Статьи
"Доволен ли я лично работой? Конечно, нет! Хотелось бы сделать больше, хотелось бы сделать лучше" — так попрощался с премьерским постом Арсений Яценюк, выступив вечером в Раде 24 июля.
За час до этого депутаты фактически выразили вотум недоверия Кабинету министров, забросав министра финансов Александра Шлапака вопросами, в которых недвусмысленно читалось: вашим инициативам не доверяем. А потом не хватило голосов даже на включение правительственных законопроектов в повестку дня…
А ведь еще накануне было очевидно: "правительство камикадзе" столкнулось с самым сильным политическим кризисом в своей недолгой истории. "Медовые 100 дней", сопровождаемые обещаниями реформ, всхлипами восхищения молодостью команды и свободным общением премьер-министра с западными чиновниками и СМИ, скрылись за историческим поворотом. Наступили суровые будни. И, похоже, в Кабмине поняли, что они гораздо суровее, чем представляет себе широкая общественность. И есть смысл остаться "в белом", загодя подав в отставку, пока не началось осеннее наступление масс под лозунгами "Хлеба и работы".
В распаде правящей коалиции, несомненно, есть большая вина экономического блока Кабмина. На дворе уже не март, это тогда любая инициатива свежепришедшего с Майдана правительства набирала по умолчанию 250–300 голосов. Столкнувшись с более низкими бюджетными поступлениями (а платежная дисциплина в стране день ото дня ухудшается) и нарастающими, как снежный ком, издержками на боевые действия на Востоке страны, Кабмин написал законопроекты о внесении изменений в госбюджет и Налоговый кодекс.
Оные вызвали большой резонанс. Фокус с тем, как можно не платить бюджетникам два месяца и при этом сохранить управляемость страной, похоже, не понял никто. Накануне голосования комитет Верховной Рады по вопросам бюджета "завернул" один из законопроектов. Член этого профильного комитета Олег Канивец заявил, что одной из причин было очевидное стремление правительства вернуться к "гиблой практике ручного управления", прикрываясь введением военного положения (которое президент Порошенко решил в итоге не объявлять, мотивируя это тем, что воюющей державе МВФ кредитов не предоставляет). Многие народные депутаты в интервью то и дело стали обвинять Кабмин в том, что он хочет прибрать к рукам такие широкие полномочия, которые не пыталось заполучить даже правительство Януковича—Азарова.
От зерна и до скважин
Впрочем, лавина экономических противоречий между депутатскими группировками куда мощнее. Стремление лишить налоговых льгот крупные аграрные предприятия вызвало ропот недовольства даже в родной для премьера фракции. Иван Кириленко пообещал любые поставки продовольствия армии, лишь бы сохранился прежний льготный налоговый режим. Министр финансов пытался было предложить компромисс, что зернотрейдеры не будут получать возмещение НДС до конца 2015 г. (или до конца 2014-го, если со следующего года крупные сельхозпроизводители перейдут на общую систему налогообложения), но не тут-то было.
На стороне аграриев выступило углеводородное лобби. Владельцы скважин и заправочных комплексов выступили единым фронтом против попыток повысить ставки платы за использование недр при добыче газа и нефти. Игорь Коломойский и его бизнес-группа поддержали эту инициативу, еще и прекратив продажу топлива на принадлежащих им автозаправках. А это — каждая третья в Украине. Вдобавок группа "Приват" блокировала намерение правительства истребовать дивиденды на государственные корпоративные права (только по "Укрнафте" это 1,3 млрд грн).
Это уже второе поражение правительства Яценюка в борьбе с бизнесом по добыче углеводородов. Весной рентные платежи на добычу также не были повышены, хотя это удалось сделать в отношении проигравших политическую схватку металлургов. Напомним, что с апреля был изменен порядок уплаты рентной платы за добычу железорудного концентрата. Вместо заниженной в разы по мировым стандартам ставки на недропользование в размере 3,64 грн с каждой тонны руды была введена адвалорная подать в размере 5% от стоимости товарной продукции. То есть если ранее налог начислялся на стоимость руды, то теперь — на стоимость товарной продукции, в которую включаются расходы на обогащение и другие операции. Фактически рентные платежи выросли в 3–3,5 раза.
Когда в парламенте был поднят вопрос о себестоимости добычи углеводородов, это также сыграло не на руку правительству, хотя аргументы министра Шлапака вроде бы были убедительными. Да, добывающие в Украине газ для промышленности компании умудряются по-прежнему иметь рентабельность свыше 1500%. Но тут Кабмину следует не призывать бизнесменов к совести или идеалам Майдана, а раз и навсегда покончить с практикой, при которой один и тот же товар стоит совершенно разные деньги. Иначе олигархия будет процветать: отечественная история учит, что основой капитала многих маршалов отечественного бизнеса стал именно доступ к очень дешевому сырью.
Пытаясь спасти положение и найти все-таки средства для наполнения бюджета, правительство предложило ввести специальный налог на АТО. И тут мимо: война затягивается, и все новые калеки и "грузы 200" делают борьбу с терроризмом менее популярной с каждым днем акцией. Так что к экспресс-инициативе правительства ввести дополнительный 1,5-процентный сбор на фонд заработной платы парламентарии отнеслись, мягко говоря, прохладно. Они просто представили, что им скажут избиратели, к которым они вскоре вновь обратятся за мандатом. Тем более что неделю назад Министерство экономического развития и торговли пафосно анонсировало концепцию налоговой реформы, в соответствии с которой предполагалось появление единой ставки социального взноса в размере 18% (вместо нынешнего минимума в 36,77%). Да и вообще — сокращение налогов до восьми штук.
Надо быть проще
Как оказалось, речь не идет о секвестре. Это в марте после смены власти в Киеве доходы и расходы госбюджета были уменьшены приблизительно на 25 млрд грн, а его дефицит сокращен на 3 млрд. Нынешние же правки называть секвестром нелепо: доходную и расходную части Кабмин уже видит выросшими на 6 млрд грн.
Судя по тексту законопроекта №4308а, правительство планирует получить больше налога на доходы физических лиц (3,3 млрд грн), НДС с произведенных в Украине товаров (0,4 млрд), платы за пользование недрами (9 млрд), программ помощи ЕС (4 млрд), экологического налога (2 млрд грн).
Но, пожалуй, самое консервативное лечение Яценюк сотоварищи предложил для НАК "Нафтогаз Украины". Схема в голове премьера выглядела следующим образом: по старинке накачивается уставный фонд этой госкорпорации, на суперсумму — 104 млрд грн (дополнительное увеличение на 71 млрд). Эти облигации потом потихоньку скупит Нацбанк, фактически обеспечив эмиссию порядка 9 млрд долл. Деньги все равно призваны пойти за рубеж в виде газовых платежей Российской Федерации и напрямую на цены давить не будут, разве что на валютный курс. И не беда, что "Газпром" оценивает долг Украины за газ в 4,46 млрд долл., впереди осень — видимо, придется отбирать энергоресурс из трубы.
