеют именно первые два вида, то есть живая и охлажденная рыба, остальные виды относятся скорее к производителям. В категории "живая рыба" выбрали всеми любимого карпа. К тому же эта рыба очень выносливая, что и позволяет продавать ее именно в живом виде. К сожалению, аквариумы с живой рыбой оказались далеко не во всех шести супермаркетах. Точнее сказать оказались только в "Велика кишеня" и "Таргет". В супермаркете "Рост" аквариум был, но карпа в нем на момент закупки не оказалось. В роли представителей охлажденной рыбы выступили пеленгас и судак. Тоже представленные, к сожалению, не во многих магазинах. Охлажденной называют рыбу, которая не доведена до замораживания и имеет температуру в толще мяса у позвоночника в пределах от -1 до +50С. При охлаждении в наибольшей степени сохраняется качество рыбы, но деятельность "вредных" микроорганизмов не прекращается, посему охлажденная рыба имеет очень ограниченный срок хранения. Из разделки рыб чаще всего применяют потрошение – удаление всех внутренностей и обезглавливание – удаление головы с пучком внутренностей. При этом иногда оставляют икру и молоки. Тушка рыбы – это рыба без головы, плавников, нижней части брюшка и внутренностей. В отношении рыбы, как и куриной тушки, особое внимание было уделено чистоте потрошения рыбы. Кроме рыбы из "Велика кишеня" к охлажденной рыбе из других супермаркетов были замечания как раз по чистоте потрошения. |
| РЫБНЫЙ ОТДЕЛ | |||||||
|
|
| АТБ | Билла | Велика кишеня | Рост | Сильпо | Таргет |
| Карп живой | цена 1кг, грн | на момент закупки отсутствовал | на момент закупки отсутствовал | 19,90 | на момент закупки отсутствовал | на момент закупки отсутствовал | 24,90 |
| качество разделки | потрошенный, без повреждений, жабры розовые, запах свежей рыбы | без повреждений, жабры розовые, запах свежей рыбы | |||||
| Судак |
| АТБ | Билла | Велика кишеня | Рост | Сильпо | Таргет |
| цена 1кг, грн | на момент закупки отсутствовал | на момент закупки отсутствовал | 37,40 | 45,69 | на момент закупки отсутствовал | на момент закупки отсутствовал | |
| качество разделки | хорошо выпотрошен и хорошо разделан, без плавников, запах свойственный свежей рыбе | потрошенный, не удалена пленка брюшной полости и соединительная пленка под позвоночником, пдавники не удалены, цвет светло-серый, запах свойственный свежей рыбе | |||||
| Пеленгас |
| АТБ | Билла | Велика кишеня | Рост | Сильпо | Таргет |
| цена 1кг, грн | на момент закупки отсутствовал | на момент закупки отсутствовал | 22,40 | 23,20 | 25,99 | 13,50 | |
| качество разделки | без повреждений, чисто выпотрошен, плавники есть, запах свойственный. | потрошенный, не удалена пленка брюшной полости и соединительная пленка под позвоночником, есть плавники, запах свежей рыбы | порционные куски плохо зачищены, внутренностей нет, но есть черная пленка, без плавников, запах свойственный | без повреждений, жабры розовокрасные, выпотрошен, но есть черная пленка, плавники есть, запах свежей рыбы | |||
|
|
|
| небольшие замечания по пеленгасу, но вцелом впечатление нормальное | явные замечания к чистоте потрошения | замечания к чистоте потрошения | замечания к чистоте потрошения | |
| КУЛИНАРИЯ | |||||||
|
|
| АТБ | Билла | Велика кишеня | Рост | Сильпо | Таргет |
| Котлета По-киевски | цена 1кг, грн | на момент закупки отсутствовал | на момент закупки отсутствовал | 34,60 | 38,00 | на момент закупки отсутствовал |
|
| качество приготовления | консистенция плотная, сочная, вкус в меру соленый, запах и внешний вид свойственные наименованию | консистенция плотная, сочная, вкус в меру соленый, запах и внешний вид свойственные наименованию | консистенция мягкая, сочная, вкус в меру соленый, запах свойственный курице и укропу, форма правильная, соотношение панировки и мяса не соответствует норме | ||||
| Сельдь под шубой |
| АТБ | Билла | Велика кишеня | Рост | Сильпо | Таргет |
| цена 1кг, грн | на момент закупки отсутствовал | на момент закупки отсутствовал | 13,70 | 16,50 | на момент закупки отсутствовал | 11,80 | |
| качество приготовления | равномерно измельчен, преобладают отварные овощи, майонеза недостаточно, вкус в меру соленый | мелко измельченная масса, уложено слоями, запах свойственный, вкус в меру соленый | нарезан соломкой, уложено слоями, хорошее соотношение компонентов, запах свойственный, вкус в меру соленый, острый | ||||
| Салат Оливье |
| АТБ | Билла | Велика кишеня | Рост | Сильпо | Таргет |
| цена 1кг, грн | на момент закупки отсутствовал | на момент закупки отсутствовал | 24,00 | 27,50 | на момент закупки отсутствовал | 27,00 | |
| качество приготовления | крупноватая нарезка овощей, недостаточно майонеза, запах свойственный, вкус в меру соленый. | крупная неравномерная нарезка, не очищена кожица с огурцов, мало мясопродуктов, запах и вкус свойственные | однородная масса нарезанная мелкими кубиками, недостаточно мясопродуктов, запах вареных овощей, соленого огурца и майонеза, вкус в меру соленый, острый | ||||
|
|
|
|
| котлета без замечаний, в салатах мало майонеза | немного портит впечатление об отделе салат "Оливье" |
