Частные газодобытчики Украины готовятся к новой волне перемен. Вскоре они будут вынуждены продавать часть собственного топлива государству по лояльным ценам. Таким образом власть хочет выйти с гордо поднятой головой из энергетического конфликта с Россией. Но решая текущие сырьевые проблемы, мы можем загубить стратегическое будущее этого рынка.
Самая дорогая комиссия
На днях у обезглавленной три месяца назад Национальной комиссии по госрегулированию в сфере коммунальных услуг (Нацкомуслуг) появился новый руководитель. Им стал 54-летний Сергей Дунайло, сменивший на этом посту «регионала» Валерия Саратова. Пару лет назад Дунайло уже работал в комиссии, но его нынешний взлет по карьерной лестнице связан не с опытом прошлых лет, а с особенностями характера. Дело в том, что Сергей Леонидович — идеальный исполнитель, беспрекословно выполняющий все распоряжения. В этом нет ничего плохого, потому что точно такую же модель государственного управления исповедует его куратор — глава Министерства энергетики Юрий Продан (оба на заре своих карьер трудились в «Киевэнерго»). К тому же ныне основной задачей Нацкомуслуг является перевод энергорынка на рельсы рыночного ценообразования, а эта работа требует от главы регулятора технических (а не индивидуальных) решений.
В принципе, с этой задачей вполне мог бы справиться и рядовой член Нацкомуслуг Валерий Кальченко, которого эксперты сватали в кресло председателя комиссии. Эти прогнозы действительно имели под собой основание, ведь Кальченко с Проданом связывают не менее дружеские отношения. Но непреодолимым барьером для Валерия Николаевича стало законодательство: в прошлом году он отпраздновал 60-летие, тем самым перейдя рубеж предельного возраста для госслужащего. Кстати, по данным «k:», именно возрастной фактор станет причиной грядущих перестановок в Нацкомиссии по регулированию электроэнергетики (НКРЭ). Через пару недель ее рулевой Сергей Титенко тоже отметит 60-летний юбилей, поэтому ожидается, что скоро у НКРЭ будет новый глава.
Сергею Дунайло наверняка хотелось бы занять этот пост, ведь НКРЭ осуществляет тарифное регулирование на электрическом и газовом рынках, и на ее фоне Нацкомуслуг, формирующая тарифную политику малобюджетных водоканалов и теплоэнергетиков, выглядит скромнее. Но несмотря на то, что денег на рынках НКРЭ оборачивается намного больше, сейчас взгляды всего топливного рынка будут прикованы к Нацкомуслуг. Объясняется это тем, что именно от тарифной политики Нацкомуслуг будет зависеть благосостояние крупнейших участников рынка.
Взаимосвязь доказывается элементарно: чем быстрее Нацкомуслуг поднимет до экономически обоснованного уровня тарифы теплоэнергетиков, тем быстрее они погасят 18 млрд. грн. долгов перед своим поставщиком газа — НАК «Нафтогаз Украины». В Кабмине это понимают, поэтому еще два месяца назад рекомендовали Нацкомуслуг повысить цены на тепловую энергию и горячее водоснабжение для населения на 40%. Планируется, что повышение произойдет уже в текущем месяце, поэтому «Нафтогаз» может рассчитывать на дополнительные поступления денег от тепловиков.
Вернуть НАК многомиллиардный долг в короткий срок вполне по силам, ведь сейчас из 298 предприятий ТКЭ только у десяти тариф на централизованное отопление соответствует экономически обоснованному уровню. При этом важно понимать, что тепловики не смогут уклониться от расчетов с «Нафтогазом», потому что с 18 июня 2014 года действует постановление правительства №217, которым введено полное изъятие средств, получаемых ими от своих потребителей, в пользу поставщика газа.
Вот так и работаем
Дополнительные финансовые вливания имеют для НАК особое значение. В первую очередь потому, что сейчас он в экстремальных условиях стремится выкупить максимальные резервы газа в Европе и закачать их в хранилища. Эту работу нужно завершить до начала отопительного сезона, что в условиях сырьевой блокады со стороны России представляется нереальным (к 15 октября в хранилищах должно быть 18–20 млрд. м3, тогда как сейчас — 14,5 млрд. м3). Поэтому власть решила пойти ва-банк: на прошлой неделе Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект №4117а, которым Кабмину разрешается вводить режим особого периода в работе энергетического комплекса, подразумевающий возможность обязывать частные добывающие компании продавать газ населению и теплокоммунэнерго по фиксированным ценам.
С одной стороны, это решение справедливо, ведь, как правило, отечественные частные газодобытчики подконтрольны местным олигархам, развивающим свои империи за счет рядовых украинцев. Но если посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, то переход к модели ручного регулирования рынка — это четкий сигнал его участникам сокращать инвестиции. За этим неизбежно последует сокращение объемов добычи газа внутри страны, что вполне устраивает нашего соседа.
Выход из ситуации может быть намного проще: постепенное повышение тарифов в тепловой энергетике и обеспечение мер по сокращению объемов потребления газа. Для этого достаточно навести элементарный порядок в коммунальной сфере, где потенциал экономии, по официальным данным того же «Нафтогаза», составляет 4 млрд. м3 в год. И эта работа не требует сверхусилий. Все, что необходимо, — это создать условия для повсеместного учета расходования газа и установки приборов регулирования тепла в помещениях. Но правительство почему-то об этом не задумывается.
При этом украинская власть не объясняет, что режим чрезвычайной ситуации на рынке ТЭК, позволяющий в ручном режиме распределять газ, скорее всего, введен не будет. Это доказывает элементарный расчет: при нынешних темпах накопления газа (до 30 млн. м3/сутки) к 1 сентября в стране будет накоплено 16 млрд. м3.
А после того как в начале осени среднесуточные поставки газа из Европы будут увеличены вдвое (за счет начала импорта из Словакии по газопроводу Вояны — Ужгород), к началу отопительного сезона — 15 октября — резервы наших ПХГ могут выйти на уровень 18 млрд. м3. С таким объемом вполне можно пережить зиму и при этом не распугать и без того скупых на инвестиции газодобытчиков.