Статьи
Transparency International Украина объявила о начале национальной мониторинговой кампании соответствия стиля жизни украинских чиновников, задекларированному ими богатству. Первые результаты кампании украинское подразделение Transparency International обещает опубликовать в сентябре 2013 на сайте www.anticorruption.in.ua.
Проверке подлежит образ жизни чиновников местного и центрального уровня, министров, председателей областных государственных администраций, городских председателей областных центров, а также всех их заместителей.
Алексей Хмара, исполнительный директор Transparency International Украина говорит: «Нас интересует 5 компонентов стиля жизни — официальные доходы служащего, его хобби, путешествия и отпуска, обучение служащего и членов его семьи и, конечно, собственность: движимое и недвижимое имущество. Если расходы на содержание этого стиля жизни в несколько раз выше, чем годовой доход служащего, то понятно, что деньги получены из нечестных источников. Выявить и исследовать такие случаи — это и есть наша цель».
Кампания будет состоять из нескольких этапов. Сначала общественные аудиторы в лице представителей более 40 мониторинговых неправительственных организаций, журналистских агентств и активистов, объединенные в Гражданское партнерство «За открытость имущественных деклараций публичных служащих Украины», собирают данные о стиле жизни всех фигурантов мониторинга. Источниками служат данные имущественныхи налоговых деклараций, выписки из общедоступных онлайн реестров, публикации в печатных и электронных СМИ органов власти, ответы на запросы в Государственную регистрационную службу, держателям акций и т.п. Эти данные проверяются и оцениваются представителями организации гражданского партнерства. Предварительные результаты публикуются и проводятся подробные расследования по тем чиновникам, чей стиль жизни превышает задекларированный размер дохода. Далее декларанту будет предложено добровольно упорядочить неточности в декларации. В случае отказа или игнорирования их дела будут переданы в правоохранительные органы.
«Декларация чиновника должна быть вывешена на сайте того органа, в котором он работает, и находиться там ни день, не два, а год. Т.е. мы все будем публично наблюдать за этими декларациями», — подчеркивает Виктор Чумак, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией.
При этом в организации отмечают, что эффективность мониторинга содержания имущественных декларации напрямую зависит от возможности доступа общественности к самой декларации. «В условиях Украины доступ граждан к такой информации значительно затруднен», — подчеркивают в международной организации.
По словам Игоря Попова, первого заместителя председателя Национального агентства Украины по вопросам государственной службы (Нацгосслужба), исправить эту проблему должен Единый портал имущественных деклараций публичных служащих. «Возможно, он сможет заработать с 2017 года, если на это будут предусмотрены средства в бюджете 2015», — делает краткий и не очень обнадеживающий прогноз Игорь Попов.
Во время презентации концепции национальной мониторинговой кампании о возможностях Единого портала должен был рассказать Сергей Коваленко, представитель Координационного центра по внедрению экономических реформ при Президенте, однако по неопределенным причинам он так и не появился на мероприятии. На просьбу «proIT» дать более подробную информацию о технических аспектах и возможностях Единого портала Наталья Кириченко, представитель Координационного центра ответила отказом, сославшись на то, что законопроект, регламентирующий запуск портала еще не зарегистрирован в парламенте.
По ее словам, законопроект «О внесении изменений в закон «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», который должен ввести понятие Единого портала имущественных деклараций публичных служащих сейчас разрабатывается в рамках исполнения программы экономических реформ на 2010-2014 «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», утвержденной указом Президента 12 марта 2013.
В частности, п. 222.2 программы возлагает на премьер-министра и Нацгосслужбу ответственность за разработку и внесение на рассмотрение Верховной Рады законопроекта о «расширении перечня должностных лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера которых подлежат обязательному обнародованию; введении обязательной публикации на специальном едином веб-портале деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера должностных лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, подлежащих обязательному обнародованию».
В соответствии с программой, премьер-министру и Нацгосслужбе установлен дедлайн до конца июня 2013. На каком этапе сейчас находится разработка законопроекта Наталья Кириченко затруднилась ответить, сказала только, что до конца июня документ будет вынесен на рассмотрение правительства. «Если его не вернут на доработку, тогда законопроект будет зарегистрирован в парламенте, и можно будет обсуждать возможности Единого портала», — говорит представитель Координационного центра.
Примечательно, что нововведения в закон «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», принятые в мае 2013 года, предусматривают возможность обнародования имущественных деклараций на официальных сайтах органов власти или местного самоуправления. Но в то же время, принятая норма оставляет право обнародовать декларацию в печатных изданиях. И если для публикации на сайте установлен обязательный срок размещения документа не менее года, то в печатном издании декларация может быть обнародована только один раз.
