Статьи
В среду, 21 марта текущего года в Харькове предпринята очередная вопиющая попытка травли директора телеканала "А/ТВК", заслуженного журналиста Украины Елены Баранник.
Как рассказала сама Елена, вернувшись поздно вечером с работы домой, она не узнала площадку перед своей квартирой: пол был полностью залит кровью, по всей лестничной клетке разбросаны останки печени, требухи, а по стенам ползали опарыши. Представляете? Это не в фильме ужасов, а в обычной харьковской многоэтажке!
"Если честно, я была шокирована увиденным, - отметила Елена, - Несмотря на то, что подъезд дома "оберегает" кодовый замок, некто смог не просто войти в подъезд, но и определенное время потратил на то, чтобы разлить кровь, разбросать гнилые останки от животных".
Отметим, что это уже пятый случай, связанный с попытками неизвестных запугать директора телеканала "А/ТВК". История началась еще в январе текущего года. В помещении Харьковской государственной академии культуры, где Баранник преподает курс "Телевизионной журналистики", некий молодой человек попытался раздать студентам "воззвание" от имени "Незалежної професійної спілки студентів" (Рымарская, 18-а). Авторы пасквиля тщетно попытались настроить студентов против преподавателя, обливая при этом Елену Баранник не ушатами, а практически бочками грязи. Как рассказали студенты академии, парня спасло лишь то, что он слишком быстро ретировался.
"Мы кинулись его искать, но его уже и след простыл. Скорее всего, где-то рядом его ждала машина, - рассказали студенты академии, - Он сразу почувствовал, что ему не поверят. Честно, если бы поймали, то набили бы морду".
Практически параллельно с акцией "устрашения" в государственной академии культуры, все теже неизвестные предприняли попытку испортить репутацию журналисту и по месту ее жительства. На подъезде дома, в котором живет Елена, было вывешено письмо в лучших традициях 30-х годов: заклеймить позором, высказать дружное соседское "Нет!" действиям Баранник. Для полноты картины не хватало только жалоб в партком и, как писал Высоцкий, в спортлото.
Обе акции провалились с треском: ни соседи, ни студенты, которые знают Елену, общаются с ней ежедневно и следят за ее журналистскими работами, не только не поверили анонимкам, но и предложили свою помощь соседке, коллеге, преподавателю.
Более того, как оказалось, никакой «Незалежної професійної спілки студентів» (Римарская, 18-а) в Харькове не существует.
Зато существует некое издание, которое на своих страницах печатает различную рекламу и объявления. Поэтому дальнейшая психологическая атака была предпринята через это самое издание. В феврале в рекламно-информационном сборнике "Премьер" №36 и на одноименном портале появляется несколько объявлений различного содержания, но во всех них для связи был указан номер сотового телефона Елены Баранник. В один момент Елена "стала" сдавать квартиру, нанимать на работу грузчиков, разнорабочих и, на чем бы стоило акцентировать внимание особо, - искать себе охранников. Вот такой весьма прозрачный намек идеологов травли….
Автор этих строк сам был свидетелем того, как телефон журналиста не умолкал ни на секунду. В течение дня телефон фиксировал около ста звонков от желающих найти работу. Пришлось всем объяснять ситуацию и пояснять, что "Премьер" публикует непроверенные рекламные объявления, что приводит к потраченному впустую времени звонящих и их материальным потерям на оплату исходящих звонков сотовой связи. Купившиеся на объявления харьковчане, выслушивали пояснения, приносили свои извинения. Многие добавляли, что вряд ли станут в дальнейшем покупать издание, которое печатает ложные и заведомо провокационные объявления от частных лиц.
Сообразив, что и эта попытка запугать журналиста провалилась, "доброжелатели" перешли к более откровенным и устрашающим действиям. Так, в редакцию телеканала "Право-А/ТВК" под видом курьера пришел мужчина и хотел оставить на проходной похоронный венок, адресованный Елене Баранник. С этим же венком был отправлен обратно к заказчику похоронной процессии.
Немногим позже для руководителя телеканала в редакцию и на домашний адрес сотрудники "Укрпочты" доставили два конверта, внутри которых находилась земля. Как следует думать, кладбищенская.
И в завершение – история с кровью и протухшими потрохами.
По этим эпизодам Елена подала заявления на имя прокурора Харькова Евгения Поповича. Ответа не было и нет по сей день. То ли прокурор Харькова не считает неоднократные угрозы в адрес журналиста серьезным делом, то ли знает (догадывается), кто этим занимается, и своим бездействием покрывает "устрашителей"? Работники прокуратуры даже не удосужились прийти в редакцию телеканала и изучить письма с землей, пришедшие на имя директора канала. Может потому, что земли в них было слишком мало - так, лишь малая горсточка, на которой ни денег, ни очередного звания себе не заработаешь? Или испугалась прокуратура землицы кладбищенской? Или просто решила не исполнять свои обязанности? Прямо, как Бумбараш на паровозе: "Наплевать, наплевать - надоело воевать. Ничего не знаю, моя хата с краю".
Многие из перечисленных выше вопросов интересуют не только Елену Баранник, но и большинство журналистов Харькова. Особенно, после истории с кровью и потрохами, которая уже недвусмысленно намекает на то, что может ожидать директора телеканала "Право-АТВ/К" в скором времени, если она не откажется от своих попыток отстоять канал. А она не откажется! Тем более что все суды-пересуды каналом выиграны и осталось урегулировать лишь несколько вопросов для того, что бы оппозиционный канал вновь появился в эфире Харькова.
Именно здесь и кроется причина травли Елены – не дать руководителю канала "открыть рот" в эфире и предоставить харьковчанам, отличную от пропагандистской, точку зрения на работу мэра города, милиции и прокуратуры в том числе.
В средине февраля правление Харьковской областной организации Национального союза журналистов Украины обратилось к руководству милиции и прокуратуры с открытым заявлением, в котором потребовала немедленно расследовать факты травли представителя СМИ.
