Эксперты утверждают, что выдача производство, реализация и реклама многих лекарственных средств на Украине не соответствуют европейским требованиям и практике, сложившейся в ведущих странах мира
Лекарства помогают выжить, особенно представителям фармацевтического бизнеса. А как быть больным? Аптек в Украине предостаточно, на них натыкаешься за каждым углом, ассортимент медицинских препаратов, всевозможных целебных чаев, витаминно-минеральных добавок так велик, а реклама лекарств от температуры, диареи, педикулеза и т.п. так многообещающа, что невольно возникает вопрос: как вообще при таком разнообразии чудо-средств люди позволяют себе болеть?! Однако врачи продолжают бить тревогу: увлекаясь самолечением, люди могут, в лучшем случае, остаться при своих болячках, а то и вовсе ухудшить состояние здоровья. Экспертами уже неоднократно заявлялось, что страна нуждается в четкой регуляции фармацевтической деятельности.
Осторожно, фальсификат!
Стремительное развитие фармацевтического рынка Украины на сегодняшний день остается достаточно беспорядочным. По всей видимости, упрощение системы выдачи лицензий на производство лекарственных средств, на оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами исключительно по заявительному принципу привело к тому, что количество некачественных и фальсифицированных лекарств на рынке Украины, а вместе с ними и количество аптечных учреждений, которые их распространяют, начало стремительно расти. Ведь для получения лицензии (как на производство лекарственных средств, так и на оптовую и розничную торговлю лекарствами) достаточно лишь подать заявление.
Однако никто не контролирует наличие соответствующих условий, элементарной материально-технической базы, которая необходима для производства лекарств и для их надлежащего хранения (склады, аптеки). Это создает условия для регистрации фиктивных аптечных учреждений и для выдачи им лицензии при полном фактическом отсутствии такого аптечного учреждения или при несоответствии его материально-технической базы установленным требованиям. Именно через такие аптечные учреждения распространяются некачественные и фальсифицированные лекарства, употребление которых может плачевно закончиться. Чаще всего подделывают популярные лекарства, антибиотики и гормональные препараты. В лучшем случае в таких препаратах вообще нет активных компонентов (пустышки), то есть такие лекарства не лечат ничего! Также распространена практика нарушения производства таких препаратов, замена основных компонентов их дешевыми аналогами. Хорошую подделку визуально сложно обнаружить рядовому потребителю. Поэтому государственный контроль очень важен.
На недостатки украинского подхода к регуляции фармацевтического бизнеса обратили внимание и международные эксперты. Соответствующие замечания содержатся в отчете Совместной миссии по оценке системы регулирования лекарственных средств, которая была проведена в 2008 году Европейским бюро ВОЗ, Представительством Европейской Комиссии в Украине и Агентством США по международному развитию. Экспертами отмечено, что выдача лицензий на производство лекарственных средств без предварительного инспектирования производителей и обследования имеющейся материально-технической базы не соответствуют европейским требованиям и практике, сложившейся в ведущих странах мира. Такое несоответствие подлежит устранению, убеждены они.
Украинские парламентарии, похоже, уже определились с тем, как будут «выруливать» из ситуации. Группой народных депутатов зарегистрирован законопроект № 7007 относительно усиления контроля над оборотом лекарственных средств, пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок. Законодатели предлагают усилить государственный контроль над качеством производимых в Украине и ввозимых в Украину лекарственных средств путем внедрения обязательной проверки соответствия условий производства, хранения и реализации лекарственных средств перед выдачей разрешения на осуществление фармацевтической деятельности. Как рассказал «Судебно-юридической газете» один из инициаторов законопроекта, депутат от БЮТ Андрей Павловский, к разработке проекта его подтолкнули систематические обращения граждан Украины. Депутат также высказал надежду на то, что уже осенью законопроект будет принят.
