Статьи
День Крещения Руси в этом году обещал стать замечательным событием. Летнее затишье отменялось. Столица нашей Родины ждала гостей, что твой Южный берег Крыма. О том, что и как будет, начали писать и говорить задолго до первых жарких дней. Начало президентской гонки, приезд патриархов и глав государств, скандальчики и интрижки на тему "кого приглашать" и "кому приглашать", кто куда придет, где станет, с кем сядет и отчего воздержится – праздник, как могли, "раскручивали" заранее. Спорили, ругались, пытались угадать, какие готовятся "фишки".
Споры о том, кто станет "хозяином праздника", увенчались до обидного банальным результатом - солировали московские гости. На фоне их "фишек" даже украинский президент, потративший немало сил своего аппарата и наших с вами бюджетных средств, дабы сделать "гвоздем программы" себя, любимого, сливался с пейзажем. Это не он, а патриарх Кирилл привез в Киев высоких гостей. Со свойственным себе медийным грохотом. Что там "мерцающий брегет"? Что "кадиллак"? А свой собственный бронепоезд с перевозным алтарем, богослужебной утварью, "православной бригадой", пятнадцатью делегациями со всех концов света, девятью патриархами в середине – не хотите? И на Владимирской горке собрались только те, с кем патриарху Московскому рядом стоять комильфо – ни тебе "раскольников", ни "униатов" на переднем плане. Ни даже просто нелюбой патриарху киевской толпы, вечно недовольной то перекрытыми улицами, то оцеплением, то еще чем-то, с ним, патриархом Московским, связанным.
"Русского духа" празднику добавил визит Владимира Путина. Который в Киев заглянул вроде как проездом – по дороге к истокам Киевского христианства, в Севастополь, но праздновать он там намеревался День военно-морского флота. В Киеве он немало теплых речей произнес - о "славянском единстве", "предопределенном крещением", и о том, что именно "после присоединения к России Украина развивалась очень бурными темпами", и даже о товарообороте внутри Таможенного союза как-то к слову пришлось...
В целом, можно сказать, что патриарх Кирилл исправил положение с этим праздником. Когда в 2008-м президент Ющенко его придумал, Москва оказалась как бы в стороне – патриарх Алексий до последнего сомневался, стоит ли ему туда ехать, но вынужден был присутствовать, чтобы Вселенский патриарх Варфоломей не выглядел хозяином положения. В этом году Вселенского патриарха на Киевских кручах не было вообще. А патриарх Московский стал генеральным продюсером мероприятия. Под его чутким руководством "славянское единство" победно гремело над Киевскими холмами, Киев выглядел всего лишь детской комнатой, которую с умилением посещает выросшее дитя, охватившее территорию от Владивостока до Калиниграда. Во всяком случае, именно такое путешествие проделали ради праздника мощи Святого Владимира, символически очертив границы "Святой Руси". Кроме того, в эти же праздничные дни в российской Думе прозвучало предложение перенести на День Крещения Руси празднование Дня России. Чтобы уж никакой украинский дух и не пах.
Да, о единстве, как и ожидалось, говорили громко. Но совсем не о том, на которое мы могли рассчитывать. "Процветать" в результате присоединения Украины к России – предложение, конечно, любезное со стороны российского президента. Но как быть с единством собственным, домашним, так сказать?
Ах, не смешите. Единство? Празднование "десять-двадцать пять" (именно так назывался этот праздник на языке украинской власти) продемонстрировало его во всей красе – все были тщательно и продуманно отделены от всех. Каждая украинская конфессия праздновала свой собственный праздник – "официальная" церковь с официальными лицами оккупировала самое лучшее место, превратив Владимирскую горку в правительственную ложу и устроив там для себя вип-междусобойчик, который зачем-то называли "молебном". УПЦ КП праздновало во Владимирском и Михайловском соборах. УГКЦ почти не было слышно. Верные же УПЦ – те, кто оказался недостаточно "талантлив" для получения приглашения, праздновали перед телевизором, как им наказал глава церкви. Телевизор, как и полагается, радовал их видом днепровских круч, роскошью облачений, девятью патриархами и все избранным народом в дорогих костюмах, с которыми можно было бы почувствовать молитвенное единство, если бы благодать передавалась радиоволнами.
УПЦ КП праздновала с размахом и получила самые благосклонные оценки наблюдателей. В исполнении УПЦ КП День Крещения Руси стал в полном смысле праздником Киевской церкви, праздником христиан, получивших возможность собраться в этот день всем вместе во имя Христово на общую молитву. По интернету уже который день гуляют снимки в стиле "найди десять различий" - полуголая площадь перед Успенским собором Лавры на богослужении с участием девяти патриархов и металлоискателями на входах, и праздничный Крестный ход от Владимирского к Михайловскому собору, собравший тысячи верных. Согласившись "не светиться" в вип-ложе, патриарх Филарет собрал взамен щедрый урожай. Он продемонстрировал свое численное превосходство. Но и моральное также, поскольку смог с полным правом послать упрек коллегам из УПЦ. Упрек, увы, абсолютно заслуженный.
УГКЦ к "официальному празднованию" вообще не проявила особого рвения – несмотря на заверения в своей принадлежности к "Владимирову крещению". Основные силы священноначалие этой церкви решило приберечь до середины августа, когда будет торжественно освящен патриарший собор в Киеве, и тогда же состоятся мероприятия, посвященные, собственно, 1025-летию Крещения Руси. Во всяком случае, список гостей не придется подгонять под желания Министерства культуры, Администрации Президента и капризы Московской патриархии.
Показательным стало также отсутствие Вселенского патриарха Варфоломея – что еще раз подчеркнуло отличие "10-25" от 1020-летия и внесло некоторую пикантность в шоу "единства канонического Православия" от патриарха Кирилла. Присутствие в его "православном десанте" глав двух "древних патриархатов" - несомненная дипломатическая победа. Но отсутствие Вселенского патриарха, представляющего церковь, которая принесла Руси крещение, выглядело нарочито. Любопытно, почему еще недавно крайне заинтересованный в украинских делах патриарх Варфоломей предпочел быть в этот день не на Днепровских кручах, а в Эстонии? Почему он ограничился (чтобы не сказать "отписался") посланием? В сумме это создало впечатление, что Украину он целиком и полностью оставляет на милость патриарха Московского. И то, что он – отсутствующий – получил от украинской власти награду более высокую, чем все присутствующие, выглядело едва ли не благодарностью за это самоустранение.
Впрочем, надо сказать, что все те, кто избежал попадания в фокус и в середину кадра в качестве "участника государственных мероприятий", в результате только выиграли. Им не придется оправдываться перед "отлученной" от праздника паствой и отмывать пастырскую репутацию. Пускай их верным не привезли и не показали "целых девять патриархов" и четырех президентов. Диковинка, конечно. Но зато и не отвлекали от сути праздника заезженными банальностями о "славянском единстве" и проступающими сквозь них намеками на Таможенный союз.
То, что самые большие моральные потери понесла УПЦ и лично митрополит Киевский, впрочем, тоже своего рода победа Московского патриарха. Как известно (или как привыкли думать), именно на личном авторитете митрополита Владимира держится "широкая автономия" УПЦ, колющая глаз Московскому патриарху и все больше нравящаяся украинской власти. На этот авторитет нападают "из-за угла" - посредством одиозных персонажей. Под этот авторитет делают неуклюжие подкопы, "подставляя" иерархов из окружения Блаженнейшего. В глазах людей, следящих за церковными событиями в Украине, митрополит Владимир уже окружен горькой аурой геройства – так много ударов ему пришлось выдержать за последнее время.
Но где предел репутационным потерям? Где та грань, за которой компромисс уже невозможен? Призвав верных не приходить на Владимирскую горку, а "следить за молебном по телевизору", согласившись на унизительную процедуру досмотра для всех "простых" желающих принять участие в Божественной литургии в Лавре, митрополит Киевский сделал шаг в пустоту. Да, понятно, что не ему принадлежала эта идея. Возможно, ему лично она даже не понравилась. Но именно он обратился с призывом "смотреть по телевизору" к украинским христианам. Именно он дал им понять, что их присутствие нежелательно, что они будут "мешать", пока он и его окружение в полном составе будут обеспечивать "благолепие" вип-тусовки у памятника Владимиру Крестителю. Моральная ответственность за это разделение верных на первый и второй сорт легла именно на него.
