В средние века церковь для усиления своего влияния в обществе в целом, и в государстве в частности, устроила «охоту на ведьм». Все люди, имеющие свои взгляды на развитие общества, культуры, науки, медицины, мировоздания, которые отличались от догм церкви или просто не воспринимались служителями церкви, признавались еретиками и подвергались наказанию.
Как работала эта система? Очень просто. Все решения были в одних руках – руках церкви:
- определение ереси;
- определение еретиков;
- проведение анализа проступка, подготовка выводов, проведение следствия над еретиками и оглашение приговора.
То есть, концентрация власти для решения какого-то вопроса в одних руках давала возможность организовать любую «охоту на ведьм».
Переместимся в день сегодняшний. ХХІ век. 2012 год. Украина.
Уголовный кодекс Украины, статья № 359 – «Незаконные приобретения, сбыт или использование специальных технических средств получения информации»:
1. Незаконное приобретение или сбыт специальных технических средств негласного получения информации, а также незаконное их использование, - караются штрафом от двухсот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением воли сроком до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.
2. Те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, - караются лишением свободы на срок от четырех до семи лет.
3. Действия, предусмотренные частью первой или второй этой статьи, совершенны организованной группой или если они причинили существенный вред охраняемым законом правам, свободам или интересам отдельных граждан, государственным или общественным интересам или интересам отдельных юридических личностей, - караются лишением свободы на срок от семи до десяти лет.
Данная статья входит в раздел XV УК Украины «Преступления против авторитета органов государственной власти, органов местного самоуправления и объединений граждан»
Попробуем проанализировать, о чем же эта статья.
Первое. Что же это такое «специальное техническое средство негласного получения информации»?
Определение специальных технических средств негласного получения информации дано только в одном ведомственном !!! приказе – приказе Службы безопасности Украины от 31.01.2011 № 35: «специальные технические средства для снятия информации с каналов связи, другие средства негласного получения информации (СТС) – технические, программные средства, оборудование, аппаратура, приборы, устройства, препараты и другие изделия, предназначенные (специально разработанные, изготовленные, запрограммированные, приспособленные) для негласного получения информации».
Ни перечня каких-либо групп изделий, относящихся к СТС, ни их критериев или признаков ни в этом, ни в каком либо другом нормативно-правовом акте Украины не дано.
Поэтому ни производитель СТС, ни производитель других технических (электронных, оптических, программных) средств, оборудования, аппаратуры, приборов, устройств и препаратов, ни простой гражданин Украины или зарубежья не знает, да и не может знать, не подпадает ли техническое средство, которое он произвёл, купил, продал или хранит у себя под определение специального технического средства негласного получения информации.
Второе. Кто же стоит на страже закона (то есть применения статьи 359 УК Украины)?
В соответствии со статьёй 112. «Подследственность» Уголовно-процессуального кодекса Украины: «По делам о преступлениях, предусмотренных статьей 359 Уголовного кодекса Украины, досудебное следствие осуществляется следователями органов Службы безопасности Украины».
Третье. Кто же все таки определяет относится ли разработанное, произведенное, проданное или купленное техническое средство к СТС или нет?
Конечно эксперты. Но чьи? Согласно Закону Украины «О судебной экспертизе» судебно-экспертную деятельность осуществляют государственные специализированы учреждения. К государственным специализированным учреждениям принадлежит экспертная служба Службы безопасности Украины (на сегодня – Украинский научно-исследовательский институт специальной техники и судебных экспертиз Службы безопасности Украины). А значить экспертизы в отношении СТС делают эксперты Службы безопасности Украины.
Четвертое. А судьи кто?
О честности, независимости и непредвзятости украинских судов ходят легенды. Особенно, если в суд передаются материалы от Службы безопасности Украины, которая жестоко «борется» с коррупцией в высших эшелонах власти (в том числе, в судах).
И последнее.
Государство наделило полной властью (монополией) Службу безопасности Украины в вопросе контроля над специальными техническими средствами негласного получения информации:
1) в соответствии с Указом Президента Украины от 13.04.2001 № 256 реализацию государственной политики с разработки, изготовления, реализации и приобретения специальных технических средств для снятия информации с каналов связи, других средств негласного получения информации и обеспечения государственного контроля и координации деятельности государственных органов в этой сфере осуществляет Служба безопасности Украины.
2) указом Президента Украины от 16.01.2006 № 1556 «О соблюдении прав человека во время проведения оперативно-технических мероприятий» указано «Службе безопасности Украины повысить уровень работы по выявлению, предотвращению и прекращению фактов приобретения или использования специальных технических средств для снятия информации с каналов связи, других средств негласного получения информации субъектами, которым не предоставлены права на проведение оперативно-розыскной деятельности».
3) в соответствии с Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» разработка, изготовления специальных технических средств для снятия информации с каналов связи, других средств негласного получения информации, торговля специальными техническими средствами для снятия информации с каналов связи, другими средствами негласного получения информации подлежат лицензированию. Служба безопасности Украины определена органом лицензирования отмеченного вида хозяйственной деятельности (постановление КМУ от 14.11.2000 № 1698).
4) в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 13.03.2002 № 288 «Об утверждении перечня центральных органов исполнительной власти, на которые полагаются функции технического регулирования в определенных сферах деятельности и разработки технических регламентов» на Службу безопасности Украины возлагаются функции технического регулирования в сфере специальных технических средств для снятия информации из каналов связи, других средств негласного получения информации.
5) реализацию государственной политики в сфере государственного экспортного контроля над товарами двойного назначения (к которым почему-то отнесено СТС) обеспечивает Государственная служба экспортного контроля Украины. Но, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 28.01.04 г. № 86 «Об утверждении Порядка проведения государственного контроля за международными передачами товаров двойного назначения» для получения разрешения Госэкспортконтроля на экспорт (временный вывоз), импорт (временный ввоз) СТС (или товаров, которые якобы могут быть использованы в качестве СТС) экспортерами или импортерами вместе с заявлением к Госэкспортконтролю подается согласование Службы безопасности Украины.
Кроме того, «Вывод» относительно принадлежности/непринадлежности товаров к части 3 раздела 5 «специальные технические средства» Списка товаров двойного назначения тоже предоставляет Служба безопасности Украины (примечание к дополнению 1 постановления КМУ №86)
Круг замкнулся. Как говорится «сам п'ю, сам гуляю, сам стелюся, сам лягаю»!
А теперь заглянем на сайт Службы безопасности Украины.
Постоянно появляются сообщения об успехах Службы безопасности Украины по изъятию у граждан Украины всяких ручек, часов, брелков, радионянь, видеокамер и других технических средств, которые непонятно как признаются специальными техническими средствами, а так же об осуждении этих «преступников». Но, ни разу не встретишь сообщения о предотвращении нарушений конституционных прав граждан, таких как:
- гарантия неприкосновенность жилья и другого имущества;
- гарантия тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции;
- гарантия невмешательства в личную и семейную жизнь.
Постоянные информационные скандалы о нелегальных видео- и аудиозаписях, прослушиваниях мобильных телефонов, слежках, обысках, вскрытиях офисов, квартир, транспортных средств, писем и посылок почему-то не наводят на мысль наших чиновников, что надо бороться против нарушений конституционных прав граждан, а не против непонятных для общественности специальных технических средств негласного получения информации.
Или нам нужна новая «охота на ведьм»?