«При наличии такой альтернативы будет пользоваться спросом публикация именно в печатных изданиях. Это будет особенно популярно в изданиях местного уровня с мизерным тиражом, который сразу же выкупается самим декларантом или по его поручению», — утверждают в Transparency International Украина. Поэтому в международной организации считают, что Единый портал имущественных деклараций публичных служащих обеспечит общедоступность имущественных деклараций чиновников, что позволит общественным организациям гораздо более эффективно осуществлять их независимый контроль.
Впрочем, в Украине, где большая часть населения получает зарплату в конверте, утаить размер доходов госслужащему не составляет особого труда. В то же время, размер трат скрыть существенно сложнее. Если бы в стране не только декларировалась, но и велась борьба с коррупцией, тогда Единый портал деклараций расходов и доходов госслужащих был бы одним из популярнейших ресурсов в украинском сегменте интернета.
- Информация о материале
Последние громкие события на туристическом рынке, взбудоражившие крайне восприимчивую туристическую общественность, вынудили государство обратить внимание на то, что в украинской экономике все еще существует туристическая отрасль. Проблемы стабильности ценообразования на рынке, надежности отдельных туроператоров, перспектив развития туристического бизнеса в целом заставили обратить свой ясный взор на отрасль не кого-нибудь, а самого Николая Азарова. Это повлекло за собой шум в прессе и некоторые не особо приятные для руководства Государственного агентства по туризму и курортам (ГАТК) оргвыводы. Последнее, слишком буквально и последовательно исповедуя принцип невмешательства, уже давно разместило на своем фамильном гербе лозунг древнегреческих врачевателей "не навреди", сведя государственное управление рынком в основном к его статистическому учету и отчетности.
Так или иначе, как оказалось, когда разгорелся пожар, Агентство не смогло предоставить даже свое видение дальнейшего нормативно-правового регулирования рынка, с детской непосредственностью разместив на собственном сайте законопроекты, инициированные различными субъектами туристической индустрии. Поэтому, несмотря на обилие разговоров, мыслей и инициатив на рынке в связи с необходимостью доработки действующей редакции закона о туризме, обсуждать сейчас какой-либо официальный законопроект ГАТК не представляется возможным. Зато необходимость такой доработки ни у кого не вызывает сомнений.
На отечественном туристическом рынке, при попустительстве государства, создались условия, благоприятные для всевозможных злоупотреблений со стороны разных субъектов туристической деятельности. О чем идет речь? В первую очередь, о так называемых финансово-туристических пирамидах, составляющих одно из основных препятствий для стабильности и развития туристического рынка.
Чтобы лишний раз не обидеть тех субъектов, которые и так сегодня у всех на устах, давайте вспомним не такую уж давнюю историю некогда могучего туристического оператора "Кария тур", обанкротившегося в 2010 г. и оставившего на территории Турции 1,8 тыс. украинских туристов. Один из турецких владельцев "Карии" Озгюр Экинджи в интервью местной прессе объяснил причину банкротства так: "Мы не смогли заполнить места на арендованном чартере. Чтобы остаться на плаву, начали продавать билеты в убыток, но так и не смогли достичь необходимого объема продаж. Тогда мы объявили себя банкротами".
Банкротство турецкой компании привело к остановке деятельности ее украинской дочки. С тех пор отечественный рынок постигло еще несколько подобных банкротств, случающихся каждый сезон с завидной регулярностью. Нестабильность рынка, находящегося в состоянии постоянной лихорадки из-за обоснованных, не обоснованных, а где-то и откровенно надуманных подозрений и слухов относительно платежеспособности того или иного туроператора, доводит напряжение на рынке до уровня гитарной струны, обрыв которой может быть вызван паникой вследствие вполне безобидных явлений в жизнедеятельности того или иного оператора. В такой ситуации крах турфирмы может быть вызван не уровнем ее платежеспособности, но обстоятельствами весьма субъективными, начиная от технических сбоев в работе программного обеспечения и заканчивая происками коварных конкурентов.