Харьковские журналисты также сходятся во мнении, что все пять эпизодов "устрашения" Елены Баранник это – звенья одной цепи и откровенное преследование за профессиональную деятельность.
Директор телеканала "Право-А/ТВК" изложила свою точку зрения на происходящее в заявлении на имя прокурора Харьковской области Геннадия Тюрина. А журналисты города готовят обращение в Генпрокуратуру Украины с требованием дать оценку бездеятельности и разгильдяйству прокурора Харькова Евгения Поповича.
- Информация о материале
В средние века церковь для усиления своего влияния в обществе в целом, и в государстве в частности, устроила «охоту на ведьм». Все люди, имеющие свои взгляды на развитие общества, культуры, науки, медицины, мировоздания, которые отличались от догм церкви или просто не воспринимались служителями церкви, признавались еретиками и подвергались наказанию.
Как работала эта система? Очень просто. Все решения были в одних руках – руках церкви:
- определение ереси;
- определение еретиков;
- проведение анализа проступка, подготовка выводов, проведение следствия над еретиками и оглашение приговора.
То есть, концентрация власти для решения какого-то вопроса в одних руках давала возможность организовать любую «охоту на ведьм».
Переместимся в день сегодняшний. ХХІ век. 2012 год. Украина.
Уголовный кодекс Украины, статья № 359 – «Незаконные приобретения, сбыт или использование специальных технических средств получения информации»:
1. Незаконное приобретение или сбыт специальных технических средств негласного получения информации, а также незаконное их использование, - караются штрафом от двухсот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением воли сроком до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.
2. Те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, - караются лишением свободы на срок от четырех до семи лет.
3. Действия, предусмотренные частью первой или второй этой статьи, совершенны организованной группой или если они причинили существенный вред охраняемым законом правам, свободам или интересам отдельных граждан, государственным или общественным интересам или интересам отдельных юридических личностей, - караются лишением свободы на срок от семи до десяти лет.
Данная статья входит в раздел XV УК Украины «Преступления против авторитета органов государственной власти, органов местного самоуправления и объединений граждан»
Попробуем проанализировать, о чем же эта статья.
Первое. Что же это такое «специальное техническое средство негласного получения информации»?
Определение специальных технических средств негласного получения информации дано только в одном ведомственном !!! приказе – приказе Службы безопасности Украины от 31.01.2011 № 35: «специальные технические средства для снятия информации с каналов связи, другие средства негласного получения информации (СТС) – технические, программные средства, оборудование, аппаратура, приборы, устройства, препараты и другие изделия, предназначенные (специально разработанные, изготовленные, запрограммированные, приспособленные) для негласного получения информации».
Ни перечня каких-либо групп изделий, относящихся к СТС, ни их критериев или признаков ни в этом, ни в каком либо другом нормативно-правовом акте Украины не дано.
Поэтому ни производитель СТС, ни производитель других технических (электронных, оптических, программных) средств, оборудования, аппаратуры, приборов, устройств и препаратов, ни простой гражданин Украины или зарубежья не знает, да и не может знать, не подпадает ли техническое средство, которое он произвёл, купил, продал или хранит у себя под определение специального технического средства негласного получения информации.
Второе. Кто же стоит на страже закона (то есть применения статьи 359 УК Украины)?
В соответствии со статьёй 112. «Подследственность» Уголовно-процессуального кодекса Украины: «По делам о преступлениях, предусмотренных статьей 359 Уголовного кодекса Украины, досудебное следствие осуществляется следователями органов Службы безопасности Украины».
Третье. Кто же все таки определяет относится ли разработанное, произведенное, проданное или купленное техническое средство к СТС или нет?
Конечно эксперты. Но чьи? Согласно Закону Украины «О судебной экспертизе» судебно-экспертную деятельность осуществляют государственные специализированы учреждения. К государственным специализированным учреждениям принадлежит экспертная служба Службы безопасности Украины (на сегодня – Украинский научно-исследовательский институт специальной техники и судебных экспертиз Службы безопасности Украины). А значить экспертизы в отношении СТС делают эксперты Службы безопасности Украины.
Четвертое. А судьи кто?
О честности, независимости и непредвзятости украинских судов ходят легенды. Особенно, если в суд передаются материалы от Службы безопасности Украины, которая жестоко «борется» с коррупцией в высших эшелонах власти (в том числе, в судах).
И последнее.
Государство наделило полной властью (монополией) Службу безопасности Украины в вопросе контроля над специальными техническими средствами негласного получения информации:
1) в соответствии с Указом Президента Украины от 13.04.2001 № 256 реализацию государственной политики с разработки, изготовления, реализации и приобретения специальных технических средств для снятия информации с каналов связи, других средств негласного получения информации и обеспечения государственного контроля и координации деятельности государственных органов в этой сфере осуществляет Служба безопасности Украины.
2) указом Президента Украины от 16.01.2006 № 1556 «О соблюдении прав человека во время проведения оперативно-технических мероприятий» указано «Службе безопасности Украины повысить уровень работы по выявлению, предотвращению и прекращению фактов приобретения или использования специальных технических средств для снятия информации с каналов связи, других средств негласного получения информации субъектами, которым не предоставлены права на проведение оперативно-розыскной деятельности».
3) в соответствии с Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» разработка, изготовления специальных технических средств для снятия информации с каналов связи, других средств негласного получения информации, торговля специальными техническими средствами для снятия информации с каналов связи, другими средствами негласного получения информации подлежат лицензированию. Служба безопасности Украины определена органом лицензирования отмеченного вида хозяйственной деятельности (постановление КМУ от 14.11.2000 № 1698).
4) в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 13.03.2002 № 288 «Об утверждении перечня центральных органов исполнительной власти, на которые полагаются функции технического регулирования в определенных сферах деятельности и разработки технических регламентов» на Службу безопасности Украины возлагаются функции технического регулирования в сфере специальных технических средств для снятия информации из каналов связи, других средств негласного получения информации.
