В Украине отсутствует официальная статистика преступлений, связанных с рейдерством. По неофициальным же данным, в стране действует немало профессиональных рейдерских группировок. Как с ними бороться? Какой может быть роль в этом процессе правительственной антирейдерской комиссии, деятельность которой была недавно возобновлена?
Для координации борьбы органов госвласти с рейдерством еще в 2007 г. была создана Межведомственная комиссия по вопросам противодействия противоправному поглощению и захвату предприятий. Оценка эффективности работы комиссии в прошлом вызывает немало споров, особенно учитывая остроту проблемы рейдерства на сегодняшний день. Вместе с тем ответственность за распространение рейдерства в Украине нельзя полностью возлагать на эту комиссию, поскольку в Украине создана и функционирует разветвленная система правоохранительных органов: прокуратура, СБУ, органы внутренних дел, которые наделены всеми необходимыми полномочиями для борьбы с организованной преступностью, в том числе с таким явлением, как рейдерство.
Одной из основных причин низкой эффективности борьбы и противодействия рейдерству является коррупция в правоохранительных и судебных органах, довольно часто проявляющаяся в содействии ими поглощению или захвату предприятий и дальнейшем прикрытии незаконной деятельности. В частности, путем вынесения судами неправосудных решений, проведения следственными органами незаконных обысков и изъятия уставных и финансовых документов для препятствования или прекращения деятельности предприятий, уголовного преследования и ареста их руководителей, а иногда и откровенного игнорирования сообщений о рейдерском захвате. Итак, постоянное усовершенствование антикоррупционного законодательства и внедрение действенных мер по его реализации является только одной из основных предпосылок для искоренения рейдерства.
Сейчас правительство объявило о намерении активизировать борьбу с рейдерством. В частности, путем повышения уровня привлечения к борьбе с этим явлением Межведомственной комиссии по вопросам противодействия противоправному поглощению и захвату предприятий. Так, недавно были приняты решения включить в ее состав министров, а не их заместителей, как это было раньше, а также руководителей всех правоохранительных органов.
Предполагается, что повышение статуса комиссии с временного совещательного органа Кабмина до координационного органа по вопросам борьбы с рейдерством создало бы более благоприятные предпосылки для централизованной координации ею мероприятий по противодействию этому явлению и предотвращению случаев противоправного захвата предприятий. Также эффективная организация работы антирейдерской комиссии с целью обеспечить взаимодействие государственных органов для своевременного реагирования на рейдерские захваты, безусловно, внесла бы весомый вклад в борьбу с рейдерством. Но, как представляется, независимо от избранного формата деятельности, подобные органы не могут иметь полномочий непосредственно применять меры влияния, которыми наделены правоохранительные органы и суды.
Следует отметить, что эффективность работы Межведомственной комиссии по вопросам противодействия противоправному поглощению и захвату предприятий прямо пропорциональна показателям качества работы ее региональных рабочих групп, которые непосредственно рассматривают обращения заявителей для оперативного выявления фактов и признаков противоправного поглощения и захвата предприятий на территории соответствующей области, а также информируют правоохранительные органы о выявленных правонарушениях. Поэтому недавно объявленный курс на перезапуск антикоррупционной комиссии должен коснуться и ее региональных органов.
В отличие от 90-х годов, когда противоправный захват и удержание контроля над предприятиями осуществлялись в основном с использованием силовых методов уголовных группировок, сегодня рейдерство приобрело более креативный характер и внешне часто маскируется под законные действия. Несмотря на то, что проблема сохраняет свою актуальность в Украине уже длительное время, до сих пор в национальном законодательстве отсутствует четкое определение термина "рейдерство" и его квалификационных признаков.
Недавно руководство Межведомственной комиссии по вопросам противодействия противоправному поглощению и захвату предприятий сообщило о намерении инициировать внесение изменений в уголовное законодательство с тем, чтобы на законодательном уровне определить рейдерство как отдельное преступление. Также было акцентировано внимание на том, что необходимо разработать действенный механизм привлечения к уголовной ответственности не только исполнителей этого преступления, но и заказчиков и государственных служащих и судей, причастных к актам рейдерства.