| и в котлете, и в салате - экономия на мясе |
| КОНДИТЕРСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО | |||||||
|
|
| АТБ | Билла | Велика кишеня | Рост | Сильпо | Таргет |
| Кекс столичный | цена 1кг, грн | на момент закупки отсутствовал | на момент закупки отсутствовал | 17,50 | 11,10 | на момент закупки отсутствовал | на момент закупки отсутствовал |
| качество приготовления | форма кирпичик, посыпан сахарной пудрой, мякиш хорошо пропечен, светлокоричневый с вкраплениями изюма, изюма достаточное кол-во, запах свойственный, вкус сладкий | форма кирпичик, на поверхности имеются трещины, темнокоричневого цвета, мякиш непропечен, изюм равномерно распределен, запах свойственный, вкус сладкий в меру | |||||
| Эклер со сливочным кремом |
| АТБ | Билла | Велика кишеня | Рост | Сильпо | Таргет |
В Украине запретят рекламу «чудо-средств»Эксперты утверждают, что выдача производство, реализация и реклама многих лекарственных средств на Украине не соответствуют европейским требованиям и практике, сложившейся в ведущих странах мираЛекарства помогают выжить, особенно представителям фармацевтического бизнеса. А как быть больным? Аптек в Украине предостаточно, на них натыкаешься за каждым углом, ассортимент медицинских препаратов, всевозможных целебных чаев, витаминно-минеральных добавок так велик, а реклама лекарств от температуры, диареи, педикулеза и т.п. так многообещающа, что невольно возникает вопрос: как вообще при таком разнообразии чудо-средств люди позволяют себе болеть?! Однако врачи продолжают бить тревогу: увлекаясь самолечением, люди могут, в лучшем случае, остаться при своих болячках, а то и вовсе ухудшить состояние здоровья. Экспертами уже неоднократно заявлялось, что страна нуждается в четкой регуляции фармацевтической деятельности. Осторожно, фальсификат!Стремительное развитие фармацевтического рынка Украины на сегодняшний день остается достаточно беспорядочным. По всей видимости, упрощение системы выдачи лицензий на производство лекарственных средств, на оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами исключительно по заявительному принципу привело к тому, что количество некачественных и фальсифицированных лекарств на рынке Украины, а вместе с ними и количество аптечных учреждений, которые их распространяют, начало стремительно расти. Ведь для получения лицензии (как на производство лекарственных средств, так и на оптовую и розничную торговлю лекарствами) достаточно лишь подать заявление. Однако никто не контролирует наличие соответствующих условий, элементарной материально-технической базы, которая необходима для производства лекарств и для их надлежащего хранения (склады, аптеки). Это создает условия для регистрации фиктивных аптечных учреждений и для выдачи им лицензии при полном фактическом отсутствии такого аптечного учреждения или при несоответствии его материально-технической базы установленным требованиям. Именно через такие аптечные учреждения распространяются некачественные и фальсифицированные лекарства, употребление которых может плачевно закончиться. Чаще всего подделывают популярные лекарства, антибиотики и гормональные препараты. В лучшем случае в таких препаратах вообще нет активных компонентов (пустышки), то есть такие лекарства не лечат ничего! Также распространена практика нарушения производства таких препаратов, замена основных компонентов их дешевыми аналогами. Хорошую подделку визуально сложно обнаружить рядовому потребителю. Поэтому государственный контроль очень важен. На недостатки украинского подхода к регуляции фармацевтического бизнеса обратили внимание и международные эксперты. Соответствующие замечания содержатся в отчете Совместной миссии по оценке системы регулирования лекарственных средств, которая была проведена в 2008 году Европейским бюро ВОЗ, Представительством Европейской Комиссии в Украине и Агентством США по международному развитию. Экспертами отмечено, что выдача лицензий на производство лекарственных средств без предварительного инспектирования производителей и обследования имеющейся материально-технической базы не соответствуют европейским требованиям и практике, сложившейся в ведущих странах мира. Такое несоответствие подлежит устранению, убеждены они. Украинские парламентарии, похоже, уже определились с тем, как будут «выруливать» из ситуации. Группой народных депутатов зарегистрирован законопроект № 7007 относительно усиления контроля над оборотом лекарственных средств, пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок. Законодатели предлагают усилить государственный контроль над качеством производимых в Украине и ввозимых в Украину лекарственных средств путем внедрения обязательной проверки соответствия условий производства, хранения и реализации лекарственных средств перед выдачей разрешения на осуществление фармацевтической деятельности. Как рассказал «Судебно-юридической газете» один из инициаторов законопроекта, депутат от БЮТ Андрей Павловский, к разработке проекта его подтолкнули систематические обращения граждан Украины. Депутат