5) реализацию государственной политики в сфере государственного экспортного контроля над товарами двойного назначения (к которым почему-то отнесено СТС) обеспечивает Государственная служба экспортного контроля Украины. Но, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 28.01.04 г. № 86 «Об утверждении Порядка проведения государственного контроля за международными передачами товаров двойного назначения» для получения разрешения Госэкспортконтроля на экспорт (временный вывоз), импорт (временный ввоз) СТС (или товаров, которые якобы могут быть использованы в качестве СТС) экспортерами или импортерами вместе с заявлением к Госэкспортконтролю подается согласование Службы безопасности Украины.
Кроме того, «Вывод» относительно принадлежности/непринадлежности товаров к части 3 раздела 5 «специальные технические средства» Списка товаров двойного назначения тоже предоставляет Служба безопасности Украины (примечание к дополнению 1 постановления КМУ №86)
Круг замкнулся. Как говорится «сам п'ю, сам гуляю, сам стелюся, сам лягаю»!
А теперь заглянем на сайт Службы безопасности Украины.
Постоянно появляются сообщения об успехах Службы безопасности Украины по изъятию у граждан Украины всяких ручек, часов, брелков, радионянь, видеокамер и других технических средств, которые непонятно как признаются специальными техническими средствами, а так же об осуждении этих «преступников». Но, ни разу не встретишь сообщения о предотвращении нарушений конституционных прав граждан, таких как:
- гарантия неприкосновенность жилья и другого имущества;
- гарантия тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции;
- гарантия невмешательства в личную и семейную жизнь.
Постоянные информационные скандалы о нелегальных видео- и аудиозаписях, прослушиваниях мобильных телефонов, слежках, обысках, вскрытиях офисов, квартир, транспортных средств, писем и посылок почему-то не наводят на мысль наших чиновников, что надо бороться против нарушений конституционных прав граждан, а не против непонятных для общественности специальных технических средств негласного получения информации.
Или нам нужна новая «охота на ведьм»?
- Информация о материале
«Тот не ошибается, кто ничего не делает». Так звучит старинная пословица с малой российской родины нынешнего премьер-министра Украины Николая Азарова. Но сам глава украинского правительства наотрез отказывается прислушиваться к этой народной мудрости. «Мы разве похожи на тех людей, которые принимают решения необдуманно и не понимают, чем эти решения могут обернуться для макроэкономической ситуации? Разве за эти годы - а мы практически работаем с 2002 года с перерывами - разве мы принимали хоть одно решение, которое приводило бы к негативным последствиям для экономики? Приведите такие примеры. Вы их не найдете», - так выхвалял себя сегодня перед иностранными компаниями Николая Янович.
Проникнувшись признанием Азарова о его пребывании во власти последние 10 лет (даже без учета управления Налоговой с середины 90-хх), «Комментарии» решили помочь любопытным подобрать примеры «негативных последствий для экономики». Да и не только для нее, а и для кошельков граждан, о наполнении которых день и ночь заботиться Николай Янович. Не будем вспоминать, как перед выборами Президента 2004-го Янукович и Азаров раскручивали соцвыплатами инфляцию, создавали хлебные и бензиновые кризисы или вводили избирательный принцип возмещения НДС. Пройдемся только по новейшей истории правительства Николая Азарова, которое, кстати, в эти дни празднует свой двухлетний юбилей.
Китайская гречка втридорога
Первые месяцы своего премьерства Николай Янович только тем публично, и занимался, что критиковал своих предшественников. Но в своем «гневе» смог даже превзойти их достижения. По крайней мере, в области провоцирования сырьевых кризисов. Если при правительстве Тимошенко украинцев приучили к возможности сахарного, бензинового или мясного дефицита, то Азаров смог дополнить этот список новым продуктом – гречкой Всему вина любовь Николая Яновича к новостям на российских каналах. Когда в России началась «гречневая паника», премьер не придумал ничего лучше, как заявить украинцам, что у нас это не повторится. «Наученные» украинцы тут же смели гречку с прилавков. После этого крупа (и не только гречневая) подорожала в 4 раза. Правительство не придумало ничего лучшего, как начать тотальные «проверки» производителей и продавцов гречки. Цены не снизились, а народ продолжал переплачивать. Все вообще закончилось комично: неизвестные спонсоры прислали Азарову судно китайского «черного риса», которую позже продавали под видом «украинской звезды».
Сорванные газовые переговоры
Правда, еще до гречки правительство спасало страну от высоких цен на газ. Напомним, так называемые «Харьковские соглашения» были ратифицированы Верховной радой 27 апреля 2010-го. А уже на следующий день после той памятной потасовки под куполом Рады, Николай Янович, открывая заседание Кабмина, поспешил заявить о новой странице во взаимовыгодном сотрудничестве между Украиной и Россией. «Ратифицировав соглашение о продлении сроков пребывания Черноморского флота в Севастополе, наш парламент осуществил историческое решение. Закончилась пятилетка бессмысленной вражды с Россией», – уверенно заявил тогда Азаров. И добавил, что окончательно «сделан выбор в пользу стратегического добрососедства и сотрудничества», что теперь-то уж точно «можно уверенно сказать, что Украина станет сильной, независимой». Прошло всего полтора года, и Россия стала вставлять одну за одной палку в колеса «Сильной и Независимой». И мало уже кто уже помнит о ста долларах скидки, которую в Харькове выторговали Азаров и Янукович. Больше люди помнят, как с осени Николая Янович обещал «на следующем недели» подписать новый контракт с «Газпромом». Прошло полгода – контракта нет, а цена все растет. Переговорщики украинского правительства показали свою способность «переговариваться».