Проблема усугубляется тем, что государство никоим образом — ни контрольными мероприятиями, ни специальным надзором, ни установленными нормативами — короче никак не гарантирует надежность и добросовестность туроператора, аккумулирующего у себя в одночасье десятки миллионов совсем не своих гривен. Получая такие колоссальные денежные средства в управление, оператор фактически предоставляется сам себе, распоряжаясь ими по своему усмотрению. При этом туристические операторы, подобно трастовым компаниям образца 1992–1995 гг., не должны соответствовать каким-либо нормативам финансовой платежеспособности или обеспечивать исполнение собственных обязательств перед туристами и агентствами. К чему привела подобная либеральность законодателя в отношении трастов, и почему сегодня финансово-кредитные учреждения обременены обязанностью соблюдать жесткие финансово-экономические нормативы, мы хорошо знаем.
Поэтому необходимость доработки законодательного поля туристического бизнеса — более чем очевидна и не вызывает разногласий. Разногласия вызывает сама модель туристического рынка, которую каждая группа заинтересованных субъектов видит по-своему.
Так, инициатива одного из объединений туристических операторов, гордо называющего себя Ассоциация лидеров турбизнеса Украины (АЛТУ), не мудрствуя лукаво, предусматривает создание теплой ванны для узкого круга счастливых участников этой ассоциации. Показательно, что именно этот документ с непонятным статусом был размещен на сайте ГАТК. Надо полагать, в отсутствие законодательной инициативы самого государственного органа он практически открыто предлагался Агентством при обсуждении для принятия за основу.
Изюминкой законопроекта стало новое слово в определении правового статуса так называемых саморегулирующихся организаций туристических операторов, к коим себя относит и АЛТУ. Именно они, по предложенной модели, являются тем атомом, вокруг которого вращаются все электроны туррынка Украины. Ведь членство в них является обязательным для всех туристических операторов. В качестве дополнительного бонуса эта новоявленная Альфа и Омега туристического рынка получает практически эксклюзивное право поручаться за исполнение обязательств туристических операторов перед третьими лицами, что является также обязательным условием осуществления туроператорской деятельности.
Какие обстоятельства, кроме огромного желания отцов-основателей, послужили предпосылками для наделения объединения предприятий не свойственной ему банковской функцией, — неизвестно. Как не понятно и то, чем, кроме своего амбициозного названия, АЛТУ прогарантирует финансовые обязательства своих не менее амбициозных членов, не говоря уже о новых потенциальных участниках, разрывающих сегодня рынок своими объемами продаж. И кто обеспечит финансовое состояние самой АЛТУ, которое, в отличие от банковских учреждений, является для всех загадкой? На протяжении всего периода независимости Украинское государство выстраивало сложную многоуровневую систему финансовых нормативов и гарантий стабильной деятельности банковских учреждений. Но даже они не смогли обезопасить банковский сектор от краха десятка банковских учреждений в конце 2008-го — начале 2009-го. Что уж говорить об организации, в принципе не контролируемой государством в силу своего статуса? Именно поэтому для нас является неприемлемой практика развитых стран Европы, где объединения туристических операторов действительно играют стабилизирующую функцию
на рынке. Ведь там подобный механизм формировался снизу, самими туроператорами, и уже позднее получил правовую защиту со стороны государства. Как вы понимаете, ничего
общего с инициативой АЛТУ это не имеет.
Конечно, основную проблему украинского туристического рынка — нестабильность существующих туроператоров, обилие финансово-туристических пирамид — решать необходимо как можно быстрее. Но решение одной проблемы не должно порождать другие негативные последствия для рынка, как то монополизация рынка со стороны тех или иных групп игроков. Поэтому финансовое обеспечение обязательств туроператоров, с одной стороны, должно быть ликвидным, но с другой — привязанным к объему продаж того или иного оператора. Поэтому единственным механизмом обеспечения обязательств туроператоров должны стать либо банковская гарантия, либо банковский депозит, а объем гарантии должен составлять определенный законом процент (от пяти до десяти) от суммы продаж туроператора в прошлом сезоне и/или его планов на следующий сезон. Здесь не может быть исключений или компромиссов! Гарантия должна быть ликвидной, а обеспечение — гарантировать платежеспособность оператора, но не выступать барьером для вхождения на рынок небольших субъектов.
По тем же причинам нецелесообразным является предложенные Агентством совместно с АЛТУ ограничения деятельности небольших туроператоров и агентств в виде запрета на предоставление услуг по визовой поддержке и даже (!) ограничения расчетов в иностранной валюте, что прямо противоречит валютному законодательству.