также высказал надежду на то, что уже осенью законопроект будет принят. Реклама вместо рецептаДепутаты также предлагают бороться с неконтролируемым отпуском аптечными учреждениями медицинских препаратов, что способствует вовсе не сохранению здоровья нации, а, скорее, наоборот. В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что в 2009 г. населением Украины было приобретено без рецептов лекарств на сумму 8,68 млрд грн. При этом эксперты утверждают, что по крайней мере около 50% приобретенных без назначения врачом препаратов не используются. То есть гражданами израсходовано более 4 млрд грн. (или по 87 грн. на каждого гражданина в год) бесполезно. Так уж повелось что, заболев простудой, украинец покупает препарат от воспаления легких. А ведь нередко самолечение и применение лекарств, приобретенных без назначения врача, приводят к непоправимым негативным результатам. По данным ВОЗ, смертность от неправильного и неконтролируемого приема лекарств занимает пятое место в мире среди причин смертности. Часто купить то или иное лекарство больного побуждает неконтролируемая реклама в средствах массовой информации, на телевидении и радио, в транспорте. Стоит ли говорить, что консультируются с врачами относительно целесообразности приемов таких препаратов единицы. Реклама формирует мнение, что лечение возможно без врача, только на основании той информации, которую получили из многообещающего ролика. Такой подход к использованию лекарств может не только не дать желаемого результата по улучшению состояния здоровья потребителей лекарств, но и в значительной степени ухудшить его или привести даже к случаям смерти. Опасно также и использование сомнительных медицинских приспособлений (разного рода браслеты, серьги, ионизаторы и др.), что приводит к прогрессированию болезни, поскольку больной человек не был осмотрен специалистом, не было четко определено заболевание и определена методика и стратегия его лечения. Применение таких изделий, информация о которых предоставляется средствами массовой информации бесконтрольно, некорректно и агрессивно, приводит к тому, что люди (преимущественно преклонного возраста) покупают такие медицинские изделия и используют их по собственному усмотрению, а если не получают ожидаемого результата, пытаются вернуть напрасно потраченные средства. Однако в данном случае граждане лишены возможности апеллировать по этому поводу, поскольку врач не назначал такие методы лечения и не предлагал приобретение таких медицинских изделий. Распространители же рекламы не несут ответственности за достоверность предоставленной в рекламе информации. Андрей Павловский рассказал, что с целью исправления сложившейся ситуации, законопроектом предусмотрено внесение изменений в статью 21 Закона Украины «О рекламе» о запрете рекламы лекарственных средств и об ограничении рекламы медицинских изделий и пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок. Парламентариями предлагается четко определить, при каких условиях возможна такая реклама и тот перечень информации, который запрещается и разрешается предоставлять в ней. «Люди сейчас просто зомбированы этой рекламой», — отметил нардеп. Впрочем, в этом нет ничего удивительного: вряд ли можно найти более удачный инструмент для манипулирования, чем человеческое недомогание. КомментарийАвтор законопроекта Андрей Павловский (фракция БЮТ): — Ко мне как к народному депутату неоднократно обращались люди, которые под давлением рекламы лекарственных препаратов, биологических добавок и медицинских товаров покупали эти средства. Но впоследствии выяснялось, что эти товары не лечили людей, либо же самочувствие вследствие принятия таких лекарств ухудшалось. Разбираясь в ситуации, я пригласил народных депутатов, которые также являются медиками (Сергея Шевчука из фракции БЮТ, депутата Владимира Карпука (НУНС)), посоветовался с Татьяной Бахтеевой (ПР), Юрием Гайдаевым (КПУ). Мы изучили опыт европейских стран, где существуют определенные ограничения на рекламу специфических товаров – лекарственных средств, медицинских приспособлений и т.д. У нас же дошло до того, что люди постоянно жалуются, что им надоела реклама лекарств. Такое навязывание раздражает чисто с психологической точки зрения. Многие импортные препараты рекламируются, люди их покупают, стоят они дорого, хотя отечественные фармацевтические предприятия продают аналоги таких лекарств по куда более доступным ценам. Исходя из всего этого, и был предложен такой законопроект. А история такова: я подал законопроект относительно ограничения в СМИ рекламы лекарственных средств, предложив разрешить ее лишь в профессиональной среде медицинских работников. Ведь только врач может сказать, подойдет ли пациенту тот или иной препарат. Также Татьяна Бахтеева предложила прописать вместе с коллегами и другие положения относительно контроля над лекарствами, биодобавками т.д. После чего мы, представители четырех крупнейших фракций, подали этот законопроект и надеемся, что в сентябре он уже будет внесен в сессионный зал, рассмотрен и получит более 400 голосов.