Такая инициатива позволила экспертному сообществу поставить еще несколько неудобных вопросов правительству: а что у нас там с состоянием расчетов за энергоносители после повышения тарифов, к чему привели инициативы реформаторов в НАКе и не является ли эта суперэмиссия лебединой песней "Нафтогаза" перед его торжественными похоронами вкупе со всеми долгами? Впрочем, парламент и тут сыграл в свою игру, отказавшись от разрешения правительству создавать какие бы то ни было концессии на базе газотранспортной системы. И теперь не очень ясно, а сможет ли в сентябре НАК выплатить по облигациям 1,6 млрд долл., или стартует кросс-дефолт?
Члены правительства столь долго рассказывали, как много воровали их предшественники и какое благоденствие наступит, если вернуть награбленное и заткнуть щели, через которые вытекали доходы казны, что стали сами себе задавать вопросы: а перекрыла ли фискальная служба те самые щели и схемы или просто взяла их на вооружение?
Кажется, правительство Яценюка не поняло главного — надо действовать проще. Скажем, налог на депозиты. Лишь третья версия этой подати оказалась предельно понятной — все платят 15% с полученного процентного дохода. Без исключений для бедных, богатых или "жертв конотопской битвы". У меня нет сомнений, что с августа этот налог наконец заработает и станет одним из самых прозрачных.
Впрочем, мысли в этом направлении посещают чиновников все чаще. Например, появились предложения ввести одинаковые ставки акцизного сбора на спиртовые настойки и водку или приравнять в налоговом плане биотопливо к дизелю, а также убрать льготы по билетам на скоростные поезда типа "Интерсити" (ведь билеты на более дешевые поезда облагаются НДС). Меньше исключений из правил — меньше тех, кому удается быть "равнее".
Пробои в стратегии
"Правительство камикадзе" смогло вполне удачно решать оперативные задачи финансирования госмашины, но по сути так и не решило тех принципиальных задач, которых требует общество.
Есть, по меньшей мере, три вопроса, на которые сегодня власть ответить внятно не может.
Вопрос первый: где обещанные реформы? Идеи заморозить социальные выплаты, еще больше перераспределить бюджет в пользу силовых структур, а также "выбить" программы помощи ЕС экономическими реформами, при всем уважении, не являются. Равно как и формирование новой реформаторской структуры по лекалам прежней при администрации президента. Реформирование функций государства — это именно то, что идет с наибольшим скрипом. Похоже, изнутри это просто не лечится.
Вопрос второй: почему еще весной в основу бюджета не был положен реалистичный макропрогноз, уже учитывающий потерю Крыма, нарастающий сепсис на Востоке, грядущий обвал экспорта в страны Таможенного союза, девальвацию, приведшую к сжатию импорта, сокращение потребления со стороны населения? Фактически правительство передало вопрос макроэкономического прогнозирования на уровень международных организаций.
Сегодня макропрогноз утверждается во время работы миссии МВФ. Так было в марте, когда появился прогноз падения реального ВВП на 3%, так произошло и в июле, когда этот прогноз был ухудшен до минус 6,5%. Только сейчас руководство Национального банка признает, что рост потребительских цен составит 17–19%, а Минфин — что ни на какой средний обменный курс 10,5 грн/долл. более надеяться не стоит. Реальная ситуация такова, что этой осенью падение экономики превысит 8%, инфляция — 20, безработица — 10%. Также с высокой вероятностью следует предполагать еще один виток девальвации, энергетический кризис и резкое падение платежной дисциплины в промышленном секторе (уже сейчас многие предприятия на Востоке страны получают лишь 30–50% денежных средств за отгруженную продукцию). Все это потребует нового пересчета бюджета в сентябре, когда остро встанет вопрос о третьем транше кредита stand-by.
Вопрос третий: когда государственные расходы станут прозрачными? Никакой публикации расходов казны в онлайн-режиме не появилось, а попытка реформирования системы госзакупок тут же натолкнулась на необходимость закупок без тендеров для нужд силовиков (при этом общественные инициативы помощи армии по-прежнему куда эффективнее государственных интендантов). Вот, скажем, министр Шлапак обнародовал данные, что месяц проведения АТО обходится стране в 1,5 млрд грн. Почему мы эти данные должны принимать на веру?
Исходя из данных по "мирному времени", на нужды Министерства обороны требовалось 1,14 млрд грн в месяц, на нужды пограничников — 217 млн, внутренних войск — 109 млн грн. Получаются те же самые полтора миллиарда. То есть, иными словами, боевые действия на Востоке страны делают военный бюджет страны вдвое больше.
Если следовать расчетам Минфина, закладываемых в резервном фонде 9 млрд грн хватит на шесть месяцев войны (если аппетиты силовиков и тех, кто греет руки на армейских поставках, конечно, не вырастут). Однако, судя по тексту указа президента "О праздновании 23-й годовщины независимости Украины", высшее руководство страны поставило задачу победить боевиков к 24 августа. Об этом же говорят и заявления руководителей отдельных батальонов, воюющих на Донбассе. Иначе задумывать военные парады в Киеве и Одессе, торжественные собрания, салюты и фейерверки во всех областных центрах в честь побед украинского оружия, по крайней мере, неуместно. Примечательно, что в указе президента сумма расходов на парады-цветы-собрания не указана, но источники в администрации президента говорят о смете на уровне 150–200 млн грн.
Идея выделить 7 млрд грн "на восстановление освобожденных территорий и решение проблем переселенцев" широкими массами и вовсе принимается в штыки. В памяти многих всплывает "бездонная бочка" Грозного, на восстановление которого долгие годы уходили миллиарды российских долларов, а взамен на Кавказе и в Москве появлялись очень богатые люди. Хотим ли мы этого? Можем ли себе это позволить?
Кроме того, экономическая сфера остается под влиянием огромного числа регуляторов, что способствует сохранению коррупционных схем. Новая власть так и не доказала, что готова к решительной борьбе с коррупцией, в том числе сама с собой. Все аресты и преследования имели скорее политические мотивы, нежели прямые обвинения в отмывании денег, взяточничестве. Так и не созданы конкурентные условия на госслужбе, чтобы туда имело смысл переходить из бизнеса или неправительственных организаций по соображениям стабильной и конкурентной заработной платы.
Искать баланс бюджета необходимо, равно как и двигать вперед обещанные реформы. В этом плане курс нового правительства должен сменить вектор. Нужно искать пути экономии на внешних выплатах (очевидно, для этого потребуется реструктуризация внешнего долга), радикального сокращения чиновников ряда некритичных министерств и ведомств с полным пересмотром функциональных обязанностей оставшихся (например, без ущерба для безопасности страны можно сократить до 50% работников Минкульта или Минмолодежи). Следует создавать равные условия для всех предпринимателей, требуя справедливой (рыночной) платы за пользованием народными ресурсами, в том числе государственными корпоративными правами. И, наконец, правительству неотложно необходимо повышать доверие к своим действиям. Кроме как прозрачностью движения государственных денег и образом жизни "как у всех" этого не добиться.