Вместе с тем, во всех известных вариантах изменений в закон о туризме отсутствуют какие-либо общепринятые нормы, способные сами по себе обеспечить стабильность и прозрачность работы туристических операторов как субъектов, составляющих основу туристического рынка. Таковыми должны стать обязательный аудит туристических операторов аудиторскими компаниями, определенными Агентством на основании их репутации, публикация подтвержденной аудиторами финансовой отчетности туроператоров. Вне всякого сомнения, стоит рассмотреть возможность введения для туристических операторов определенных финансово-экономических нормативов (платежеспособности, ликвидности и т.д.), которые давно уже введены на рынках, оперирующих чужими деньгами.
Отметим, что за рубежом гарантии добросовестности операторов, в т.ч. и запрет на нецелевое использование денег туристов оператором, прямо прописан в законодательстве. Такие нормы, к примеру, содержатся в США, что позволяет в значительной мере ограничить деятельность мошенников на рынке. При этом, если туроператор, в силу объективных обстоятельств, не может немедленно перечислить партнеру (отелю, авиакомпании) полученные от клиента средства, он обязан хранить их на специальном трастовом счете в банке, не используя их вообще. Например, в Калифорнии туроператор не может получить даже своего комиссионного вознаграждения до тех пор, пока документы, удостоверяющие право на тур (напр. авиабилеты), не будут на руках у туриста.
Мы безнадежно далеки от иллюзий о возможности введения подобных ограничений в законодательстве Украины уже сегодня. Однако шаги в этом направлении, бесспорно, необходимо делать. Начать, по крайней мере, с обеспечения работы всех туристических операторов и агентств "по белому", возможно, предоставив им право на получения оплаты за туры в иностранной валюте и обеспечив работу всех без исключения участников рынка в рамках действующего законодательства об обороте налички. Реализация такой задачи позволит не только вывести из тени значительные средства, оборачиваемые "серыми" операторами, но и реально защитить интересы украинского туриста, который, соблюдая законодательство при оплате тура, сможет требовать его соблюдение туроператором и турагентом при предоставлении услуг.
Сектором, где не требуется излишнее государственное регулирование, является турагентская деятельность. Вместе с тем отмена лицензирования турагентской деятельности явно негативно повлияла на надежность и безопасность предоставления услуг конечному потребителю, о чем свидетельствуют участившиеся случаи мошенничества со стороны недобросовестных турагентов. Достаточно обоснованным является в этом контексте введение специального реестра туристических агентств, равно как и повышение уровня финансового обеспечения их обязательств. Однако основным стабилизирующим элементом рынка является деятельность туристических операторов, формирующих продукт, и именно они должны создать необходимые условия для стимулирования развития добросовестных агентств.
Без всякого сомнения, необходимо кардинально пересмотреть место Государственного агентства по туризму и курортам на туристическом рынке. Безучастный соглядатай должен стать активным государственным регулятором, управляющим рынком, а не плывущим по его течению. Это вполне реально осуществить в рамках действующего законодательства, доработав соответствующим образом лицензионные условия туристической деятельности. Именно на уровне этого нормативного акта можно установить большинство из указанных выше норм и правил, крайне необходимых сегодня рынку. Но главное — это отсутствующая сегодня активная жизненная позиция руководства ГАТК, отсиживавшегося до сих пор в уютном окопчике собственной безответственности.
Дальнейшее промедление реформирования рынка может иметь для туризма в Украине крайне негативные последствия. Ведь без этого отечественный туристический рынок навсегда утратит шансы прийти к цивилизованным стандартам и правилам, существующим в развитых странах Европы и США, а украинские туристы и туристические агентства продолжат игру в рулетку с очередными туристическими пирамидами. И не понятно, сколько еще должно появиться на рынке финансово-туристических пирамид, насколько сильной должна быть порождаемая ими лихорадка рынка, и сколько еще туристов должны пострадать от деятельности таких горе-бизнесменов, чтобы государство наконец всерьез обеспокоилось проблемами этой, отнюдь не маленькой, отрасли отечественной экономики.
- Информация о материале
История с раскрытием более чем ста тысяч офшорных счетов Британских Виргинских островов и островов Кука Международным консорциумом журналистов-расследователей (ICIJ) шагает семимильными шагами по всему миру. То тут, то там в различных странах планеты вспыхивают скандалы, после того, как становится известным, что какой-то из местных политиков или их родственников пытался спрятаться в налоговом раю.
Но под прицел журналистов попадают уже не только депутаты, министры и прокуроры. СМИ начали раскручивать и схемы ухода от фискального давления государства крупные корпорации. Тут уже успели «попасть» Япония с Голландией: в первом случае из-за отмывания денег крупными компаниями, а во втором из-за вовлечения национальных банков в офшорные схемы.