Чем объяснить эту готовность Киевского митрополита "подставиться"? Он этого не понимает? У него не осталось сил сопротивляться? Он делает это ради каких то мифических "высших интересов" УПЦ? Мифических, потому что все заверения о том, что УПЦ – это "церковь украинского народа", как оказалось, не стоят выеденного яйца. Потому что священноначалие УПЦ в день рожденья своей церкви предпочло отгородиться от этого народа кордонами и оцеплением. Чтобы их светские патроны чувствовали себя удобно, а московское начальство смогло в полной мере продемонстрировать кто в доме хозяин.
Таким образом "фишкой" праздника стали не девять патриархов. Не приезд Владимира Путина. И даже не "православный бронепоезд" патриарха Кирилла. Фишкой стало то, что праздник Крещения Руси, став "государственным", оказался антиподом самого себя. Антиподом как того события, которое случилось 1025 лет назад, так и того, чем замышлялся этот день в 2008-м, когда впервые был объявлен праздником.
Средневековые владыки – и светские, и духовные – любили массовку, палками загоняли народ на "государственные мероприятия" - как вот князь Владимир в крещальную купель - Почайну. Нравилось им, когда вокруг толпа кланяется, славит, нравилось прошествовать, что твой Бред Питт по красной голливудской дорожке, через обожающие массы, сияя благосклонностью и делая небрежно ручкой. Нынешние владыки – не чета средневековым. Они ушли значительно глубже по "исторической вертикали". Разогнать народ по многоквартирным баракам, оборудованным окошками в "лучший мир", известными как "телевизоры", дабы не мешал благородным донам за народный счет развлекаться – это уже не средневековье. Это рабовладельчество раннего образца. Нежелание делить "свое" мероприятие с "народом православным" чем объяснить, как не гремучим коктейлем из наплевательства, брезгливости, презрения и страха? Но тому, кто задумывал празднование как предвыборный пиар Виктора Януковича, это даже в голову не пришло. И прийти не могло. Потому что очищая улицы от "черни", которая мешает кортежам, а теперь вот и молебнам, она не хочет признаваться, что делает это из страха перед толпой. Казалось бы, это правильно – власть должна бояться налогоплательщика, оплачивающего ее "мероприятия". Но согласно бандитской школе жизни, которую прошла, усвоила и сделала своим "кодексом чести" украинская власть, "паства" - она же "овцы", она же налогоплательщики - это те, кого "стригут". То, что именно паства составляет еще и Церковь, мистическое Тело Христово - не входит в круг их "понятий". И ни один облаченный в священнические одеяния "соработник" даже не попытался им это объяснить.
Все, на что хватило украинских чиновников – рассказать о том, что для нас "под Владимиром" мало места. Спасибо, посмеялись. А вот когда министр культуры призывал "не политизировать вход по приглашениям" - хотелось кивать после каждого слова. Действительно, совершенно нечего политизировать. Потому что это вопрос не политики – это вопрос этики. Этики тех, кто за народные деньги устроил себе вип-вечеринку, значившуюся в программе как "молебен". Этики тех, кто их в этом поддержал, указав своей пастве ее место у "ящика". "Вы помните сколько места у памятника Владимиру?" – патетически вопрошал министр культуры Новохатько. Конечно, помним. А если кто не был в Киеве, сообщаем: места вокруг памятника Владимиру – все Днепровские кручи. И если маленькой Почайны князю Владимиру хватило, чтобы целую Русь крестить, если в 2008-м хватило места, чтобы разместить всех желающих принять участие в празднике – почему теперь стало "тесно"?
А даже если тесно. И хорошо бы – если тесно. Если так много желающих отпраздновать этот день – день встречи Киева с Христом. Когда в Украину приехал папа Иоанн Павел 2, богослужение проводили на аэродроме и пустыре, и никто не упрекнул в недостатке "благолепия". И випы, если помните, считали за честь рядышком постоять. А народ валом валил – со всей одной шестой, не отмеченной, кстати, большим количеством католиков. Эта одна шестая считается "православной страной". И не было бы ничего удивительного, если бы ее жители валили валом на берега Днепра в этот день. Но железная дорога не обвалилась в эти дни от наплыва православных братьев со всей канонической территории – все желающие поместились в патриаршем "православном бронепоезде", проездом в Минск. И никаких аэродромов, стадионов и тем более пустырей – ни Боже мой! Это же неблаголепно! То ли дело в окружении дорогих костюмов за спиной крепких ребят, не снимающих беретов с бритых голов даже при упоминании Святой Троицы.
Так что нам следует быть благодарными за этот праздник. Он многое расставил по местам, показал "кто есть ху" и с кем. Бронзовый Владимир по-прежнему с неофитским пылом грозит крестом днепровским далям. Очень символично. И спустя тысячу лет все еще актуально.
- Информация о материале
Партия власти устроила осужденной Юлии Тимошенко мелкую пакость международного размаха - с подлогом, моссадовской наглостью и геббельсовским враньем.
«Раньше он о мадьярках думал, будто они страстные, а эта лежала, как бревно,
и только лопотала без умолку... а потом потребовала с него пять крон»
(Ярослав ГАШЕК, «Похождения бравого солдата Швейка»)
…Эта забавная и поучительная история началась утром 30 июля 2013 года в Харькове. В больничную палату к Юлии Тимошенко зашел сотрудник Пенитенциарной службы Украины и уведомил осужденную, что к ней вот-вот должна прибыть миссия Кокс-Квасневский.
«Минутку, но ведь они приезжают сюда завтра», - удивилась осужденная. На что ей объяснили, что у господ-инспекторов изменились планы, поэтому в больницу они едут прямо сейчас. Так что по всем правилам неплохо бы написать заявление с просьбой о проведении такой встречи. Что г-жа Тимошенко и сделала.
Когда же, как любят писать романисты, двери распахнулись, экс-премьер, надо полагать, остолбенела от удивления. На пороге стояли три дамы европейской наружности.
Так с подачи Пенитенциарной службы Украины началась операция по дезинформации и отвлечению внимания. Операция, которую можно было бы назвать: «Трое в палате, не считая Фельдмана».
Пенитенциарная служба Украины: врем и не краснеем
К народному депутату Александру Фельдману (Партия регионов) мы вернемся чуть позже, а пока дадим слово защитнику Юлии Тимошенко Сергею Власенко. О сути визита он сначала рассказал на пресс-конференции, а затем более подробно поведал обо всем «Обкому».
«В палату к Юлии Владимировне, - излагает Власенко, - вошли три женщины: два действующих депутата Европарламента (Зита Гурмаиот Венгрии и Маруся Любчева от Болгарии), а также экс-депутат Карла Юнкер из Германии. О чем говорили? Они обсуждали вопрос подписания Соглашения об ассоциации с ЕС под разными углами и в разных контекстах. Позиция Юлии Тимошенко по этому вопросу неизменна: условия, выдвинутые Евросоюзом, базируются на европейских ценностях. Конечно же, Юлия Владимировна как человек, стоявший у истоков участия Украины в Восточно-Европейском партнерстве, двумя руками за европейский вектор. Но при этом она считает, что для того, чтобы Украина могла достойно подписать Соглашение, необходимо выполнить критерии, установленные Евросоюзом. А критерии эти основываются на их принципах, а не на желании или нежелании Тимошенко».
Пока настороженная подменой делегаций Тимошенко беседовала с тремя гостьями, за пределами палаты также происходили любопытные события.
«Я приехал на территорию ЦГБ в 11.50, - рассказывает Власенко, - а зашел к Юлии Владимировне в 12.30. И все это время я ждал, пока меня допустят. При этом мне никто не сказал, что у нее посетители. Вышел пенитенциарщик и сказал: «Ну, вам нужно 15 минут подождать, она еще на процедурах».
Дожидаясь, пока его подзащитная вернется с процедур, Власенко, по его словам, увидел на территории больницы народного депутата Александра Фельдмана из Партии регионов. С какой целью тот очутился в этом месте и в это время, защитник экс-премьера понял чуть позже…
Если верить журналу, в котором на входе и выходе расписывается Власенко, все три дамы покинули больницу в 12.05. А на следующий день в Киеве состоялась пресс-конференция с участием Зиты Гурмаи, после которой волосы на голове у осужденной Тимошенко вполне могли встать дыбом. Поскольку из уст венгерской евродепутатши почтенная публика узнала следующее:
- Встреча продлилась около часа, и все это время Юлия Тимошенко «была в хорошей форме».
- Депутат также посетила Качановскую исправительную колонию, от которой у нее остались хорошие впечатления.