Реклама вместо рецепта
Депутаты также предлагают бороться с неконтролируемым отпуском аптечными учреждениями медицинских препаратов, что способствует вовсе не сохранению здоровья нации, а, скорее, наоборот. В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что в 2009 г. населением Украины было приобретено без рецептов лекарств на сумму 8,68 млрд грн. При этом эксперты утверждают, что по крайней мере около 50% приобретенных без назначения врачом препаратов не используются. То есть гражданами израсходовано более 4 млрд грн. (или по 87 грн. на каждого гражданина в год) бесполезно. Так уж повелось что, заболев простудой, украинец покупает препарат от воспаления легких. А ведь нередко самолечение и применение лекарств, приобретенных без назначения врача, приводят к непоправимым негативным результатам. По данным ВОЗ, смертность от неправильного и неконтролируемого приема лекарств занимает пятое место в мире среди причин смертности.
Часто купить то или иное лекарство больного побуждает неконтролируемая реклама в средствах массовой информации, на телевидении и радио, в транспорте. Стоит ли говорить, что консультируются с врачами относительно целесообразности приемов таких препаратов единицы. Реклама формирует мнение, что лечение возможно без врача, только на основании той информации, которую получили из многообещающего ролика. Такой подход к использованию лекарств может не только не дать желаемого результата по улучшению состояния здоровья потребителей лекарств, но и в значительной степени ухудшить его или привести даже к случаям смерти. Опасно также и использование сомнительных медицинских приспособлений (разного рода браслеты, серьги, ионизаторы и др.), что приводит к прогрессированию болезни, поскольку больной человек не был осмотрен специалистом, не было четко определено заболевание и определена методика и стратегия его лечения.
Применение таких изделий, информация о которых предоставляется средствами массовой информации бесконтрольно, некорректно и агрессивно, приводит к тому, что люди (преимущественно преклонного возраста) покупают такие медицинские изделия и используют их по собственному усмотрению, а если не получают ожидаемого результата, пытаются вернуть напрасно потраченные средства. Однако в данном случае граждане лишены возможности апеллировать по этому поводу, поскольку врач не назначал такие методы лечения и не предлагал приобретение таких медицинских изделий. Распространители же рекламы не несут ответственности за достоверность предоставленной в рекламе информации.
Андрей Павловский рассказал, что с целью исправления сложившейся ситуации, законопроектом предусмотрено внесение изменений в статью 21 Закона Украины «О рекламе» о запрете рекламы лекарственных средств и об ограничении рекламы медицинских изделий и пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок. Парламентариями предлагается четко определить, при каких условиях возможна такая реклама и тот перечень информации, который запрещается и разрешается предоставлять в ней. «Люди сейчас просто зомбированы этой рекламой», — отметил нардеп. Впрочем, в этом нет ничего удивительного: вряд ли можно найти более удачный инструмент для манипулирования, чем человеческое недомогание.
Комментарий
Автор законопроекта Андрей Павловский (фракция БЮТ):
— Ко мне как к народному депутату неоднократно обращались люди, которые под давлением рекламы лекарственных препаратов, биологических добавок и медицинских товаров покупали эти средства. Но впоследствии выяснялось, что эти товары не лечили людей, либо же самочувствие вследствие принятия таких лекарств ухудшалось. Разбираясь в ситуации, я пригласил народных депутатов, которые также являются медиками (Сергея Шевчука из фракции БЮТ, депутата Владимира Карпука (НУНС)), посоветовался с Татьяной Бахтеевой (ПР), Юрием Гайдаевым (КПУ). Мы изучили опыт европейских стран, где существуют определенные ограничения на рекламу специфических товаров – лекарственных средств, медицинских приспособлений и т.д.
У нас же дошло до того, что люди постоянно жалуются, что им надоела реклама лекарств. Такое навязывание раздражает чисто с психологической точки зрения. Многие импортные препараты рекламируются, люди их покупают, стоят они дорого, хотя отечественные фармацевтические предприятия продают аналоги таких лекарств по куда более доступным ценам. Исходя из всего этого, и был предложен такой законопроект. А история такова: я подал законопроект относительно ограничения в СМИ рекламы лекарственных средств, предложив разрешить ее лишь в профессиональной среде медицинских работников. Ведь только врач может сказать, подойдет ли пациенту тот или иной препарат. Также Татьяна Бахтеева предложила прописать вместе с коллегами и другие положения относительно контроля над лекарствами, биодобавками т.д. После чего мы, представители четырех крупнейших фракций, подали этот законопроект и надеемся, что в сентябре он уже будет внесен в сессионный зал, рассмотрен и получит более 400 голосов.