«Офшоргейт», как прозвали его некоторые иностранные медиа, докатился уже и до наших ближайших соседей из бывшего СССР. Пока первая в этом списке Россия, сотни граждан которой так, или иначе, стали известны после раскрытия закрытой информации. Правда, известия о счетах политиков, чиновников, бизнесменов не сильно взволновали страну и ее политбомонд. На фоне постоянных скандалов с коррупцией, отмыванием денег и других прелестях постсовесткого развития бывшей империи, опубликование фамилий и счетов выглядят бледно.
Но если в России этот вопрос хотя бы «засветили», то в государстве Украина, которое постоянно думает, как бы содрать со своих граждан последнюю шкуру, открытие такого пласта информации об офшорах то ли не замечают, то ли делают вид, что не замечают.
Согласно базе данных, которая на сегодняшний день сформирована ICIJ, с Украиной связано чуть более ста офшорных компаний, а в публичном доступе есть фамилии более чем 150 людей – собственников или директоров этих самых компаний.
Следует сразу отметить, что пока сверх сенсационных фамилий и имен в этом списке нет. То ли эта информация еще впереди – Консорциум журналистов постепенно выкладывает данные – то ли отечественные политики и бизнесмены предпочли Британским островам другие тихие гавани. 20 июня «ОстроВ» давал фамилии людей, связанных с оффшорами, из Донецкой и Луганской областей.
Из известных фамилий всеукраинского масштаба – «засветился» Дмитрий Фирташ. Его компания Group DF Limited, в которой он и директор, и владелец с 2007 года – имеет регистрацию на Британских Виргинских островах.
ICIJ сообщил, что пытался получить у миллиардера комментарий о его офшорах, выяснить почему была выбрана именно такая непрозрачная схема для ведения бизнеса, но украинский бизнесмен их проигнорировал.
Помимо Дмитрия Фирташа в списке есть и скандально известные в Украине бизнесмены Александр Меламуд (один из собственников Fitness Communication Club "Peak" Ltd, Introspec Investments Limited ) и Гарик Корогодский (владеет на островах компанией Fitness Communication Club "Peak" Ltd, Danfield Corporation) . Они, преимущественно, предпочитают заниматься недвижимость, являются собственниками киевского торгово-развлекательного комплекса «Dream Town».
Широким массам Меламуд стал известен после клипа в свою честь, где столичные миллионеры, не стесняясь выражений и образов, поздравили его с днем рожденья. Корогодского же политики и журналисты знают как завсегдатая Facebook, в котором он часто, в своем особом, специфическом стиле, комментирует интересные для себя темы.
Одним из самых примечательных моментов «Украинского списка» стало открытие информации о том, кто же стоит за компанией, фигурирующей в различных схемах отмывания денег в странах Восточной Европы.
Имя компании - Quartell Trading, Ltd., собственник и директор компании – Владимир Бойко, зарегестрированный в селе Дзвиняча Тернопольской области.
Quartell Trading, в частности, фигурировала в СМИ как транзитная компания, на которую перечислялись деньги, похищенные из российского бюджета в рамках так называемого «дела Магницкого».
Но и это не все. Странная финансовая деятельность фирмы заинтересовала Швейцарских правоохранителей, которые еще в прошлом году начали свое собственное расследование относительно Quartell Trading.
Чем оно закончилось и закончилось ли вообще – неизвестно.
Всего, ICIJ опубликовала более более 2 млн. документов, содержащих записи о владельцах и транзакциях около 120 тысяч офшорных компаний, скрывших от налогов свыше $30 трлн. долларов.
- Информация о материале
Тех, кто в ближайшее время собирается отправиться в отпуск, мы предостерегаем: главная опасность для наших туристов за рубежом, как показывают события последних недель, – не потопы или погромы, а мошенники.
В каждой стране изобретают свои способы развода. Вот 5 самых неожиданных, которые произошли в 2013 году.
1. Развод по-турецки
– Это было на майские праздники в одном ресторанчике в старом городе Сиде, – рассказал Сергей Бирюков из Долгопрудного. – Мы с женой там много назаказали: цены по меню были вполне доступные. Но сумма счета, который нам потом принесли, оказалась раза в три выше. Мы, конечно, возмущаться сразу стали, тогда нам принесли другое меню (первое-то у нас сразу после заказа забрали), а в нем – уже новые цены, почти как в Москве. И ничего не докажешь. Мы пробовали полицией угрожать – бесполезно. В ходе торга сумму, правда, сбросили раза в два, но все равно она оказалась больше той, на которую мы наели.