- Тему возможного лечения за границей Тимошенко не поднимала. «Судьба страны не может зависеть от судьбы одного человека, и я была очень рада, что Тимошенко с этим согласилась», – проникновенно выдала евродепутат.
Вот на этом моменте хочется остановиться. Любой нормальный человек, если речь идет именно о нем самом, скажет (точнее, молча признает) то же самое: «Судьба страны не может зависеть от судьбы одного человека». Но ни один человек - если, опять-таки, он нормальный человек (а не дешевый трусливый людоед, повторяющий выдержанную в партийном духе чушь вслед за Инной Богословской и т.п. ораторами от ПР), не скажет подобное о ком-то другом. Мало того, бывают исторические обстоятельства, при которых даже добровольное (именно так, без кавычек, пусть даже под пытками, пусть даже «общественность просит») признание за собой статуса «заслуженной жертвы» во имя «общего светлого блага» - просто недопустимо, как продажа первородства за чечевичную похлебку, как непростительный грех перед самим собой, отцом и матерью, потомками, Родиной и Богом. Кровь и слезы невинных жертв советского, постсоветского и «донецкого» периода нашей истории буквально вопиют об этом. И даже если г-жа Гурмаи не в курсе, что человека можно ЛЕГКО заставить поверить в «обоснованность» его уничтожения во имя торжества «общественных идеалов», и что от этого мерзость не перестает быть мерзостью, то это - факт ее биографии. В конце-то концов, ее великий земляк, венгерский еврей Артур Кестлер давно описал всю эту дьявольскую механику самоуничтожения личности в своей знаменитой «Слепящей тьме»… Впрочем, «бунт» Ивана Карамазова – тоже частично об этом: не столько о цене «слезинки», а о том, кто эту слезинку может «простить» (в этом мире - никто).
Еще одну сенсацию г-жа Зита оставила на десерт.
«В больнице нам сообщили, что ее лечение за 8 лет обойдется Украине в более 200 млн гривень. Для меня это шок. Это очень дорого ввиду того, что это из денег налогоплательщиков», - отметиладама из Европарламента.
Как говорилось в старом анекдоте о постановке «Бориса Годунова» в Биробиджанском театре русской драмы, «тьям-таяям, упала занавеска». То есть - занавес.
Мнимый больной и синдром международного партнерства
И здесь мы возвращаемся к колоритной фигуре народного депутата Александра Фельдмана.
Не будем заострять ваше внимание на том, как бывшего главу Харьковской областной организации «Батькивщины» перенесло - со всеми его деньгами, связями и неизменной кипой на голове, - в лагерь Партии регионов. «Расставание Фельдмана с Тимошенко и партией происходило тяжело, - рассказал «Обкому» один из близких соратников Юлии Владимировны, - он же всю дорогу строил из себя «друга семьи», а она переживала, предлагала ему стать министром в теневом правительстве… Зато потом, на первом харьковском заседании суда по делу Тимошенко и ЕЭСУ народ охренел, когда Фельдман зашел в зал, подсел к другим депутатам от ПР и сидел там с надутым видом».
Но то, как говорится, дела давно минувших дней. Чего не скажешь о нынешнем статусе г-на Фельдмана. Заявление защитника Власенко о том, что Фельдман тем утром приехал в больницу, поскольку сопровождал представительниц Европарламента, Александр Борисович встретил нервными контрвыпадами на грани истерики.
«Эта больница является одной из самых лучших в Украине, в ней лечатся и проходят обследования тысячи людей. Могу и я в отпуске заняться собственным здоровьем?.. Теперь что, нужно надевать парик и накладные усы, чтобы туда попасть?» - возмущался он.
Понятно, что бывшему «другу семьи» Тимошенко, а также человеку, награжденному Специальной медалью Французской Республики «За преданность делу защиты прав человека», не с руки светиться в качестве обслуживающего персонала в проводимой украинской властью операции по дезинформации (и тем более – менять кипу на парик). Куда приятнее убедить крутящую носом публику в том, что имело место банальное совпадение. Но…
В этой истории совпадений столько, что их можно есть ложкой. Судите сами:
1.Все три дамы из приехавшей к Тимошенко делегации представляют (или представляли) группу Прогрессивного Альянса социалистов и демократов Европейского парламента. С этой группой у Партии регионов готовится подписание Соглашения о сотрудничестве, о чем в мае этого года с гордостью сообщил партийный сайт. Правда, за несколько месяцев до этого та же группа робко намекала, что ждет от Партии регионов «сильного сигнала» о продвижении в направлении защиты прав человека и верховенства права, на которых базируется европейская интеграция. Судя по всему, «сигнал» последовал – и настолько убедительный, что социалисты Европарламента и пропагандистская машина Партии регионов поют ныне в унисон.
2. Делегацию депутатов к Юлии Владимировне запустили совершенно без проволочек и без анонсов, как по маслу (по непроверенным данным, с г-жой Гурмаи приехала и венгерская телевизионная группа). Факт говорящий сам за себя, ибо оперативно пробраться к осужденной Тимошенко – дело нелегкое. Здесь же в ход пустили и откровенное вранье тюремщиков – настолько важно было устроить эту встречу.
3. По всем законам информационного блокирования пресс-конференцию г-жи Гурмаи провели за полчаса до пресс-конференции (анонсированной) в офисе «Батькивщины», на которой лидеры партии объявили о том, что решение Европейского суда по правам человека по результатам рассмотрения первого дела «Тимошенко против Украины» приобрело статус окончательного и должно быть обязательно выполнено властью Украины.
4. Ну, и самое неприятное для г-на Фельдмана обстоятельство. По данным «Обкома», подтвержденным свидетельством круглые сутки дежурящих у ворот больницы сторонниц Тимошенко, с территории больницы в 12.05 депутаты Европарламента и г-н Фельдман уезжали в одном кортеже. Дважды ворота для их машин открывать не пришлось.
Какую теперь версию выдвинет г-н Фельдман, мы предугадать не беремся – но попробуем ему подсобить. Например: «Я занялся своим здоровьем в одной из лучших клиник страны - и после этого денег на маршрутку у меня просто не осталось, пришлось ехать с Зитой». Или же, с учетом того, что г-н Фельдман в последнее время по всему миру рассказывает о «расцвете антисемитизма в Украине», годится и такая версия: «Я поехал с Зитой для того, чтобы рассказать ей, как ужасно трудно в Украине живется нынче евреям – мне, нардепу из Харькова, Гепе, мэру Харькова, и Допе, харьковскому губернатору! Нам же ж жизни тут не дают! Эта тема волнует очень многих в мире»… Хотя, более всего мир волнует судьба не Гепы и Допы, а именно Тимошенко. Но и тут можно найти повод для серьезного разговора на «международном уровне»: например, напомнить Зите, что ее родные венгерские законодатели недавно предложили составить реестр членов правительства еврейского происхождения, поскольку те могут «угрожать национальной безопасности». Во где расцвет и повод для волнения «во всем мире»!
Или же можно поделиться с Зитой передовым харьковским опытом борьбы с антисемитами. Помните, было дело: один палестинский инженер сел на поезд в Харькове – а Моссад его ссадил…
В общем, вариантов масса, твори, выдумывай, пробуй! Лишь бы никому в мире не пришла в голову задаться вопросом, с каких это чудес бывший соратник заключенной Тимошенко оказался в таком нужном месте и в такое нужное время.
Врем, клевещем, заливаем
Итак, отложив в сторону детский лепет о случайностях и совпадениях, приходим к следующему выводу: Партия регионов неплохо поработала на фронте вербования евроактеров для вбивания в головы соотечественников своего излюбленного тезиса: «Воровка Тимошенко – единственный барьер на пути Украины в ЕС» (можно усугубить – «Тимошенко – единственная воровка в Украине…», далее – в том же «евронаправлении»). Впрочем, в ход уже пущены все аргументы: и про то, что Украина «несправедливо стала заложником дела Тимошенко»; и про то, что в Европарламенте нет единства относительно сложившейся ситуации; ну и про то, что Юля признает, что из-за одной воровки всем другим страдать не годится. Венчает этот набор тезисов брошенная в обывательскую толпу невероятная утка: оказывается, на лечение чертовой Юльки обойдется «народному карману» в сотни миллионов!