5 миллиарда убытков для аграриев
Практически одновременно с борьбой с «гречневым кризисом» правительство Азарова останавливает экспорт зерна из страны. Случайно это совпадает с подобными действиями российского правительства. Правда, в отличие от россиян, украинские чиновники первое время не признаются в запрете экспорта и различными способами просто блокируют трейдерам прохождение Таможни. Позже, уже в октябре 2010 года, Минагропрод официально объявляет о квотировании экспорта зерновых. Распределение самих квот сопровождается громкими коррупционными скандалами, ряд инвесторов просто уходят после этого с украинского агрорынка. По подсчетам экспертов, потери аграрных компаний (производителей, а не экспортеров) от сдерживания экспорта составили около 5 млрд. грн. Правда, такая правительственная политика позволила появиться на рынке «зерновым» РосУкрЭнерго в лице трейдера «ХлебИнветбуд». И хотя в правительстве долго доказывали, что это сугубо государственная компания, позже чиновники признались, что главного правительственного уполномоченного по поставкам зерна за рубеж контролируют частные акционеры.
Кстати, все эти «зерновые ограничения» правительства Азарова позволили внешние рынки украинских компаний занять российским экспортерам. Об убытках можно только догадываться.
Закрыл магазины упрощенцев
Малый бизнес – враг Николая Яновича еще со времен его руководства Налоговой. Если кто помнит, то еще в начале 2000-х Азаров высказывал недовольство упрощенной формой налогообложения. Но осмелился на ее ликвидацию только уже в ранге премьер-министра. Правда, по своей привычке, поход на предпринимателей начал издалека. Летом 2010 года «тайно» повысил упрощенцам отчисления в пенсионный фонд. Сразу почти в 4 раза.
А уже осенью того года, при принятии Налогового кодекса, решил добавить «упрощенцам» головной боли: запретить работать с юрлицами, оборудовать их лотки кассовыми аппаратами, добавить больше проверок фискалов и т.п. народ взбунтовался. Пришлось вмешаться даже Виктору Януковичу, который после «чайных церемоний» на столичном Майдане заветировал скандальный 14-й раздел НК. Позже, правительство и налоговая вынуждены были пойти на небольшие уступки «упрощенцам». Правда, около трети предпринимателей вследствие всех этих событий вынуждены были свернуть свой бизнес.
Народу подсунули необоснованные тарифы
На расширенном заседании Кабмина при участии Президента, которое прошло 1 июня 2011-го, Азаров жестко раскритиковал работу ряда чиновников за отсутствие в стране единого алгоритма тарифообразования в жилищно-коммунальной сфере. В частности, под горячую руку Николая Яновича тогда попали глава Севастопольской горгосадминистрации Валерий Саратов, а также первый замминистра регионального развития, строительства и ЖКХ Юрий Хиврич. При словесной «поддержке» Азарова, обоих Президент уволил в тот же день. О Саратове в то памятное заседание Николай Янович высказался так: «Севтеплоэнерго» повысило тариф на услуги теплоснабжения в три раза! При этом тариф по-прежнему не покрывает себестоимость теплоэнергии, которая намного превышает среднюю по Украине. И это в южном компактном городе! Такое возможно только в условиях полной бесхозяйственности и безответственности! Глава администрации Саратов самовольно согласовал такое решение, пошел на поводу у руководства коммунального предприятия – явно во вред людям». А о Хивриче и того хуже: «Вы не увидели вопиющей несправедливости, смирились с циничным диктатом тех, кто делает свой бизнес на коммунальных услугах. Как говорится, «глаз замылился». Как бы там ни было, ни слова премьера, ни предшествующие указы об увольнении не помешали Януковичу в середине лета назначить Саратова главой Нацкомиссии регулирования рынка комуслуг, а Хиврича – его заместителем. При этом «справедливый тариф» для всех остается загадкой до сих пор (вспомнить только постновогодние разборки Азарова с мэрами), а многомиллиардные убытки предприятий ТКЭ правительство почему-то списывает, забывая при этом списывать задолженность потребителей.
Премьерская капуста обанкротила фермеров
Вообще, с сельским хозяйством у Николая Яновича нелады. После «гречневого кризиса» он посоветовал стране «взять лопату и кормить семью». Странно, но вместо дарения лопаты Азарову, страна сама взяла этот инструмент в руки (конечно, по разным причинам). Те же фермеры потратили немалые средства на выращивание овощей, поверив правительству, что оно организует сбыт этой продукции. Однако, все закончилось банальным перепроизводством: многие аграрии даже не стали убирать продукцию с полей – дешевле перепахать. По оценкам экспертов, агросектор на выполнении этих призывов правительства потерял около 2 млрд. грн. Убытки же простых граждан эксперты смогут подсчитать уже летом - теперь аграрии не спешат вкладывать в капусту, картофель или морковь. А значит, зреет новый виток цен на «борщовой набор».
3 миллиарда потерь от нефтяного «бизона»
Николая Янович в последнее время очень обеспокоился вопросами преемственности власти. На примере беспошлинного ввоза нефтепродуктов Николаю Яновичу эту «преемственность» сохранить удалось. Напомним, что еще 2004 году компания «Ливелла», дочернее предприятие ПИИ «Тайстра», в судебном порядке добилась права ввозить в Украину нефть и нефтепродукты на основании отмененного в 2003 году закона, по которому ПИИ освобождались от уплаты ввозной пошлины, акциза и НДС. В течение 2004, 2007 и 2010 годов, пользуясь таможенным «окном», компания стала единственным импортером беспошлинных нефтепродуктов. Только за 2010 год согласно данным Гостаможни это нанесло государству убытки в размере 2,9 млрд. грн. Весной 2011 года для расследования деятельности компании была создана специальная следственная комиссия в ВР. Начал расследование и АМКУ, который, впрочем, в сентябре объявил о его прекращении в связи с ликвидацией компании. В том же сентябре министр финансов Украины Федор Ярошенко («правая рука» Азарова в Кабмине) не усмотрел в работе «Ливеллы» угрозы государству депутат. Правительство дистанцировалось от решения этой проблемы.
Азаров заставил украинцев переплачивать за бензин
Кстати, весной 2011 года Николай Янович грозился закрывать заправки за дорогой бензин. Нефтепродукты тогда пошли в рост не только из-за ситуации на внешних рынках, но и через неуемное желание правительства подзаработать на повышении акцизов на нефтепродукты. Угрозы же Николя Яновича в адрес АЗС возымели совершенно противоположный эффект: на заправках поднялся ажиотаж, в стране заговорили о возможном дефиците топлива. Николай Янович позже заявил, что его неправильно поняли. Но это заявление на цены уже не повлияло.
