Главная
Внутри настоящего дома Януковича. Секретные фото легендарной "Хонки"
"Украинская правда" впервые публикует фотографии, сделанные внутри самого засекреченногообъекта современной Украины – настоящего имения Виктора Януковича в "Межигорье".
Это – легендарная "Хонка". Четырехэтажный дворец, в котором живет президент, – самый большой в мире из деревянного бруса.
Минувшим летом Янукович показал группе избранных тележурналистов один из домов внутри резиденции. Обман состоял в том, что продемонстрировали гостевой дом, в котором Янукович жил до 2011 года, пока строилась "Хонка".
Весной же в этом году мы впервые опубликовали снимки дикой роскоши дебаркадера – комплекса отдыха Януковича на воде, пришвартованного в заливе в "Межигорье", а также охотничьего домика Януковича в Сухолучье.
Теперь на очереди – непосредственно дом, в котором сейчас живет Янукович. По документам "Хонка" принадлежит фирме "Танталит", которая контролируется семьей президента. Раньше этот дворец находился на балансе благотворительного фонда "Возрождение Украины" – еще одной структуры, на которую оформляют имущество Семьи. Но несколько лет назад имущество было переведено на компанию "Танталит", которая транзитом через Австрию и Британию спрятала своих конечных собственников в Лихтенштейне.
"Украинская правда" получила фотографии от человека, который в силу профессиональных обязанностей находился внутри "Хонки" на завершающем этапе отделочных работ. Наш источник ухитрился пронести телефон вглубь дворца Януковича и снять увиденное, от чего волосы становится дыбом – как от стоимости работ, так и от безвкусицы на границе с кичем.
"Хонка" состоит из четырех уровней. Со стороны Киевского моря там четыре этажа, с фасадной стороны, которая выходит к въезду на территорию "Межигорье" – два.
Самый низкий – это минус восьмой. Цифра означает, что уровень расположен минус восемь метров со стороны фасада. Фактически это – первый сверху со стороны Киевского моря.
Почти весь этот уровень занимает так называемый "рыцарский зал" Януковича. Это огромное помещение в рыцарском стиле с фигурами в обмундировании в полный рост.
Кроме того, стены на этом уровне украшают панно из римской мозаики. Здесь же расположенный полноценный частный кинотеатр Януковича.
Этажом выше – минус четвертый уровень. Это значит, что он расположен на четыре метра ниже уровня фасадного входа. Здесь – гостевые комнаты, спальные, санузлы и зал с витражами.
Дальше – нулевой уровень, то есть центральное фойе "Хонки". Главный элемент здесь – огромный зал площадью свыше 200 квадратных метров, который занимает два этажа. На полу – невероятный паркет сложной работы, величественный камин, основу которого представляет мрамор, а остальное – сложная резьба по дереву.
Из нулевого этажа тридцать ступенек из итальянского мрамора ведут на последний, плюс пятый уровень. Это – хозяйственная зона. Здесь расположены две спальни Януковича с огромными лоджиями, откуда приоткрывается вид на Киевское море.
Но это не все. На плюс пятом уровне также есть… своя персональная часовня Януковича с иконостасом из золота.
По словам наших источников, еще в этом дворце есть комната Януковича, где хранится его арсенал охотничьего оружия.
Внутри дома Януковича доминирует дерево от немецкой компании класса люкс "Брюнольд", в частности – ливанский кедр. На объекте работала команда немецких специалистов, которая инсталлировала специальное оборудование, чтобы драгоценное обрамление не попортилось из-за просадки дома. Также всю мебель, изготовленную по спецзаказу, приезжали монтировать иностранцы.
Общеизвестно, что у Януковича там живут страусы, а история о бегстве кенгуру из его частного зоопарка, вопреки всей анекдотичности, также является правдой. Но источник рассказал еще одну неутешительную новость: оказывается, в один год в озерах "Межигорья" умерла вся рыба, которую там специально разводили – пришлось начинать все сначала.
О масштабе застройки "Межигорье" говорит тот факт, что в пик работ через контрольно-пропускные пункты могло заходить по 500 работников ежедневно! Только количество садовников составляло более сотни человек. Бригады работали круглые сутки. За двадцать минут до выезда Януковича с территории резиденции в Киев рабочим запрещали оставлять свои места – вопреки тому, что все они перед этим проходили неслыханные меры безопасности. Когда же Янукович приходил с инспекцией на саму "Хонку" в процессе ее сооружения, рабочие должны были за час уйти с объекта.
Это иллюстрированное путешествие в мир фантазий Януковича не прибавляет ничего нового к сведениям о его вкусах. Однако позволяет представить, какие заоблачные деньги пошли только на этот один объект. И главное – оно показывает, что Янукович даже в самых страшных фантазиях не допускает, что с "нажитым непосильной работой" придется когда-то распрощаться. Хотя на самом деле это зависит только от нас.