«Цель пресс-конференции г-жи Гурмаи понятна, – выдавать это мнение за мнение Европарламента, - говорит Сергей Власенко. - Но ведь при этом есть резолюции Европарламента как институции; есть резолюция комитета по международным делам как органа Европарламента. Есть, наконец, официальная позиция Парламентской ассамблеи Совета Европы как органа! То есть мы на сегодняшний день не говорим о мнении депутатов!... При этом из интервью Зиты Гурмаи я услышал о том, что, по предоставленным ей украинской стороной данным, на лечение Тимошенко придется потратить 200 млн гривень. Но это какие-то абсурдные суммы! Почему тогда не 100 миллиардов? Кроме этого, они говорят, что Тимошенко не обсуждала с ними вопрос операции. Но почему Тимошенко должна обсуждать с каким-то посторонними людьми вопрос своего лечения? Этот вопрос она обсуждает со своими лечащими врачами, а не с политиками».
Не только Власенко возмущается, но действующую власть все эти монологи волнуют в последнюю очередь. История с тремя евродепутатами дает нам понять: Партия регионов наконец-то вышла на международный уровень. И ведет там себя в полном соответствии со своими гопническими повадками…
- Информация о материале
Всем нам хорошо известно, в каком положении сейчас находится Украина. Мы также знаем, чего мы хотим. Итак, имеется две точки: А и Б – точка отсчета и точка цели. Казалось бы простейшая задача. Но вот уже более 20 лет мы не можем найти путь из одной точки в другую. Его нахождению и посвящена данная статья.
Почему мы бедные?
Валовой внутренний продукт, сокращенно ВВП – это основной показатель, характеризующий благосостояние страны. Он равен количеству товаров и услуг, произведенных в стране за год для конечного потребления. Его уровень в Украине в 2012 году составлял 70% от уровня 1990 года и никогда не достигал 100% с той поры. Заработная плата и пенсии – это его составная часть, следовательно, и они ниже, чем в 1990 году. Спад ВВП – это экономический кризис. Более 20 лет Украина находится в состоянии кризиса.
ВВП Украины в 2010 году составил 135 млрд. долларов, по 3 тыс. долларов на одного человека. Последний показатель характеризует общую производительность труда в стране. В том же году он был равен в Германии – 38 тыс. долларов, а в среднем по Евросоюзу – 32 тыс. долларов.
Мы – бедные, потому что производительность труда в Украине в 10 раз ниже, чем в ЕС. А она ниже, потому что у нас устаревшие технологии и оборудование.
Средний темп роста ВВП в Украине за 2001-2010 годы составил 3,4%. При таких темпах для достижения уровня благосостояния Германии в 2010 году Украине понадобится 60 лет. И кто бы из политиков нам не обещал быстрого улучшения жизни, оно не возможно без решения проблемы повышения производительности труда. Поэтому реформы в стране должны проводиться не ради самих реформ, а для роста производительности труда.
Резервы украинской экономики
Неужели всё так безнадежно в Украине? Нет. У нас есть резервы. Резервы – это ресурсы, которые имеются в наличии, но плохо используются.
Первый резерв – квалифицированная рабочая сила. Украинцы давно заметили, что они по своей квалификации ни чем не хуже своих коллег в Европе. Они в этом убедились, работая там. Трудимся одинаково, а заработная плата в 10 раз меньше. Упущенная выгода от недоиспользования этого резерва огромна.
Второй резерв – плодородная земля. Средняя урожайность зерновых и зернобобовых за последние годы в Украине ниже 30 ц/га. В Бельгии же на худших землях она составляет 80 ц/га. Ежегодно упущенная выгода составляет десятки миллиардов долларов. И это без доходов от животноводства, овощеводства, садоводства, льноводства и от переработки сельскохозяйственного сырья.
Третий резерв – транзитное положение Украины. Существующие транзитные мощности Украина использует на 50%, а транзитный потенциал на 5%. Коэффициент транзитности Украины - самый высокий в Европе. Польша, имея значение этого показателя ниже, чем в Украине и территорию меньшую в 2 раза имеет доход от транзита 4 млрд. долларов в год и это без транзита нефти и газа.
Четвертый резерв – туристический потенциал Украины. Он огромен. У нас имеется отличные природные условия, как для летнего, так и для зимнего отдыха: Крым, Карпаты, побережье Азовского и Черного морей. Прекрасные природные условия и для зеленого туризма по всей Украине.
Большой потенциал целебных ресурсов – вода, грязи, воздух: Трускавец, Саки, Моршин, Миргород, Славянск, Хмельник, Южный берег Крыма и многие другие.
Последние пять тысяч лет территория Украины была ареной многих исторических событий, местом жизни различных народов, после которых остались археологические и исторические памятники. Они интересны многим людям, но особенно их потомкам. Триполье, греки, скифы, готы, гунны, хазары, славяне, татары, евреи и другие. Исторический туризм имеет колоссальный потенциал.
Франция имеет от туризма около 30% всех доходов. Потенциал Украины не меньше. Мы можем иметь от туризма ежегодно несколько сот миллиардов долларов.
Пятый резерв – интеллект украинского народа. Наш народ дал миру много выдающихся людей. Это самый невостребованный ресурс в Украине. В наше время в передовых странах инновации являются основным фактором экономического развития. В будущем после использования первых четырех резервов и он станет основным ресурсом нашего развития.
Украинское экономическое чудо
Экономическое чудо – это период длительного развития экономики страны, в течение которого темпы экономического роста составляют 10% в год и более. Возможно ли оно в Украине?
В развитых промышленных странах ЕС в 2010 году средняя стоимость технического оснащения одного работника или фондовооруженность составляла около 80 тыс. долларов при нормальном износе. В Украине износ техники является очень высоким - 75%. В 2010 году средняя величина технического оснащения одного украинского работника за вычетом износа равнялась 73 тыс. грн. или около 9 тыс. долларов по рыночному курсу и 16 тыс. долларов по паритету покупательной способности.
Техническая оснащенность является основным фактором производительности труда. Для достижения европейской производительности необходима европейская оснащенность. А для этого необходимо инвестировать в каждое рабочее место в Украине не менее 60 тыс. долларов. А в целом по Украине эта сумма составит почти 1400 млрд. долларов или около 120 млрд. долларов в год на протяжении 12 лет.
В 2010 году чистые капитальные инвестиции в экономику Украины составили 73,7 млрд. грн. или 9,2 млрд. долларов. Для европейского пути дефицит инвестиций составляет более 110 млрд. долларов в год. И это не все. Даже если бы украинский бизнес смог привлечь такие инвестиции в материальные активы он бы столкнулся с проблемой нематериальных активов: ноу-хау, технической документации, знаний как использовать новое оборудование, что производить, куда продавать. Доля нематериальных активов в западном бизнесе больше доли материальных.
Ни украинское государство, ни украинский бизнес - не способны решить эти проблемы. Это способен сделать только крупный зарубежный бизнес. Ни одно экономическое чудо - Германия, Япония, Китай – не произошло без больших иностранных инвестиций.
Китайское экономическое чудо началось с создания свободных экономических зон, сокращенно СЭЗ. Но этому предшествовали переговоры лидера Китая Дэн Сяо Пина с президентом США Р.Рейганом и премьером Великобритании М.Тетчер. Они поверили в его добрые намерения и открыли путь западному капиталу в китайские СЭЗ. Без разрешения госдепартамента США ни одно западное оборудование не могло быть поставлено в коммунистический Китай. Но и это еще не все. США и другие западные страны открыли свои рынки для произведенных в СЭЗ товаров. Все это сыграло решающую роль в бурном экономическом развитии Китая.
Кто может дать нам такие инвестиции? Более всего заинтересован в них Европейский Союз. Почему? В Европе в настоящее время продолжается экономический кризис. Ее производственные мощности не загружены и легко смогут произвести необходимое оборудование. Эти заказы смогут стать локомотивом выхода ЕС из кризиса и его экономического роста. Ежегодные инвестиции в экономику Украины в размере 120 млрд. грн. дадут около 1% в год дополнительного прироста ВВП Евросоюза.
В настоящее время конкурентоспособность бизнеса зарубежных компаний в Китае снижается за счет роста там заработной платы. Украина могла бы стать заменой Китаю, из-за более низкой заработной платы. Еще одним аргументом в пользу Украины являются высокие транспортные издержки на доставку товаров из Китая в Европу. Инвестиции в Украину и ее экономическое развитие привело бы к значительному росту общего рынка товаров и услуг Евросоюза.
Размещение производства в Украине повышает уровень стратегической безопасности Евросоюза по сравнению с его размещением в Китае и других странах, из-за ее территориальной и культурной близости к Европе и стремления присоединится к Евросоюзу.