- Информация о материале
Бывший советник президента России Андрей Илларионов говорит о том, что если проанализировать всю накопившуюся информацию и сопоставить факты, можно прийти к выводу, что катастрофа #МН17— спланированный террористический акт.
Ниже предоставлена вся информация по происшествию— ссылки на документы, расчеты, публикации, имеющиеся в настоящее время в информационных ресурсах и доступные каждому интересующемуся.
Располагался Бук в поле в районе хутора Берегись рядом с поселками Первомайское и Красный Октябрь, южнее г. Снежное. Местность на тот момент контролировали террористы ДНР.
Находился ЗРК «Бук-М1» на боевой позиции, с которой был произведен запуск ЗУР с утра до вечера 17 июля 2014 года. Экипаж зенитно-ракетного комплекса «Бук-М1»— российские граждане, находящиеся на действительной военной службе в ВС РФ.
Приказ на запуск ЗУР поступил из Генштаба ВС РФ, г. Москва. Случайно выпустить ракету так же невозможно— в силу технических особенностей пуска ЗУР (включая т.н. «подсветку» уже пущенной ЗУР).
Многие сразу же вспомнят версию о том, что самолет якобы сбит случайно, и вместо него планировалось сбить украинский Ан-24 (26). Но в силу различающихся ТТХ (размеры и силуэт планера, максимальная высота, максимальная скорость) Ан-24 (Ан-26) и Боинг-777 совершенно невозможно спутать.
Но почему именно рейс МН17? В этот момент в поле поражения ракеты летало много пассажирских самолетов.
В точности за двадцать минут до этого – рейс Мюнхен-Дели «Люфтганзы», минутой позже рейс Копенгаген-Сингапур «Сингапурских авиалиний». Но выбран был именно МН17.
План очень продуманный. Для реализации в первую очередь следовало исключить самолеты авиакомпаний России, стран СНГ, США, Германии, Франции, самолеты всех авиакомпаний, летевшие с восточных и южных направлений. Жертвой должен был стать самолет, вылетавший либо из Варшавы, либо из Амстердама («столица греха» разложившегося, Запада, как любят говорить русские). Катастрофа с самолетом из Варшавы неизбежно дала бы новый импульс обвинениям кремлевского руководства в систематических терактах против поляков. Поэтому оставался единственный рейс, летевший 17 июля 2014 г. из Амстердама, – МН17.
Обычно его маршрут пролегал южнее. Российские власти перекрыли 12 воздушных коридоров для того, чтобы оставить пилотам единственно возможный маршрут L980, пролегающий в районе гг. Торез и Снежное. Там его и ждал квалифицированный, трезвый, выполнявший исключительно приказы своего непосредственного военного начальства российский экипаж ЗРК «Бук-М1».
Суть этого плана, в спасении разваливающегося «проекта Новороссия». Россия надеялась получить второй Крым, но получила лишь огромное сопротивление украинской армии. Единственный способ спасти «проект Новороссия» от полного и окончательного разгрома – это остановить боевые действия украинской армии на Востоке Украины.
До 17 июля были испробованы разные способы: и военное сопротивление сепаратистов, и дипломатическое давление. Этого оказалось недостаточно.
Потребовалось, новое средство, способное привести в шок европейскую общественность, – с тем, чтобы она, ужаснувшись гибели сотен своих сограждан, в том числе детей, сразу потребовала от своих правительств оказать давление на лидеров Украины, и любой ценой заставила бы их прекратить боевые действия украинской армии на востоке страны.
После успешного проведения операции «Амстердамский рейс» началось осуществление операции «Миротворец».
После теракта главный автор операции «Миротворец» связался с президентом США Обамой и, проинформировал его о трагедии. В последующие дни все публичные действия автора (телефонные разговоры с лидерами других государств, публичные обращения, минуты молчания) были направлены на достижение прекращения боевых действий с украинской стороны. В Европе и США началась кампания требований, петиций, протестов с требования к своим правительствам «немедленно остановить бои в Украине». Это частично удалось – П. Порошенко уже заявил о прекращении боевых действий в радиусе 40 км от места крушения МН17.
Многие обвиняли в трагедии сепаратистов, но проанализировав вышеуказанные факты, становится ясно, что их просто подставили. МН17 был сбит не «чернухинскими казаками» (40 км от места, физически невозможно). «Отчет Безлера» был передан таким образом, чтобы его запеленговала СБУ и представила бы миру, тем самым направив поиски виновных прежде всего по адресу «сепаратистов». Сам же Безлер был, очевидно, шокирован обнаружившимся для него фактом уничтожения рейса – в отличие от спокойствия его московского кукловода.
«В любом случае столько совпадений не могут быть случайны - трагедия однозначно была спланирована заранее»— говорит Илларионов.
- Информация о материале
Точно так же, как по воле Каддафи был взорван Боинг в небе над Локерби в 1988 году, и почти три сотни человек погибло, – по воле Путина в небе над Донецкой областью был взорван Боинг в 2014 году, и почти три сотни человек погибло. Может быть, Путин и не приказывал прямо террористам – сбейте самолёт. Но без его воли не было бы в Донецкой области никаких террористов, никаких ракет и никаких угроз не только для авиации, но и вообще для мирной жизни.
Как так получилось? Он шёл к этому целых 14 лет.
Сначала разгромил независимые медиа. Захватил и полностью подчинил своим интересам федеральное телевидение, а затем и все остальные сколько-нибудь значительные информационные ресурсы. И в результате миллионы россиян вместо информации видят только ложь. Каждый день выпуски новостей полностью либо существенно состоят из лжи. Да что там – ложью пропитаны фильмы, сериалы, масса книг, газеты, журналы, сайты. И – мир промолчал.
Он подчинил себе политическую систему. Не осталось ничего свободного – выборы депутатов, губернаторов, мэров управляемы. Конституция растоптана. Вся власть сведена к тому, что придумывается в Кремле. А значит, к тому, чего хочет он сам. Удел оппозиции – жалкая ссылка в отсталые регионы без реальных шансов что-либо изменить к лучшему. И – мир привык.
Он подчинил себе крупный частный бизнес. Все сколько-нибудь значительные предприятия обязаны следовать воле государства, то есть государя – его воле. По его мнению, нет и не может быть никаких предприятий, которые позволяют их хозяевам вести себя свободно, чувствовать себя вольными людьми. И весь бизнес в России принадлежит владельцам только условно – если надо, государство отберёт или разорит. И – мир это проглотил.