Заморозил сотрудничество с МВФ
Насколько нужны деньги Международного валютного фонда Украине – эксперты дискутируют до сих пор. Но сходятся в одном: Украине необходимо поддерживать в активной фазе программу сотрудничества с Фондом. Это сигнал для всего финансового мира, что наша страна готова принять их инвестиции. Однако, в последнее время Кабмин окончательно смог испортить отношения с МВФ. И причина тут не твердой позиции украинских властей по цене на газ для украинцев, на повышении которых настаивает Фонд. На самом деле МВФ требует в первую очередь убрать льготы для чиновников и ликвидировать «налоговые ямы» для приближенных к ним компаний. Пока команда Азарова не готова этого сделать. А поэтому, отсутствие сотрудничества с МВФ страна компенсирует за счет своих золотовалютных резервов.
Женщин заставили больше работать
Интересно, но именно требованием МВФ в правительстве прикрывали необходимость проведение пенсионной реформы. С подачи Кабмина, депутаты проголосовали за закон, по которому украинские женщины стали работать на 5 лет дольше. А из-за увеличения страхового стажа придется и остальным работать больше – на 10 лет. При этом, из-за этой нормы размеры пенсий для многих сократятся. Но не для чиновников, депутатов, судей и прочих VIPов, которым правительство (вопреки обещаниям) так и не урезало выплаты. Кроме того, так до сих пор и неясно – когда же можно будет лицезреть саму пенсионную реформу. Ведь начало действия накопительной системы (а именно ее запуск и есть реформа) так и не определен.
Льготы отобрали у чернобыльцев в пользу чиновников
Подобным сценарием развивалась и война Азарова с чернобыльцами вокруг из льгот. Осень 2011-го многим телезрителям запомнилась потасовками и неоднократно поваленным забором около Верховной рады, а также голодовками чернобыльцев по всей стране. Все это вызвало попытки правительства Азарова добиться ручного перераспределения размеров и видов социальных гарантий и выплат. В зависимости от состояния бюджета. «Если выполнять все решения судов, у нас будет дефицит больше чем в Греции. Надо ли кому-то объяснять, что эта судьба – незавидна» - сказал в то время Николай Янович. Правительство своего все-таки добилось. В заключительных положениях госбюджета-2012 были прописаны, а январскими решениями КС подкреплены все те нормы, против которых боролись афганцы и чернобыльцы. При этом льготы чиновникам и депутатам урезать забыли. Пенсии госслужащих со всеми надбавками и доплатами за ранг, так же как и зарплаты нардепов – совокупно, пожалуй, обеспечат выполнение любого решения суда по выплатам льготникам.
- Информация о материале
Чем дороже становится топливо на бензоколонках, тем больше вопросов это вызывает. Основная масса людей интересуется, почему цена растет? Ответ на этот вопрос предельно ясен — почти 20-процентное повышение цен на нефть с начала текущего года не прошло незамеченным ни в одном уголке цивилизованного мира. Специалистов же больше занимает другой ракурс происходящего — почему у половины украинского рынка цена не растет? Вроде бы и новые месторождения в стране не открыли, да и бензин из воздуха еще делать не научились. В чем же секрет? Чем больше исследуешь эту ситуацию, тем больше хочется сказать спасибо государству, создавшему огромный теневой рынок. В итоге держава не получает налогов, а потребитель получает продукт не совсем того, а вернее, совсем не того качества — таков «рецепт» низкой цены. Хотя при ближайшем рассмотрении не такая уж она и низкая…
Разлет цен на украинских бензоколонках существовал всегда и составлял в среднем 30—40 коп./л. Объяснение этому простое — дешевле обычно торгуют комплексы попроще, как правило, с небольшим штатом, а соответственно, и с меньшими затратами. Кроме того, уступая именитым конкурентам в маркетинговой поддержке, небольшие сети и одиночные станции жертвуют частью маржи, чтобы привлечь клиентуру.
Ограниченные возможности для ценового маневра обусловлены структурой стоимости топлива в Украине. Так, на сегодняшний день около 55% в розничной цене бензина занимает стоимость нефти. Поскольку своей нефти в Украине хватает на 20% потребностей, остальное сырье и нефтепродукты привозные. Цены на них диктуют мировые биржи, и, соответственно, стоимость для разных украинских компаний отличается максимум на несколько долларов на тонне.
В розничной цене бензина около 35% — налоги (акциз и НДС). Украинский акциз на дизтопливо в десять раз ниже, чем в среднем по Европе, поэтому доля налогов в цене ДТ на колонке — около 22% (в Европе доля акцизов достигает 70%).
Оставшаяся за вычетом стоимости нефти, а также налогов часть — затраты и прибыль АЗС. Выделить чистую прибыль сложно, так как разные компании и станции имеют разные затраты (возьмем хотя бы налоговую дисциплину в сфере зарплат), но в среднем она составляет 50 коп./л. (3—5% в зависимости от марки).
На первый взгляд, немного лучше заработок на дизтопливе. Но реально ситуация здесь обстоит даже несколько хуже. Около 80% продаваемого на АЗС дизтоплива приходится на промышленных потребителей, в работе с которыми сети вынуждены давать немалые дисконты (порой до 50 коп./л).
Удивление специалистов, да и части внимательных водителей связано с тем, что в феврале разрыв в ценах на рынке начал резко увеличиваться, а к середине марта достиг 70—90 коп./л. Точнее говоря, одна часть рынка ушла вслед за растущими мировыми котировками, а вторая часть не заметила общих для всего мира процессов (рекордных отметок цены уже достигли и в Европе, и в США). Учитывая такое отставание, можно сказать, что половина украинских АЗС не только отказалась от прибыли, но и пошла на серьезные убытки. Если брать в расчет текущие оптовые цены, то находящиеся в минимальном ценовом сегменте станции торгуют без наценки, а расходы на содержание станции выплачивают из своего кармана. С чего бы это?
