Евгения, г. Москва: «Мой молодой человек уехал на месяц в Америку. Вскоре после его отъезда мне доставили букет с визиткой, подписанной им. Но когда я распаковала цветы, то увидела конструкцию из мокрой губки, в которую с помощью деревянных зубочисток были воткнуты стебли полузавядших цветов. Букет явно был создан из цветочных отходов! Я выяснила, что букет был заказан через российскую интернет-службу доставки цветов. Я нашла сайт службы доставки и позвонила по указанному там телефону. На все вопросы мне ответили одной фразой: «Это такой способ дизайна».
Виртуальные магазины существуют благодаря нашей лени. По результатам опроса исследовательского холдинга Romir Monitoring, почти две трети россиян (61%), которые пользуются услугами интернет-магазинов, делают это по причине существенной экономии времени. Но растущий спрос на покупки через Интернет-магазины не остался незамеченным мошенниками. Форумы потребителей интернет-торговли заполнены жалобами на то, как «заказали одно, привезли совсем другое, а поменять отказались», а то и вовсе не прислали заказанный товар и не вернули деньги. Каждый год жертвами виртуального обмана становятся более 100 тысяч человек.
По мнению экспертов, цены на сетевые товары порой оказываются в несколько раз выше, чем в обычных магазинах. К тому же очень часто качество не соответствует рекламе. А если вас что-то не устроило в товаре, реализовать свое право на его возврат чаще всего невозможно. Помимо этого у торговли в Сети есть много других недостатков. Так потребители жалуются, что товар нельзя увидеть и потрогать, а выложенная на сайт информация о продукции не дает о ней полного представления. Также отмечают и сложности в доставке товара на дом.
До сих пор в законодательстве не существует даже понятия «интернет», что существенно осложняет жизнь обманутым потребителям. Но при этом в российском виртуальном пространстве торговля началась уже давно и успешно развивается. Около 700 электронных магазинов и 100 отраслевых коммерческих площадок действуют сегодня в Рунете. В 2005 году оборот розничной электронной торговли превысил 660 млн. долларов. Основными направлениями онлайновой торговли в России остается продажа книг, аудио-, видеокассет и компьютерной техники.
Не так давно в отечественной сети был обнаружен сайт-двойник одного известного интернет-магазина, торгующего бытовой техникой. Пираты очень точно скопировали стиль, вывесили аналогичный каталог товаров и вели торговлю. Такой вид мошенничества на Западе именуется fishing (ловля на крючок): покупатель, ничего не подозревая, заходит на пиратский сайт-двойник, выбирает товар и оплачивает его. После этого товар не приходит, а деньги не возвращаются.
Что делать?
Приобретайте товары только на известных сайтах. Не стоит доверять слишком низким ценам. Необходимо помнить, что специального закона, регулирующего работу интернет-магазинов, пока, к сожалению, нет. Единственная обязанность продавца в Сети: указывать на сайте полное название своей фирмы, ее телефон и юридический адрес. Так что старайтесь проверять наличие этих данных.