Защититься от таких ресторанных кидал очень просто: надо всегда оставлять меню на столе до момента расчета с официантом.
2. Развод по-тайски
Ирина Шапкина из Новосибирска отдыхала в Таиланде уже не раз (сибиряки вообще облюбовали восточные курорты), но накануне 8 марта все же попалась на удочку местных разводил:
– У какого-то храма в Бангкоке ко мне подошел таец с пакетиками кукурузных зерен. А там голубей вокруг много было, все с ними фотографировались. Вот он и предлагает мне эту кукурузу для голубей за 50 батов. Недешево, но он все равно сует мне несколько пакетиков. Я спрашиваю: «За все?» Кивает головой, что «да», а когда я нафоткалась и все зерна вышли, он требует с меня по 50 батов уже за каждый пакет. Я отказалась, но тут же поднялся крик, шум, его друзья набежали…
На этом история не закончилась. К Ирине быстро подошел полицейский, попросил документы и стал уверять, что ее виза неверно оформлена, поэтому он ее паспорт конфискует «для выяснения». В итоге девушке вместо 50 пришлось расстаться с 1000 батов, которые перекочевали в карманы к продавцу и стражу порядка. Лишь позже, от гида, Ирина узнала, что полицейский был фальшивый.
Платить за все, купленное на улице (воду, еду и т.п.), надо сразу, пока торговец не выставил новый счет. А подлинники документов всегда нужно хранить в гостинице, нося с собой только их ксерокопии.
3. Развод по-голландски
В Амстердаме, Гааге и прочих туристических центрах Нидерландов лжеполицейские разводят нашего брата несколько по-другому.
– Вышли мы с приятелями из одного заведения, а полицейский нам в лицо – удостоверение: «В данный момент в стране появилось много фальшивой валюты. Предъявите свою на проверку», – вспомнил случай из недавнего отдыха один столичный студент. – Мы показали свои евро, и еще у нас семьсот долларов было. Полицейский посмотрел их на свет, вернул и извинился за неудобство. А потом оказалось, что одна стодолларовая банкнота превратилась в однодолларовую – они ведь похожи. Видимо, подменил.
Полиция европейских стран не шмонает прохожих без санкции и тем более повода. Это вам не Россия. Намекните мошеннику, что и сами не прочь пройти вместе с ним до участка – велика вероятность, что жулик тут же затеряется в толпе.
4. Развод по-итальянски
А вот это я уже сам видел. В самом центре Рима, на улице Виа дель Корсо, где множество магазинов, стоял накрытый зеленым покрывалом стол, за которым молодые люди собирали у туристов деньги на реабилитацию наркоманов. То есть собирали они подписи против наркомании, но потом как-то оказывалось, что каждый подписавшийся обязан за свою гражданскую позицию еще и заплатить.
– Ведутся на это только туристы, – пояснил Александр, сотрудник одного из туроператоров, работающих на Апеннинах. – Местные прекрасно знают, что собранные деньги идут не на борьбу с наркотрафиком, а на новую дозу. Такие столы ставит сама мафия, а связанные с коза ностра карабинеры их не трогают. Дешевле и безопасней просто пройти мимо.
Ставить подписи под документами на непонятном языке вообще никогда не стоит, а тем более – давать деньги на непонятные цели. Тут рецепт: «моя твоя не понимай».
5. Развод по-болгарски
Наталия из Москвы решила на Солнечном Берегу поменять свои евро на местные левы, благо курс обмена в ближайшем банке казался вполне подходящим. Кассир выдал ей наличность и попросил расписаться на чеке. Наталия поставила свой автограф, но, когда пересчитала левы, оказалось – их меньше, чем должно было быть:
– Я возмутилась, но кассир показал мне чек, в котором был указан совсем другой курс: «Если расписалась, значит, с этим согласна, так что жаловаться бесполезно».
Впрочем, в Болгарию, как и в Крым, летает обычно постоянная публика, поэтому эта разводка уже многим известна. На смену ей сейчас приходит новая. На табло с курсом сотрудники обменников вместо названий валют крепят магниты с флагами США или Евросоюза. А когда туристы потом возмущаются, что им продали левы по менее выгодному курсу, уверяют, что на табло не курс, а стоимость магнитов. И ведь все по закону, не придерешься.
Обменивая валюту, предварительно надо всегда переспрашивать кассира о курсе и просить его набрать на калькуляторе ту сумму, которая вам в итоге причитается.