Для экономического роста кроме инвестиций необходим еще рынок сбыта производимых товаров и услуг. Украина имеет большой потенциальный внутренний рынок сбыта. Его емкость напрямую связана с величиной ВВП. Даже в такой зависимой от ввоза сырья стране как Япония экспорт составляет 10-13% ВВП. А это значит, что большая часть произведенных товаров и услуг в Украине будет здесь и потреблена. Это с одной стороны. С другой, компании, инвестировавшие в Украину и производящие товары в ней под своими торговыми марками, будут продавать их не только в Украине, но и по всему миру. И третье, большую часть производства в Украине составляет сельскохозяйственный сектор, а мировой рынок продовольствия еще долго будет самым динамично развивающимся.
В настоящее время имеются уникальные возможности для экономического роста Украины. Мировой кризис и незагруженные производственные мощности, низкие ставки кредитов, рост заработной платы в Китае и тенденция к снижению конкурентоспособности китайских товаров, мировая продовольственная проблема, большие внутренние экономические резервы. Сколько лет продлится такая уникальная ситуация - неизвестно? Мы должны этим воспользоваться.
Концепция – это хорошо, но где детальная программа, спросите вы? Программа – это всегда следующий шаг после концепции. В рыночной экономике программа может быть только рекомендательной. Любая самая хорошая долгосрочная программа в условиях кардинальных структурных преобразований будет иметь очень низкую достоверность. И здесь уместно вспомнить слова Наполеона – «сначала ввяжись в бой, а там будет видно». Бизнес сам, исходя из экономической эффективности, разработает и реализует свои проекты. Главное, что должно сделать украинское государство: не мешать бизнесу, создать европейский правопорядок и контролировать соблюдение интересов Украины.
Теневая экономика
Естественно поставить вопрос, а нельзя ли путем ликвидации теневой экономики добиться экономического роста? Может быть, и не нужны Украине никакие иностранные инвестиции?
Существует много подходов к определению теневой экономики и методов расчета ее величины. Одной из основных причин такого различия является то, какие виды теневой деятельности включаются в эти расчеты.
В 2009 году теневая экономика в Украине по данным Минэкономики составляла 35% ВВП, а по информации, приведенной в газете «Дело» - 45%. В той публикации теневая экономика поделена на три вида.
Первый из них, неформальная экономика – это легальная деятельность населения, но официально не учтенная. Например, продажа выращенных продуктов на приусадебных участках, сдача в аренду квартир, пошив одежды, ремонт обуви и т.п. На нее приходилось 24% всей теневой экономики, что составило 11% ВВП. Этот вид теневой экономики имеется во всех развитых странах и ее величина того же порядка, что и в Украине.
Второй вид, скрытая экономика – это хозяйственная деятельность легальных и нелегальных предприятий по производству легальных товаров и услуг, скрытая от контроля с целью неуплаты налогов. На нее в 2009 году приходилось 49% теневой экономики, что составило 22% ВВП. Как говорит известный специалист по теневой экономике Эрнандо дель Сото в своей работе «Иной путь», причиной скрытой экономики является не отсталость страны и не характер переходной экономики, а закономерная реакция предпринимателей на бюрократические препоны и большую стоимость входа на легальный рынок. Следовательно, экономический рост неизбежно приведет к снижению доли скрытой экономики.
Третий вид, криминальная экономика – это доходы от производства и продажи наркотиков, оружия, проституции, контрабанды, коррупции и т.п. На нее в 2009 году приходилось 27% теневой экономики, что составило около 115 млрд. грн. Основная ее часть – это расходы на коррупцию в размере 60-100 млрд. грн. Достоверность этих данных подтверждается информацией СБУ о том, что коррупция только при государственных закупках съела 10-15% госбюджета Украины в 2012 году или 35-52 млрд. грн. Источником коррупционных денег является перераспределение официального ВВП и доходов теневой экономики, поэтому ликвидация коррупции прямо не увеличит ВВП, но может улучшить положение малоимущего населения.
Очевидно, для целей экономического роста можно использовать только скрытую экономику, что может дать при полной ее легализации 22% прироста ВВП. Этого очень мало для того, чтобы догнать страны Евросоюза.
Средний класс
В Украине накопилось очень много социальных проблем: бедность большей части населения и высокая безработица, низкое качество медицины и большая смертность, высокий уровень загрязнение воды, воздуха, почвы и низкое качество продуктов питания, плохие и дорогие коммунальные услуги, ненадлежащие условия труда и массовые нарушения техники безопасности на производстве. И этот перечень – далеко не полный.
В настоящее время в развитых странах уровень социального развития характеризуется понятием средний класс. Там, где он имеется, перечисленные проблемы в основном решены. В развитых европейских странах его численность достигает 70%. Именно он определяет политический и социальный курс государства. Еще древнегреческий философ Аристотель утверждал, что «государство, состоящее из средних людей, будет иметь наилучший государственный строй…». Как видим, эта проблема не нова.
Отличительными особенностями современного среднего класса является высокий образовательный и профессиональный уровень, владение материальной и интеллектуальной собственностью, высокий уровень доходов и стандартов потребления, большая экономическая и социальная активность, высокая социальная мобильность.
Средний класс выполняет в современном обществе несколько важных функций:
1) экономический базис – он является производителем основной части общественных благ и крупнейшим плательщиком налогов, главным инвестором и потребителем, создающим совокупный спрос;
2) социальный стабилизатор – он стремиться поддерживать существующий государственный порядок, так как при нем ему удалось занять достойное положение в обществе;
3) общественный регулятор – он чувствует все проблемы общества и своей активностью осуществляет политическое и социальное саморегулирование в стране;
4) культурный модератор – он является хранителем и проводником в обществе культурных ценностей, традиций, правил поведения, норм и законов.
К среднему классу относятся обычно следующие категории населения: предприниматели, интеллигенция, служащие, лица творческих профессий, военные, квалифицированные рабочие. Принадлежность к среднему классу определяется и особой психологией, любовью к семье и детям, стилем жизни и культурой.
Существуют материальные критерии принадлежности к среднему классу. По данным Мирового банка – это уровень дохода человека 3,5 тыс. долларов в месяц. По российским данным – это доход человека 10 тыс. долларов в год.
Известный политолог из Чикагского университета А.Пшеворский установил закономерность - необходимым условием наступления демократии является 13-15 тыс. долларов ВВП на человека в год. Но средний класс – это и есть демократия. Значит, этот параметр можно считать критерием наличия в стране среднего класса. В 2010 году в Украине ВВП на душу составил 3 тыс. долларов. Очевидно, средний класс в Украине пока отсутствует.
Только экономический рост приведет к возникновению среднего класса в Украине, а, значит, ее социальному развитию, к решению всех социальных проблем.
Культурный подъем
С латыни слово культура переводится как возделывание. На современном языке – это все, что сделано человеком. Культура - это противоположность натуре, природе. С выделением в отдельное производство товаров и услуг понятие культура сузилось до духовной и умственной деятельности людей: образование, наука, архитектура, литература, музыка, живопись, дизайн, театр, кино, фольклор, народные промыслы и ремесла, обычаи и традиции, исторические памятники и природные парки и другое.
Украина - страна с древней культурой, развитие которой сопровождалось взлетами и падениями. Нынешнее состояние украинской культуры находится где-то посередине между ними. Основная проблема очень низкое финансирование, ни в бюджете, ни у большинства людей нет денег.
Экономический рост Украины, согласно нашей концепции, во-первых, неизбежно вытянет за собой наверх науку и образование, архитектуру и дизайн, восстановление исторических памятников и развитие природных парков. Во-вторых, приведет к росту бюджетного финансирования культуры. В-третьих, благодатно скажется на культуре и рост доходов украинцев. Возрастет спрос на книги, на посещение музеев, театров, кино, концертов, на произведения народных промыслов и ремесел. Все это в итоге приведет к заметному подъему украинской культуры.
Национальное возрождение
Имеется две точки зрения по вопросу, что первично для успешного развития Украины после обретения независимости: создание единой, сплоченной нации или политические и экономические реформы.
Вспоминается одна история. Было это зимой 1982 года. В командировке я жил в одном номере с литовцем из Каунаса. В один из наших разговоров я спросил, почему вы, литовцы, не любите русских. Нет, это не так, ответил он. Мы любим русскую культуру, Пушкина, Чайковского. Мы не любим советское. Но мы понимаем, что бороться бесполезно, слишком неравные силы. Поэтому мы ждем.