- Информация о материале
Как обжаловать проверку налоговой службы
Пожалуй, большинство субъектов малого бизнеса удовлетворены заверениями налоговых органов о продлении моратория на проверки и спят спокойно. Какого же бывает их удивление при вручении заказного письма от налоговой с вложенным сообщением о плановой проверке и соответствующим приказом начальника налоговой инспекции!
А все дело в том, что действует запрет только на проведение фактических проверок, а вот документальные и камеральные никто не запрещал. Посему «Судебно-юридическая газета» решила провести небольшой ликбез для граждан, занимающихся самостоятельной предпринимательской деятельностью.
Напомним, согласно Налоговому кодексу Украины (ст. 75), налоговые органы вправе осуществлять такие виды проверок, как камеральная, документальная и фактическая. По результатам проверок оформляется акт, если были выявлены нарушения, и справка, если нарушений не было (ст. 86.1 НК). Кроме того, если такие проверки свидетельствуют, к примеру, о занижении или завышении суммы налоговых обязательств, орган ГНС составляет налоговое уведомление-решение, которое, согласно ст. 58.2 НК, направляется по каждому отдельному налогу, сбору или вместе со штрафными санкциями.
Не секрет, что на практике очень сложно соблюсти все требования налогового законодательства, меняющегося с завидным постоянством, поэтому ошибок, совершенных по недосмотру, у предпринимателей хватает. И эти ошибки заканчиваются привлечением предпринимателя к ответственности.
Все в суд или в ГНС?
Итак, если вы не согласны с решением налогового органа, о котором вам как лицу проверяемому стало известно, скажем, после получения налогового уведомления-решения, впору обратиться к Приказу ГНАУ №1001 от 23.12.2010 «Об утверждении Положения о порядке предоставления и рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами государственной налоговой службы» (далее – Положение), и, конечно же, к нормам НК. В частности, ст. 56 Кодекса определяет, что решения, принятые контролирующим органом, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке. Так, в ст. 56.2 НК сказано, что в случае, если налогоплательщик считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму денежного обязательства или принял какое-либо иное решение, противоречащее законодательству или выходящее за рамки полномочий, он имеет право обратиться к органу высшего уровня с жалобой о пересмотре такого решения. Согласно п. 2 Положения органы ГНС рассматривают жалобы налогоплательщиков на налоговые уведомления-решения или какие-либо иные решения органов ГНС по налогам и сборам. Правда, не подлежит обжалованию в вышестоящих органах ГНС налоговое обязательство, самостоятельно определенное в налоговой декларации. Плюс следует отметить, что это Положение не распространяется на жалобы налогоплательщиков на решения, уже обжалованные в судах.
С жалобой в протянутой руке
Положением четко предусмотрен запрет на отказ ГНС в принятии жалобы плательщика налогов. Впрочем, она должна отвечать ряду требований – необходимо указать: 1) ФИО, место проживания, адрес, на который необходимо выслать решение по жалобе; 2) наименование органа ГНС, которым выдано обжалуемое решение, дата и номер, название налога, сбора или штрафной санкции и их суммы; 3) обоснование несогласия с решением ГНС; 4) данные об уведомлении или неуведомлении органа ГНС о подаче жалобы органу ГНС высшего уровня (согласно ст. 56.5 НК и п. 3 Положения, налогоплательщик одновременно с подачей жалобы органу высшего уровня обязан письменно уведомить контролирующий орган, решение которого он обжалует); 5) подпись; 6) перечень прилагаемых документов.
Примечательно, что несоответствие жалобы указанным требованиям не является основанием для отказа в ее приеме. Даже если изложенные в ней данные не дают возможности рассмотреть жалобу по сути, она возвращается с разъяснениями не позднее 5 дней со дня получения. И даже в случае, если налогоплательщик ошибся, так сказать, с юрисдикцией органа ГНС, т. е. если вопросы, поставленные в жалобе, не находятся в компетенции органа ГНС, в который она подана, волноваться не о чем – согласно п. 6 Положения, такая жалоба пересылается по принадлежности. Разумеется, об этом сообщается заявителю.
Однако невнимательность все же может сыграть злую шутку с заявителем, поскольку, скажем, неподписанная жалоба не будет рассматриваться по существу, ее вернут заявителю, а это может привести к потере времени и права на обжалование.
За что боролись
В ст. 56.8–56.9 НК устанавливает, что контролирующий орган обязан принять мотивированное решение и направить его в течение 20 календарных дней (иногда этот срок может быть продлен руководителем органа, но не должен превышать 60 дней, о чем письменно уведомляется заявитель) на адрес налогоплательщика почтой с уведомлением о вручении или под расписку.
И, пожалуй, самое главное. Если решение по жалобе не направляется налогоплательщику в течение 20 дней или продленного срока, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанных сроков. Полностью удовлетворенной жалоба считается и в случае, если решение руководителя органа о продлении сроков рассмотрения не было направлено плательщику налогов до окончания упомянутого 20-дневного срока.
