Пожалуй, большинство субъектов малого бизнеса удовлетворены заверениями налоговых органов о продлении моратория на проверки и спят спокойно. Какого же бывает их удивление при вручении заказного письма от налоговой с вложенным сообщением о плановой проверке и соответствующим приказом начальника налоговой инспекции!

А все дело в том, что действует запрет только на проведение фактических проверок, а вот документальные и камеральные никто не запрещал. Посему «Судебно-юридическая газета» решила провести небольшой ликбез для граждан, занимающихся самостоятельной предпринимательской деятельностью.

Напомним, согласно Налоговому кодексу Украины (ст. 75), налоговые органы вправе осуществлять такие виды проверок, как камеральная, документальная и фактическая. По результатам проверок оформляется акт, если были выявлены нарушения, и справка, если нарушений не было (ст. 86.1 НК). Кроме того, если такие проверки свидетельствуют, к примеру, о занижении или завышении суммы налоговых обязательств, орган ГНС составляет налоговое уведомление-решение, которое, согласно ст. 58.2 НК, направляется по каждому отдельному налогу, сбору или вместе со штрафными санкциями.

Не секрет, что на практике очень сложно соблюсти все требования налогового законодательства, меняющегося с завидным постоянством, поэтому ошибок, совершенных по недосмотру, у предпринимателей хватает. И эти ошибки заканчиваются привлечением предпринимателя к ответственности.

Все в суд или в ГНС?

Итак, если вы не согласны с решением налогового органа, о котором вам как лицу проверяемому стало известно, скажем, после получения налогового уведомления-решения, впору обратиться к Приказу ГНАУ №1001 от 23.12.2010 «Об утверждении Положения о порядке предоставления и рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами государственной налоговой службы» (далее – Положение), и, конечно же, к нормам НК. В частности, ст. 56 Кодекса определяет, что решения, принятые контролирующим органом, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке. Так, в ст. 56.2 НК сказано, что в случае, если налогоплательщик считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму денежного обязательства или принял какое-либо иное решение, противоречащее законодательству или выходящее за рамки полномочий, он имеет право обратиться к органу высшего уровня с жалобой о пересмотре такого решения. Согласно п. 2 Положения органы ГНС рассматривают жалобы налогоплательщиков на налоговые уведомления-решения или какие-либо иные решения органов ГНС по налогам и сборам. Правда, не подлежит обжалованию в вышестоящих органах ГНС налоговое обязательство, самостоятельно определенное в налоговой декларации. Плюс следует отметить, что это Положение не распространяется на жалобы налогоплательщиков на решения, уже обжалованные в судах.

С жалобой в протянутой руке

Положением четко предусмотрен запрет на отказ ГНС в принятии жалобы плательщика налогов. Впрочем, она должна отвечать ряду требований – необходимо указать: 1) ФИО, место проживания, адрес, на который необходимо выслать решение по жалобе; 2) наименование органа ГНС, которым выдано обжалуемое решение, дата и номер, название налога, сбора или штрафной санкции и их суммы; 3) обоснование несогласия с решением ГНС; 4) данные об уведомлении или неуведомлении органа ГНС о подаче жалобы органу ГНС высшего уровня (согласно ст. 56.5 НК и п. 3 Положения, налогоплательщик одновременно с подачей жалобы органу высшего уровня обязан письменно уведомить контролирующий орган, решение которого он обжалует); 5) подпись; 6) перечень прилагаемых документов.

Примечательно, что несоответствие жалобы указанным требованиям не является основанием для отказа в ее приеме. Даже если изложенные в ней данные не дают возможности рассмотреть жалобу по сути, она возвращается с разъяснениями не позднее 5 дней со дня получения. И даже в случае, если налогоплательщик ошибся, так сказать, с юрисдикцией органа ГНС, т. е. если вопросы, поставленные в жалобе, не находятся в компетенции органа ГНС, в который она подана, волноваться не о чем – согласно п. 6 Положения, такая жалоба пересылается по принадлежности. Разумеется, об этом сообщается заявителю.