Что это за система? Зачем он это делал? Ведь даже не для того, чтобы никто не угрожал его личной власти, это не было его главной целью – только сопутствующей. Он это делал просто потому, что опоздал к переделу 1990-х годов, к тому обогащению, которое тогда состоялось, и бешено завидовал тем, кто успел стать богатым и властным ещё в те времена. И вот за 14 лет у власти он сделал богатыми и властными себя, своих друзей, друзей своих друзей – всю ту чекистскую корпорацию, которая выглядела бедным родственником во времена президента Ельцина. Ну и как следствие – сделал всех остальных в стране второстепенными, зависимыми от этой первой группы – и своего окружения.
Он хотел блистать, хотел пользоваться уважением в мире. Он хотел быть значительным – на уровне с самыми важными людьми планеты. Он множил свою власть, чтобы она стала трамплином для этого. И это его желание копировали и в его окружении. Например, его ординарец, превратившийся за 14 лет в одного из самых могущественных людей России, – Игорь Сечин, – мечтал стать равным с теми, кто управляет жизнью в Италии, Германии, Китае. Подумать только – простой ординарец Путина за 14 лет фактически стал тем, кем был Михаил Ходорковский на момент прихода Путина к власти в России! И так – они все, весь кооператив «Озеро», вся корпорация чекистов – были никем, стали всем в России.
Ещё год назад казалось, что им всё сойдёт с рук. Им простили расчленение Грузии. Им простили то, что весь их путь к богатству и влиянию усеян трупами – и такими известными, как Наталья Эстемирова или Сергей Магнитский, и совершенно безвестными. Им простили украденные компании, оболганные судьбы, абсурдные приговоры, искалеченные умы миллионов людей, которых осознанно травили пропагандой, чтобы они были не в силах помешать путинскому воровству. И даже самый могущественный политик на планете – президент Соединённых Штатов – благодушно рассуждал о прекрасных возможностях «перезагрузки» отношений с этой публикой и как мог ограничивал давление на Россию со стороны американского парламента.
Кстати, не стыдно ли Майклу Макфолу – архитектору «перезагрузки» – за те иллюзии, которые он распространял в Америке?
Но теперь так не будет. Перестанут молчать, забудут о привычке и ничего больше не проглотят. И теперь им всё вспомнят. Абсолютно всё! Каждую ложь, каждый абсурд, каждый труп и каждый украденный миллиард.
Всё изменила даже не эта война, которую Путин – он один! и только по своей сумасбродной воле! – развязал на ровном месте против Украины. Всё изменил этот теракт. Один из сотен гнусных фактов этой войны, которая унесла уже тысячи жизней.
Оказалось, что одной ракетой можно поразить территорию от Голландии до Малайзии, от Америки до Индонезии. Думали, что стреляют в украинский транспортный самолёт, а оказалось, что убили почти три сотни граждан самых разных государств, среди которых ещё и десятки детей.
Ради чего они погибли? Ради того, чтобы защитить русский язык в Донецкой области? Или ради того, чтобы не допустить «Правый сектор» в Донецкую область?
Ещё весной нынешнего года Владимир Владимирович и такие же богатые и властные люди, как он, могли позволить себе практически любую ложь в оправдание своей борьбы за расширение своего влияния. Теперь уже не соврёшь – ни про защиту прав местных жителей, ни про ополчение, ни про федерализацию. Уничтоженный Боинг – это абсурдное преступление, которое нельзя вместить ни в какие рамки объяснений. Даже дико солгав, не изобразишь этот теракт справедливым актом войны.
Теперь Путин – Каддафи. Такое же странное и стрёмное политическое животное, которое полностью контролирует страну, сильно влияющую на свой регион. А значит, его влияние нужно ослабить – и его ослабят. Никакой мсье Мистраль, никакая фрау Промышленность и никакой синьор Южный Поток больше не смогут ему помочь.
Без преувеличения весь цивилизованный мир уже два месяца упрашивает Владимира Владимировича сделать хоть что-то существенное, чтобы остановить войну в Украине. Он ничего не сделал. Хотя мог – и ещё вчера мог, и на прошлой неделе мог, и месяц назад мог. Не сделал. Ему просто нравилась эта война – она ему приносила искреннее удовольствие, и он считал, что она расширит его влияние.
Просчитался.
Теперь будет платить. Теперь начался его закат. Владимир Владимирович Каддафи придумал убогонькое оправдание – мол, если небо принадлежит Украине, то и за всё, что произошло в этом небе должна нести ответственность Украина. Но за Локерби ответственность несла не Шотландия, не Британия – нёс виновник, то есть ливийский лидер, вообразивший, что он вправе распоряжаться судьбами людей и народов. И за этот теракт в небе Украины будет нести ответственность тот, кто запустил ту самую ракету. И тот, кто обеспечил запустивших всем необходимым – от, собственно, ракеты до высочайшего политического и информационного прикрытия.
14 лет – столько времени занял путь от никому не известного преемника президента Ельцина до сумасбродного вождя, опасного не только для своих сограждан и не только для жителей соседних стран, но и для всех на планете. Если уж начал экспорт террора, то не остановится. Если уж вообразил себя ровней Америке, то лишь дело времени – когда попытается утопить в войне или экономических бедах какую-нибудь ещё симпатизирующую Западу страну. Если уж позволил своим марионеткам сбивать самолёты, захватывать и пытать заложников, превращать в руины целые посёлки – то непременно войдёт во вкус и ещё напишет на этой основе какую-нибудь «революционную» теорию, которая будет оправдывать массовые смерти и страдания.
***
Западный мир мог в любой момент раньше и до сих пор может остановить этого нового Каддафи. И – должен это сделать. Теперь – уже не ради защиты Украины, а в наказание за гибель своих.
- Информация о материале
«Укртелеком» пытается провести аудит сетевой инфраструктуры собственной кабельной канализации электросвязи (ККЭ) за счет операторов и провайдеров, — утверждают участники рынка. По их словам, уже после выполнения условий «Укртелекома» на прокладку кабелей в ККЭ и оплаты этих услуг, национальный оператор в одностороннем порядке задним числом изменил свои требования. Теперь, в случае невыполнения новых пунктов ― что обойдется провайдерам в десятки и сотни тысяч гривен ― «Укртелеком» угрожает лишить контрагентов места в ККЭ.
Надо сказать, что «Укртелеком», как монопольный владелец ККЭ, издавна пользуется этим ресурсом, как мощным инструментом давления на других участников рынка. ККЭ как воздух необходима частным провайдерам и операторам для прокладывания кабелей к своим потребителям. Во время каденции председателя НКРСИ Петра Яцука канализация стала новым инструментом выкручивания рук игрокам рынка. Кроме одностороннего многократного повышения тарифов на доступ в ККЭ, практиковалось также буквальное «вырезание» кабелей особо строптивых операторов, осмеливавшихся оспаривать решения тогдашнего монополиста.