А если налогоплательщик не удовлетворен результатами рассмотрения повторной жалобы, и у него есть веские основания для убежденности в своей правоте, следующим этапом обжалования станет административный суд.
Судебная практика. Дело №2а-198/11/2670
Думается, ярким подтверждением изложенного может стать дело №2а-198/11/2670, постановление по которому было вынесено 5 июля 2012 г. Окружным административным судом Киева.
Иск был подан ФЛ-П к районной в Киеве ГНИ и ГНС Украины о признании недействительными уведомлений-решений, вынесенных в 2010 г., и признании недействительными решений об оставлении жалобы без рассмотрения. В обоснование требований истец сослался на то, что ГНИ была безосновательно определена сумма налога с доходов физлиц в размере 97468,69 грн за превышение суммы выручки свыше 500 тыс. грн во втором квартале 2009 г., поскольку, согласно разъяснению ГНАУ от 18.01.2006, вся выручка от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный налоговый период, в котором осуществлено превышение суммы выручки, облагается по ставке единого налога. Истец считал, что налогообложение доходов «единщика», превысившего граничный размер выручки, должно осуществляться со следующего налогового периода. Он также сослался на нарушение ГНАУ срока рассмотрения повторной жалобы на обжалование налоговых уведомлений-решений, из-за которого, согласно ЗУ «О порядке погашения задолженности плательщиков налогов перед бюджетом и государственными целевыми фондами» (в настоящее время этот закон утратил силу – прим. авт.), жалоба считается полностью удовлетворенной, а обжалуемые налоговые уведомления-решения – отмененными. Оба ответчика иск не признавали, причем ГНС утверждала, что первичная жалоба была рассмотрена и осталась без удовлетворения, а при подаче повторной жалобы истец пропустил 10-дневный срок, поэтому она и была оставлена без рассмотрения.
Давая оценку обстоятельствам дела, суд исходил из того, что поскольку спорные правоотношения возникли до 1 января 2011 г., т. е. до вступления в силу НК, судом будут применяться те нормы, которые действовали на момент возникновения спорных правоотношений. Касательно пропуска срока для подачи повторной жалобы суд установил, что изначально такая жалоба была направлена в предусмотренный законом срок, но не содержала подписи налогоплательщика, посему и была возвращена без рассмотрения заявителю с разъяснением порядка и сроков подачи повторной жалобы. Второй вариант повторной жалобы был направлен в ГНАУ по истечении 10-дневного срока, предусмотренного законом. При этом суд исчислял названный срок с момента возникновения права налогоплательщика на подачу повторной жалобы, т. е. получения решения по первичной жалобе. Исходя из изложенного, оставление повторной жалобы без рассмотрения суд признал правомерным и обоснованным.
Справка
Днем подачи жалобы считается день ее фактического получения органом ГНС, а в случае направления почтой – дата получения отделением почтовой связи почтового отправления с жалобой, которая указана отделением в уведомлении о вручении отправления или на конверте. Это правило поможет тем желающим обжаловать решения органов ГНС, кто привык откладывать все на последний момент. Причем, если любитель «тянуть резину» отправит жалобу письмом с описью вложения и уведомлением о вручении, скажем в 24.00 последнего дня подачи жалобы, почтовые отметки о времени и дате (!) принятия почтового отправления станут неопровержимым свидетельством подачи жалобы в срок.
- Информация о материале
Тест на выживание. Закон в защиту безработных защищает лишь коррупцию чиновников
Правительство отказалось от социальной поддержки безработных украинцев. Принятый по инициативе вице-премьера Сергея Тигипко и подписанный президентом Виктором Януковичем закон о занятости предусматривает для достигших 45-летнего возраста отмену социальных пособий, которые выплачивались на протяжении одного года. Вместо них вводится одноразовый ваучер на оплату профессионального переобучения.
Коснется каждого
Считается, что от природы предпринимательскими способностями обладает порядка 10% населения. Именно эти люди не только обеспечивают свое благосостояние, но еще и дают заработать другим. Остальные вынуждены трудиться на них, чтобы создать себе достойную жизнь либо просто элементарное существование - в зависимости от условий оплаты.
Для них наличие оплачиваемой работы имеет первостепенное значение. Согласно исследованию "Рейтинг угроз", проведенному социологической группой "Рейтинг", 47% граждан Украины больше всего опасаются безработицы.
Казалось бы, официальные данные Госстата показывают вполне оптимистичную картинку. Так, в Украине по итогам апреля-июня количество зарегистрированных безработных сократилось с 531 до 447 тыс., а по отношению к аналогичному периоду 2011 года – на 11,7%.