Однако невнимательность все же может сыграть злую шутку с заявителем, поскольку, скажем, неподписанная жалоба не будет рассматриваться по существу, ее вернут заявителю, а это может привести к потере времени и права на обжалование.

За что боролись

В ст. 56.8–56.9 НК устанавливает, что контролирующий орган обязан принять мотивированное решение и направить его в течение 20 календарных дней (иногда этот срок может быть продлен руководителем органа, но не должен превышать 60 дней, о чем письменно уведомляется заявитель) на адрес налогоплательщика почтой с уведомлением о вручении или под расписку.

И, пожалуй, самое главное. Если решение по жалобе не направляется налогоплательщику в течение 20 дней или продленного срока, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанных сроков. Полностью удовлетворенной жалоба считается и в случае, если решение руководителя органа о продлении сроков рассмотрения не было направлено плательщику налогов до окончания упомянутого 20-дневного срока.

А если налогоплательщик не удовлетворен результатами рассмотрения повторной жалобы, и у него есть веские основания для убежденности в своей правоте, следующим этапом обжалования станет административный суд.

Судебная практика. Дело №2а-198/11/2670

Думается, ярким подтверждением изложенного может стать дело №2а-198/11/2670, постановление по которому было вынесено 5 июля 2012 г. Окружным административным судом Киева.

Иск был подан ФЛ-П к районной в Киеве ГНИ и ГНС Украины о признании недействительными уведомлений-решений, вынесенных в 2010 г., и признании недействительными решений об оставлении жалобы без рассмотрения. В обоснование требований истец сослался на то, что ГНИ была безосновательно определена сумма налога с доходов физлиц в размере 97468,69 грн за превышение суммы выручки свыше 500 тыс. грн во втором квартале 2009 г., поскольку, согласно разъяснению ГНАУ от 18.01.2006, вся выручка от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный налоговый период, в котором осуществлено превышение суммы выручки, облагается по ставке единого налога. Истец считал, что налогообложение доходов «единщика», превысившего граничный размер выручки, должно осуществляться со следующего налогового периода. Он также сослался на нарушение ГНАУ срока рассмотрения повторной жалобы на обжалование налоговых уведомлений-решений, из-за которого, согласно ЗУ «О порядке погашения задолженности плательщиков налогов перед бюджетом и государственными целевыми фондами» (в настоящее время этот закон утратил силу – прим. авт.), жалоба считается полностью удовлетворенной, а обжалуемые налоговые уведомления-решения – отмененными. Оба ответчика иск не признавали, причем ГНС утверждала, что первичная жалоба была рассмотрена и осталась без удовлетворения, а при подаче повторной жалобы истец пропустил 10-дневный срок, поэтому она и была оставлена без рассмотрения.

Давая оценку обстоятельствам дела, суд исходил из того, что поскольку спорные правоотношения возникли до 1 января 2011 г., т. е. до вступления в силу НК, судом будут применяться те нормы, которые действовали на момент возникновения спорных правоотношений. Касательно пропуска срока для подачи повторной жалобы суд установил, что изначально такая жалоба была направлена в предусмотренный законом срок, но не содержала подписи налогоплательщика, посему и была возвращена без рассмотрения заявителю с разъяснением порядка и сроков подачи повторной жалобы. Второй вариант повторной жалобы был направлен в ГНАУ по истечении 10-дневного срока, предусмотренного законом. При этом суд исчислял названный срок с момента возникновения права налогоплательщика на подачу повторной жалобы, т. е. получения решения по первичной жалобе. Исходя из изложенного, оставление повторной жалобы без рассмотрения суд признал правомерным и обоснованным.

Справка

Днем подачи жалобы считается день ее фактического получения органом ГНС, а в случае направления почтой – дата получения отделением почтовой связи почтового отправления с жалобой, которая указана отделением в уведомлении о вручении отправления или на конверте. Это правило поможет тем желающим обжаловать решения органов ГНС, кто привык откладывать все на последний момент. Причем, если любитель «тянуть резину» отправит жалобу письмом с описью вложения и уведомлением о вручении, скажем в 24.00 последнего дня подачи жалобы, почтовые отметки о времени и дате (!) принятия почтового отправления станут неопровержимым свидетельством подачи жалобы в срок.