Крутись, как хочешь
Лидирующие позиции среди «социально ориентированных» сетей занял крупнейший оператор страны — неформальная группа «Приват», объединяющая около 1600 АЗС, или чуть более 25% от общего количества станций. (Главенствующие позиции «Привата» на рынке сегодня не очевидны только для Антимонопольного комитета Украины.) Как показывает практика, «благотворительность» «Привата» во многом осуществляется за счет государственного бюджета, то есть самих граждан Украины. Наиболее яркие вехи последних лет — скупка украинской нефти за 20—40% ее рыночной стоимости (2009 год), потом скупка ее же без НДС (2010 год), между этим — выпуск безакцизных компонентов бензина на «Укртатнафте». Похоже, не является исключением и нынешняя ситуация. Как ранее сообщало ZN.UA, путем нехитрых манипуляций в парламенте нефтедобывающие компании пролоббировали снижение ренты на добычу нефти в 2012 году. По разным оценкам, экономический эффект — от 2 до 4 млрд. грн.
Для справки: крупнейшая нефтедобывающая компания в стране — «Укрнафта» — контролируется «Приватом». Если пересчитать на объем розничной реализации его сети, получается, что, уступив потребителю 20—30 коп. на литре на своих АЗС, второй рукой «Приват» вынул из его кармана около гривни (точнее, из госбюджета страны). Как говорится, и на том спасибо (в смысле, за 20—30 копеек…).
Но одно дело «Приват», у которого нефтедобыча с миллиардными госдотациями, переработка, АЗС. А как, скажите, торговать с ним в одной цене могут мелкие конкуренты, у которых нет ни скважин, ни заводов? А таких участников рынка немало, намного больше, чем «приватовских» станций, или около 30% рынка. Чтобы удержаться на рынке, используют самые разные способы. Но все они в той или иной степени основаны на одном — неуплате акцизов.
Спирт меняет «профессию»
Однозначно указывает на секрет устойчивости недобросовестных торговцев тот факт, что, в отличие от бензинов, по дизельному топливу разлет цен на колонках небольшой — всего 20—30 коп. Вся соль в разнице акцизов: если на бензин они составляют 198 евро/т, то на ДТ — 46 евро/т. Так что выгоднее подделывать? Проблема также в том, что в силу физико-химических свойств дизтопливо особо не испортишь, хотя высокий технический уровень нашего населения иногда проявляется и здесь.
Перечень основных рецептур по выпуску доступных бензинов мог бы дать лабораторный анализ того, чем сегодня торгуют АЗС. Однако государство не проверяет заправки на качество нефтепродуктов уже несколько лет. Легкое прикосновение к пониманию чудо-рецептур дает свободное передвижение по стране стабильного бензина, октаноповышающих компонентов, которые идут отнюдь не на известные адреса нефтеперерабатывающих заводов. Глядя на географию железнодорожных перевозок этих специфических грузов, можно подумать, что в Украине не шесть, а как минимум 20 крупных НПЗ. По оценкам же вице-премьера Колесникова, в стране более 100 мини-НПЗ, «которые не платят налоги».
Если мини-заводы — это одна часть проблемы, которая дает «углеводородную» основу для фальсификата, то с прошлого года во весь рост встала вторая проблема — спирт. Как говорят в независимых исследовательских организациях, в каждом втором литре проверяемых ими бензинов обнаруживаются следы спирта. Угадайте, на каких станциях преимущественно всплывает этот октаноповышающий компонент? Правильно, на так называемых ноунеймах, торгующих по «максимально доступным ценам».
Есть и другие случаи: исследуемый «дешевый» бензин оказывается вполне приличного качества. По словам источников на рынке нефтепродуктов, это может объясняться тем, что уже выдано немало сертификатов на выпуск альтернативных видов топлив с содержанием не менее 30% биоэтанола. Произведенный таким образом в рамках Закона «Об альтернативной энергетике» бензин освобождается от акцизного сбора, а производитель — от налога на прибыль на десять лет. Однако отсутствие элементарного контроля за этими производителями и качеством их продукции создает возможности для масштабных злоупотреблений. Многие операторы уверены, что зачастую под сертификатом альтернативного топлива без акциза идет самый обыкновенный бензин. Правда, бензин с такими сертификатами должен соответствующим образом обозначаться на АЗС, но пока это можно встретить лишь в некоторых восточных областях.
* * *
По имеющимся данным, в прошлом году собираемость акцизного сбора с нефтепродуктов превзошла самые пессимистические ожидания налоговой и особенно огорчила Бориса Колесникова, для которого «топливные» акцизы являются ключевым источником бюджета подготовки к Евро-2012. На этом фоне были намерения сделать на НПЗ зоны таможенного контроля, но по обыкновению вопрос затерялся в длинных коридорах. Поэтому сегодня полнота уплаты акциза на НПЗ является в основном вопросом совести и страха его менеджмента и владельцев.
Необходимо отметить, что определенный настрой на борьбу с засильем фальсификата у чиновников присутствует. Известно об акценте налоговиков на рынке спирта. Глядишь, обратят внимание и на другой, как видим, уже почти смежный «акцизный» рынок нефтепродуктов. Говорят, радикально настроен на прекращение деятельности мини-НПЗ министр энергетики Юрий Бойко. Но известно и о том, что вокруг министра кружат «заряженные» многочисленными ходоками директора департаментов и их заместители с просьбами и предложениями о продлении техусловий на выпуск нефтепродуктов мини-заводами. Пока министр непоколебим, как будет дальше, посмотрим.
Еще одна удивительная вещь заключается в том, что базирующиеся на низком качестве и отсутствии налогов «низкие» цены на топливо в отдельных сетях уже не оказывают былого эффекта на потребителя. Об этом говорит отсутствие очередей за «дешевым» бензином, что наблюдались прошлой весной. Видимо, первого знакомства с чудо-бензином оказалось достаточно.