В настоящее время назревает очередной скандал. Иван Петухов, президент ГК «Адамант», получил письмо с дополнительными требованиями на доступ в ККЭ ЦТП №2 киевского филиала «Укртелекома». В них «Укртелеком» обязует «Адамант» проверить все кабели на том сегменте ККЭ, где провайдер планирует проложить свой кабель, и предоставить «Укртелекому» акт оценки. Как пояснил президент «Адамант», де факто это сводится к тому, что «Укртелеком» требует проверки за счет провайдера-арендатора всех без исключения кабелей на предмет физической целостности, наличия маркировки и т.п. Также Иван Петухов подчеркнул, что невыполнение провайдерами новых (присланных постфактум) требований уже послужило поводом для отказа в доступе в ККЭ не только «Адаманту», но также «Киевстару», МТС и другим операторам.
В указанных компаниях редакции proIT подтвердили факт выставления таких требований. Андрей Осадчук, директор по регуляторно-правовому обеспечению «Киевстар», сказал: «Мы действительно сталкиваемся с подобными проблемами в последнее время. При этом «Укртелеком» не аргументирует свою позицию, а просто её целенаправленно демонстрирует. Мы пока пытаемся вести с ними переговоры, но если они не завершатся успехом ― будем вынуждены обращаться в НКРСИ, т.к. порядок получения ТУ на ККЭ четко урегулирован законодательством и не может пересматриваться в одностороннем порядке».
В пресс-службе МТС-Украина сообщили следующее: «Мы работаем полностью в правовом поле: по всем объектам заключаем договоры аренды, выполняем все технические требования. Поэтому не видим для себя необходимости в дополнительных проверках арендуемой инфраструктуры».
Александр Данченко, генеральный директор «Датагруп» также прокомментировал действия «Укртелекома»: «Ситуация такая, что нарушаются правила доступа к ККЭ, которые были приняты. И действительно постоянно менять правила со стороны одного оператора в сторону других ― это неправильно и нельзя. Если есть правила, они должны выполнятся ― наша позиция такая. А за собственные деньги делать ревизию сетей «Укртелекома» ― это по меньшей мере не по-партнерски, некрасиво, если можно в нашей стране применять такие слова».
Антон Марчук, технический директор ООО «Ланет Нетворк», сообщил, что его компании было отказано в выдаче разрешений на прокладку оптического кабеля на двух объектах в ЦТП №2, при том, что проекты были согласованы, договора подписаны, деньги оплачены. Впрочем, затем он добавил, что в ответ на запрос в «Укртелеком» с просьбой разъяснить ситуацию, был получен ответ с обещанием разрешить прокладку кабеля по уже оплаченным договорам (без дополнительных работ).
Чтобы прояснить позицию «Укртелекома» редакция proIT направила оператору соответствующий запрос, однако несмотря на то, что запрос был получен, никакого комментария не последовало. В ответ на запрос proIT в НКРСИ, в пресс-службе регулятора сообщили, что как раз сейчас рассматривают подобное обращение от некоторых участников рынка и идет выработка позиции регулятора.
Неофициально представители операторов и провайдеров объясняют действия «Укртелекома» попыткой бороться с мелкими провайдерами, которые не всегда полностью легально арендуют ККЭ из-за чего «Укртелеком» недополучает доход. «Например, некий районный провайдер договаривается с «дядей Васей» из «Укртелекома», чтобы он ему открыл доступ, и потихоньку кидает кабель», ― говорит на условиях анонимности представитель телекоммуникационной компании.
Между тем, Иван Петухов уверен, что «Укртелеком» пытается получить конкурентные преимущества для себя и своих партнеров, которым он может «простить» не выполнение пункта 8.3 ТУ. «Это следует из самой формулировки «добровольного» пункта, который звучит как добровольно-принудительный и его можно трактовать примерно так: друзьям все, остальным обязаловка. К нам они даже пытаются применить данный пункт к уже оплаченной услуге, они нам не дают выполнить прокладку уже выполненных ТУ и оплаченного договора», ― утверждает президент «Адамант».
При этом для «не-партнеров» стоимость проведения работ согласно п.8.3 может достигать от нескольких десятков до сотни тысяч гривен за осмотр и перепись кабелей одного километра каналов для прокладки кабеля. «Точная цена зависит от количества каналов для прокладки кабеля и состояния канализационных колодцев. При таких непродуктивных затратах экономическая целесообразность прокладки кабеля стремится к нулю, а окупаемость услуги передачи данных весьма сомнительна», ― подводит итог Иван Петухов.
В целом попытка «Укртелекома» переложить на компании выполняющие прокладку кабеля работы по обследованию кабель-каналов и их содержимого однозначно приведет к увеличению сроков и цены работ. В свою очередь это вызовет увеличение сроков и стоимости развития сетей провайдеров. Рентабельность проектов упадет, из-за чего будет пересматриваться целесообразность их внедрения.
«Данное нововведение создает преимущество для более старых компаний (у которых опорные сети построены) и приведет если не к стагнации рынка, то к затормаживанию его развития, ― подчеркивает Антон Марчук, технический директор ООО «Ланет Нетворк». ― Пострадает в конечном итоге абонент ― при ослаблении конкуренции обычно падает качество и растет цена.
Что касается судебных перспектив провайдеров не согласных с требованиями «Укртелекома», то опрошенные юристы несколько разошлись во мнениях. Оксана Краснокутская, старший юрист ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» обращает внимание, что согласно Правилам предоставления в пользование кабельной канализации электросвязи, технические условия на прокладку кабелей считаются действительными в течение 1 года со дня выдачи при условии своевременного заключения договора о предоставлении в пользование ККЭ. «Соответственно, если с момента предоставления ТУ заказчикам прошел один год, поставщик (Укртелеком) вправе вносить изменения в ТУ, направляемые поставщикам. Если же изменения в предоставленные ТУ были действительно внесены «задним числом», отказ «Укртелекома» в предоставлении доступа к ККЭ по причине несоответствия новым требованиям является неправомерным», ― говорит Оксана Краснокутская. С учетом сложности вопроса срок рассмотрения дела в суде первой инстанции может затянуться на пол года и год. Отсутствие детального регулирования указанных вопросов в действующем законодательстве усложнит задачу сторонам и суду. По причине указанного прогнозировать результаты судебного рассмотрения на данном этапе достаточно сложно, — подводит итог юрист.
Вместе с тем, Назар Поливка, юрист практики IT и медиа права АО «Юскутум», без всяких исключений считает, что новое требование «Укртелекома» к заказчикам противоречит вышеуказанным Правилам. Во-первых, пункт 3.1.8. Правил прямо запрещает поставщику выдвигать перед заказчиком условия, которые предусматривают возложение на последнего дополнительных работ, ставя его в менее выгодное положение, чем до заключения договора с поставщиком. Во-вторых, в пункте 2.3. Правил установлен исключительный перечень случаев, когда поставщик может отказать заказчику в выдаче ТУ. Очевидно, что среди этих случаев нет невыполнения указанного выше нового вида работ. В-третьих, статья 58 Конституции Украины законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица. Следовательно, изменения в ТУ будут обязательными только для новых заказчиков, которые еще не заключали договора с поставщиком и, тем более, не начали их исполнение.