- Информация о материале
Харьковский горсовет через суд вернул 7,97 га на Московском проспекте, где ООО "Дерлинг” должно было выстроить жилой комплекс. Об этом свидетельствует постановление Высшего хозсуда Украины от 13 июня, передают Наші гроші.
Суд расторгнул договор аренды участка, расположенного между просп. Фрунзе и ул. 12 Апреля, и обязал ООО "Дерлинг” вернут его городскому совету.
Свое решение суд мотивировал тем, что на участке, на котором до 31 декабря 2012 года должен был быть построен жилой комплекс, строительство не только не закончено, но и не начато.
Фирма даже не получила разрешительной и архитектурно-планировочной документации.
Сейчас этот участок находится в заброшенном состоянии. Все эти факты подтверждены актами проверок по 2012 год специалиста управления земельных отношений горсоветы и Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в Харьковской области.
ООО "Дерлинг” против иска полностью возражало. Оно указало, что исправно платило арендную плату, а в 2005 году заказало, в частности, эскизный проект территории жилого комплекса.
Кроме того, в 2007 году ООО "Дерлинг” вместе с еще четырьмя фирмами (ООО "Дортекс”, ООО " Флорекс-Индатстриз”, ООО "Юлайт”, ООО "Юникс”) договорились совместно построить несколько жилых комплексов.
Генподрядчиком стало ЗАО "Аеробуд”. Фирма объяснила, что по этому договору застройка ее участки предполагалась во вторую очередь, потому разрешение на строительство она еще не получала. Однако на дальнейшую реализацию проекта повлиял мировой кризис.
Суд не принял этих доводов, поскольку фирма не доказала факт совпадения тяжелых для нее обстоятельств и их связь с намерением начать строительство.
Вместе с тем, недавно другой суд признал мировой кризис непреодолимой силой, которая помешала фирме известного "регионала” Игоря Лысова застроить 4 га по ул. Трутенко в Киеве.
По договору, который Харьковский городской совет и ООО "Дерлінг” заключили 28.09.2005, фирма получила в аренду участок площадью 7,97 га для строительства жилого комплекса № 3 с объектам социальной и инженерной инфраструктуры сроком до 31.12.2012 и дальнейшей эксплуатации этого объекта до 20.09.2055.
Владельцем ООО "Дерлинг” является "Шиллингстон Групп Инк.” из острова Сент-Винсент и Гренадини. Директор фирмы — Елена Панфилова.
"Дерлинг” является одним из владельцев ПАТ "Эрлан” (соки "Биола”). Кроме того, "Дерлинг” владеет 21% акций ЗАО "Украинская нефтегазовая страховая компания” вместе с "Укрнафтою” (57%), ООО "Сонго” (21%) и Укргазбанком.
"Укрнафта” и "Эрлан” контролируются группой "Приват” Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова.
Напомним, раньше в Интернете была обнародована запись телефонного разговора Геннадия Кернеса и Игоря Коломойского, в ходе которого миллиардер приказывает Кернесу закрыть в Харькове бизнес двух днепропетровских предпринимателей.
До этого у мэра Харькова уже был публичный конфликт с другим украинским олигархом Александром Ярославским. В результате последний был вынужден продать харьковский футбольный клуб "Металлист” Сергею Курченко.
- Информация о материале
Эра дешевых денег на мировых рынках подходит к концу. ФРС США раздумывает над сокращением программы количественного смягчения. Решение об этом может быть принято на ближайших заседаниях Федерального резерва в сентябре-октябре. Пока Центробанк США еще вкладывает ежемесячно по $85 млрд. в покупку ипотечных бумаг и казначейских облигаций, сохраняя ставку практически на нулевом уровне. Но ситуация вскоре может измениться. Беспрецедентная кампания экономического стимулирования готова притормозить в любой момент. По данным опроса Blue Chip Economic Indicators, 35,1% экономистов ожидают, что ФРС сократит программу покупки облигаций в сентябре. 27% считают, что банк подождет до октября, а 35,1% — до декабря. Дальнейшее продолжение программы в таких объемах может привести к образованию на рынках пузырей. Поэтому постепенное сокращение денежной подпитки выглядит логичным.
Мировая экономика в этом случае лишится главного драйвера роста — дешевых денег. Такая перспектива заставляет инвесторов нервничать. До недавнего времени они азартно скупали высокодоходные активы развивающихся рынков, пытаясь заработать на рискованных вложениях. Угроза сокращения вливаний центробанков может изменить ситуацию с точностью до наоборот. Капиталы начнут уходить с развивающихся рынков, грозя экономикам очередной волной неприятностей — от снижения объемов производства до обвала обменных курсов.