- Информация о материале
Проект закона №10163 от 12.03.2012 г. стал уже третьей попыткой украинских законодателей разработать процедуру банкротства физлица. Первые две были предприняты в 2009 и 2010 гг., но так и не прошли Раду. Учитывая, что предложения нового законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по недопущению нарушения прав должников и введение процедуры банкротства физического лица» во многом перекликаются с «похороненными» парламентом документами, перспективы его прохождения также туманны.
Из первого варианта документа, еще 2009 г., в него перешла сумма долга. Физлицо-должник может быть признан банкротом в случае, если бесспорные требования кредиторов совокупно составляют от 150 минимальных зарплат (около 161 тыс. грн.) и не были удовлетворены в течение шести месяцев после установленного для их погашения срока.
Заявление о возбуждении дела о банкротстве физического лица подается должником одновременно с детальным планом погашения долгов.
Новоиспеченный банкрот на пять лет лишается права вести предпринимательскую деятельность и не может быть назначен единоличным исполнительным органом юридического лица. Также он не сможет легально приобретать имущество на свое имя или передавать его в залог, а также получать денежные средства в кредит и выступать поручителем.
По словам опрошенных «і» экспертов, новшества не оставят равнодушными должников в части легального избавления от груза долгов. «У заемщика появится возможность уйти от всех обязательств или растянуть их во времени. Соответственно у риск-менеджмента банка добавиться еще больше головной боли при определении степени рисковости кредитования физлиц»,— говорит начальник управления по работе с проблемными активами банка «Финансы и кредит» Сергей Мотайло.
С принятием законопроекта, как уверяет юрист международной юридической группы AstapovLawyers Анна Яренко, нагрузка на судебную систему значительно увеличится, поскольку должников-физлиц на сегодняшний день предостаточно. «Ранее уже предпринимались попытки введения процедуры банкротства физического лица, однако безуспешно. Можно предположить, что данный законопроект ждет та же участь, поскольку кредиторы не будут заинтересованы в его принятии»,— предрекает она.
К тому же, предлагаемые законодательные изменения являются несовершенными и требуют доработки. В частности, по словам партнера ЮФ «Лавринович и Партнеры» Станислава Скрипника, проект не регулирует необходимость остановки всех имеющихся исполнительных производств, не определяет конкретные процессуальные процедуры банкротства физлица, которые будут приниматься судом. А внедрение запретов относительно невозможности заниматься предпринимательской деятельностью после признания банкротом, по его мнению, не скажется на объемах проблемных кредитов в банковской системе. «В основном это объясняется тем, что на сегодняшний день существующая процедура банкротства юридических лиц и физических лиц-предпринимателей не выполняет свою главную функцию — восстановление платежеспособности. А напротив — часто используется для уклонения от своих обязательств перед кредиторами»,— подчеркивает эксперт.
Еще одним новшеством документа стало освобождение должников от уплаты любых сборов, процентов комиссий или других стоимостных элементов кредита, которые не являются услугой в определении настоящего закона. Одновременно документ обязывает кредитодателя доказать, что один из оригиналов договора, заключенного в письменной форме, был передан потребителю. «Учитывая недостаточную правовую осведомленность потребителей, некоторые финансовые учреждения не особенно заботились должным информированием заемщика обо всех существенных условиях кредитного договора,— комментирует управляющий партнер адвокатской конторы «Скляренко и Партнеры» Александр Скляренко.— Нередки случаи, когда гражданин, действуя под влиянием привлекательной рекламы, получал кредит на покупку ценных вещей, не только не будучи в полной мере знаком с условиями такой операции, но и не располагая полным текстом соответствующего соглашения». В свою очередь, кредитные менеджеры не заинтересованы предоставлять такую информацию заемщикам, поскольку их доходы зависят от размеров предоставляемых кредитов. Предлагаемые законопроектом новшества, по словам адвоката, позволят предотвратить подобные случаи, закрепляя обязанность банка обеспечить заемщика экземплярами кредитного договора и всех приложений к нему.
Затронет данный законопроект и деятельность коллекторских фирм. Теперь к договорам потребительского кредитования будут применяться положения законодательства о недобросовестной предпринимательской деятельности, которая вводит потребителя в заблуждение. В частности, к ней приравнивается осуществление постоянных телефонных, факсимильных, электронных или иных сообщений и длительные и/или периодические визиты в жилье потребителя без его согласия. Все перечисленное чревато для банкиров и «третьих лиц» проблемами в суде.
Данный пункт проекта фактически запрещает наиболее популярные среди коллекторов меры воздействия на должников. По словам юристов, это низводит коллекторскую деятельность в существующем виде до незаконной.
Однако у самих коллекторов другое мнение на сей счет. «Конечно, это может несколько ограничить сферу деятельности коллекторских компаний, но хочу отметить, что, во-первых, закона, который бы регулировал их деятельность, до сих пор нет, поэтому ссылка законопроекта не совсем корректна с юридической точки зрения,— отмечает генеральный директор группы CredЕx Сергей Деминский.— А, во-вторых, коллекторские агентства в своей массе работают сейчас с договорами, кредиты по которым были выданы в 2007-2009 гг. А данные нормы будут касаться только новых кредитов, которые будут выданы с момента принятия документа».
К тому же, по его словам, норма негативно скажется на банковском секторе — кредитовать с такими оговорками станет совершенно невыгодно. А значит, банкиры будут использовать свое, достаточно сильное, лобби в правительстве, чтобы защитить интересы сектора.
Еще одной нормой акта является то, что потребитель отныне будет обязан заключить предусмотренный условиями кредитования договор страхования исключительно с лицом на усмотрение кредитодателя. Данная норма, как говорит Арсений Милютин, старший юрист ЮФ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», скорее защищает интересы кредиторов, для которых более комфортно сотрудничать со своими страховщиками. «Несмотря на то, что эта норма несколько ограничивает свободу заемщика по выбору источника страховой услуги, однако, так или иначе, интерес кредитора относительно гарантий превалирует»,— продолжает он. А поскольку в большинстве случаев кредиторы просто не предоставляли кредиты, если заемщики не подписывали одновременно договор страхования, законопроект лишь закрепит отношения, которые уже сложились на рынке.