«Поэтому требования компании «Укртелеком» противоречат действующему законодательству. На этом основании можно в судебном порядке признать конкретные пункты ТУ недействительными», ― считает юрист АО «Юскутум».
- Информация о материале
Частные газодобытчики Украины готовятся к новой волне перемен. Вскоре они будут вынуждены продавать часть собственного топлива государству по лояльным ценам. Таким образом власть хочет выйти с гордо поднятой головой из энергетического конфликта с Россией. Но решая текущие сырьевые проблемы, мы можем загубить стратегическое будущее этого рынка.
Самая дорогая комиссия
На днях у обезглавленной три месяца назад Национальной комиссии по госрегулированию в сфере коммунальных услуг (Нацкомуслуг) появился новый руководитель. Им стал 54-летний Сергей Дунайло, сменивший на этом посту «регионала» Валерия Саратова. Пару лет назад Дунайло уже работал в комиссии, но его нынешний взлет по карьерной лестнице связан не с опытом прошлых лет, а с особенностями характера. Дело в том, что Сергей Леонидович — идеальный исполнитель, беспрекословно выполняющий все распоряжения. В этом нет ничего плохого, потому что точно такую же модель государственного управления исповедует его куратор — глава Министерства энергетики Юрий Продан (оба на заре своих карьер трудились в «Киевэнерго»). К тому же ныне основной задачей Нацкомуслуг является перевод энергорынка на рельсы рыночного ценообразования, а эта работа требует от главы регулятора технических (а не индивидуальных) решений.
В принципе, с этой задачей вполне мог бы справиться и рядовой член Нацкомуслуг Валерий Кальченко, которого эксперты сватали в кресло председателя комиссии. Эти прогнозы действительно имели под собой основание, ведь Кальченко с Проданом связывают не менее дружеские отношения. Но непреодолимым барьером для Валерия Николаевича стало законодательство: в прошлом году он отпраздновал 60-летие, тем самым перейдя рубеж предельного возраста для госслужащего. Кстати, по данным «k:», именно возрастной фактор станет причиной грядущих перестановок в Нацкомиссии по регулированию электроэнергетики (НКРЭ). Через пару недель ее рулевой Сергей Титенко тоже отметит 60-летний юбилей, поэтому ожидается, что скоро у НКРЭ будет новый глава.
Сергею Дунайло наверняка хотелось бы занять этот пост, ведь НКРЭ осуществляет тарифное регулирование на электрическом и газовом рынках, и на ее фоне Нацкомуслуг, формирующая тарифную политику малобюджетных водоканалов и теплоэнергетиков, выглядит скромнее. Но несмотря на то, что денег на рынках НКРЭ оборачивается намного больше, сейчас взгляды всего топливного рынка будут прикованы к Нацкомуслуг. Объясняется это тем, что именно от тарифной политики Нацкомуслуг будет зависеть благосостояние крупнейших участников рынка.
Взаимосвязь доказывается элементарно: чем быстрее Нацкомуслуг поднимет до экономически обоснованного уровня тарифы теплоэнергетиков, тем быстрее они погасят 18 млрд. грн. долгов перед своим поставщиком газа — НАК «Нафтогаз Украины». В Кабмине это понимают, поэтому еще два месяца назад рекомендовали Нацкомуслуг повысить цены на тепловую энергию и горячее водоснабжение для населения на 40%. Планируется, что повышение произойдет уже в текущем месяце, поэтому «Нафтогаз» может рассчитывать на дополнительные поступления денег от тепловиков.
Вернуть НАК многомиллиардный долг в короткий срок вполне по силам, ведь сейчас из 298 предприятий ТКЭ только у десяти тариф на централизованное отопление соответствует экономически обоснованному уровню. При этом важно понимать, что тепловики не смогут уклониться от расчетов с «Нафтогазом», потому что с 18 июня 2014 года действует постановление правительства №217, которым введено полное изъятие средств, получаемых ими от своих потребителей, в пользу поставщика газа.
Вот так и работаем
Дополнительные финансовые вливания имеют для НАК особое значение. В первую очередь потому, что сейчас он в экстремальных условиях стремится выкупить максимальные резервы газа в Европе и закачать их в хранилища. Эту работу нужно завершить до начала отопительного сезона, что в условиях сырьевой блокады со стороны России представляется нереальным (к 15 октября в хранилищах должно быть 18–20 млрд. м3, тогда как сейчас — 14,5 млрд. м3). Поэтому власть решила пойти ва-банк: на прошлой неделе Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект №4117а, которым Кабмину разрешается вводить режим особого периода в работе энергетического комплекса, подразумевающий возможность обязывать частные добывающие компании продавать газ населению и теплокоммунэнерго по фиксированным ценам.
С одной стороны, это решение справедливо, ведь, как правило, отечественные частные газодобытчики подконтрольны местным олигархам, развивающим свои империи за счет рядовых украинцев. Но если посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, то переход к модели ручного регулирования рынка — это четкий сигнал его участникам сокращать инвестиции. За этим неизбежно последует сокращение объемов добычи газа внутри страны, что вполне устраивает нашего соседа.
Выход из ситуации может быть намного проще: постепенное повышение тарифов в тепловой энергетике и обеспечение мер по сокращению объемов потребления газа. Для этого достаточно навести элементарный порядок в коммунальной сфере, где потенциал экономии, по официальным данным того же «Нафтогаза», составляет 4 млрд. м3 в год. И эта работа не требует сверхусилий. Все, что необходимо, — это создать условия для повсеместного учета расходования газа и установки приборов регулирования тепла в помещениях. Но правительство почему-то об этом не задумывается.
При этом украинская власть не объясняет, что режим чрезвычайной ситуации на рынке ТЭК, позволяющий в ручном режиме распределять газ, скорее всего, введен не будет. Это доказывает элементарный расчет: при нынешних темпах накопления газа (до 30 млн. м3/сутки) к 1 сентября в стране будет накоплено 16 млрд. м3.
А после того как в начале осени среднесуточные поставки газа из Европы будут увеличены вдвое (за счет начала импорта из Словакии по газопроводу Вояны — Ужгород), к началу отопительного сезона — 15 октября — резервы наших ПХГ могут выйти на уровень 18 млрд. м3. С таким объемом вполне можно пережить зиму и при этом не распугать и без того скупых на инвестиции газодобытчиков.
- Информация о материале
Украина никогда не смирится с аннексией Крыма. А любой украинский политик, который только усомнится, только попытается изобразить какую-нибудь "фигуру умолчания" вокруг этого, — должен перестать быть украинским политиком.
Удивительно: всего три месяца назад, когда в Кремле подписали шокирующий акт об аннексии, нам в Крыму казалось, что это на долгие-долгие годы. Сегодня, несмотря на все более жестокую и непредсказуемую агрессию РФ в Донбассе, представляется, что это произойдет быстрее. Историческое время ускорилось. День за месяц. А нередко и больше.