В том числе уволенных по собственному желанию стало меньше с 59,9 до 54,4 тыс., на 17,8%, выпускников учебных заведений с 22,7 до 21,9 тыс., по сокращению штатов (включая военнослужащих) и объемов производства с 35,4 до 34,3 тыс., на 1,1%.
В Донецкой области за январь-июнь на работу устроились 160 тыс. человек и были уволены 182 тыс., среди них 24 тыс. по сокращению штатов. Таким образом, получается, что армию безработных только в Донбассе за полгода пополнили 22 тыс. чел.
Но эта статистика не отображает действительную ситуацию. Она не учитывает скрытую безработицу: тех, кто не обратился либо по формальным причинам не зарегистрирован в центре занятости, задействован в режиме неполной рабочей недели, находится на сезонных работах либо в неоплачиваемом отпуске.
По оценкам Международной организации труда, на самом деле в Украине в той или иной степени безработными являются около 10% экономически активного населения, то есть порядка 2,2 млн чел. Из них только каждый четвертый пока еще получает от государственного фонда социального страхования пособия по безработице.
Что меняется для них с принятием закона о занятости?
В каких-то непринципиальных для власти вопросах он носит откровенно декларативный характер. К примеру, п.7 ст.5 гарантирует гражданам защиту от незаконного увольнения.
Как это осуществляется на практике? Возьмем хотя бы относительно недавнее решение корпорации "Индустриальный союз Донбасса" объединить в Алчевске коксохимзавод и металлургический комбинат. По оценкам Луганской облгосадминистрации, это приведет к сокращению 2 тыс. рабочих мест на указанных предприятиях.
Луганский губернатор Леонид Пристюк заявил, что не одобряет действия хозяев ИСД, одновременно дав понять, что повлиять на них тоже не в состоянии. Дескать, будем вести переговоры, убеждать… Также можно вспомнить, как в 2008 г. увольняли рабочих Макеевского метзавода в связи с закрытием мартеновского и доменного цехов.
В августе нынешнего года правление запорожского завода "Днепроспецсталь" объявило, что в октябре сократит трудовой коллектив на 20% в связи с невозвратом предприятию НДС на 212,6 млн грн. И что, кто-то в Кабинете министров, президентской администрации или облгосадминистрации сделал конкретные шаги, чтобы этому помешать?
Хотя на самом деле государство всегда по определению сильнее любого частного бизнеса и способно поставить его в самые жесткие рамки. Но только при желании. Если же власть кормится с руки этого самого крупного бизнеса, появляются подобные законотворческие "шедевры", представляющие набор красивых невыполняемых лозунгов.
Так, п.4 ст.48 гласит, что если массовое увольнение на крупном предприятии приводит к резкому росту безработицы в регионе, ситуация определяется как критическая. В этом случае правительство может создать специальную комиссию.
И тут надо понимать, что создание комиссии позволяет чиновникам отчитаться о том, что они отреагировали на ситуацию. Но это никак не решает вопрос трудоустройства сотен и тысяч людей, оказавшихся без работы и без средств к существованию. Разве что если их зачислить в штат комиссии.
Не менее глупо выглядит пп.1 п.5 ст.50, которым работодателям запрещается выдвигать дискриминационные требования в объявлениях о поиске сотрудников. Речь идет о запрете указывать желаемый пол и возраст кандидата.
Допустим, некий предприниматель раньше давал объявление следующего содержания: "На должность секретаря требуется девушка до 25 лет, с приятной внешностью". Теперь его вакансия должна выглядеть так: "Требуется секретарь". Но, конечно же, это не означает, что теперь любитель сладкого готов принять на работу 45-летнюю мать троих детей или того хуже, молодого человека - что дало бы знакомым повод заподозрить его в смене ориентации.
Так что сложности от возникающей неопределенности появляются только у соискателей работы. А дискриминация, если считать это дискриминацией, никуда не девается.
Кто выиграл?
Тем не менее, принятый закон нельзя назвать совсем дурацким. Несколько упорядочивается деятельность агентств, предлагающих гражданам Украины трудоустройство за границей. Здесь помимо лицензирования, которое должно стать заслоном для выхода на рынок всевозможных аферистов, детализируется ряд условий.
В частности, п.1 ст.38 предусматривается, что услуги по трудоустройству за границей предоставляются только в пределах заключенных контрактов с иностранными компаниями. Иными словами, если у агентства есть заявка на 50 сельхозрабочих в Италию, оно не может нанимать туда 60 человек либо еще 50 человек на сбор ягод в Финляндии.
Обязательным условием является и наличие к контракту с иностранной компанией приложения в виде заверенного проекта трудового договора. Это гарантирует заробитчанам, что если им обещают платить €1 тыс., то столько и заплатят, а не половину этой суммы, как нередко бывает до сих пор.
Впрочем, об интересах работодателей власть тоже не забывает. Так, п.1 ст.26 предусматривает получение работодателем компенсаций суммы единого социального взноса в течение 1 года на каждого дополнительно трудоустроенного работника из числа защищенных категорий (инвалиды, сироты, молодежь, освободившиеся из заключения).