Литовская нация не приняла советскую власть и терпеливо ждала ее краха. Точно так же ждали эстонцы, латыши, поляки, чехи и другие. Не ждали только украинцы. И вот, много лет Украина топчется на месте. А они, как только обрели независимость, провели демократические реформы и ушли далеко от нас вперед. А ведь Украина была в лучших стартовых экономических условиях, чем эти страны. Но она не имела своей нации. В то время национальный вопрос был первичен.
В настоящее же время в Украине первичным является вопрос экономического развития. Почему? За все прошедшие годы национальный вопрос так и не был решен, хотя нельзя и отрицать прогресс в этом вопросе. Но еще хуже обстоят дела с экономическим развитием. Сейчас именно это является главным тормозом для создания украинской нации. Часто приходится слышать: а что мне дала независимая Украина? Большинство украинцев сейчас материально живут хуже, чем в 80-е годы при социализме.
В своем развитии нация проходит три этапа. Первый этап – это этническая нация. Она определяется общей историей, территориальным, культурным и языковым единством. Имеет свои национальные символы: религия, национальные герои, писатели, философы, исторические события, памятники.
Второй этап – это создание суверенного государства, с политической, территориальной и культурной независимостью. Создание государства, как правило, опережает политическую и экономическую интеграцию нации в единое целое.
Третий этап – это создание политической нации под воздействием экономического развития из культурно и этнически разнообразных групп в единое органическое сообщество. Формирование такой новой социальной структуры является необходимым условием для дальнейшего развития общества, роста национальной экономики и существования в современном глобальном мире.
В 1991 году в Украине еще не была сформирована даже этническая нация. Российская империя, а затем Советский Союз все делали для того, чтобы не состоялось рождение украинской нации. В тоже время, как Польша, Литва и другие восточноевропейские страны уже после первой мировой войны находились на втором этапе национального строительства. Хотя затем этот процесс и прервался, но память о нем сохранилась.
В настоящее время Украина практически завершает второй этап создания нации. Динамичный экономический рост приведет к созданию мощной украинской политической нации, что в свою очередь станет важным фактором развития Украины в глобальном мире.
Демократия как стратегический ресурс
Современные предприятия для производства используют не только материальные активы: производительное оборудование, качественные материалы, эффективные источники энергии, но и нематериальные: ноу-хау, патенты, программы, нормы и правила поведения, товарные знаки, права собственности и т.д. Во многих компаниях стоимость последних даже выше стоимости материальных активов. Без них эффективное производство не возможно.
Страны тоже имеют и материальные, и нематериальные активы. Очевидно, что современные демократические институты государства или демократия является важнейшей частью нематериальных активов общества. Без нее западные страны не были бы тем, чем они сейчас являются.
Сколько же стоит демократия? На сегодня стоимость потребных Украине материальных активов европейского уровня составляет более 1600 млрд. долларов. Значит, стоимость демократии для Украины не меньше. Это колоссальное богатство, которое мы не используем.
Есть ли в Украине демократия? У нас есть все демократические институты, законы, образованный и умный народ, но нет духа демократии. Она находится в летаргическом сне и ее нужно пробудить. Дух демократии – это вера народа в демократию. А вера всегда порождает действие. В 1991 году эта вера была огромна, но мы не смогли ею воспользоваться. И в этом виновата не демократия. Она эффективно «работает» в Германии, Англии, США и других странах. Это мы виноваты, что доверили бывшим коммунистам строить новое государство.
Есть ли у нас альтернатива демократии? Нет. И еще раз нет. Украина не Арабские Эмираты, у нас нет большого количества нефти и газа для продажи с прибылью в 1000%. Не поможет нам и сланцевый газ. Он не достанется народу. Наш стратегический ресурс – это демократия.
Действующая концепция развития
Ныне в Украине фактически реализуется концепция так называемой экспортно-ориентированной экономики. Предметом экспорта являются сырьевые ресурсы: черные и цветные металлы, руды, минеральные удобрения, электроэнергия, зерновые и масличные культуры. Такая концепция характерна для стран третьего мира. Ей соответствует авторитарная или тоталитарная модель государственного управления. Социальная структура имеет вид пирамиды – в ее основании находится бедное большинство, наверху богатое меньшинство, а средний слой отсутствует.
Из Украины под видом сырья фактически экспортируется дешевая рабочая сила. Почему? Все входящие в стоимость экспорта материальные издержки имеют мировые цены, а при устаревших технологиях даже превышают их. Значит, экспортную прибыль дает дешевая рабочая сила. Именно поэтому власть, сросшаяся с бизнесом, не заинтересована и всячески тормозит повышение заработной платы, развитие внутреннего рынка, совершенствование производства, создание среднего класса, развитие демократии. Все это - звенья одной цепи.
Эта концепция в Украине действует уже более 20 лет. Трудно сказать, осуществляется ли она умышленно или реализуется спонтанно как равнодействующая различных приватных интересов? Скорее всего, и то, и другое. Но она, несомненно, реализуется в Украине. Доказательством этому является разрушение науки и образования, особенно высшего, снижение численности населения, его люмпенизация. При этой концепции численность населения Украины является явно избыточной. Могли ли бывшие коммунисты придумать, что-нибудь лучшее для Украины? Думаю, что нет.
Предлагаемая концепция. Резюме
Корень всех проблем Украины – низкая производительность труда. Для ее решения нужна новая индустриализация. Иначе Украина будет сырьевым придатком развитых промышленных стран. Чтобы догнать Европу по доходу на душу населения необходимы ежегодные капитальные инвестиции в размере 120 млрд. долларов в течение 12 лет. Существующие инвестиции в экономику на порядок меньше. Без иностранного капитала не обойтись. Сейчас в мире сложились хорошие условия для этого. Окно приоткрылось. Препятствие одно – отсутствие демократии в Украине. Демократия – это тот нематериальный актив, которого нам не хватает.
Экономический рост станет локомотивом, который вытянет Украину из отсталости. Будет создана новая страна, появится средний класс, наступит культурный подъем, произойдет национальное возрождение. В свою очередь, все это станет духовным ресурсом для дальнейшего инновационного развития Украины.
- Информация о материале
Виктор Янукович подписал закон о казначейских векселях. Теперь Кабмин сможет использовать их для реструктуризации бюджетной задолженности. Правительство получит право рассчитываться с бюджетными долгами не «живыми» деньгами, а ценными бумагами — финансовыми казначейскими векселями.
Формальная цель таких новаций — решить проблему задолженности по возмещению НДС. «Предприятия, которые сейчас не получают бюджетное возмещение НДС, смогут получить его векселями. Впоследствии они будут иметь возможность перепродать их предприятиям, которые смогут обменять их на «живые» деньги», — поясняет юрист ЮК Moris Group Виталий Кремень. Однако круг получателей «бумаг» окажется гораздо шире.
Чиновники смогут расплачиваться векселями фактически по любым долгам государственного бюджета, сформированным до 1 января 2013 года. «Тексты законопроектов не оговаривают каких-либо ограничений для использования этого финансового инструмента. Это свидетельствует об очень широких возможностях применения векселей при бюджетных расчетах», — утверждает адвокат Игорь Реутов, руководитель департамента АФ «Грамацкий и партнеры». Порядок выдачи, обращения, погашения и взыскания по банковским векселям будет устанавливать НБУ, по казначейским — Кабмин. Согласно законопроекту №2290 доходность таких ценных бумаг составит 5%, срок обращения — пять лет. Однако их можно будет погасить и раньше — в счет оплаты налоговых обязательств.
Введение в оборот казначейских векселей — признание государством бюджетной катастрофы. За первые пять месяцев года доходы госказны выросли всего на 2,4%, тогда как целевой показатель роста на 2013 год, заложенный в законе о госбюджете, — 9,2%. Это означает, что казна наполняется в четыре раза медленней плана. К тому же очевидно, что макропоказатели, заложенные при расчете финансовой сметы страны, весьма далеки от реальных. Нулевой экономический рост и фактически полное отсутствие инфляции, ожидающие Украину в текущем году, не позволят выполнить бюджет в полном объеме. По оценкам депутата-«ударовца» Виктора Пинзеника, по итогам года недопоступления в казну могут достичь 20–25 млрд. грн. Чтобы перекрыть кассовые разрывы, векселя начнут раздавать налево и направо: внести поправки в закон, по которым их смогут оформлять и под более поздние долги казны, не составит труда.