В Украине запретили публиковать информацию о теневых доходах чиновников, их дачах и VIP отдыхе
| |||||||
Защищать будут без спроса
Сейчас базы персональных данных украинских граждан весьма свободно продаются и покупаются. О любом человеке можно без труда узнать все, что угодно – были б только желание и деньги. Новый закон призван положить конец этому беспорядку.
Основная суть закона «О персональных данных» сводится к тому, что без ведома человека не допускается распространение и обработка его персональных данных. Причем без его письменного согласия будет запрещено внесение этих данных в какую-либо базу. Предоставляя согласие на использование своих данных, человек должен быть поставлен в известность относительно того, где находится эта база данных и с какой целью она вообще составляется.
Хотя есть и небольшие исключения – обычным людям, журналистам и представителям творческих профессий согласие на получение от респондентов такого разрешения не требуется, равно, как и регистрировать свою базу в соответствующем государственном органе не нужно. Ведь под понятие базы персональных данных попадает, например, обычная визитница, адресная книга, список контактов или даже картотека.
Документ (закон № 2297-VI «О защите персональных данных») предполагает создание некоего уполномоченного госоргана по вопросам защиты персональных данных, который помимо регистрации баз будет вести соответствующий государственный реестр и осуществлять контроль над соблюдением положений закона. Причем для проведения этого контроля работники новой структуры получат право проверять любые помещения компаний, где осуществляется обработка баз персональных данных.
Также законом предусмотрено, что во всех государственных органах, бюджетных учреждениях, частных компаниях и на предприятиях любой формы собственности обязательно должен быть создан специальный отдел или назначено отдельное лицо, ответственное за защиту персональных данных.
Ряд экспертов, которых опросил портал «Политика и деньги», отметили, что такой закон давно нужен был Украине. По словам Юлии Семений, партнера адвокатской конторы «Коннов и Созановский», он приближает украинское законодательство к европейским стандартам. «В частности, предусмотрено новое определение «персональных данных» (сведения или совокупность сведений о физическом лице, которое идентифицировано или может быть конкретно идентифицировано). Более детально прописан порядок использования персональных данных и получения разрешения на такое использование»,- говорит эксперт.
Позитив в принятии документа отмечает и Дмитрий Йовдий, управляющий партнёр юридической компании «Лигал Асистанс Групп». «Законом, который должен стать основополагающим нормативным актом в сфере защиты персональных данных, вводятся правила там, где раньше общество должно было двигаться окольными путями, что уже является значительным позитивным шагом. Ведь долгое время вопрос защиты персональных данных не был четко урегулирован действующим законодательством. Соответствующие нормы, содержащиеся в Конституции Украины и Законе Украины «Об информации», носили общий характер», - подчеркивает Дмитрий.
Стоит отметить, что долгое время этого закона ждала от Украины Европа, поскольку наша страна взяла на себя соответствующие международные обязательства перед Советом Европы и Европейским Союзом. Благодаря введению защиты персональных данных Украина стала на один шаг ближе к перспективе безвизового режима с ЕС. Отсутствие этой защиты также негативно влияло и на подготовку к проведению Чемпионата Европы по футболу «Евро-2012», поскольку не было юридических оснований для обмена такими данными между украинскими и польскими правоохранителями.
Чиновники – радуются, банки – в шоке!
Таким образом, нововведение снимает множество вопросов, но вместе с тем появляется и ряд проблем. «На рынке не существует компаний, которые бы не собирали информацию о своих клиентах или конкурентах. А требование закона о необходимости проводить государственную регистрацию баз персональных данных приведет к большим затратам времени и финансовых ресурсов предприятий», - отмечает Валентин Гвоздий адвокат, управляющий партнер Юридической фирмы «Гвоздий и Оберкович», глава Киевского городского отделения Ассоциации адвокатов Украины.
Эксперт обращает внимание граждан на тот факт, что новый закон не в полной мере отвечает европейским стандартам. В ЕС персональные данные разделяются на две категории: общего характера и уязвимые данные. К первым относятся такие сведения, как фамилия, имя и отчество, дата рождения, гражданство, место проживание. Уязвимая категория – это сведения о состоянии здоровья, религиозных убеждениях, этнической принадлежности. Сюда же относят и идентификационный код, отпечатки пальцев, подпись, записи голоса, информацию о заработной плате и других доходах, о наличии недвижимости, судимости.