Предполагается таким образом стимулировать бизнес к созданию новых рабочих мест. Да только вот незадача: порядок выплаты таких компенсаций будет определять правительство. Или, точнее, Минсоцтруда. А в том, что этот порядок выпишут так, чтобы максимально усложнить процедуру, сомневаться не приходится.
В итоге воспользоваться преференцией смогут либо непосредственно связанные с представителями власти предприниматели, либо те, кто согласится отстегнуть "откат". Именно так вот уже который год в Украине выплачиваются дотации в сельском хозяйстве и возвращается НДС. Причем при всех (!) правительствах.
То же самое относится и к получению ваучера на оплату профессионального переобучения (повышения квалификации) для безработных, достигших 45-летнего возраста. Порядок их выдачи также будет разрабатывать Минсоцтруда. Учитывая, что сейчас пособия по безработице получает не более 20-25% нуждающихся, можно предположить, что и ваучеры смогут получить не больше желающих от реального числа.
Причем формально никто вроде бы и не заставляет этот ваучер брать. П.1 ст.30 закона гласит, что лица, достигшие 45 лет, всего лишь имеют право обратиться за ним. Так сказать, по собственной инициативе.
С другой стороны, п.4 ст.45 гласит, что основанием для прекращения регистрации безработного в центре занятости (читай: прекращение выплаты пособия) является дважды отказ от предложения по профессиональному обучению. Получается, что, по сути, обращение за ваучером будет в добровольно-принудительном порядке.
Таким образом, кардинального решения одной из наиболее актуальных в период кризиса проблем закон не дает. Хотя и позволяет власти и близким к ней представителям бизнеса решать свои финансовые вопросы. А для чего еще в Украине пишутся и принимаются законы?
- Информация о материале
Почему «бояре» – глупые
«Любая оценка, к ней надо относиться серьезно. Заангажированная, незаангажированная, была принята по процедуре, не по процедуре - не нам давать оценки американскому Сенату, ему оценку дают американцы, политики, люди, которые хорошо знают эти законы», - заявил Президент Янукович в Нью-Йорке, комментируя недавнюю жесткую резолюцию по Украине, принятую Сенатом. Слова Президента звучали бы гораздо естественнее, если бы перед его визитом в Штаты наш МИД, а за ним и нардеп-«регионал» Леонид Кожара не метали молнии в сторону «продажных» американцев: глава МИД Константин Грищенко поведал о «сомнительной процедуре» сенатского решения, а Кожара вообще обвинил законодателей Штатов в том, что они, дескать, работают на украинскую оппозицию отнюдь не за спасибо. Что ж, в любой другой стране президентское «не нам давать оценки» закончилось бы ротацией руководящих кадров в МИД и длительной информационной опалой говорливого депутата. Но это – в другой стране. У нас же иные традиции: «боярам» разрешено безнаказанно говорить глупости.
Другой показательный момент: чтобы высказать свое «фэ» по поводу законопроекта о клевете авторства депутата от Партии регионов Виталия Журавского, Виктору Федоровичу пришлось дожидаться поездки в Соединенные Штаты. Формула «мудрый царь» - «плохой боярин» прослеживается и здесь. Ну, как еще объяснить, почему после скандала Журавский остался на посту внештатного советника Президента, если он своим законодательным детищем взбудоражил не только Украину, но и Запад? И зачем Президенту Украины было лететь за моря-океаны, если этот вопрос можно было решить здесь – в Киеве? Как тут не вспомнить, как «регионалы» оперативно решили вопрос со своим уже бывшим коллегой Александром Черноморовым, без спросу зарегистрировавшего законопроект о государственном статусе русского языка: раз – и уже не «регионал»…
В целом, ситуация с законопроектом Журавского показала: у нас в стенах парламента кроме самого автора есть еще как минимум 243 «боярина», которые, поддержав «клевету», пошли в разрез с позицией Виктора Януковича. Среди них, в частности, даже «государево око» в Верховной Раде Юрий Мирошниченко. Во время разбора полетов с начавшими бить тревогу журналистскими организациями, Юрий Романович оправдывался: мол, его карточка за законопроект о клевете хоть и голосовала, но сам он в это время даже не находился «под куполом». Симптоматично, что никакого расследования по этому поводу не последовало. Может, по той причине, что за последних несколько лет Верховная Рада не приняла ни одного законопроекта, не нарушая норму Конституции о личном голосовании каждого депутата.