Сегодня через бюджет распределяется около 27% ВВП. Это означает, что фактически каждое четвертое предприятие будет подвержено риску получить на руки бумаги вместо денег. Возникнет ситуация, когда законы о бюджете будут выполняться на 100%. Ведь оплата бюджетных расходов все чаще будет осуществляться квазиденьгами. «В перспективе все больше долгов будет погашаться векселями. Денег в бюджете будет все меньше, а «хотелок» у правительства не убавится. Единственной возможностью их реализовывать будет эмиссия векселей, которые являются не чем иным, как скрытой формой госдолга, не покрытого доходами бюджета. В результате мы придем к ситуации 90-х годов — гиперинфляции и государственному дефолту», — прогнозирует экс-министр финансов Украины Игорь Уманский.
Узаконенный «откат»
Правительство вряд ли рискнет оформлять векселями трансферты, предназначенные на выплату зарплат. Соответственно, в векселя превратится недофинансирование по другим статьям. Потенциально обладателями казначейских векселей могут стать предприятия, получавшие госзаказы в предыдущие годы. Через такие схемы будут оформляться крупные капитальные расходы, которые не идут на текущее потребление, — долги перед строительными компаниями, дорожным хозяйством, угольной и другими отраслями. «Бумажная» система расчетов может быть внедрена в сфере государственных закупок товаров и услуг. «Может возникнуть ситуация, когда по большому количеству проведенных тендеров правительство начнет рассчитываться с помощью векселей, которые будут погашаться в далеком будущем. Оборотные средства предприятий начнут постепенно вымываться», — прогнозирует адвокат Денис Писанный, партнер ЮК «TIC».
Компании, накопившие достаточно «макулатуры», уже вскоре столкнутся с безденежьем. Многие из них не смогут воспользоваться векселями даже для уплаты налогов, как это предполагается законопроектом №2290. «Довольно много компаний уже заплатили налоги наперед, внеся авансовые платежи. Фактически это означает, что предприятиям, получившим векселя, будет очень сложно найти на них покупателей, чтобы вернуть хотя бы часть «живых» денег», — считает главный экономист Dragon Capital Елена Белан.
Предполагается, что ценные бумаги будут выкупать банки либо факторинговые компании. Однако предприятиям почти наверняка придется сбывать их с рук с большим дисконтом, финансируя за свой счет бюджетные проблемы государства. В круг приближенных, имеющих возможность превращать «бумагу» в деньги, будут допущены лишь банки и финансовые компании, близкие к власти. «Вероятно, что при закупке товаров и услуг, оплачиваемых финансовым казначейским векселем, поставщику будут рекомендовать финансовую компанию или банк, которые согласятся выкупить вексель, например, с 30%-ным дисконтом. А затем казначейство оплатит вексель по номиналу. Получится замечательная система легализации и точного учета «откатов» при госзакупках, для которых уже не будут нужны конвертационные центры, поскольку не будет проблем с обналичиванием. Правоохранительные органы не смогут противостоять такой системе «откатов». Ведь формально здесь не будет нарушений законодательства и разворовывания бюджетных средств», — отмечает экс-министр экономики Украины Виктор Суслов.
Некоторым утешением для держателей ценных бумаг должна стать возможность разжиться с их помощью заемными средствами в банках. По словам заместителя председателя правления Финростбанка Василия Невмержицкого, при условии разработки адекватных правил векселя можно будет использовать как залоговый инструмент для получения кредитов. Хотя едва ли банкиры будут проявлять в таких случаях особую щедрость, балуя заемщиков сколько-нибудь лояльными ставками.
Цель лоббистов «вексельных» законопроектов — создать видимость благополучия еще как минимум на пару лет — до проведения президентских выборов. Не исключено, что реализация такого плана пройдет успешно. Однако уже в среднесрочной перспективе построение «потемкинских деревень» может обернуться бюджетным коллапсом. «Очень скоро казначейство не сможет оплачивать векселя, особенно, если часть налогов, в свою очередь, также начнут оплачиваться «бумагой». И тогда будет нанесен сильнейший удар по украинской финансовой системе, а также по украинскому бизнесу, производственному сектору и инвестиционному имиджу страны», — прогнозирует Виктор Суслов. Ведь финансовые проблемы, которые сначала возникнут у предприятий, непосредственно обслуживающих бюджетные организации, перекинутся и на их контрагентов, с которыми, в свою очередь, также перестанут расплачиваться. Очевидно, что следующими в этой цепочке будут работники предприятий, на которых обескровленные компании начнут экономить. И противостоять этому эффекту домино государство уже будет не в состоянии.
- Информация о материале
Начиная диалог с государственными структурами, мы были убеждены, что "обязательный солидаризм" в социальном страховании продиктован у нас исключительно "постсоветским" законодательством. Оказалось, что в такой же мере он подкрепляется неправомерным поведением самих "экономических субъектов", предпочитающих укрываться за солидарной ответственностью.
Поскольку мы начали с Фонда страхования от несчастных случаев на производстве, то по нему и продолжим. Можно считать общеизвестным постановление Кабинета министров Украины №1232 от 30.11.2011 г. "О некоторых вопросах расследования и учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве". Типовая последовательность действий по расследованию несчастных случаев на производстве сегодня выглядит примерно так: необходимо немедленно оповестить работодателя, который в свою очередь должен в течение суток уведомить Фонд страхования от несчастных случаев на производстве (далее — Фонд) и вместе с ним создать комиссию по расследованию, которая в случае необходимости привлекает специалистов Государственной службы промышленного надзора (далее — Госгорпромнадзор) и лечебного учреждения. По итогам расследования работодатель издает приказ, где указывает меры по предотвращению подобных случаев в дальнейшем и привлечению к ответственности виновных в случившемся.
Однако, учитывая жизненные реалии, нас будут интересовать случаи с отягчающими обстоятельствами. Например, если к производственному травматизму привело явное нарушение правил охраны труда на предприятии, то перед руководителем немедленно возникает дилемма: скрыть и "пострадать" или зарегистрировать и "понести ответственность". Решение нужно принимать немедленно при неведомом конечном ущербе.
Договориться "полюбовно" и скрыть — это действительно неограниченная возможность пострадать в дальнейшем. В любой момент (причем без ограничения срока давности) потерпевший вправе изменить свое решение о "закрытии вопроса" и подать заявление о случившемся напрямую в Фонд страхования. Например, работник обнаружил существенный ущерб своему здоровью и настаивает на официальном разбирательстве. А может быть, просто разуверился в справедливости своего работодателя. И тогда вступает в силу процедура расследования по юридическому варианту "утрата работоспособности наступила не сразу". Причем действия пострадавшего будут расцениваться как правомерные при условии, что в момент аварии он поставил в известность работодателя. И если тот предпочел не давать ход официальному расследованию, то это уже его юридические и материальные проблемы.
Сразу и официально донести о случившемся — это "понести ответственность" в официальном и неотвратимом порядке. Потому что по нормативным документам "авария или несчастный случай на производстве являются основанием для обязательного проведения внеплановой проверки страховым экспертом по охране труда". Если были нарушены граничные сроки уведомления о случившемся, эксперт наложит административные штрафы самостоятельно, а по более серьезным нарушениям передаст дело на рассмотрение Госгорпромнадзора, который на основании Закона "Об охране труда" может останавливать производство и привлекать к "дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности". Штрафы за нарушение законодательства об охране труда могут составить "до пяти процентов среднемесячного фонда заработной платы за предыдущий год". Помимо этого, "работодатель возмещает затраты на проведение спасательных работ, ликвидацию последствий аварии, экспертизу причин аварии и возможное обследование условий производства". При выполнении всех формальностей сумма может набежать немалая, потому-то все так стремятся "закрыть вопрос" неофициальным путем.
Хорошо, что хотя бы "помогающая" структура (Фонд страхования) и "карающая" структура (Госгорпромнадзор) в данном случае разделены. Ибо в государственной пожарной охране все это составляет единое целое: после технической помощи пострадавшему (тушение пожара плюс "профилактический пролив" помещений до подвала включительно) приходят инспекторы, полностью "компенсирующие" свои затраченные усилия путем штрафов за нарушение правил противопожарной безопасности (ведь у вас же почему-то загорелось!). Возникает резонный вопрос, а стоит ли вообще поддерживать из бюджета подобную благотворительную государственную структуру, если она давно кормится собственными карающими усилиями и по факту является хозрасчетной? И как изменится ее "статус", если надзорную и карающую функции передать, например, тому же Госгорпромнадзору? Вряд ли у нас несчастных случаев на производстве существенно меньше, чем пожаров. Но как-то разбираться с ними удается в рабочем порядке и без пафосных молодых пресс-секретарей, докладывающих от "чрезвычайных сверхусилиях" очень военизированного формирования.