«В цивилизованных странах запрещается сбор, хранение, распространение и использование без согласия лица именно уязвимых персональных данных, что абсолютно логично, а не всех персональных данных, как это сделано в принятом украинском законе», - сетует Валентин Гвоздий.
В результате вступления в действие этого закона мы можем прийти к весьма абсурдной ситуации, когда, например, журналистам придется просить письменного разрешения у каждого человека, чье имя они упоминают в своих материалах. Хотя в законе сказано, что на представителей масс-медиа он не распространяется, эксперты отмечают, что это далеко не так. Им не нужно будет регистрировать свои базы, как бизнесменам, но другие нормы закона, так или иначе, затрагивают прессу. И после вступления его в силу свободно распространять нелицеприятную для чиновников информацию, например об их доходах, не получится, так как потребуется согласие этим самых чиновников.
Банки также столкнутся с рядом проблем. По словам Александра Плотникова, старшего юриста адвокатского объединения Arzinger, на сегодняшний день большинство банков Украины имеют согласие своих клиентов – физических лиц на использование их персональных данных в целях осуществления банковской деятельности, финансового мониторинга, поскольку этого требует законодательство, регламентирующее раскрытие банковской тайны.
Однако такое согласие не в полной мере отвечает требованиям нового закона. «Во избежание нарушений нового закона банкам необходимо сопоставить имеющиеся согласия клиентов на использование их данных с требованиями Закона «О персональных данных». Учитывая количество клиентов – физических лиц банков Украины, эта задача может быть достаточно сложной», - подчеркивает эксперт.
По мнению же правозащитника Владимира Яворского, исполнительного директора Украинского Хельсинского союза по правам человека, эта задача не просто сложна, а неподъемна: «Закон физически выполнить невозможно. Он настолько драконовский, что может уничтожить весь бизнес. По этому закону, например, человек может потребовать уничтожения своих данных в любом банке. Представьте, какой беспорядок может тогда произойти. В результате банки не смогут обмениваться информацией о злостных неплательщиках. Это очень опасные вещи»,- говорит г-н Яворский.
К тому же с новым законом предприниматели получат еще одну контролирующую и проверяющую инстанцию, которых и так более, чем достаточно.
За защиту ответят головой
Не менее опасным является и то, что в законе не содержится статей об ответственности за его нарушение. Как отмечает Валентин Гвоздий, в статье 28 содержатся только общие положения о том, что нарушение закона влечет за собой ответственность. Но при этом документ не предусматривает внесения изменений ни в Криминальный кодекс Украины, ни в Кодекс Украины об административных нарушениях. «Возникает вопрос – будет ли принятый Закон работать на практике без четко определенной им ответственности за его нарушение? На мой взгляд, скорее нет, чем да»,- отмечает г-н Гвоздий.
Эксперты единогласны в том, что представители бизнеса будут просто игнорировать закон. В тоже время они отмечают, что в Криминальном кодексе есть 182-я статья о запрете вмешательства в частную жизнь, которая запрещает незаконный сбор хранение, использование или распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия.
«Эта статья до сих пор не применялась потому, что законодательно не было определено – что является вмешательством в частную жизнь, какой режим ее защиты, какой порядок получения согласия. Новый закон дает ответы на эти вопросы. После его принятия становится ясно, что любая информация, которая позволяет идентифицировать человека, является, по сути, конфиденциальной и распространение ее без письменного разрешение – преступление», - говорит Владимир Яворский.
Эта статья предусматривает весьма странное наказание: в виде штрафа до 50 необлагаемых налогом минимумов или исправительных работ сроком до двух лет, ареста до шести месяцев или ограничения свободы до трех лет. То есть максимальный штраф составляет всего 850 грн, а если вина злоумышленника будет серьезней, судья в праве лишить человека свободы. В мире же подобные нарушения наказываются только штрафами.
Дмитрий Йовдий говорит, что «более эффективным в данном случае, было бы установление финансовых санкций для компаний и физических лиц, нарушающих данный закон. Например, во Франции размер штрафа определяется судом до 1,5 млн евро. В Канаде максимальный штраф составляет до 100 тыс. канадских долларов. В США – штраф $5 тыс. плюс компенсация морального ущерба»,- отмечает специалист.
А Владимир Яворский обращает внимание на еще один любопытный факт – помимо неадекватно жестких мер наказания, у нас еще ответственность за нарушение закона будет распространяться только на физических лиц. Тогда как в развитых странах главными ответчиками являются компании, то есть юридические лица.
