В минувшую среду премьер-министр Николай Азаров вновь напомнил стране о Соцпакете Виктора Федоровича – в части, касающейся доступной ипотеки. О кредитах на жилье по 2-3% годовых, с 7 марта – когда эту инициативу анонсировал сам Президент, знает уже, пожалуй, вся страна. При сегодняшних рыночных ипотечных ставках свыше 18%, президентское предложение действительно кажется доступным. Однако в нем сомневаются даже депутаты от Партии Регионов.

 

К примеру, известный столичный застройщик (почетный президент «Лико-Холдинга»), он же – замглавы парламентского комитета по вопросам строительства, градостроительства, ЖКХ и региональной политики, «регионал» Игорь Лысов на просьбу «Комментариев» охарактеризовать будущие механизмы новой программы, сразу же отказался обсуждать процентную ставку. В принципе, о самой программе он высказался не иначе, как о поручении банкам сделать все возможное, а получится или нет – дело другое. «Я считаю, что Президентом дано прямое поручение всем финансовым учреждениям и Кабинету министров сделать все для того, чтобы на программу ипотеки было обращено серьезнейшее внимание, чтобы программа действительно была доступной, чтобы люди могли получить процентную ставку по своим доходам. Я не буду говорить по процентам – но это очень важное поручение», – отметил «Комментариям» Лысов.

 

Правда, позже все-таки признался в том, что 2-3% будут притягивать буквально за уши: «Я более пессимистичен по отношению к 2-3%. Но я уверен, что это будет хороший всплеск на рынке, и финансовые учреждения сделают все возможное для того, чтобы максимально приблизить стоимость ипотеки к тем процентам, о которых говорил Виктор Федорович. Видимо, Виктору Федоровичу предоставили источники, из которых можно почерпнуть средства для широкой и массовой ипотеки».

 

Здесь стоит отметить немаловажную деталь. Еще на брифинге в понедельник первый замглавы АП Ирина Акимова чуть приоткрыла карты. С ее слов, сегодня Министерство финансов и Национальный банк только начали прорабатывать конкретные механизмы начинающейся (между прочим) с мая программы. Предполагается, что к ней будут подключены не только государственные, но и коммерческие банки. Более того, два вышеуказанных ведомства разрабатывают и критерии, которым должны соответствовать потенциальные заемщики – это будут, в первую очередь, малообеспеченные люди и молодые семьи. Мол, остальные справятся и с рыночными ставками по ипотеке. А на фоне ее высказывания о том, что в текущем году больше миллиарда гривен на ипотеку от Президента из бюджета ждать не приходится –  очевидно, что уже сегодня на Банковой ищут пути отступления. Слова же Азарова о том, что «квартирный вопрос» за 10 лет будет решен для всех семей с совокупным доходом от 5 тыс. грн. – от лукавого. Вернее, исключительно политического характера. Взять хотя бы озвученные Николаем Яновичем минимальные 4 тыс. грн. за квадратный метр – даже по правительственным нормативным актам, минимальная стоимость «квадрата», при условии бюджетного участия, в самом депрессивном поселке страны на сегодня стартует от 4290 грн.

 

Специалисты, конечно, могли сказать Президенту, что сегодня вес ипотечного кредитования в общем объеме сделок с недвижимостью составляет 1%. А до кризиса этот показатель был 70%. И надо бы сделать все, что чтобы возвратить эту статистику.

 

Однако, Виктор Федорович также не мог ни знать и мнения своего персонального советника – Владимира Стельмаха. Еще будучи главой Нацбанка, Владимир Семенович участвовал в одном из первых министерских заседаний по доступному жилью правительства Николая Азарова (совещание прошло 19 марта 2010-го, тогда как только 11 марта был сформирован новый Кабинет министров). Тогда, только пришедшая к власти команда решила по серьезному взяться за государственные жилищные программы и пригласила Стельмаха обговорить пути рефинансирования коммерческих банков, работающих с ипотекой и кредитованием застройщиков. Владимир Семенович со свойственной ему невозмутимостью лишь сказал, что строительство – это глубоко инфляционная отрасль и поэтому НБУ готов дать рефинансирование минимум под 12,25% при конечной ставке по кредиту банка-участника в 15-16%. А чуть позже, уловив разочарование присутствующих банкиров и чиновников, добавил, что нужно рассчитывать на «заначки» населения. «Есть у населения деньги. Мы проверяли – есть. 150 миллиардов на руках в гривне и, уважаемые, еще 60 миллиардов в долларах – и курс тут ни при чем», – сказал тогда главный банкир страны. Автор этих строк, присутствовавший на том совещании, помнит и то, как закончил свой макроэкономический спич Владимир Семенович, отрезав напоследок еще раз об инфляции и коррупции, и что, мол, поэтому, Нацбанк не считает нужным связываться с такими рисками.

 

Как видим, после той встречи два года назад власть только сейчас вспомнила о «квартирном вопросе». Ведь по официальным данным профильного министерства за все 2010-2011 годы по программе строительства доступного жилья государство профинансировало всего чуть более 167 млн. грн. Помощь получили 1350 семей. Это из более чем 1,2 млн. очередников.

 

Кстати, так же неудачно закончилось и возрождение жилищного строительства при премьере Юлии Тимошенко, копировать «инновации» которой – главный талант нынешнего правительства. В августе 2009-го она объявила о масштабной программе выкупа квартир в недостроях за бюджетные средства – при одновременной передаче квартир очередникам. При этом стоимость «квадрата», на которую согласилось правительство, варьировалась от 2,5 тыс. до 4,2 тыс. грн. В то время СМИ неоднократно писали о том, что выкуп недвижимости осуществлялся преимущественно у компаний, владельцы либо совладельцы которых были членами БЮТ. Дошло до того, что спикер столичного строительного гиганта, – холдинга «Киевгорстрой», – открыто начал критиковать программу. Однако позднее эту информацию в компании опровергли. Из-за этого инцидента, по слухам, Юлия Владимировна лично звонила президенту компании и напоминала, кто,  кому и почему в свое время отдал на генподряд арену «Олимпийского».

 

Как бы там ни было, а нынешняя «активизация» строительства доступного жилья также смешана с политикой. И, видимо, дело даже не в правильных либо не правильных политиках. И, по большому счету, не в процентных ставках. Ведь даже участники рынка признаются, что одна только «коррупционная составляющая» добавляет к стоимости квадратного метра, по меньшей, мере около 40%.