В случае несчастного случая на производстве дальнейшая помощь пострадавшему работнику с цепочкой финансовых санкций в общем-то не связана. Работник будет получать страховые выплаты из солидарного Фонда, а предприятие — разбираться с Госгорпромнадзором по возможным финансовым санкциям "просто в бюджет". Однако в случае явной вины предприятия возникает противоположный вопрос: не должен ли в этом случае солидарный страховой Фонд предъявлять предприятию регрессный иск по своим затратам на реабилитацию потерпевшего, чтобы как минимум поддержать справедливость: "вина предприятия — возмещение ущерба работнику". На данный момент подобный "кнут" для работодателя у страхового фонда отсутствует. Исполнительная дирекция Фонда скромно предлагает предоставить в ее распоряжение хотя бы "пряник": право снижать ставку страховых сборов для предприятий, на которых нет случаев производственного травматизма. Но и этого "пряника" в распоряжении Фонда сегодня нет. А без "кнута" и "пряника" в отечественных реалиях никак не наведешь порядок.
Не так уж редко в отечественной практике встречается еще более отягощенный вариант развития событий: работник официально не оформлен, за него не уплачивались страховые взносы. Государство настаивает, что Фонд должен участвовать в урегулировании случаев производственного травматизма в любой ситуации. Просто опереться государству в данном случае больше не на кого. Сам Фонд расценивает такую юридическую процедуру как весьма сомнительную. Хорошо, если в ее начале фигурируют хоть какие-то документы о допуске пострадавшего к работе. Если же распорядительные документы напрочь отсутствуют, остается оперировать исключительно актами, которые могут оспариваться виновной стороной, и вежливо, но настойчиво, давить на работодателя, убеждая, что лучше признать свои действия, ибо в случае судебного разбирательства санкции могут оказаться несоизмеримо выше. Правда, в наиболее сложных случаях без судебного разбирательства по установлению фактов ("фактически допущен к работе", "на таких-то условиях", "с такими-то должностными обязанностями") все равно не обойтись. Потому что только после того, как будет принято решение о том, что "трудовые отношения установлены в предусмотренном законом порядке", в полной мере восстанавливается право работника на все социальные услуги и выплаты, предусмотренные статьей 21 базового закона.
Плюс множество злоупотреблений со стороны работодателей, наметившихся в последнее время. Трудовые договоры показательно подписываются задним числом (за несколько дней до происшествия). "Почему вовремя не зарегистрировали?" — "Так бюрократия у нас такая, сотрудники несознательные. Не уложились (или еле уложились) в отведенные пять дней для регистрации взаимоотношений частного предпринимателя с наемными работниками в фонде занятости. Ну, исправимся". Наказание за "бюрократию" ведь принципиально проще, чем за неоформленные трудовые отношения с тяжкими последствиями. Небольшая "ловкость рук" — и всю оставшуюся жизнь добропорядочные люди компенсируют потерпевшему утрату трудоспособности.
Есть еще масса "недоговоренных" вариантов разбирательства. В отечественных условиях немалая часть производственных травм происходит по причине нетрезвого состояния потерпевшего. Такая у нас специфика. Официальный порядок предусматривает жесткую фиксацию подобного обстоятельства только для "водителей транспортных средств". Во всех остальных случаях процесс в медицинских учреждениях осуществляется должным образом лишь после полюбовной "стимуляции" заинтересованной стороной (то бишь работодателем). Причем еще более непонятно, каким образом юридически правильно можно провести подобное освидетельствование силовым образом, если сам потерпевший подобному процессу сопротивляется. Плюс абсолютно размытая нормативная формулировка "производственная травма по причине собственной неосторожности", которая в ходе расследования может неограниченно перетягиваться работодателем и потерпевшим на свою сторону. И получается, что решает все эти проблемы только солидарный страховой фонд, который независимо от достигнутых результатов оплачивает ущерб потерпевшему из общего котелка добропорядочных сторонних плательщиков.
- Информация о материале
Тема налога с доходов физических лиц заинтересовала меня после того, как для одного из прошлых блогов я поднял статистику поступлений в государственный бюджет Украины именно от этого налога. И, признаться, был поражен его ничтожной долей от общих поступлений в бюджет державы – чуть более 2,5%. Для сравнения в большинстве крупных стран именно этот налог является основным бюджетообразующим. Так в США он едва не дотягивает до половины всех бюджетных поступлений.
Скажете, где мы и где США! Согласен. Налоговая система и отношение к налогам в цивилизованном мире и в нашей стране – вещи абсолютно несопоставимые. Имел опыт общения с бывшими «нашими», которые стали «их» бизнесменами. «Уйти от налогов? Прикалываешься – я в тюрьме сидеть не хочу!» Там проведение операций, необлагаемых налогами, скорее нонсенс, а люди, которые такие операции проводят с таким же успехом, как за неуплату налогов, могут сесть за торговлю наркотиками или еще какой гадостью. Украина же была и остается страной, где через теневые схемы мимо бюджета утекает около 50% экономики. Но не это главное.
Когда я говорю о «несчастных» 8 миллиардов гривнах поступлений в бюджет в год от налога с доходов физических лиц, я оцениваю, например, статистику рынка продажи автомобилей в стране. Где в год регистрируется что-то около 200 тысяч новых авто. Если взять среднеарифметическую цену в 15 тысяч долларов США за один проданный автомобиль или 120.000 гривен, то примерный оборот этого рынка составляет 24 миллиарда гривен. Допустим, что 70% от этого объема рынка – закупка автомобилей частными лицами. Итого около 18 миллиардов гривен. А теперь допустим, что вся покупка автомобилей частными лицами производилась после уплаты ими налога с дохода физических лиц. Умножив 18 миллиардов на 15% получим, что только те наши граждане (а это по предложенным оценкам менее 150.000 человек, которые за прошлый год купили и зарегистрировали новый автомобиль), должны были уплатить в бюджет страны 2,7 миллиардов гривен.
Стоит ли поднимать рынок недвижимости, рынок более-менее дорогого отдыха, рынок бутиковой одежды, шуб, драгоценностей и т.п. чтобы доказать: реальные доходы физических лиц в стране многократно превышают их декларированный уровень. Какие суммы скрываются от бюджета мне невдомек. Но с долей уверенности могу допустить, что даже с нынешней одной из самых низких в мире ставок налогообложения с доходов физлиц, реальная выплата этих сумм в бюджет минимум раза в три увеличила бы поступления от этого налога.
Скажу честно. Я не плачу этот налог. Но не раз писал, начну платить его вместе с чиновниками и бизнесменами, которые рассекают город на автомобилях по 100 тысяч у.е. и имеющих налоговую декларацию, от которой хочется смеяться и плакать одновременно.
Государству и налоговым органом нужно начать строить принципиально новую систему отношений с частными налогоплательщиками. И здесь не обойтись призывами: «Заполни декларацию» на бил-бордах или лайт-боксах. При том, что налог в 15% по идее должен был бы создать желание у физлиц его платить, отношение граждан к фискальной политике убеждает, будь налог 5%, его бы тоже не платили.
Что стоит делать? Во-первых. Нужно вернуться к прогрессивному налогу. И пусть отечественный «средний класс» с доходами 100-300 тысяч гривен в год по-прежнему платит 15%. Но люди, которые позволяют себе ездить на авто по 100 тысяч и четырежды в году ездить на какие-нибудь Канары с Мальдивами просто обязаны платить больше.
Во-вторых. Когда наша налоговая начнет обращать внимание на людей, чей доход и способ жизни значительно превышает то, что они декларируют или не декларируют вообще? Пожалуй нужно озаботиться для начала хоть теми, кто покупает дорогие иномарки и дорогую недвижимость. Пусть объяснят: за счет чего они делают подобные покупки и чисты ли эти деньги.
Говорю абсолютно ответственно. После того, как вместо рекламы «Заполни декларацию» я увижу в СМИ информацию о том, что налоговая доначислила в бюджет, например, 8 миллиардов гривен от доходов физических лиц после проверки адекватности расходов декларируемым доходам, я сам понесу в налоговую свою декларацию.
А пока… Пока воздержусь…
- Информация о материале
Страница 938 из 1561