- Информация о материале
64,2% украинцев уверены: сильный руководитель и сильная личность может для Украины сделать больше, чем все демократические процедуры и законы. Таковы результаты соцопроса, проведенного Институтом социологии Национальной академии наук Украины. Кто может претендовать на роль «сильной руки» – в рядах власти и оппозиции, как этот имидж следует использовать для парламентских выборов и как лучше позиционировать такого кандидата – рассказал политолог, президент группы SA Political Communications и глава Ассоциации наружной рекламы Украины Артем Биденко.
«Спрос в украинском обществе на политика, который бы символизировал «сильную руку» безусловно есть. Как показывают соцопросы, стабильно две трети украинского общества желают для страны сильного, жесткого руководителя, даже в ущерб определенным демократическим нормам, – утверждает Андрей Биденко. – Это показывают все соцопросы. И потому не удивительно, что ведущие политики страны – и Янукович, и Тимошенко – традиционно пытаются позиционировать себя именно как сильные, даже жесткие руководители и сильные личности.
Я бы сказал, что вера в сильного руководителя – в «жестокого, но справедливого «батюшку царя» - это штамп, который довольно прочно сидит в украинской ментальности. И во многом этот штамп пришел с востока – у россиян он укоренился еще сильнее. И феномен Путина, и его результат на президентских выборах в России – это яркое тому доказательство».
Есть ли какие-то региональные особенности спроса «на сильную руку» в разных регионах Украины?
В целом, спрос велик во всех регионах. Но особенно сильно он проявляется на юге и востоке страны. Этот макрорегион ментально более связан с Российской Федерацией, чем другая часть страны.
Поэтому если та или иная партия – например, «Батьківщина» или «Фронт змін» хотят позиционировать себя как всеукраинская политическая сила, а не «окапываться» исключительно в Центральной и Западной Украине, они обязаны будут учитывать эту особенность Юго-Востока.
На Ваш взгляд, вообще есть ли в Украине кандидаты, которые могли бы олицетворять понятие «сильной руки» и что должно быть в имидже таких кандидатов?
Такие кандидаты есть. Другое дело, что они еще недостаточно или же неправильным образом «раскручены».
Нужно еще вот что учесть: в Украине уровень доверия к органам власти и социальным институтам крайне низкий. Особенно это касается правительства, Верховной Рады, судов. Есть очень немного исключений из этого невеселого правила – это, прежде всего, армия и церковь. К ним уровень доверия 50% и выше. Поэтому вполне логично предположить, что кандидат на «сильную руку» может быть связан с армией или другими силовыми органами. Но при этом, чтобы баллотироваться, по законодательству, кандидат не может быть действующим военным.
Таких на самом деле людей немного и во власти, и в оппозиции. Среди них могу сразу выделить Кожемякина, Гриценко, Хорошковского, Наливайченко.
Но здесь также важно, чтобы сам факт связи с армией или силовыми органами органично сочетался с личными качествами, внешностью кандидата. И важнее даже не привязка к армии, а личная сила. Например, парадоксально, но против Гриценко в какой-то мере играет его интеллигентность. А вот против Хорошковского, который по слухам как раз и является довольно жестким и требовательным руководителем, играют два фактора: во-первых, его связь с бизнес-структурами (многие его даже больше воспринимают как бизнесмена, а не силовика) и, во-вторых, многие еще помнят скандал, начатый Юлией Владимировной, по поводу того, как Хорошковский следит за своей внешностью. Тоже качество, которое несколько диссонирует с востребованным образом.
Есть еще вариант Наливайченко. Но он сам себя связал с политической структурой, у которой практически нет шансов на следующих парламентских выборах.
Наиболее интересным кандидатом на роль украинского «генерала Лебедя» можно считать генерал-майора Андрея Кожемякина. Бывший военный, оперативник, прошедший путь от оперуполномоченного до замглавы Службы безопасности. В общении одновременно и жесткий, и осторожный. Чем-то по стилю напоминает другого известного силовика – Владимира Путина.
Это может быть довольно интересный вариант для той же «Батьківщини». Конечно, эта фигура еще не раскручена. Но может быть это и позитив. Новое, еще не «поистертое телеэфирами» лицо в данной ситуации может вызвать больше доверия избирателя. К тому же Кожемякин родился в Одессе, служил на Черноморском флоте – т.е. этот человек может стать определенной приманкой для Юго-Востока, где саму Тимошенко и лиц, которые явно с ней аффилиированы, воспринимают скорее негативно. Это в Западной и Центральной Украине можно акцент делать на «Юле волю», а для Юго-Востока нужно что-то другое, более ценностное и позитивное
А как за такой относительно короткий срок можно раскрутить кандидата и что нужно сделать, чтобы люди ощутили силу кандидата?
Насколько я помню, Путина смогли «раскрутить» до уровня реального кандидата на пост Президента России за 6 месяцев до отставки Ельцина. В нашей же ситуации даже цели такой масштабной нет. К примеру, для Гриценко важно доказать, что «первый непроходной» таки может стать проходным. У Хорошковского цель стать реальным кандидатом на пост премьер-министра. У Наливайченко цель – остаться в большой политике. У Кожемякина цель – стать самой главной тенью Юлии Владимировны в «Батькивщине». Он уже возглавляет фракцию БЮТ-Батькивщина в парламенте. Так что шансы на то, чтобы попасть в пятерку и даже на лидерство в списке у него есть.
Ну а что нужно сделать – прежде всего, нужно увеличение знания имени политика, так называемое «проникновение бренда». Практически у всех названных лидеров знание крайне низкое, и необходимо медийными методами его повышать. А дальше нужен контекст – нужна тема, где кандидат сможет раскрыть свой образ – такой темой может быть например, борьба с коррупцией. Особенно в высших эшелонах власти.
- Информация о материале
Страница 1187 из 1561