Но вернемся к тому, как Президенту выстраивают имидж «мудрого Соломона». Наглядный пример: уникальная позиция Виктора Януковича относительно скандального закона о языковой политике. Пока в стенах парламента велись крупномасштабные бои, гарант был как бы над процессом. Когда же после взмаха руки «дирижера» Михаила Чечетова «бояре» освятили данный документ нажатием зеленых кнопок, Виктору Федоровичу придумали вариант «кризисного менеджемента» Закон он подписал, но, как заявила его советница Анна Герман, выхода у Президента не было. Виноват, мол, во всем «столбовой боярин» Литвин. Плюс Виктор Федорович прикрылся «творческой интеллигенцией», которую свезли для этой цели на президентскую дачу в Крыму.
Теперь же Президент, видимо, шутки ради назначил главой рабочей группы по подготовке новой концепции украинского языка премьера Николая Азарова, неоднократно плакавшегося, как в Украине «душили» русский язык. Возникает логический вопрос: что, на всю страну не нашлось толкового специалиста по украинскому языку?!
Получается, что в игре в «царя» и «бояр» задачи распределены очень четко: «шуты-бояре» подают патроны в виде различных инициатив вроде уже упомянутого выше законопроекта о клевете, а «царь» постфактум объявляет свою нарочито сбалансированную позицию. И все бы ничего, только одно плохо: после этого нехороший осадок остается. Не у «бояр», а у населения.
- Информация о материале
Последнее прибежище лузеров
Намерения правительства Украины поднять пошлины на 350 видов товаров и «сократить налоговое давление» путем предоставления отраслевых льгот говорят о том, что на вооружение взята так называемая промышленная (точнее, индустриальная, от англ. industry — отрасль) политика. Но поскольку в стране бал правят «старые» отрасли, такая политика только мешает нашей экономике переходить к постиндустриальной стадии, чтобы реализовать свои реальные конкурентные преимущества. И это далеко не случайность, и даже не просто вопрос «честности» правительства.
Смысл такой политики — предоставление преимуществ отдельным отраслям за счет других, в том числе путем ограничения импорта. Исторически все это было органичной частью общественного порядка «с ограниченным доступом». Кроме того, поскольку собирать налоги напрямую было тяжело и чревато (вспомним хотя бы судьбу князя Игоря), правители давно догадались вместо этого отбирать у монополистов — как отечественных производителей, так и торговцев — часть ренты, а также требовать плату за пересечение границы своих владений. То, что при этом на каждую собранную таким варварским способом копейку приходится еще несколько потерянных в виде упущенной выгоды (см., например, «Реальные „кровосиси", ZN.UA №22 от 15 июня 2012 года) никого не волнует: получают „конкретные" доходы сами власть имущие, а теряет-то кто? Народ? Так он этого даже не осознает. Хотя выгоды от торговли описал еще Давид Риккардо в начале позапрошлого века, чем, казалось бы, навсегда вбил осиновый кол в могилу меркантилизма. Примерно тогда же был доказан экономический ущерб от любого ограничения конкуренции, но протекционизм жив и поныне.
Квасной патриотизм в духе „свій до свого по своє" держится на кажущемся очевидным впечатлении, что, оплачивая импортный товар, мы с вами якобы кормим иностранного рабочего, а если отечественный — то своего. На самом деле это вредное заблуждение. Ведь наша с вами гривня, потраченная на импортный товар, иностранному рабочему даром не нужна — ему подавай валюту. Импортер и покупает ее на валютном рынке. У кого? Если все идет естественным чередом, то у экспортера, который таким образом получает возможность оплатить труд нашего же рабочего, заплатить налоги и т.д. Таким образом, приобретая конкурентоспособный товар, мы в любом случае прямо или косвенно поддерживаем конкурентоспособного отечественного производителя. Причем экономику не обманешь: даже если все в ущерб себе будут «купувати українське» на потребительском рынке, это приведет к падению спроса на валюту и снижению ее курса к гривне. В итоге пострадают отечественные же экспортеры товаров с высокой добавленной стоимостью, особенно интеллектуальных, поскольку вырастет долларовый эквивалент всех их затрат. При этом, кстати, реальная покупательная способность зарплат упадет.
Впрочем, этот экономический механизм работает до тех пор, пока государство не начинает регулировать курс. Резервы, потраченные ради мнимой «стабильности», и валютные займы идут прямиком на поддержку иностранного производителя. Неудивительно, что торговый баланс при этом не сходится. А правительство реагирует введением пошлин, чем еще больше запутывается в паутине вмешательства в экономику. При этом оно играет с огнем: хотя система свободной торговли в конечном итоге выгодна всем участникам, ее трудно создать, но легко разрушить. Ведь стоит кому-нибудь из участников в поисках сомнительных и, в любом случае, очень краткосрочных выгод начать «защищать отечественного производителя», как его примеру немедленно следуют другие. Получается торговая война, в результате которой в проигрыше оказываются все.