Дискуссия об установлении уголовной ответственности за рейдерство продолжается уже не один год. Некоторые специалисты считают, что на сегодняшний день уже разработана достаточная правовая база для борьбы с незаконным захватом предприятий. Так, рейдерство может быть квалифицировано по совокупности таких составов преступлений, как вымогательство, мошенничество, противодействие законной хозяйственной деятельности, доведение до банкротства, самоуправство, подделка документов, похищение или присвоение штампов, печатей и т.д. Другие настаивают на необходимости включения в Уголовный кодекс отдельной
статьи, которая предусматривала бы ответственность за действия, связанные с незаконным поглощением или захватом предприятий.
В любом случае, готовя изменения в Уголовный кодекс для отнесения рейдерства к отдельному преступлению, законотворцам следует уделить значительное внимание формулировке состава этого преступления с учетом того, что рейдерские схемы постоянно эволюционируют и являются комбинацией разных методик, технологий, схем, которые могут основываться и на законе и только в их совокупности иметь противоправные последствия.
Действенным способом уменьшения масштабов и предупреждения случаев рейдерских атак является постоянная работа над устранением пробелов в законодательстве и внесение изменений в те его положения, которые имеют двузначную трактовку. В последние годы ведется работа в этом направлении. Так, в 2009 г. принят Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия противоправному поглощению и захвату предприятий", а в 2010-м Кабинет министров утвердил План мероприятий по противодействию противоправному поглощению и захвату предприятий.
Сейчас в Верховной Раде находится законопроект №0887, направленный на усовершенствование правового поля для предотвращения рейдерства. Им, кроме прочего, предлагается дополнить Уголовный кодекс статьями, предусматривающими ответственность за подделку документов, подаваемых для проведения государственной регистрации юридического лица, за захват зданий, сооружений предприятий, противоправное завладение имуществом предприятия.
Кстати, проблема борьбы с рейдерством актуальна для большинства стран постсоветского пространства. Поэтому отечественным законодателям следует обратить внимание на опыт стран СНГ, уголовное законодательство которых предусматривает ответственность за регистрацию незаконных соглашений с землей, внесение должностными лицами в государственные реестры заведомо недостоверных данных, фальсификацию решений общего собрания, и установить наказание за такие преступления в виде лишения свободы с конфискацией имущества и лишением права занимать руководящие должности.
Значительная часть рейдерских схем реализуется путем внесения недостоверных данных в Единый реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей по изменению состава участников обществ или назначению нового директора. Для уменьшения злоупотреблений в подобных случаях недавно в парламенте зарегистрирован законопроект №2999, который исключает возможность использования ксерокопий и обязывает подавать государственному регистратору только оригиналы документов для изменения состава участников общества или его руководителя.
Следует отметить, что одним из наиболее влиятельных методов, используемых в ходе противоправных захватов предприятий, являются определения суда об обеспечении иска. Существуют случаи, когда, принимая определение об обеспечении иска, суд допускает постороннее лицо к выполнению обязанностей руководителя субъекта хозяйствования, которое в дальнейшем действует в интересах рейдера. Или суд может наложить запрет на внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, тем самым препятствуя законному собственнику восстановить контроль над предприятием. Следовательно, необходимо на законодательном уровне уточнить перечень критериев для принятия определений об обеспечении иска, с обязательным гарантированием защиты прав собственности.
Во многих рейдерских атаках используются фальшивые документы, имеющие печать предприятия, изготовление которой можно относительно легко заказать без получения разрешения в органах внутренних дел. Поэтому усовершенствование законодательства для обеспечения широкого внедрения электронной цифровой подписи будет действенной превентивной мерой использования поддельных документов в рейдерских схемах.
Подытоживая, следует подчеркнуть, что независимо от того, какие бы изменения ни вносились в законодательство и как бы ни менялся формат деятельности антикоррупционных органов, необходимой предпосылкой для преодоления рейдерства является прежде всего неуклонное соблюдение законодательства как участниками хозяйственных отношений, так и правоохранительными и судебными органами.