Дьявол кроется в деталях
Недоработок в законе масса. Мало того, что он фактически не приспособлен к жизни, так еще и местами противоречит сам себе и другим законам. Эксперты указывают, что в него необходимо внести еще многочисленные коррективы.
Например, в том, что касается получения согласия на обработку персональных данных. В европейской практике этот процесс довольно формализирован. Подписывая программу лояльности, человек уже соглашается на обработку его персональных данных – это предусматривает один из пунктов документа. «Заграницей этого достаточно, а у нас надо будет не просто взять письменное согласие, а еще после этого прислать человеку уведомление, что его данные собрали, обработали. Кроме того, если человек захочет, то может потребовать уничтожить информацию о себе. В западных странах такого нет»,- недоумевает Владимир Яворский.
Юлия Семений считает неоднозначным требование закона о том, что согласие должно быть документированным. К примеру, неясно как закон будет применяться в отношении операций, осуществляющихся через Интернет, в которых необходимо указывать персональные данные и согласие на их использование выражается всего лишь нажатием кнопки. «Будет ли такое согласие считаться документированным, и какой документ будет подтверждать, что согласие действительно было дано? Закон не дает четкого ответа на данный вопрос».
Для того, чтобы этот закон действительно заработал необходимо еще проделать колоссальную работу. «Разработать положение о Государственном реестре баз персональных данных, создать или определить уполномоченный государственный орган по вопросам защиты персональных данных, разработать типовые порядки обработки персональных данных в базах персональных данных: отдельно для персональных данных, не составляющих банковскую тайну, и для персональных данных, составляющих банковскую тайну», - отмечает Александр Плотников.
Успеют ли власти все сделать до конца года, ведь закон начнет действовать уже с первого января 2011-го года? Валентин Гвоздий в этом сильно сомневается, указывая на тот факт, что в соседней России для подготовки к исполнению Закона «О персональных данных» отвели целых четыре года. Документ был принят там еще в 2006-м году и, как у нас, вступает в силу с нового года.
Возможно, законодатели вместе с представителями исполнительной власти действительно напрягутся и, работая на грани своих возможностей, за такой короткий срок все сделают как надо. И необходимые изменения внесут в сам закон, и создадут условия для его выполнения. Хотя все мы прекрасно понимаем: может, где-то это и было бы возможно, но только не у нас!
Владимир Яворский допускает, что закон умышленно был выписан именно так, чтобы его невозможно было выполнить. Эксперт прогнозирует, что закон не вступит в силу вообще и его постигнет судьба закона «О борьбе с коррупцией», введение в действие которого отложили на длительный период. С одной стороны чиновникам необходим этот документ, чтобы соблюсти рекомендации ЕС, получить и раздерибанить очередные кредиты, но с другой стороны, учитывая их тесную связь с бизнесом, им нужна защита персональных данных только по их личной жизни, а по бизнесу – вовсе наоборот: кто же не хочет знать больше о своих клиентах?
Кроме того, чиновникам теперь станет крайне удобно пугать журналистов нормами нового закона, если те вдруг надумают рассказать о том, кто какую дачу себе прикупил или на каком VIP-курорте снова отдыхал. В мутной воде, как говорится, рыбу ловить легче. И в этом украинским чинушам опять-таки поможет Закон «О персональных данных»: ну, не для граждан же так постарались народные депутаты!
- Информация о материале
Открытость в социальных сетях может стать причиной крупных неприятностей
Если вы открываете информацию о себе для всех желающих, то будьте готовы, что ей могут воспользоваться не только в ваших интересах. Рассказываю случай из жизни. Недавно я общался с сотрудницей российского инвестиционного фонда, который вложил деньги в одну иностранную компанию. Девушка была крайне не многословна и отказалась говорить, что за люди стоят за ее фондом. Так, не договорившись ни до чего, мы и попрощались.
Я решил проверить имя этой девушки в поисковике. Первая ссылка привела меня на ее анкету в одной из отечественных социальных сетей. Повезло, что фамилия была довольно редкая. Краткий анализ ее трудового пути, подробно изложенный в профайле, позволил мне в течение пяти минут найти ответ на свой вопрос. Ее фонд оказался аффилирован с большим чиновником из администрации президента.
По итогам проведенной работы мы опубликовали заметку о том, что чиновник имеет отношение к покупке иностранной компании. А девушка с ее анкетой в социальной сети стала связующим звеном наших измышлений.
На следующий день после появления заметки, опомнившись, девушка стала звонить и писать письма в редакцию с просьбой удалить информацию о ее анкете из текста. Мы этого не сделали.
На этом история заканчивается. По крайней мере, та ее часть, которая известна мне. Как отреагировал на заметку чиновник, на которого нас вывела анкета этой девушки в социальной сети, я не знаю. Но вряд ли он был доволен.