Единственная сколько-нибудь серьезная экономическая теория, оправдывающая протекционизм и в целом отраслевую политику, основана на том, что предприятия внутри отрасли не только конкурируют, но и косвенно помогают друг другу. Например, все вместе создают спрос на комплектующие и, что еще важнее, на квалифицированные кадры. Поэтому если в стране существуют хорошие предварительные условия для развития той или иной отрасли, но она почему-то не возникает сама, то правительство может пожертвовать сегодняшними выгодами, чтобы за счет остальных (иначе не бывает!) вынянчить эту новорожденную отрасль (infant industry). А она, когда вырастет, то сторицей возместит затраты. Существуют реальные примеры, когда на фоне активной индустриальной политики (возможно, даже благодаря ей) в бедных странах действительно возникали новые отрасли, и от этого действительно выигрывали все. Так, может быть, стоит немного потерпеть ради светлого будущего?
Допустим. Но даже если это правда, то где же тогда такие «младенцы» среди приоритетов нашего правительства? Автопром? Сельхозтехника? Сахарная отрасль? Легкая промышленность и гостиничное хозяйство, облагодетельствованные Налоговым кодексом? Даже недавно присоединившаяся к ним ИТ-отрасль при ближайшем рассмотрении на «дите» никак не тянет: как раз что-что, а кадры для нее есть в избытке; местные комплектующие не требуются, и, соответственно, растет она прекрасными темпами безо всяких льгот.
Впрочем, не стоит сразу рвать волосы на голове и рубаху на груди — мол, какое у нас плохое правительство, а вот придем мы, «честные», и все сделаем, как надо. Жизнь не оставляет камня на камне от вышеописанной теории. Примеров реально конкурентоспособных отраслей, выросших на помощи государства, в экономической истории очень мало. И уж совсем по пальцам можно сосчитать окупившиеся проекты — и то не факт, споры по этому поводу продолжаются. Зато точно полным-полно «недорослей», давным-давно переросших младенческий возраст, но не желающих отлучаться от щедрой груди государства. А то и вообще «стариков», которым давным-давно пора на покой (у отраслей тоже есть свой жизненный цикл!), а они все цепляются за поддержку по принципу «мертвый хватает живого».
Именно неконкурентоспособные отрасли, особенно старые, успешнее других создают лоббистские ассоциации — ведь они хорошо понимают, что выживают только за счет других (прежде всего, конечно, молодых), а обеспечить им привилегии может только государство. Поэтому все без исключения случаи успеха отраслевой политики, если и имели место, то только в странах, где индустриализация на соответствующий момент не зашла слишком далеко. Если же неконкурентоспособные отрасли уже есть, то никакое правительство, объявившее о намерении кого бы то ни было «защищать», не сможет устоять перед их давлением: у «стариков» и деньги, и рабочие места, и национальный престиж…
А у тех, кого по теории надо было бы поддерживать, ничего этого нет, поскольку они еще не возникли. Не говоря уже о том, что ставки на перспективные отрасли в быстро меняющемся мире — это типичное Монте-Карло, с примерно такой же обоснованностью и вероятностью выигрыша.
Не надо думать, что этой болезнью страдают только отсталые страны. Конечно, там ограничений доступа больше, потому они, собственно, и отстают. Но и самые передовые не без греха: США защищают сталелитейную промышленность, ЕС — фермеров и т.д. Впрочем, там последствия все-таки легче, поскольку есть иммунитет в виде развитого гражданского общества и демократических институтов. Например, когда в США наших экспортеров зажимали антидемпинговыми расследованиями, они находили союзников среди ассоциаций потребителей. В итоге протекционизм и прочие отраслевые льготы причиняют, конечно, огромный ущерб и там, но для в целом здорового экономического организма он не так опасен, как для менее развитых стран. Когда здоровый мужик курит и пьет водку, подростку лучше не подражать этим признакам «взрослости».
Для Украины все сказанное особенно актуально, поскольку наши конкурентные преимущества лежат в области производства не промышленных товаров, а информации — инноваций, исследований и разработок, софта и прочих нематериальных ценностей. От них пошлинами не закроешься, да и большую глупость, чем изобретать велосипед вместо покупки лицензии, придумать трудно. Более того, такие товары и услуги обычно производятся в основном на экспорт, особенно в бедных странах (подробнее см. «Отягощенное наследство-2: обед без ложки», ZN.UA №27 от 10 августа 2012 года).
Между тем и пошлины, и монополии неминуемо скажутся на и без того высоких потребительских ценах, а налоговые льготы для избранных обернутся беспределом для всех остальных. Все это еще больше ухудшит качество жизни в стране. Значит, еще больше молодых людей захотят уехать и увезти в своих головах те самые преимущества, убитые в зародыше ради поддержания на искусственном дыхании живых мертвецов. Чтобы этого не случилось, индустриальную политику нужно похоронить там, где ей место, — в индустриальной эпохе. Для прорыва в будущее нужна политика конкурентоспособности — развитие образования, инфраструктуры и, в первую очередь, рыночных институций. Вот этим и должно заниматься «честное» правительство. Конечно, если оно у нас когда-нибудь появится…
- Информация о материале
Хватит сидеть. Украинцам пора брать пример с грузин и выходить на улицы
Невероятно, но факт. О пытках заключённых в тюрьмах Грузии первым заявил не нуждающийся в раскрутке оппозиционер или скандально известный журналист, а само Министерство внутренних дел. На сайте ведомства в качестве доказательства появилось и видео жестоких избиений узников в Глданской тюрьме. Вечером того же дня все телеканалы страны показали шокирующие кадры в эфире. Уже ночью в Тбилиси и других городах Грузии прошли массовые акции протестов против пыток. Люди требовали отставки не только действующих министров и руководителей службы исполнения наказаний, но и тех, кто руководил ими до этого, так как именно они причастны к формированию кадрового состава.