Часто говорят — и автор, не единожды работая над разными крымскими программами развития, тоже считал — стратегии надо делать с холодным рассудком. Неправда. Не всегда. Не везде и не во всем. Эмоции, драйв, дерзость, вера, политическая воля, пассионарность народа — называйте как угодно — мощнейший фактор успеха стратегического плана. Особенно такого уровня, как стратегия возвращения Крыма. И поэтому ее главный девиз, как и главный ее раздел, звучит так…
Активное наступление
В кратчайший срок — буквально чудом и на глазах — всем народом возрождая боеспособность Вооруженных Сил и сорвав кремлевский план "сухопутного коридора" в Крым по берегу Азовского моря, мы уже почти обеспечили неотвратимость успеха.
В результате этого оккупированный Крым из перспективного торгово-транзитного, туристического и санаторно-курортного центра Черноморского региона уже почти превратился в геоэкономический остров с крайне уязвимыми и совершенно недостаточными путями снабжения. Снабжения практически всем, кроме зерна и газа. Нам нужно убрать это "почти" и дать возможность работать "островным" факторам экономической географии Крыма, поддерживать и усиливать их эффективность. И называется это…
Экономическая война
Сразу скажем — да, придется бить, в том числе, и по своим. Но удивительно, что свои, крымские "политические украинцы" (а среди них и крымские татары, и украинцы, и евреи, и очень много этнических русских и смешанных семей), ярко и стремительно проявившиеся именно в эти драматические месяцы, не только понимают эту необходимость. Они буквально вызывают огонь на себя, спрашивая каждый день нас, уехавших на материк — когда, наконец, Украина начнет жесткую экономическую блокаду полуострова? Добавляя: "Мы потерпим, только верните нас быстрее…"
"Экономическая война" не есть что-то новое в исторической практике. В 1939 году, возглавив правительство в первые дни Второй мировой, британский премьер Уинстон Черчилль создал специальное министерство экономической войны с третьим рейхом. Оно быстро проанализировало все слабые места — экспортные и импортные коммуникации, активы за границей и суда в море, критические сырьевые и финансовые позиции. И действовало — изобретательно, жестко и быстро.
Блокада
Блокада Крыма уже существует. Применение и даже только угроза применения санкций, то есть эмоциональный фактор — страх перед возможными неприятностями, привели к коллапсу и деградации финансово-банковской системы в Крыму. С полуострова ушли все приличные и технологичные банки, а пришли те, которых не жалко — трехсотые и пятисотые в рейтингах, не имеющие даже корреспондентских счетов за границей, из тяжеловесов — только банк "Россия", уже попавший под санкции.
Четыре с лишним миллиона украинцев, составлявших до ¾ ежегодного туристического потока в Крым, оскорбились оккупацией и не поехали на отдых, создав цепную реакцию негативных последствий — сокращение числа поездов, денежной массы, доходов крымского бизнеса, местных бюджетов и населения, товарооборота и т.д.
Все — подчеркнем, все (!) — глобальные и маленькие круизные и почти все грузовые судоходные компании отменили заходы в крымские порты. Они выполнили рекомендацию Генассамблеи ООН "воздерживаться от любых действий или шагов, которые можно было бы истолковать как признание любого измененного статуса Автономной Республики Крым и Севастополя…" Точно так же поступили авиакомпании, кроме российских. Да и те делают большой крюк, заходя на аэропорт Симферополя со стороны Краснодарского края, над Керченским проливом.
Следом за приличными банками (плюс из-за опасений экспроприации собственности) ушли почти все инвестиционные проекты и перспективные контракты. Тоже — кроме российских.
Для логического завершения экономической блокады — подчеркнем, особенно с учетом последних решений ЕС и США о санкциях в связи с аннексией Крыма — нужно сделать еще несколько шагов.
Завершение транспортной блокады
Нужно и можно быстро и полностью остановить заходы в крымские порты иностранных торговых судов. Согласно мониторингу нашего проекта "Черный список", особенно грешат этим судовладельцы из Турции и Греции. А магнит, притягивающий, несмотря на оккупацию Крыма, их танкеры — терминал сжиженного газа в Керченском морском рыбном порту и уже попавшая в санкционный список Феодосийская нефтебаза.
Эти же две страны — Греция и Турция, а также Италия — члены НАТО, две — члены ЕС и одна, ассоциированная с ЕС, отличились в помощи оккупантам, предоставив им шесть больших паромов для перевозки автомобилей.
Три турецких парома, перепроданные с явными признаками фиктивности и сменившие после наших публикаций названия и флаги, ходят из Зонгулдака в Севастополь, а также на самом узком транспортном направлении — из Новороссийска в Феодосию. По крайней мере, по одному из них есть информация о перевозке в Крым русской военной техники. Оба греческих и итальянский паромы даже не считают нужным скрывать свою государственную принадлежность, перевозя автомобили с Тамани в Керчь.
Заставить их уйти, да еще и наказать — дело для украинских дипломатов и юристов несложное. Ну а если у госчиновников не хватает времени, то его найдут гражданские активисты и СМИ. Проверено на практике: после публикаций и заявления о совершении преступления от одного из активистов одесского Евромайдана в транспортную прокуратуру Ильичевска турецкий танкер, согрешивший заходом в Феодосию, не рискнул заходить в порт, опасаясь ареста.
Что касается морских судов российских судовладельцев, то их, естественно, немало среди нарушителей режима оккупированной территории. Если Министерство инфраструктуры вместе с Министерством юстиции Украины хорошо поработают, то вскоре эти судовладельцы ощутят, что угроза ареста "за подельника" нависнет над любым их судном, заходящим в порты любой из 100 стран мира, поддержавших резолюцию Генассамблеи ООН о территориальной целостности Украины. А в связи с этим можно получить и отказ компании-страховщика. Прецеденты уже есть.
С российскими самолетами, летающими в аэропорт Симферополя, дело не сложное, хотя и хлопотное — их очень много, в июле около 60 бортов ежедневно. Однако цель оправдает усилия: номер конкретного борта, зафиксированный на оккупированной территории и переданный в Евроконтроль и ICAO, должен закрыть этому лайнеру доступ в аэропорты приличных стран. И это время скоро наступит.
Инвестиционная блокада
Рассмотрим на свежем примере. Турецкая сеть гостиниц Rixos недавно начала работу по набору сотрудников, в том числе персонала со знанием турецкого языка, для нового 5-звездочного отеля, открытие которого ожидается в августе 2014 года.
Еще до оккупации Крыма "Сбербанк России" выступил инвестором гостиничного комплекса "Мрия" в поселке Оползневое, в 25 км от Ялты. Комплекс, в котором могут отдыхать до тысячи человек, спроектировал известный британский архитектор Норманн Фостер. Управляющей компанией станет турецкая гостиничная сеть, и объект в оккупированной Ялте получит название RixosYaltaMriya 5*.