Этим примером я ни в коем случае не хочу сказать, что не нужно регистрироваться в социальных сетях. Это, безусловно, полезный инструмент, но с ним нужно быть осторожным. Открытость может быть полезной для тех, кто жаждет публичности. Но тем, кто этого не желает, стоит быть более осмотрительными. Благо, необходимые инструменты (платные аккаунты, специальные настройки и пр.) для этого есть в наличии у большинства сервисов.
- Информация о материале
Это экстрасенс? - Нет, это экстрасекс!
«Битва экстрасенсов» по сравнению с тем, о чем пойдет речь ниже, - безобидное шоу. Я давно хотел познакомиться с так называемыми магами и ясновидящими, которые умудряются оказывать народу свои драгоценные услуги... прямо с голубых экранов! Щелкая пультом по каналам после полуночи, вы наверняка натыкались на странную картину: за столом, покрытым зеленым сукном, сидит суровая дама-экстрасенс или астролог. Женщине в прямой эфир звонят телезрители: жалуются, плачут, умоляют о помощи. У одной, например, муж загулял, у другой сын скололся, а у третьего больная жена прикована к кровати...
Подобные передачи в свое время выходили на разных каналах, но чаще всего занимали ночной эфир телеканалов с женской аудиторией. Все логично: львиная доля зрителей подобных шоу - дамы. Из них проще выкачать деньги.
«Прямой эфир» в записи
48-летняя Любовь Коровина работала на такую передачу несколько лет. О том, как она обманывала телезрителей, решилась рассказать, только когда окончательно порвала с магами-шарлатанами.
- По специальности я инженер связи, двадцать семь лет в этой области трудилась, - начала Любовь Васильевна. - Но потом попала под сокращение. Стала изучать другие вакансии. В газете наткнулась на объявление о наборе в телефонные операторы.
Любовь сразу попала в службу РДВ - разговор для взрослых. Другими словами, секс по телефону.
- А оттуда меня перевели в службу «Магия». Ее задача - принимать звонки зрителей ночной передачи «Знаки судьбы». Схема такая: люди смотрят на экран, где ведущая-экстрасенс гадает, дает дозвонившимся советы, типа предсказывает будущее. На экране указан номер телефона, по которому можно дозвониться до ясновидящей. Наивные зрители кидаются к трубке, набирают заветные цифры, а попадают к нам. Мы начинаем: мол, экстрасенс пока занята, шквал звонков, большая очередь... но вы можете воспользоваться нашей помощью! Мы тут все экстрасенсы высшего класса! Хотя настоящих экстрасенсов из нас был один. И тот уволился.
- И люди пользовались?
- Куда им еще деваться? Передача все равно в записи идет, никакого прямого эфира. Соответственно, ни к какой ясновидящей они не попадали. Это «разводилово». Наша цель - беседовать с ними как можно дольше, втирать всякую ерунду, обещать черт знает что.
УЧАТ ОБМАНЫВАТЬ
- Звонят со всей страны?
- В основном программа выходит на регионы. Там, где сложно с профессиональной психологической помощью. Основная наша клиентура - это, конечно, женщины. Они, бедные, звонят и звонят. Подсаживаются многие, как на наркотик.
Главное правило: не предсказывать что-либо больше чем на три месяца. Чтобы клиент вновь звонил, узнавал, что там дальше. Есть еще одна уловка - разговоры записываются, номера запоминает система. Поэтому, когда телезрительница звонит и попадает к новому оператору, он уже видит всю историю: как зовут мужа, сколько детей... Потом - раз! - козырнет как бы невзначай во время беседы. И клиентка твоя!
Советы для больных раком
- Сколько надо наговорить в день?
- Чем больше, тем лучше. Работа там оплачивается с выработки - сколько минут продержал клиента, с этого процент и получишь. Я порой работала по 18 часов в сутки. У меня был рекорд - 14 часов разговора. Я получала тысячу долларов в месяц.
- А деньги звонивших потом с их телефона списывались?
- Конечно! Люди на тысячи наговаривали, потом вынуждены были брать кредиты, занимать, чтобы расплатиться. И снова звонили! Плакали, мол, знаете, сколько мы с вами наговорили?! Но я же не имела права сказать, чтобы не обращались больше.
- Какими бедами чаще всего делились?
- В основном женщины жаловались на разбитую личную жизнь. Просили совета, как вернуть мужа. Интересовались, есть ли у него другая...
- И вы придумывали?