Реализация такого сценария может захлопнуть перед Украиной окно на долговые внешние рынки, уже ставшие привычным источником пополнения запасов валюты. «Постепенное сворачивание QE-3 может произойти уже осенью этого года. В этом случае следует ожидать высоких премий за суверенный риск для новых займов правительства на рынке еврооблигаций. Доходность евробондов будет высокой, а значит растет риск пересмотра и ухудшения кредитного рейтинга Украины. Круг потенциальных инвесторов в украинские еврооблигации будет сужаться», — прогнозирует руководитель аналитического подразделения группы «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU) Александр Вальчишен. Международные агентства уже начали грозить Украине пересмотром оценок. «Прогноз «негативный» отражает возможность понижения долгосрочных кредитных рейтингов Украины в ближайшие 12 месяцев с вероятностью по меньшей мере один к трем, если стратегия правительства по привлечению финансирования в иностранной валюте не будет соответствовать возросшим потребностям во внешнем финансировании или если уровень чистых международных резервов страны будет падать быстрее, чем мы ожидаем», — говорится в сообщении S&P. Понижение рейтинга автоматически увеличит стоимость заимствований.
Такая ситуация особенно неприятна, если учесть, что правительство успело погасить лишь чуть более половины долгов, предъявленных к оплате в текущем году. По словам вице-премьера Сергея Арбузова, с начала года Украина выплатила внешним кредиторам $4 млрд. из $7,5 млрд. При этом деньги на погашение черпались преимущественно на внешних долговых рынках. «Минфин с 2012 года сделал четыре размещения и два доразмещения бумаг, постоянно уменьшая ставку. При этом страна полностью и своевременно рассчитывается по своим долгам», — похвастался чиновник. Хотя даже высокий спрос инвесторов на суверенные бумаги страны не смог уберечь НБУ от расходования резервов. В мае запасы Центробанка снизились на рекордные в этом году 2,8%, или на $697 млн. — до $24,541 млрд. В целом с начала 2013 года резервы «похудели» на 0,02%, или на $5 млн.
Следующая крупная выплата — $1,4 млрд. — предстоит Украине уже в августе. Если лихорадка на рынках не спадет, украинскому правительству придется одалживать деньги втридорога либо вовсе отказаться от размещения бондов. «Риск закрытия внешних рынков заимствований существенно увеличивает вероятность неконтролируемой девальвации. Конечно, не исключено, что политика «держать гривню любыми силами», показавшая свою состоятельность до этого момента, сможет работать вплоть до президентских выборов 2015 года. Но мы понимаем, что для ее успеха правительству придется найти замену (или подстраховку) размещениям еврооблигаций», — считают Concorde Capital. Альтернативой внешним кредиторам может стать переориентация на внутренних инвесторов. «Нужно помнить о наличии внутренних резервов в банковской системе. Их уже научились использовать в Минфине, прежде всего, за счет выпуска валютных ОВГЗ. Они-то и могут стать спасательным кругом», — полагает специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса. Хотя спрос на валютные ОВГЗ в Украине также не безграничен. С декабря 2011-го по середину июня 2013 года правительство разместило валютные ОВГЗ на сумму свыше $6,2 млрд. Станут ли банки инвестировать в них в прежних объемах — большой вопрос. В итоге у чиновников не будет иного выхода, как пустить на погашение долгов резервы Нацбанка, что опять-таки чревато давлением на курс гривни. Другим вариантом может стать подписание мировой с МВФ с выполнением всех непопулярных условий, продиктованных фондом.
Правда, проявив чрезмерное усердие по удержанию курса нацвалюты, Украина может угодить в другую ловушку. «Сворачивание политики ФРС на фоне стагнации и рецессии в других основных экономиках мира будет подталкивать ряд государств к ослаблению своих валют. Среди таких стран будет и один из основных торговых партнеров Украины — Россия, которая активно ищет рычаги роста своей стагнирующей экономики», — полагает Александр Вальчишен. Укрепление гривни по отношению к валютам торговых партнеров окажет пагубное влияние на экспорт. И без того низкие темпы роста ВВП начнут стремиться к нулю, бюджетный дефицит станет еще более острой проблемой, а стоимость займов будет увеличиваться. Поэтому девальвация гривни уже неизбежна.
- Информация о материале
Страница 953 из 1561