Безусловно, политики подняли тему пыток на флаг, так как 1 октября здесь состоятся парламентские выборы. Можно было бы заподозрить их в попытке заработать дополнительные пункты в рейтинге. Однако я своими глазами видел в эти дни реакцию людей на улицах, по которым маршировали демонстранты: тех, кто шёл в колонне и скандировал лозунги об отставке и наказании высших чиновников, жители Тбилиси приветствовали аплодисментами. Даже когда толпа перекрывала движение автотранспорта, водители терпеливо ждали, одобрительно сигналя. Тбилиси утопал в звуках клаксонов.
Как только кадры пыток стали достоянием общественности, моментально были арестованы десять человек, так или иначе, прямо или косвенно причастных к инциденту. А министр внутренних дел Бачо Ахалая спустя два дня добровольно подал в отставку. Телеканалы подолгу транслировали совещание в кабинете Михаила Саакашвили, который распекал правительство и требовал незамедлительной жёсткой реакции. В частности, всех сотрудников тюрем заменили патрульными полицейскими. Для Украины подобный метод кажется невообразимым. В нашей стране, как правило, расследованием преступления занимается тот, кто его же совершил, а контроль над деятельностью правоохранителей осуществляют сами правоохранители.
В день, когда прогремело ещё несколько отставок, я разговаривал с бывшим министром экономики и членом правительства Грузии, а ныне ректором Свободного университета Тбилиси Кахой Бендукидзе. Он отметил, что не понимает, зачем тюремщики проявили такой садизм, и полностью поддерживает демонстрации против пыток и последовавшие за ними отставки. «Грузинское общество чего хочет, того и добивается», — сказал он.
Обычные люди, с которыми я разговаривал, считают, что благодаря этому скандалу Саакашвили может избавиться от тех министров и других деятелей, которые ему были неугодны. Насколько это достоверно, сложно судить. К тому же президент Грузии ожидаемо заявил: дескать, тюремный скандал раздут на российские деньги. Хотя проследить руку Москвы непросто — жители Тбилиси не за деньги, то есть совершенно искренне поддерживали протесты и требования отставки чиновников.
Бендукидзе ради эксперимента вводит в строку поиска на YouTube слово «пытки» и читает результат: пытки в Самарской тюрьме, пытки где-то в России, и лишь раз всплывает Грузия — скандал получил всемирную огласку.
И хотя Саакашвили незамедлительно объявил о реформе системы исполнения наказаний, оппозиционно настроенные силы, в свою очередь, вновь заговорили о «режиме» Саакашвили. Как и полагается, каждый из этой ситуации пытается выгадать как можно больше политической пользы.
Политика политикой, но для Украины этот случай — отличный урок. Аналогичные эпизоды в наших тюрьмах народного гнева не вызывают. И попади видео пыток заключённых в местную прессу, заявления украинских Министерства внутренних дел и службы исполнения наказаний предугадать несложно. У нас даже в случае гибели узника все сопричастные твердят одно: состава преступления нет. Дескать, заключённый «самоубился». Могут, конечно, уволить какого-нибудь стрелочника, но на этом, как правило, всё заканчивается. Достаточно вспомнить историю студента Игоря Индило. Парень попал даже не в тюрьму, а лишь в отделение милиции, откуда его забрали уже в морг. Поиски правды в этом деле и разбирательство продолжаются до сих пор. А мы молчим.
Большинство украинцев не верят в то, что такой скандал, как в Грузии, способен вывести людей на улицы. Хотя, если помнить о правиле «рыба гниёт с головы», мы также не можем рассчитывать на то, что наш президент однажды проявит мужество и осудит пытки в украинских тюрьмах, через которые он прошёл когда-то сам. А в Грузии речь шла даже не о заключённом политике, а о никому не известном преступнике.
Грузинский урок прост: надо протестовать. За себя, соседа и незнакомца. Против пыток в тюрьмах и прочего, что попирает наши права. Даже если у нас тоже выборы на носу. Отправленный в отставку министр — это скорее хорошо, чем плохо. А если такая отставка спасёт чью-то жизнь, тем лучше.
- Информация о материале
Страница 1446 из 2102