- Это бизнес, большая прибыльная индустрия... И слава богу, если такой «экстрасенс» на проводе будет рассказывать женщине, когда она выйдет замуж, а не как лечить онкологию. Про свадьбу, кстати, один из самых популярных «разводов» на деньги. Говоришь женщине, мол, выйдешь через несколько лет. Та и радуется: «А как его зовут?» «Сергей», - например. «Как он выглядит?»... Ей все интереснее и интереснее, а денежки-то капают. Но были и такие, которые ради денег шли на все. И с больными разговаривали, инвалидами. Обещали чего-то, как опухоль вылечить... Хотя на самом деле еще вчера этот «ясновидящий» дежурил в «Сексе по телефону». Их оттуда часто выхватывали, когда людей не хватало.
- А с больными разве не общались? Им не врали?
- Было. Из-за этого и ушла. Не уволилась, а просто ушла, так как там все «на договоре». Нам постоянно говорили, что мы должны клиентам нести позитив, вселять надежду, и тогда те будут звонить снова и снова. Мне несколько раз звонила женщина, у которой сильно болел муж. Правда, ее было очень жаль. Я ее на позитив настраивала, обещала, что он выживет. Она верила и снова перезванивала. Но муж умер. И в его смерти она обвинила меня. Мол, я же экстрасенс. Я же обещала...
«Жена изменяет!»
Прокомментировать это интервью у создателей программы не получилось - с руководителем проекта помощники не связывают. Тогда я изучил сайт проекта. Приведу лишь некоторые услуги, которые «экстрасенсы» оказывают по телефону:
* очищение Древа Рода от негативных магических воздействий;
* поиск людей, животных, ценностей;
* гармонизация пространства помещений;
* энергетическое освобождение от болезни;
* обряд на благополучные роды...
Набираю короткий номер центра «Линия помощи и доверия», придумываю легенду про гулящую супругу (хотя сам еще холост, девушки!). После одного гудка поприветствовал приятный женский голос:
- Меня зовут Дарья. Я готова вас выслушать.
- Алло, - начинаю убитым голосом. - Меня Ринат зовут. Чувствую, что изменяет жена.
- Угу, - раздается в трубке.
- Мы женаты несколько лет, - продолжаю врать. - И сегодня она опять не вернулась домой. Говорит, что на работе. Хотя работа у нее не ночная. Что делать? Расходиться? Или сохранить отношения?
- Ваш знак зодиака и возраст, пожалуйста.
- Рак, 22 года (чистая правда, кстати. - Авт.).
- А жену как зовут?
- Лена, - называю первое попавшее на ум имя. - Она Овен.
- Итак, представьте Елену визуально, сядьте прямо, руки и ноги не перекрещивайте, - как врач, скомандовала «экстрасенс». - Это чтобы информация не закрывалась. А я посмотрю, насколько ваши подозрения оправданны.
Женщина стала что-то бурчать себе под нос.
- Как это вы посмотрите? - встреваю в процесс.
- Карты Таро раскидаю. Если честно, - вдруг сочувственно вздохнула она, - обман вижу! Сейчас посмотрю, в чем дело. Секунду.
Секунда выливается в минуту. И вот она произносит «правду»:
- К сожалению, Ринат, у нее кто-то есть. Правда, это не новый ее знакомый. Это друг из прошлого.
Раз так, я решил заливать на всю катушку.
- Вы еще кое-чего не знаете, - горько вздыхаю. - Лена... на четвертом месяце беременности! Мой ли?..
«Экстрасенс» замешкалась.
- Говорите честно! - требую, кусая губы.
- Эх, настолько все запутано. Такое ощущение, что она и сама не знает, эта ваша Лена. Но если вы готовы ее простить, то наладить отношения еще можно.
По законам жанра «ясновидящая» закончила наш разговор оптимистично. За девять минут с моего счета списали 30 долларов. Не хило.
Цена вопроса
Одна минута разговора по Украине для таких передач - 20-25 гривен. Некоторые еще берут 7-8 гривен за соединение. При этом, когда человек звонит, ему порой отвечает автоответчик - медленно и флегматично: «Спасибо, что позвонили. Сейчас все линии заняты. Перезвоните попозже...» При этом за 15 секунд такого «разговора» снимаются деньги - 7 грн. за 15 секунд «общения» и еще столько же за соединение. Многие предпринимают неоднократные попытки дозвониться, а в итоге получают счет на 200-300 гривен.
Компетентно
Елена КУРИЛОВА, победительница украинской «Битвы экстрасенсов-6»:
- Знаю лично по себе, что информацию не о каждом человеке можно увидеть или почувствовать по телефону. Даже если человек открыт и хочет помощи. Нужно настаивать на личной встрече, если хочешь получить качественные ответы от ясновидца или астролога. Тогда происходит контакт: аура + аура, энергетика + энергетика. Точно так же нельзя закодировать человека от алкогольной зависимости по фото. Те, кто за такое берутся, аферисты чистой воды! Нужно непосредственнос пообщаться с пьющим, почувствовать желание с его стороны. Иначе все бесполезно.
- Информация о материале
Страница 1962 из 2102