Понимает ли будущий управляющий новым отелем, что для очень неравнодушных украинских граждан совершенно не секрет, что, кроме трех десятков гостиниц в десяти странах мира, он управляет гостиничным комплексом в украинском Прикарпатье? Понимает ли, что в этой ситуации, здесь и сейчас, принцип business as usual может не пройти? Даже точно не пройдет. А дальше — без комментариев...
И еще. Как известно, "Сбербанк России", опасаясь международных санкций за аннексию Крыма, свернул банковскую сеть на полуострове, чтобы, кроме прочего, остаться на украинском банковском рынке и не попасть под международные санкции. Но прямое участие в реализации крупного инвестиционного проекта в оккупированном Крыму вновь ставит его перед неприятной дилеммой. Ясно, что обидно. Но ему есть на кого обижаться…
Торговая блокада
А теперь об украинском бизнесе в Крыму. Конечно, оккупанты в своем рвении в короткий срок вытеснить с полуострова все украинское жестоко просчитались — с качественными и ценовыми параметрами и логистикой украинских продуктов питания, прежде всего. И уже не хотят стремительно от них отказываться. Ибо заменить в Крыму украинскую торговлю продуктами питания российским ритейлом с более дорогой и менее качественной продукцией, преимущественно импортной, оказалось не так-то просто. К тому же, ее невозможно доставить на полуостров в нужном количестве морским путем.
И на этом фоне у ряда украинских бизнесменов появилось непреодолимое желание продолжать работать в Крыму, будто ничего не произошло, делая вид, что оккупации и аннексии не существует.
Изменить это несложно. Нужно немедленно потребовать ответы на основные вопросы госполитики об экономической деятельности на оккупированной территории. Ответ на них должен был дать соответствующий закон, который до сих пор Кабмином в ВР не внесен, а вместо него вдруг появился проект авторства С. Терехина и К. Ляпиной о фейковой СЭЗ. Напомним главные вопросы, на которые срочно нужны ясные и четкие ответы:
а) как Украина относится к сотрудничеству отечественного и иностранного бизнеса с оккупантами на территории Крыма (в том числе в виде уплаты налогов), в каких случаях она это допускает, а в каких — вводит санкции;
б) какие виды предпринимательской деятельности на оккупированной территории Украина считает допустимыми для своих граждан (например, в критических сферах жизнедеятельности населения), а какие неприемлемыми, такими, которые подпадают под санкции;
Ответственный и патриотичный бизнес, на наш взгляд, должен был бы руководствоваться пониманием двух простых вещей:
1) платить налоги оккупантам означает финансировать продолжение агрессии РФ против Украины;
2) продолжение украинского бизнеса в Крыму означает дискредитацию обращений Украины к странам мира с требованием введения ими экономических жестких санкций в отношении агрессора.
Что же делать бизнесу?
Во-первых, осознать, что оккупационный режим не собирается терпеть их долго. Каждая украинская этикетка на макаронах — это агитация против РФ. Именно так они это воспринимают. Задачей выдавливания украинского бизнеса с украинскими товарами из Крыма, в том числе, было обусловлено внезапное вытеснение из оборота гривни на полтора года раньше объявленного срока.
Во-вторых, готовиться к выходу из Крыма на материк. А в государственной политике должны быть прописаны экономические стимулы для украинских предпринимателей, которые выводят свой бизнес с территории Крыма в другие регионы Украины.
И в завершение этой части — еще раз об ускорении исторического времени. У нас на глазах происходит очень любопытный процесс — ускорение понимания российскими оккупантами того, какую головную боль, какой чемодан без ручки они себе "прианнексировали". Ускорение раздражения, везде, кроме Москвы — тем, что средства на "развитие Крыма" надо не выделять, а изыскивать. В том числе, за счет бюджетов и инвестиционных программ субъектов РФ. Ускорение понимания все большим количеством людей в Крыму той грандиозной геополитической аферы, жертвами которой они стали.
* * *
Разумеется, это далеко не вся стратегия возвращения Крыма, над которой работают эксперты "Майдана иностранных дел", а только начало, как мы надеемся, широкой дискуссии, в том числе, и на страницах ZN.UA.
В блоке "Активное наступление" наши эксперты проанализируют правовую блокаду РФ для возмещения ущерба, нанесенного аннексией Крыма.
Мы видим совершенно ясную реальность дипломатической, военной и военно-морской изоляции РФ в Черноморском регионе. Предлагается пересмотреть характер участия Украины в международных организациях в Черноморском регионе (ОЧЭС и ПАЧЭС), предложить новое видение существующей Организации за демократию и экономическое развитие ГУАМ, привлечь к решению вопросов возвращения Крыма страны "Вышеградской четверки" и Балтии.
Второй блок стратегии мы называем "Человеческое измерение". Он касается политики Украины в отношении различных категорий своих граждан, которые находятся в Крыму. Мы предлагаем уже сегодня искать ответы на новые потенциальные угрозы. Например, что делать в ситуации, когда российские оккупанты переключат интернет-трафик с кабеля Укртелекома, с которого сейчас его берут провайдеры, на кабель Ростелекома, который уже перекинут через Керченский пролив? Ведь тогда в Крыму будет некий "информационный аквариум", куда будет поступать сигнал только "Путин ТВ". При этом украинские сайты будут блокироваться движением мышки, и люди окажутся в "электромагнитном заповеднике".
Ну и, наконец, существует еще один блок — "Государственно-правовое измерение Стратегии", в котором, в частности, мы говорим о том, что должен существовать Совет министров Автономной Республики Крым. Впрочем, как он в структуре КМ Украины будет называться — вице-премьер или Министерство по делам Крыма — не столь важно. Просто у этого министра или вице-премьера должно быть через дефис написано — "председатель Совета министров АРК". Это и будет тот орган, который, с одной стороны будет вести экономическую войну с оккупантом, а с другой — защищать права наших граждан, и оставшихся на оккупированной территории, и выехавших на материк.
И, наконец, мы должны перестать замалчивать "крымскотатарский вопрос" или продолжать прятаться от него, как было все эти годы. По мнению экспертов, которые работают по этой теме, нужно четко и ясно вписать в новую Конституцию Украины, что Автономная Республика Крым — это реализация права коренного народа Украины — крымских татар, на свое самоопределение. А вариант формата, который устроит основные группы населения полуострова, найти можно, и в международной практике такие варианты есть.
Конечно, можно дискутировать по любому из обозначенных вопросов, нельзя только продолжать ничего не делать в плане возвращения Крыма. В целом речь идет об очень серьезной политике, которая в течение всего периода оккупации должна проводиться и государством, и, подчеркнем, гражданским обществом. Потому что если не будет гражданской составляющей в этой стратегии — ничего не получится. И наоборот. Майдан это доказал.
- Информация о материале
Страница 764 из 1561
