Уже прошло несколько месяцев с тех пор, как начал действовать приказ МОЗ №723 «Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами» от 31.10.2011. Какие изменения внесла мини-реформа в аптечную сферу и как повлияла на реальный торговый оборот лекарств в стране?

 

Продавать запретили, но покупать можно…

 

Одним из существенных изменений, которые привнесли новые Лицензионные условия, стало упразднение возможности торговать лекарствами дистанционно, т. е. через сеть Интернет и почту. В соответствии с п. 2.6. Лицензионных условий, «запрещается дистанционная (через Интернет) торговля лекарственными средствами, а также продажа лекарственных средств почтой и через любые учреждения, кроме аптечных, и за их пределами». Поэтому «розничная торговля лекарственными средствами осуществляется только через аптеки и их структурные подразделения, кроме случаев, предусмотренных законодательством». Оптовая торговля тоже, кстати, осуществляется только через аптечные склады (базы). При этом стоит отметить, что в тех местах, где аптек нет (например, в сельской местности), розничная торговля может осуществляться в помещениях фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов, сельских участковых больниц, амбулаторий, амбулаторий общей практики семейной медицины, причем исключительно работниками этих учреждений, имеющими медицинское образование, на основании договоров, которые заключены с субъектами хозяйствования, имеющими соответствующие лицензии. Т. е. жителям сел можно спать спокойно: уборщица сельской больницы не сможет продать им лекарство.

 

В принципе, такой подход верен, так как поможет в борьбе с поддельными лекарствами. Но с другой стороны, он создаст определенную монополию. Например, сельские врачи будут прописывать больным в основном те лекарства, которые есть у них в продаже (читай: специально завозятся), а не те, которые нужны или которые дешевле. За это лоббирование определенного производителя сельские врачи будут получать процент, зависящий, разумеется, от количества продаж. За примерами далеко ходить не нужно: несколько лет назад даже в городских больницах существовало негласное требование приобретать лекарства только в аптеках, находящихся на территории больницы.

 

А что уж говорить о том, что на территории Украины в силу различных причин не всегда продаются необходимые лекарства – некоторые можно купить только за пределами страны. И самым доступным способом для этого до сих пор были Интернет или почта. Хотя, если внимательно проанализировать текст документа, там нет ни слова о запрете покупки лекарств через сеть Интернет. Да, компании, находящиеся в Украине, должны осуществлять продажу лекарств через аптеки, но кто мешает потребителю заказать альтернативное лекарство у иностранного производителя (при условии, конечно, что оно зарегистрировано в Украине)?

 

Неоднозначность ситуации в том, что поиск по запросу «интернет-аптеки» по-прежнему выдает целый список таких учреждений, сайты которых работают, – заходи, выбирай товар, заказывай и покупай. Более того, из телефонного общения с несколькими аптеками, торгующими лекарствами через Интернет, стало очевидным, что прекращать такую торговлю никто не собирается. Ведь, по сути, и для аптек, и для производителей это дополнительный рынок сбыта, а для покупателей – удобный способ приобретения товара. Поэтому причины, по которым торговля лекарствами через Интернет запрещена, до конца все-таки не ясны. Во всяком случае, разумных аргументов и каких-то здравых предпосылок для этого нет и не было. Понятно, что основной мотив – это защита прав потребителя. К слову, по информации Государственной службы Украины по лекарственным средствам, в 2011 г. в 213 случаях из 629 проверок лабораторный анализ выявил несоответствие требованиям аналитической нормативной документации. Эксперты сходятся во мнении, что оптимальным решением в этой ситуации стал бы не полный запрет, а ограничение лишь продажи лекарств через Интернет. Допустим, можно было бы предоставить возможность торговать on-line только тем аптекам, которые имеют свои стационарные точки. Тогда и конечного потребителя можно оградить от шарлатанов, могущих продать поддельное или просроченное лекарство, и покупателю дать возможность приобретать через сеть Интернет лекарства в той аптеке, которой он доверяет.

 

Рекламу запретить, площадь уменьшить!

 

Еще одной новеллой Лицензионных условий стал запрет на рекламу – в частности, тех лекарственных препаратов, которые отпускаются по рецепту. По мнению МОЗ, такая норма была введена для того, чтобы лицензионные условия соответствовали ЗУ «О рекламе», который содержит прямой запрет такой рекламы: «Запрещается реклама лекарственных средств, применяемых и распространяемых только по предписанию (рецепту) врача».

 

Также специалисты отмечают, что несущественно изменились требования к общей минимальной площади аптек в поселках городского типа и селах. Площадь аптеки в пгт теперь должна быть не менее 40 кв. м при площади торгового зала не менее 18 кв. м, в селах – не менее 30 кв. м и 10 кв. м соответственно. При этом помещение для хранения лекарственных средств должно быть минимум 6 кв. м, а размер комнаты для персонала – не менее 4 кв. м. Ранее действовавшим документом требования к площади для всех аптек сельской местности устанавливались на уровне не менее 40 кв. м, поэтому изменения можно считать вполне позитивными. Как отмечают владельцы аптек, им не придется расширять площадь своих владений, как могло бы произойти, если бы нормативы были изменены в сторону увеличения минимально допустимых размеров, что неизбежно привело бы к немалым расходам.

 

Зарубежный опыт

 

США. Законодательство США (Controlled Substances Act, 21 USCS § 802 (52)) определяет интернет-аптеки как физические или юридические лица, которые продают рецептурные или безрецептурные лекарственные средства через Интернет и посылают их потребителям по почте или с помощью службы доставки. Первые интернет-аптеки, такие как drugstore.com, planetRx.com и yourpharmacy.com, появились в США в конце 1990-х гг.

 

ЕС. Развитие аптечного бизнеса в европейском сегменте сети Интернет происходит гораздо медленнее. В большинстве европейских стран действует запрет на деятельность интернет-аптек. Лишь относительно небольшое число стран ЕС жестко регулирует их деятельность с помощью обязательной специальной регистрации, в результате чего такие компании вынуждены работать в рамках законодательного поля определенной страны. Среди них Дания, Германия, Нидерланды, Швейцария и Великобритания.

 

Тунис. Аптека в Тунисе – это не только место, где можно приобрести нужные медикаменты. Здесь работают специалисты с врачебным образованием, которые всегда могут дать небольшую консультацию. Если заболевание не очень серьезно, они могут сделать укол, измерить давление или оказать первую медицинскую помощь. О продаже лекарств через Интернет здесь не ведают.

 

Польша. Продажа лекарственных средств через Интернет была запрещена в этой стране нижней палатой парламента в феврале 2007 г., но уже через несколько месяцев это решение было отменено верхней палатой на основании того, что противоречит законодательству ЕС. После этого Министерство здравоохранения разработало правила, согласно которым осуществлятется такая коммерческая деятельность: 1) должна быть обеспечена 24-часовая телефонная линия помощи, 2) препараты следует транспортировать в условиях, обеспечивающих контроль температуры, 3) название и информацию о препарате необходимо указывать на внешней стороне пакета для перевозки.

 

Швеция. Apoteket в настоящее время является единственным предприятием, которому разрешено продавать лекарственные средства населению Швеции. Таким образом, интернет-сервис по продаже лекарственных средств также осуществляется этим предприятием.

 

Россия. Постановление правительства РФ от 27 сентября 2007 г. №612 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом» напрямую запрещает дистанционную продажу медикаментов.